Социально-педагогический проект Тульской области «Пространство детства: современность и будущее».

Фомина Дарья Алексеевна

«Мы все разные, но мы вместе»

Проблема воспитания толерантной культуры на сегодняшний день является одной из самых актуальных в России, стране многонациональной, с множеством разнообразных и непохожих друг на друга культур. В законе РФ "Об образовании" говорится: "Гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей..." (ст. "Принципы государственной политики в области образования"). Аналогичные задачи находятся в Государственной концепции дошкольного воспитания: "В дошкольном детстве ребенок приобретает основы личностной культуры, ее базис, соответствующий общечеловеческим духовным ценностям". Дошкольное образование, неразрывно связанное с социальными процессами и культурой общества. Актуальность формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста приобретает особую важность потому, что опыт восприятия окружающего мира у них ещё невелик, отсутствуют стереотипы сознания и поведения. По мере роста и развития, обучения и приобретения разного рода социального опыта, в сознании и поведении ребенка постепенно формируются определенные оценочные суждения, касающиеся тех или иных явлений и фактов окружающей жизни.

Поиск решения проблем привел к необходимостисоздания педагогичекого проекта "Мы все разные, но мы вместе"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

Тема: «Понятие «толерантность»

       Сегодня мы нередко слышим с телеэкранов, от ведущих политиков незнакомое нам до недавнего времени слово «толерантность». По предложению ЮНЕСКО первое десятилетие нового века было объявлено Десятилетием мира и ненасилия в интересах детей планеты. Правительство Российской Федерации утвердило федеральную целевую программу «Формирование установок толерантного сознания и профилактики экстремизма». Данная проблема особенно актуальна для современной России, т.к. участившиеся в последнее время акты насилия, терроризма, нетерпимости, обострили межрелигиозные, межнациональные и другие конфликты. Люди приходят к пониманию того, что необходимо находить взаимоприемлемые решения, предотвращать назревающие и преодолевать существующие конфликты.

Толерантность (лат. Tolerania терпение) –

1) терпимость, снисходительность к кому или чему-либо.

2) биол., мед. Полное или частичное отсутствие иммунологический реактивности - потеря (или снижение) организмом животного или человека способности к выработке антител в ответ на антигенное раздражение (ср. сенсибилизация 1)

(Словарь иностранных слов. Издание девятое, исправленное. Москва “Русский язык” 1982г)

Приведу слова Федерика Майора, в бытность генерального директора ЮНЕСКО: “Жизнь в условиях многообразия является одним из источников серьёзных проблем для обществ, в которых подрастают наши дети. В мире, где взаимопроникновение различных культур принимает всё большие масштабы, обучение ценностям и навыкам “жизни общества” стало первоочередной задачей воспитания. Поэтому я обращаюсь к главам государств и правительств мира, министрам и чиновникам, ответственным за образование на всех уровнях, к мерам больших и малых городов, деревень и посёлков, ко всем учителям, религиозным сообществам, журналистам и родителям:

  • воспитывайте и учите наших детей и молодежь быть открытыми, относиться с пониманием к другим народам, их истории и культуре, учите их основам человеческого общежития;
  • учите тому, насколько важно отказываться от насилия и искать мирные пути разрешения споров и конфликтов”.

Слово “толерантность” лучше всего переводится как “терпимость”. Это – способность понимать и уважать отличные от собственного происхождения культуру, взгляды и другие проявления человеческой индивидуальности.

Давайте обратимся к истории понятия “толерантность”. Его появление связано с эпохой религиозных войн. По своему первоначальному содержанию оно выражает компромисс, на который вынуждены были согласиться католики и протестанты. Позднее толерантность, как принцип согласия, проникает в либеральное сознание эпохи Просвещения. Выдающиеся ученые XVII–XVIII веков – Гоббс, Локк, Вольтер, Руссо – выступили против жестоких религиозных столкновений и религиозной нетерпимости. Итогом деятельности просветителей стало постепенное проникновение в общественное сознание идеи толерантности в качестве всеобщей ценности, фактора согласия между религиями и народами.

В 1789 году – через 11 лет после смерти Вольтера – во Франции была принята Декларация прав человека и гражданина. Она стала предвестницей современных деклараций о правах человека, в том числе Всеобщей декларации прав человека 1948 года, провозгласившей принципы мира, демократии, ненасилия во взаимоотношениях между народами и государствами.

Перевод и трактовка слова “толерантность” в разных культурах неоднозначны. Сравнительный анализ данного понятия позволяет сделать следующие выводы.

В английском языке понятие “толерантность” имеет три значения: устойчивость, выносливость; терпимость; допуск, допустимое отклонение.

Во французском языке “толерантность” – “уважение свободы другого, его образа мыслей, поведения, политических и религиозных взглядов”.

В китайском языке “быть толерантным” – “позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других”.

В арабском языке “толерантность” определяется, как “снисхождение, мягкость, сострадание, терпение, расположенность к другим”.

В русском языке “толерантность” означает “способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей, мягко относиться к их промахам, ошибкам”. В.И. Даль отмечает, что по смыслу толерантность (терпимость) связана с такими человеческими качествами, как смирение, кротость, великодушие. А нетерпимость проявляется в запальчивости, опрометчивости, требовательности и других действиях, которые носят оттенок непродуманности, импульсивности, незрелости. Объяснение тому, что такое терпимость, Даль дает на примерах терпимости личных убеждений, терпимости к иной вере.

Как мы видим, толерантность – это достаточно сложный термин с целым рядом нюансов.

Одним из аспектов толерантности является этническая толерантность. Межнациональные проблемы стали сегодня постоянным спутником российской действительности. Нагорный Карабах, Чечня, конфликты между Грузией и Абхазией – это тысячи погибших людей, разрушенные семьи, беспризорные дети – вот цена межнациональной нетерпимости и противостояния.

На протяжении веков в решении международных проблем традиционно срабатывало желание подчинить того, кто слабее, кто не может отстоять свою непохожесть. К сожалению, эта традиция сохранилась и сегодня, даже при решении общечеловеческих проблем. Пример тому – борьба с таким вселенским злом, как международный терроризм, ведущаяся под эгидой США и организованная при явном доминировании их национальных интересов.

Мы проживаем на территории, которую населяют представители множества национальностей. Это и русские, и башкиры, и татары, и мари, и удмурты и др. национальности.  Но, несмотря на это, мы все живем в дружбе,  мире и согласии.



Предварительный просмотр:

ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Современный культурный человек – это не только человек образованный, но и обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Важно формировать  у подрастающего поколения умение строить взаимоотношения в процессе взаимодействия с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принять других людей, их взгляды, обычаи и привычки такими, какие они есть. Задача современного образовательного учреждения состоит в том, чтобы из его стен вышли воспитанники не только  с определённым багажом знаний, умений и навыков, но и люди самостоятельные, но и обладающие толерантностью в качестве основы своей жизненной позиции.

            Методических разработок по воспитанию у детей таких нравственных ценностей, как уважение к иной культуре и её носителям, способствующих развитию взаимопонимания, терпимости, открытости и дружелюбия, в настоящее время недостаточно. Однако, на современном этапе развития общества возникла необходимость формирования культуры толерантности у подрастающего поколения, начиная уже с дошкольного детства, в целях противодействия пропаганде экстремизма и снижения социально- психологической напряжённости в обществе.

            «Толерантность  - это то, что делает возможным достижение мира и ведёт от культуры войны к культуре мира» - так говорится в Декларации принципов толерантности, принятой в 1995г. генеральной Конференцией ЮНЕСКО. В условиях гуманизации и демократизации общества проблема толерантности весьма актуальна, так как сегодня на первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего выживания и развития:

этика и стратегия ненасилия;

 идея терпимости к чужим и чуждым позициям, ценностям, культурам;

Необходимость поиска диалога и взаимопонимания, взаимоприемлемых компромиссов и т.д.

Россия – многонациональное государство, поэтому уже с дошкольного возраста нужно приобщать детей не только к культуре своего народа, но и к уважительному доброму отношению к представителям других культур. Этническая принадлежность семьи, её социально- экономический статус – важный фактор в развитии ребёнка, влияющий на интеллект, стиль поведения, ценностные ориентации, мотивы и, в конечном итоге на индивидуальность человека в целом. Сегодня необходимо с пониманием относиться к детям, воспитывающимся в разных этнических и социально-экономических условиях. Не различия сами по себе порождают проблемы, а отношения к ним отдельных людей и общества в целом. Различия – естественный атрибут демократического  общества, а их уважение – необходимое условие его создания.

            Своё отношение к человеку иной национальности начинает формироваться у ребёнка примерно с 4-х лет, основываясь на элементарных проявлениях общечеловеческих чувств и непредубеждённых знаниях, при этом своеобразие национального лишь подчёркивает значимость общечеловеческого. Обычно дети старшего дошкольного возраста не вступают в конфликт с людьми других национальностей. Вместе с тем  замечены проявления иного отношения: осмеяние, передразнивание, опасения и т.д. В их основе лежат следующие факторы:

детская непосредственность;

ограниченный жизненный опыт;

детская бестактность;

отсутствие представлений о  людях других национальностей и их культуре, общение сними и т.д.

Таким образом, проблему толерантности, можно отнести к воспитательной и начинать работу в этом направлении необходимо с дошкольного  возраста,  поскольку именно тогда закладываются ценностные основы мировоззрения.   Поэтому с этой целью мы разработали систему занятий, направленных на воспитание толерантности у старших дошкольников.

Задачи, которые решались в ходе проведения представленных нами занятий, ориентированы на:

Формирование у детей старшего дошкольного возраста умений видеть и понимать другого человека, проявлять сопереживание, сочувствие к людям.

Формирование у детей толерантного поведения, внутренней и внешней правовой культуры.

Повышение культуры межличностного взаимодействия детей в группе.

Закрепление нравственных представлений, навыков социально приемлемого поведения.

Система занятий рассчитана на 2 года обучения – для детей старшей и подготовительной к школе групп детского сада.

Содержание занятий ориентировано на развитие интереса к человеку, обществу, учёт личных качеств и формирование навыков и норм поведения с другими людьми, что приводит к осознанию и накапливанию своего жизненного опыта.

 

На занятиях использовали разнообразные методические приёмы:

1.  Игры и игровые упражнения, направленные на:

-  развитие умений невербального общения: «Угадай-ка», «Любимый сказочный герой»;

-  развитие чувства близости с другими детьми: «Ласковое имя», «Комплименты»;

-  развитие умений, направленных на распознавание чувств других людей: «Море волнуется»:

-  гармонизацию осознания своего имени, фамилии: «Как можно нас назвать по-разному», «Угадай, кто это?»;

-  развитие умения соблюдать дистанцию в общении: «Стоящие и сидящие»;

-  развитие умения понимать настроение окружающих: «Что можно сделать для друга»;

-  регулирование своего поведения: «Выдержанный человек»;

-  проявление чувства милосердия, сострадания к другим людям: «Солнышко милосердия», «Добрый лесник»,

2.  Обсуждение и проигрывание ситуаций, направленных на практическое применение навыков культурного поведения в игре, на занятиях, в общественных местах, на умение выражать сопереживание и сочувствие взрослым и сверстникам.

3. Этюды и упражнения направленные на:

-  на воспитание гуманных и доброжелательных отношений между детьми: «Подарок»;

-  воспитание уважения к людям различных национальностей и рас: «Спиной друг к другу», «Хоровод дружбы».

4.  Использование художественного слова: стихотворений, дразнилок, пословиц и поговорок, рассказов зарубежных авторов и сказок народов мира.

5.  Использование наглядных пособий: сюжетных картин, фотографий, иллюстраций к сказкам, рисунков, схем и карт.

6.  Продуктивный вид деятельности– рисование, на темы: «Автопортрет», «Я и моё настроение», «Моё имя», «Цветок милосердия», «Дети планеты Земля»,

7. Вспомогательный приём– слушание музыки, детских песен, национальной музыки разных народов.

            Работа по воспитанию у детей толерантности предполагает тесное сотрудничество педагогов детского сада и родителей. Для этого использовали разнообразные формы работы с родителями: собрания, консультации, выставки педагогической и детской художественной литературы, фотостенды, совместные праздники, экскурсии, развлечения, индивидуальные беседы с родителями. Такая согласованность в работе детского сада и семьи является важнейшим условием полноценного воспитания ребёнка, формирования у него нравственных форм поведения, правовой культуры.

            Таким образом, предложенная нами система занятий позволяет активизировать интерес дошкольника вначале к самому себе, потом к своему окружению, семье, обществу, способствует воспитанию толерантности, уважения прав людей других национальностей и рас, а также обеспечивает базу развития их нравственной и правовой культуры при дальнейшем обучении в школе.

 



Предварительный просмотр:

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Мудрые советы. 

Формирование межнационального согласия и толерантности дошкольника возможно при соблюдении определенных условий:

  • В семье надо создать и развивать семейные традиции
  • Семья не должна существовать изолированно
  • Родителям желательно владеть воспитательными методами народной педагогики (фольклором, песенным и музыкальным искусством)
  • Дети в условиях дома должны выполнять посильную работу, помогать другим
  • Родителям необходимо выработать систему правил и норм поведения для всех членов семьи, неукоснительно следовать этим правилам
  • Члены семьи должны постоянно обращаться к истокам национальной культуры
  • Члены семьи должны постоянно пополнять свои знания и умения с помощью воспитателей

ПАМЯТКА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

Совместная деятельность педагогов, детей и родителей по формированию межнационального согласия и толерантности

  • Оснащение групповой комнаты предметами народного быта, народно- прикладного искусства, народными играми, игрушками
  • Подготовка и активное участие в фольклорных праздниках и развлечениях
  • Организация экскурсий по городу, музеям и т.д.
  • Выставки семейных творческих работ, рисунков, поделок, семейных реликвий
  • Субботники по озеленению и благоустройству участка, группы, ДОУ



Предварительный просмотр:

Обследование детей по выявлению представлений о национальной культуре

Цель: выявить уровень представлений детей о национальной культуре.

  1. Фамилия, Имя, Отчество.
  2. Домашний адрес.
  3. Фамилия, Имя родителей.
  4. Национальность.
  5. № детского сада, название.
  6. Название республики.
  7. Какие народы живут в РБ
  8. Отличие между башкирским, татарским, русским  и марийским орнаментами.
  9. Предметы национальной одежды.
  10. Блюда национальной кухни.
  11. Подвижные народные игры.
  12. Народные музыкальные инструменты.
  13. Национальные предметы утвари.
  14. Особенности быта.
  15. Животный и растительный мир родного края.
  16. Произведения национального фольклора.

Оценка:

Усвоил

Не усвоил

Сомневается

Вопросы анкеты для родителей

Цель: выявить отношение родителей к  формированию межнационального согласия и толерантности у детей в детском саду

  1. Количество детей в семье
  2. Есть ли в семье представители старшего поколения (нужное подчеркнуть): бабушка, дедушка, прабабушка, прадедушка.
  3. Национальный состав семьи (нужное подчеркнуть): одна национальность, две национальности, более двух национальностей.
  4. Знает ли ваш ребенок свою национальность (нужное подчеркнуть): да, нет.
  5. Говорите ли вы в семье на родном языке (нужное подчеркнуть): да, нет, иногда.
  6. Придерживаетесь ли вы национальной традиции в воспитании детей (нужное подчеркнуть): да, нет.
  7. Если да, то каких (перечислите)
  8. Знакомо ли вам понятие толерантность (нужное подчеркнуть): да, нет, слышал.
  9. Как вести себя с представителями другой национальности? Какой совет вы дали бы своему ребенку (нужное подчеркнуть): быть на стороже, быть терпимым, не даем советов.
  10. Как вы относитесь к формированию межнационального согласия и толерантности у детей в детском саду (нужное подчеркнуть): положительно, отрицательно, равнодушно.
  11. Как вы считаете, необходимо ли участие родителей в формировании межнационального согласия и толерантности у детей в детском саду (нужное подчеркнуть): да, нет, иногда.
  12. Какую помощь в данном вопросе вы можете оказать детскому саду.