Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе информационных технологий

Соломашенко Любовь Владимировна

Критерий 4

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obespechenieikachestva_2.docx22.61 КБ
Microsoft Office document icon ya_uchastnik_proekta_1.doc1019.5 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе информационных технологий.

Выпускник XXI века имеет право на выбор, но это право повышает его ответственность за себя, не оставляя места бессмысленности и случаю. Он включается в мир, который сегодня представляется постоянно меняющимся  потоком взаимовлияющих друг на друга событий. Исходя из этого, можно сказать, что не обошлось без существенных перемен в сфере образования.

Модернизация образования является  на сегодняшний день основной задачей российской образовательной политики. Это комплексное, всестороннее обновление всех звеньев образовательной системы и всех сфер образовательной деятельности в соответствии с требованиями современной жизни, при сохранении и умножении лучших традиций отечественного образования. Это масштабные изменения в содержании, технологии и организации самой образовательной деятельности. Это глубокие изменения в образовательном мировоззрении, в образовательной политике.

Новая стратегия определяет изменения, касающиеся перехода на новые образовательные стандарты, развития системы поддержки талантливых детей, изменения школьной инфраструктуры, сохранения и укрепления здоровья школьников, расширения самостоятельности школ.

        Процесс модернизации образования предусматривает и ориентирован на  высокую «технологичность» педагогического процесса.

«Педагогическая технология» - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса.

Таким образом, в основе педагогической технологии лежит идея полной управляемости образовательным процессом, его проектирование и возможность анализа путем поэтапного воспроизведения.

Имея большой опыт работы в школе я используя на практике множество технологий, считаю, что каждому учителю необходимо построить свою траекторию технологических ценностей, соотнеся выбор технологии с понятием педагогической целесообразности.

Я учитель «Информатики и ИКТ», поэтому использование информационно – коммуникационных технологий – это неотъемлемая часть моих уроков.  

Использование компьютера на уроке позволяет мне сделать процесс обучения мобильным, дифференцированным и индивидуальным.

Ведь компьютер, сочетая в себе возможности телевизора, видеомагнитофона, книги, калькулятора, способен имитировать различные процессы.

Современный компьютер вместе с тем, с одной стороны, является для ребенка равноправным партнером, способным очень тонко реагировать на его действия и запросы, которого ему так порой не хватает. С другой стороны, ИКТ помогает и учителям лучше оценить способности и знания ребенка, понять его, побуждает искать новые, нетрадиционные формы и методы обучения.

 Использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе и на уроках информатики является актуальным вопросом современного школьного образования. 

Урок с использованием ИКТ – это достаточно наглядно, красочно, информативно, интерактивно, экономит время учителя и ученика, позволяет ученику работать в своем темпе, позволяет учителю работать с учеником дифференцировано и индивидуально, дает возможность оперативно проконтролировать и оценить результаты обучения.

Использование информационных технологий  позволяет мне не только многократно повысить эффективность обучения, но и стимулировать учащихся к дальнейшему самостоятельному изучению предмета. Подобные уроки, включающие интерактивный мультимедийный контент, позволяет шире задействовать в процессе обучения самих школьников, способствует повышению интереса к изучаемому предмету, лучшему усвоению материала. Я предлагаю учащимся  использовать  мультимедийные элементы в своих домашних работах,  а затем передавать их в электронной форме на флэш-диске или через Интернет. Обычно, это мини - проекты по заданной теме. В любом проекте всегда мною ставится проблема и обучающиеся должны постараться решить эту проблему, найти ответ на поставленный вопрос. Излюбленная тема для учителя и для учащихся – это «Интернет – это зло или благо?».

Плавно одна педагогическая технология переходит в другую, я говорю о методе проектов.

 Современное звучание получил сегодня метод проектов, направленный на интеллектуальное и нравственное развитие личности. Исходя из требований времени, учащемуся важно не только уметь решать поставленные перед ним задачи, но и уметь самому видеть проблему, самому определять способы её решения, прогнозировать результат, строить пошаговый алгоритм своих действий, самому находить ресурсы для воплощения своего замысла в жизнь. При этом надо уметь «работать в коллективе, обсуждать и коллективно принимать согласованные решения, исполнять разные социальные роли, владеть культурой коммуникации, общения. Всем этим требованиям времени и отвечает метод проектов.

 На уроках информатики я использую различные виды электронных ресурсов: информационно-справочные материалы, программные средства обучения и контроля (электронные учебники, электронные уроки, интерактивные тесты).

В таблице приведены цифровых образовательных ресурсы сети Интернет, которые я использую в работе.

Коллекции цифровых и электронных образовательных ресурсов

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Коллекция разнообразных ЦОР в различных форматах

http://www.school-collection.edu.ru

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов. Крупнейший каталог ЦОР в различных форматах

http://fcior.edu.ru

Единое окно доступа к образовательным ресурсам. Каталог ЭОР для учителей-предметиков

http://window.edu.ru

Российский образовательный портал. Коллекция ЦОР

http://www.school.edu.ru

ПЕДСОВЕТ.ORG. Медиатека, включающая ЦОР и методические разработки

http://pedsovet.org/m

Сеть творческих учителей. Библиотека методик проведения уроков и готовых учебных проектов

http://www.it-n.ru

Открытый класс. Сетевые образовательные сообщества.. Коллекция ЦОР

http://www.openclass.ru

Ресурсы, осуществляющие дистанционное образование

Московский институт открытого образования. После прохождения курсов есть возможность получения документа гос. образца.

http://mioo.seminfo.ru

Портал «Единой образовательной информационной среды» является проектом Департамента образования города Москвы. Данный портал  - это среда общения профессионального сообщества, предлагающая новые возможности, сервисы и коллекции материалов. Он предназначен для обеспечения доступа к информационным ресурсам для всех заинтересованных пользователей, для методической и информационной поддержки педагогов образовательных учреждений, для формирования и развития единой образовательной информационной среды общения.

http://eois.mskobr.ru/

Образовательная программа Intel «Обучение для будущего». Вы сможете  пройти дистанционное обучение и получить сертификат, подтверждающий прохождение курсов (не является документом гос. образца).

http://www.iteach.ru

Интернет университет информационных технологий

http://www.intuit.ru

Большой выбор блочно-модульных курсов по различным тематикам. Удобный график обучения. Платно.

http://www.specialist.ru/

Ресурсы в помощь учителю

Федеральный институт педагогических измерений

http://www.fipi.ru/view

Федеральный портал Российского образования

http://www.edu.ru/

Информационно-коммуникационные технологии в образовании

http://www.ict.edu.ru/

Сеть творческих учителей

http://www.it-n.ru/

Интернет – государство учителей

http://intergu.ru/

Уроки.Net

http://www.uroki.net/docinf.htm

Клякса.Net

http://www.klyaksa.net/

Газета «Информатика» издательского дома «Первое сентября»

http://inf.1september.ru/

Журнал «Информатика и образование»

http://infojournal.ru/journal/info/

Методическая копилка учителя информатики

http://www.metod-kopilka.ru/

Виртуальный компьютерный музей

http://www.computer-museum.ru/index.php

Издательство «Бином»

http://www.lbz.ru/

Олимпиады по информатике

http://www.olympiads.ru/

Право в сфере образования

http://zakon.edu.ru/

Стандарты общего образования нового поколения

http://standart.edu.ru/

Примерные программы основного общего образования

http://mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/3837/

Официальный сайт ЕГЭ

http://www.ege.edu.ru/

Тесты по информатике

http://www.junior.ru/wwwexam/

Ресурсы в помощь для осуществления проектной и исследовательской деятельности

Портал, посвященный исследовательской деятельности

http://www.researcher.ru/

Научно-образовательный журнал «Компьютерра»

http://www.computerra.ru/

Интернет-портал о научно-техническом творчестве, включая следующие разделы: учреждения НТТМ Москвы, экспертиза проектов, как обустроить свое сообщество и т.д.

http://4nttm.ru/

 



Предварительный просмотр:

Я участник проекта  «Учитель цифрового века». Стараюсь активно применять в работе современные информационные технологии, эффективно использую цифровые предметно – методические материалы, представленные в рамках проекта.

В 2012 году я закончила курсы  «Применение интерактивных средств образования в учебном процессе», что сподвигло меня приняла участие в конкурсе «ActiView активному учителю!». Этот конкурс проводился для  учителей, использующих интерактивные доски ActivBoard, программное обеспечение ActivInspire британской компании Promethean. Участие в конкурсе позволило  мне продемонстрировать стремление делиться своим опытом и идеями с коллегами, и разместить большое количество интересных работ (флипчартов) на сайте http://www.prometheanplanet.ru/.  Кроме этого, участие в проекте позволило мне стать участником cообщества учителей-пользователей интерактивной доски. Международное онлайн-сообщество Promethean Planet позволяет мне, как пользователю  интерактивной доски загружать ресурсы для интерактивных уроков и обмениваться опытом по использованию интерактивной доски в школе.

Я участник  Всероссийского фестиваля педагогических идей «Открытый урок». На сайте Фестиваля  опубликован конспект моего урока на тему:  «Электронные таблицы. Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах» и все  необходимые к нему приложения. Я - участвует в конкурсе «Презентация к уроку», который проводится в рамках фестиваля «Открытый урок».

Хочу отметить, что исходя из опыта работы, видения предмета, изложения материала, задач образования, на сегодняшний день для меня недостаточно готовых УМК с мультимедийными приложениями, и часто мне необходимо самоой создавать недостающие элементы урока

Мультимедийные презентации, которые я создаю и использую на уроках, позволяют представить мне учебный материал как систему ярких опорных образов.  В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в долговременную память обучающихся.

Таким образом, я тоже стараюсь внести свой вклад в копилку цифровых образовательных ресурсов.

Также хотелось бы сказать о том, что применение информационных технологий  на уроках хотя и трудоемкий процесс во всех отношениях, но он оправдывает все затраты, делает обучение более интересным, увлекательным и содержательным.

Очень часто использую деятельностный подход для проведения уроков и мероприятий по информатике. Примером служит урок – экскурсия по информатике. В рамках предмета "Информатика и ИКТ" учащиеся ГБОУ СОШ № 373 посетили музей истории вычислительной техники, который находится в ВАО г. Москвы в гимназии № 1530. Этот музей является единственным в России специализированным музеем по истории вычислительной техники. В его экспозиции представлены: коллекция счетов; арифмометры (ручные, с клавишным набором и автоматические); логарифмические линейки и круги - более 20 видов, в т.ч. экспонат XIX века; специализированные расчетные линейки и устройства; перфоленты и перфокарты, а также устройства для работы с ними; магнитные ленты и магнитные диски; коллекция отечественных калькуляторов (более 70 типов); персональные компьютеры "Агат", БК, "Искра", ЕС, "Микроша"и др.; вычислительные таблицы; элементы ЭВМ I-III поколений (БЭСМ, "Минск" и др.) и фотографии ЭВМ; старинные китайские счеты "суаньпан", старинные японские счеты "соробан" и другие экспонаты. Ряд экспонатов находится в открытом доступе, и на них посетители могут работать.

Я разрабатываю серию вопросов, на которые нужно получить ответы. Материал экскурсии для заключительной беседы с учащимися, написание рефератов и сообщение, которые в дальнейшем можно применять на уроках. Такая работа приносит удовлетворение ребятам, развивает их и приобретает общественно полезный смысл.

Так как предмет, который я преподаю «Информатика и ИКТ», то использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе является  важным вдвойне для учителя. 

 Условиям, обеспечивающими здоровьесберегающее  пространство урока считаю:

• оптимальные гигиенические условия в классе;

• средняя продолжительность работы за ПК и частота чередования различных видов учебной деятельности;

• разнообразие видов, форм и методов преподавания;

•  место и длительность применения технических средств обучения;

• физкультурные минутки и оздоровительные паузы;

• психологический климат на уроке.

Использование мною здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет обучающимся успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности.

На мой взгляд, учитель вправе выбирать свою технологию и методы работы, но каждый учитель обязан работать во благо развития ребенка.

Информационно-коммуникационные технологии в сочетании с передовыми педагогическими технологиями (личностно-ориентированным подходом и технологиями проблемного, программированного и проектного обучения) дают  хороший результат.