Для родителей
На данной странице представлен материал для родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Консультация "О важности и пользе игр со словами" | 13.84 КБ |
Пальчиковые игры | 159 КБ |
артикуляционные гимнастики и упражнения | 252 КБ |
ТРИЗ игры | 1.04 МБ |
Игры по ознакомлению детей с шахматами | 1.08 МБ |
Консультация «Дети познают мир через игры». | 257.59 КБ |
Развиваем логическое мышление | 46.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Родителям для размышления
О важности и пользе игр со словами
«Тебе бы только играть!» - часто в сердцах говорим мы ребенку, забывая или просто не думая о том, что Игра для ребенка – это Жизнь. Через Игру он постигает мир и познает себя, развивает ловкость и фантазию, ум и смекалку. Ребенок просто не может не играть в силу своего природного любопытства и потребности в активном действии. Эти качества мы и должны использовать, если хотим целенаправленно его чему – нибудь научить.
В чем же особенность игр со словами? Благодаря этим играм ребенок становится более внимательным к слову, а значит, и к своей речи; он начинает видеть слова как бы изнутри, а это путь к грамотному письму и фонематическому чутью; он учится видеть слово во взаимодействии с другими словами, постигает образность языка, его богатство, повышая тем самым культуру устной и письменной речи.
Всем родителям известно, как скучно бывает ребенку учить правила, выполнять длинные утомительные упражнения. Да и результат не всегда утешителен. В игре мы не подавляем детскую любознательность, а напротив, даем ей простор для активной деятельности.
В какие лингвистические игры можно играть с ребенком?
Вот некоторые из них.
Игры.
1. Начни с той же буквы.
Известная Игра, в которой несколько человек по очереди называют слова, начинающиеся с одной буквы, очень хорошо расширяет словарный запас ребенка.
Макароны, мыло, мясо, молоко…
2. Какой? Какая? Какие?
Эта игра развивает образное мышление, формирует богатство речи ребенка.
Вы называете существительное женского, мужского, среднего рода, и по очереди с ребенком подбираете к слову эпитеты. Если играют двое и более детей, они соревнуются, а вы выступаете в роли судьи.
Например: трава – не6жная, сухая, зеленая…
Побеждает тот, кто назвал последний эпитет.
3. Отгадай букву.
Ведущий загадывает любую букву и предлагает игрокам ее найти. Разрешается называть слова, состоящие не менее чем из пяти букв. В ответ на каждое слово ведущий отвечает «есть» или «нет» в зависимости от того, есть или нет задуманная буква в названном слове.
Например: задуманная буква «т». Диалог:
- Цапля?
- Нет.
- Автобус?
- Есть.
Нужно постараться найти загаданную букву, поставив как можно меньше вопросов.
4. Пятерки слов.
Играющие сообща выбирают произвольное исходное слово. Игра заключается в том, чтобы как можно быстрее написать по 5 слов, начинающихся с букв исходного слова.
Например выбрали слово «роза». Пятерки слов могут быть такими:
- радио, рекорд, рак, ракета, рана.
- Орех, осень, окно, отметка, отец.
- Зима, звено, змея, зрение, замок.
- Аптека, аллея, армия, арка, астроном.
Побеждает тот, кто справился с заданием быстрее.
5. Лесенка.
Играющие сообща выбирают общую букву, с которой будут начинаться все слова.
Игра заключается в том, чтобы за определенное время написать «лесенку» слов, начинающихся с этой буквы: первое слово должно состоять из 2 – х букв, второе – из 3 – х и т.д.
Например:
Як
Яма
Ялик
Ягода
Ястреб
…….
Побеждает тот, кто «построит» самую высокую «лесенку».
Подобные игры вы можете придумать и сами. Роль игры в интеллектуальном развитии ребенка очень велика! Не забывайте об этом, занимаясь со своим ребенком.
Предварительный просмотр:
Пальчиковые, игры, какие они?
"Ум ребенка находится на кончиках его пальцев"
В. Сухомлинский
Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются "пальчиковые игры". Игры эти очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. "Пальчиковые игры" как бы отображают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе "пальчиковых игр" дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
"Пальчиковые игры" - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях "вправо", "влево", "вверх", "вниз" и т. д.
Дети от года до двух хорошо воспринимают "пальчиковые игры", выполняемые одной рукой.
Трехлетние малыши осваивают уже игры, которые проводятся двумя руками, например, одна рука изображает домик, а другая - кошку, вбегающую в этот домик.
Четырехлетние дошкольники могут играть в эти игры, используя несколько событий, сменяющих друг друга. Более старшим детям можно предложить оформить игры разнообразным реквизитом - мелкими предметами, домиками, шариками, кубиками.
Пальчиковые игры
1. «ХОМА»
Хомка, хомка – хомячок
Полосатенький бочок.
Хомка раненько встает,
Звонко песни поет.
Щечки моет, шейку трет,
Подметает хомка хатку
И выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять,
Хомка хочет сильным стать (танцевать и т.д.)
2. Два прихлопа, три притопа – ежики, ежики.
Наковали, наковали – ножницы, ножницы.
Бег на месте, бег на месте – зайчики, зайчики.
Ну – ка дружно, ну – ка вместе – девочки, мальчики.
3. «Потягунюшки»
Потягунюшки, порастунюшки,
А в руках хлопунюшки,
А в ногах топтунюшки,
А в роток говорок,
А в головку разумок.
4. Дили – дили, дили – дили
Колокольчики будили
Всех жучков и паучков
И веселых мотыльков.
Дили, дили – дили, дили
Колокольчики будили
Всех зайчат, всех ежат
И веселых медвежат.
5. Вот воробышек проснулся
И галчонок встрепенулся
Дили – день, дили – день
С добрым утром новый день.
6. Кошка мышку – цап.
Подержала, подержала,
Отпустила, побежала,
Хвостиком нам помахала,
«До свидания» - сказала.
7. Две сороконожки
Бежали по дорожке.
Как друг друга повстречали
Так друг друга обнимали,
Так друг друга целовали,
Еле – еле их разняли.
8. Надоело так сидеть
Друг на друга все глядеть
Не пора ли пробежаться
И местами поменяться.
9. Туча по небу плыла
Дождик за руку вела
Он шагал на тонких ножках
В тонких, маленьких галошках
Дождик всюду проходил
На крылечке наследил
В теплой луже потоптался
Хлопнул, шлепнул и умчался.
10. Цынцы, брынцы балалайка
Цынцы, брынцы заиграйка (весело)
Цынцы, брынцы не хочу
Цынцы, брынцы спать хочу (грустно, топает)
Цынцы, брынцы куда едешь?
Цынцы, брынцы на торжок
Цынцы, брынцы чего купишь?
Цынцы, брынцы пирожок (щелкают пальчиками).
11. Мы ногами топ, топ, топ
И в ладоши хлоп, хлоп, хлоп.
Головою круть, круть, круть.
Постучали в грудь, грудь, грудь.
Пяточками топ, топ, топ.
По коленкам шлеп, шлеп, шлеп.
А конфетку ам, ам, ам.
И погладим по бокам,
А потом животики,
Улыбнулись ротики.
Хлопнем мы в ладошки
И покажем ножки.
12. Пять веселых братцев гуляли по двору,
Пять веселых братцев затеяли игру,
Делали головками – миг, миг, миг
Пальчиками ловкими – чик, чик, чик
Хлопали ладошками – хлоп, хлоп, хлоп
Топотали ножками – топ, топ, топ.
13. Наша – то хозяюшка добрая была
Всем в избе работушку к празднику нашла.
Чашечку собачка моет язычком,
Мышка собирает крошки под окном,
По столу котище лапою скребет,
Половичку курочка веничком метет.
14. Этот пальчик - хочет спать,
Этот пальчик - лег в кровать,
Этот пальчик - чуть вздремнул,
Этот пальчик – уж заснул,
Этот пальчик – крепко спит,
Никто больше не шумит.
Тише, тише, не шумите,
Пальчики не разбудите.
Утро новое придет
Солнце красное взойдет.
Будут птички щебетать
Будут пальчики вставать.
Раз, два, три, четыре, пять.
15. Повстречались два котенка: мяу, мяу.
Повстречались два щенка: гав, гав.
Повстречались два тигренка: ррр, ррр.
Повстречались два жеребенка: иго – го, иго – го.
Повстречались два козленка: ме – е – е, ме – е – е.
А теперь покажем рога – забодали, забодали, забодали.
16. Мама, мама
Что? Что? Что?
Гости едут,
Ну и что.
Здравствуйте, здравствуйте.
17. «Бабочка»
Утром бабочка проснулась,
Улыбнулась, потянулась.
Раз росой она умылась,
Два изящно покружилась,
Три нагнулась и присела.
На четыре полетела.
18. «Апельсин»
Малыш поочередно разжимает пальцы, сжатые в кулак, начиная с мизинца.
Мы делили апельсин.
Апельсин всего один.
Эта долька для кота,
Эта долька для крота,
Эта долька для ежа,
Эта долька для бобра,
Эта долька для чижа,
Ну а волку кожура.
19. «Улитка».
Кто так медленно ползет,
Дом свой на себе несет.
(одна ладошка накрывает другую – улитка ползет)
Проползет еще немножко,
Высунет и спрячет рожки.
(указательный и средний пальцы высовываются из – под ладошки)
По листу, по ветке гибкой
Медленно ползет улитка.
20. «Мячик»
Эта ручка – правая,
Эта ручка – левая,
Я на мячик нажимаю и зарядку делаю.
Будет сильной правая,
Будет сильной левая,
Раз, два, три,
Раз, два, три,
Я играю, посмотри!
Комплекс 1.
Упражнение 1. Ладони на столе. На счет «1, 2» - пальцы врозь, вместе.
Упражнение 2. На счет»1, 2, 3» - ладошка, кулачок, ребро.
Упражнение 3. Пальчики здороваются. На счет «1, 2, 3,4,5» - соединяются пальцы обеих
рук.
Упражнение 4. Человечек. Указательный и средний правой, потом левой руки бегают по
столу.
Упражнение 5. Дети бегают наперегонки. Движения как в упражнении 4, но
выполняют обе руки одновременно.
Потешка «Пальчик – мальчик»
Пальчик – мальчик, где ты был?
С этим братцем в лес ходил,
С этим братцем щи варил,
С этим братцем кашу ел,
С этим братцем песни пел.
Комплекс 2.
Упражнение 1. Коза. Вытянуть указательный палец и мизинец правой, затем левой руки.
Упражнение 2. Козлята. То же самое, но выполняется обеими руками.
Упражнение 3. Очки. Образовать два кружка из большого и указательного пальцев обеих
рук.
Упражнение 4. Зайцы. Вытянуть вверх указательный и средний пальцы, большой,
мизинец и безымянный – соединить.
Упражнение 5. Деревья. Поднять руки ладонями к себе, широко расставив пальцы.
Потешка «Белка»
Сидит белка на тележке,
Продает она орешки:
Лисичке – сестричке, воробью, синичке.
Мишке – толстопятому, заиньке – усатому.
Комплекс 3.
Упражнение 1. Флажок. Большой палец вытянуть вверх, остальные соединить вместе.
Упражнение 2. Птички. Поочередно большой палец соединяется с остальными.
Упражнение 3. Гнездо. Соединить обе руки в виде чаши, пальцы плотно сжать.
Упражнение 4. Цветок. То же, но пальцы разъединить.
Упражнение 5. Корни растения. Прижать руки тыльной стороной друг к другу,
опустить пальцы вниз.
Игра – потешка «Этот пальчик»
Этот пальчик – дедушка дети сгибают пальцы в кулак,
Этот пальчик – бабушка слушая потешку, поочередно
Этот пальчик – папочка разгибают пальцы, начиная
Этот пальчик – мамочка с большого.
Этот пальчик – я
Вот и вся моя семья.
Комплекс 4.
Упражнение 1. Пчела. Указательным пальцем правой, затем левой руки вращать вокруг.
Упражнение 2. Лодочка. Концы пальцев направить вперед, прижать руки ладонями друг
к другу, слегка приоткрыть их.
Упражнение 3. Пчелы. Указательным пальцем правой, затем левой руки вращать вокруг,
но делать упражнение обеими руками.
Упражнение 4. Солнечные лучи. Скрестить пальцы, поднять руки вверх, расставить
Пальцы.
Упражнение 5. Пассажиры в автобусе. Скрещенные пальцы обращены вниз, тыльные
стороны рук вверх, большие пальцы вытянуты вверх.
Игра – потешка «Этот пальчик»
Загибать пальцы левой рукой:
Этот пальчик хочет спать
Этот пальчик – прыг в кровать!
Этот пальчик – прикорнул,
Этот пальчик – уж заснул.
Тише, пальчик, не шуми,
Братиков не разбуди…
Встали пальчики. Ура!
В детский сад идти пора.
Комплекс 5.
Упражнение 1. Лиса и заяц. Лиса крадется – все пальцы медленно шагают по столу
вперед; заяц «убегает» - перебирая пальцами, быстро двигаются назад.
Упражнение 2. Паук. Пальцы согнуты, медленно передвигаются по столу.
Упражнение 3. Бабочка. Ладони соединить тыльной стороной, махать пальцами
плотно сжатыми вместе – бабочка машет крыльями.
Упражнение 4. Счет до четырех. Большой палец соединяется поочередно со всеми
остальными.
Игра – потешка «Ну – ка, братцы на работу»
Ну – кА, братцы на работу!
Покажи свою охоту.
Большому – дрова рубить,
Печи – все тебе топить,
А тебе – воду носить,
А тебе – обед варить,
А малышке – песни петь,
Песни петь, да плясать,
Родных братьев забавлять.(разгибать пальцы).
Прятки
В прятки пальчики играли
И головки убирали.
Вот так, вот так,
И головки убирали.
Ритмично сгибать и разгибать пальцы. Усложнение: поочередное сгибание пальчика на обеих руках.
Черепаха
Вот моя черепаха, она живет в панцире.
Она очень любит свой дом.
Когда она хочет, есть, то высовывает голову.
Когда хочет спать, то прячет её обратно.
Руки сжаты в кулаки, большие пальцы внутри. Затем показать большие пальцы и спрятать их обратно.
Капуста
Мы капусту рубим, рубим,
Мы капусту солим, солим,
Мы капусту трем, трем,
Мы капусту жмём, жмём.
Движения прямыми ладонями вверх-вниз, поочередное поглаживание подушечек пальцев, потирать кулачок о кулачек. Сжимать и разжимать кулачки.
Пять пальцев
На моей руке пять пальцев,
Пять хватальцев, пять держальцев.
Чтоб строгать и чтоб пилить,
Чтобы брать и чтоб дарить.
Их не трудно сосчитать:
Раз, два, три, четыре, пять!
Ритмично сжимать и разжимать кулачки. На счет - поочередно загибать пальчики на обеих руках.
Мы рисовали
Мы сегодня рисовали,
Наши пальчики устали.
Наши пальчики встряхнем,
Рисовать опять начнем.
Плавно поднять руки перед собой, встряхивать кистями.
Лодочка
Две ладошки прижму
И по морю поплыву.
Две ладошки, друзья, -
Это лодочка моя.
Паруса подниму,
Синим морем, поплыву.
А по бурным волнам
Плывут рыбки тут и там.
На первые строчки две ладони соединить лодочкой и выполнять волнообразные движения руками. На слова "паруса подниму" - поднять выпрямленные ладони вверх. Затем имитировать движения волн и рыбок.
Рыбки
Рыбки весело резвятся
В чистой тепленькой воде.
То сожмутся, разожмутся,
То зароются в песке.
Имитировать руками движения рыбок в соответствии с текстом.
Дружба
Дружат в нашей группе Девочки и мальчики. | Обхватить правой ладонью левую и, покачивать в ритме стихотворения, |
Мы с тобой подружим Маленькие пальчики. | Обхватить левую ладонь правой и покачивать в ритме стихотворения |
Один, два, три, четыре, пять. Пять, четыре, три, два, один. | Соединить пальчики обеих рук, начиная с большого. Затем соединять, начиная с мизинца. |
Мы писали
Мы писали, мы писали, Наши пальчики устали. | ритмично сжимать и разжимать кулаки. |
Вы скачите, пальчики, | пальчики " скачут" по столу |
Как солнечные зайчики. | указательный и средний пальцы вытянуть вверх, остальные выпрямить и соединить. |
Прыг - скок, прыг скок, Прискакали на лужок. | пальчики "скачут" по столу. |
Ветер травушку качает, Влево- вправо наклоняет. | - легкие движения кистями рук вправо влево |
Вы не бойтесь ветра, зайки, | погрозить пальчиком. |
Веселитесь на лужайке. | На последнюю помахать пальцами обеих рук |
Замок
На дверях висит замок. | Пальцы в замочек, слегка покачивать |
Кто его открыть бы смог? | "замочком" вперед-назад |
Мы замочком повертели, | Повертеть "замочком" |
Мы замочком покрутили | Пальцы остаются сомкнуты, а ладошки трутся друг о друга. |
Мы замочком постучали, | Пальцы сомкнуты, а ладошки стучат друг о друга. |
Постучали, и открыли! | Показать ладошки. |
Зайцы
Скачет зайка косой
Под высокой сосной.
Под другою сосной
Скачет зайка другой.
Указательный и средний пальцы правой руки вытянуть, остальные сжать и соединить. На вторую строчку - ладонь левой руки поднять вертикально вверх, пальцы широко расставить, на третью строчку - ладонь правой руки поднять вертикально вверх, пальцы широко расставлены. На последнюю строчку - указательный и средний пальцы левой руки вытянуть, остальные сжать и соединить.
С добрым утром
С добрым утром, глазки! Вы проснулись? | Указательными пальцами поглаживать глаза |
С добрым утром, ушки! | Ладонями поглаживать уши |
С добрым утром, ручки! | Поглаживать то одну, то другую ручки |
С добрым утром, ножки! | Поглаживание коленок |
С добрым утром, солнце! | Поднять руки вверх, посмотреть на солнце |
Маланья
У Маланьи у старушки | Хлопки в ладоши, то правая, то левая рука сверху. |
Жили в маленькой Избушке | Сложить руки углом, показать избушку. |
Семь сыновей, | Показать семь пальцев. |
Все без бровей, | Очертить брови пальцами. |
Вот с такими ушами, | Растопыренные ладони поднести к ушам. |
Вот с такими носами | Показать длинный нос двумя растопыренными пальцами. |
Вот с такими усами, | Очертить пальцами длинные "гусарские" усы. |
Вот с такой головой, | Очертить большой круг вокруг головы. |
Вот с такой бородой! | Показать руками большую окладистую бороду |
Они не пили, не ели, | Одной рукой поднести ко рту "чашку", другой - "ложку". |
На Маланью все глядели, | Держа руки у глаз похлопать пальцами, как ресницами. |
И все делали вот так. .. | Дети показывают загаданные действия |
Братцы
Засиделись в избушке братцы. | Поднять руку, ладонь выпрямлена, пальцы сомкнуты. |
Захотел меньшой прогуляться | Отвести вбок мизинец (строго в плоскости ладони) и задержать его в этой позиции на 2-3 секунды. |
Да скучно ему гулять одному. | Мизинец чуть покачивается, затем возвращается на исходную позицию. |
Зовет он братца вдвоем прогуляться. | Вбок отвести два прижатых друг к другу пальца: мизинец и безымянный; задержать их в этой позиции на 2-3 секунды. |
Да скучно им гулять двоим. | Мизинец и безымянный чуть покачиваются, затем возвращаются в исходную позицию. |
Зовут братца втроем прогуляться. | Отвести вбок три прижатых друг к другу пальца: мизинец, безымянный и средний. Задержать их в этой позиции на 2-3 секунды. |
Грустно старшим сидеть в избе. | Большой и указательный пальцы четыре раза соединяются кончиками. |
Зовут они братцев домой к себе. | Все пальцы соединяются в щепоть, рука расслабляется. |
При повторении игры работает другая рука. Когда движения станут привычными, можно попробовать играть двумя руками одновременно.
Ладушки ладошки
Мыли мылом ручки.
Мыли мылом ножки.
Вот какие ладушки,
Ладушки ладошки!
Наварили кашки
Помешали ложкой.
Вот какие ладушки,
Ладушки ладошки!
Строили ладошки
Домик для матрешки.
Вот какие ладушки,
Ладушки ладошки!
Курочке Пеструшке
Накрошили крошек.
Вот какие ладушки,
Ладушки ладошки!
Хлопали ладошки
Танцевали ножки.
Вот какие ладушки,
Ладушки ладошки!
Прилегли ладошки
Отдохнуть немножко.
Вот какие ладушки,
Ладушки ладошки!
Движения выполняются в соответствии с текстом, как подскажет фантазия.
Игры с пальчиками для детей от 2 до 5 лет
Паучок
Паучок ходил по ветке,
| Руки скрещены; пальцы каждой руки "бегут" по предплечью, а затем по плечу другой руки. |
Пчелки
Домик маленький на ёлке,
| Одна из рук стоит на столе, опираясь на локоть, пальцы растопырены (ёлка) На второй руке пальцы смыкаются в кольцо (улей). "Улей" прижат к "ёлке" Дети заглядывают в "улей". |
Червячки
Раз, два, три, четыре, пять, | Ладони лежат на коленях или на столе. Пальцы, сгибая, подтягиваем к себе ладонь (движение ползущей гусеницы), идем по столу указательным и средним пальцами (остальные пальцы поджаты к ладони). |
Пять утят
Пять утят плывут вперёд, | Одна из рук - "мама утка" - стоит на столе, опираясь на локоть. Пальцы сложены щепоткой. Вторая рука - утята. Выполняем волнообразные движения по направлению к "утке". Количество разогнутых пальцев соответствует количеству утят (постепенно пальцы загибаются). |
Ветер
Ветер дует, задувает,
| Руки стоят на столе, опираясь на локти. Кисти прижаты друг к другу основаниями, пальцы растопырены (крона пальмы). Раскачиваем руками в разные стороны, стараясь не поднимать локти. |
Рыбки
Пять маленьких рыбок | Ладони сомкнуты, чуть округлены. Выполняем волнообразные движения в воздухе. |
Улитка
| Одна из рук - "цветочек". Она стоит на столе, опираясь на локоть. Пальцы полусогнуты, растопырены. Ладошка - чашечка цветка. Вторая рука - улитка. Большой, средний и безымянный пальцы соприкасаются кончиками. Указательный и мизинец вытянуты вперёд (рога улитки). |
Игры с пальчиками для детей 4 – 6 лет
Капитан
Концы пальцев направить вперед, прижать руки ладонями друг к другу, слегка, приоткрыв. Проговаривая стишок, показывать, как лодка качается на волнах, а затем плавными движениями рук - сами волны. Потом по тексту стиха показать чайку, скрестив руки, соединив ладони тыльной стороной и помахать пальцами, сжатыми вместе. Выпрямленными ладонями с пальцами, прижатыми друг к другу изобразить рыбок. Плавными движениями ладоней показать, как рыбы плывут в воде.
Я плыву на лодке белой
По волнам с жемчужной пеной.
Я - отважный капитан,
Мне не страшен ураган.
Чайки белые кружатся,
Тоже ветра не боятся.
Лишь пугает птичий крик
Стайку золотистых рыб.
И, объездив чудо - страны,
Посмотрев на океаны,
Путешественник-герой,
К маме я вернусь домой.
Домик
Проговаривая этот стишок, сопровождайте его движениями рук. Пусть ребенок подражает Вашим действиям.
Под грибом - шалашик-домик,
(соедините ладони шалашиком)
Там живет веселый гномик.
Мы тихонько постучим,
(постучать кулаком одной руки о ладонь другой руки)
В колокольчик позвоним.
(ладони обеих рук обращены вниз, пальцы скрещены;
средний палец правой руки опущен вниз и слегка качается).
Двери нам откроет гномик,
Станет звать в шалашик-домик.
В домике дощатый пол,
(ладони опустить вниз, ребром прижать друг к другу)
А на нем - дубовый стол.
(левая рука сжата в кулак,
сверху на кулак опускается ладонь правой руки)
Рядом - стул с высокой спинкой.
(направить левую ладонь вертикально вверх,
к ее нижней части приставить кулачок правой руки
большим пальцем к себе)
На столе - тарелка с вилкой.
(ладонь левой руки лежит на столе и направлена вверх,
изображая тарелку, правая рука изображает вилку:
ладонь направлена вниз, четыре пальца выпрямлены
и слегка разведены в стороны, а большой прижат к ладони)
И блины горой стоят -
Угощенье для ребят.
Гроза
Капли первые упали,
(слегка постучать двумя пальцами каждой руки по столу)
Пауков перепугали.
(внутренняя сторона ладони опущена вниз;
пальцы слегка согнуть и, перебирая ими,
показать, как разбегаются пауки)
Дождик застучал сильней,
(постучать по столу всеми пальцами обеих рук)
Птички скрылись средь ветвей.
(скрестив руки, ладони соединить тыльной стороной;
махать пальцами, сжатыми вместе).
Дождь полил как из ведра,
(сильнее постучать по столу всеми пальцами обеих рук)
Разбежалась детвора.
(указательный и средний пальцы обеих рук бегают по столу,
изображая человечков; остальные пальцы прижаты к ладони).
В небе молния сверкает,
(нарисуйте пальцем в воздухе молнию)
Гром все небо разрывает.
(барабанить кулаками, а затем похлопать в ладоши)
А потом из тучи солнце
(поднять обе руки вверх с разомкнутыми пальцами)
Вновь посмотрит нам в оконце!
Барашки
Ладони обеих рук опущены вниз. Локти разведены в разные стороны. Указательные пальцы и мизинцы обеих рук согнуты колечком и выдаются вперед, изображая рога барашков. Остальные пальцы прижаты к ладоням. Бодаться рогами, слегка ударяя согнутыми указательным пальцам и мизинцем одной руки об указательный палец и мизинец другой руки.
Захотели утром рано
Пободаться два барана.
Выставив рога свои,
Бой затеяли они.
Долго так они бодались,
Друг за друга все цеплялись.
Но к обеду, вдруг устав,
Разошлись, рога подняв.
Моя семья
Поднять руку ладонью к себе и в соответствии с текстом стиха в определенной последовательности пригибать пальцы, начиная с безымянного, затем мизинец, указательный палец, средний и большой.
Знаю я, что у меня
Дома дружная семья:
Это - мама,
Это - я,
Это - бабушка моя,
Это - папа,
Это - дед.
И у нас разлада нет.
Кошка и мышка
Мягко кошка, посмотри,
Разжимает коготки.
(пальцы обеих рук сжать в кулак и положить на стол ладонями вниз;
затем медленно разжать кулаки, разводя пальцы в стороны, показывая,
как кошка выпускает коготки; при выполнении движений кисти рук
отрываются от стола, затем кулак или ладонь снова кладутся на стол)
И легонько их сжимает -
Мышку так она пугает.
Кошка ходит тихо-тихо,
(ладони обеих рук лежат на столе; локти разведены в разные стороны;
кошка (правая рука) крадется: все пальцы правой руки
медленно шагают по столу вперед. Мышка (левая рука) убегает:
пальцы другой руки быстро движутся назад).
Половиц не слышно скрипа,
Только мышка не зевает,
Вмиг от кошки удирает.
Предварительный просмотр:
Артикуляционная гимнастика.
Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов - кинем. Выработка той или иной кинемы открывает возможность освоения тех речевых звуков, которые не могли быть произнесены из-за ее отсутствия. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Таким образом, произношение звуков речи - это сложный двигательный навык.
Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляционно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения диффузными звуками (бормотание, лепет). Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка; они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребенка постепенно.
Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических. Процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы). Таким образом, говоря о специальной гимнастике, следует иметь в виду упражнения многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости, плечевого пояса, грудной клетки.
Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем - и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.
Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
« Лопаточка»
Широкий язык высунуть, расслабить, положить
на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал.
Держать 10 – 15 сек.
«Чашечка»
Рот широко раскрыть. Широкий язык поднять кверху.
Потянуться к верхним зубам, но не касаться их.
Держать 10 – 15 сек.
«Иголочка»
Рот открыть. Язык высунуть далеко вперед,
напрячь его, сделать узким. Держать 10 – 15 сек.
«Горка».
Рот приоткрыть. Боковые края языка прижать к верхним
Коренным зубам. Кончик языка упереть в нижние зубы.
Держать 10 -15 сек.
«Грибок»
Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и,
прижав широкий язык всей плоскостью неба,
широко открыть рот. Держать 10 – 15 сек.
«Маляр»
Улыбнуться, приоткрыть рот и «погладить»
кончиком языка твердое небо, делая движения
языком вперед – назад.
«Катушка»
Кончик языка упереть в нижние зубы.
Боковые края прижать к верхним коренным зубам.
Широкий язык выкатывать вперед и убирать в глубь рта.
Сказка про язычок
Этот маленький дружок –
Твой веселый язычок.
Чтоб он ловким был, умелым,
Чтоб он слушался тебя,
Каждый день зарядку делай
Перед зеркалом, шутя!
Наша сказка – вам подсказка,
Ведь зарядку каждый день
Должен делать непослушный Язычок,
Забыв про лень.
Вот проснулся Язычок
Выглянул в окошко.
Видит: спинку выгнула
Розовая кошка. Улыбнуться, приоткрыть рот, прижать кончик языка к нижним зубам, спинку языка выгнуть. Удерживать в таком положении на счет 5.
Расстелил половичок на крылечке Язычок.
Взял он клещи,
Взял топор
И пошел чинить забор. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении на счет от 1 до 5, 10.
Д –д – д – д – д – д – стучит молоточек
Т – т – т – т – т – т – вот забит гвоздочек.
Свети солнышко с утра - в гости к тетушке пора.
Улыбнуться, приоткрыть рот. Постучать кончиком языка по верхним зубам. Многократно и отчетливо произносить сочетание звуков «ддд» и «ттт».
Тетушка щечка племянника ждет,
Блинчики с маком к обеду печет.
Кашку сварила, чай заварила,
Даже варенья банку открыла.
Немного приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами произносить «пя – пя – пя»
На лошадке по дороге скачет Язычок,
И копытами лошадка –
Цок, цок, цок, цок, цок.
В горку медленно идет:
Цок, цок, цок, цок, цок.
А с горы стрелой несется
Цок – цок – цок – цок - цок.
Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка. Сначала медленно, потом быстрее.
Тетушка племянничка
Весело встречает.
Чай ему с вареньем
Тут же предлагает.
Ах какое вкусное,
Сладкое варенье.
Да и каша манная –
Просто объедение –
Ням – ням – ням – ням.
Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, совершая движения языком слева направо и сверху вниз.
Под окошком – блл, блл,блл –
Индюки болтают.
Индюшачей речи
Никто не понимает.
На качели индюки
Весело кивают.
Покататься Язычку
«Блл, блл» - предлагают
Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и совершать движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая ее. Сначала производить медленные движения, затем увеличить темп и включить голос, пока не послышится сочетание «Блл – бл – бл» (болтушка).
Ну – ка, детки, с Язычком
Вместе покатаемся!
Поиграем в паровозик
И поулыбаемся: «И – у! И – у! И – у!»
Раздвинуть губы в широкой улыбке, затем вытянуть в трубочку. Чередовать 6 раз.
Дайте Язычку дуду
И еще пять шариков
Покатать комариков!
Надуваем шарики:
«Садитесь, комарики!»
Предложить ребенку длительно произносить звук «шшш». Обратить внимание на то, что при произнесении звука «ш» передний край языка находится за верхними зубами, губы округлены, выдыхаемая струя воздуха теплая.
Вот интересная игра –
Воздушный Колобок
Из щечки в щечку покатать
Его не каждый мог.
Приоткрыть рот, языком поочередно упираться в щеки, «выдавливая» шарики.
Ой, потемнело
Все вокруг,
Сильный вихрь
Поднялся вдруг
Язычок затрепетал,
Задрожал и затрещал:
Брр – брр – брр…
Положить широкий язык на нижнюю губу, с силой подуть на нее, вызывая вибрацию кончика языка. Выполнять в течении 10 сек.
Ох, устал наш Язычок,
Лег в кроватку на бочок;
Пя – пя – пя – пя –пя – пя
Отдыхаем все, друзья!
Немного приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами произносить: «пя – пя – пя». Выполнять упражнение в течении 10 сек.
Мимическая гимнастика
Комплекс 1.
Выглянуло солнышко, обезьянки проснулись, Дети потягиваются (руки
Потянулись, посмотрели на солнышко и улыб – через стороны вверх).
нулись, а солнышко увидело, что обезьянки Дети улыбаются и хмурятся.
не умытые и нахмурилось.
Тогда обезьянки быстро умылись и солнышко Дети улыбаются.
улыбнулось им.
После того, как обезьянки умылись,
захотелось им позавтракать.
Стали они кушать орешки: за одну щечку орешек, Дети упирают кончик языка
за другую щечку орешек. То в одну щеку, то в другую.
Зачесался у них язычок после орешков. Прикусывают язычок с
Стали они свой язычок чесать. одновременным выдвиже -
После завтрака решили обезьянки пойти нием его вперед и назад.
Погулять, они причесались и пошли на улицу. Поглаживают себя по голове
Комплекс 2
Наступила осенняя пора.
Птицы собрались улетать в теплые края. Дети с одновременными
взмахами рук, закрывают
и открывают глаза.
Люди убирают урожай с грядок:
Вот выросли помидоры – толстячки, Надувание щек.
огурцы – худышки. Всасывание щек.
От такого большого урожая на лицах у
людей – удивление. Дети показывают
удивленные лица.
Скороговорки для развития речи
Скороговорки, для произношения звуков: Б, П, Г, К, Т, Д, В, Ф и др.
Дима дарит Дине дыни,
Дыни Дима дарит Дине.
У бабы бобы, у деда дубы.
До города дорога в гору,
От города — с горы.
У Бобы винт, У Вити бинт.
Фаня в гостях у Вани.
У Вани в гостях Фаня.
От топота копыт пыль по полю летит.
У пеньков опять пять опят стоят.
Стоит поп на копне, колпак на попе,
Копна под попом, поп под колпаком.
Купи кипу пик. Кипу пик купи. Пик кипу купи.
Ткет ткач ткани на платки Тане.
Булку, баранку, батон и буханку
Пекарь испек спозаранку.
Водовоз вёз воду из-под водопровода.
Бык тупогуб, у быка губа тупа.
Скороговорки на проработку звуков С, СЬ, З, ЗЬ.
У маленького Сани сани едут сами.
Сани едут сами у маленького Сани.
Оса боса и без пояса.
Вез на горку Саня за собою сани,
Ехал с горки Саня, а на Сане — сани.
У Сони и Сани в сетях сом с усами.
Сом с усами в сетях у Сони и Сани.
Сидит Алеся с печки ноги свеся.
Топают гуськом гусак за гусаком.
Смотрит свысока гусак на гусака.
Носит Сеня в сени сено,
Спать на сене будет Сеня.
Евсей, Евсей, муку просей.
Зоиного зайку зовут Зазнайка.
Буйный Бяка бузит, Бяка Буке грозит,
Бяка Буке дерзит, Бяка Буку тузит.
Зимним утром от мороза
На заре звенят березы.
Скороговорки на проработку звуков Ц, С.
Цыпленок цапли цепко цеплялся за цепь.
Две разноцветные курицы бегают по улице.
Цыпленок и курица пьют водицу на улице.
Шильце, мыльце, кривое веретенце,
Шелковое полотенце — на крыльце под дверцей.
Цокнул сзади конь копытцем,
Под копытцем пыль клубится.
Молодец у молодицы попросил воды напиться.
Из соседнего колодца
Целый день водица льется.
Скворцы и синицы — веселые птицы.
Стоит воз овса, возле воза — овца.
Скороговорки на проработку звука Ш.
Наш шахматист вашего шахматиста
Перешахматит, Перевышахматит.
Кукушка купила ушат,
Решила купать кукушат.
У Ивашки — рубашка, у рубашки — кармашки,
Кармашки — у рубашки, рубашка — у Ивашки.
У Любаши — шляпка, у Полюшки — плюшка,
У Павлушки — шлюпка, у Илюшки — клюшка.
Тимошка Прошке крошит в окрошку крошки.
На окошке крошку-мошку
Ловко ловит лапой кошка.
Маша под душем моет шею и уши.
Шапка да шубка — вот наш Мишутка.
Маша шила для мартышки
Шубу, шапку и штанишки.
Скороговорки на проработку звуков С + Ш, З + Ж.
Шесть мышат в камышах шуршат.
Шли шестнадцать мышей
И нашли шесть грошей.
Саша шапкой шишки сшиб,
Получил на лбу ушиб.
Шли сорок мышей, несли сорок грошей.
Две мыши поплоше несли по два гроша.
Саше дали кашу, а Клаше — простоквашу.
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
Слишком много ножек у сороконожек.
Кукушка кукушонку купила капюшон.
Надел кукушонок капюшон —
Как в капюшоне он смешон.
Шашки — на столе,
Шишки на сосне.
Слушали старушки,
Как куковали кукушки на опушке.
У крошки матрешки пропали сережки.
Сережки Сережка нашел на дорожке.
Испугались медвежонка
Еж с ежихой и с ежонком,
Чиж с чижихой и чижонком,
Стриж с стрижихой и стрижонком.
Скороговорки на проработку звуков Ч, Ч+ТЬ.
Галдят грачата на галчат,
Галдят галчата на грачат.
Были галчата в гостях у волчат.
Были волчата в гостях у галчат.
Ныне волчата галдят, как галчата.
И, как волчата, галчата молчат.
На верхушке каланчи день и ночь кричат грачи.
День и ночь кричат грачи на верхушке каланчи.
В горячей печи пекарь пек калачи.
Течет речка, печет печка.
Печет печка, течет речка.
Караси в речке, овечки у печки,
Овечки у печки, караси в речке.
У черепашьего черепашонка
На черепашьих лапчонка
Черепашьи башмачки.
Очень часто бьются у Танечки блюдца.
В печурке — три чурки, три гуся, три утки.
Черепаха не скучая, час сидит за чашкой чая.
Четыре чёрненьких чумазеньких чертёнка чертили чёрными чернилами чертёж.
Скороговорки на проработку звуков Щ, С.
Щуку я тащу, тащу,
Щуку я не упущу.
Волки рыщут, пищу ищут.
Щенок за обе щеки уплетает щи из щавеля.
У осы не усищи, а усики.
У гуся усов ищи не ищи — не сыщешь.
Мама, нас ты не ищи,
Щиплем щавель мы на щи.
В роще щебечут стрижи,
Чечетки, щеглы и чижи.
Чащи чаще в нашей пуще.
В нашей пуще чащи гуще.
Щебетал щегол и щелкал,
Раздувал, как шарик, щеки.
Из пруда глядела щука,
Удивлялась, что за штука.
Скороговорки на проработку звуков Р, Л, РЬ, ЛЬ.
Толкал лапой Полкан палку.
Полкан палку толкал лапой.
Мама Милу мыла с мылом.
Мила мыло не любила.
У елки иголки колки.
Иголки колки у елки.
В зимний холод всякий молод.
Всякий молод в зимний холод.
Наш полкан попал в капкан.
Кот молоко лакал,
А Витя булку в молоко макал.
Дятел дуб долбил, да не додолбил.
Котик ниток клубок укатил в уголок.
Укатил в уголок котик ниток клубок.
Вы малину мыли ли?
Мыли, но не мылили.
Топали да топали, дотопали до тополя,
До тополя дотопали, да ноги-то оттопали.
Коля колья колет.
Поля поле полет.
Поле-то не полото, поле-то не полито.
Надо полю-то попить, надо поле-то полить.
Прохор и Пахом едут верхом.
Едут верхом Прохор и Пахом.
Идут бобры в сыры боры.
Бобры добры, бобры бодры.
Иван болван молоко болтал, да не выболтал.
На дворе — трава, на траве — дрова.
Не руби дрова на траве двора.
Осип орет, Архип не отстает —
Кто кого переорет?
Осип осип, Архип охрип.
У Аграфены и Арины растут георгины.
На горе Арарат растет крупный виноград.
Три сороки-тараторки тараторили на горке.
Ел Валерик вареник,
А Валюшка ватрушку.
Карл у Клары украл кораллы,
А Клара у Карла украла кларнет.
Прибыл Клим из Клина в Крым.
Редька редко росла на грядке,
Грядка редко была в порядке.
Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.
Дробью по перепелам да по тетеревам.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей 4-5 лет. Тема: «Дети познают мир через игры».
Автор: Французова Ольга Александровна, воспитатель МБДОУ детский сад №2 п. Новозавидовский, Конаковского района, Тверской области.
Назначение: данная консультация может быть полезна педагогам, работающим в дошкольных учреждениях, родителям.
Цель: формирование ответственности у родителей за развитие своих детей.
Задачи: донести до родителей информацию, что игра – это самый важный период в жизни ребенка.
Каждый возрастной период, характеризуется ведущим видом деятельности. В раннем возрасте ведущим видом деятельности является предметно-манипулятивная деятельность. Дети познают закономерности окружающего мира и свои собственные возможности. В дошкольном возрасте – является игра. В отличие от манипулятивной деятельности игра имеет, гораздо большие, возможности для познания мира и самого себя. Ребенок способен действовать в условной (воображаемой) ситуации, которая ему реально недоступна: «водить» машину, «скакать» на лошади, «лечить» животных и людей. Игра также открывает ему мир социально-ролевых отношений, которые реализуются в системе игровых правил.
Игра - это символический язык, посредством которого ребенок проявляет и выражает себя. Детские игры проходят путь развития от предметно-манипуляционных ( построить домик, заборчик из кубиков и так далее) до сюжетно-ролевых игр с правилами (например, в строителей, в водителей, в магазин, в больницу, и другие). Младшие дошкольники играют чаще по одному. А вот к среднему дошкольному возрасту период игры становится совместным. На протяжении всего периода игр поэтапно развивается у детей восприятие. А уже на основе восприятия начинает формироваться мышление. А вот развитие памяти наитеснейшим образом связано с развитием мышления у детей. Ученые отметили, что в игре процесс запоминания значительно выше. Если у детей увиденное и услышанное вызвало интерес, то они запомнят происходящее без особых проблем.
Принципы использования игр.
1.Каждая игра должна иметь целевую направленность, и все игровые задания должны быть подчинены ей.
2.Продолжительность игры должна определяться активностью детей, их интересом к выполнению игрового задания. При первых признаках утомления необходимо переключиться на другой вид деятельности.
3.Игровые задания должны быть посильными, понятными, но в то же время содержать элемент трудности, ребенку надо приложить усилия, проявить терпение, чтобы достигнуть цели.
4.В каждой игре необходимо участие взрослого: объяснение правил игры, показ действий, совместные действия с ребенком, наблюдение за выполнением заданий, предупреждение конфликтных ситуаций и детского травматизма.
5.Начинать следует с простых игр, постепенно усложняя и модифицируя их.
6.Игровой материал должен быть красочным, интересным, доступным для использования детьми соответствующего возраста.
Игра позволяет ребенку в воображаемой ситуации осуществить то, что в действительности ему еще недоступно. В игре формируются основные личностные качества дошкольника: умение учитывать интересы других, умение подчиняться требованию «надо», а не «хочу».
Родителям, которые хотели бы, чтобы их дети играли, необходимо позаботиться не только о наличии игрушек, но и подсказать сюжет игры, показать, как можно действовать с игрушками, обыграть предложенный сюжет. Ушло время больших дворовых разновозрастных компаний, большинство семей имеют одного-двух детей. Чаще всего дети находятся в компании своих сверстников, у которых такой же игровой опыт, как у них самих, поэтому ребенку не у кого учиться игровой культуре.
С помощью взрослого ребенок способен овладеть все более сложными способами построения игры. Психологи называют три способа, которыми может овладеть ребенок за период дошкольного детства (от 2 до 7):
-предметно-действенный способ построения игры;
-ролевой способ построения игры;
-сюжетосложение.
Предметно-действенный способ предлагает воспроизведение простейших операций с предметами (ложкой - кормить, расческой - причесывать и так далее). К трем годам дети обычно могут воспроизводить длинную цепочку операций с предметами, которая объединяется единым сюжетом: «Приготовление обеда кукле», «Кормление куклы» и так далее. Переход к ролевому поведению в игре связан с возрастающими возможностями ребенка. Дети учатся сравнивать свои действия одним из важных средств реализации роли. Ролевое поведение можно формировать с трехлетнего возраста.
В 5 лет поведение детей в игре значительно усложняется. В этом возрасте они уже могут обсуждать замысел и договариваться о правилах перед началом игры, дети способны создавать сложные сюжеты, комбинируя эпизоды из сказок и реальной жизни. Поэтому возраст в 5 лет можно определить как условную границу перехода к формированию сюжетосложения. Последний способ построения игры наиболее важен для развития фантазии, творческого мышления, монологической речи. Поскольку дети в этом возрасте уже осознают правила игры, они способны научиться играть в настольные игры, в прятки. Эти игры сильно отличаются от ролевых игр, где сама роль определяет правила поведения играющих: играющий зайца должен прятаться и бежать от «волка», а играющий волка должен искать «зайца». В настольных играх может уже не быть ролей, поэтому они начинают походить на интеллектуальные задания, которые надо выполнить определенным образом, и развивают у ребенка логическое мышление и внимание.
Когда взрослый организует игру необходимо соблюдать следующие правила:
- тема игры должна отображать интересы ребенка;
- не надо взрослому комментировать и вмешиваться в игру детей;
- руководя игрой, взрослый помогает развивать самостоятельность и инициативу детей;
- взрослому необходимо искренне интересоваться ребенком и стараться строить с ним теплые и заботливые отношения;
- взрослый должен создавать возможность выражать свободное «Я»;
- взрослый должен верить в способность ребенка действовать ответственно, решая личные проблемы и создавая у ребенка чувство безопасности.
В игре ребенок учится взаимодействовать со сверстниками и следовать правилам.
И напоследок, игра – это самый важный период в жизни ребенка. На него нельзя смотреть как на какую-то забаву. К игре надо относиться очень серьезно, внимательно и обеспечивать самые благоприятные условия.
Спасибо за внимание.
Предварительный просмотр:
РАЗВИВАЕМ СЛОВЕСНО – ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ
1. Может ли стол, у которого отвинтили 2 ножки, стоять? Почему?
2. Может ли трамвай объехать девочку, стоящую на рельсах?
3. Удержатся ли 2 шарика, если их поставить друг на друга?
4. Будет кубик катиться? Почему?
5. Может велосипед обогнать автомобиль? Почему?
6. Если по телевизору показывают футбол — может мяч вылететь и ударить мальчика?
7. У тебя маленькая сумка и большой мешок, и то и другое с картошкой. Что легче нести?
8. Кого в лесу трудно увидеть? А кого легко?
9. Кого легко заметить на снегу, а кого трудно?
10. По комнате бегал черный котёнок и попал в банку с мукой. Вдруг в комнате появился белый котёнок. Откуда он взялся?
11.Мама выглянула в окно и говорит: «На улице сильный ветер!» («Ночью был дождь».) Как она догадалась?
12.Может поезд метро столкнуться с автобусом?
13.По глубокому снегу проще идти пешком или на лыжах?
14.Что случится, если мальчик залезет в ванну, полную воды?
15.Летом можно кататься на лыжах? Почему?
16.На зиму заяц меняет свою шубку с серой на белую. Почему?
17.Чем столб отличается от дерева?
18.Почему льдины в реке не стоят на месте весной?
19.Папа купил сыну мороженое, положил его в карман курточки и забыл. Когда через час папа вспомнил о мороженом, его в кармане не оказалось. Куда оно делось?
20.Папа поднимает тяжёлую гирю, а мальчик не может. Почему?
21.Если человек прыгнет с самолёта, он разобьется. А как же парашютисты?
22.Если с крыши дома бросить платок и камень, что быстрее упадёт на землю?
23.Для чего зимой надевают шубы?
24.Если шубу положить на снег, снег под ней растает?
Разминка на быстроту реакции.
- Из чего видна улица?
- Дед, который раздает подарки?
- Съедобный персонаж?
- Часть одежды, куда кладут деньги?
- Какой день будет завтра?
Дополни фразу.
- Если песок мокрый, то...
- Мальчик моет руки, потому что...
- Если переходить улицу на красный свет, то...
- Автобус остановился, потому что...
Закончи предложение.
- Музыку пишет... (композитор).
- Стихи пишет... (поэт).
- Белье стирает... (прачка).
- Горные вершины покоряют... (альпинист).
- Обед варит... (повар).
Загадки – шутки
- В садике гулял павлин.
- Подошел еще один. Два павлина за кустами. Сколько их? Считайте сами.
- Летела стая голубей: 2 впереди, 1 сзади, 2 сзади, 1 впереди. Сколько было гусей?
- Назовите 3 дня подряд, не пользуясь названиями дней недели, числами. (Сегодня, завтра, послезавтра или вчера, сегодня, завтра).
- Вышла курочка гулять, Забрала своих цыплят. 7 бежали впереди, 3 осталось позади. Беспокоится их мать И не может сосчитать. Сосчитайте-ка, ребята, Сколько было всех цыплят.
- На большом диване в ряд Куклы Танины стоят: 2 матрешки, Буратино И весёлый Чиполлино.Сколько всех игрушек?
- Сколько глаз у светофора?
- Сколько хвостов у четырех котов?
- Сколько ног у воробья
- Сколько лап у двух медвежат?
- Сколько в комнате углов?
- Сколько ушей у двух мышей?
- Сколько лап в двух ежат?
- Сколько хвостов у двух коров?
- Ты да я, да мы с тобой. Сколько нас? (Двое.)
- Как с помощью только одной палочки образовать на столе треугольник? (Положить ее на угол стола.)
- У трех братьев по одной сестре. Сколько детей в семье? (Четверо.)
- Росло 4 березы. На каждой березе по 4 больших ветки. На каждой большой ветке по 4 маленьких. На каждой маленькой ветке по 4 яблока. Сколько всего яблок? (Ни одного. На березе не растут яблоки.)
«Угадай на ощупь».
- В конвертах лежат карточки с наклеенной цифрой. Ребенок на ощупь определяет цифру.
Игры на составление целого из частей (геометрической фигуры, изображения) и на воссоздание силуэтов из наборов геометрических фигур.
Игровые упражнения "Дорисуй", "Дострой"
На листах бумаги изображаются геометрические фигуры, например круги разных размеров, на расстоянии один от другого. Ребенок должен дорисовать, закончить изображение предмета, имеющего в своей структуре круглую форму. Дети рисуют снеговика, неваляшку, девочку, куклу, зайца, часы и более сложные формы. Аналогичны упражнения, состоящие в том, что к взятой за основу геометрической фигуре, например треугольнику, надо присоединить другие фигуры и получить при этом какой-либо силуэт: елку, домик, флажок, корабль и др.