Уроки литературы
Урок литературы по теме "Татьяна - нравственный идеал А.С.Пушкина"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок по роману А.С.Пушкина "Евгений Онегин" | 58.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Татьяна – нравственный идеал А.С. Пушкина (урок по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»)
Класс: 9
Тип урока: Урок решения частных задач с применением открытого способа (комбинированный)
Форма: нетрадиционный «Творческая мастерская»
Цель: в ходе исследовательской работы показать нравственное совершенство Татьяны, главной героини романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин».
Задачи:
- Проанализировать особенности внешности, черт характера, увлечений, чувств героини и выявить качества, являющиеся показателями нравственного начала личности;
- Способствовать развитию мышления, творческих и коммуникативных способностей учащихся; формированию навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности;
- Воспитывать нравственные качества учеников через анализ поступков главных героев романа; воспитывать уважительное отношение к литературе
Планируемые результаты | ||
Предметные | Метапредметные | Личностные |
Татьяна Ларина – главная героиня романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Анализ произведения. Авторская позиция и отношение автора к героине. Отношение к Татьяне героев произведения. Собственное отношение к героине. Словесный портрет героя. Характеристика Татьяны. Создание текста, синквейна. Построение устного ответа. Основные понятия и термины: идеал, нравственность, нравственный идеал. | Познавательные: отвечать на вопросы; составлять текст от имени героя; обобщать и делать выводы; находить нужную информацию. Регулятивные: Определять и формулировать цель и задачи; принять цель, составлять план и последовательность действий, оценивать свои достижения; Коммуникативные: работать индивидуально и участвовать в работе группы; формулировать и отстаивать свою точку зрения; проявлять уважительное отношение к другому человеку и его мнению | Проявлять духовно-нравственные качества, уважительное отношение к литературе |
Используемые технологии (элементы): технология развития критического мышления (ТРКМ), здоровьесберегающая, технология сотрудничества.
Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский.
Организационные формы урока: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Оборудование и раздаточный материал:
- проектор, компьютер;
- иллюстрации к роману «Евгений Онегин», сонник, тексты «Письмо Татьяны», эпиграф на доске, словари, рабочие листы, атрибуты костюмов героев произведения;
- презентация, фрагмент из фильма «Онегин» сцена «Последняя встреча Онегина и Татьяны»
- героев произведения;
Предварительная работа:
- чтение романа «Евгений Онегин»;
Ход урока.
1. Организационный момент (3-5 минут)
1. - Здравствуйте, ребята и присутствующие на уроке гости.
- Существует очень красивая легенда. Один скульптор изваял из камня прекрасную девушку. Она выглядела настолько живой, что, казалось, сейчас заговорит. Но скульптура молчала, а творец ее заболел от любви к своему чудесному созданию. Ведь в ней он выразил свое сокровенное представление о женской красоте, вложил свою душу и терзался, что никогда не станет эта мраморная девушка живой. Эта странная любовь была настолько сильна, что боги сжалились и оживили камень.
Стадия вызова
- Очевидно, что в искусстве, возможно такое чудо, когда художник всерьез увлекается своим собственным творением. Вероятно, и Пушкин, работая над романом "Евгений Онегин", любовался чудесной девушкой, оживающей под его пером. Он с любовью описывает ее внешность, силу чувств, «милую простоту». На многих страницах невольно признается ей в любви. Сегодня мы с вами будем говорить о той, чьё имя использовал А.С. Пушкин, говоря о нравственном идеале русской женщины. Кто она? (выслушивает ответы) Совершенно верно, речь пойдет о Татьяне Лариной.
2. Постановка цели и задач
Какой вопрос возник перед вами после прочтения высказывания (услышанной вами фразы): «Татьяна - нравственный идеал А.С. Пушкина»
(выслушивает ответы) Идеал ли она? На этот проблемный вопрос мы и должны дать ответ в конце урока (цель)
Подумайте и выберете наиболее эффективный путь решения данной проблемы (задачи)
- Выяснить, что такое « идеал», «нравственный идеал»;
- Аргументировать данное утверждение.
- Сделать вывод.
2. Основная часть (25-30 мин)
1) Лексическая работа (3-5 мин)
Итак, выясним, что скрывает в себе слово «идеал». С каким предметом и звуком ассоциируется у вас слово «идеал»? Предложенные ответы запишите в таблицу: «Выглядит, как... Звучит, как ...» (предлагают ассоциации по очереди).
Предлагаю вам сформулировать определение понятия «нравственный идеал», опираясь на личный опыт и словарные статьи различных авторов.
(заслушиваются определения)
Работа в группах.
- Творческая работа «Рассказ о героине» (10-15 мин)
Предположим, что Татьяна обладала всеми этими качествами. Для подтверждения или опровержения данной гипотезы переходим к поиску аргументов. Скажите мне, пожалуйста: «Кто может знать о человеке больше всех и рассказать о нём?» Конечно же, это сам человек (автобиография) и его близкие, родные, знакомые. Для более плодотворной дальнейшей работы на уроке вы разделились на творческие группы.
Итак, справа от меня
1 группа «Биографы» (выступают от лица Татьяны и других героев)
Задача: проанализировать факты из биографии Татьяны и сделать вывод. Построить своё выступление от лица Татьяны (автобиография) и других героев. (Рассказывают о детстве, семье, социальном и семейном положении героини). При выступлении постараться передать образ героя.
Слева – 2группа «Аналитики» (выступают от лица героев произведения)
Задача: проанализировать внешние данные, характер, увлечения героини, её отношения с другими героями и сделать вывод. Построить своё выступление от лица героев произведения.
По центру – «Эксперты» (выступают от лица А.С. Пушкина и критиков)
Задача:
- Проанализировать выступление групп, согласиться или опровергнуть мнение выступающих, прокомментировать. Построить своё выступление от лица Пушкина А.С.
- В критических статьях выбрать цитату, которая, по вашему мнению, заслуживает обсуждения, высказать своё мнение по теме? Построить своё выступление от лиц критиков.
А) обсуждение в парах,
Б) обсуждение в группе,
В) высказывание мнения от группы.
В течение урока, по мере того, какую информацию вы услышите, заносите в свои листы размышлений то, что вам поможет ответить на проблемный вопрос (Приложение 1)
Выступления участников групп.
3. Работа с иллюстрациями.
А) Скажите, пожалуйста, как данные иллюстрации связаны с жизнью Татьяны? (это момент после написания ею письма Онегину – встреча в саду)
Задания по группам:
- Опишите состояние Татьяны до принятия ею решения написать письмо Онегину. Приведите фрагменты текста, которые для нашего исследования являются основными. (Ночью она не может заснуть и заводит разговор о любви с няней. Та рассказывает, как была выдана замуж в тринадцать лет, и понять барышню не может. Вдруг Татьяна просит перо, бумагу и принимается за письмо к Онегину)
- Что чувствовал Евгений, когда читал письмо Татьяны? Приведите фрагменты текста, которые для нашего исследования являются основными. (Письмо тронуло Онегина. Оно было проникнуто нежностью, надеждой на счастье, искренностью, честностью, доверием к любимому человеку, но в то же время в письме чувствовалась грусть, “души неопытной волненья”, страх, что любимый её не поймет и заставит страдать).
- Удалось ли художникам передать состояние героев в момент их первого свидания и объяснения? Приведите фрагменты, иллюстрирующие состояние героев.
- Какие качества, проявленные героиней, говорят о её нравственности? (Героиня обладает обостренным чувством чести и девичьего достоинства, так как умеет испытывать эмоции стыда и смущения, которые не позволяют ей оставаться человеком безнравственным)
Б) Скажите, пожалуйста, как данные иллюстрации связаны с жизнью Татьяны? (это сон)
Задания по группам:
- Каков сюжет сна Татьяны?
- Что предвещал ей сон?
- Действительно ли он оказался вещим?
- Какова роль сна в разгадке внутреннего мира героини? (общий вопрос, задаётся после выступления групп)
(выступление учащихся)
Итак, предсказания сна сбылись. Героиня вышла замуж и перешла, как во сне через мостик, сквозь 1 из периодов своей жизни к новому жизненному состоянию. Ребята, как вы думаете, Татьяна, выйдя замуж, продолжала любить Онегина?
Почувствовать трагизм последней встречи нам поможет фрагмент из фильма «Онегин» (смотрят фрагмент «Последняя встреча Онегина и Татьяны) Евгений Онегин (на 1.30 1.35 мин) Последняя встреча Онегина и Татьяны
Правильно ли поступила Татьяна? Что бы вы сделали на месте Татьяны? Можно ли её поступок назвать нравственным?
Настало время вернуться к мнениям критиков.
3. Рефлексивный этап (3 мин)
Итак, просмотрите листы размышлений. Соотнесите все аргументы «За» и «Против» и сделайте вывод, то есть ответьте на вопрос, поставленный вначале урока: «Идеальна ли Татьяна?» Свой ответ постройте в виде синквейна, стихотворения, правилами написания которого является определенное количество слов в строке и назначение каждой строки:
1-я строка - название стихотворения, тема (обычно существительное);
2-я строка - описание темы (два прилагательных);
3-я строка - действие (обычно три глагола, относящихся к теме);
4-я строка - чувство (фраза из четырех слов, выражающих отношение автора к теме);
5-я строка - повторение сути, синоним первой строки (обычно существительное).
(Учащиеся зачитывают получившиеся стихотворения)
4. Итоги урока. Самооценка детьми собственной деятельности (2-3 мин)
Урок подошёл к концу. Огромное спасибо всем за работу. А сейчас я предлагаю вам на секунду стать барометрами, необычными, измеряющими настроение. Улыбнитесь друг другу и сообщите о своём настроении при помощи рук: плохое настроение – пусть ваши ладони коснутся другу друга, а если хорошее – пусть руки раздвинутся в стороны. Огромное спасибо всем за работу и отличное настроение.
5. Домашнее задание (1-2 мин) Я желаю вам успехов в учёбе и настроения для плодотворной работы по выполнению домашнего задания, которое находится на ваших рабочих листах. Я уверена, что у вас не возникнет затруднений. Листы по самооцениванию просьба заполнить и оставить мне.
Виссарион Григорьевич Белинский
" Велик подвиг Пушкина, что он первый поэтически воспроизвел, в лице Татьяны, русскую женщину ...
Натура Татьяны не многосложна, но глубока и сильна. Страстно влюбленная, простая деревенская девушка, потом светская дама, Татьяна во всех положениях своей жизни всегда одна и та же; портрет ее в детстве, так мастерски написанный поэтом, впоследствии развивается, но не изменяется.
... Татьяна - существо исключительное, натура глубокая, любящая, страстная. Любовь для нее могла быть или величайшим блаженством, или величайшим бедствием жизни.
Счастливая жена, Татьяна спокойно, страстно и глубоко любила бы своего мужа, вполне пожертвовала бы собою детям ... но не по рассудку, а опять по страсти. Это дивное соединение грубых, вульгарных предрассудков со страстью к французским книжкам и с уважением к глубокому творению Мартына Задеки возможно только в русской женщине.
Весь внутренний мир Татьяны заключался в жажде любви; ничто другое не говорило ее душе; ум ее спал, и только разве тяжкое горе жизни могло потом разбудить его, да и то для того, чтоб сдержать страсть и подчинить ее расчету благоразумной морали ...
Татьяна не могла полюбить мужчину, которого хорошо знала, так как они мало представляли пищи ее воображению ... И вдруг является Онегин. Она увидела его, молодого, красивого, равнодушного, скучающего, загадочного и влюбилась с первого взгляда. Есть женщины, которых внимание мужчина может возбудить к себе только равнодушием, холодностью и скептицизмом, бедная Татьяна была из числа таких женщин ...
... Объяснение Онегина Татьяной в ответ на ее письмо. Как подействовало на нее это объяснение, - понятно: все надежды бедной девушки рушились, и она еще глубже затворилась в себе для внешнего мира.
Итак, в Татьяне, наконец, совершился акт сознания: ум ее проснулся. Посещение дома Онегина и чтение его книг приготовили Татьяну к перерождению из деревенской девочки в светскую даму, которое так удивило и поразило Онегина.
Теперь перейдем прямо к объяснению Татьяны с Онегиным. В этом объяснении высказалось все, что составляет сущность русской женщины с глубокою натурою, развитою обществом, все: и пламенная страсть и задушевность простого, искреннего чувства, и чистота и святость наивных движений благородной натуры.
«Жизнь женщины по превосходству сосредоточена на жизни сердца; любить — значит, для нее жить, а жертвовать — означает любить. Для этой роли создала природа Татьяну, хотя общество пересоздало ее»
Фёдор Михайлович Достоевский
Татьяна - тип твердый, стоящий твердо на своей почве. Она глубже Онегина и, конечно, умнее его. Она уже одним благородным инстинктом своим предчувствует, где и в чем правда, что и выразилось в финале поэмы. Может быть, Пушкин даже лучше бы сделал, если бы назвал свою поэму именем Татьяны, а не Онегина, ибо бесспорно она главная героиня поэмы. Это положительный тип, а не отрицательный, это тип положительной красоты, это апофеоз русской женщины, и ей предназначил поэт высказать мысль поэмы в знаменитой сцене последней встречи Татьяны с Онегиным. Манера глядеть свысока сделала то, что Онегин совсем даже не узнал Татьяну, когда встретил ее в первый раз, в глуши, в скромном образе чистой, невинной девушки, так оробевшей пред ним с первого разу. Он не сумел отличить в бедной девочке законченности и совершенства и действительно, может быть, принял ее за «нравственный эмбрион». Если есть кто нравственный эмбрион в поэме, так это, конечно, он сам, Онегин, и это бесспорно. Да и совсем не мог он узнать ее: разве он знает душу человеческую? Это отвлеченный человек, это беспокойный мечтатель во всю его жизнь. Не узнал он ее и потом, в Петербурге, в образе знатной дамы, когда, по его же словам, в письме к Татьяне, «постигал душой все ее совершенства». Но это только слова: она прошла в его жизни мимо него, не узнанная и не оцененная им; в том и трагедия их романа.
В бессмертных строфах романа поэт изобразил ее посетившею дом этого столь чудного и загадочного еще для нее человека. В его кабинете, она разглядывает его книги, вещи, предметы, старается угадать по ним душу его, разгадать и она разгадала.
В Петербурге, при новой встрече их, она уже совершенно его знает. Кстати, кто сказал, что светская, придворная жизнь тлетворно коснулась ее души и что именно сан светской дамы и новые светские понятия были отчасти причиной отказа ее Онегину? Нет, это не так было. Нет, это та же Таня, та же прежняя деревенская Таня! Она не испорчена, она напротив, удручена этой пышною петербургской жизнью, надломлена и страдает; она ненавидит свой сан светской дамы, и кто судит о ней иначе, тот совсем не понимает того, что хотел сказать Пушкин. И вот она твердо говорит Онегину: Но я другому отдана..
Высказала она это именно как русская женщина, которая смело пойдет за тем, во что поверит, и она доказала это. Но «она другому отдана и будет век ему верна». Кому же, чему же верна, каким это обязанностям? Этому-то старику генералу, которого она не может же любить, потому что любит Онегина, и за которого вышла потому только, что ее «с слезами заклинаний молила мать», а в обиженной, израненной душе се было тогда лишь отчаянье и никакой надежды, никакого просвета? Да, верна этому генералу, ее мужу, честному человеку, ее любящему, ее уважающему и ею гордящемуся. Пусть ее «молила мать», но ведь она, а не кто другая, дала согласие, она ведь, она сама поклялась ему быть честной женой его. Пусть она вышла за него с отчаяния, но теперь он ее муж, и измена ее покроет его позором, стыдом и убьет его. А разве может человек основать свое счастье на несчастье другого? Счастье ни в одних только наслаждениях любви, а и в высшей гармонии духа. Чем успокоить дух, если назади стоит нечестный, безжалостный, бесчеловечный поступок? Ей бежать из-за того только, что тут мое счастье? Но какое же может быть счастье, если оно основано на чужом несчастии?
Дмитрий Иванович Писарев
" Вводя нас в семейство Лариных, Пушкин тотчас старается предрасположить нас в пользу Татьяны; эта, дескать, старшая, Татьяна, пускай будет интересная личность , высшая натура и героиня .
... Однако же я попробую отрешиться от этих предвзятых чувств любви и уважения . Я взгляну на Татьяну как на совершенно незнакомую мне девушку , которой ум и характер должны раскрывать предо мною не в рекомендательных словах автора , а в ее собственных поступках и разговорах .
Первый поступок Татьяны - ее письмо к Онегину. Поступок очень крупный и до такой степени выразительный, что в нем сразу раскрывается весь характер девушки. Надо отдать полную справедливость Пушкину: характер выдержан превосходно до конца романа.
Онегин во все продолжение романа был у Лариных три раза. В первый раз тогда, когда Ленский его представил, и когда их угощали вареньем и брусничною водою. Во второй раз тогда, когда он получил письмо Татьяны. И в третий раз на именинах Татьяны. Значит, Татьяна влюбилась в Онегина сразу и решилась написать письмо, проникнутое нежностью, мужчине, которого видела всего один раз.
До открытия нового мира она воображала себе, что влюблена по гроб жизни; после своего открытия она остается при том же самом убеждении. До открытия нового мира она беспрекословно повиновалась мамаше; и после открытия она продолжает повиноваться так же беспрекословно. Это с ее стороны очень похвально, но для того, что бы повиноваться мамаше в самых важных случаях жизни, не было ни малейшей надобности открывать новый мир , потому что и старый наш мир основан целиком на смирении и послушании .
" Ярмарка невест" занимает очень почетное место в том новом мире , который открыла Татьяна, может поэтому она не противится.
В Москве Татьяна ведет себя именно так, как обязана вести себя благовоспитанная барышня, привезенная заботливою родительницей. Я осуждаю Татьяну за то, что она, продолжая в душе любить Онегина, предпочла все же сохранить верность патриархальным нравам и безоговорочно отвергла его чувство. По – моему, семейные отношения " не освящаемые любовью, в высшей степени безнравственны ... "
Листы размышлений
Характеристики для анализа | Идеальна ли Татьяна? | |||
Аргументы | ||||
За | Против | Вывод | ||
Внешность | ||||
Характер и манеры, качества | ||||
Занятия | ||||
Отношение к любви |
- Идеал
Выглядит, как... | Звучит, как... | |
ассоциации | ||
определение |
- Выступление
Задача:
- Проанализировать выступление групп, согласиться или опровергнуть мнение выступающих, прокомментировать. Построить своё выступление о Татьяне от лица Пушкина А.С.
- В критических статьях выбрать цитату, которая, по вашему мнению, заслуживает обсуждения, высказать ею своё мнение по теме? Построить своё выступление от лица критиков (Белинского, Достоевского, Писарева)
______________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________
Синквейн | Синквейн 1-я строка - название стихотворения, тема (обычно существительное); _______________________________________ 2-я строка - описание темы (два прилагательных); _______________________________________ 3-я строка - действие (обычно три глагола, относящихся к теме); _______________________________________ 4-я строка - чувство (фраза из четырех слов, выражающих отношение автора к теме); _______________________________________ 5-я строка - повторение сути, синоним первой строки (обычно существительное). __________________________________________ |
Домашнее задание |
______________________________________________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________ |
Оценочный лист
ФИО учащегося ______________________________________________________________________________
Этап урока | Степень активности (слабая, средняя, высокая) | Степень самостоятельности | Самооценка |
Лексическая работа | |||
Творческая работа «Рассказ о героине» | |||
Работа с иллюстрациями | |||
Работа по фрагменту из мелодрамы «Евгений Онегин» | |||
Составление синквейна | |||
Готовность к написанию сочинения-рассуждения по теме | |||
На уроке я чувствовал(а) себя… | |||
Урок заставил меня задуматься о… | |||
Итоговая оценка за урок |