Методическая разработка по теме "Практико-ориентированный подход в подготовке специалистов"

Цацаева Татьяна Николаевна

Методическая разработка состоит из двух частей: теоретической и практической.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod_razrab.doc500.5 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«ЭНГЕЛЬССКИЙ ПОЛИТЕХНИКУМ»

(ГАПОУ СО «Энгельсский политехникум»)

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Практико-ориентированный подход в подготовке специалистов

Выполнила:

Цацаева Татьяна Николаевна

Преподаватель спецдисциплин

Рассмотрено на заседании ПЦК

информационно-коммуникационных

технологий

Председатель ПЦК ИКТ

Цацаева Т.Н.

Энгельс, 2018 г.


Пояснительная записка

В теоретической части рассматривается вопрос о практико-ориентированном подходе к обучению в образовательном учреждении, применении практико-ориентированных технологий, поэтапном формировании  профессиональных компетенций личности студента в соответствии с ФГОС СПО.

В практической части приведены разработки практических занятий по дисциплинам: Информатика, МДК. 01.01 Обработка отраслевой направленности.


Введение

На современном этапе модернизации профессионального образования производство нуждается в самостоятельных, творческих специалистах, инициативных предприимчивых, способных приносить прибыль, предлагать и разрабатывать идеи, находить нетрадиционные решения и реализовывать экономически выгодные проекты.

Методологическим аспектом удовлетворения этой потребности производства и приобщения будущих специалистов к процессу социального преобразования общества является профессиональное становление студентов. Без обращения профессионального образования к практико-ориентированным технологиям обучения и воспитания студентов достаточно проблематично выполнить поставленные задачи.

ФГОС предусматривает усиление прикладного, практического характера СПО, адекватность его современным требованиям экономики, науки и общественной жизни.

Несмотря на значимость практико-ориентированного обучения для современного профессионального образования, его содержание и формы еще не получили достаточной теоретической и методической разработки. В педагогической теории и практике недостаточно обоснованы сущностные характеристики профессионального становления будущих специалистов в образовательной среде учебного заведения, не существует соответствующей модели, реализация которой могла бы обеспечить возможность повышения качества подготовки специалистов в разных отраслях производства.

Создание практико-ориентированной  образовательной среды учебного заведения, изучение ее влияния на становление, реализацию, раскрытие, самосовершенствование личности остается актуальной проблемой педагогики.

 


Теоретическая часть

Что же такое практико-ориентированный подход в обучении специалистов?

Существует, по крайней мере, три подхода, которые различаются как степенью охвата элементов образовательного процесса, так и функциями студентов и преподавателей в формирующейся системе практико-ориентированного обучения.

Наиболее узкий подход связывает практико-ориентированное обучение с формированием профессионального опыта студентов при погружении их в профессиональную среду в ходе учебной, производственной и преддипломной практики (Ю. Ветров, Н. Клушина).

Второй подход, (авторы Т. Дмитриенко, П. Образцов) при практико-ориентированном обучении предполагает использование профессионально - ориентированных технологий обучения и методик моделирования фрагментов будущей профессиональной деятельности на основе использования возможностей контекстного (профессионально направленного) изучения профильных и непрофильных дисциплин.

Третий, наиболее широкий подход, очень ёмко сформулировал Ф. Г.  Ялалов в деятельностно-компетентностной парадигме, в соответствии с которой практико-ориентированное образование направлено на приобретение кроме знаний, умений, навыков - опыта практической деятельности с целью достижения профессионально и социально значимых компетентностей. Это обеспечивает вовлечение студентов в работу и их активность, сравнимую с активностью преподавателя. Мотивация к изучению теоретического материала идёт от потребности в решении практической задачи. Данная разновидность практико-ориентированного подхода является деятельностно-компетентностным подходом.

Таким образом, для построения практико-ориентированного образования необходим новый, деятельностно-компетентностный подход.

В отличие от традиционного образования, ориентированного на усвоение знаний, практико-ориентированное образование направлено на приобретение кроме знаний, умений, навыков - опыта практической деятельности. В системе общего образования под опытом деятельности подразумевается в большей степени опыт учебно-познавательной деятельности. А само приобретение опыта осуществляется в рамках традиционной дидактической триады “ЗНАНИЯ – УМЕНИЯ – НАВЫКИ” путем формирования у обучающихся практических умений и навыков. При деятельностно-компетентностном подходе традиционная триада дополняется новой дидактической единицей: ЗНАНИЯ — УМЕНИЯ — НАВЫКИ — ОПЫТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Практика трудоустройства выпускников в последние годы показывает, что работодатели при подборе специалистов заинтересованы в кадрах, уже имеющих помимо специального образования и опыт работы. Поэтому сегодня молодые специалисты испытывают трудности конкуренции рынка труда и в адаптации к условиям деятельности. Профессиональное становление занимает еще несколько лет после окончания образовательного учреждения и требует дополнительных усилий от самих молодых специалистов и денежных затрат на переквалификацию от компаний, в которых они работают.

Основной проблемой низкой профессиональной компетентности выпускников  и их неконкурентоспособности является отсутствие практики решения задач в области будущей профессиональной деятельности.

Для преодоления обозначенных проблем необходимо уже сегодня переопределить принципы, методы и процедуры формирования содержания профессионального образования, а также согласовать стандарты по подготовке специалистов с профессиональными стандартами  определенной области.

При организации обучения специалиста и формировании содержания образования акцент необходимо ставить на принципы диалогизма и практико-ориентированности. Это позволит сформировать у будущих специалистов навыки диалогического общения, толерантное отношение к мнениям и взглядам коллег, умение выделять проблему из общей ситуации, выбирать оптимальный способ решения, прогнозировать и анализировать результаты, что соответствует критериям профессиональной компетентности специалиста.

В основу реализации данных принципов должны быть положены:

  • реальные профессиональные задачи, сложность которых возрастает от курса к курсу;
  • специфика профессиональной деятельности специалистов, которые работают индивидуально, малыми группами и большими коллективами;
  • интеграция знаний, методов различных областей науки и  практики.

Практико-ориентированный подход к обучению в образовательном учреждении должен применяться педагогическим коллективом с первых дней обучения и далее способствовать поэтапному формированию  профессиональных компетенций  личности студента.

 1 этап – Смысловой  

Адаптация к образовательному пространству. У студентов формируются культурные запросы и потребности, понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии, проявление к ней устойчивого интереса.

2 этап – Ценностный  

Начало специализации, укрепление и углубление профессиональных интересов студентов. Самостоятельность в определении задач профессионального и личностного развития.

Задания лабораторно-практических работ должны быть нацелены на индивидуальную поисковую деятельность, где студент не просто закрепляет основные теоретические положения учебного материала, а учится прогнозировать, планировать, в диалоге раскрывать свои мнения и позиции по выбранному способу решения учебной задачи, самостоятельно организовывать свою деятельность. Выполнение лабораторно-практических работ целесообразно организовать с использованием ИКТ.

3 этап - Практический    

Непосредственное знакомство с профессиональной деятельностью в период освоения профессиональных модулей и прохождения учебной практики, готовность к дифференцированной оценке уровня своего профессионализма и активность позиции.

В период освоения учебных дисциплин/междисциплинарных курсов студенты разрабатывают проекты в малых группах по 5-6 человек, где в основу работы положен диалог. Диалог является средством выявления проблемы и путей ее решения. На этом этапе выполняется полный цикл исследовательской деятельности: от изучения предметной области и выделения проблемы до ее реализации.

Результатом учебной практики является разработанный под руководством специалистов  программный продукт для решения небольших по объему  задач, выбранных из круга актуальных проблем. Кроме практической работы будущие специалисты знакомятся с реальными задачами производства, их постановкой, решением, документированием и презентацией.

4 этап – Заключительный

Готовность организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

К заключительному этапу обучения относится:

- производственная практика по виду профессиональной деятельности, сдача экзамена (квалификационного) по профессиональному модулю;

- преддипломная практика и защита дипломного проекта (работы).

Задачи:  формирование практического опыта профессиональной деятельности на базе конкретного производства, освоение профессиональных и общих компетенций по виду профессиональной деятельности; проверка возможностей самостоятельной работы будущего специалиста в условиях конкретного производства; сбор и подготовка материалов к сдаче экзамена (квалификационного) по освоению вида профессиональной деятельности, написание курсовой работы (проекта). Во время преддипломной практики студенты выполняют конкретные задания, соответствующие должностным обязанностям рабочего (служащего), могут приниматься на работу на вакантные должности.

Таким образом, практико-ориентированность и диалог позволяют студентам приобрести необходимый минимум профессиональных умений и навыков, опыт организаторской работы, систему теоретических знаний, профессиональную мобильность и компетентность, что соответствует образовательному стандарту и делает наших выпускников конкурентоспособными.


Практическая часть

  1. Тема занятия «Построение диаграмм и редактирование в MS Excel»

Цель урока:

  • Освоить способы визуализации числовых данных.
  • Научиться моделировать и строить задачи в среде MS Excel.
  • Составлять алгоритм решения задачи в среде MS Excel.

Задачи урока:

Образовательные:

  • Практическое применение изученного материала.
  • Закрепление знания общих принципов работы табличного процессора MS EXCEL и умения составить таблицу для решения конкретной задачи.
  • Приобретение навыков в составлении таблиц разного типа, особенно имеющих практическую направленность.
  • Создать таблицу и соответственно оформить.
  • Формирование представления о вычислениях в электронных таблицах как важной, полезной и широко применяемой на практике структуре. 

Развивающие:

  • Развитие навыков индивидуальной практической работы.
  • Развитие умений применять знания для решения задач различного рода с помощью электронных таблиц.
  • Развивать умение грамотно и быстро пользоваться компьютером;

Воспитательные:

  • Воспитание творческого подхода к работе, желания экспериментировать.
  • Развитие познавательного интереса, воспитание информационной культуры.
  • Профессиональная ориентация и подготовка к дальнейшему самообразованию к будущей трудовой деятельности.

Тип урока: комбинированный.

Программное и техническое обеспечение урока: мультимедийный проектор; ПК, программа MS EXCEL.

План урока:

  1. Организационный момент. (5 мин)
  2. Актуализация опорных знаний. (10 мин)
  3. Практическая работа (40 мин)
  4. Индивидуальная  работа за компьютером. (15 мин)
  5. Подведение итогов. Рефлексия (5 мин)
  6. Домашнее задание. (5 мин)

Ход урока

1. Организационный этап.

2. Актуализация опорных знаний (устный опрос).

  • Каково назначение Электронных таблиц?
  • Интерфейс Эксель?
  • Назовите элементы диаграммы
  • Порядок создания диаграмм
  • Форматирование ячеек
  • Абсолютные, смешанные ссылки
  • Активная ячейка
  • Правильные адреса ячеек
  • Что такое ЭТ?
  • Основные функции Эксель?
  • Адрес ячейки составляется из?
  • Документом является…?
  • Рабочая книга состоит из?
  • Для обработки  каких данных предназначен Эксель?
  • Файл созданный по умолчанию называется…?
  • Как задать диапазон значений для переменной Х?
  • Как задать диапазон значений для переменной  У?
  • Как показать, что в ячейку будет введена формула?
  • Какие правила ввода формул вы знаете?
  • Какими символами обозначаются действия умножения, деления, возведения в степень?
  • Может ли формула в программе Excel содержать переменную Х? А что вместо Х она должна содержать?
  • Как построить несколько графиков в одной системе координат?
  • Какой тип диаграмм надо выбрать для построения графика функции?
  • Как изменить цвет графика?

3. Практическая работа

Тема “Электронные таблицы” – одна из наиболее практически значимых, востребованных, после текстового редактора Word и его возможностей. Знания, полученные при изучении электронных таблиц пригодятся вам при планировании и решении как стандартных задач, так и задач, имеющих прикладной характер.

Сегодня на уроке мы будем использовать электронные для решения реальных задач прикладного характера.

Объяснение  практической работы:

 

Практическая работа

1 часть Создание обучающих тестов

Порядок работы при создании теста

  1. Оформите на листе Лист 1 таблицу. Лист 1 назовите Вопросы.

Описание: рис.1

В графу Вопрос введите вопросы.  

  1. Перейдите на Лист2 | в ячейку А1 введите слово Верно
  2. В ячейку А2 введите Не верно.
  3. В столбец В введите номера вопросов, в столбец С в строку, соответствующую  номеру вопроса, введите  верные ответы для данных вопросов.
  4. Перейдите на Лист 1 и выделите ячейку С2.

Описание: рис.2

  1. Выберите в Ленте меню  Данные - группа Работа с данными –  Проверка данных.
  2. В открывшемся диалоговом меню выберите первую Вкладку Проверка данных | в поле Тип данных выберите Список | в поле Источник перечислите несколько  вариантов  ответа через точку с запятой.
  3. Кликните вкладку Сообщение для ввода (в этом же диалоговом окне)  и в поле Сообщение введите фразу Выберите правильный ответ из списка и нажмите ОК. Т.к. фраза Выберите правильный ответ из списка будет повторяться столько раз, сколько вопросов, то имеет смысл её скопировать в буфер (выделить и нажать Ctrl+C на клавиатуре), а затем, для следующих вопросов вставлять скопированную фразу из буфера (Ctrl+V).   
  4. Заполните ячейки столбца С до конца списка вопросов (п.п.4, 5).
  5. Рядом с введенным ответом, в столбце D, должна будет появиться запись Верно или Не верно в зависимости от выбранного ответа. Для этого поставьте курсор мышки на ячейку D2 | Кликните по Описание: рис.3 в строке формул | Выберите категорию Логические | Если | ОК.

Описание: рис.4

Появится окно  | кликните  по полю Лог_выражение | кликните по ячейке C2| наберите на клавиатуре знак равенства « | перейдите на Лист 2| кликните по С1 (верному ответу на первый вопрос) | перейдите  в поле Значение_если_истина | Перейдите на Лист2 | кликните по ячейке А1 | нажмите клавишу F4 | перейдите  в поле Значение_если_ложь | Перейдите на Лист2 | кликните по ячейке А2 | нажмите клавишу F4 | ОК. В результате должна сформироваться формула =ЕСЛИ(C2=Лист2!C1;Лист2!$A$1;Лист2!$A$2) | скопируйте формулу на все вопросы.

  1. Сформируйте дизайн теста.

2 часть Построение графиков и рисунков средствами  MS Excel

  1. Построение рисунка «ЗОНТИК»

Приведены функции, графики которых участвуют в этом изображении:

у1= -1/8х2 + 12, х[-12;12]

y2= -1/8х2 +6, х[-4;4]

y3= -1/8(x+8)2 + 6, х[-12; -4]

y4= -1/8(x-8)2 + 6, х[4; 12]

y5= 2(x+3)2 – 9, х[-4;0]

y6=1.5(x+3)2 – 10, х[-4;0]

  • Запустить MS EXCEL
  • В ячейке А1 внести обозначение переменной х
  • Заполнить диапазон ячеек А2:А26 числами с -12 до 12.

        Описание: 뿷퇶b툮b

  • Последовательно для каждого графика функции будем вводить формулы.

Для у1= -1/8х2 + 12, х[-12;12]

  1. Устанавливаем курсор в ячейку В1 и вводим у1
  2.  В ячейку В2 вводим формулу                           
  3. Нажимаем Enter на клавиатуре
  4. Автоматически происходит подсчет значения функции.
  5. Копируем эту формулу до ячейки В26

        Описание: 뿷퇶b툮b

  1. Аналогично в ячейку С10 (т.к значение функции находим только на отрезке х[-4;4])  вводим формулу для графика функции y2= -1/8х2 +6.

        

и.т.д.

В результате должна получиться следующая ЭТ

        

После того, как все значения функций подсчитаны, можно строить графики этих функций.

  1. Выделяем диапазон ячеек А1:G26
  2. На панели инструментов выбираем пиктограмму Описание: 뿷퇶b툮b - мастер функций или выбираем меню Вставка Диаграмма.
  3. В открывшемся диалоговом окне Мастера диаграмм перейти на вкладку Стандартные. Мастер диаграмм предоставляет набор рисунков с типами диаграмм.
  4. В списке Тип выберите Точечная → Выбрать нужный вид→ Нажать Ok.

Описание: 뿷퇶b툮b

  1. Щелкнуть кнопку Далее

        Дальше следовать указаниям Мастера диаграмм.

В результате должен получиться следующий рисунок:

4. Индивидуальная работа за компьютером.

Задание в приложении

5. Подведение итогов урока. Домашнее задание.

Подведение итогов урока осуществляется в форме беседы, в ходе которой обсуждается вопрос: в каких сферах человеческой деятельности могут  применяться графики функций.

На этапе рефлексии ученикам предоставляется возможность оценить свою работу, а также ответить на вопросы: получилось ли достигнуть цели урока, достаточно ли было знаний для выполнения предложенных заданий, какие задания требуют дополнительного внимания.

6. Д/з  

Построить с помощью программы Excel рисунок по заданным формулам функций из того же источника [6] (бабочка и лягушка) (по выбору).

Описание: img7

Приложение

Задание для индивидуальной работы.

Постройте графики функций в одной системе координат. Получи рисунок.

1. «Очки»

1)

2)

3)

4)

5)

6)

7)

2. «Кошка»

1)

2)

3)

4)

5)

6)

7)

8)

3. «Птица»

1)

2)

3)

4)

5)

6)

7)

8)

4. «Динозаврик»

1)

2)

3)

4)

5)

6)

7)

8)

9)

10)


2. Тема занятия: «Обработка растровых и векторных изображений»

Цель: развитие познавательной мотивации, творческого подхода к учебной деятельности, используя индивидуальный и групповой подходы, проверка теоретических знаний студентов в области компьютерной графики, применение приобретенных знаний на практике.

Задачи:

развивающие способствовать формированию воли и настойчивости в процессе выполнения творческого задания, содействовать развитию у обучающихся аккуратности и творческого воображения, логику, навыки самостоятельной работы, само и взаимоконтроль.

обучающие осуществить контроль знаний по ранее пройденным темам посредством тестирования, закрепить навыки работы в векторном редакторе CorelDRAW и растровом редакторе Photoshop.

воспитательные способствовать развитию информационной культуры обучающихся, формированию навыков личной и общественной гигиены, само и взаимоуважение.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютерный кабинет, оснащенный техникой и ПО.

Тип урока: урок закрепления знаний, выработки умений и навыков.

Вид урока: ролевая игра

Ход урока

І. Организационный момент.

Вступительное слово:

Наиболее эффективным и удобным для восприятия видом информации была, есть и в будущем будет информация графическая. Любые объемы информации человек лучше усваивает, когда она поступает через канал зрения- вспомните, ведь и вам в детстве нравились рисунки с картинками. Большие объемы информаций иногда просто невозможно воспринять в других формах. Следовательно требуются средства для работы с изображениями, и специалисты, умеющие грамотно работать с этими средствами. И сегодня рынок программных средств, предназначенных для автоматизации работы с графическими изображениями, очень широк и разнообразен. Мы с вами работали в самых популярных графических редакторах, которые наиболее широко используются для работы с компьютерной графикой. Сегодня мы проверим ваши знания, умения и навыки работы в этих редакторах.

ІІ. Проверка д/з.

Обучающиеся рассказывают о видах компьютерной графики и параллельно демонстрируют презентацию.

ІІІ. Актуализация ранее изученного материала.

А) компьютерное тестирование

Б) тестовая работа (письменно)

IV. Творческая работа обучающихся.

1. Обучающиеся делятся на три группы:

1 группа – фирма заказчик, поставляющая цветы из Голландии в Саратовскую область.

2 группа – рекламное агентство, создающая рекламу в векторном редакторе CorelDRAW.

3 группа - рекламное агентство, создающая рекламу в растровом редакторе Photoshop.

(фирма –заказчик делает заказ на рекламу. Заказ предстоит выполнить двум рекламным агентствам. В итоге будет выбран лучший макет)

2. Презентация «Возможности графических редакторов»

(выступают директора рекламных агентств)

V. Обобщение

(Фирма- заказчик выбирает лучшую работу и аргументирует свой выбор. Подводятся итоги, обучающиеся анализируют, сравнивают плюсы и минусы редакторов, в которых они работали.)

VI. Д/з:

Подобрать изображения и создать рекламу организации по выбору.

VII. Итог занятия. Выставление оценок.

Рефлексия


Приложения

Вопросы теста на компьютере.

1. С каким расширением сохраняются файлы, созданные в Photoshop

А)

.psd, .pdd

 

 

 

 

 

 

Б)

.exe

 

 

 

 

 

 

В)

.bmp

 

 

 

 

 

 

2. Новый документ в Photoshop …

А)

создается автоматически при открытии Photoshop

 

Б)

File (Файл) ¦ New (Новый)

 

 

 

В)

File (Файл) ¦ Открыть

 

 

 

3. Для чего используется выделенный инструмент

А)

трансформации

 

 

 

 

 

Б)

создание надписей

 

 

 

 

В)

нет правильного ответа

 

 

 

 

4. Как можно изменить масштаб рисунка?

А)

потянуть за уголок рисунка

 

 

 

 

Б)

использовать кнопку "Лупа"

 

 

 

В)

использовать "Навигатор"

 

 

 

 

5. Как удобнее выделить одноцветную часть рисунка

А)

Магнитным лассо

 

 

 

Б)

"Волшебной палочкой"

 

 

 

В)

прямоугольное выделение

 

 

 

6. Изменить цвет кисти можно …

А)

выбрав кнопку "Установка цвета переднего плана"

 

Б)

на свитке "Цвет"

 

 

 

 

В)

не изменяется

 

 

 

 

 

7. Для кисти можно изменить …

А)

диаметр, цвет, твердость, форму, мутность

 

 

Б)

цвет, размер, фирму производителя

 

 

 

В) Нет правильного варианта 

 

 


Вопросы письменного теста

1. Укажите основные понятия компьютерной графики

А) точка, линия, разрешение изображения

Б) разрешение принтера

В) разрешение экрана, разрешение принтера, разрешение изображения

2. Какими свойствами обладает линия в векторной графике?

А) неразрывности Б) форма линии В) форма линии, толщина, цвет, характер

3. Изображения в CorelDRAW состоят из…

А) замкнутых линий и примитивов

Б) линий и примитивов

В) незамкнутых линий и примитивов

4. Рамкой выделения в CorelDRAW называется…

А) группа из восьми маркеров

Б) группа из восьми узлов

В) группа из рамок

5. Узел – это

А) маленький белый квадратик

Б) точка, которая обладает определенными свойствами

В) точка на плоскости, фиксирующая положение одного из концов сегмента

6. Сегмент – это

А) криволинейная линия

Б) часть линии соединяющая два смежных узла

В) линия соединяющая два смежных сегмента

7. Незамкнутой называется линия

А) имеющая начальный узел Б) не имеющая начальный узел

В) не имеющая конечный узел


Творческая работа

Задание 2 группе.

Используя следующие изображения создать рекламу цветочного магазина в векторном редакторе CorelDRAW.

      

Задание 3 группе.

Используя следующие изображения создать рекламу цветочного магазина в векторном редакторе в растровом редакторе Photoshop.

     


Список литературы:

  1. Канаева Т.А., Профессиональное становление студентов СПО в контексте практико-ориентированных технологий,  Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал), №12(20), 2015, www.sisp.nkras.ru
  2. Михеев В.А. Основы социального партнерства: теория и политика, практика: Учебник для вузов. М., 2016
  3. Солянкина, Л.Е. Модель развития профессиональной компетентности в практико-ориентированной образовательной среде / Л.Е. Солянкина // Известия ВГПУ. – 2016. – № 1 (0,6 п.л.).
  4. Скамницкий А.А., Модульно-компетентностный подход и его реализация в среднем профессиональном образовании,  М., 2015. – 247 с.
  5. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. – М.: Смысл, 2016. – 365 с.