Ресурсный центр "Первые шаги в экологию"
Экологическое воспитание во всем мире является одним из приоритетных направлений образования, поскольку взаимоотношения человека с природой становится все более сложными.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologo-razvivayushchaya_sreda_dou.docx | 14.17 КБ |
ekologicheskaya_tropa.docx | 13.75 КБ |
proekt_ekologichekie_stupeni.docx | 39.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Эколого-развивающая среда ДОУ
Территория ДОУ – это его своеобразная визитная карточка. Разноцветные клумбы, оригинальные дорожки, ландшафты, игровые и спортивные площадки, огороды, водоёмы – это не просто участки для прогулок с детьми, а развивающая среда.
Экологически правильные организация и оборудование зоны природы – это первое и чрезвычайно важное условие для успешной работы по экологическому воспитанию детей в детском саду: оно позволяет проводить содержательную работу по формированию начал экологической культуры детей.
Самый распространенный объект в детском саду – это аквариум с его удивительными обитателями. Детей любого возраста можно привлечь к наблюдению за таинственной жизнью подводного мира.
В мини-музее «Камни» дети играют, рассматривают коллекции природных материалов. В кинотеатре смотрят видеофильмы и мультфильмы о природе. В экспериментальных уголках проводят опыты, познают законы природы.
Непосредственный контакт ребенка к объектами природы, живое общение с растениями и животными, наблюдение и практическая деятельность по уходу за ними закладывают гуманное отношение и умение видеть красоту окружающего мира. Для содержания в ДОУ подходят морские свинки, кролики, хомяки и белые крысы. Дети любят всё пушистое, поэтому между ними и зверьками может сложится хорошее отношение. Неприхотливость к пище, мирный нрав, и в месте с тем разнообразие повадок делают этих животных желательными обитателями уголка природы.
Предварительный просмотр:
Экологическая тропа
Новая и интересная форма работы по экологическому воспитанию – это экологическая тропа. В дошкольных учреждениях экологические тропинки выполняют познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функции. Для каждой возрастной группы разрабатывается свои индивидуальный маршрут. Основные критерии выбора маршрута и объектов экологической тропы – это включение в нее как можно большего количества разнообразных и привлекающие внимание ребенка объектов, их доступность для дошкольников.
В качестве объектов экологической тропинки выбираются: различные виды как дикорастущих, так и культурных растений (деревьев, кустарников, трав), мхи, грибы, муравейники, гнезда птиц на деревьях, микроландшафты разных природных сообществ (луга, леса), клумбы, отдельно и красиво цветущие растения, места регулярного скопления насекомых, небольшие водоёмы, огороды, отдельные камни, альпийская горка, фонтаны, родники и т.п.. Возле каждого объекта тропинки выставляется табличка с названием.
Птичий столб привлекает птиц круглый год. В зимнее время птицы подкармливаются в кормушках, прячутся в домике от непогоды.
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
В период дошкольного возраста начинается процесс социализации, устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, именно поэтому в дошкольный период актуальным является формирование основ нравственности посредством экологического образования дошкольников.
Введение Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования послужили толчком к серьёзной перестройке в содержании и формах работы с детьми, родителями, педагогами. Особое внимание уделено организации взаимодействия с родителями воспитанников, которые должны участвовать в реализации программы, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка в дошкольном возрасте, быть активными участниками образовательного процесса, являясь участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует.
Экологическое воспитание являясь одним из направлений педагогики дошкольного детства, и отличаясь от традиционно сложившегося ознакомления детей с природой и природоохранительной деятельности дошкольных учреждений, в системе непрерывного образования выступает в роли первой ступеньки формирования начал экологической культуры, а именно осознано – правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют непосредственное окружение дошкольников в этот период жизни.
Опыт работы с семьями воспитанников показывает, что экологические нормы и правила поведения в природе знакомы горожанам, но на практике редко применяются. Наблюдается процесс отчуждения родителей и детей от природы. Особенность родителей как субъекта экологического образования заключается в том, что у них самих уже сформировано определенное мировоззрение, как правило, базирующиеся на потребительском отношении к окружающему миру.
В результате мониторинга экологической воспитанности дошкольников, нами было выявлено неустойчивое отношение детей к объектам живой природы (к растительному миру, к миру насекомых). Кроме того, интерес современных родителей в основном сконцентрирован на обучении, а не на развитии ребенка.
На основе этого был создан в ДОУ проект «Формирование экологической культуры участников образовательного процесса через Экологический марафон»
Мы считаем, что учет дошкольного возраста как сензитивного периода в развитии личности, позволяет более успешно решать задачи экологического воспитания и образования. А активное включение родителей воспитанников в экологические мероприятия оказывает положительное влияние на сознательное овладение детьми нормами и правилами осознанного поведения в природе, и тем самым определяет актуальность данного проекта.
Проект учитывает требования ФГТ и комплексно подходит к вопросу развития экологического мировоззрения всех участников проекта: дошкольников 5 – 7 лет, воспитателей групп, специалистов ДОУ и родителей воспитанников и имеет обучающую, развивающую и социализирующую направленность.
Проект основывается на максимальном использовании возможностей детей и включает в себя совокупность образовательных областей ( коммуникация, социализация, познание, физическая культура, здоровье, безопасность, художественное творчество, чтение художественной литературы, музыка, труд) которые обеспечивают разностороннее развитие ребёнка с учётом его возрастных и индивидуальных особенностей.
Проект может быть реализован воспитателями, работающими на группах старшего возраста, с детьми , родителями, как в специально организованных видах деятельности, так и в свободной деятельности.
Проект рассчитан на два учебных года.
Участниками проекта являются воспитанники старших и подготовительных групп
ДОУ, родители и педагоги.
Деятельность по проекту:
строится с учётом принципа интеграции образовательных областей – что позволяет в единстве развивать познавательную и эмоциональную сферы личности ребенка;
основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательных областей – игры, экологическая деятельность подобранны с учётом комплексно-тематического плана ДОУ;
реализуется через стимулирование активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;
строится с учетом максимального использования воспитательного потенциала семьи в совместной работе педагогов с детьми.
Проект включает в себя три направления и решает ряд образовательных и развивающих задач по блокам: педагоги ДОУ, воспитанники и родители. Разработанные блоки по форме организации самостоятельны, но по виду деятельности интегрированы.
Задачи:
Ресурсы, задействованные в выполнении проекта.
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Этапы реализации проекта
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Управление и обеспечение проекта.
Данный проект представляет собой систему организационно-педагогических мероприятий и действий, обеспечивающих интеграцию методов и форм организации экологического воспитания.
Настоящий проект - это попытки интегрировать методы и формы организации экологического воспитания в образовательных областях (коммуникация, социализация, познание, физическая культура, здоровье, безопасность, художественное творчество, чтение художественной литературы, музыка, труд).
В ходе реализации проекта создаются условия для включения семьи в экологическое образовательное пространство ДОУ:
Социально-правовые: построение всей работы основывается на федеральных, региональных, муниципальных нормативно-правовых документах, письмах, рекомендациях, а также в соответствии с Уставом ДОУ, договорами сотрудничества, регламентирующими и определяющими функции, права и обязанности сторон.
Информационно-коммуникативные: родителям предоставлены возможности быть в курсе реализуемых программ, быть осведомленными в вопросах специфики организации образовательного процесса, достижений и проблем в развитии ребенка, безопасности его пребывания в ДОУ и т. д.
Перспективно-целевые: наличие планов работы с семьями на ближайшую и дальнюю перспективу, обеспечение прозрачности и доступности для сотрудников и родителей в изучении данных планов, предоставление права родителям участвовать в разработке индивидуальных проектов-планов-программ и выборе точек пересечения семьи и ДОУ в интересах развития ребенка.
Потребностно-стимулирующие: взаимодействие ДОУ и семьи опирается на результаты изучения потребностей и интересов семей; категорий семей; стилей семейного воспитания; ребенка во всех его сферах развития; рейтинга проводимых в ДОУ форм сотрудничества с семьей, позволяющих своевременно корректировать их содержание и структуру проведения. Только в этом случае ДОУ сможет оказать своевременную поддержку семье и ребенку.
Экологический марафон проводится в соответствии с планом эколого-ориентированной деятельности в форме путешествия по точкам-мероприятиям. В Зимнем саду выделена зона – «Панорама добрых дел» детей и родителей. На информационном стенде оформленного в форме волшебного дерева, вывешиваются на листочках результаты участия в экологических мероприятиях. Параллельно в группах созданы зеленые островки-стенды, где фиксируются и прослеживаются любые хорошие проявления детей по отношению к природе. Родители с детьми имеют возможность сами ежедневно отмечать собственные личные достижения. Итоги участия подводятся в День Земли 22 апреля, семьям вручаются грамоты, дети посвящаются в Юные экологи.
Основные направления деятельности:
Ожидаемые результаты:
В ходе работы предполагается: эмоциональное сближение всех участников педагогического процесса, общение в неформальной обстановке, развитие интереса родителей к деятельности ДОУ.
Перспективный план работы по проекту.
| |||||||
|
|
| |||||
|
|
|
|
| |||
| |||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||
|
|
|
|
|
|
| |
| |||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Литература.
Арнаутова Е.П. Планируем работу ДОУ с семьей.//Управление дошкольным образовательным учреждением №4, 2002.
Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей. М., 2002.
Прохорова Л.Н. Экологическое воспитание дошкольников. М., 2004.
Данилина Т.А. B интеграции работы ДОУ с семьей. .//Управление дошкольным образовательным учреждением №4, 2002.
Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития: Методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений \ Т.Н. Доронова, Е.В.Соловьева, А.Е. Жичкина, С.И. Мурсиенко – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2001.
Козлова А.В., Дешеулина Р.П. работа с семьей: Диагностика , планирование, конспекты лекций , консультации, мониторинг. – М.: ТЦ Сфера, 2004.
Давыдова О.И., Богославец Л.Г., Маейр А.А. работа с родителями в детском саду: этнопедагогический подход. – М.: ТЦ Сфера, 2005. (Приложение к журналу “Управление ДОУ”).
Журнал Управление дошкольным образовательным учреждением №2 2005г