Уроки русского языка
Урок изучения новой темы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок русского языка в 6 классе "Дефисное и слитное написание сложных прилагательных" | 36.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка в 6 классе по теме:
« Дефисное и слитное написание сложных прилагательных»
Цели:
Обучающая: сформулировать понятие о сложных прилагательных, обеспечить усвоение учащимися орфограммы слитного и дефисного написания сложных прилагательных, отработать первичные навыки слитного и дефисного написания прилагательных;
Развивающая: создать условия для развития умений проводить классификацию прилагательных по раздельному и дефисному написанию, умений устанавливать сходства и различия, умений делать обобщённые выводы;
Воспитывающая: формировать умение ставить цели в учебной деятельности и стремление добиваться их, воспитывать потребности давать самостоятельную оценку своей деятельности, воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Оборудование: компьютер, проектор, дидактический материал.
Ход урока:
1.Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Садитесь.
- Люди встречаются по разным причинам, мы сегодня встретились, чтобы познакомиться, открыть для себя что-то новое. Как это сделать? В процессе живого общения и совместной работы на уроке. Желаю Вам и себе удачи!
2.Актуализация знаний.
- Какую большую тему вы сейчас изучаете?
- А много ли вы знаете об этой части речи, вот сейчас мы и проверим. Соберём аппликацию. Перед вами лежит лист бумаги. На нем нарисован кораблик. Вы должны ответить правильно на вопрос и приклеить части рисунка.
Вопросы:
№1. Что обозначает имя прилагательное? (признак предмета)
№2. Как изменяется имя прилагательное? (по родам, числам, падежам)
№3. Род, число, падеж - постоянный признак прилагательного?
№4. Каким членом предложения может быть имя прилагательное? (сказуемое, определение)
№5. Какие разряды прилагательных вам известны? (качественные, относительные, притяжательные)
№6. Какой разряд прилагательных имеет степени сравнения и полную и краткую формы?
- Итак, ребята, у нас с вами получился вот такой весёленький кораблик, кораблик мечты. На нём мы сегодня поплывём по стране знаний. У нашего кораблика паруса алого цвета. Как вам уже известно, алый цвет – символ мечты. А сейчас напишите свою мечту, которая бы относилась к теме нашего урока. Чего бы вы хотели достичь? Что бы вы хотели узнать на сегодняшнем уроке? К какому итогу вы хотели бы прийти? И, без сомнения, как знаменитая Ассоль, дождётесь исполнения своей мечты.
3. Формулировка темы урока, задач урока учащимися.
- Ребята, возьмите в руки карточки, которые лежат на парте. Прочитайте текст.
«Когда разнородные деревья растут вместе и составляют одну зелёную массу, то все кажутся равно хороши, но в отдельности одни уступают другим. Хороша развесистая, белоствольная, светло-зелёная, весёлая берёза. Но ещё лучше стройная, кудрявая, круглолистая, сладко-душистая во время цвета, не ярко-зелёная, а мягко-зелёная липа. Осина и по наружному виду, и по внутреннему достоинству считается последней из строевых дерев. Не замечаемая никем, трепетнолистная осина бывает красива и заметна осенью.» С.Т.Аксаков. «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии»
Сергей Тимофеевич Аксаков – наш земляк, известный писатель? Помните его сказку? А с рассказами и повестями Аксакова познакомитесь на уроках культуры Башкортостана.
- Все ли слова в этом тексте вам понятны?
- Строевые – высокие, годные для постройки деревья.
Дерев – деревьев.
Трепетнолистная - от слова трепет - колебание, дрожание.
- О чём идёт речь в тексте?. (о деревьях, о лесе, о природе)
- Как нужно относиться к природе? Что нужно делать для охраны природы?
- 2017 год – Год экологии и Год особо охраняемых природных территорий в Российской Федерации.
- Лес – наше главное богатство, и мы должны охранять и беречь его. Вы знаете, что нельзя разводить костёр в лесу, разорять птичьи гнёзда, оставлять за собой мусор, ломать ветки деревьев. Охрана природы начинается с самого малого. Мы должны быть друзьями леса. Известный русский писатель М.М.Пришвин сказал: «Охранять природу – значит охранять Родину.» Пусть эти замечательные слова будут девизом для каждого из нас.
- Слова какой части речи выделены?
- В этом тексте очень много прилагательных. Что отличает выделенных прилагательных от невыделенных? ( они сложные)
(На доску прикрепляю лист)
Сложные прилагательные |
- Почему вы так считаете?(состоят из двух корней: разнородные, белоствольная, светло-зелёная)
- Скажите, одинаково ли пишутся сложные имена прилагательные? (Одни сложные прилагательные пишутся слитно, другие – через дефис.)
Слитно | Через дефис |
- Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока: «Дефисное и слитное написание сложных прилагательных».
- Запишем в тетради число и тему урока!!!!
- Знаете ли вы условия написания сложных прилагательных?
- Нет.
- Какова же цель урока, как вы думаете?(Научиться/уметь правильно писать сложные прилагательные, знать условия слитного и дефисного написания сложных прилагательных, уметь обосновывать выбор слитного и дефисного написания. )
- Итак, отправимся на своих корабликах в интересное путешествие в мир знаний.
4. Формирование знаний.
На отдельных листах – наглядный материал!!!!
1.
ярко-белый чёрно-красный |
Ярко-белый, чёрно-красный
- Что обозначают эти прилагательные? (Цвет, оттенки цветов)
- Приведите свои примеры, сделайте вывод (светло-зелёный, бледно-голубой, бело-розовый). Вывод:
Сложные имена прилагательные, обозначающие оттенки цветов, пишутся через дефис. |
- Запишите один пример в тетрадь, обозначьте корни, подчеркните изучаемую орфограмму.
2.
машинно-тракторный завод литературно-музыкальный вечер |
- Попробуйте вместо дефиса поставить союз «и», замените равноправными словами. Что у вас получилось? (Машинный и тракторный, музыкальный и литературный – равноправные слова) (русско-английский, фруктово-ягодный) Сделайте вывод.
Сложные имена прилагательные, образованные путём сложения равноправных слов, между которыми можно вставить союз И , пишутся через дефис. |
- Запишите один пример в тетрадь, обозначьте корни, подчеркните изучаемую орфограмму.
3.
юго-восточный санкт-петербургский |
- Подумайте, от каких частей речи образованы эти слова? Как они писались? Сделайте вывод.
Через дефис пишутся сложные прилагательные, образованные от сложных существительных, которые пишутся через дефис. |
- Запишите один пример в тетрадь, обозначьте корни, подчеркните изучаемую орфограмму.
4.
Белый-белый пароход хитрый-хитрый взгляд |
- Какое значение имеет слово в результате повтора? (усилительное значение – усиление признака) Как будем писать?
Сложные прилагательные, образованные путём повтора одного и того же слова, пишутся через дефис. |
5.
Широкоэкранный фильм кисломолочный продукт |
- Замените сложные прилагательные словосочетаниями. Сделайте вывод о том, когда сложные прилагательные пишутся слитно.
Слитно пишутся сложные имена прилагательные, образованные от словосочетаний. |
- Таким образом, сделаем выводы, прочитаем правило в учебнике.
Пишутся через дефис:
Жёлто-синий (цвет).
Юго-восточный (юго-восток). Нью-Йоркский (Нью-Йорк).
Горько-солёный (горький и солёный).
Белый-белый (повтор).
Пишутся слитно:
Правобережный (правый берег).
6. Закрепление.
1) Комментированное письмо –упражнение 380.
Дополнительное задание: составить 2 предложения со сложными прилагательными.
7. Физминутка.
- А теперь проведём физминутку, не простую, а филологическую, в пользу изучения темы урока. Я буду называть прилагательные. Услышали сложное прилагательное, пишущееся слитно, поднимаете руки и хлопаете в ладоши, через дефис – руки в стороны прямые, а если прилагательное несложное, ходьба на месте.
- Зимний, серо-коричневый, белокаменная, лёгкий, янтарно-жёлтый, добродушные, утренний, дальневосточный, длинная-длинная, книжный, северо-западный, летописный, солнечные, садово-огородный, пятилетняя.
8. Устная творческая работа.
Задание: из сочетаний слов образуйте словосочетания «прилагательное + существительное», причём прилагательное должно быть сложным. (Выделите корни, подчеркните орфограмму).
Образец: завод для ремонта судов – судоремонтный завод.
- Бумага, чувствительная к свету (светочувствительная бумага)
- Лимоны жёлтые и янтарные (жёлто-янтарные лимоны)
- Очень интересная книга (интересная-интересная книга)
- Ветер с северо-запада (северо-западный ветер)
5. Словарь русский и французский (русско-французский словарь)
6. Секция шахматная и шашечная (шахматно-шашечная секция)
7. Культура Древней Руси (древнерусская культура)
8. Его глубоко уважают (глубокоуважаемый)
9. Паруса разного цвета (разноцветные паруса)
10. Девочка с голубыми глазами (голубоглазая девочка)
11. Праздник, общий для народа (общенародный праздник)
12. Требования санитарные и гигиенические (санитарно-гигиенические требования)
- Молодцы!
9. Итоги урока.
Тест
1. Какое прилагательное пишется слитно?
□ 1) (северо)восточный
□ 2) (кисло)сладкий
□ 3) (ярко)зелёный
□ 4) (древне)русский
2. Какое прилагательное пишется через дефис?
□ 1) (стале)литейный
□ 2) (тёмно)синий
□ 3) (лево)бережный
□ 4) (нефте)наливной
3. В каком ряду прилагательные пишутся неодинаково?
□ 1) (бело)снежный, (железно)дорожный
□ 2) (хлопчато)бумажный, (фабрично)заводской
□ 3) (разно)сторонний, (добро)душный
□ 4) (санитарно)гигиенические, (сельско)хозяйственный
4. В каком слове допущена ошибка?
□ 1) научно-фантастический
□ 2) голубо-глазый
□ 3) прошлогодняя
□ 4) средневековый
5. Какое прилагательное лишнее по написанию?
□ 1) (корабле)строительный
□ 2) (судо)ходный
□ 3) (физико)математический
□ 4) (нефте)перерабатывающий
- Теперь сами себя проверьте, правильно ли вы сделали.
(ответы на слайде)
- Кто выполнил тест без ошибок?
- Какие условия написания сложных прилагательных были для вас трудными?
10. Домашнее задание (разноуровневое)
- Выполнить упр.383, выучить правило (параграф 66).
- ТР Написать сочинение-миниатюру «Зимний день» («В зимнем лесу», «Прогулка в зимний лес» - тему можете сформулировать сами), используя сложные прилагательные.
А для тех, кто недостаточно ещё в себе уверен, задание поработать с географической картой. Выписать из географической карты сложные географические названия, образовать сложные прилагательные. Попробовать объяснить, почему так пишутся.
Домашнее задание.
- Выполнить упр.383, выучить правило (параграф 66).
- Выписать из географической карты сложные географические названия, образовать сложные прилагательные. Попробовать объяснить написание. Например, Орехово-Зуево – Орехово-Зуевский (сложное прилагательное пишется через дефис, потому что образовано от существительного, которое пишется через дефис).
11. Рефлексия.
- А сейчас оценим свою работу. Мы сегодня неплохо поработали. Кто был сегодня активным? …. Выставление оценок.
- Я хочу, чтобы вы ещё раз взяли в руки кораблики. Сбылись ли ваши мечты? Чему вы научились? Какие новые знания для себя открыли?
Я желаю, чтобы маленький кораблик стал вашим талисманом и чтобы и в будущем все ваши мечты сбылись! Мне было очень приятно познакомиться с вами, поработать. Спасибо за урок!
Приложение №1
«Когда разнородные деревья растут вместе и составляют одну зелёную массу, то все кажутся равно хороши, но в отдельности одни уступают другим. Хороша развесистая, белоствольная, светло-зелёная, весёлая берёза. Но ещё лучше стройная, кудрявая, круглолистая, сладко-душистая во время цвета, не ярко-зелёная, а мягко-зелёная липа. Осина и по наружному виду, и по внутреннему достоинству считается последней из строевых дерев. Не замечаемая никем, трепетнолистная осина бывает красива и заметна осенью.» С.Т.Аксаков. «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии»
«Когда разнородные деревья растут вместе и составляют одну зелёную массу, то все кажутся равно хороши, но в отдельности одни уступают другим. Хороша развесистая, белоствольная, светло-зелёная, весёлая берёза. Но ещё лучше стройная, кудрявая, круглолистая, сладко-душистая во время цвета, не ярко-зелёная, а мягко-зелёная липа. Осина и по наружному виду, и по внутреннему достоинству считается последней из строевых дерев. Не замечаемая никем, трепетнолистная осина бывает красива и заметна осенью.» С.Т.Аксаков. «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии»
«Когда разнородные деревья растут вместе и составляют одну зелёную массу, то все кажутся равно хороши, но в отдельности одни уступают другим. Хороша развесистая, белоствольная, светло-зелёная, весёлая берёза. Но ещё лучше стройная, кудрявая, круглолистая, сладко-душистая во время цвета, не ярко-зелёная, а мягко-зелёная липа. Осина и по наружному виду, и по внутреннему достоинству считается последней из строевых дерев. Не замечаемая никем, трепетнолистная осина бывает красива и заметна осенью.» С.Т.Аксаков. «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии»
«Когда разнородные деревья растут вместе и составляют одну зелёную массу, то все кажутся равно хороши, но в отдельности одни уступают другим. Хороша развесистая, белоствольная, светло-зелёная, весёлая берёза. Но ещё лучше стройная, кудрявая, круглолистая, сладко-душистая во время цвета, не ярко-зелёная, а мягко-зелёная липа. Осина и по наружному виду, и по внутреннему достоинству считается последней из строевых дерев. Не замечаемая никем, трепетнолистная осина бывает красива и заметна осенью.» С.Т.Аксаков. «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии»
Приложение №2
Тест
1. Какое прилагательное пишется слитно?
□ 1) (северо)восточный
□ 2) (кисло)сладкий
□ 3) (ярко)зелёный
□ 4) (древне)русский
2. Какое прилагательное пишется через дефис?
□ 1) (стале)литейный
□ 2) (тёмно)синий
□ 3) (лево)бережный
□ 4) (нефте)наливной
3. В каком ряду прилагательные пишутся неодинаково?
□ 1) (бело)снежный, (железно)дорожный
□ 2) (хлопчато)бумажный, (фабрично)заводской
□ 3) (разно)сторонний, (добро)душный
□ 4) (санитарно)гигиенические, (сельско)хозяйственный
4. В каком слове допущена ошибка?
□ 1) научно-фантастический
□ 2) голубо-глазый
□ 3) прошлогодняя
□ 4) средневековый
5. Какое прилагательное лишнее по написанию?
□ 1) (корабле)строительный
□ 2) (судо)ходный
□ 3) (физико)математический
□ 4) (нефте)перерабатывающий
Приложение №3
Образец: завод для ремонта судов – судоремонтный завод.
1. Бумага, чувствительная к свету (светочувствительная бумага)
2. Культура Древней Руси (древнерусская культура)
3. Ветер с северо-запада (северо-западный ветер)
4. Словарь русский и французский (русско-французский словарь)
5. Секция шахматная и шашечная (шахматно-шашечная секция)
6. Лимоны жёлтые и янтарные (жёлто-янтарные лимоны)
7. Его глубоко уважают (глубокоуважаемый)
8. Паруса разного цвета (разноцветные паруса)
9. Девочка с голубыми глазами (голубоглазая девочка)
10. Праздник, общий для народа (общенародный праздник)
11. Очень интересная книга (интересная-интересная книга)
12. Требования санитарные и гигиенические (санитарно-гигиенические требования)
Ветер по морю гуляет | (Руки наверху раскачиваем, ноги поочереди сгибаем) |
И кораблик подгоняет | (Дуем) |
Он бежит себе в волнах на раздутых парусах. | (Руки на пояс и легким бегом) |
Начался вдруг сильный шторм, Прогремел на небе гром. | (Сильно раскачиваем руками и делаем круговые движения с поднятыми руками) |
Наш кораблик закачался,
| (Руки в стороны прямые, ноги врозь, качаемся, будто сейчас упадем) |
Вверх с волной сперва умчался, | (Руки волнообразно поднимает вверх, вправо, влево) |
А потом упал он вниз. | (Сели) |
Вверх-вниз, вверх-вниз. | (Приседаем) |
Каждому дается шторм для испытаний, Коли с ним бороться, то сильнее станешь,
Маленький кораблик шторма не боится, борется с волнами в бурю и туман.