Деятельность по формированию индивидуальной траектории профессионального развития

Цацаева Татьяна Николаевна

Индивидуальная траектория профессионального развития представляет собой путь саморазвития в профессиональной деятельности посредством создания профессиональной образовательной среды, при методической, психологической поддержки, оказания индивидуальной помощи исходя из проявления индивидуальных качеств и образовательных профессиональных запросов педагога.

Моя индивидуальная профессиональная траектория – это реализация профессионального и личностного потенциала в процессе подготовки специалистов среднего звена по специальностям «Прикладная информатика (по отраслям)» и «Информационные системы и программирование».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon traektoriya.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

Деятельность по формированию индивидуальной траектории профессионального развития

Образование - важнейшее из земных благ,

если оно наивысшего качества.

В противном случае оно совершенно бесполезно.

Р. Киплинг

Индивидуальная траектория профессионального развития представляет собой путь саморазвития в профессиональной деятельности посредством создания профессиональной образовательной среды, при методической, психологической поддержки, оказания индивидуальной помощи исходя из проявления индивидуальных качеств и образовательных профессиональных запросов педагога.

Моя индивидуальная профессиональная траектория – это реализация профессионального и личностного потенциала в процессе подготовки специалистов среднего звена по специальностям «Прикладная информатика (по отраслям)» и «Информационные системы и программирование».

  1. Функции и содержание траектории.

На современном этапе развития экономики растет потребность в специалистах среднего звена, изменяются их роль, место и функции, повышаются требования к их компетентности, технологической культуре и качеству труда. Рынок труда требует обеспечения производства практико-ориентированными кадрами, обладающими высокой профессиональной квалификацией. Во все времена общепринятым было мнение, что система образования выполняет заказ общества на образовательные услуги, и это положение педагогики осталось неизменным и сегодня. В современной трактовке этот заказ выглядит так: «…развивающемуся обществу нужны современные образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно  принимать решения выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовы к межкультурному взаимодействию, обладают чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание» (из доклада Госсовета РФ «Об образовательной политике России на современном этапе»)  Главной фигурой в решении этой социально-экономической задачи является педагог профессионального обучения, работающий в системе образования. Цель профессионального образования в современных условиях состоит в том, чтобы подготовить конкурентоспособного специалиста, способствовать студентам в получении знаний, развивать потребность в политехнических умениях, профессиональную мобильность, всестороннюю компетентность, формировать навыки творческого саморазвития.

Рынок труда предъявляет к современному специалисту целый ряд новых требований, жестко не связанных с конкретной дисциплиной, а носящих метапредметный, интегральный, универсальный характер, состоящий в необходимости формирования у будущего специалиста общих и профессиональных компетенций. Таким образом, современный работодатель нуждается в компетентных специалистах, владеющих не только знаниями, умениями и навыками в рамках своей профессии, но и обладающих рядом профессиональных и надпрофессиональных компетенций, позволяющих  им успешно трудиться в современных условиях.

Эффективная подготовка таких специалистов возможна  при внедрении в образовательный процесс новейших педагогических и информационных технологий, позволяющих гарантированно получить запланированный результат – достижение студентами определенного уровня профессиональной подготовки по специальности. Это является важнейшей составляющей моей индивидуальной траектории профессионального развития.

Рассматривая особенности организации  этой работы, важно определить её основные этапы 

1. Аналитико-диагностический этап, включающий:

- выбор  из существующих альтернатив решения проблемы наиболее приемлемых вариантов.

2. Проектировочный этап, проектирование маршрута профессиональной деятельности, направленной на разрешение возникшей проблемы: содержание работы, проектирование образовательной среды, в которой будет проходить работа, привлечение круга специалистов, готовых оказать помощь, и т.д.

3. Этап реализации индивидуального маршрута профессиональной деятельности, складывающийся:

- из организации  непосредственной работы по  реализации индивидуального маршрута профессионального развития путем использования наиболее адекватных методов и приемов исходя из профессиональных и личностных особенностей.

4. Контрольно-оценочный этап, включающий диагностику результативности  решения проблемы.

В современной педагогической науке индивидуальный образовательный маршрут рассматривается как временная последовательность реализации образовательной деятельности субъекта, предполагающая изменение и зависящая от динамики возникающих образовательных задач. Мой образовательный маршрут предусматривает тщательное изучение образовательных потребностей и возможностей студентов; проектирование путей освоения образовательных программ на основании полученных данных; диагностика эффективности их освоения студентами при реализации образовательного маршрута.

  1. Индивидуальная методическая работа.

Самостоятельная методическая работа включает в себя:

-повышение педагогической и профессиональной квалификации, культурного уровня путем самостоятельного изучения научной, методической, педагогической, технической литературы

-изучение содержания ФГОС по специальностям, учебных планов и программ по дисциплинам специальностей;

-разработку и совершенствование УМК;

-творческое освоение и использование инновационных педагогических технологий и передового педагогического опыта;

-посещение учебных занятий опытных педагогов, имеющих высокие рейтинговые показатели качества обучения студентов, применяющих в своей педагогической практике инновационные педагогические технологии и техники;

-составление методических разработок, частных методик по учебным дисциплинам, УП и ПП;

-работу по оборудованию и оформлению учебной аудитории;

-работа в ПЦК и ОМО.

  1. Прогнозируемые результаты
  • Соответствие ФГОСу СПО всех нормативных и учебно-планирующих документов.                  
  •  Поиск новых решений, организация исследовательской работы; прежде всего это:
  • приобщение студентов к самостоятельной исследовательской работе;
  • знакомство с аппаратом научного исследования и его этапами;
  • обучение навыкам написания научно-учебного исследования;
  • Исследование в области специальных дисциплин, разработка и внедрение новых педагогических технологий, ведение нестандартных форм обучения.
  • Повышение профессионального уровня через курсы повышения квалификации, обмен опытом в виде  стажировок в других учебных заведениях, проведение «мастер-классов» на муниципальном и региональном уровнях.
  • Обобщение опыта работы через творчество студентов.
  • Участие в педагогических чтениях, конкурсах педагогического мастерства, научно-практических конференциях всех уровней; разработка методических и учебных пособий, учебных и методических материалов к дисциплинам.
  • Организация научной работы, которая является обобщением результатов всех направлений деятельности.