ЕГЭ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ЭССЕ по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ Занятие по развитию у учащихся навыков выполнения

Слайд 2

01.05.17 Эссе (от фр. Опыт, набросок) – прозаическое ненаучное произведение философской, литературной, исторической, публицистической или иной тематики, в непринужденной форме излагающее личные соображения автора по какому-либо вопросу.

Слайд 3

01.05.17 Классификация эссе Личностное, Объективное эссе субъективное эссе Его цель – раскрыть ту или иную сторону личности автора Его цель – раскрыть точку зрения автора эссе по какой-либо научной теме, проблеме

Слайд 4

01.05.17 Требования к эссе Представление собственной точки зрения Аргументация фактами Теоретическое обоснование Использование терминов Использование цитат Представление различных точек зрения Самостоятельность и индивидуальность Логичность Использование приемов сравнения и обобщения Грамотность

Слайд 5

01.05.17 Алгоритм написания эссе 1. Выбрать наиболее близкую и понятную тему, при раскрытии которой можно проявить свои знания, эрудицию, творческие способности. 2. Сформулировать смысл проблемы, поднимаемой автором цитаты. Например, тема «У нас нет времени, чтобы стать самим собой» (А. Камю) предполагает работу в рамках проблематики самопознания, самосознания человека, «Я — концепции», противоречивости реального и идеального Я, экзистенциальности человеческого существования. Иначе, раскрывает проблематику личностного развития. Тема «Не хлебом единым жив человек» (Библия) в своей основе содержит проблему противоречивости материальных и духовных потребностей человека. Это означает, что необходимо вспомнить материал именно по обозначенной проблеме, выписать ряд понятий, с которыми воз­можно работать в рамках данной темы. Необходимо выделить основную идею и определить, в рамках какой темы или раздела курса обществознания последуют рассуждения. «В данном высказывании автор (например, Аристотель) поднимает проблему … . Автор считает, что …

Слайд 6

01.05.17 В свободной форме сделать набросок эссе, то есть дать волю всему, что «хочет» писаться, включая понятия, противоречия, ассоциации, цитаты, тезисы, примеры, мнения, аргументы научного и бытово­го характера, имена, события, недописанные мысли... 3. Обозначить свою позицию по отношению к точке зрения автора цитаты. «Я согласен с мнением автора», «Я не согласен с мнением автора», «Не могу не согласиться с позицией автора», «Анализируя высказывание, можно отметить…», «Далее следует сказать…», «Следует считать верным, что…», «Это можно опровергнуть тем, что…», «Можно (не) согласиться с автором в том, что…», «Кажется на первый взгляд верным…», «Опровергается тем, что…» и т.п.

Слайд 7

01.05.17 4. Теоретически обосновать свою позицию. Объяснить свою позицию, применив теоретические, научные знания по данной теме, корректно используя необходимые термины и понятия. Приветствуется использование цитат или ссылок на слова известных ученых, сравнение различных точек зрения на данную проблему для усиления своей позиции. 5. Привести конкретные примеры в подтверждение своей позиции. Пример должен быть конкретным, то есть описывающим конкретную ситуацию с конкретным действующим лицом.

Слайд 8

01.05.17 Примеры (не менее 2-3-х) следует приводить, используя имеющиеся знания по истории, обществознанию, литературе и другим наукам, а также используя факты общественной жизни, собственный опыт. Не следует использовать бытовые ситуации в качестве примеров. Примеры должны подтверждать избранную позицию, а не противоречить ей. 6. Обобщить все выше сказанное: «Таким образом, приведенные научные положения (принятые в науке точки зрения, теории, данные и т.д.), примеры, подтверждают, что …

Слайд 9

01.05.17 7. Высказать свои предположения о перспективах развития данной проблемы, надежды на определенное развитие событий, или каким-либо другим образом завершить рассуждение.

Слайд 10

01.05.17 Наиболее часто допускаемые ошибки: Не раскрыта поднимаемая проблема. Не высказана собственная позиция. Нет теоретического обоснования. Употребленные термины введены некорректно, неграмотно. Приведены примеры на бытовом уровне. Примеры опровергают высказанную позицию автора эссе. Нет обобщения. Нарушена логика и последовательность изложения. Сущность проблемы понята неверно.

Слайд 11

Особенности обществоведческого эссе. Неограниченность тем и разнообразие формулировок Субъективность, ярко выраженная позиция автора ,порой исповедальный характер произведения. Прозаическая форма. Небольшой объём. Интеграция знаний, полученных при изучении других учебных дисциплин. 01.05.17

Слайд 12

Использование и правильное истолкование обществоведческих терминов и понятий . 01.05.17

Слайд 13

01.05.17 Эссе. «Наука –это организованное знание». (Г.Спенсер).



Предварительный просмотр:

Обществознание

http://obshestvo.egepedia.ru 
http://www.gotovkege.ru/testobsh.html 
http://www.ctege.org/content/category/15/66/48/ 
http://www.bitnet.ru/demo-ege/socialscience.html 
http://humanitar.ru/ 
http://justfrag.ru/c8/ план С8 
http://shkola.lv/index.php?mode=cht&chtid=649 философы 
http://ucheba.pro/viewtopic.php?f=47&t=1058 готовые примеры на все темы эссе по обществознанию 
http://www.alleng.ru/edu/social2.htm справочные материалы/ типовые варианты 
http://www.xenoid.ru/shp/shp_obsh/ шпаргалки 
http://www.alleng.ru/d/soc/soc18.htm термины и понятия 
http://egeshpora.ru/files/summary/25/15.html полезная подборка 
http://obhis.ru/ лекции 
http://danur-w.narod.ru/ 
http://www.uchportal.ru/load/143 презентации 
http://www.zavalam.net/shporki.php?predmet=predmet/o шпаргалки 
http://www.ido.rudn.ru/nfpk/ob/gloss.html термины 
http://bobych.ru/ege/obshe11/ по всем разделам 
http://www.proshkolu.ru/user/alex73/file/527001/ справочник 
http://forum.ctege.org/showthread.php?t=345 эссе 

История:
http://history.egepedia.ru 
http://egefun.ru/test-po-istorii 
http://www.gotovkege.ru/testhist.html 
http://www.ctege.org/content/category/15/69/48/ 
http://www.ucheba.ru/ege-article/12852.html 
http://www.istorya.ru/abitu/ 
http://bibliotekar.ru/istoriya-rossii/index.htm 
http://www.prosv.ru/ebooks/danilov_istoriya_9/02.htm



Предварительный просмотр:

«Разумный человек приспосабливается к миру; неразумный – упорно пытается приспособить мир к себе. Поэтому прогресс зависит от неразумных людей». (Бернард Шоу)

Выбранное мною высказывание затрагивает проблему движущих сил прогресса. Данная тема крайне актуальная в современном мире, так как темпы общественного развития возрастают, современное общество динамично, и человеку важно понимать, какие именно люди являются инициаторами прогрессивных изменений. Бернард Шоу, Ирландский драматург, писал о том, что разумный человек приспосабливается к миру, неразумный – упорно пытается приспособить мир к себе. Таким образом, Бернард писал о том, что прогресс зависит от людей неразумных, желающих перестроить мир под свои нормы, смотрящих дальше и шире обычных людей. Это суждение совершенно справедливо и с ним невозможно не согласиться. Я также полагаю, что именно нонконформисты, люди, жаждущие изменений в обществе, двигают мир вперед. Ведь каждый ученый не довольствуется общепринятым, не мирится с недостатками окружающего мира, желает изменить его к лучшему. Под общественным прогрессом ученые понимают совокупность всех поступательных изменений в обществе, его развитие от простого к сложному, переход с более низкого уровня на более высокий. Сама идея прогресса возникла в европейской общественной мысли в XIX веке. Его движущие силы – это различные инновации, возникающие во всех сферах жизни общества, а в первую очередь – науке и технике. Инновация – это создание чего-либо принципиально нового, что не существовало ранее. А какой же человек не будет довольствоваться тем, что есть, захочет создать что-то абсолютно новое? Только неразумный. Вот, как подтверждаются слова Бернарда Шоу. Все гениальные люди являются двигателем прогресса. Великие ученые, мореплаватели, поэты… Все эти люди схожи в одном – им не хотелось просто жить в мире, в котором они жили, им необходимо было создать что-то новое. Их творения во многом вызывали непонимание со стороны общества, однако они не отступились от своих позиций. Именно поэтому сейчас мы знаем о гелиоцентрической системе мира, читаем потрясающие произведения. Колумбу захотелось заглянуть за край мира, приплыть в Индию, а получилось, что он открыл Америку. Эйнштейн опровергнул всю существующую систему взглядов на мир. В современном мире тоже есть место инновациям. Бывший генеральный директор компании Apple Стив Джобс создал свой уникальный продукт и преуспел в жизни. Успешными людьми становятся те, кто не захотел «прогибаться», подчиняться обществу, а хотел придумывать что-то новое, идти по собственному пути. Таким образом, мы понимаем, что Бернард Шоу в своем высказывании оказался абсолютно прав, и, проанализировав теоретический материал и примеры, мы еще раз в этом убеждаемся. Общественный прогресс зависит от тех самых «неразумных» людей, которые не смиряются с существующим положением дел.

«Человек немыслим вне общества» (Л.Н. Толстой)

Лев Николаевич Толстой – великий русский писатель второй половины XIX – начала XX вв. Его творчество поражает читателя глубочайшими философскими смыслами.

   «Человек немыслим вне общества» - как это понять? Чтобы грамотно сформулировать ответ необходимо, прежде всего, дать определение понятиям «общество» и «человек».

   Человек - существо биосоциальное, обладающее мышлением, членораздельной речью, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе общественного труда, воплощающее в себе высокие моральные и интеллектуальные свойства. Само определение подсказывает нам, что человек прочно связан с обществом, которое содействует и помогает ему стать личностью и отстоять свою индивидуальность.

   Общество – обособившаяся от природы часть материального мира, но тесно связанная с ней, состоящая из индивидуумов (людей), обладающих волей и сознанием и включающая в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения. Здесь осуществляется социализация, т.е. процесс усвоения человеком определённой системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Ребенок с момента рождения попадает не только в природную, но и в социальную среду, которая готовит его к дальнейшей самостоятельной жизни, начиная со становления самых элементарных функций: питание, передвижение и т.д.

   Общество содержит в себе смысл, разум и волю. Оно легитимно, в нем концентрируется сущность человеческого бытия: все, что отличает человека от чисто природного существа и обнаруживает его разумную и духовную природу. Оно формирует человеческую личность: устойчивую систему социально значимых характеристик человека как члена общества.

   Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров – выдающаяся личность. Его отличает высокий ум, компетентность, воспитанность. Именно общество социализировало его, позволило ему раскрыть свой духовный и нравственный потенциал. Оно предоставило ему свои «интеллектуально-нравственные» дары – все лучшие ценности, которое накопило. Он получил блестящее образование (МГИМО), стал принимать участие в политической жизни России. Я считаю, что именно такие люди должны стоять на столь высших государственных постах.

   Вне общества нет смысла, и каждый член общества получает возможность взаимодействовать со смыслами только в социальном пространстве. Чисто индивидуальный смысл, оторванный от общественных установок, не может существовать, и будет полной бессмыслицей. Даже высшие истины религии тесно связаны с обществом. В «Евангелии» Христос говорит: «… Где двое или трое собраны во имя Моё, там Я посреди их».

   Природой заложено так, чтобы человек взаимодействовал с себе подобными. Человек с момента своего появления не может существовать вне общественных связей и отношений. Главное значение общества состоит в том, что в его рамках выживание человеческого рода, жизнедеятельность людей обеспечены более надежно и более эффективно, чем при изолированном существовании каждого человека. Более высокая гарантированность жизнеобеспечения заставила наших предков вести совместную жизнь. В эпоху традиционного общества люди сообща занимались земледелием, собирательством, скотоводством. Затем к этой деятельности добавились ремесла, человек стал заниматься творчеством и таким образом происходит совершенствование общества вплоть до современности…

   Среди духовных испытаний для совершенствования по системе «дзен» в Японии существует процедура «моритао» - помещение человека на неделю и более в пещеру и строгий запрет разговаривать там даже с самим собой. По свидетельству лиц, прошедших это испытание, жажда общения к концу изоляции становилась просто невыносимой, и дальнейшая встреча с любым человеком, беседа на любую тему доставляла отшельнику острейшую радость. Отсюда вывод, что влечение человека к установлению контакта с другими людьми есть социальная потребность.

   В настоящее время люди не пренебрегают коммуникацией. В эпоху информационно-компьютерных технологий человек все больше погружается в коммуникативную среду, черпает из нее важную и значимую для себя информацию, которая делает его умнее, начитаннее, помогает реализовать себя в жизнедеятельности, применять полученные знания на благо и развитие общества. Коммуникация – это и есть основа общества, когда люди понимают друг друга, сотрудничают и реализуют разные проекты. Наше общество развивается. С ним должен развиваться и человек. Я полностью согласен с высказыванием Льва Николаевича Толстого, что «человек немыслим вне общества».


«Имею право или  обязан?»

   Конституция РФ предусматривает как соблюдение прав, так и соблюдение обязанностей всех людей, находящихся на территории РФ. Но что же всё-таки первично: права или обязанности?

   Возьмём Конституцию. Статья 30 гласит: «Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов». В этом пункте говорится только о правах, но дальше следует пояснение: «Свобода деятельности общественных объединений гарантируется». Раз «гарантируется», значит, кто-то обязан обеспечить соблюдение этого права. Так можно разобрать любую статью, любой закон, и права одного всегда будут обязанностями другого.

   Можно вспомнить, что ни в одной Утопии не было слоя общества начисто лишённого обязанностей. При коммунизме люди пытались построить общество равных возможностей, равных прав, но ни в коем случае не лишить, ради благоденствия это общество обязанностей.

   Таким образом, обязанности присутствуют всегда, а вот права нет. Практически бесправными были рабы в Риме и шудры в Индии. Государство видело в них лишь рабочую силу.

   Права надо заслужить. Именно труд, как сказал Ф. Энгельс, вывел обезьяну в люди. И, проходя по спиралям эволюционного процесса, человек приобретает всё новые обязанности, выполнять которые всё трудней и трудней. Но, вместе с тем, и новые права.

   Я считаю, что обязанности стоят выше прав ( и этот вопрос НЕ аналогичен вопросу «Что было раньше - яйцо или курица?» ). И, только выполняя свои обязанности по отношению к другим, я имею право требовать от других соблюдения моих прав.


«Создает человека природа, но развивает и образует его общество»  (В.Г. Белинский).

Человек - это существо биологическое и социальное. Всю свою жизнь он проходит процесс социализации- приобщению к традиционным ценностям, устоям окружающего мира. Этот процесс ограничен двумя полюсами: рождением и смертью. С раннего детства человека окружают первичные агенты социализации: семья, детский сад, школа. Формирование характера и мировоззрений - вот главные задачи первичных агентов. Вторичные агенты социализации, такие как вузы, профессиональные учреждения, рабочее место, формируют картину огромного окружающего мира и места человека в нем. Благодаря агентам социализации человек становится личностью, проявляет свои индивидуальные особенности и способности во взаимодействии с людьми. Человек может определить кто он, сравнивая себя с другими людьми, прислушиваясь к мнению других. По теории Маслоу существует пирамида человеческих потребностей. Фундаментом пирамиды является биологические потребности (жажда, голод, сон, продолжение рода); в середине пирамиды находятся социальные потребности (труд, самореализация); и самыми верхними являются духовные потребности (познание, мировоззрение). Все потребности тесно связаны между собой. Человек не может жить без еды, воды, и воздуха, потом же он не может жить без общения с другими людьми. Истории известны факты о том, что без общения с людьми человек сходит с ума, а не развивая свои интеллектуальные способности, он перестает быть личностью и живет на природном уровне, удовлетворяя биологические потребности.

   Таким образом, фундаментальной основой человека является его биологическая сущность, а стержневой основой — социальная. Я полностью согласна с мнением известного литератора В.Г.Белинского о том, что «создает человека природа, но развивает и образует его общество».


«Революция – это переход от неправды к правде, от лжи к истине, от угнетения к справедливости, от обмана и страданий к прямолинейной честности и счастью»  (Роберт Оуэн)

  Революцию часто называют общественным взрывом, именно поэтому, на мой взгляд, революция не решает полностью тех проблем, которые возникли в жизни.

   В историческом прошлом России самой значительной была революция в октябре 1917 года. Наиболее важным её результатом стало начало строительства коммунизма, что означало радикальное изменение жизни всей страны. И если это – та самая правда, справедливость и честность, о которой говорит Оуэн, то почему сейчас Россия всеми силами пытается приобщиться к западной модели развития и делает всё, чтобы стать капиталистической страной в полном смысле этого слова? И это при том, что в советское время Россия многого добилась: стала сверхдержавой, первой осуществила полет человека в космос, победила во Второй мировой войне. Получается, что революция не привела нашу страну к истине. Более того, к концу 1991 года Россия оказалась на грани экономической катастрофы и голода.

   Нужно ли говорить о социальных революциях, если даже в ходе научно-технической революции в современном мире возникает множество вопросов. Среди них и экологические проблемы, и рост безработицы, и терроризм.

   С одной стороны, в ходе НТР совершенствуется здравоохранение, спасаются от смерти усилиями врачей самые безнадёжные больные, а с другой стороны, производится оружие массового поражения, в том числе, бактериологическое. Средства массовой информации ежедневно освещают миллионы событий, происходящих во всех уголках планеты, информируя, образовывая людей, но в то же время СМИ выступают в качестве манипулятора человеческим сознанием, волей, разумом.

   Можно привести еще множество примеров революций, но вывод останется однозначным: революция – это многосторонний и противоречивый процесс, в ходе которого решаемые проблемы заменяются другими, часто еще более сложными и запутанными.


"Власть, лишенная авторитета, хуже, чем явное безвластие"

   В обществе, где правит власть, лишенная авторитета у народа, правовое и демократическое государство существует только на бумаге. Как писал Оноре де Бальзак: "Власть, над которой глумятся, близка к гибели". И в действительности, в таком государстве обществом управляют лишь личные интересы, стремление к неравенству, нарушению чужих прав и закона, деспотизм.

   В рамках этой позиции необходимо раскрыть проблемы устранения вседозволенности и отношения народа к государственному аппарату и его работе.

   Есть у государства функции, которые ни при каких условиях не могут быть переданы не государственным структурам. Это функции обеспечения национальной безопасности и государственного суверенитета (вооруженные силы, пограничная стража, борьба с преступностью и др.). И от качества, результативности, а также методов их исполнения, зависит степень уважения народом государственной власти и доверия к ней.

   Одним из главных показателей эффективности работы государственного аппарата является борьба с преступностью, то есть борьба с вседозволенностью и установлением в обществе принципа справедливости. В цивилизованном современном государстве самым важным условием торжества справедливости является неотвратимость наказания. Ведь если за деяние предусмотрено наказание, а нет системы, которая исполняет и следит за его исполнением, то люди будут решать свои проблемы преступными, а не правовыми методами. А власть, при которой человек живет в постоянном страхе за свою жизнь и своих близких, никогда не добьётся авторитета у народа. Ещё один главный фактор добросовестной работы власти - воплощение в жизнь принципа равенства граждан перед законом и судом. Как писал А.И. Герцен: "Массы хотят остановить руку, нагло вырывающую у них кусок хлеба, заработанный ими, - это их главная потребность. К личной свободе, и независимости слова они равнодушны; массы любят авторитет, их ещё ослепляет оскорбительный блеск власти, их ещё оскорбляет человек, стоящий независимо; они под равенством массы понимают лишь равномерный гнёт".

   Реализация в человеческих отношениях равенства, как и многих других социальных ценностей, осуществляется через право. Равенство - изначально присущее праву - свойство с историческим изменяющемся содержанием. Разным цивилизациям на разных этапах их исторического развития присущи свой круг отношений и участвующих в них субъектов, попадающих под действие правового равенства. В современном обществе необходимо, чтобы власть обеспечивала равенство в правах, перед законом и судом всех граждан, независимо от обстоятельств.

   Но чем же именно власть, лишённая авторитета, хуже, чем явное безвластие? При явном отсутствии власти, начинается открытая борьба за право управлять государством, где обычно побеждает сильнейший на данном этапе развития страны. А если власть лишена авторитета - это неизбежно приводит к революции или к кризису в государстве. Но ни одна гражданская война и ни один государственный переворот никогда не решали всех проблем в стране. Как писал О. Бисмарк: "Революции подготавливают гении, осуществляют фанатики, а плодами её пользуются проходимцы".

   Ярким примером в русской истории революции, не принесшей всех ожиданий восставших и возникшей из-за утраты доверия власти в стране, является революция 1905-1907 года. Царь Николай II не смог принять вовремя сложные решения, которые бы принесли коренные изменения не только в социальной и духовной жизни, но и в политической. Но даже первая российская революция не разрешила всех проблем, которые её породили. Так же революционные события 1905-1907 года имели отрицательные последствия для страны, а точнее, для её экономики: заметно ослабла активность предпринимателей, уменьшился торговый оборот, сократилось промышленное производство, так же были сокращены капиталовложения в экономику России.

   Я думаю, что для того, чтобы власть обладала авторитетом, ей необходимо быть в согласии с народом, осуществлять его волю, и направлять свою деятельность на благо страны и общества.


"Свобода есть право на неравенство"

   Свобода - это основная характеристика человеческого бытия, его суть. Как писал немецкий философ Гегель: «Свобода есть познанная необходимость». Свобода личности в различных ее проявлениях выступает сегодня важнейшей ценностью цивилизованного общества. Но для того, чтобы понять всю ее значимость, необходимо обратиться к примерам из истории.

   Закономерной чертой развития человечества является неравномерность распределения свободы между представителями различных сословий, слоев, классов, что порождает неравномерное распределение прав между людьми, и приводит к социальному и правовому неравенству. Даже в первобытном обществе были старейшины и вожди, отличавшиеся своими правами и обязанностями и занимавшие более высокое положение по сравнению с остальными соплеменниками. Самым ярким же примером, показывающим значение свободы для человека, является рабство - исторически первая и наиболее грубая форма эксплуатации, при которой раб наряду с орудиями производства труда являлся собственностью своего хозяина - рабовладельца. В истории России таким примером является крепостное право. Но каждая новая ступень общественного развития добавляет новые качества свободе и равенству людей, распространяя их на все более широкий круг субъектов.

   В самом общем смысле слова свобода является возможностью выбора действия, не зависящего ни от какой внешней силы, поэтому она, как и многие социальные ценности, нуждается в праве. Право придает свободе социальное качество, при котором активность каждого человека согласуется с активностью других людей. Право является мерой свободы. Ведь ничем не ограниченная свобода порождает преступность: если человек совершил преступление и не подвергся за это никакому наказанию, он будет считать, что ему все дозволенно и станет совершать все новые и новые преступления. А как писал великий римский государственный деятель Луций Анней Сенека: «Щадя преступников, вредят честным людям». Но для борьбы с нарушениями закона, государству необходимо не только ужесточать наказания и приводить их в исполнение, но и развивать правосознание у своих граждан. Люди должны научиться уважать законы и считать своим долгом их соблюдать. А закон в свою очередь должен быть гуманным, справедливым, но и одновременно с этим, как говорил Шарль Монтескье, «похож на смерть, которая не щадит никого».

   Но почему же тогда и в современном обществе, гарантирующем равноправие, существует проблема разного распределения свободы и как следствие появления неравенства ?

   Причина этой проблемы на протяжении всей истории человечества остается одна и та же. Люди в процессе своей жизнедеятельности объединяются, и человеческое общество представляет собой множество различных социальных групп. Различные социальные группы занимают разное положение в обществе, которое определяется неодинаковыми правами и привилегиями, ответственностью и обязанностями, собственностью и доходами, отношением к власти и влиянием среди членов своего сообщества, а в последствии и разным количеством правовой свободы. Социальная дифференциация - разделение общества на социальные группы была и есть главным препятствием на пути к становлению правового государство. И как показывает мировой опыт, на общественное развитие, в том числе и правовое, наибольшее влияние оказывают интересы не всех социальных групп, а только тех, которые находятся у власти: эксплуататорские классы и правящие элиты.

   Свобода есть право на неравенство, ведь чем у человека больше возможностей, тем больше привилегий. И поэтому «свобода,- как писал О. Бисмарк,- это роскошь, которую не каждый может себе позволить».


"В нынешние времена – все политика" (С. Къеркегор)

   С. Къеркегор поднимает проблему политизации всех сторон жизни человека не только в отдельно взятой стране, но и в мире. Что же такое политика? Политика – это искусство управлять обществом. Управлять при помощи чего? При помощи власти, для оказания влияние есть все условия. Это политические организации, партии, чиновничий аппарат, политические отношения, политическая идеология и все это направлено на организацию жизнедеятельности.

   При демократическом режиме – государство, являясь главным политическим институтом, который осуществляет власть от имени народа, принимает законы, кодексы и другие документы по которым живет страна. Например, подошел пенсионный возраст человеку, он оформляется по закону о пенсионном обеспечении, желает человек вступить в брак - действует Семейный кодекс.

   На международной арене сегодня проходят процессы глобализации. Есть так же международный порядок взаимоотношений, который называется геополитикой. Геополитическое устройство мира строится на принципах однополярности или многополярности. Международная политика, как предложил Дмитрий Медведев на саммите в Нью-Йорке, должна строиться на многополярности, т.е. взаимоуважении, с учетом интересов стран, а не диктата, какой-то одной страны. Сегодня на мировой арене действуют такие международные организации как МВФ,ООН,ОПЕК,МККК,ВТО и другие и множество международных документов, которые регламентируют жизнь людей в мире.

   Например, желает человек иметь гражданство другой страны, кроме России – действуют международные документы о предоставлении двойного гражданства, причем страны договорились, что тройного гражданства не может быть. Нарушаются в какой-либо стране права человека международные организации вправе вмешаться.

   В заключении я прихожу к выводу, что жизнь вне политики сегодня практически невозможна. Власть организует, защищает, предоставляет возможность развиваться, удовлетворять потребности человеку и обществу.


«Только существо, обладающее разумом, может быть неразумным. Животные не совершают неразумных действий" (Т. Ойзерман)

   В данном изречении Ойзерман поднимает проблему ответственного отношения человека к продуктам своей мыслительной деятельности.

   Эта проблема, по моему мнению, в современном мире актуальна. Ведь согласно антропосоциогенеза, человек как биопсихосоциальное существо имеет самую высокоорганизованную сущность, обладает развитым мышлением и сознанием. Он в силах создавать искусственную среду, использовать для создания чего-то нового силы природы. Например, известный ученый Д. Сахаров был одним из разработчиков атомного оружия, водородной бомбы. Теория расщепления ядра может принести благо, а может нанести непоправимый вред природе, обществу, человеку. Об этом затем и говорил Д.Сахаров в своих выступлениях.

   И действительно, человек может достигать цели, выбирая средства и методы деятельности. И он может выбрать аморальный, приносящий зло метод. Ярким примером этого может служить отклоняющееся поведение, а именно правонарушения. Например, нож может служить и орудием убийства или обезболивающий морфин может служить наркотиком.

   А вот поведение животных всегда предсказуемо, т.к. оно отражает заложенные природой инстинкты. Человек уже хорошо изучил животных и знает, что от них ожидать.

   Таким образом, благодаря мышлению человек изобрел множество предметов, вещей, теорий, учений. Он может использовать все это во благо себе, обществу, природе., а может во вред. Все зависит от морально-нравственного состояния человека, какими ценностно-нравственными ориентирами он пользуется. Слова российского философа и историка Соловьева «Человек может быть определен как животное стыдящееся» подтверждают идею о том, что человек выбирает, как поступать и отвечает за свои поступки, в основе которых должны лежать нормы морали, но не всегда так бывает.


"Бизнес - это искусство извлекать деньги из кармана другого человека, не прибегая к насилию." (М.Амстердам)

   Удивительно, как точно М. Амстердам охарактеризовал суть бизнеса с точки зрения предпринимателя. Я с ним полностью согласна. Когда человек открывает свое «дело» он задается тремя вопросами: что производить, как производить, для кого производить? Что производить? Те товары и услуги, которые удовлетворят потребности потребителя. А, если потребности в основном удовлетворены, то бизнесмен искусственно создаст новые: лишь бы его товар продавался. Легче всего это проиллюстрировать на примере фармацевтического бизнеса. Убедите население страны в том, что им не хватает йода- станут покупать Йод-актив, в том, что всем грозит остеопороз- станут повально пить кальций, который, в свою очередь, почти не усваивается организмом. Это ничего, лишь бы больше покупали препаратов. Причем, никто насильно не заставляет вас приобретать и употреблять таблетки. Через рекламу убедите человека, что у него огромные проблемы со здоровьем, и он сам помчится в аптеку, а владельцы этого бизнеса будут только богатеть. По данным Госкомстата за последние полгода доходы фармацевтических фирм составили 413,7 миллионов долларов США, причем почти треть этих доходов потрачена на рекламу- 72,5 млн долларов.

   Вот менее драматичный пример, как заставить человека купить то, что он вовсе не собирался покупать еще минуту назад. Маркетинговые ходы - ценнейшее изобретение экономической мысли для предпринимателей. Продавцов специально обучают правилам «ненавязчивого» предложения клиентам не очень нужных вещей: на кассах супермаркетов следует располагать витрины с мелкими товарами, которые человек может купить, как бы мимоходом: шоколадки, жевательные резинки, батарейки, средства против насекомых и т.д. Они стоят недорого и в результате человек, пришедший в магазин за хлебом и молоком, унесет целую корзину вещей, которые он специально покупать не собирался. Скидки - вот еще один из способов усыпить бдительность клиента. Сначала цены искусственно завышаются в 3 раза. Товар не пользуется спросом. Потом объявляется льготная распродажа со скидкой в 30%. В результате – спрос превышает предложение. В итоге люди покупают товар с накруткой в 200%. При этом многие довольны, что им удалось купить что-либо так дешево.

   Целые индустрии работают на то, чтобы постоянно поддерживать спрос на высоком уровне. Взять производство бытовой химии: шампунь необходим человеку для сохранения опрятного вида волос. Вы уже купили шампунь? Вроде бы потребность удовлетворена. А кондиционер, для лучшего расчесывания? А бальзам для питания волос? В результате потребитель вместо одного флакона парфюмерии купил три. Бизнесмены богатеют. Люди довольны. Именно поэтому вытягивание денег из карманов потребителей является искусством. Надо применить недюжинную фантазию, чтобы разнообразить маркетинговые ходы. Этим занимаются целые отделы креативщиков в каждой компании. Надо раскрутить грамотную рекламу, хорошо изучить психологию потребителя.

   Нам, потребителям, остается пожелать не терять бдительности, считать и пересчитывать свои деньги, не быть слишком внушаемыми.


"Объявить себя гением легче всего по радио" (Дон Аминадо)

   Радио в 19 веке стало первым шагом к появлению массовой культуры.

   Радио, телевидение, пресса, Интернет – продукты информационной эпохи, которые состоят на службе массовой культуры сегодня. Именно в постиндустриальном обществе возможно искусственное создание кумиров литературы, поп-музыки, кино и т.д., так называемые «фабрики звезд». Зачастую звездами подобного рода становятся люди, не обладающие должными способностями в реальности. Об их мнимой талантливости трезвонят радио, телевидение, пресса, Интернет. Так, за короткий промежуток времени огромные массы людей вдруг узнают имена и фамилии людей, находившихся ранее в неизвестности. В таких случаях говорят: «Он проснулся знаменитым». Вот более позитивный пример влияния СМИ на сознание общества: чтобы Александра Исаевича Солженицына признали классиком русской литературы, ему пришлось пройти длинный путь непризнания и гонений равный почти 90 годам жизни, а о талантливом писателе Евгении Гришковце сообщили СМИ, и его имя стало широко известным в короткий строк. Через сколько лет мы бы узнали поэта и барда Владимира Высоцкого, если бы не «магнитофонная революция» в СССР 70-х годов.

   Согласимся с мнением русского поэта 20 века Д.Аминадо, что сообщить человечеству, что кто-то гений легче всего по радио, но является ли человек гением на самом деле, выяснится через много-много лет, когда будет осмыслен вклад данной личности в развитие общества.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Ратификация – утверждение органом государственной власти международного договора.


Референдум – принятие законов путем всенародного голосования


Социальная политика – это политика регулирования социально-экономических условий жизни общества, направленная на обеспечение условий повышения уровня жизни всех членов общества


Маргинальность – “пограничность”, промежуточность положения человека по отношению к каким-либо социальным группам


Социализация - процесс усвоения человеком образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе


Гражданское общество – сообщество свободных и равных граждан, способных “сдерживать” государственное вмешательство в частную и общественную жизнь, контролировать и регулировать изменения в политике, экономике, социальной и духовной сферах

Государство – особая организация публичной, политической власти действующая на определенной территории и подчиняющая все население

Закон – нормативный акт, принятый в особом порядке высшим представительным органом законодательной власти либо непосредственным волеизъявлением народа путем референдума

Идеология – система взглядов и идей, которая выражает мнения, интересы, оценки и т.д. различных субъектов исторического процесса

Демократия – форма государственного устройства, для которой характерны власть большинства, верховенство закона, равноправие граждан и защищенность их прав и свобод, а также разделение властей, выборность главы государства и других органов власти

Тоталитаризм (от лат. totalis – весь, целый, полный) – форма государственного устройства, характеризующаяся полным контролем власти над всеми сферами общественной и личной жизни, фактической ликвидацией прав и свобод граждан

Политическая элита -  привилегированная группа, которая занимает руководящие позиции во властных структурах и непосредственно участвует в принятии важнейших решений, связанных с использованием власти

Ратификация – утверждение органом государственной власти международного договора

Гражданская дееспособность – способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права (полная – с 18 лет)

Гражданская правоспособность – способность иметь гражданские права и нести обязанности (наступает с рождения)

Конформизм – понятие, обозначающее приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка вещей, господствующих мнений

Судебный прецедент – это решение суда по конкретному делу, которое затем становится образцом, обязательным правилом для решения аналогичных дел в будущем

Эмансипация – объявление полностью дееспособными несовершеннолетних, достигших 16 лет и работающих по трудовому договору (контракту), с согласия родителей (усыновителей, попечителей)

Юридическая ответственность – это наложение на правонарушителя мер государственного принуждения, применение юридических санкций за правонарушение

ВВП (валовой внутренний продукт) – это совокупная рыночная стоимость всей конечной продукции (товаров и услуг), произведённой в экономике страны за год, независимо от источника использованных ресурсов

Дефляция – снижение уровня цен в экономике

Монополия - крупная фирма, занимающая доминирующее положение в каком-либо секторе рыночной экономики

Налоги – это безвозмездные и обязательные платежи, которые платят в доход государства юридические и физические лица

Приватизация – процесс передачи ресурсов и предприятий, принадлежащих государству или местным органам власти частным лицам

Протекционизм – торговая политика государства, заключающаяся в защите национального производства от иностранной конкуренции путем взимания высоких пошлин с ввозимых товаров

Транснациональные корпорации – это крупнейшие компании, действующие в международном масштабе и контролирующие существенную долю мирового промышленного производства и торговли

Анимизм – вера в души и духов

Агностицизм – учение, отрицающее полностью или частично возможность познания мира

Антропология – наука о происхождении и эволюции человека

Гуманизм– воззрение, признающее человека высшей и абсолютной ценностью

Индукция – форма умозаключения, характеризующаяся переходом от частного к общему путем обобщения отдельных фактов

Личность- это человек как общественное и природное существо, наделенное сознанием, речью, творческими возможностям

Моральные нормы – это взгляды, представления людей о добре и зле, о чести, совести, долге

Ценные бумаги – денежные документы, свидетельствующие о предоставлении займа (облигация) или приобретении владельцем права на часть имущества (акция)

Фритредерство — направление в экономической теории, политике и хозяйственной практике, провозглашающее свободу торговли и невмешательство государства в частную экономику

Де́мпинг - продажа товаров и услуг по искусственно заниженным ценам

Социальная стратификация - структурированная иерархия социального неравенства

Инфляция - это переполнение каналов денежного обращения избыточной денежной массой, проявляемое в росте товарных цен

Протекциони́зм — внешнеторговая политика государства, направленная на ограничение ввоза импортных и поддержку производства отечественных товаров и услуг с целью защиты собственной экономики



Предварительный просмотр:

Решение вопроса о необходимой мере участия государства в рыночной экономике исходит из того, что государство должно делать то, что не может делать рынок. Общественными благами называют товары и услуги, которые потребляются всеми членами общества независимо от того, в какой мере гражданин оплатил пользование этими товарами и услугами. Особенность общественных благ заключается в неизбирательности и неисключаемости их в потреблении. Неизбирательность в потреблении означает, что потребление данного товара одним человеком не уменьшает его доступности для других. Свойство неисключаемости в потреблении состоит в том, что ни один человек не может быть не допущен к потреблению товара, даже тогда, когда он отказывается за него платить. Примерами общественных благ являются национальная оборона, поддержание правопорядка, государственное управление, фундаментальные научные исследования.  <…> Невозможно измерить полезность, получаемую каждым конкретным членом общества при потреблении общественных товаров  и в соответствии с ней установить величину индивидуальной оплаты за эти товары.  Рынок не в состоянии производить общественные товары, потому что их производство связано с большими затратами, длительными сроками окупаемости.  Если рыночный механизм поддерживает эффективность производства в рамках отдельных предприятий и фирм, то государству отводится решение этой задачи на макроэкономическом уровне… Вмешательство государства в рыночную экономику допустимо до тех пор, пока сохраняются рыночные связи, существуют конкурентная среда  и свобода выбора. Это максимальные границы участия государства  в рыночной экономике. Когда же государство, руководствуясь даже благими намерениями, пытается делать больше, чем ему позволительно в рыночной экономике, с неизбежностью наступает губительная деформация механизма рынка.  

(По А.А. Анисимову, Н.В. Артемьевой, О.Б. Тихоновой.)  

21. Как в тексте объяснена необходимость участия государства в рыночной экономике? Какие экономические особенности общественных благ отмечены автором? (Назовите две особенности.) Как авторы определяют максимальные границы участия государства в рыночной экономике?    

22.  Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл термина «потребление». Как авторы характеризуют особенности производства общественных товаров? Какие общественные блага перечислены в тексте? (Назовите любые два общественных блага.)    

23.  Опираясь на обществоведческие знания и факты общественной жизни, назовите любые три функции государства в рыночной экономике,  не упомянутые в тексте, и проиллюстрируйте каждую из них примером. (Сначала назовите функцию, затем приведите соответствующий пример.) (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)    

24. Опираясь на обществоведческие знания и факты общественной жизни, сформулируйте три суждения о том, к каким деформациям механизма рынка может привести излишнее вмешательство государства в экономику.    

25. Используя обществоведческие знания,

1) раскройте смысл понятия «политическая система общества»;

2) составьте два предложения:

− одно предложение, содержащее информацию о подсистемах политической системы;

− одно предложение, раскрывающее сущность любой подсистемы политической системы.
(Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия).

26.  Назовите три любые характерные черты семьи традиционного (патриархального) типа и проиллюстрируйте каждую из них примером. (Сначала назовите характерную черту, затем приведите соответствующий пример.) (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)    

27.  В стране Z проводится реформа образования. В организации учебного процесса акцент делается на общение и взаимодействие учителя и учеников, их родителей, организацию диалога всех участников образовательного процесса. В центре педагогического внимания – интересы и потребности детей, их проблемы. Какую тенденцию развития образования иллюстрирует этот пример? Назовите любые три характеристики данной тенденции,  не упомянутые в тексте.  

28.  Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Конституция РФ как нормативный правовой акт». План должен содержать не менее трёх пунктов, непосредственно раскрывающих тему, из которых два или более детализированы в подпунктах.

29. Выберите одно из предложенных ниже высказываний и на его основе напишите мини-сочинение.

Сформулируйте по своему усмотрению одну или несколько основных идей затронутой автором темы и раскройте её (их) с опорой на обществоведческие знания.

Для раскрытия сформулированной(-ых) Вами основной(-ых) идеи(-й) приведите рассуждения и выводы, используя обществоведческие знания (соответствующие понятия, теоретические положения).

Для иллюстрации сформулированных Вами основной(-ых) идеи(-й), теоретических положений, рассуждений и выводов приведите не менее двух социальных фактов/примеров из различных источников (общественной жизни (в том числе, по сообщениям СМИ), личного социального опыта (включая, в том числе, прочитанные книги, просмотренные кинофильмы), из различных учебных предметов).

Каждый приводимый факт/пример должен быть сформулирован развёрнуто и подтверждать обозначенную основную идею, теоретическое положение, рассуждение или вывод/быть с ними явно связан. По своему содержанию примеры не должны быть однотипными (не должны дублировать друг друга).

29.1.

Философия

«Добродетель состоит не в том, чтобы делать то, за что получится теперь же награда. Это может быть и не быть». (Д. Рёскин)

29.2.

Экономика

«Предприниматели должны быть готовы ставить перед собой неправдоподобные цели и должны быть готовы к поражениям». (С. Хонда)

29.3.

Социология, социальная психология

«Природа так обо всем позаботилась, что повсюду ты находишь, чему учиться». (Л. да Винчи)

29.4.

Политология

«Представительное правление – инструмент, на котором могут играть лишь превосходные музыканты, настолько он труден и капризен». (К. Меттерних)

29.5.

Правоведение

«Человеку невозможно не иметь правосознания; его имеет каждый, кто сознаёт, что, кроме него, на свете есть другие люди». (И.А. Ильин)

Критерии оценивания задания 29

Баллы

29.1. Раскрытие смысла высказывания

1

Смысл высказывания раскрыт: верно выделены одна или несколько основных идей, связанных с содержанием обществоведческого курса, и/или в контексте высказывания сформулированы один или несколько тезисов, который(-е) требует(-ют) обоснования

1

Смысл высказывания не раскрыт: ни одна основная идея не выделена / ни один тезис не сформулирован.

ИЛИ Выделенная идея, сформулированный тезис не отражают смысла высказывания / произведена подмена смысла высказывания рассуждениями общего характера («домашней заготовкой»), не отражающими специфики предложенного высказывания.

ИЛИ Раскрытие смысла подменяется прямым пересказом / перефразированием приведённого высказывания / последовательным объяснением каждого слова в высказывании без объяснения смысла высказывания в целом

0

Указание по оцениванию:

Если по критерию 29.1 выставляется 0 баллов, то по всем остальным критериям оценивания выставляется 0 баллов

29.2 Теоретическое содержание мини-сочинения

2

В контексте хотя бы одной выделенной идеи / одного тезиса приведены корректные с точки зрения научного обществознания (без ошибок) объяснения ключевого(-ых) понятия(-ий) и теоретические положения

2

В контексте хотя бы одной выделенной идеи / одного тезиса приведены корректные с точки зрения научного обществознания (без ошибок) объяснения ключевого(-ых) понятия(-ий), теоретические положения не представлены.

ИЛИ В контексте хотя бы одной выделенной идеи / одного тезиса приведены корректные с точки зрения научного обществознания (без ошибок) теоретические положения, смысл ключевого(-ых) понятия(-ий) не раскрыт.

ИЛИ В приведённых объяснениях ключевого(-ых) понятия(-ий) / теоретических положениях допущены отдельные неточности, не искажающие научного смысла этих понятий, теоретических положений

1

Все иные ситуации, не предусмотренные правилами выставления 2 и 1 балла, в том числе, если теоретическое содержание мини-сочинения отсутствует: смысл ключевого(-ых) понятия(-й) не объяснён, теоретические

положения не приведены или не связаны с основной идеей/тезисом, не раскрывают смысла высказывания. ИЛИ Приведены рассуждения бытового характера без опоры на обществоведческие знания

0

29.3.Теоретическое содержание мини-сочинения: наличие и корректность рассуждений, выводов

1

В контексте хотя бы одной выделенной идеи / одного тезиса с опорой на корректное(-ые) объяснение(-я) ключевого(-ых) понятия(-й), теоретические положения приведены связанные между собой последовательные и непротиворечивые рассуждения, на основе которых сформулирован обоснованный и достоверный с точки зрения научного обществознания вывод

1

Все иные ситуации, включая рассуждения и выводы бытового характера без опоры на обществоведческие знания

0

29.4. Качество приводимых примеров

2

Приведено из различных источников не менее двух корректных, развёрнуто сформулированных фактов/примеров, подтверждающих иллюстрируемую идею/тезис /положение/рассуждение/вывод и не дублирующих друг друга по содержанию.

Имеется явная связь каждого факта/примера с приведённой в сочинении идеей/тезисом/положением/рассуждением/ выводом

2

Приведён только один корректный, развёрнуто сформулированный факт/пример, подтверждающий иллюстрируемую идею/тезис/положение/ рассуждение/ вывод.

Имеется явная связь этого факта/примера с приведённой в сочинении идеей/тезисом/положением/рассуждением/выводом.

ИЛИ Приведены из источников одного типа корректные, развёрнуто сформулированные факты/примеры, подтверждающие иллюстрируемую идею/ тезис/положение/ рассуждение/вывод.

Имеется явная связь каждого факта/примера с приведёнными в сочинении идеей/тезисом/положением/рассуждением/выводом.

ИЛИ Приведены два примера из источников разных типов, дублирующие друг друга по содержанию.

Имеется явная связь каждого факта/примера с приведёнными в сочинении идеей/тезисом/положением/рассуждением/выводом

1

Все иные ситуации, не предусмотренные правилами выставления 2 и 1 балла

0

Указание по оцениванию:

В качестве источников могут использоваться факты общественной жизни (в том числе по сообщениям СМИ), личного социального опыта, материалы учебных предметов (истории, географии и др.).

1. Примеры из разных учебных предметов рассматриваются в качестве примеров из различных источников

2. Факты/примеры, содержащие фактические и смысловые ошибки, приведшие к существенному искажению сути высказывания или свидетельствующие о непонимании используемого исторического, литературного, географического и (или) другого материала, не засчитываются при оценивании

Максимальный балл

6