Летературное чтение
Уроки
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yu.ermolaev_dva_pirozhnyh.docx | 28.79 КБ |
v._berestov_chestnoe_gusenichnoe.doc | 96 КБ |
v._berestov_chestnoe_gusenichnoe.pptx | 1.2 МБ |
samoanaliz_uroka.doc | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Ю.Ермолаев «Два пирожных»
Цели урока: Знакомство учащихся с рассказом Ю. Ермолаева «Два пирожных». Осмысление идеи произведения через поступки и характеристику главных героев.
Задачи урока:
- познакомить детей с творчеством Ю.Ермолаева;
- помочь осознать и сформулировать главную мысль рассказа «Два пирожных»;
- способствовать формированию навыков беглого чтения и правильной речи учащихся;
- вести дифференцированную и индивидуальную работу путём проверки домашнего задания, использования разных приёмов работы над текстом,
- на примере произведений воспитывать положительные качества личности: сопереживание, дружелюбие, отзывчивость;
- развивать умение высказывать своё мнение и отстаивать его;
- учить детей работать в группе.
Тип урока: изучение нового материала
Планируемые результаты:
Познавательные УУД: развитие способностей учащихся управлять своей познавательной деятельностью; формирование умений анализировать, сравнивать, делать выводы.
Регулятивные УУД: формирование умения планировать свою деятельность на уроке.
Коммуникативные УУД: формирование умения слушать и слышать учителя, другого ученика; высказывать свою точку зрения. формировать умения договариваться и приходить к общему мнению.
Личностные УУД: формирование положительной учебной мотивации; развитие умения оценивать поступки людей
На доске эпиграф:
Макаренко А.С.
«По-настоящему ведёт за собой та книга, из которой читатель делает выводы сам»
Ход урока.
Организационный момент.
Ребята, сейчас у нас урок литературного чтения, урок общения.
Всегда приятно общаться с весёлым, доброжелательным человеком.
Поиграем в игру «Привет, сосед!»
Привет, сосед!
Улыбнись в ответ.
Я хочу, чтобы ты не грустил,
Всем улыбки сегодня дарил.
Что вы почувствовали? (тепло, радость, хорошее настроение, рядом друзья)
И вот так, в хорошем настроении, рядом с друзьями, мы проведём наш урок.
Вспомним наши законы на уроке:
Глаза смотрят и видят,
Уши слушают и слышат,
Сначала думаю, а потом говорю.
Помню, что в классе я не один,
Умею слушать мнение других.
Чтобы хорошо работать, что нам понадобится на уроке? (Память, воображение, ум, мышление.)
Что вы ждёте от сегодняшнего урока?
Сегодня мы узнаем фамилию писателя, прочитаем его рассказ осмыслим содержание рассказа, узнаем новое хорошее качество человека.
Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.
Вспомните, как называется раздел, который мы начали изучать? «Я и мои друзья»
Что мы выясняем, читая произведения этого раздела? (какими качествами должен обладать человек)
Что мы стараемся понять? (Всегда ли мы правильно поступаем по отношению к другим людям).
О каких хороших качествах людей вы узнали?
Дружелюбие – доброжелательность, дружеское отношение.
Преданность – верность, привязанность.
Сопереживание – сострадание, сочувствие, жалость, понимание.
Какое произведение помогло нам понять, что такое преданность, сопереживание? «Анна, не грусти!»
Каким было домашнее задание? Давайте проверим.
Придумать тонкие и толстые вопросы по тексту.
Придумать продолжение текста.
Работа с пословицами
Собрать пословицы:
Не мил и свет, когда друга нет.
Друзья познаются в беде.
Птица рада весне, а мать – родным деткам.
Без друга в жизни худо.
Какие пословицы подходят к прочитанному тексту?
Какая лишняя?
Как вы думаете, почему я включила эту пословицу в сегодняшний урок?
Прочитав произведение, мы и ответим на вопрос.
Тема и цели урока.
Перед нами сегодня новое произведение.
Определим автора и название произведения. Соотнести писателя и его произведение:
Николай Носов «Анна, не грусти»
Юрий Ермолаев «На горке»
Николай Булгаков «Два пирожных»
Ермолаев Юрий «Два пирожных»
Какие задачи поставим на урок?
– Познакомиться с автором
– Познакомиться с произведением
– Определить жанр произведен.
– Проанализировать главных героев
– Определить главную мысль
Давайте посмотрим на его портрет и предположим, каким он был человеком.
С творчеством этого писателя вы не знакомы. Давайте узнаем его получше.
Юрий Ермолаев – современный детский писатель.
Он родился в 1921 году в Москве, в семье рабочего. Его любимым предметом в школе была литература. С успехом окончив школу, Юрий Иванович поступил учиться в театральное училище им. М. Щепкина при Малом театре. По профессии он был актером, но его не покидала мечта стать детским писателем. Работал корреспондентом на радио.
Однажды на радио автор прочитал свои первые рассказы, которые имели успех у слушателей. Писательский труд увлек его. В 1960 году вышла первая книга рассказов «Почему рассердились бумажные полоски». Некоторые свои произведения он называл «Грустными шутками», потому что они таили в себе важное и поучительное. Пьесы и сценки автора исполнялись в театрах.
Герои Юрия Ивановича смелые, добрые и находчивые, их никогда не покидает чувство юмора и оптимизма, они всегда верят в справедливость.
Антиципация.
Сегодня мы познакомимся с одним из рассказов Ю Ермолаева «Два пирожных»
На доске запись:
« Она путешествует сидя дома, иногда отсутствует совсем, но когда возвращается, её ждёт неприятный сюрприз».
Что вас удивило? Составьте вопросы к прочитанному. Какой вопрос показался самым интересным?
Хотите найти ответы на свои вопросы?
Как это сделать? (прочитать текст)
Словарная работа.
Хорошо.
В произведении встретятся новые или малознакомые слова, значения которых нужно уточнить.
Кто сегодня «дежурный по словарю»?
«Дежурные по словарю» – работают с Большим толковым словарём Ожегова и находят значения нужных слов
Крендельки – витое хлебное изделие, напоминающее по форме восьмёрку.
Буфет -
Африка - материк или континент, огромные участки суши, со всех сторон окружённые водой.
Тропические лианы – вьющиеся растения с длинными стеблями, растут в тропических лесах, обвиваясь вокруг деревьев, цепляясь за них.
Река Конго- название реки. Очень крупная река Африки.
Долина реки Конго – удлинённая впадина реки Конго.
Речевая разминка.
Пока ребята работают проведём речевую разминку. Зачем её проводим? (Готовим речевой аппарат к работе.)
Прочитайте скороговорку в разном темпе с логическим ударением.
Наши руки были в мыле,
Мы посуду сами мыли,
Мы посуду мыли сами,
Помогали нашей маме.
Отработка техники чтения.
Прочитайте слова по слогам, а затем плавно, целыми словами.
Пу-те-ше-стви-е - путешествие
Крен-дель-ки – крендельки
Рас-сме-я-лась –рассмеялась
По-хва-ста-лась –похвасталась
Пи-рож-но-е- пирожное
Прогнозирование
По названию произведения, словам, с которыми мы познакомились, предположите, о чем пойдет речь. Можете ли вы как-то соотнести заголовок с текстом на доске?
Первичное чтение (звукозапись)
Проверка первичного восприятия.
Понравился ли вам рассказ?
Назовите действующих лиц рассказа.
О чем это произведение?
Подтвердились ли ваши предположения?
Вам хочется прочитать этот рассказ самостоятельно?
3 стадия – размышление.
Вторичное чтение Чтение детьми текста с пометками.
Прочитайте, отметьте чувства и эмоции, которые вы испытали во время чтения?
! -тревога,
глаз -удивление,
слеза - обида,
= стало неприятно,
сердце- хочу помочь,
+ молодец,
-- так делать нельзя
Обсуждение, кто какую поставил пометку.
Какие чувства вы испытали при прослушивании этого произведения?
Справочник «Моя шкатулка» (УДИВЛЕНИЕ, НАПРЯЖЕНИЕ, ВОЛНЕНИЕ, ТРЕВОГА, РАДОСТЬ, НЕГОДОВАНИЕ, ОГОРЧЕНИЕ).
А было ли вам за героев стыдно?
За кого?
Музыкальная физминутка « У жирафа пятна…»
У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.
У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.
Хлопаем по всему телу ладонями.
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках.
Дотрагиваемся до соответствующих частей тела.
У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.
У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.
Щипаем себя, как бы собирая складки.
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках.
Дотрагиваемся до соответствующих частей тела.
У котяток шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде.
У котяток шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде.
Поглаживаем себя, как бы разглаживая шёрстку
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках.
Вторичное анализ.
Давайте еще раз перечитаем текст и определим жанр этого произведения.
Произведение, какого жанра мы прочитали? (рассказ)
Признаки рассказа
- Повествование о реальных событиях.
- Небольшой объём.
- Немного действующих лиц.
4. Описание одного эпизода.
Продолжим работу. Будем учиться анализировать рассказ.
Прочитай вопросы. Исправь ошибки. Задай вопросы одноклассникам.
1) О чём попросила мама дочек?
2) Почему девочки хотели помогать маме?
3) Какой выбор сделала каждая из сестер?
4) Какими по характеру были сестры?
5) Почему Наташа съела два пирожных?
6) Какой урок хотела дать мама младшей дочке?
7) Как вы считаете, правильно ли поступила мама и Оля?
О чём попросила мама дочек?
Есть ли ошибки в первом вопросе? Кому ты адресуешь этот вопрос?
Почему девочки хотели помогать маме? Что нужно исправить во втором вопросе? (не хотели)
Появляются фразы: читала книгу, лепила из пластилина.
Какой выбор сделала каждая из сестер? Все ли верно в третьем вопросе?
Наташа осталась читать увлекательную книгу, она удовольствие доставляла себе. А Оля решила сначала помочь маме, а потом лепить в свое удовольствие. Она пересилила свое желание, и пошла трудиться для всей семьи.
Появляются фразы: чтение книги, помощь маме.
Какими по характеру были сестры? Прочитаем четвертый вопрос. Охарактеризуйте сестер.
Появляются фразы: Наташа- Себялюбивая, ленивая, нечуткая. Оля- Трудолюбивая, отзывчивая, добрая, внимательная, ответственная.
Почему Наташа съела два пирожных? Прочитаем пятый вопрос. Кто исправит ошибку? ( Почему Оля съела два пирожных?) Оля съела два пирожных, потому что за старание ее отблагодарила мама, а старшая сестра так и не пришла на помощь.
Появляются фотографии пирожных.
Какой урок хотела дать мама младшей дочке? Прочитаем шестой вопрос. Кто нашел ошибку?
Мама хотела таким поступком воспитать у дочери чувство ответственности и взаимопомощи. Мама пришла уставшая с работы. Ей нужно было помочь. Несмотря на сильное желание заниматься чтением книги, старшей дочери необходимо было помочь маме и отложить свое желание, как это сделала Оля. Втроем они еще быстрее вымыли посуду и занялись бы другими делами.
Как вы считаете, правильно ли поступила мама и Оля? Прочитаем восьмой вопрос.
Возможно, Наташа так поступала не в первый раз. Видимо, ее нечуткость к близким людям проявлялась не один раз. Иначе мама бы так жестко не поступила со старшей дочкой.
Я считаю, что Наташе можно было бы такой урок дать помягче. Ее по-человечески очень жаль. Ведь она не праздно лежала на диване, а читала книгу. Мама могла оставить пирожное.…
В нашей опорной схеме не хватает главной мысли рассказа Ю.Ермолаева.
Прочитай пословицы. Найди пословицу, которая передаёт главную мысль рассказа.
В добрых руках работа спорится.
Какие труды, такие и плоды.
Делая зло, на добро не надейся.
У болтуна нет спешных дел.
Всякая помощь хороша вовремя.
Работа в группах.
Сейчас вы будете работать в группах.
1-белая – шляпа информации
-Как наз. произведение? 2пирожных
-Кто герои этого рассказа? девочки главные герои
как звали дочерей? Дочек звали Оля и Наташа
О чём попросила мама? Мама попросила вымыть посуду
2-чёрная – шляпа писсимиста (критики)
- Необходимо продолжить предложение.
Плохо, что старшая дочь не помогла.
Плохо, что Наташе не досталось пирожное.
Плохо, что
3-жёлтая –шляпа оптимиста(позитивное мышление)
Думаю, что Наташа поймёт свою ошибку
В следующий раз Наташа обязательно поможет маме
Оля поделится пирожным
У Наташи было интересное путешествие
Мама не будет сердиться на Наташу
4-красная-шляпа эмоций
Круто… или Здорово, что… (Оля помогла мама. Съесть два пирожных. Читать интересную книгу. Побывать в Африке.)
5-зелёная-шляпа идей
Если бы вы были Наташей, как бы вы поступили?
Если бы вы были мамой, как бы вы поступили?
6-синяя-шляпа
Вывод учителя: Каждый из нас живёт в семье. В вашем доме должна царить любовь, доброта, уважение, тепло. Особенно в нашей любви и внимании нуждаются самые близкие люди- ваши родители. Берегите свою маму, чаще помогайте ей. Ласковые слова, ваши добрые поступки, отличное поведение и учеба согреют ее сердце.
1 группа- используя опорную запись на доске составить рассказ о Наташе;
2 группа - составляют синквейн об Оле
Оля
отзывчивая, старательная
лепила, мыла, съела
У мамы трудолюбивая дочь
помощница
3 группа - подготовка к чтению по ролям отрывка рассказа на стр.86
4 группа - поиск отрывка текста к иллюстрации в учебнике.
5 группа - придумать другой конец рассказа
6 группа - На сколько смысловых частей можно поделить сказку.
Что главное произошло в 1 части, 2, 3?
План написан, но части перепутаны, расставьте их в правильном порядке.
1. Я два пирожных съела.
2. Мамина просьба
3. А меня здесь нет!
На кого из героев вы бы хотели быть похожими? Почему? (Олю? - отзывчивость чуткость, внимательность)
Итог урока
С каким произведением мы познакомились на уроке?
Кто написал?
Знакомя вас с автором – Юрием Ермолаевым, я сказала, что некоторые свои произведения он называл «Грустными шутками». Как вы считаете, рассказ « Два пирожных» - грустная шутка?
Как вы думаете, зачем автор рассказал нам эту историю?
Чему учит нас этот рассказ?
И неспроста на доске сегодня появилось высказывание замечательного человека Макаренко А.С. «По-настоящему ведёт за собой та книга, из которой читатель делает выводы сам»
Рефлексия.
- Сегодня я понял, что…
- После чтения мне захотелось…
- Я попробую…
- После чтения я задумался о том как ….
Выскажи своё мнение на листочках.
1.На кого из героев вы бы хотели быть похожими? Почему?
2.Дай советы главным героям.
Домашнее задание.
Подготовься читать по ролям;
Взять интервью у своей мамы, как бы она поступила в ситуации, описанной в рассказе.
Составить правила поведения в семье
Самым любознательным: Найти по карте и записать в тетрадь 5 рек, которые протекают в Африке; 5 государств Африки.
Приложение 2.
Прочитай вопросы. Исправь ошибки. 1) О чём попросила мама дочек? 2) Почему девочки хотели помогать маме? 3) Какой выбор сделала каждая из сестер? 4) Какими по характеру были сестры? 5) Какие чувства испытывала Оля, когда звала сестру помочь ей? А Наташа? 6) Почему Наташа съела два пирожных? 7) Какой урок хотела дать мама младшей дочке? 8) Как вы считаете, правильно ли поступила мама и Оля? Прочитай пословицы. Подчеркни пословицу, которая передаёт главную мысль рассказа. В добрых руках работа спорится. Какие труды, такие и плоды. Делая зло, на добро не надейся. У болтуна нет спешных дел. | Прочитай вопросы. Исправь ошибки. 1) О чём попросила мама дочек? 2) Почему девочки хотели помогать маме? 3) Какой выбор сделала каждая из сестер? 4) Какими по характеру были сестры? 5) Какие чувства испытывала Оля, когда звала сестру помочь ей? А Наташа? 6) Почему Наташа съела два пирожных? 7) Какой урок хотела дать мама младшей дочке? 8) Как вы считаете, правильно ли поступила мама и Оля? Прочитай пословицы. Подчеркни пословицу, которая передаёт главную мысль рассказа. В добрых руках работа спорится. Какие труды, такие и плоды. Делая зло, на добро не надейся. У болтуна нет спешных дел. | Прочитай вопросы. Исправь ошибки. 1) О чём попросила мама дочек? 2) Почему девочки хотели помогать маме? 3) Какой выбор сделала каждая из сестер? 4) Какими по характеру были сестры? 5) Какие чувства испытывала Оля, когда звала сестру помочь ей? А Наташа? 6) Почему Наташа съела два пирожных? 7) Какой урок хотела дать мама младшей дочке? 8) Как вы считаете, правильно ли поступила мама и Оля? Прочитай пословицы. Подчеркни пословицу, которая передаёт главную мысль рассказа. В добрых руках работа спорится. Какие труды, такие и плоды. Делая зло, на добро не надейся. У болтуна нет спешных дел. |
.
3. Приём "Чтение с остановками"
-Читать рассказ мы буде с остановками, по смысловым частям
Чтение 1 части ( до слов …и пошла на кухню)
Коллективное рисование иллюстрации к 1 части
-Кто вошёл в комнату?
-О чём попросила мама? Сколько у мамы было дочерей? Как их звали?
-Что делала старшая дочь Наташа? младшая Оля? Что решила сделать Оля?
Чтение 2 части (до слов …И принялась за лепку)
-Что пообещала сделать Наташа? Выполнила ли она своё обещание?
Самостоятельное чтение 3 части
Предварительный просмотр:
МБОУ «Кривошеинская СОШ»
Урок литературного чтения
2 класс
Чудеса вокруг нас
В. Берестов «Честное гусеничное»
Потапенко И. Г.
Учитель начальных классов
2014 г.
Чудеса вокруг нас
В. Берестов «Честное гусеничное»
ТИП УРОКА: урок изучения нового материала
ЦЕЛЬ: путём чтения и осмысления литературного произведения приобщить учащихся к общечеловеческим духовным ценностям, сформировать его как культурного читателя, выражающего интерес к книгам и чтению, проявляющего гражданские, нравственные, эстетические чувства и творческую активность.
ЗАДАЧИ:
- продолжать работать над правильным, осознанным, выразительным чтением вслух и молча с достаточной беглостью в соответствии с нормами литературного произношения;
- формировать читательские умения и литературных представлений учащихся, необходимые для освоения литературы как искусства слова и обеспечивающие полноценное восприятие и понимание произведений и книг
- формировать образные представления о человеке и окружающем его мире, отношений к жизненным явлениям;
- способствовать развитию эмоциональной отзывчивости, воссоздающего воображения, критического мышления и творческой активности младшего школьника;
- акцентировать внимание на правилах построения отношений в обществе.
1.Организационный момент
Слайд 2
- Прозвенел звонок, а это значит, нам пора начинать урок и отправляться за новыми знаниями. Посмотрите на камень, оказавшийся на нашем пути, прочитайте надпись на нём и выберете для себя то, что вам ближе.
- Ребята, мне приятно, что большинство из вас захотело здесь остаться, ведь именно на уроках литературы мы стараемся познать мудрость жизни.
2. Проверка домашнего задания.
- Скажите, какое произведение мы читали с вами на прошлом уроке? (Б. Сергуненков «Одуванчик»)
- Какое задание вы выполняли дома? (придумывали продолжение к тексту)
- Давайте проверим, что у вас получилось.
- Молодцы! Ну а сегодня как всегда на уроке нас ждут чудеса, фантазии, творчество и волшебство.
- Работа с текстом сказки до чтения.
- Прочитайте загадку и попробуйте отгадать её. ( на доске)
Расту червячком, питаюсь листком.
Себя обмотаю, потом засыпаю.
Не ем, не гляжу, неподвижно лежу.
Но вдруг оживаю, свой дом покидаю.
- Кто это? (Гусеница, куколка и бабочка.) (Запись отгадок на доске.)
- Представьте себе, что Гусеница умеет говорить. Какое по жанру произведение будем читать? (Сказка - на доске)
Слайд 3
- Сейчас я предлагаю вам побыть в роли волшебников.
- Попробуйте расколдовать автора и название одной удивительной истории. (В. Берестов «Честное гусеничное»)
- О чем может идти речь в рассказе с таким названием?
– Можете ли вы по названию определить героя этого произведения?
– Что необычного, сказочного, загадочного прячется в названии сказки «Честное гусеничное»?
( Только человек может дать честное слово.)
- Какое интересное заглавие, так хочется его закончить. Каким словом можно закончить фразу «Честное гусеничное….. («слово»)
- Итак, кто мог дать честное гусеничное слово? (Гусеница - на доске)
Слайд 4
- Посмотрите на иллюстрацию, которую сделал художник к произведению с таким названием.
–Рассмотрите её и скажите, о чём она рассказывает. (О девочке, которая собирала цветы на лугу; о бабочке, сидящей на цветке)
– А по иллюстрации можете ли вы назвать главного героя? (девочка, бабочка- на доске)
- Работа с текстом во время чтения.
Проблемная ситуация
– Итак, наши мнения разделились. По названию сказки мы предположили, что главным героем является – гусеница, а по иллюстрации – главный герой – девочка.
- Как можно узнать, кто из вас прав? (прочитать)
-Давайте прочитаем текст. (Стр. 128)
Чтение сказки детьми вслух (учитель комментирует, помогает ребятам вести диалог с автором).
Образец чтения:
Гусеница считала себя очень красивой и не пропускала ни одной капли росы, чтобы в неё не посмотреться. (Почему Гусеница смотрела на себя в каждую каплю росы? (Считала себя красивой, любовалась собой, глядя в каплю росы)
До чего ж я хороша! — радовалась Гусеница, (Чему радовалась Гусеница? (Своей красоте: «До чего ж я хороша!») А вы согласны с Гусеницей? с удовольствием разглядывая свою плоскую рожицу и выгибая мохнатую спинку, чтобы увидеть ней две золотые полоски. (Ребята, как вы думаете, автору нравится Гусеница? Как её описывает автор? (Да, О ней пишет ласковыми словами: рожица, спинка, полоски.)
- Жаль, что никто-никто этого не замечает. (Чего было жаль Гусенице? Чему она огорчалась? (Что никто не замечает её красоты.)
Но однажды ей повезло (Что же могло случиться однажды?), лугу ходила девочка и собирала цветы. Гусеница взобралась на самый красивый цветок и стала ждать. (Каким образом Гусеница решила привлечь внимание девочки? (она взобралась на самый красивый цветок) Удалось ли Гусенице это? (Да.) Как вы думаете, каких слов ждала Гусеница от девочки? (восхищения.)
А девочка увидела её и сказала:
- Какая гадость! Даже смотреть на тебя противно!(Оправдались ожидания гусеницы?)
Ах так! - рассердилась Гусеница. (Почему рассердилась Гусеница? (Ей не понравились слова девочки, она сильно обиделась, что не оценили её красоту.) Согласны ли вы с девочкой?
- Тогда я даю честное гусеничное слово, что никто, никогда, нигде, ни за что и нипочём, ни в коем случае, при каких обстоятельствах больше меня не увидит! (Что решила Гусеница? (Что её больше никто, никогда, нигде не увидит.) Ребята, вам жалко Гусеницу?)
Дал слово - нужно его держать, даже если ты Гусеница. (Как автор оценил слова гусеницы? («Дал слово – нужно его держать») Согласны ли вы с этими словами автора?
И Гусеница поползла на дерево. Со ствола на сук, с сука на ветку, с ветки на веточку, с веточки на сучок, с сучка на листок. (Как вы думаете, почему так высоко забиралась Гусеница? (Пряталась ото всех в укромное место.) Вынула из брюшка шёлковую ниточку и стала ею обматываться. (Что стала делать Гусеница, найдя укромное местечко для себя?(Стала обматываться) Кто был внимательным и заметил, какие слова автора помогают понять нам его отношение к Гусенице и вообще к природе? (Слова подобрал нежные: веточка, сучок, ниточка, брюшко. Автор сочувствует Гусенице, ему её жаль)
Трудилась она долго и наконец сделала кокон. (Что сделала Гусеница? (Кокон.) А кто из вас знает, что такое кокон? (Кокон – это оболочка из шёлковой нити, в которой гусеница превращается в куколку.) Слайд 5
Уф как я устала! - вздохнула Гусеница. (Легко ли было Гусенице? Как она об этом говорит? («Как я устала!»)
- Совершенно замоталась. (объясните, как вы понимаете это слово). Когда мы так говорим? (Сильно устали. Нитками замотались)
В коконе было тепло и темно, делать больше было нечего, и Гусеница уснула. (Что сделала Гусеница в коконе? (Уснула)
Проснулась она оттого, что у неё ужасно чесалась спина. (Почему проснулась Гусеница? (У неё чесалась спинка.)Вы догадались, что происходит с Гусеницей?) Тогда Гусеница стала тереться о стенки кокона.(Зачем она это делала?)
Тёрлась, тёрлась, протёрла их насквозь и вывалилась. Но падала она как-то странно - не вниз, а вверх. (Гусеница полетела вниз?(нет) Что было странного в её падении? (Падала вверх, не вниз.)
И тут Гусеница на том же самом лугу увидела ту же самую девочку. (Кого увидела Гусеница на том же самом лугу? (Девочку)
«Какой ужас! - подумала Гусеница. (Что привело в ужас Гусеницу? )
— Пусть я не красива, это не моя на, но теперь все узнают, что я ещё и обманщица. Дала честное гусеничное, что никто меня не увидит, и не сдержала его. Позор!» О чём она подумала? (стыдно, что не сдержала обещания и все теперь её будут считать обманщицей)
И Гусеница упала в траву. (Что случилось с Гусеницей? (Она упала в траву.)
А девочка увидела её и сказала: (Как вы думаете что сказала девочка?)
Какая красивая! (Какие слова услышала Гусеница теперь от той же самой девочки, на том же самом лугу? (Какая красивая!)
Вот и верь людям, - ворчала Гусеница. (Почему Гусеница не сразу поверила девочке? (Она ещё не знала, что превратилась в Бабочку.)
- - Сегодня они говорят одни завтра - совсем другое.
На всякий случай она погляделась в каплю росы. (Какой увидела себя Гусеница в капле росы?)
Что такое? Перед ней незнакомое лицо с длинными-предлинными усами. Гусеница попробовала выгнуть спинку и увидела, что на спинке у неё появились большие раз цветные крылья. (Что же произошло с Гусеницей?
- Ах вот что! - догадалась она. - Со мной произошло чудо. Самое, обыкновенное чудо: я стала Бабочкой! Это бывает.
И она весело закружилась над лугом, потому что честного бабочкиного слова, что её никто не увидит, она не давала. (Почему так легко и весело закружилась Бабочка над лугом? (Гусеница поняла, что она не нарушила честного гусеничного слова, став бабочкой, а честного бабочкиного слова, что её никто не увидит, она не давала.)
– Понравилась ли вам эта сказка?
- Менялось ли у вас настроение на протяжении всего рассказа? Почему? Расскажите об этом, используя словарь настроений. Слайд 6
– Ребята, давайте ещё раз посмотрим на иллюстрацию.
– Какой отрывок из сказки изобразил художник? (стр. 128).
- Физминутка
Утром бабочка проснулась.
Потянулась, улыбнулась.
Раз – росой она умылась.
Два – изящно покружилась.
Три – нагнулась и присела.
На четыре – улетела.
А на пять – на место села
- Работа с текстом после чтения.
– Рассказывая об этом удивительном случае, Берестов себе на уме держит очень важную мысль, которую хочет донести до ребят. Что же за мысль?
– Найдите в тексте (стр. 129) предложение в котором заключена основная мысль сказки. (Дал слово – нужно его держать.) (очень важно сдерживать данное честное слово)
– Как называется сказка, которую мы читали?
– Как по - другому можно озаглавить эту сказку?
- Прочитайте слова гусеницы, где она догадалась, что она превратилась в гусеницу. (стр 130)
– Какие слова из фраз Гусеницы можно взять для заглавия этой сказки? (Самое обыкновенное чудо- на доске)
- Что она называет «самым обыкновенным чудом»?(превращение бабочки)
- Где вы уже встречали эти слова? (Так называется раздел. Возможно, авторы книги взяли строчку из этой сказки для названия раздела.)
- В реальной жизни может это произойти?
- Послушайте текст.
Слайд 7
Жизнь бабочки состоит из нескольких циклов. Сначала это личинка, затем гусеница, далее куколка и, наконец, из куколки появляется бабочка. Бабочка откладывает свои личинки на растении. Из этих личинок развиваются крохотные гусеницы. Они начинают есть и расти. В определённый момент гусеница чувствует, что пришло время измениться. Тогда она сплетает вокруг себя маленький кокон, её голова отваливается, она сбрасывает гусеничную кожу, после чего появляется куколка. Куколка может спать несколько недель или месяцев, однако в это время с ней происходят изменения: спереди образуется шесть ног, а сзади - четыре сложенных крыла. Когда превращение закончено, бабочка разрушает кокон и выползает наружу. Она сидит несколько часов, не летая, и просто разрушает свои крылышки, ожидая, пока они высохнут и окрепнут. Она взмахивает ими, пока не убедится, что готова лететь, после чего совершает свой первый полёт.
- Скажите, чем похожи эти тексты и чем отличаются?( научный, художественный)
- На каком уроке мы можем встретиться с таким текстом?
- Где писал учёный, а где – писатель?
Слайд 8
- Ребята, посмотрите на эту выставку.
Здесь собрана маленькая частичка книг, которые написал В. Берестов.
Глядя на его фотографию, и зная его произведения, что можно сказать о характере этого человека? Какой он? (добрый, весёлый, внимательный, очень любит природу и людей, понимает детей и пишет для них так, чтобы интересно было читать его произведения)
- Кому из вас захотелось ещё почитать рассказы и сказки В. Берестова?
- Закрепление новых знаний
Слайд 9
- А сейчас я предлагаю вам поработать в группах и составить 2 «толстых» и 2 «тонких» вопроса для своих товарищей.
Таблица " толстых ” и " тонких ” вопросов.
толстые вопросы ? | тонкие вопросы ? |
Объясните, почему...? Почему Вы считаете...? В чем различие...? Предположите, что будет, если...? | Кто? Что? Когда? Может...? Будет...? Мог ли...? Было ли? Согласны ли Вы? Верно ли? |
Деление сказки на части
- Ребята, давайте вернёмся к нашей загадке. В загадке и в сказке 3 части. Разделите сказку на части так, чтобы они соответствовали частям загадки.
1. Гусеница Жизнь гусеницы
2. Куколка Образование кокона или сооружение кокона, кокон - дом
3. Бабочка Появление бабочки
- Скажите, важны ли были знания, полученные на этом уроке, для построения отношений с другими людьми?
- Расскажите, в какой жизненной ситуации они могут пригодиться?
Слайд 10
- Предлагаю вам написать цифровой диктант. Вы видите, на слайде записаны черты характера человека.
- Я читаю ситуацию из жизни, а вы записываете номер, который вы выберите для ответа.
- Витя шёл домой. Вдруг он увидел большую собаку, которая лаяла на девочку из соседнего дома. Витя очень испугался и спрятался в ближайший подъезд. (4)
- Когда мама пришла с работы, Света рассказала ей, что это она нечаянно вымазала скатерть на столе. (1)
- Маленький братик показал Даше свой рисунок. Он был очень доволен своей работой. Даша похвалила братика. Девочка знает, что, когда братишка подрастёт, она научит его рисовать ещё лучше. (3)
- Папа рассказывает Коле, как нужно правильно держать гвоздь и молоток. Но Коля не слушает папу, он уверен, что всё делает правильно и в советах не нуждается. (5)
- Ученики 3 класса всегда здороваются со всеми взрослыми в школе, говорят спасибо всем работникам столовой, уступают место девочкам. (2)
Слайд 11
- Друга с какими чертами характера вы хотели бы иметь?
Слайд 12
- Прочитайте пословицу: Поступай с другими так, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой.
- Для чего я вам напомнила об этой пословице?
- Рефлексия
Слайд 13
- Волшебниками вы были на уроке, теперь я хочу превратить вас в учителей. Оцените этот урок с помощью таблицы «понравилось, не понравилось, было интересно»
+ | - | интересно |
|
|
|
- Оценивание работы учащихся на уроке (словесное и выставление отметок)
- Оцените своё настроение на уроке, раскрасив бабочку.
- Домашнее задание.
Перечитать сказку, нарисовать «портреты» героини к каждой части, подписать их словами из текста.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Налево пойдёшь – богатство найдёшь. Направо пойдёшь – друга обретёшь. Прямо пойдёшь – что утеряно, вернёшь. А здесь останешься – мудрость жизни познаешь.
1.Фамилия автора произведения, которое мы будем читать на уроке, «лишняя» в этом ряду фамилий. А.Милн , Дж.Родари , В.Берестов 2.Название произведения узнаете, решив закономерность. Солдат – честное солдатское Мама – честное материнское Гусеница - ?
Кокон – это оболочка из шёлковой нити, в которой гусеница превращается в куколку .
Словарь настроений Беспокойное Весёлое Волшебное Восторженное Грустное Загадочное Капризное Нежное Нетерпеливое Печальное Поучительное Привередливое Радостное Робкое Светлое Сердитое Серьёзное Солнечное Сосредоточенное Сочувствующее Спокойное Таинственное Тёплое Тревожное Хмурое Шаловливое Шумное
Валентин Берестов
? Что? Кто? Когда? Как зовут? Где? ? Почему? В чём причина … ? В чём отличие … ? А что было бы … ? Что будет, если … ? Объясните, почему … ? РАБОТА В ГРУППАХ
Цифровой диктант 1. Ч е с т н о с т ь 2. В е ж л и в о с т ь 3. Д е л и к а т н о с т ь 4. Т р у с о с т ь 5. У п р я м с т в о
Цифровой диктант 4, 1, 3, 5, 2 Молодцы !!!
Поступай с другими так, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой
Оцените урок по таблице + - интересно
Спасибо !!!
Предварительный просмотр:
Самоанализ урока
Образовательная система «Школа 2100»
Предмет: Литературное чтение
Класс: 2
Тема урока: Чудеса вокруг нас
Произведение: В. Берестов «Честное гусеничное»
Это 8 урок в разделе «Самое обыкновенное чудо».
Данный урок является уроком – изучения нового материала и подчинён следующим целям и задачам
ЦЕЛЬ: путём чтения и осмысления литературного произведения приобщить учащихся к общечеловеческим духовным ценностям, сформировать его как культурного читателя, выражающего интерес к книгам и чтению, проявляющего гражданские, нравственные, эстетические чувства и творческую активность.
ЗАДАЧИ:
- продолжать работать над правильным, осознанным, выразительным чтением вслух и молча с достаточной беглостью в соответствии с нормами литературного произношения;
- формировать читательские умения и литературных представлений учащихся, необходимые для освоения литературы как искусства слова и обеспечивающие полноценное восприятие и понимание произведений и книг
- формировать образные представления о человеке и окружающем его мире, отношений к жизненным явлениям;
- способствовать развитию эмоциональной отзывчивости, воссоздающего воображения, критического мышления и творческой активности младшего школьника;
- акцентировать внимание на правилах построения отношений в обществе.
Урок спланирован в соответствии с технологией проблемного обучения и критического мышления.
Выбор структуры и типа урока обосновывался местом урока в теме, разделе, требованиями учебной программы и целями и задачами данного урока. Заявленные цели и задачи решались в ходе урока в процессе выполнения специально подобранных заданий. Задачи урока формулировались в совместной деятельности учителя и учащихся.
Для достижения поставленных целей использовала:
- Наглядно – иллюстративный метод
- Проблемный
- Словесный
- Репродуктивный (выполнение заданий со слов учителя)
- Метод создания выбора и успеха при дефиинцированном и творческом домашнем задании.
На уроке мною выбраны и осуществлены следующие формы организации работы детей:
- коллективная
- работа в группах (при составлении плана и вопросов по тексту)
- самостоятельная (выборочное чтение по заданию учителя)
Исходя из особенностей урока изучения нового материала, считаю, что в уроке прослеживались все основные этапы.
- Организационный момент (эмоциональный настрой)
- Для включения в работу обучающихся применила мобилизирующий этап, который вывел детей на определение и формулировки темы урока. Также были обозначены и цели урока.
- Основным этапом урока стал этап «Работа над текстом». При подведении итогов включила рефлексию, предложила деферинцированное домашнее задание.
- И обязательным моментом на уроке была активная, эмоциональная минутка отдыха.
Все этапы урока взаимосвязаны между собой и являются логическим продолжением одного этапа другим.
Считаю, что плотность урока бала высокой, темп урока считаю оптимальным. Думаю, что мобилизирующий приём вначале урока задал хороший темп и повлиял на эффективность урока.
На уроке были использованы технические и наглядные средства обучения. И считаю их выбор рациональным.
При отборе материала к уроку придерживалась требований программы (стандарты) и содержания урока. Стремилась, чтобы задания были интересными, занимательными, разнообразными, но в тоже время были обучающими, воспитывающими, развивающими и создавали проблемную ситуацию. Содержание урока, на мой взгляд, отвечает принципам доступности.
Кроме того, стремилась, чтобы при выполнении заданий, дети использовали свой жизненный опыт, связывали те или иные моменты с окружающей их природой, жизнью, делался акцент на значимость сделанных выводов.
В ходе урока ребята познакомились с новым словом (Кокон), Выяснили многозначность выражения (совсем замоталась), узнали, как в природе происходит процесс появления бабочки.
Групповая работа обучающихся носила характер тренировочных упражнений по составлению плана, формулировки вопросов по изученному тексту.
При ведении урока старалась говорить чётко, понятно, доступным языком, придерживаясь среднего темпа речи, чтобы дети смогли понять и усвоить сказанное. В своей речи использовала специальную терминологию (анималистическая сказка, художественный и научный текст). На протяжении всего урока была доброжелательна, использовала словесную оценку.
В течении урока дети были активны, уровень знаний хороший. Владеют и хорошо ориентируются в изученном материале. Хорошо находят и выделяют основные мысли произведения, умеют их объяснить.
В конце урока ученики проанализировали степень выполнения поставленных задач и оценили значимость урока.
Взаимоотношения между детьми доброжелательные, умеют работать с учебником, в группах, готовы в трудную минуту придти на помощь товарищу, понимают поставленные перед ними задачи.
Результативность урока можно оценить по предложенному учащимся цифровому диктанту, по их оценке урока по таблице «+,-, интересно», по анализу выполнения поставленных задач.
Таким образом, считаю, что содержание урока полностью соответствует поставленным целям, задачам, формам работы, методам организации деятельности, отражает направленность на личность: на становление и проявление индивидуальности, развитие интеллектуальных и творческих
способностей.