Ресурсный центр "Первые шаги в экологию"

Фомина Дарья Алексеевна

Экологическое воспитание во всем мире является одним из приоритетных направлений образования, поскольку взаимоотношения человека с природой становится все более сложными.

     Основы экологически грамотного поведения закладываются в раннем детстве, т.к. в этот период ребенок наиболее близок к природе.
     Именно с этой целью был создан Ресурсный центр «Первые шаги в экологию"», основным направлением деятельности которого является раннее экологическое образование детей дошкольного возраста, формирование у них основ экологической культуры, проявляющаяся в эмоционально положительном отношении к природе и окружающему миру.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Эколого-развивающая среда ДОУ

 

     Территория ДОУ – это его своеобразная визитная карточка. Разноцветные клумбы, оригинальные дорожки, ландшафты, игровые и спортивные площадки, огороды, водоёмы – это не просто участки для прогулок с детьми, а развивающая среда.

    Экологически правильные организация и оборудование зоны природы – это первое и чрезвычайно важное условие для успешной работы по экологическому воспитанию детей в детском саду: оно позволяет проводить содержательную работу по формированию начал экологической культуры детей.

    Самый распространенный объект в детском саду – это аквариум с его удивительными обитателями. Детей любого возраста можно привлечь к наблюдению за таинственной жизнью подводного мира.

    В мини-музее «Камни» дети играют, рассматривают коллекции природных материалов. В кинотеатре смотрят видеофильмы и мультфильмы о природе. В экспериментальных уголках проводят опыты, познают законы природы.

     Непосредственный контакт ребенка к объектами природы, живое общение с растениями и животными, наблюдение и практическая деятельность по уходу за ними закладывают гуманное отношение и умение видеть красоту окружающего мира. Для содержания в ДОУ подходят морские свинки, кролики, хомяки и белые крысы. Дети любят всё пушистое, поэтому между ними и зверьками может сложится хорошее отношение. Неприхотливость к пище, мирный нрав, и в месте с тем разнообразие повадок делают этих животных желательными обитателями уголка природы.



Предварительный просмотр:

Экологическая тропа

 

    Новая и интересная форма работы по экологическому воспитанию – это экологическая тропа. В дошкольных учреждениях экологические тропинки выполняют познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функции. Для каждой возрастной группы разрабатывается свои индивидуальный маршрут. Основные критерии выбора маршрута и объектов экологической тропы – это включение в нее как можно большего количества разнообразных и привлекающие внимание ребенка объектов, их доступность для дошкольников.

    В качестве объектов экологической тропинки выбираются: различные виды как дикорастущих, так и культурных растений (деревьев, кустарников, трав), мхи, грибы, муравейники, гнезда птиц на деревьях, микроландшафты разных природных сообществ (луга, леса), клумбы, отдельно и красиво цветущие растения, места регулярного скопления насекомых, небольшие водоёмы, огороды, отдельные камни, альпийская горка, фонтаны, родники и т.п.. Возле каждого объекта тропинки выставляется табличка с названием.

Птичий столб привлекает птиц круглый год. В зимнее время птицы подкармливаются в кормушках, прячутся в домике от непогоды.



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

В период дошкольного возраста начинается процесс социализации, устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, именно поэтому в дошкольный период актуальным является формирование основ нравственности посредством экологического образования дошкольников.

Введение Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования послужили толчком к серьёзной перестройке в содержании и формах работы с детьми, родителями, педагогами. Особое внимание уделено организации взаимодействия с родителями воспитанников, которые должны участвовать в реализации программы, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка в дошкольном возрасте, быть активными участниками  образовательного процесса, являясь участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует.

Экологическое воспитание являясь одним из направлений педагогики дошкольного детства, и отличаясь от традиционно сложившегося ознакомления детей с природой и природоохранительной деятельности дошкольных учреждений, в системе непрерывного образования выступает в роли первой ступеньки формирования начал экологической культуры, а именно осознано – правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют непосредственное окружение дошкольников в этот период жизни.

  Опыт работы с семьями воспитанников показывает, что экологические нормы и правила поведения в природе знакомы горожанам, но на практике редко применяются. Наблюдается процесс отчуждения родителей и детей от природы. Особенность родителей как субъекта экологического образования заключается в том, что у них самих уже сформировано определенное мировоззрение, как правило, базирующиеся на потребительском отношении к окружающему миру. 

В результате мониторинга экологической воспитанности дошкольников, нами было выявлено неустойчивое отношение детей к объектам живой природы (к растительному миру, к миру насекомых). Кроме того, интерес современных родителей в основном сконцентрирован на обучении, а не на развитии ребенка. 

На основе этого был создан в ДОУ проект
«Формирование экологической культуры участников образовательного процесса через Экологический марафон»

Мы считаем, что учет дошкольного возраста как сензитивного периода в развитии личности, позволяет более успешно решать задачи экологического воспитания и образования. А активное включение родителей воспитанников в экологические мероприятия оказывает положительное влияние на сознательное овладение детьми нормами и правилами осознанного поведения в природе, и тем самым определяет актуальность данного проекта.

Проект учитывает требования ФГТ и комплексно подходит к вопросу развития экологического мировоззрения всех участников проекта: дошкольников 5 – 7 лет, воспитателей групп, специалистов ДОУ и родителей воспитанников и имеет обучающую, развивающую и социализирующую направленность.

Проект основывается на максимальном использовании возможностей детей и включает в себя совокупность образовательных областей ( коммуникация, социализация, познание, физическая культура, здоровье, безопасность,
 художественное творчество, чтение художественной литературы, музыка, труд) которые обеспечивают разностороннее развитие ребёнка с учётом его возрастных и индивидуальных особенностей.

Проект может быть реализован воспитателями, работающими на группах старшего возраста, с детьми , родителями, как в специально организованных видах деятельности, так и в свободной деятельности.

Проект рассчитан на два учебных года.


Участниками проекта являются воспитанники старших и подготовительных групп

ДОУ, родители и педагоги.


Деятельность по проекту:

строится с учётом принципа интеграции образовательных областей – что позволяет в единстве развивать познавательную и эмоциональную сферы личности ребенка;


основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательных областей – игры, экологическая деятельность подобранны с учётом комплексно-тематического плана ДОУ;


реализуется через стимулирование активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;


строится с учетом максимального использования воспитательного потенциала семьи в совместной работе педагогов с детьми.

Проект включает в себя три
направления и решает ряд образовательных и развивающих задач по блокам: педагоги ДОУ, воспитанники и родители. Разработанные блоки по форме организации самостоятельны, но по виду деятельности интегрированы.

Задачи:
Ресурсы, задействованные в выполнении проекта.



Ресурс


Потенциал


Дефицит


1.Содержание воспитательно-образовательного процесса.


Создание образовательного продукта (проектов, методических разработок, программ и т.д.)


Проектирование образовательной программы


Трудности в проектировании образовательного процесса.


2.Педагогические кадры


Организация профессионального общения педагогов через сеть городских методических формирований.


Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ в вопросах организации ОП в соответствии с ФГТ.

Использование дополнительных возможностей интеграции специалистов в работе по формированию экологической воспитанности.


Диссеминация инновационного опыта по реализации ФГТ по экологическому воспитанию и образованию.


3.Материально-техническая база


Зимний сад.

Эколого-развивающая среда в группах.


Моделирование и практическое преобразование среды.


Укрепление материально- технической базы: ТСО.


Внешние и внутренние связи.


Организация сетевого взаимодействия ДОУ.

Методическое городское объединение педагогов по экологическому воспитанию


Установление контактов, связей, оказывающих положительное влияние на реализацию целей деятельности по трансляции инновационного опыта с Ресурсным центром города.


Координация взаимодействия.


   


Этапы реализации проекта


Этапы


Содержание деятельности


Срок реализации


Подготовительный

2011 г


  1. Определение цели и задач проекта.

  2. Анализ эколого - развивающей среды в группах и ДОУ.

  3. Анализ обеспеченности ДОУ программно- методическими материалами.

  4. Изучение новинок методической литературы и электронных ресурсов по экологической проблематике.

  5. В рамках проекта и его реализации организовать взаимодействие педагогов, детей и родителей.

  6. Анализ сформированности экологических представлений воспитанников, семей воспитанников.


7. Анкетирование педагогов.

8. Составление плана совместных

мероприятий с ОЭЦУ


Сентябрь -декабрь


Практический

2011 - 2012 г.


  1. Организация образовательной деятельности через различные формы: эвристические беседы, решение проблемных ситуаций, интеллектуальные игры ит.д.

  2. Организация экологически-ориентированной исследовательской деятельности : проектную деятельность элементарное экспериментирование в детской лаборатории.

  3. Организация и проведение Детской экологической конференции.

  4. Организация природоохранной деятельности педагогов, детей и родителей.

  1. Создание системы эколого-ориентированного взаимодействия: педагогов, родителей, воспитанников.

  2. Создание системы мониторинга экологической воспитанности детей( с учетом ФГТ)


В течение года


Обобщающий


2012г.


1.Обработка и анализ результатов участия всех участников проекта в природоохранных мероприятиях.

2.Оформление методических брошюр, сборника сценариев экологических мероприятий.

3.Презентация проекта в рамках МО воспитателей-экологов города.

4.Создание и презентация детско-родительских проектов с использованием ИКТ.

5.Разработка методических рекомендаций для воспитателей по взаимодействию с семьями по экологическому воспитанию.

6.Обобщение и оформление опыта использования мультимедийных презентаций по экологии в формировании экологических представлений участников проекта.

7.Распространения опыта работы в рамках

сетевого взаимодействия.


Октябрь-ноябрь




Управление и обеспечение проекта.

Данный проект представляет собой систему организационно-педагогических мероприятий и действий, обеспечивающих интеграцию методов и форм организации экологического воспитания.
Настоящий проект - это попытки интегрировать методы и формы организации экологического воспитания в образовательных областях (коммуникация, социализация, познание, физическая культура, здоровье, безопасность,
 художественное творчество, чтение художественной литературы, музыка, труд).
В ходе реализации проекта создаются
условия для включения семьи в экологическое образовательное пространство ДОУ:


  • Социально-правовые: построение всей работы основывается на федеральных, региональных, муниципальных нормативно-правовых документах, письмах, рекомендациях, а также в соответствии с Уставом ДОУ, договорами сотрудничества, регламентирующими и определяющими функции, права и обязанности сторон.

  • Информационно-коммуникативные: родителям предоставлены возможности быть в курсе реализуемых программ, быть осведомленными в вопросах специфики организации образовательного процесса, достижений и проблем в развитии ребенка, безопасности его пребывания в ДОУ и т. д.

  • Перспективно-целевые: наличие планов работы с семьями на ближайшую и дальнюю перспективу, обеспечение прозрачности и доступности для сотрудников и родителей в изучении данных планов, предоставление права родителям участвовать в разработке индивидуальных проектов-планов-программ и выборе точек пересечения семьи и ДОУ в интересах развития ребенка.

  • Потребностно-стимулирующие: взаимодействие ДОУ и семьи опирается на результаты изучения потребностей и интересов семей; категорий семей; стилей семейного воспитания;  ребенка во всех его сферах развития; рейтинга проводимых в ДОУ форм сотрудничества с семьей, позволяющих своевременно корректировать их содержание и структуру проведения. Только в этом случае ДОУ сможет оказать своевременную поддержку семье и ребенку.



Экологический марафон проводится в соответствии с планом эколого-ориентированной деятельности в форме путешествия по точкам-мероприятиям. В Зимнем саду выделена зона – «Панорама добрых дел» детей и родителей. На информационном стенде оформленного в форме волшебного дерева, вывешиваются на листочках результаты участия в экологических мероприятиях. Параллельно в группах созданы зеленые островки-стенды, где фиксируются и прослеживаются любые хорошие проявления детей по отношению к природе. Родители с детьми имеют возможность сами ежедневно отмечать собственные личные достижения. Итоги участия подводятся в День Земли 22 апреля, семьям вручаются грамоты, дети посвящаются в Юные экологи.


Основные направления деятельности:


Ожидаемые результаты:


В ходе работы предполагается: эмоциональное сближение всех участников педагогического процесса, общение в неформальной обстановке, развитие интереса родителей к деятельности ДОУ.


Перспективный план работы по проекту.


Сроки


Мероприятия



Педагоги и специалисты ДОУ


Взаимодействие с семьёй


Совместная деятельность с детьми



Познавательно-речевое направление

(Коммуникация.

Познание)


Социально-личностное направление

(Труд.

Социализация.Безопасность)


Художественно-эстетическое направление

(Музыка.

Художественное творчество)


Физическое развитие

(Физкультура , Здоровье)


Создание

условий для самостоятельной деятельности


Экологические экспедиции.


Сентябрь


- подбор художественных произведений, - подвижных игр, - природоохранных знаков,

- развлечение-поход «В гости к лесовику»

-совместное обновление рубрики (стенд для родителей) составление памятки «Берегите – лес»


-исполнение отдельных ролей (персонажа согласно плану мероприятия),

-помощь в организации и сопровождении детей в походе.


- наблюдения за сезонными изменениями в природе,

- экологическая игра «Кто с каким деревом дружит»,

- чтение художественной и природоведческой литературы


- сбор природного материала для коллекции,

- заготовка семян, плодов, растений,

- экскурсия не речку Пасол,

- беседа «Как вести себя в природе»


- отгадывание загадок о растениях и животных,

-коллективная работа из природного материала

«Тайны живой природы»


- игра-эстафета «Найди самый высокий кедр»,

- собрать разбросанные в лесу бумажки в пакет для мусора,

- подвижная игра «Кто больше соберет кедровых и еловых шишек»

- свободное общение: «Почему в лесу самый чистый воздух»


- подборка материалов для коллективной работы « Тайны живой природы»

- стихотворение

С. Есенина

«Лес, словно терем расписной»

- работа с энциклопедией «Большая книга животных России (раздел Лес осенью)


«В царстве лекарственных растений»


октябрь


- слайдовая презентация: «Возможности использования лекарственных растений нашей местности (старшая медсестра)

«Лекарственные растения Красной книги Тульской области» (воспитатель-эколог)

- создание буклета: «Лекарственные растения нашего края»

«Способ приготовления лекарственного чая»


- семейный опыт использования трав, варенья.

-дегустация фиточая,

- слайдовая презентация:

«Ромашка – лекарственное растение» (детско-родительский проект) - оформление выставки в мини-музее природы «Лекарственные растения нашего края»


- рассматривание фото, иллюстраций о растениях,

- беседа о лекарственных растениях,

- отгадывание и составление загадок,

- игра «Какого растения не стало?», «Узнай по описанию», дидактическая игра «Узнай целебную траву

- чтение познавательной литературы.


- экскурсия в мини-музей природы,

экскурсия в фито - кафе Витаминчик» (чаепитие)

- беседа

«Как правильно собирать, хранить и применять лекарственные растения,

- сюжетно-ролевая игра «Аптека», «Больница»


коллективная работа по изготовлению атрибутов к сюжетно-ролевым играм,

- музыкальное развлечение

«В гости к Айболиту»



Энциклопедия полный атлас лекарственных растений,

- рисование лекарственных растений и придумать знак, напоминающий о его применении при лечении

- изготовление экологических паспортов о лекарственных растениях.


Акция «Поможем зимующим птицам»


ноябрь


-выпуск информационных листов и плакатов.

-изготовление кормушек.

- организация наблюдений за зимующими птицами.

- выпуск экологической газеты «Помогите птицам» (эколог)

- информация на стенде специалистов «Как можно смастерить из бросового материала кормушку в современной деятельности с ребенком.

-создание памятки «Как правильно кормить птиц.(эколог)


-изготовление кормушек,

- сбор птичьего корма,

- наблюдение за птицами вместе с детьми,

- зимняя подкормка птиц,

- участие в театрализованных представлениях,

- домашние задания,

- выставка рисунков, поделок о птицах,

- презентация детско-родительских проектов «Снегири», «Синички».


- беседа

«В гостях у зимующих птиц»,

-рассматривание иллюстраций о птицах,

-- отгадывание загадок,

исследовательская деятельность

«Какой корм птицы клюют охотнее и почему?

- отгадывание и составление загадок,

- развивающая игра

«Кто есть кто?»

«Путаница», «Соседи по планете»,

- экологическая игра «Кому, что по вкусу» ,

- чтение художественной и научно-популярной литературы,

театрализованное представление «Птичка в клетке»


- экскурсия в парковую зону:

подкормка птиц,

- встряхиваем снег с кормушек,

- подкормка птиц


- творческое рассказывание о пользе птиц в природе,

- слушание и исполнение песен,

- викторина «Самый, самый, самый в мире животных»,


-подвижная игра

«Совушка»

-пальчиковая игра «Десять птичек - стайка»,

- речевая игра «Прилетели птицы»,

«Не сорока, не ворона»,

-словесная

игра «Четвертый лишний»


- предметные картинки

«В мире животных», стихотворения

« О чём поют воробушки» Б.Заходер

«Птицы» А.Кушнер «Крылатый будильник»

В,Сухомлинский «Синичкин календарь»

В.Бианки,

- изготовление экологических паспортов о зимующих птицах,

- изготовление кормушек из бросового материала


Природоохранная акция «Сохраним ёлку – красавицу наших лесов»


Декабрь


-участие в городской выставке-конкурсе

«Зимний букет» - поделки из природного материала,

- конкурс собственного сочинения «В защиту ёлочки»

- творческий конкурс «Ёлочка живи»

интернет-сайт «Страна мастеров» г.Москва

-цикл наблюдений за елью,

- изготовление плакатов, листовок,

- оформление выставки в мини – музее «Сохраним ёлку – красавицу наших лесов»

(эколог)


- составление и распространение листовок «Берегите
 – ёлочку» в микрорайоне города, и на работе,

-театрализованное представление

«Новогодняя ёлка»,

- участие в городских и всероссийских конкурсах,

-изготовление экологического паспорта дерева «Ель»


-циклические наблюдения за елью,

- экскурсия в мини-музей природы на выставку детских работ,

- рассматривание иллюстраций о хвойных деревьев,

- чтение научно-популярной литературы «Как отличить ель от сосны» отгадывание и составление загадок,

-просмотр видеофильма «Ёлкино чудо» исследовательская деятельность «Сравнивание веточки сосны и ели»

-экологическая игра «Кто с каким деревом дружит», - словесная игра «Какие плоды, на каком дереве растут»


- экскурсия в парковую зону рассматривание хвойных деревьев


- коллективная работа из природного материала к конкурсу «Зимний букет»

- игра соревнование «Живой мир»

- исполнение песни «В лесу родилась ёлочка»


подвижные игры – «Раз, два, три –к дереву беги»

-свободное общение «Зачем нужно сажать деревья?»


- стихотворение «Ёлка»

Е. Трухеева

рассказ «Ёлочка»

М.Михалкова –

Изготовление экологического паспорта деревьев «Ель»

- изготовление и распространение плаката на территории городской больницы,

- листовок на территории своего микрорайона.


«Неделя экологической культуры»


февраль


-панорама познавательной деятельности,

-творческие игры

- кружковая работа,

театрализованное представление,

консультации специалистов,

-дискуссионный клуб

- уроки обмена опытом

- экологический тренинг

- подбор демонстрацииного материала, заданий и игр

- организация выставки методической литературы и пособий по экологическому воспитанию дошкольников,

- оформление экологической библиотеки

-обновление рубрики (стенд для родителей «Уроки для родителей»)


- посещение открытых просмотров экологической культуры: конкурсы, викторины, игры;

- конкурс экологических газет,

– диспут «Что в природе полезно, а что вредно»


- экологическая викторина,

- «Что, где, когда»,

- «Знатоки природы»

Игра «Звездный час»,

- решение кроссвордов, ребусов,

- игротека

«В мире природы»,


-сюжетно-ролевая игра «Юные спасатели»-


- конкурс экологических моделей одежды

- конкурс рисунков: «Поможем природе» конкурс поделок из природного материала «Природа и фантазия»


-подвижная игра с элементами имитации

«Танец животных и растений», «Мир птиц»


-умелые руки (изготовление полезных для хозяйства предметов из различных упаковочных материалов)


Акция «День воды»


март


- изготовление плакатов «Вода нужна всем»

- совместное обновление рубрики (стенд для родителей)

составление памятки

«О бережном отношении к воде»,

-оформление мини – музея природы коллекциями: экспонаты водоёмов

- создание корзины идей (чтобы не загрязнялись водоёмы)


- оформление коллекций «Экспонаты водоёмов»

- презентация детско-родительских проекта «Путешествие капельки», «Кому нужна вода»

- создание «Книги добрых дел и идей»


- беседа «Значение воды в жизни всего живого»,

«О последствиях нарушений правил охраны воды»

-водные обитатели из Красной книги Томской области


исследовательская деятельность: три состояния воды в природе,

- очистка воды с помощью фильтра,

моделирование загрязнения рек,

развивающая игра

«Какая бывает вода», «Путаница»,

экологическая игра «Кто живет в воде», «Кто кого ест»

-чтение научно-популярной литературы


-сюжетно-ролевая игра «Отважные мореплаватели»

- беседа

«Опасная вода»

-отгадывание и составление загадок,

- создание коллекций: «Экспонаты из водоёмов»

- музыкальное развлечение «Да здравствует вода»


-подвижная игра «Море волнуется»,

- свободное общение «Почему нам нужна чистая вода»


-энциклопедия «Жизнь животных (раздел рыбы)

- С.Сахаров «Морские сказки»

-Р,Кошурникова «Как речка в дом прибежала»

- совместное изготовление атрибутов к сюжетно-ролевой игре, «Путешествие»-

- подбор материалов для коллекций в мини-музей природы, нарисовать природоохранные знаки


Акция «День Земли


Апрель


-участие в детском городском экологическом форуме «Зеленая планета»

-проведение бесед,

-изготовление листовок,

- просмотр слайдов «Наша планета»

-оформление выставки в мини-музее природы:

«Богатство недр Земли»

- разработка игры КВН «Наш дом – природа»

- совместное обновление рубрики (стенд для родителей)

«Береги свою планету»

- создание папки-передвижки в группе : «Всемирный день Земли» (эколог)


-изготовление поздравительных открыток «С днём рождения Земля»

-изготовление листовок «Сохраним наш город чистым»

- участие в городской игре -КВН» Наш дом-природа»

- изготовление эмблем к игре КВН

- участие в городской выставке-конкурсе: рисунков,

поделок из природного материала,

- конкурс фоторепортажей

«Эко - объектив»

- создание детской энциклопедии «Наша природа»

- создание проекта по благоустройству территории.


-беседа «Как вести себя в природе»,

исследовательская деятельность «Пролитая нефть в море» - рассматривание иллюстраций,

глобуса,

-развивающая игра «Путаница»

«Разрезные картинки»,

-экологическая игра «Кто, где живёт», «Что будет если..», «Защитники природы»

- чтение научно-популярной литературы -городская игра КВН – «Наш дом – природа»

-проектная деятельность «Чтоб красивый и зеленым стал наш детский сад»

- растения и животные из Красной книги Томской области

-театрализованное представление «Пожар в лесу»


- экскурсия в ЦЭВД на выставку детских работ,

- сюжетно-ролевая игра Путешествие

- сбор мусора на участке,

- беседа с детьми «Опасная земля»,

-посев цветочных семян на рассаду


-продуктивная деятельность: коллективная работа из природного материала к празднику;

- праздник «День Земли»


-игра –эстафета «Кто быстрее соберет рюкзак с чем нельзя в лес ходить»,

-подвижная игра «Солнышко», «Береза»


-работа с энциклопедиями «Большая книга животных России»,

«Соседи по планете»,

- изготовление открыток,

- изготовление и распространение листовок «Сохраним наш город чистым»

- нарисовать природоохранные знаки


Акция «Панорама добрых дел (апрель)

Подведение итогов в совместной деятельности родителей и их воспитанников в экологических зеленых островках групп, на экологической тропинке, в экокомплексе, природоохранных акциях. Награждение детей и родителей.




Литература. 


  1. Арнаутова Е.П. Планируем работу ДОУ с семьей.//Управление дошкольным образовательным учреждением №4, 2002.

  2. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей. М., 2002.

  3. Прохорова Л.Н. Экологическое воспитание дошкольников. М., 2004.

  4. Данилина Т.А. B интеграции работы ДОУ с семьей. .//Управление дошкольным образовательным учреждением №4, 2002.

  5. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития: Методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений \ Т.Н. Доронова, Е.В.Соловьева, А.Е. Жичкина, С.И. Мурсиенко – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2001.

  6. Козлова А.В., Дешеулина Р.П. работа с семьей: Диагностика , планирование, конспекты лекций , консультации, мониторинг. – М.: ТЦ Сфера, 2004.

  7. Давыдова О.И., Богославец Л.Г., Маейр А.А. работа с родителями в детском саду: этнопедагогический подход. – М.: ТЦ Сфера, 2005. (Приложение к журналу “Управление ДОУ”).

  8. Журнал Управление дошкольным образовательным учреждением №2 2005г