Подготовка к ГИА-география
Алгоритм подготовки к ГИА по географии.
Из опыта работы по подготовке к ГИА и ЕГЭ учителя МБОУ СОШ №6 им. И.Т. Сидоренко Румбешт Р.Ф.
Концепция модернизации образования ставит перед образованием цель «стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности». Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора. Новый образовательный стандарт ориентирует учителя на достижение этой цели, определяет задачи, которые призваны решать школьные предметы – география. Учителю, с одной стороны, необходимо сохранить фундаментальность исторического образования, с другой – внедрять компетентностный подход в преподавании географии. Введение в школе ЕГЭ и ГИА повышает требования к учителю географии.
Подготовка выпускников к ЕГЭ и ГИА по географии должна осуществляться не только в течение всего учебного года в старшей школе, но и начиная с 6 класса поэтапно:
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
algoritm_podgotovka_k_gia._ege.docx | 32.67 КБ |
motivatsiya_na_urokah_geografii.docx | 2.87 МБ |
ispolzovanie_igrovyh_form_na_urokah_geografii_s_ispolzovaniem_ikt.docx | 2.91 МБ |
Предварительный просмотр:
Алгоритм подготовки к ГИА по географии.
Из опыта работы по подготовке к ГИА
учителя МБОУ СОШ №6 им. И.Т. Сидоренко Румбешт Р.Ф.
Концепция модернизации образования ставит перед образованием цель «стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности». Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора. Новый образовательный стандарт ориентирует учителя на достижение этой цели, определяет задачи, которые призваны решать школьные предметы – география. Учителю, с одной стороны, необходимо сохранить фундаментальность исторического образования, с другой – внедрять компетентностный подход в преподавании географии. Введение в школе ЕГЭ и ГИА повышает требования к учителю географии.
Подготовка выпускников к ЕГЭ и ГИА по географии должна осуществляться не только в течение всего учебного года в старшей школе, но и начиная с 6 класса поэтапно:
1 этап - работа с понятиями (терминами) на уроках: выделение ключевых слов-маркеров; подчеркивание; перевод из одной знаковой системы в другую;
2 этап - работа с текстами: развитие навыков осознанного прочтения текста;
3 этап - работа в рабочих тетрадях со схемами, рисунками, таблицами, закрепление и самопроверка своих знаний.
4 этап - работа с тренажёрами, выполнение тестовых заданий, сформированных в соответствии с кодификатором ЕГЭ, работа по формированию умений выполнения чертежей и расчетов.
5 этап - внеклассная работа по предмету в целях дальнейшего углубления, систематизации и классификации знаний (работа с интерактивными презентациями, проектная деятельность, применение игровых и развивающих критическое мышление технологий, работа с ИКТ технологиями - создание развивающих заданий, тестов, кроссвордов, заданий по прочтению текста и пр.).
В интернете существует много сервисов. Помогающих готовить учащихся к экзамены. Есть готовые задания на сайте lecta.ru. есть возможность для учителя самостоятельно создавать такие упражения-тренинги. Предлагаю интерактивные задания, выполненные в среде http://learningapps.org.
Адрес моих заданий: http://learningapps.org/user/Румбешт Роза
В 5-7 классах наиболее эффективны командные развивающие игры, несущие в себе соревновательный элемент, работа в паре для закрепления географической номенклатуры, а в 8-11 классах – деловые игры и семинары, задание на построение графиков и таблиц, анализ статистических данных, умение обрабатывать данные таблиц.
Для реализации системы индивидуальных письменных заданий по географии хочется порекомендовать некоторые общие условия, обеспечивающие эффективность индивидуальной практической работы как на уроке, так и дома.
- Индивидуальную практическую работу лучше выполнять письменно, особенно в старших классах – это способствует развитию письменной речи и готовит к новому формату экзаменов.
- Индивидуальная практическая работа наиболее целесообразна на уроках закрепления и углубления нового материала и развития умений и навыков, иногда – в качестве домашнего задания (конечно, объём домашней работы не должен быть слишком большим). При этом, кроме уже традиционных заданий по составлению планов и таблиц, хороший эффект дает использование метода «незаконченных предложений», когда учащимся необходимо подобрать дополнительную недостающую информацию к уже имеющимся сведениям. Необходимо использовать задания разных уровней сложности .
Еще одним важным этапом подготовки учащихся к итоговой аттестации является регулярное изучение нормативных документов по ЕГЭ и ГИА; изменений, вносимых в структуру КИМов; аналитических отчетов ФИПИ по результатам экзаменов текущего года, в которых дается не только качественный анализ заданий и типичных ошибок, допущенных выпускниками, но и даются ценные методические рекомендации по подготовке к экзаменам в следующем году.
С учетом таких рекомендаций я стараюсь строить свою работу на уроке. Предлагаю вашему вниманию некоторый собственный опыт использования педагогических приемов, применяемых с учетом типичных ошибок учащихся в экзаменационных работах.
1) В части А и С ГИА выпускники часто допускают ошибки в операциях с понятиями: неоправданное расширение или сужение значения рассматриваемого понятия, подмена понятий, Поэтому считаю очень важным вести работу по формированию ведущих понятий курса. Для этого, начиная с младших классов, учащиеся в тетрадях ведут географические словари терминов, по которым можно проводить регулярные письменные контрольные работы и устные опросы на каждом уроке в качестве дополнительных заданий при ответе у доски, зачета по каждому разделу. Так происходит закрепление понятийного минимума как отдельным учеником, так и класса в целом.
Примерный список понятий по темам:
Тема «Карты. Чтение карт»: абсолютная высота, относительная высота, горизонталь, условные топографические знаки, карта, план местности, масштаб, шкала глубин и высот, отметка высоты и глубины.
Тема «Географические координаты»: географическая широта, географическая долгота, параллель, меридиан, нулевой меридиан, экватор, полюса земли
Тема «Климат»: солнечная радиация, прямая, рассеянная, суммарная, амплитуда температур, средняя температура, ветер, циклон, антициклон, атмосферное давление, метеоприборы и единицы измерения температуры, давления, влажности, силы и направления ветра и др.
Тема «Мировой океан»: океан, море, внутренне море, окраинное море, остров, полуостров, залив, пролив, течение, котловина.
Тема «Внутренние воды»: река, левый и правый приток, устье, исток, дельта, эстуарий, водосборный бассейн, водораздел, подземные воды,
Тема «Население»: миграция, эмиграция, реэмиграция, урбанизация, городская агломерация, плотность населения, город, трудовая миграция,
Тема «Рельеф»: горы, хребты, горная страна, равнина, низменность, плоскогорье, возвышенность.
2) Анализ результатов проведения ГИА показал, что по-прежнему высок уровень невыполнения заданий на осознанное чтение текста, предполагающих умение, систематизировать и интерпретацию географическую информацию по определенной теме из текстов (экономических, публицистических экологических, политических, социальных, географических).
Поэтому важнейшим моментом подготовки к ЕГЭ и ГИА является работа над пониманием учащимися формулировки вопроса и умением отвечать строго на поставленный вопрос.
3) В экзаменационной работе ГИА трудным для выполнения оказалось для учащихся задание 15, в котором необходимо прочитать фрагмент текста и объяснить причины каких-либо географических явлений: землетрясений, вулканизма, оползней, образования болот и др. Умение ответить на вопрос базируется, конечно, на знании теоретического материала за курс географии, но забывается. Поэтому на уроках, изучая тему, записываются шаблоны ответов на наиболее часто встречающиеся вопросы, а на консультациях учащиеся сдают эти шаблоны в виде зачета. Шаблоны ответов учитель может составить сам или воспользоваться ресурсом Сдам ГИА.
Примеры шаблонов (взяты на сайте Сдам ГИА)
1.Наличие многолетней мерзлоты в окрестностях Магадана объясняется тем, что средняя годовая температура воздуха в этом городе отрицательная. ИЛИ низкими температурами воздуха в зимний период и большой продолжительностью зимы. Примеры ответов: • В Магадане зимы холодные и длинные. • Среднегодовая температура воздуха в Магадане ниже нуля, и мерзлота не успевает растаять.
2. Частые землетрясения объясняются положением территории на границе литосферных плит. Примеры ответов: - Чили находится в зоне контакта литосферных плит. - Здесь происходит столкновение двух литосферных плит.
3. Сезон дождей в Южной Азии начинается в июле и продолжается до середины осени. В это время дуют муссоны, приносящие много осадков. Индия находится в субэкваториальном поясе, в нём дожди идут летом, потому что материк сильно прогревается, там образуется область низкого давления и с океана дуют влажные воздушные массы.
4. Псковская область расположена в зоне избыточного увлажнения. Осадков выпадает более 700 мм, испаряемость около 600 мм. Коэффициент увлажнения больше единицы, что приводит к накоплению излишков влаги.
ИЛИ В рельефе Псковско-Чудская приозёрная низменность представлена низменной равниной с малыми перепадами высот, а, значит, мал общий уклон рек, что не способствует выводу излишков воды за пределы области.
4. Задание ГИА номер 20 требует умений читать карту местности, работать с масштабом карты, определять экспозицию склона и пр. Следует иметь в виду, что такой вид работы сегодня учащиеся выполняют в 5 классе, причем не так масштабно, как это спрашивается на ГИА. Поэтому задание требует не только дополнительной работы на уроках в 5 классе, но и на консультациях в 9 классе. Этот блок знаний важен, так как на основе плана местности в ГИА три задания.
При анализе работ учащихся над планами местности в младших классах типичные недостатки каждого ученика при помощи диагностических карт. Познакомив учащихся с этими недостатками, направить самостоятельную работу учеников по определению правильного способа деятельности.
5. Самое сложное для учащихся – задание 23, когда ученики должны определить факторы размещения различных отраслей промышленности и сельского хозяйства.
ЧТО НУЖНО ПОМНИТЬ УЧИТЕЛЮ ПРИ ПОДГОТОВКЕ УЧЕНИКОВ К ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ
- Для успешного выполнения заданий ЕГЭ и ГИА нужна постоянная тренировка в решении этих заданий. Чем больше учащиеся прорешают экзаменационных заданий прошлых лет, тестов из всевозможных учебных пособий, заданий, придуманных самим учителем, тем больше у них будет опыта, и тем меньше возможных неприятных неожиданностей их будет ожидать во время экзамена.
- Большое внимание должно быть уделено разбору заданий, вызвавших наибольшее затруднение.
- В ходе изучения курса целесообразно усилить внимание к выработке широкого круга общеучебных и предметных умений. Практически на каждом занятии могут быть использованы задания по подготовке к экзамену.
- При подготовке к ЕГЭ по географии необходимо систематически проводить мониторинг подготовки к ГИА для выявления типичных ошибок и работать над их устранением.
В приложении 1 образец диагностической карты.
Приложение 1.
Диагностические работы уч-ся 9-___ класса ____________________________________
Задание /Вариант (дата) | ||||||||||||||
1 Географические особенности природы и народов Земли | ||||||||||||||
2 Географическое положение России | ||||||||||||||
3 Особенности природы России | ||||||||||||||
4 Природные ресурсы, их использование и охрана | ||||||||||||||
5 Географические явления и процессы в геосферах | ||||||||||||||
6 Разные территории Земли: анализ карты | ||||||||||||||
7 Географические координаты | ||||||||||||||
8 Географические явления и процессы в геосферах | ||||||||||||||
9 Расстояние на карте | ||||||||||||||
10 Направление на карте | ||||||||||||||
11 Чтение и анализ карт · | ||||||||||||||
12 Чтение карт различного содержания | ||||||||||||||
13 Географические объекты и явления | ||||||||||||||
14 Природные и техногенные явления | ||||||||||||||
15 Влияние деятельности человека в природе | ||||||||||||||
16 Выявление эмпирических зависимостей | ||||||||||||||
17 Географические следствия движений Земли | ||||||||||||||
18 Анализ информации о разных территориях Земли | ||||||||||||||
19 Определение поясного времени | ||||||||||||||
20 Особенности природно-хозяйственных зон и районов России | ||||||||||||||
21 Выбор верных утверждений о базовых географических понятиях | ||||||||||||||
22 Территориальная обеспеченность ресурсами | ||||||||||||||
23 Разные территории Земли, их обеспеченности ресурсами | ||||||||||||||
24 Особенности населения России | ||||||||||||||
25 Разные территории Земли: анализ карт | ||||||||||||||
26 Основные географические объекты России | ||||||||||||||
27 Анализ текста о природных особенностях Земли | ||||||||||||||
28 Анализ текста о природных особенностях Земли | ||||||||||||||
29 Анализ текста о природных особенностях Земли | ||||||||||||||
30 Выявление признаков географических объектов и явлений | ||||||||||||||
ИТОГО баллов |