Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе информационных технологий
Критерий 4
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obespechenieikachestva_2.docx | 22.61 КБ |
ya_uchastnik_proekta_1.doc | 1019.5 КБ |
Предварительный просмотр:
- Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе информационных технологий.
Выпускник XXI века имеет право на выбор, но это право повышает его ответственность за себя, не оставляя места бессмысленности и случаю. Он включается в мир, который сегодня представляется постоянно меняющимся потоком взаимовлияющих друг на друга событий. Исходя из этого, можно сказать, что не обошлось без существенных перемен в сфере образования.
Модернизация образования является на сегодняшний день основной задачей российской образовательной политики. Это комплексное, всестороннее обновление всех звеньев образовательной системы и всех сфер образовательной деятельности в соответствии с требованиями современной жизни, при сохранении и умножении лучших традиций отечественного образования. Это масштабные изменения в содержании, технологии и организации самой образовательной деятельности. Это глубокие изменения в образовательном мировоззрении, в образовательной политике.
Новая стратегия определяет изменения, касающиеся перехода на новые образовательные стандарты, развития системы поддержки талантливых детей, изменения школьной инфраструктуры, сохранения и укрепления здоровья школьников, расширения самостоятельности школ.
Процесс модернизации образования предусматривает и ориентирован на высокую «технологичность» педагогического процесса.
«Педагогическая технология» - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса.
Таким образом, в основе педагогической технологии лежит идея полной управляемости образовательным процессом, его проектирование и возможность анализа путем поэтапного воспроизведения.
Имея большой опыт работы в школе я используя на практике множество технологий, считаю, что каждому учителю необходимо построить свою траекторию технологических ценностей, соотнеся выбор технологии с понятием педагогической целесообразности.
Я учитель «Информатики и ИКТ», поэтому использование информационно – коммуникационных технологий – это неотъемлемая часть моих уроков.
Использование компьютера на уроке позволяет мне сделать процесс обучения мобильным, дифференцированным и индивидуальным.
Ведь компьютер, сочетая в себе возможности телевизора, видеомагнитофона, книги, калькулятора, способен имитировать различные процессы.
Современный компьютер вместе с тем, с одной стороны, является для ребенка равноправным партнером, способным очень тонко реагировать на его действия и запросы, которого ему так порой не хватает. С другой стороны, ИКТ помогает и учителям лучше оценить способности и знания ребенка, понять его, побуждает искать новые, нетрадиционные формы и методы обучения.
Использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе и на уроках информатики является актуальным вопросом современного школьного образования.
Урок с использованием ИКТ – это достаточно наглядно, красочно, информативно, интерактивно, экономит время учителя и ученика, позволяет ученику работать в своем темпе, позволяет учителю работать с учеником дифференцировано и индивидуально, дает возможность оперативно проконтролировать и оценить результаты обучения.
Использование информационных технологий позволяет мне не только многократно повысить эффективность обучения, но и стимулировать учащихся к дальнейшему самостоятельному изучению предмета. Подобные уроки, включающие интерактивный мультимедийный контент, позволяет шире задействовать в процессе обучения самих школьников, способствует повышению интереса к изучаемому предмету, лучшему усвоению материала. Я предлагаю учащимся использовать мультимедийные элементы в своих домашних работах, а затем передавать их в электронной форме на флэш-диске или через Интернет. Обычно, это мини - проекты по заданной теме. В любом проекте всегда мною ставится проблема и обучающиеся должны постараться решить эту проблему, найти ответ на поставленный вопрос. Излюбленная тема для учителя и для учащихся – это «Интернет – это зло или благо?».
Плавно одна педагогическая технология переходит в другую, я говорю о методе проектов.
Современное звучание получил сегодня метод проектов, направленный на интеллектуальное и нравственное развитие личности. Исходя из требований времени, учащемуся важно не только уметь решать поставленные перед ним задачи, но и уметь самому видеть проблему, самому определять способы её решения, прогнозировать результат, строить пошаговый алгоритм своих действий, самому находить ресурсы для воплощения своего замысла в жизнь. При этом надо уметь «работать в коллективе, обсуждать и коллективно принимать согласованные решения, исполнять разные социальные роли, владеть культурой коммуникации, общения. Всем этим требованиям времени и отвечает метод проектов.
На уроках информатики я использую различные виды электронных ресурсов: информационно-справочные материалы, программные средства обучения и контроля (электронные учебники, электронные уроки, интерактивные тесты).
В таблице приведены цифровых образовательных ресурсы сети Интернет, которые я использую в работе.
Коллекции цифровых и электронных образовательных ресурсов | |
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Коллекция разнообразных ЦОР в различных форматах | |
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов. Крупнейший каталог ЦОР в различных форматах | |
Единое окно доступа к образовательным ресурсам. Каталог ЭОР для учителей-предметиков | |
Российский образовательный портал. Коллекция ЦОР | |
ПЕДСОВЕТ.ORG. Медиатека, включающая ЦОР и методические разработки | |
Сеть творческих учителей. Библиотека методик проведения уроков и готовых учебных проектов | |
Открытый класс. Сетевые образовательные сообщества.. Коллекция ЦОР | |
Ресурсы, осуществляющие дистанционное образование | |
Московский институт открытого образования. После прохождения курсов есть возможность получения документа гос. образца. | |
Портал «Единой образовательной информационной среды» является проектом Департамента образования города Москвы. Данный портал - это среда общения профессионального сообщества, предлагающая новые возможности, сервисы и коллекции материалов. Он предназначен для обеспечения доступа к информационным ресурсам для всех заинтересованных пользователей, для методической и информационной поддержки педагогов образовательных учреждений, для формирования и развития единой образовательной информационной среды общения. | |
Образовательная программа Intel «Обучение для будущего». Вы сможете пройти дистанционное обучение и получить сертификат, подтверждающий прохождение курсов (не является документом гос. образца). | |
Интернет университет информационных технологий | |
Большой выбор блочно-модульных курсов по различным тематикам. Удобный график обучения. Платно. | |
Ресурсы в помощь учителю | |
Федеральный институт педагогических измерений | |
Федеральный портал Российского образования | |
Информационно-коммуникационные технологии в образовании | |
Сеть творческих учителей | |
Интернет – государство учителей | |
Уроки.Net | |
Клякса.Net | |
Газета «Информатика» издательского дома «Первое сентября» | |
Журнал «Информатика и образование» | |
Методическая копилка учителя информатики | |
Виртуальный компьютерный музей | |
Издательство «Бином» | |
Олимпиады по информатике | |
Право в сфере образования | |
Стандарты общего образования нового поколения | |
Примерные программы основного общего образования | |
Официальный сайт ЕГЭ | |
Тесты по информатике | |
Ресурсы в помощь для осуществления проектной и исследовательской деятельности | |
Портал, посвященный исследовательской деятельности | |
Научно-образовательный журнал «Компьютерра» | |
Интернет-портал о научно-техническом творчестве, включая следующие разделы: учреждения НТТМ Москвы, экспертиза проектов, как обустроить свое сообщество и т.д. |
Предварительный просмотр:
Я участник проекта «Учитель цифрового века». Стараюсь активно применять в работе современные информационные технологии, эффективно использую цифровые предметно – методические материалы, представленные в рамках проекта.
В 2012 году я закончила курсы «Применение интерактивных средств образования в учебном процессе», что сподвигло меня приняла участие в конкурсе «ActiView активному учителю!». Этот конкурс проводился для учителей, использующих интерактивные доски ActivBoard, программное обеспечение ActivInspire британской компании Promethean. Участие в конкурсе позволило мне продемонстрировать стремление делиться своим опытом и идеями с коллегами, и разместить большое количество интересных работ (флипчартов) на сайте http://www.prometheanplanet.ru/. Кроме этого, участие в проекте позволило мне стать участником cообщества учителей-пользователей интерактивной доски. Международное онлайн-сообщество Promethean Planet позволяет мне, как пользователю интерактивной доски загружать ресурсы для интерактивных уроков и обмениваться опытом по использованию интерактивной доски в школе.
Я участник Всероссийского фестиваля педагогических идей «Открытый урок». На сайте Фестиваля опубликован конспект моего урока на тему: «Электронные таблицы. Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах» и все необходимые к нему приложения. Я - участвует в конкурсе «Презентация к уроку», который проводится в рамках фестиваля «Открытый урок».
Хочу отметить, что исходя из опыта работы, видения предмета, изложения материала, задач образования, на сегодняшний день для меня недостаточно готовых УМК с мультимедийными приложениями, и часто мне необходимо самоой создавать недостающие элементы урока
Мультимедийные презентации, которые я создаю и использую на уроках, позволяют представить мне учебный материал как систему ярких опорных образов. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в долговременную память обучающихся.
Таким образом, я тоже стараюсь внести свой вклад в копилку цифровых образовательных ресурсов.
Также хотелось бы сказать о том, что применение информационных технологий на уроках хотя и трудоемкий процесс во всех отношениях, но он оправдывает все затраты, делает обучение более интересным, увлекательным и содержательным.
Очень часто использую деятельностный подход для проведения уроков и мероприятий по информатике. Примером служит урок – экскурсия по информатике. В рамках предмета "Информатика и ИКТ" учащиеся ГБОУ СОШ № 373 посетили музей истории вычислительной техники, который находится в ВАО г. Москвы в гимназии № 1530. Этот музей является единственным в России специализированным музеем по истории вычислительной техники. В его экспозиции представлены: коллекция счетов; арифмометры (ручные, с клавишным набором и автоматические); логарифмические линейки и круги - более 20 видов, в т.ч. экспонат XIX века; специализированные расчетные линейки и устройства; перфоленты и перфокарты, а также устройства для работы с ними; магнитные ленты и магнитные диски; коллекция отечественных калькуляторов (более 70 типов); персональные компьютеры "Агат", БК, "Искра", ЕС, "Микроша"и др.; вычислительные таблицы; элементы ЭВМ I-III поколений (БЭСМ, "Минск" и др.) и фотографии ЭВМ; старинные китайские счеты "суаньпан", старинные японские счеты "соробан" и другие экспонаты. Ряд экспонатов находится в открытом доступе, и на них посетители могут работать.
Я разрабатываю серию вопросов, на которые нужно получить ответы. Материал экскурсии для заключительной беседы с учащимися, написание рефератов и сообщение, которые в дальнейшем можно применять на уроках. Такая работа приносит удовлетворение ребятам, развивает их и приобретает общественно полезный смысл.
Так как предмет, который я преподаю «Информатика и ИКТ», то использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе является важным вдвойне для учителя.
Условиям, обеспечивающими здоровьесберегающее пространство урока считаю:
• оптимальные гигиенические условия в классе;
• средняя продолжительность работы за ПК и частота чередования различных видов учебной деятельности;
• разнообразие видов, форм и методов преподавания;
• место и длительность применения технических средств обучения;
• физкультурные минутки и оздоровительные паузы;
• психологический климат на уроке.
Использование мною здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет обучающимся успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности.
На мой взгляд, учитель вправе выбирать свою технологию и методы работы, но каждый учитель обязан работать во благо развития ребенка.
Информационно-коммуникационные технологии в сочетании с передовыми педагогическими технологиями (личностно-ориентированным подходом и технологиями проблемного, программированного и проектного обучения) дают хороший результат.