Методическая копилка

Дагбыш Татьяна Элдик-ооловна

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

   

                             

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

    Хандагайтинская средняя общеобразовательная школа

                  Методические рекомендации

               для учителей начальных классов

               Организация    

            коллективной формы работы  

       учащихся на уроках русского языка  

                         

                        Хандагайты-2015

       

     Выпуск разрешен  Методическим Советом МБОУ Хандагайтинской СОШ Овюрского кожууна  Республики Тыва

Рецензент : Хирбээ Н.Б.

Составители: Монгуш Н.М.,Дагбыш Т.Э., Куулар С.С.

    Методические рекомендации включают материалы

из опыта использования работы в паре  на уроках.

                         От составителей

          Изменения, которые произошли в нашем обществе, повлекли за собой изменение целей современного образования, изменение всех составляющих методической системы учителя.

Результатом обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными средствами информации и способность актуализировать их для самостоятельного постижения знаний, т.е. речь идет о развитии у детей начальной школы общеучебных умений и навыков (интеллектуальных, коммуникативных, организационных). Обогащение содержания образования интеллектуальными умениями и способами творческой деятельности происходит через внедрение новых программ, развивающих технологий, методов.

Наиболее благоприятные условия для включения каждого ученика в активную работу на уроке создают групповые формы работы, работа в парах(технология индивидуально-оиентированной системы обучения А.А.Ярулова). При организации работы в парах каждый ученик мыслит, не просто сидит на уроке, предлагает своё мнение, пусть оно и неверное, в парах рождаются споры, обсуждаются разные варианты решения, идёт взаимообучение детей в процессе учебной дискуссии, учебного диалога. И что особенно важно,  парная форма работы позволяет решить задачу индивидуального подхода в условиях массового обучения (взаимодействие детей ради выявления и реализации индивидуальных возможностей и потребностей).

                    Подготовка к работе в парах

После того как дети научатся работать по индивидуальным карточкам, предлагаем научить работать в парах. В первом классе главным становится выработка умения договориться, умения общаться. Знакомимся с правилами общения: как сидеть за партой, при разговоре смотри на собеседника, тихо говори в паре, называй товарища по имени, как соглашаться, как возражать, как помогать, как просить о помощи. Необходимо научить внимательно выслушивать ответ, тактично  исправлять и дополнять, справедливо оценивать. Вызываю любую пару к доске. На примере показываем, как нужно работать.

На доске:

Рука – ручонка, ручонка – ручей. Ножонка – нож, ножонка – нога.

– Посоветуйтесь в парах и решите, какие из записанных слов являются однокоренными, а какие – нет.

Когда дети готовы, они поднимают руки.

– Посоветуйтесь в парах и решите, кто из вас будет отвечать.

Учителю важно еще раз спросить:

– Договорились ли вы в паре, кто будет отвечать?

Так постепенно приучаем учеников вырабатывать умения и навыки работы в паре. Работа ведется систематически и целенаправленно в течение четырех лет обучения в начальной школе. Работу в парах можно организовать на любом этапе и  виде урока.

                              Учим взаимопроверке

Первое, чему учим учащихся – это взаимопроверке. Можно проверять каллиграфию письма, домашнее задание. Второе:  важно научить сотрудничать в парах. Этому способствуют взаимодиктанты . Так, заранее готовятся несколько вариантов текста для  диктантов по изучаемой теме. Каждый ученик получает один из вариантов текста, отличный от всех. Все учащиеся работают в парах сменного состава в следующем порядке:

1) один из работающих в паре читает по предложениям текст, другой записывает;

2) следующий ученик (который перед этим писал) читает, а первый записывает;

3) ребята обмениваются тетрадями  и проверяют работы друг друга;

4) далее учащиеся открывают карточки и по ним совместно проверяют второй раз записанный текст;

5) работа над ошибками.

После того, как задания выполнены, друг у друга проверены, пара распадается. Освободившиеся ученики образуют новые пары. Учащиеся свободно перемещаются по классу, образуя новые диалогические  сочетания, обучают друг друга по своим карточкам.

 Организация работы в паре сменного состава

Для организации работы в паре сменного состава необходимо иметь навыки организации работы в паре постоянного состава. При организации работы в парах важно учитывать ряд особенностей:

1)  каждый участник занятий попеременно выступает в роли то «ученика», то «учителя»;

2)  ближайшая цель «ученика» и «учителя» – учить всему тому, что он знает сам;

3) деятельность каждого участника занятий имеет общественно-полезную окраску, потому что он не только учится, но и обучает других;

4) основной принцип работы – все по очереди учат каждого и каждый всех;

5)  каждый отвечает не только за свои знания, но также за знания и успехи товарищей;

6) полное совпадение и единство коллективных и  личных интересов: чем лучше и больше я обучаю других, тем больше и лучше знаю сам.

                                       Выводы.

Упражнения в учебнике расположены так, что часто предлагаются несколько однотипных упражнений с одинаковыми заданиями. Поэтому целесообразнее организовывать работу в парах. Дети проходят учебный материал намного быстрее и качественнее. У них повышается интерес к этим упражнениям, ведь они оказываются не только в роли учеников, но и в роли учителей.

При организации коллективной формы работы учащихся на уроках русского языка повышается уровень их развития, обучения и воспитания. Учащимся нравится работать в парах, им интересно общаться  друг с другом.

Благодаря коллективной работе ученики учатся:

формулировать свою точку зрения;

выяснять точки зрения своих партнеров;

обнаруживать разницу точек зрения;

разрешать разногласия с помощью логических аргументов;

быть справедливыми и толерантными.

Коллективная работа имеет некоторые преимущества перед фронтальной работой:

обсуждаются разные варианты решений;

отвергаются ошибочные варианты;

ученики заинтересованы в быстром и правильном выполнении заданий.

Предлагаем нашим коллегам, учителям начальных классов, придерживаться  следующих рекомендаций:

1. При построении учебного сотрудничества самих детей необходимо учесть, что такой формы общения в детском опыте еще не было. Поэтому детское сотрудничество следует культивировать с той же тщательностью, что и любой другой навык. Как сесть за партой, чтобы смотреть на товарища; как соглашаться, а как возражать; как помогать, а как просить о помощи.

2. При введении новой формы сотрудничества необходимо дать ее образец. Образец совместной работы будет освоен детьми только после разбора двух или трех ошибок. Главное – разбирать не содержательную ошибку, а ход взаимодействия.

3. При оценке работы пары следует подчеркивать не столько ученические, сколько человеческие добродетели: терпеливость, доброжелательность, дружелюбие, вежливость, честность, справедливость

4. Недопустима пара из двух « слабых» учеников.

5. Детей, которые отказываются сегодня работать вместе, нельзя принуждать к общей работе (завтра им стоит предложить вновь поработать вместе).

6. Если кто – то пожелал работать в одиночку, учитель должен разрешить ему работать самостоятельно. Не следует делать публичные замечания.

7. Нельзя требовать абсолютной тишины во время совместной работы. Дети должны обмениваться мнениями, высказывать свое отношение к работе товарища.

8. Овладение умениями и навыками учащихся полезно фиксировать в индивидуальном журнале. Проанализировав эффективность коллективной формы организации учебно-воспитательного процесса, я поняла, что:

уменьшаются дисциплинарные трудности;

ученики получают удовольствие от занятий, комфортней чувствуют себя в школе;

возрастает познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся;

меняется характер взаимоотношений между детьми, исчезает безразличие;

растет самокритичность;

дети приобретают навыки, необходимые для жизни;

возрастает объём усваиваемого материала, глубина его понимания;

на формирование понятий, умений, навыков тратится меньше времени, чем при фронтальном обучении;

дети начинают лучше понимать друг друга и самих себя;

возрастает сплоченность класса;

дети, помогавшие в учебе своим товарищам, с большим уважением относятся к труду учителя;

учитель получает возможность реально осуществить индивидуальный подход к учащимся.

Коллективные формы организации учебно-воспитательного процесса способствуют демократизации и гуманизации обучения школьников.

                                                                   

                                                         

                                                       Приложение  №1

               Дидактический  раздаточный  материал

                                по русскому  языку

Предлагаем карточки которые можно использовать на уроке русского языка для учащихся:

2 класс. Тема: «Имя существительное». 

(Закрепление. Работа в парах)

                                           Карточка №1

1. Что называют имена существительные?

2. Какие слова отвечают на вопрос кто? Приведите примеры.

3. Какие слова отвечают на вопрос что? Приведите примеры.

4 .Выпиши слова, которые отвечают на вопрос кто? Поставь ударение.

Медведь, малина, лисица, пенал, ученик, завод, дорога, карандаш, заяц, девочка.

                                 Карточка №2

1. На какие вопросы отвечают имена существительные? 2.Приведите три имени существительных, которые отвечают на вопрос кто? Запишите их в первый столбик. 3.Приведите три имени существительных, которые отвечают на вопрос что? Запишите их во второй столбик. 4.Выпишите из предложений имена существительные. Докажите.

Пришла зима. Мороз сковал землю. Выпал первый снег. Дует холодный ветер. Птицы мерзнут и голодают. Сделай кормушку и подкорми пернатых друзей!

3 класс. Тема: «Родственные слова». 

(Закрепление. Работа в парах)

                                      Карточка №1

1. Какие слова называются родственными? Докажи.

2. Как называется общая часть родственных слов? Приведи примеры.

3. Как иначе называются родственные слова?

                                     

                                   Карточка №2

1. Прочитайте слова:

Лес, лесной, перелесок, лесок, лесник. Море, моряк, морской. Слово, словарный, словарик.

2. Найдите в словах общую часть.3. Выделите общую часть (корень).

                                    Карточка №3

1. Докажи, что эти слова однокоренные. Выдели корень. Сахар – сахарница, соль – солонка, хлеб – хлебница.

2. Напиши к следующим словам однокоренные: домик, стол, ручка, дуб, глазик, река.

3 класс. Тема: «Глагол». 

(Изучение нового. Работа в парах)

Карточки с изображением людей. Все они выполняют какие-либо действия.

                                     Карточка №1

Девочка рисует. Мальчик читает.

1. Рассмотри  рисунки. Кто изображен? Назови.– Скажи, что делает девочка?– Скажи, что делает мальчик?

2.Что обозначают эти слова?

3. На какие вопросы они отвечают?

4. Запишите эти слова в тетрадь. Это глаголы.

                                     

                                  Карточка №2

Папа лежит. Мама вяжет.

1. Рассмотри рисунки. Кто изображен? Назови.– Скажи, что делает папа?– Скажи, что делает мама?

2. Что обозначают эти слова?

3. На какие вопросы они отвечают?

4. Запишите эти слова в тетрадь. Это глаголы.

                                  Карточка №3

Бабушка варит. Дедушка лежит.

1. Рассмотри рисунки. Кто изображен? Назови.– Скажи, что делает бабушка?– Скажи, что делает дедушка?

2. Что обозначают эти слова?

3. На какие вопросы они отвечают?

4. Запишите эти слова в тетрадь. Это глаголы.

4 класс Тема: «Именительный и винительный падежи прилагательных мужского рода единственного числа»     

                         

                             Карточка №1.

Тополь (какой?) молодой, красивый, высокий

Сделай вывод, проверь себя по правилу, помещенному в учебнике. Вставь пропущенные окончания, поставь ударение, выдели окончания: интересн..  книга, дружн..  класс, вежлив.. ребенок, ярк.. луч, добр… папа.

                               

                                     Карточка №2

Ветер(какой?) осенний,холодный,резкий.                               

Сделай вывод, проверь себя по правилу, помещенному в учебнике. Вставь пропущенные окончания, поставь ударение, выдели окончания: степн.. паук, зл.. волк, сильн. . тигр ,огромн.. слон.

Дети работают по знакомому алгоритму:

Прочитай и разберись в том, что дано в верхней части карточки;

ответь на вопросы и выполни задания (если они есть);

прочитай нижнюю часть карточки;

выполни это задание в тетради;

проверь себя;

расскажи товарищу о том, что дано в верхней части карточки;

обменяйтесь карточками и тетрадями, проверьте друг у друга выполнение задания, помещенного в нижней части карточки.

               Если в тетради товарища найдена ошибка, то ее зачёркивают карандашом и объясняют, как выполнить задание правильно. На работу в паре по таким карточкам в среднем уходит 8-10 минут. Работы учащихся, которые закончили работу по карточкам раньше других, проверяет учитель, затем они помогают проверить работу остальных: услышать вывод, проверить записи в тетрадях. Затем подводится общий итог работы по карточкам.  Возможны варианты: можно провести фронтальную работу, можно вызвать любую пару к доске. Оценки могут быть выставлены за работу по карточке (в тетради) и за устные ответы.

4класс Тема: «Повторение изученного об имени прилагательном» 

                        Контрольная карточка №1.

1. Что называется именем прилагательным?

2. С какой частью речи всегда связано имя прилагательное?

3. Как можно проверить безударные окончания имени прилагательного? Проверь себя по правилам, помещенным в учебнике.Запиши предложения, вставь пропущенные окончания, докажи: Байкал – самое глубок.. озеро в  мире. В нем  очень чист.. и вкусн.. вода.

                        Контрольная карточка №2

1. Как изменяется имя прилагательное?2. Как определить род, число, падеж имени прилагательного?3. В каком числе имя прилагательное не изменяется по родам?

Проверь себя по правилам, помещенным в учебнике. Запиши предложения, вставь пропущенные окончания, докажи: Наступила долгожданн..  весна. Голуб..  небо, голуб..  даль. А на горизонте – син..  полоска далекого леса.

                        Контрольная карточка №3

1. На какой вопрос отвечают имена прилагательные во множественном числе? Приведите примеры.

2. Какую роль выполняют имена прилагательные в нашей речи?

3. Составьте четыре предложения об озере. Употребляйте в тексте имена прилагательные.

Эти карточки дополняют друг друга, включая все вопросы повторения об имени прилагательном.

                             Карточки для 3 класса

                                      Карточка  № 1

1.  Напиши  словосочетания  по образцу,  выдели безударную гласную в корне слова.

Образец:    свеча из воска -  восковая  свеча

         настойка  из   трав   -  ..................................................

         раскаты  грома  -         ..................................................

         опушка   леса -            ...................................................

         лес  из  сосен  -            ..................................................

         варенье  из  вишни -    .................................................

2.   Выпиши  данные  слова  в  два  столбика.   В первый столбик  слова  с непроверяемыми безударными гласными в корне слова,  во второй столбик - слова с проверяемыми  безударными гласными в корне слова, рядом с ними напиши  проверочные слова и обозначь орфограмму.

              Болото,  садовник,   зимовать,  декабрь,  левша,   квартира,  зайчонок,  повар,  орех.  пятёрка,  грибник,   ужин,  солома.

            Подчеркни   лишнее  слово.

                                   Карточка  № 2

1.   Из  данных  слов  выпиши  только слова  с безударной гласной в корне.

        Грибы,     играть,   дуб,  зуб,   стрела,   стрелка,  пчела,   стрижка,   малыш,   водичка,   мель,    ночной,     морской,   детвора,    книга.

2.   Вставь  пропущенную  букву в словах,  рядом  напиши  проверочное  слово. Обозначь орфограмму.

       Л...сной -  ......................,  сн...говик  -  ..........................., тр...пинка-.............,  

з...ма -   .....................   р....ка -  .........................,    в...да -  ...........................,

    гр...за -  ...........................,  

3.    Из  слов в скобках выбери и подчеркни   одно  или  два   проверочных слова.

С...сна -    (  сосновый,  сосенка,  сосны )

ш...рокий -   ( шире,  широко,  ширь )

зв...зда  -   ( звездочет,  звёздочка,  звёздный )

з...лёные  -   ( зеленеть,   зелень,  зелёнка )

х...лода -   ( холодный,  холод,  холодильник )

г...лова  -  (  головушка,  головы,  головка )

л...нейка -  линейный,  линия,  разлинованный

                                 Карточка  № 3

1.   К  данным  словам  подбери и  запиши  проверочное слово.   Вставь  пропущенные буквы.

г...лодать -  ...............................                             ст...рожка-   ....................................

в...здушный -  ..........................                             в...сёлый -    ....................................

д...лёкий -     ............................                             ч...совщик -  ....................................

ш...стёрка -   ............................                             кр...кливый - ...................................

2.   Вставь  нужную  букву  и рядом  запиши проверочное  слово.

к...рмушка  -  (  о,а)   -  ...............................  д...ревья -  (е,и) - ..................................

уг...щать  -  (а,о) -      ...................................  ст...рожить - ( а,о) - ..............................

ш...лестеть  - (е,и) -  ....................................  ш...рстяной - (е,и) - ..............................

ж...стянка - (е,и) -    .....................................  м...рской -  (о,а)  -   ...............................

т...пло -  (е,и) -    ..........................................  ж...мчужина - (и,е) - .............................

                             

                                Карточка  № 4

1.  Спишите  данные  слова,  вставляя пропущенные  буквы.  Выделите в словах корень и напишите к каждой группе  поверочное слово.

          П...сатель,  расп...сание,  зап...сал,   п...сьмецо;-  .................................

          Стр...лок,  стр...льба,    стр....лял,   выстр...л;  -   ....................................

          Т...рговля,  т...ргует,    т...рговый (город);   -     ........................................

          Гл...тать,   прогл...тил,    гл...ток,  гл....тнул;  -   ......................................

2.   Найди  и подчеркни в каждой группе  лишнее слово. У однокоренных  слов выдели  корень.

Соринка,   сорняк,  сорвал,   насорил;

Голубка,  голубятня,  голый,  голубь;

Поле,  полевой,   полочка,  полянка.

3.  Подчеркни слова, в которых   безударную гласную проверить нельзя.

           Столбы, дорога,   альбом,   полетел,  ходили,   заяц,  зелёный,   рисунок,   снежинка,  мороз,   дочурка.

                                                   

                            Карточка  № 5

1.  Подчеркни те слова, по которым можно проверить написание данных слов.

Вставь  пропущенную  букву.

К...за  -   ( козы,  козлиная,  козочка )

 Х...лмы  -  ( холм,  холмик,   холмистая )

С...сна -   ( сосны,  сосенки,  сосновая )

Гр...бы -  (  гриб,  грибная,  грибок )

Тр...ва  - (  травы,  травушка,  травинка )

2.   Отметь в словах буквы, обозначающие гласные звуки, которые  надо проверить.

                Кошка,  лесной,   зима,  садик,  домашний,  печка,   ночной,  листья,  речной,  гора,   снежный.              

                                 Карточка  № 6

1.   В каждой группе  однокоренных слов подчеркни    проверочные слова.

       Коза, козлик, козёл,  козочка;

       Пруд, запруда,  прудик;  

       Звёздочка, звезда, звёздный;

       Часы,  часики,  часовой;

       Крик,  кричит,  крикун;

       Водичка, подводный, водяной,  вода;

      Берёзка, подберёзовик, берёза, берёзовый;

      Тетрадка,   тетрадочка,  тетрадный.

2.    Напиши  проверочные  слова:

село -   .......................      дрова -   ...................................

стена - .........................    страна -  ...................................

волчонок - ...............        морской - ..................................

ленивый - ...................    весёлый -  .................................

скрипучий - ............        мастерить - ...............................

удивительный - ............    менять -    ..................................

                                                                                   

                              Карточка  № 7

1.  Вставьте пропущенные  буквы  в данный текст.   В скобках  напишите проверочные  слова, подчеркните орфограммы.

                                                     Лес.

             В  л...су  (.............)   живёт  рыжая   л...са   ( ...............).   Лисий  дом -   н...ра  (  ....................).    У   н....ры (  .............)   играют   весёлые    л...сята (........).  Л....сица  (.................)  учит  их   лисьим  повадкам.

2.    Распредели слова по столбикам:  в первый столбик  слова  с безударной гласной  -о, во второй столбик слова с безударной гласной  - а.

                 С...сна,  тр...ва,   ст...лы,   г...лодный,  м...стерская,    ст...ловая,   к...чает,    н....чной,     в....лчонок,   к....злёнок, хр...брец,  х...дить,  тр...винка,кр...снеет,  с...лонка,  

3.   Распредели слова по столбикам:  1 столбик  слова  с безударной гласной  -е, во второй столбик слова с безударной гласной  - и.

            С...дой,  скр...пит,  кр....чать,  сн...жинка,    в...сеть,  в...селье,   п...сьмо,  д....ревянный,    сл....вовое,   з...лёный.

                                  Карточка  № 8

1.      Спиши текст.  Вставь пропущенные буквы, в скобках напиши проверочные слова, там где это возможно.

                    Х...рошо  у  нас  в...сной!  (  .....................).   Зацв...тут (.................)  с...ды (.........)-  б...лым-  б...ло  (.................).   Утонут  д...ма  (.................)  в  белых   с...дах  (............),  будто  и нет  их.

                   Одни  ласточки   над  с...дами  (.............)   шныряют.  Песни   щ...бучут.  (........................).

                                Карточка  № 9

1. Вставь  пропущенные буквы  в стихотворение.

 B...сна!,  B...cнa!  Kaк вoздyx  чист!

 Kaк ясeн нeбoсклoн!

 Свoeй лaзуpию ж...вoй

 Сл...пит  мнe oчи oн!

2.    1. Спиши. Bcтaвь  пpoпyщeнныe  буквы.    Напиши    прoвepoчные   слoвa.  Обoзначь  oрфoгрaмму.

                  В...лна,  с...довый,   л...гчайший, ст...рина,  в...сенний,  з...л...той,   л...сица,  м...довый.

3.      Спиши  и  пoдчeркни  в кaждoм pядy  проверочное   слово.

1. вoлчoнoк,  вoлчий,  вoлчицa.

2. Лёд, лeдянoй,  лeдoк.

з. Mopcкoй,  мopячкa,  взмopьe

4, пpилeтeл,  взлeт,  пepeлётныe.

5' тяжёлый,  тяжeсть,   тяжeлeнный.

                          Карточка  № 10

1.   Спиши пoслoвицы  и пoгoвopки.

Вставь  пpoпyщeнныe  бyквы.  Pядoм   в скoбкax пиши проверочные слова.  Обозначь  орфограммы.

1 Ук...тaли  cивку  кpyrыe  гopки.

2. Стapый  кoнь  б...p...зды   нe иcпopтит.

3. Пoд  л,..жaчий    камень   в...дa  нe    т...чёт.

4.   П...шком  х...дить -  долго   ж...ть.

5.  Б...да   на  с...ле -   коль   лебеда   на   ст....ле.

2.   Вставь  пропущенные  буквы в словах,  которые  нельзя  проверить.

                    К...ртина,  х...рошо,    меб...ль,   л....ловый,    кв...ртира,    ч...тверг,  ...рех,    ж...лтый.

                             

                             Карточка  № 11

1.  Приведи  примеры  своих  слов  с орфограммой: "Безударная гласная в корне слова".  Напиши  эти слова  по столбикам:1 столбик  - с безударной гласной  - о,  2 столбик  -  с безударной  гласной  - е,  3 столбик   -  с безударной Составьте   небольшой  текст  по теме:  " Я  люблю  каникулы!"  

Найдите  и подчеркните  в своём  тексте  слова  с безударной гласной в корне слова.

                              Карточка  № 12

1.  Вставьте пропущенные буквы. В скобках  запишите проверочное слово.

                    Сп...шите ( ..........................) упражнение  чисто  и красиво.  Не  сп...шите  (............................)  во время  еды!   Дети  пол...скали (....................)  пушистого  котёнка.    Мама   пол....скала  (..........................)  бельё.  Саша  громче  всех   зап....вал ( .......................)   песню.     Больной   зап....вал  (............)  лекарство  водой.  Бабушка  давно   пос....дела (...........................).   Дедушка   пос....дел  ( ...........................)   на  скамейке  и ушёл.  Закр....пи (........................)  полозья  саней,  чтобы они  не  скр...пели (..................).

2.Спишите,  вставляя  пропущенные  буквы.

                К...рова,  г...зета,   скв....рец,  б...лет,   д....кабрь,  н...род,   м....локо,   пятн...ца,   к....рабль,  д....ревня,  в...кзал,    м...роз,  к...пуста,   р...кета,  м....дведь,  п....льто,   к...стёр,  к...мандир,   р...сунок,   л...пата,   м...лина,    р...бята,  в....гон,  п...года,   к...ртина,  ...втобус,  м...сяц,  п...суда.

                                    Карточка  № 13

1.     Вставьте   пропущенные  буквы.  рядом в скобочках  запишите  проверочное  слово.

                     Скв....рцы  (......................)   прил....тают (...................)   ранней  в....сной (........................)  в  к....нце (.....................)   марта.  Они  возвращаются  дружной  стаей  и несколько дней  носятся   по   п...лям  (......................),  осматривая   знакомые   м...ста  (....................).  Потом  ут....хают (......................) и начинают  рассаживаться  парами пр веткам.  Наступает  пора  строить жилища  о обзаводиться   пт...нцами (....................).

2.    Спишите,  вставляя пропущенные  буквы.

                  М...сква,   Р....дина,   к...ртофель,  ст...лица,    ябл...ко,    св....бода,  т....лефон,  яг...да,   за....ц,  кла....,   гор....д,   в....р....бей,   с...лдат,  к...р...ндаш,  сев....р,  учит....ль,   ф....милия,   тр...мвай,   ....зык,   ч...тверг,   т...пор,  с....лют,   п....мидор,   ...гурец,    б....рёза,   д....вочка,    б....гатство,   комн....та,  в....рона.

                             Карточка  № 14

1.   Потренируйся  правильно  писать  слова с орфограммой.

                         Б...да,   б....льшой,   в...здушный,   гл....зной,   гр....бной,   д....лёкий,   дл...ннее,    д...ждливый,   з....лёный,  зв....риный,   к...лючий,  кр....вой,   л....сной,   м....сной,   м....рской,   н...бесный,  п...рнатые,  пр....мой,  п...следний,   р....гатый,   скр....пучий,   ст....ловая,   тр....скучий,    т....нистый,   т....жёлый,  х....лодный,   цв....тной,    ч....рвяк.

2.    Подбери  проверочные   слова  к данным.

          Бережок,  берега,  борозда,  борода,  вечереет,   волосёнки,  говорили,   голодание, голова,  голоса,  гребешок, дорогой,  древесина,  зеленел,  золотой,  колосок. корешок,  лепетать,   молодняк, молотилка, полоса, сберегли. стерегли,  сторожа,  сторона,  трепаться,  трепетать,   холодильник,  холода,   хохотать.

                                               

                                     Карточка  № 15

1.     Вставь  пропущенные   буквы:

 1. А – О                                      2.  А – О                                        

 в..да                                               вр. чи                                             м..ря

 тр..ва                                             в. лна                                              ст..лбы

 тр..па                                            стр .на                                            гр..чи

 гр..за                                             д. жди                                            гл..за

 дв..ры                                           з. нты                                             сл..ны  

3. А – О                                      4. А – О                                            ств. лы                                        к. ты                                                р. га

  п. ля                                           н.сы                                                сн. пы

  с. ды                                           хв.сты                                             х.  лмы

  ч. сы                                           ск.ла                                                зн. чок

  п. стух                                        с. довник                                         тр. винка

5. А – О                                      6. Е – И – Я                                      в. ренье                                          д. ньки                                            л. док

к.тёнок                                           м.чи                                                р. ды

с.довник                                        гр.бы                                             стр.жи

к.рмушка                                       л.щи                                               цв.ты

 тр.винка                                       сл. ды                                             б. да

7. Е – И – Я                             8. Е – И – Я                                   ч. жи                                              гн.здо                                            зм. я                                              сп. на

 хл.ба                                             з. рно                                              зв.зда

бр. вно                                           л. са (животное)                            пл.та

з. ма                                                л. са (множество деревьев)          стр. ла

л. цо                                               р. ка                                                

9. Е – И – Я                             10. Е – И – Я                                  

   пл.чо                                             б. гун  

   п. ла                                               л. сток

   ст. на                                              л. сник

   п. так                                              пт. нец

   цв. ток                                           сн. жинка        

                             

                                Карточка  № 16

1.   Вставь   пропущенные  буквы:

1.  А – О                                 2.   А – О                              3.       ст.рожка                                 в.здушный                            д.ждливый

 н.чуем                                     д.лёкий                                 р.гатый

м.кушка                                  к.лючий                                ст.льной  

 б.льшой                                  м.рской                                 х.лодный

 гл.зной                                    ст.ловая                                 бр.сает

3. А – О                                  4.  А – О                                

 б. леть                                       в.рил                                           в. зить                                       н.сил          

вст.ёт                                         г.стил                                     д.рить                                        сп..сает

к.тают                                        м.лчит                                    к.рмил                                        з.вёт

 5. Е – И – Я                           6. Е – И – Я                          

с. дят                                           кр. вой                                       л.сточки

сб.гают                                        л.  нейка                                  зв.риный

тр.щат                                          пл.  сал                                    ц.почка

р.бит                                            гр.  бной                                  м.сной

см.ётся                                         з.лёный                                  л.сной

7. Е – И – Я                          8. Е – И – Я                        

 н.бесный                                 п.рнатые                                т.нистый

пр.мой                                      тр.скучий                              цв.тной

скр.пучий                                 т.жёлый                                 ч.рвивый

бл.стит                                      б.жит                                      в.зать

в.днеется                                   в.сел                                       взл.тел

9. Е – И – Я                          10. Е – И – Я

вр.дить                                       гл.дел

взгл.нуть                                    л.тел

кр.чат                                        л.жал

л.пил                                         м.гают

н.сут                                          цв.тёт

                       Карточка  № 17

1. Вставь   пропущенные  буквы:

 пов.р                                    зап.х                                    

б.р.жок                                 б.р.зда                                     б.р.да

м.л.дняк                               м.л.тилка                                     п.л.са

заб.леть                                б.дняжка                                 поб.лить

под.рок                                 изд.лека                                  пож.лели                              полн.чь

      выпр.мил                         выб.жал                              

в.ч.реет                                в.л.сёнки                                   г.в.рили                                 вых.д

ст.б.лёк                                ст.р.жа                                   ст.р.на

б.гун                                     в.доём                                   вр.дить

зн.чок                                   зв.нок                                    к.лосья

      выв.ла                                   вып.чка                                выгл.нет

г.л.дание                                г.л.ва                                      г.л..са

х.л.да                                     х..х..тать                                выг.няют

гл.деть                                   в.зать                                           вал.жник

пок.тить                                ук.лоть                                    м.л.дняк

вып.рил                               выр.зать                            

вын.сти

гр.б.шок                                д.р.гой                                   з.л.неет

зас.дить                                 ул.тят                                    уб.жал

в.дитель                                 веч.ром                                 в.лнение

н.чевать                                 нап.дение                              упр.сить

ц.почка                                  дер.вце                          

  ж.леть

з.л.той                                    к.л.сок                                    зап.сает

ув.зить                                б.льница                                 уг.щает

зад.вать                               д.бро                                       попр.сила

осв.щение                           ум.лкать                                 разд.вала

уд.вительный                

  вд.ли                                      

  прот.кала

   .ст.новка

   д.лина

                                     Карточка №18

  1. Вставь пропущенные буквы.

  На л…сной п…лянке кланяются лиловые к…локольчики, вьётся цепкий г…рошек, к…чаются одуванчики и б…леют высокие ромашки. Проп…лзают по былинкам жучки- коро…ки, выб…гают на доро…ку шустрые муравьи, порхают над цв…тами бабочки. Деловито звенит над п…ляной  пч…ла.

  1. Разбери слова по составу.

            Кормушка,  вылетят,   звонкий.

                                Карточка №19

  1. Вставь пропущенные буквы.

    Ст…ит т…шина в в…сеннем л…су. Не слышно птичьих г…лосов. Пож…лтели и осыпались листья в б…рёзовой аллее. Ре…ко показывается на небе ясное солнышко. Скоро зан…сёт лё…ким сн…жком з…ма у…кие доро…ки, ветки д…ревьев.

  1. Разбери слова по составу.

Столовая,  убежит,  подоконник.

                             

                                Карточка 20

  1. Вставь пропущенные буквы.

    На ч…жой ст…ронушке рад своей в…ронушке. Каждой птице св…ё гн…здо любо. Рукой поб…дишь одного, а г…ловой- тысячи. В…сна кр…сна цв…тами, ос…нь – хл…бами, а з…ма – сн…гами. Р…дная з…мля и в горести м…ла.

  1. Разбери слова по составу.

Морская,    поезд,   столик.

                         

                               

                                     Карточка 21

  1. Вставь пропущенные буквы.

    Р…зьба по дер…ву, по…вился подснежник, з…лёный п…м…дор,  ранний завтр…к, д…леко на в…сток, вдру… выб…жал, г….стить у бабушки, х…дить по доро…кам,  мя…кий хле…, т…нистая аллея, нап…сали адр…с, б…льшая комн…та,  килогра… картоф…ля.

  1. Разбери слова по составу.

Заморозил,   подвёз,  жёлтенький.

                                    Карточка 22

  1. Вставь пропущенные буквы и напиши проверочное слово.

Х…дить-_______________________________________

Д…рить-_______________________________________

Л…вить-_______________________________________

Д…ржать-______________________________________

Г…стить-_______________________________________

…кошко-_______________________________________

Во дв…ре-______________________________________

Сп…шить-_______________________________________

Выгл…нуло-____________________________________

В…сёлое-_______________________________________

  1. Разбери слова по составу.

Подберёзовик,  грустный,  сказка.

                               

                                Карточка  23

1.Вставь пропущенные буквы и напиши проверочное слово.

Пожелтела  тра…ка(                           ),пруд  замёр… (                       ),ло…кая

 (                         ) кошка , сколь…кая (                              ) дорога, рыжая плуто…ка (                     ),  верхний  эта… (                      ), тёплая варе…ка

(                        ), сосновая  верху…ка  (                          ),

крепкая  верё…ка (                           ).

  1. Разбери слова по составу.

Подснежник,   поварёшка,   смешной.

                               Карточка 24

1. Вставь пропущенные буквы.

  Ос…нью  идут проливные  д…жди. Плохо без з…нта и пл…ща. На дв…ре лужи. Тихо кругом. Ул…тели из с…дов гр…чи и др…зды. Вчера они долго кружились над п…лями и х…лмами. В…сной птицы вернутся д…мой.

2  Разбери  первое и последнее предложение по членам предложения.

                                   Карточка 25

  1.  Вставь пропущенные буквы. В скобках пиши проверочные слова.

В л…су(              )  зв…рьки(                        ) г…товятся к з…ме.(          ) .       Птицы ул…тают(                          )

в тёплые кр…я (                         ). Белоч…ка суш…т на ветвях д…ревьев (                       ) гр…бы(             ). Ёж…к спеш…т в св…ю (                       ) норку. Мы…ка (                   ) зап…сает (                          )з…рно(                        ).

2  Разбери   предложение по членам предложения.

На высокой сосне стучит дятел.

                             

                                 Карточка 26

1. Допиши предложения словами с противоположным значением. Вставь пропущенные буквы.

Р…ка ш…рокая, а ручей _____________.   Камень т…жёлый,  а пух _______________.     Редька горькая, а яблоко  _____________. Сосна высокая, а сирень  _________.  

2  Разбери   предложение по членам предложения. Вставь пропущенные буквы.

На  гря…ку  бабушка  выс…дила  п…м…доры.

                             

                                   

                                         Карточка 27

  1. Вставь пропущенные буквы.  В последнем предложении подчеркни главные и второстепенные члены предложения.

       Пр…мелькнуло лето.  Пришла з…л…тая ос…нь. П…ж…лтела л…ства на р…бине перед моим  …кном. З…мля п…крылась цв…тным к…вром.

  1. Разбери слова по составу.

Хлебушек,  садовник, переход,  трусливый,  связал,  заморозки.

                               

                                     Карточка 28

  1. Вставь пропущенные буквы.  В последнем предложении подчеркни главные члены предложения.

   Ёжик с…дел на г…ре под с…сной. Он см…трел на осв…щённую лунным светом долину, з…топленную туманом. Сверчки не уст…вали играть на св…их скрипочках. Мотыльки л…тали над з…думчивым ёжиком.

  1. Разбери слова по составу.

Холодильник, скворечник, придорожный,  поспорил, посадка.

                             

     Карточка 29

  1. Спиши, раскрывая скобки.

(Про)читал  (про)грибочки, (по)бежали  (по)дорожке,  (со)рвал (с)дерева,   (с)полз  (с)цветочка,  (пере)шёл  (под)мостом,  (в)ъехал (в)гараж, (на)писал (на)листочке.

  1. Разбери слова по составу.

Запах,  кормушка, сынишка, волнистый, утащил,   лесник.

                               

                                       Карточка 30

  1. Вставь е , я или и:

Выдв…жной, ш…лестеть, сд…ржаться,  поч…рнелый, м…сной,  …жиха, б…режок,  дер…вце,  захл…стнуть, с…дел,  п…тно,  перел…тел, осв…тить.

  1. Выдели, где можно приставки.

  1. Разбери слова по составу:  

Запела,  переход,  вылазка, надвязали,  грустный.

                           

                         

                                   Карточка 31

  1. Вставь о или а:

    С…лить, пом…гать, нат…птать, гр…зовой, попр…сится, в…дящий, заг…в…рить, б…р…датый, стр…ховка, м…хнуть, запл…нировать, вып…лзти, к…сить.

  1. Выдели, где можно приставки.

  1. Разбери слова по составу:  

Снеговик,  местный,  подкопал,  убежит,  ночник.

                                   Карточка  32

  1. Спиши, раскрывая скобки.

(С)бежал (с) конюшни,  (по)скакал (по)полю,  (за)лез  (на)гору,   (с)пустился   (к)реке,  (под)бежал  (к)воде,  (по)пил    (из)кружки,  (про)живает  (по)адресу.

  1.  Разбери   предложение по членам предложения. Вставь пропущенные буквы.

Вет…р  с…рвал последние лист…я с д…рев…ев.

                                  Карточка 33

  1. Выдели приставки в словах:

Подавать, откладывай, подгоняет, дописать, осветить, согреет, подвинуть,

запела, осыпались, переход, вылазка, надвязали, надавили, облетел.

  1. Вставь е или и:

       сл…ды,  зв…риный,  л…нейка,  л…тел, б…леет, нап…исал, ш…рока,  б…рега, з…мовать, цв…ты, в…сна, св…ча

                                  Карточка 34

Вставьте пропущенные буквы

О,А

1.В...ренье,   в...лчата,   к...чели,   д...вно, скв...рцы,   гл...зной,   г...ра, др...зды, г...стинец, В...лентин, гр...ница, г...рняк,     д...леко,     н...га,     д...машний д...ждливый, ч...сы,    
д...лжник, , д...чурка, ж…рища,    В...рвара,    к…злёнок,    з..л...тистый, к...тушка,    д…рить, оп...дают,  нав..днение, исп…ряют.

                             

                                    Карточка 35

Вставьте пропущенные буквы

О,А

2.        Г...лодный,      бр...дить,      зам...лчала, м...ря,  уг.. .стили,   р...дная,   п...роход, пол...вить,  разн...сить, др...чливый,  

с...виный, Т...тьяна, пок...залась, тр...ва, сч…стливый,  нев...д, х...теть, х...дули, тр...вяной, уст...реть, х...лмы, п...ясок, ...вчина,   М...рия,   н...чевать,   покр...шить, расп...шонка, зв...нить.

                               

                         

                               Карточка 36

Вставьте пропущенные буквы

Е,И,Я

3.Сл...дить, в...ртеть, ...довитый, л...дник, л...стопад,  с...рдечко, кр...чать,  кл...вать, з...мовщик, Гр...горий, зел...нь, разъ...дать,       св...стун, Св...тлана, ч...нить, л...жачий,  с.лач,  св...нина,
св...тлеть, св...рло, передв...гают.

                               

                               Карточка 37

Вставьте пропущенные буквы

Е,И,Я

4. Гр...бной, в...сна, р...бина, оз...ро, л...док, с…стра, л...сной, б...льчата, д...ла, зв...рьки, ч...сло, гн...здо, стр...жи, ч...тыре, стр...ла, цв...тной, св...ча, м...сной, ш...рокий, д...твора, усп...вать, ч...тать, поч...рк, ч...стота, ц...почка, оц...нить, з...мля, з...рносклад, з...ркальный, ц...ркач.

                                 

                                     Карточка 38

Вставьте пропущенные буквы

Е,И,Я

5.        К...вер,   б...льшой,   ус...дил,   вр...чи, п...ра, п...ют, л...дошки, ухв...тились, в...лнушки, к...лючие к...мочки, см...ла,  г...л...ва,  к...за,  к...зался,  м...лыши,    под...рить,     ш...рфы,    п...ляны, П...лина,    гр...чи,    кр...ты,    ст...лбы, ск...льзить,  уп...лзал,  р...са, Ст...нислав,    дв...ры,    жур...влиный    к...сяк, ч...совой,   хр...брец,   зав...рил,   р...дился.

                                  Карточка 39

Вставь пропущенные буквы

Б-П

Шу...ка,   ша...ка,   сугро...,   гри...ки, стол..., ястре..., гри..., ро...кий, ду..., Оста..., ры...ка, кре...кий, Анти..., Архи..., тулу..., клу...ки, кло..., ду...ки, гу...ка, су..., ря...чик, озно..., то...кое, зя...ко, зу...,  хру...кий, скорлу...ка, оши...ка,  на     ла...ках     цара...ки, ре...ка,   сер...,   хле...,   зу...ки,   Гле..., прору...ь,     ще...ка,     улы...ка,     ло..., ши...,   Оси...,   ли...ка,   ле...ка,   клу..., гер...,   скри...,   голу...ь,   оха...ка,   голу...ка, про...ка.

                                 

                                  Карточка 40

Вставьте пропущенные буквы

Г-К

Сне..., лё...кие, лу..., лу..., мя...кий, ко...ти,   овра...,   вра...,   кру...,   бере..., пиро..., сало..., Оле.., ночле..., фла..., творо..., язы..., хирур..., Мурманс... ,высокий поро...,  дру..., плу...,  ко..., бо..., бо..., зву..., вокру..., тан..., продро...,     сто...,     сто...,     ю...,     кула..., Map...,   виз...,   Мине...,   Челябинс..., утю..., четвер... .

                                 

                               

                                 Карточка 41

Вставьте пропущенные буквы

Ж-Ш

Но...ки, ло...ки, ча...ка, кру...ки, ё..., доро...ка,    теле...ка,    кру...ки,    ро...ь, дру...ки,   плю...,  стра...,  пейза...,   поду...ка, ка...ка, пиро...ки, хоро..., приго..., сне..леи, глу...ь, 6ро...ка, дро...ь, ладо...ка, коре...ки, бука...ки, у..., пры...ки, ме...ки, фла...ки, ланды...,сырое... ки,  ми...ка,
черте..., мы...ка, варе...ка, подру...ка, репорта..., пичу...ка, клю...ка,
окро...ка, мор..., сапо...ки, у пету...ка, оре...ки, пта...ка

                                 

                           

                               Карточка 42

Вставьте пропущенные буквы

д-т

Гря...ки,    заря...ка,    тетра...ка,    запла...ка незабу...ка, сла...кий,
гру...ка,   тру...,   го...,   бра...,   Давы..., ло...ка,   похо...,   пала...ка,   шерс.ка, верблю..., де...ки, лебе...ки, объе...ки, парохо..., Ташкен...,    подъез...,зага...ка, старое...ь, похо...ка, изгоро...ь, много яго...,гла...кий, лоша...ка, горо..., площа...ка, де...ский   са..., гла...ь, ви..., ре...кий, дож...ь, кро..., оста...ки     сла...ки, бро..., запа...,
ря...ком,    ла...ком,    Леони...,    

                                                                    

                                                                Приложение№2

Памятка
«Как работать на уроке в паре»

1. Внимательно прочитайте задание.
2. Если ты выполняешь задание с товарищем, который приблизительно равен тебе по силам, то старайтесь разделить всю работу поровну. Помогайте друг другу в случае затруднений, тактично исправляйте ошибки друг друга.
3. Если твой товарищ справляется лучше тебя, не стесняйся обратиться к нему за помощью, попросить что-то объяснить. Но не злоупотребляй этим. Не обижайся на товарища, если он исправит ту или иную ошибку.
4. Если ты видишь, что твой товарищ справляется хуже тебя, помоги ему, однако старайся делать это так, чтобы он сам работал с полным напряжением сил. Следи за тем, не делает ли он ошибок, если делает, то тактично и доброжелательно исправляй их.

Запомни главное правило: в любом коллективном деле нужна согласованность действий и готовность помочь своему товарищу. Ты в ответе за него. Он – за тебя.

                     

                      Использованная литература

  • Г.С. Базыр Учебник Русский язык. 2 класс
  • Г.М. Селиверстова,Ф.Т. Манзанова Учебник Русский язык. 3 класс
  • Г.М.Селиверстова,Ф.Т. Манзанова Учебник Русский язык.4 класс
  • А.А.Ярулов Технология индивидуально-ориентированной системы обучения Красноярск,2001



Предварительный просмотр:

Русский язык. 3 класс

Тема: Падежи имен существительных.

Цель: способствовать формированию представлений  об особенностях  имени существительного

            в формах   падежей и развитию умения определять падеж по вопросу и

            предлогу.

Задачи:

Обучающие: 

  • актуализировать и упорядочить знания детей о падежах имен существительных;
  • способствовать умению нахождения словосочетаний из предложения.

Развивающие: 

  • развивать критическое мышление, обобщать полученные данные и делать выводы;
  • развивать устную и письменную речь учащихся, орфографическую зоркость,  умения работать в паре и группе.

Воспитательные:

  • создать условия для формирования познавательного интереса к русскому языку и толерантности

Планируемые результаты:  

Учащиеся  научатся распознавать имена существительные в падежных формах; определять грамматические признаки имён существительных (род, число, падеж); изменять имена существительные по падежам.

Формирование универсальных учебных действий у учащихся на уроке:

Регулятивные УУД:

  • принимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;
  • осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;
  • оценивать результаты своей деятельности.

Познавательные УУД:

  • осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её (под руководством учителя);
  • ориентироваться при решении учебной задачи на возможные способы её решения;
  • устанавливать алгоритм  распознавания падежа имени существительного;

Коммуникативные УУД:

  • слушать собеседника и понимать речь других;
  • работать в парах, учитывать мнение партнёра, высказывать своё мнение, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

Формирование личностных результатов:

  • понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач;
  • быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению.

Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний

Оборудование:

  • Экран, ноутбук, мультимедийный проектор;
  • презентация к уроку;
  • учебник «Русский  язык», 3 класс, часть 2 (В.П. Канакина, В.Г. Горецкий);  

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

I. Мотивация к  учебной деятельности.

Старание

Внимание

Лень

Разговоры

Сообразительность

Старание+

Внимание+

Сообразительность

          Успех

  1. Мотивация к учебной деятельности  

- Давайте встанем! Настроимся на работу!  Протрите ладони, почувствуйте тепло! А теперь поприветствуем начало урока.

- Пусть доброе, внимательное отношение друг к другу сопровождает нас всегда.

-Здравствуй,солнце золотое!

-Здравствуй,небо голубое!

-Здравствуй,Матушка Россия!

-Добрый день,друзья мои!

-Садитесь.Давайте мы в начале  урока составим формулу нашего успеха. Перед вами слова,выбирайте. Что мы возьмём в нашу формулу?

-Старание,внимание,сообразительность.

-Молодцы! Именно это вам нужно. Не забывайте.что наш общий успех зависит от успеха каждого.

Личностные результаты: 

  1. Формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
  2. развитие этических чувств (доброжелательности)

II.   Постановка учебной задачи.

У.: -Что мы изучали на прошлых уроках?

Д:-Мы изучали падежи имен существительных.

У: -Составьте, пожалуйста, кластер об имени существительном.(Дети у доски составляют )

-Молодцы! Расскажите об имени существительном ,опираясь на ваш кластер.

Д:-Имя существительное-это часть речи.которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? Что? . Бывает одушевленным и неодушевленным,собственным и нарицательным. Изменяется по числам и падежам.

У: -Хорошо. Спасибо. Сегодня на уроке мы продолжим постигать тайны падежей русского языка и обобщим наши знания.

- Какие задачи мы можем поставить на сегодняшний урок?

Д.: расширить знания о падежах, учиться определять падежи существительных в словосочетании и предложении…итд.

- Хорошо. Молодцы.

Регулятивные УУД:

прогнозировать (совместно с учителем) предстоящую работу;

Коммуникативные УУД:

строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

Познавательные УУД:

  1. осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её (под руководством учителя);
  2. Развитие умения извлекать информацию из текста.
  3.  На основе анализа объектов делать выводы.

III.Проверка домашнего задания

1)Групповая работа

У:- Ребята,  попрошу вас поработать в группах. Расположите падежи с вопросами в правильном порядке.

( дети распределяютя на 4 группы и решают учебную задачу).

У:- Откройте 57-ую  страницу учебника. Вы найдете таблицу «Признаки падежей.»

Проверьте свою работу по таблице в учебнике.

-Правильно? Молодцы!

Регулятивные УУД:

  1. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
  2. Развитие  умения высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

Коммуникативные УУД:

Умение работать в паре.

IV. Систематизация и обобщение знаний.

  1. Фронтальная работа.

-Давайте обратим наше внимание на предлоги.

- Какие предлоги повторяются в нескольких падежах?

Вывод: Нужно быть внимательными. Предлоги могут повторяться.

           

2)Работа со словосочетаниями (Слайд1) (Работают у доски,определяют падежи имен существительных)

          Помогал отцу,  заводить машину, выпал из гнезда,  скучал без мамы, подарил сестре,  звонил по телефону, смотрел фильм,  лежит под столом,      мечтал о компьютере.

         

            Физминутка «Падежи»

3)Работа с предложениями (Слайд 2)

Солнце заходит на                                              

 На свой этаж мы поднимаемся по                                        

Дети с интересом читают

Клюква растет на                  .

Пассажиры подходят к                      .

Из вишни сварили               .

Гвозди забивают                             .

  За продуктами мы идём в                     .

3)Работа в парах с проверкой

                  Карточка

   для работы в паре (тема: «Падежи имён существительных»)

     Составьте предложения из данных слов и определите падеж  выделенных имён существительных.

думаю,я,маме,о________________________

спела,сестра, песенку,маме

_____________________________________

рада,подарку,очень, мама,моему___________________________

  1. Индивидуальная работа

Задание: Подчеркните главные члены предложения, определите падеж имён   существительных (Слайды 2,3)

Познавательные УУД:

  1. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
  2. Оформлять свои мысли в устной форме.
  3. планировать (совместно с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей;

ориентироваться при решении учебной задачи на возможные способы её решения;

Регулятивные УУД:

  1. оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

Коммуникативные УУД: 

формулировать собственное мнение и аргументировать его;

слушать собеседника и понимать речь других;

VI. Подведение итогов.Рефлексия.

  • Какую цель мы с вами поставили перед собой в начале урока?
  • Как вы думаете, достигли мы цели?

-Сколько падежей в русском языке?

-Что имеет каждый падеж?

- Начальная форма имени существительного всегда в каком падеже стоит?

- Все падежи кроме именительного как называются?

  • Как нужно определять падеж имён существительных? 4 шага?(найти главное слово,от которого можно поставить вопрос, задать вопрос, выделить окончание, посмотреть на  предлог)

(Слайд 4)

– Всё ли  получалось сегодня у вас?

– В чём испытали затруднения?

Коммуникативные УУД: 

формулировать собственное мнение и аргументировать его;

слушать собеседника и понимать речь других;

Регулятивные УУД:

  1. осуществлять познавательную и личностную рефлексию; оценивать совместно с учителем результат своих действий;
  2. понимать причины успеха и неуспеха выполнения учебной задачи;

VII.Домашнее задание

(Слайд 5)

Упр. 107, с.59 . Дополнительное задание в карточках

Внимательно прочитать задание и выполнить,опираясь на свои знания.



Предварительный просмотр:

Что же такое технология проблемного обучения?

Проблемно-диалогическая технология дает развернутый ответ на вопрос, как учить, чтобы ученики ставили и решали проблемы. В словосочетании «проблемный диалог» первое слово означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск ее решения.

  • Постановка проблемы – это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования.
  • Поиск решения – этап формулирования нового знания.

Слово «диалог» означает, что постановку проблемы и поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного учителем диалога.

Рассмотрим проблемно-диалогические методы обучения.

Приемы создания проблемной ситуации

Побуждение к осознанию противоречия

Побуждение

к формулированию проблемы

1. Одновременно предъявить ученикам противоречивые факты, теории, мнения.

-Что вас удивило?

-Что интересного заметили? - Какие факты налицо?

Выбрать подходящее:

Какой возникает вопрос?

Какая будет тема урока?

2. Столкнуть мнения учеников вопросом или практическим заданием на новый материал.

-Вопрос был один? А сколько мнений? Или Задание было одно? А как его выполнили?

-Почему так получилось? Чего мы не знаем?

3. Дать практическое задание, не сходное с предыдущими.

-Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение? Чем это задание не похоже на предыдущие?

Примеры:

Урок русского языка по теме «Правила переноса слов»

АНАЛИЗ

УЧИТЕЛЬ

УЧЕНИКИ

Постановка    проблемы

Актуализация изученного

-Прочитайте слова на доске?

-Соль, Анна, майка, объявил

-Объясните орфограммы

Объясняют

-Что это? (Читает загадку о березе)

-Это береза!

-Напишу слово «береза» на строке (продолжает запись).

Наблюдают, что новое слово на строке не помещается.

-Что же мне делать, ребята?

-Надо перенести.

-А что значит перенести?

-Одну часть слова оставить на строке, а другую перенести на следующую строку.

-Какой знак нам нужен?

-Знак переноса.

Задание на новый материал.

-Помогите мне перенести слово «береза». Работайте в парах.

Пары добавляют знак переноса в слово «береза» на своем листе.

Проверка задания.

-Посмотрим, что вы предлагаете (фиксирует работу пар на заготовленном шаблоне).

Видят варианты:

Бер-еза      бере-за

Бе-реза      берез-а

(ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ)

Побуждение к осознанию

-Задание было одно?

-Да

-А выполнили его как?

-Мы выполнили по-разному.

(Осознание противоречия)

Побуждение к проблеме

-Почему так получилось?

Чего мы пока не знаем?

-Как переносятся слова.

(Неточная формулировка темы)

Тема

-Верно. Тема урока сегодня «Правила переноса слов»

(Фиксирует тему на доске).

Подводящий к теме диалог представляет собой систему вопросов и заданий, обеспечивающих формулирование темы урока учениками. Вопросы и задания могут различаться по характеру и степени трудности, но должны быть посильными для учеников. Последний вопрос содержит обобщение и позволяет ученикам сформулировать тему урока. По ходу диалога необходимо принимать даже ошибочные ответы учащихся.

Пример:

Урок русского языка по теме  «Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода»

АНАЛИЗ

УЧИТЕЛЬ

УЧЕНИКИ

Постановка    проблемы

Подводящий к теме диалог.

-Посмотрите на два столбика слов на доске

На доске:

мяч                        дочь

шалаш                  печь

камыш                   мышь

-Что заметили общего?

-В каждом столбике имена существительные, которые заканчиваются на шипящий согласный.

-В чем различие?

В первом столбике имена существительные пишутся без мягкого знака, а во втором столбике – с мягким знаком на конце слова.

Тема

-Значит, какая сегодня будет  тема урока?

(Фиксирует тему).

Мягкий знак после шипящих на конце существительных .

Сообщение темы с мотивирующим приемом. Суть метода заключается в том, что учитель предваряет сообщение готовой темы либо интригующим материалом (прием «яркое пятно»), либо характеристикой значимости темы для самих учащихся (прием «актуальность»). В некоторых случаях оба мотивирующих приема используются одновременно.

Пример:

Урок  русского языка по теме  «Дательный падеж»

АНАЛИЗ

УЧИТЕЛЬ

УЧЕНИКИ

Постановка    проблемы

«Яркое пятно» в форме шуточного стихотворения

-Сегодня мы познакомимся с падежом, про который Лежебокин, герой стихотворения Г.Граубина, сказал так:

Такой падеж как …..

Я с детства не терплю.

Давать, делиться чем-нибудь

С друзьями не люблю.

-Кто догадался, о каком падеже идет речь?

-О дательном

Тема

-Значит, тема нашего урока?

(Фиксирует тему на доске)

-Дательный падеж

МЕТОДЫ ПОИСКА РЕШЕНИЯ  УЧЕБНОЙ ПОБЛЕМЫ    Побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог представляет собой сочетание специальных вопросов, стимулирующих учеников выдвигать и проверять гипотезы. Данный метод имеет определенную структуру: начинается с общего  побуждения (призыва к мыслительной работе), при необходимости продолжается подсказкой (намеком, сужающим круг поиска), в крайнем случае, завершается сообщением учителя. При выдвижении и проверке гипотез диалог выглядит так:

Структура диалога

Побуждение к выдвижению гипотез

Побуждение к проверке гипотез

устной

практической

Общее побуждение

-Какие есть гипотезы?

-Согласны с этой гипотезой? Почему?

-Как можно проверить эту гипотезу?

Пример: рассмотрим продолжение урока математики по теме «Умножение на двузначное число».

АНАЛИЗ

УЧИТЕЛЬ

УЧЕНИКИ

Постановка    проблемы

Материал для выдвижения гипотез

Сейчас будете по группам решать пример 56 х 21 = ?

Разбиваются по группам, начинают работу.

Побуждение к гипотезам, подсказка к решающей гипотезе.

Подходит к каждой группе:

-Какие есть гипотезы?

-С чего надо начать?

-Воспользуйтесь распределительным свойством!

Каждая группа выдвигает гипотезу и фиксирует ее на листе.

Представление гипотез группами.

Группы, поместите листы на доску и прокомментируйте свой способ решения.

Представляют две гипотезы:

50 х 20 + 6 х 1 = 1006 (ошибочная)

56 х 20 + 56 х 1 = 1176 (решающая)

Побуждение к проверке.

-Как проверить, какой из двух способов верный?

Молчат.

Подсказка к плану.

-Может быть, воспользуемся каким-то прибором?

Можно проверить на калькуляторе!

-Проверьте! Что получилось?

-При умножении на калькуляторе получилось 1176 (Аргумент).

Вывод

-Значит, как надо умножать на двузначное число?

Формулируют правило (Открытие нового знания)

Учебник

-Сравните свой вывод с учебником.

-Все верно.

Подводящий к теме диалог представляет собой систему вопросов и заданий, обеспечивающих формулирование («открытие») нового знания учениками. Подводящий диалог можно развернуть как от поставленной учебной проблемы, так и без нее.

Пример:

Урок  русского языка по теме «Самостоятельные и служебные части речи».

АНАЛИЗ

УЧИТЕЛЬ

УЧЕНИКИ

Постановка    проблемы

Подводящий без проблемы диалог.

-Прочитайте стихотворение по учебнику.

Читают

-Определите, какой частью речи является каждое слово.

Определяют

-Какие части речи нам встретились? (По ходу ответов фиксирует части речи на доске).

-Существительные, глаголы, прилагательные, предлоги, союзы, наречия.

-Какие части речи не встретились в этом стихотворении? (По ходу  ответов фиксирует части речи на доске).

-Междометия и местоимения.

-Разделите все известные вам части речи на две группы. Объясните, по какому признаку вы их разделили. (По ходу ответов разносит части речи по двум столбикам).

-В 1-ю группу входят части речи, к которым можно задать вопрос (перечисляют), во 2-ю – к которым нельзя задать вопрос (перечисляют).

Вывод

Части речи 1-й группы называются самостоятельными, 2-й служебными (Фиксирует термины на доске).

Дайте определение.

Формулируют определение.

(Открытие нового знания)

Учебник

-Сверимся с учебником. Что заметили интересного?

-Междометия не относятся к служебным частям речи.

-Верно. Это особая группа слов. (Фиксирует  на доске).

Задание на формулирование темы

-Значит, какую новую тему мы только что освоили и сейчас будем закреплять?

-Самостоятельные и служебные части речи (Тема).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Методика поабзацного изучения текстов Методика Ривина

Слайд 2

Предназначение Эта методика предназначена для изучения сложных научных, учебных, художественных текстов на основе работы учащихся в парах сменного состава.

Слайд 3

Подготовка Материала Раздел разделить на темы – тексты (фрагменты). Тексты компактные, сжатые Тексты не зависимые друг от друга или могут зависеть, но тогда нужен маршрут продвижения. №2 №1 №3 №4 №5 №6

Слайд 4

Организация работы Каждый ученик получает текст. Для первого абзаца ученик находит напарника Вместе читают и озаглавливают абзац. Название, выражающее главную мысль, записывает в тетрадь. Озаглавливают абзац текста напарника. На полях, можно написать фамилии с кем работал в паре.

Слайд 5

Организация работы Для озаглавливания второго абзаца ученик находит второго ученика. Пересказывает напарнику содержание первого абзаца. Озаглавливает второй абзац, обсуждая с напарником. Ищет напарника для озаглавливания третьего абзаца. Пересказывает содержание 1 и 2 абзацев …

Слайд 6

Организация работы Когда ученик проработал весь текст. У него в тетради есть записи - главные мысли каждого абзаца. Он пересказывал содержание текста своим напарникам. Он выслушал и помогал озаглавливать тексты своим товарищам. Он имеет представление о других текстах.

Слайд 7

Организация работы Организуется малая группа. Ученик выступает, рассказывая свою тему. Обсуждает её с другими. Получает новую тему.

Слайд 8

Порядок проработки абзаца 1. Прочитать текст, выяснить смысл отдельных слов и уточнить границы понимания. 2. Осмыслить отдельные предложения (или части этих предложений). 3. Определить главную мысль абзаца, аргументировать свое решение. 4. Рассмотреть частные примеры. 5. Целостно осмыслить абзац и его связи с другими абзацами. 6. Выразить свое отношение (мнение) к содержанию и изложению абзаца. 7. Сформулировать в соответствии с главной мыслью название абзаца, письменно зафиксировать его.

Слайд 9

Озаглавливание абзаца Озаглавить абзац (короткий смысловой фрагмент текста) можно с помощью нескольких слов или предложений, или через вопросы. Главное, чтобы заглавие точно отражало то, что сказано в тексте, а не то, как понимается читателем данный вопрос. Заметим, что заглавие не должно собой представлять конспект абзаца или условное обозначение.

Слайд 10

Учет и контроль по методике Ривина Используется табло учета. Ф. И. Темы А 1 А 2 В 1 В 2 С 1 Д 1 Иванов +  + Петров  + Кузнецов + +  … … … … … … …

Слайд 11

Оценивание Учитель может контролировать и оценивать работу ученика по-разному, в частности: • присутствовать в малой группе, где ученик выступает по своей теме; • следить за работой ученика в разных парах; • поработать отдельно с учеником в паре и прослушать его пересказ по плану, проверить тетрадь; • принять зачет, экзамен, организовать индивидуальную контрольную работу и т.д.



Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                

Внешние признаки применения методик.

Взаимотренаж.

  1. учащиеся работают в паре,
  2. у каждого ученика своя карточка,
  3. карточка состоит из двух частей (задание, ответ)
  4. задания в карточке односложные,
  5. учащиеся находятся в активной позиции (уточняют, объясняет ответ…   )
  6. оценки не ставятся.

           Взаимообмен заданиями.

  1. учащиеся работают в группах по 4 или 6 человек,
  2. все группы получают одинаковый набор карточек,
  3. количество карточек в группе равно количеству участников группы,
  4. задания в карточке однотипные,
  5. задания не содержат ответов,
  6. количество заданий в одной карточке 2-3,
  7. обязательная проверка заданий учителем перед обменом заданием с   товарищем,
  8. табло учета,
  9. работа в тетрадях,
  10. карточками не обмениваемся,
  11. оценки по договоренности.

Взаимопередача тем.

  1. текст,
  2. по необходимости алгоритм работы с текстом,
  3. три уровня вопросов на понимание,
  4. работа в тетрадях (подробный план темы)
  5. обязательная проверка темы учителем перед передачей темы товарищу,
  6. табло учета у учителя.

Ф.И.ученика

Т1

Т2

Т3

Т4

Т5


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Взаимопроверка индивидуальных заданий

Слайд 2

Схема проведения

Слайд 3

Схема проведения К К К К

Слайд 4

Схема проведения К К К К

Слайд 5

Табло учета для учителя Карточка 1 Карточка 2 Карточка 3 Карточка 4 Ученик 1 + Ученик 2 + * + Ученик 3 + * + Ученик 4 * + Ученик 5 * + Ученик 6 … -, -, *

Слайд 6

Консультант получает Табло учета Аналогичные задания по своей карточке (можно с листом ответов) №1 №2 №3 №4 №5 №6 №7 №8 №9 Ученик + + - - + - + - - 2. Ученик + + + + + + + - + 3. Ученик + + - + + + + - - 4. Ученик …