Обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования в условиях введения ФГОС
Обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования в условиях введения ФГОС
В условиях модернизации и инновационного развития важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, готовность обучаться в течение всей жизни. Преемственность между дошкольным и начальным звеньями образования рассматривается на современном этапе как одно из условий непрерывного образования ребенка. Несомненно, преемственность − двухсторонний процесс. С одной стороны − дошкольная ступень, которая сохраняет самоценность дошкольного детства, формирует фундаментальные личностные качества ребёнка, служащие основой успешности школьного обучения, а главное сохраняет «радость детства». С другой стороны− школа как преемник подхватывает достижения ребёнка-дошкольника и развивает, а не игнорирует накопленный им потенциал. С нашей точки зрения преемственность дошкольного и начального образования имеет позитивное значение через организацию работы на базе школы группы дошкольного образования. В связи с низким материальным положением большинство родителей наших обучающихся не имеют возможности устроить ребёнка в дошкольное образовательное учреждение. Помочь решить эту проблему родителям нам помогло участие в региональной целевой программе «Право ребёнка на семью на 2009 – 2012 годы» по стандарту «Домашние помощники и индивидуальные тьюторы». В целевую группу домашнего помощника было отобрано 22 ребёнка из 10 семей, в которых оказалось 9 детей, находящихся вне образования. Именно они и стали первыми учащимися группы дошкольного образования, которую мы сумели открыть 15 ноября 2011 года. В выборе программы мы отдали предпочтение программе «Предшкола нового поколения», которая создана на основе программы «Перспективная начальная школа», а все начальные классы в нашей школе обучаются именно по этой программе. Для успешного внедрения в новое образовательное пространство для дошкольников было открыто специальное помещение, обустроенное соответствующим оборудование, приобретённым в рамках социального проекта. В первые дни пребывания в школе мы видели ребят замкнутых, стеснительных, с отсутствием навыков коммуникативного общения и даже практически неумеющих говорить, несмотря на то, что им всем уже было по шесть лет. Целенаправленная работа педагогов дошкольной группы помогла детям развить способность делать не только то, что хочу, но и то, что надо, не бояться трудностей и пытаться разрешать их самостоятельно. Игровая деятельность помогла формированию значимых качеств детей: адекватной самооценке, умению сосредоточиться и управлять своими эмоциями. Дети приучились к смене деятельности и режиму дня. Большую помощь дошкольникам оказали учащиеся начальной школы, которые приходили к ним в гости с театральными постановками, играми, конкурсами, викторинами. Дети научились общаться в коллективе старших, перестали чувствовать скованность с малознакомыми людьми. И самое главное существенно развились навыки коммуникативного общения. К концу учебного года это стали уже совершенно другие дети, которые психологически готовы обучаться в условиях ФГОС, так как у них сформировался необходимый и достаточный уровень психического развития для начала освоения школьной учебной программы. Организация работы дошкольной группы на базе школы имеет положительное значение в развитии доброжелательных отношений между школой и семьёй. Теперь учителя родители обучающихся начинают воспринимать не только, как контролёра за учебной успеваемостью их детей, но и как настоящего помощника в налаживании внутрисемейных отношений не только по вопросам воспитания, но и по вопросам решения социально-бытовых проблем. Родители обучающихся сами стали инициаторами проведения многих мероприятий, направленных на включение детей в активную социально значимую деятельность. Это организация спортивных соревнований, досуговых мероприятий, походов и экскурсий. В ближайшей перспективе планируем разработку гибкой системы методической работы не только в школе, но и с коллективом детского сада, способствующей повышению профессиональной компетентности педагогов в вопросах использования педагогических подходов и технологий, способствующих формированию универсальных учебных действий и компетенций воспитанников и учащихся образовательных учреждений, в условиях преемственности дошкольного и начального образования. Особое внимание решено уделять организации конструктивного взаимодействия между детским садом школой и семьей по вопросам использования педагогических подходов и технологий, способствующих формированию компетенций воспитанников и учащихся образовательных учреждений, в условиях дошкольного и начального образования. Основные изменения в дошкольном образовании связаны с тем, что акцент со знаний, умений и навыков переносится на формирование общей культуры, развитие качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность. Утверждается необходимость построения образовательного процесса в соответствии с комплексно-тематическим принципом и принципом интеграции образовательных областей. Итогом освоения образовательной программы дошкольного образования будут интегративные качества ребенка. Такие как любознательность, активность, эмоциональная отзывчивость, способность решать интеллектуальные, личностные задачи и др. Что значит быть готовым к школе? Это не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie.docx | 15.26 КБ |
arkhiv_zip_-_winrar.zip | 159 байтов |
Предварительный просмотр:
Обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования в условиях введения ФГОС
В условиях модернизации и инновационного развития важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, готовность обучаться в течение всей жизни.
Преемственность между дошкольным и начальным звеньями образования рассматривается на современном этапе как одно из условий непрерывного образования ребенка.
Несомненно, преемственность − двухсторонний процесс. С одной стороны − дошкольная ступень, которая сохраняет самоценность дошкольного детства, формирует фундаментальные личностные качества ребёнка, служащие основой успешности школьного обучения, а главное сохраняет «радость детства».
С другой стороны− школа как преемник подхватывает достижения ребёнка-дошкольника и развивает, а не игнорирует накопленный им потенциал.
С нашей точки зрения преемственность дошкольного и начального образования имеет позитивное значение через организацию работы на базе школы группы дошкольного образования.
В связи с низким материальным положением большинство родителей наших обучающихся не имеют возможности устроить ребёнка в дошкольное образовательное учреждение.
Помочь решить эту проблему родителям нам помогло участие в региональной целевой программе «Право ребёнка на семью на 2009 – 2012 годы» по стандарту «Домашние помощники и индивидуальные тьюторы».
В целевую группу домашнего помощника было отобрано 22 ребёнка из 10 семей, в которых оказалось 9 детей, находящихся вне образования. Именно они и стали первыми учащимися группы дошкольного образования, которую мы сумели открыть 15 ноября 2011 года.
В выборе программы мы отдали предпочтение программе «Предшкола нового поколения», которая создана на основе программы «Перспективная начальная школа», а все начальные классы в нашей школе обучаются именно по этой программе.
Для успешного внедрения в новое образовательное пространство для дошкольников было открыто специальное помещение, обустроенное соответствующим оборудование, приобретённым в рамках социального проекта.
В первые дни пребывания в школе мы видели ребят замкнутых, стеснительных, с отсутствием навыков коммуникативного общения и даже практически неумеющих говорить, несмотря на то, что им всем уже было по шесть лет.
Целенаправленная работа педагогов дошкольной группы помогла детям развить способность делать не только то, что хочу, но и то, что надо, не бояться трудностей и пытаться разрешать их самостоятельно. Игровая деятельность помогла формированию значимых качеств детей: адекватной самооценке, умению сосредоточиться и управлять своими эмоциями. Дети приучились к смене деятельности и режиму дня.
Большую помощь дошкольникам оказали учащиеся начальной школы, которые приходили к ним в гости с театральными постановками, играми, конкурсами, викторинами. Дети научились общаться в коллективе старших, перестали чувствовать скованность с малознакомыми людьми. И самое главное существенно развились навыки коммуникативного общения.
К концу учебного года это стали уже совершенно другие дети, которые психологически готовы обучаться в условиях ФГОС, так как у них сформировался необходимый и достаточный уровень психического развития для начала освоения школьной учебной программы.
Организация работы дошкольной группы на базе школы имеет положительное значение в развитии доброжелательных отношений между школой и семьёй. Теперь учителя родители обучающихся начинают воспринимать не только, как контролёра за учебной успеваемостью их детей, но и как настоящего помощника в налаживании внутрисемейных отношений не только по вопросам воспитания, но и по вопросам решения социально-бытовых проблем.
Родители обучающихся сами стали инициаторами проведения многих мероприятий, направленных на включение детей в активную социально значимую деятельность. Это организация спортивных соревнований, досуговых мероприятий, походов и экскурсий.
В ближайшей перспективе планируем разработку гибкой системы методической работы не только в школе, но и с коллективом детского сада, способствующей повышению профессиональной компетентности педагогов в вопросах использования педагогических подходов и технологий, способствующих формированию универсальных учебных действий и компетенций воспитанников и учащихся образовательных учреждений, в условиях преемственности дошкольного и начального образования.
Особое внимание решено уделять организации конструктивного взаимодействия между детским садом школой и семьей по вопросам использования педагогических подходов и технологий, способствующих формированию компетенций воспитанников и учащихся образовательных учреждений, в условиях дошкольного и начального образования.
Основные изменения в дошкольном образовании связаны с тем, что акцент со знаний, умений и навыков переносится на формирование общей культуры, развитие качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность.
Утверждается необходимость построения образовательного процесса в соответствии с комплексно-тематическим принципом и принципом интеграции образовательных областей. Итогом освоения образовательной программы дошкольного образования будут интегративные качества ребенка. Такие как любознательность, активность, эмоциональная отзывчивость, способность решать интеллектуальные, личностные задачи и др.
Что значит быть готовым к школе? Это не значит уметь читать, писать и считать.
Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться.