Деятельность по формированию индивидуальной траектории профессионального развития
Индивидуальная траектория профессионального развития представляет собой путь саморазвития в профессиональной деятельности посредством создания профессиональной образовательной среды, при методической, психологической поддержки, оказания индивидуальной помощи исходя из проявления индивидуальных качеств и образовательных профессиональных запросов педагога.
Моя индивидуальная профессиональная траектория – это реализация профессионального и личностного потенциала в процессе подготовки специалистов среднего звена по специальностям «Прикладная информатика (по отраслям)» и «Информационные системы и программирование».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
traektoriya.doc | 64 КБ |
Предварительный просмотр:
Деятельность по формированию индивидуальной траектории профессионального развития
Образование - важнейшее из земных благ,
если оно наивысшего качества.
В противном случае оно совершенно бесполезно.
Р. Киплинг
Индивидуальная траектория профессионального развития представляет собой путь саморазвития в профессиональной деятельности посредством создания профессиональной образовательной среды, при методической, психологической поддержки, оказания индивидуальной помощи исходя из проявления индивидуальных качеств и образовательных профессиональных запросов педагога.
Моя индивидуальная профессиональная траектория – это реализация профессионального и личностного потенциала в процессе подготовки специалистов среднего звена по специальностям «Прикладная информатика (по отраслям)» и «Информационные системы и программирование».
- Функции и содержание траектории.
На современном этапе развития экономики растет потребность в специалистах среднего звена, изменяются их роль, место и функции, повышаются требования к их компетентности, технологической культуре и качеству труда. Рынок труда требует обеспечения производства практико-ориентированными кадрами, обладающими высокой профессиональной квалификацией. Во все времена общепринятым было мнение, что система образования выполняет заказ общества на образовательные услуги, и это положение педагогики осталось неизменным и сегодня. В современной трактовке этот заказ выглядит так: «…развивающемуся обществу нужны современные образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовы к межкультурному взаимодействию, обладают чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание» (из доклада Госсовета РФ «Об образовательной политике России на современном этапе») Главной фигурой в решении этой социально-экономической задачи является педагог профессионального обучения, работающий в системе образования. Цель профессионального образования в современных условиях состоит в том, чтобы подготовить конкурентоспособного специалиста, способствовать студентам в получении знаний, развивать потребность в политехнических умениях, профессиональную мобильность, всестороннюю компетентность, формировать навыки творческого саморазвития.
Рынок труда предъявляет к современному специалисту целый ряд новых требований, жестко не связанных с конкретной дисциплиной, а носящих метапредметный, интегральный, универсальный характер, состоящий в необходимости формирования у будущего специалиста общих и профессиональных компетенций. Таким образом, современный работодатель нуждается в компетентных специалистах, владеющих не только знаниями, умениями и навыками в рамках своей профессии, но и обладающих рядом профессиональных и надпрофессиональных компетенций, позволяющих им успешно трудиться в современных условиях.
Эффективная подготовка таких специалистов возможна при внедрении в образовательный процесс новейших педагогических и информационных технологий, позволяющих гарантированно получить запланированный результат – достижение студентами определенного уровня профессиональной подготовки по специальности. Это является важнейшей составляющей моей индивидуальной траектории профессионального развития.
Рассматривая особенности организации этой работы, важно определить её основные этапы
1. Аналитико-диагностический этап, включающий:
- выбор из существующих альтернатив решения проблемы наиболее приемлемых вариантов.
2. Проектировочный этап, проектирование маршрута профессиональной деятельности, направленной на разрешение возникшей проблемы: содержание работы, проектирование образовательной среды, в которой будет проходить работа, привлечение круга специалистов, готовых оказать помощь, и т.д.
3. Этап реализации индивидуального маршрута профессиональной деятельности, складывающийся:
- из организации непосредственной работы по реализации индивидуального маршрута профессионального развития путем использования наиболее адекватных методов и приемов исходя из профессиональных и личностных особенностей.
4. Контрольно-оценочный этап, включающий диагностику результативности решения проблемы.
В современной педагогической науке индивидуальный образовательный маршрут рассматривается как временная последовательность реализации образовательной деятельности субъекта, предполагающая изменение и зависящая от динамики возникающих образовательных задач. Мой образовательный маршрут предусматривает тщательное изучение образовательных потребностей и возможностей студентов; проектирование путей освоения образовательных программ на основании полученных данных; диагностика эффективности их освоения студентами при реализации образовательного маршрута.
- Индивидуальная методическая работа.
Самостоятельная методическая работа включает в себя:
-повышение педагогической и профессиональной квалификации, культурного уровня путем самостоятельного изучения научной, методической, педагогической, технической литературы
-изучение содержания ФГОС по специальностям, учебных планов и программ по дисциплинам специальностей;
-разработку и совершенствование УМК;
-творческое освоение и использование инновационных педагогических технологий и передового педагогического опыта;
-посещение учебных занятий опытных педагогов, имеющих высокие рейтинговые показатели качества обучения студентов, применяющих в своей педагогической практике инновационные педагогические технологии и техники;
-составление методических разработок, частных методик по учебным дисциплинам, УП и ПП;
-работу по оборудованию и оформлению учебной аудитории;
-работа в ПЦК и ОМО.
- Прогнозируемые результаты
- Соответствие ФГОСу СПО всех нормативных и учебно-планирующих документов.
- Поиск новых решений, организация исследовательской работы; прежде всего это:
- приобщение студентов к самостоятельной исследовательской работе;
- знакомство с аппаратом научного исследования и его этапами;
- обучение навыкам написания научно-учебного исследования;
- Исследование в области специальных дисциплин, разработка и внедрение новых педагогических технологий, ведение нестандартных форм обучения.
- Повышение профессионального уровня через курсы повышения квалификации, обмен опытом в виде стажировок в других учебных заведениях, проведение «мастер-классов» на муниципальном и региональном уровнях.
- Обобщение опыта работы через творчество студентов.
- Участие в педагогических чтениях, конкурсах педагогического мастерства, научно-практических конференциях всех уровней; разработка методических и учебных пособий, учебных и методических материалов к дисциплинам.
- Организация научной работы, которая является обобщением результатов всех направлений деятельности.