ФГОС
«Направленность урока географии на формирование и развитие УУД».
Данная таблица позволит учителю уже при планировании видеть, на каком этапе урока какие метапредметные результаты формируются при правильной организации деятельности учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_uud.docx | 15.66 КБ |
fgos.docx | 15.07 КБ |
Предварительный просмотр:
«Направленность урока географии на формирование и развитие УУД».
Данная таблица позволит учителю уже при планировании видеть, на каком этапе урока какие метапредметные результаты формируются при правильной организации деятельности учащихся.
Требования к уроку | Урок современного типа Учащиеся (учитель) | Универсальные учебные действия |
Мотивация | Осознают познавательную значимость темы. | Личностные УУД: обеспечение ценностно-смысловой ориентации учащихся |
Объявление темы урока | Формулируют тему сами учащиеся (учитель подводит учащихся к осознанию темы) | Личностные УУД: смыслообразование - установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания |
Сообщение целей и задач | Цель, задачи формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания (учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач) | Личностные УУД: Регулятивные УУД : оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения; |
Планирование | Планируют способы достижения намеченной цели (учитель помогает, советует) | Познавательные УУД: умение составить индивидуальный или групповой план работы |
Практическая деятельность учащихся | Осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяют групповые и индивидуальные формы работы) (учитель консультирует) | Регулятивные УУД : составление плана и последовательности действий; постановка проблемы, Познавательные УУД : выбор источников информации, структурирование знаний; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; Преобразовать информацию в схему, таблицу; Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия; |
Осуществление контроля | Осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля) (учитель консультирует) | Познавательные УУД: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; Общеучебные (познавательные) УУД: Рефлексия способов и условий действия; Контроль и оценка процесса и результата деятельности; |
Осуществление коррекции | Формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно (учитель консультирует, советует, помогает) | Познавательные УУД: анализ и обобщение фактов и явлений выявление причины и следствия явлений, умение привести доказательства из текста карты, иллюстрации, статистической таблицы. |
Оценивание учащихся | Дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей) (учитель консультирует) | Коммуникативные УУД управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера; |
Итог урока | Участвуют в рефлексии | Регулятивные УУД : умение структурировать знания, презентовать их; составлять публичное выступление |
Домашнее задание | Выбирают задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей. | Личностные УУД: умение анализировать свои знания и умения, выбирать индивидуальный маршрут обучения. |
Предварительный просмотр:
Составление учебно-познавательных и учебно-практических задач на уроках географии
Учебно-познавательные задачи:
Умение наблюдать.
Это вид восприятия, характеризующийся целью, соответствующей познавательной задаче. Государственным стандартом предусмотрены наблюдения за объектами гидросферы, за погодой, за растительным и животным миром, за природными компонентами и географическими объектами. Значение наблюдение заключается в том, что они помогают учащимся выделять главное в окружающих их предметах и явлениях, выделять существенные признаки предметов и явлений путем сравнения и сопоставления, выделять существующие взаимосвязи.
· Провести наблюдение за погодой в течение месяца, оформить результаты в виде календаря погоды. По данным наблюдений описать погоду.
· Правда ли, что подо мхом почва всегда холоднее, чем под обычной растительностью? И почему?
· Напишите заметки о вашем летнем путешествии и укажите как можно больше географических подробностей и объектов.
Учебно-практические задачи на уроках географии
А) Умение классифицировать.
Классификацией называют операцию деления понятий по определенному основанию на непересекающиеся классы. Один из главных признаков классификации – указание на принцип деления. Давая школьникам задания на классификацию, мы развиваем у них способность к комбинаторике. Чем больше вариантов деления на группы понятий и явлений, тем выше продуктивность мышления. А данное качество очень важно в творческой деятельности.
· Проведите классификацию: Яна, Байкал, Кавказ, Памир, Кама, Селигер, Енисей, Онежское, Яблоновый, Сихотэ-Алинь, Уральские.
(Ученики должны выделить из списка реки, озера, горы, хребты)
· Найдите лишнее слово из списка, объясните выбор:
Верхнее, Мичиган, Эри, Виннипег, Гурон, Онтарио.
(Озеро Виннипег не входит в систему Великих озер Северной Америки)
· Разделите слова на группы несколькими способами:
Иваново, Сыктывкар, Кострома, Липецк, Челябинск, Нижний Новгород, Москва, Архангельск, Мурманск, Череповец, Ижевск, Екатеринбург, Тольятти, Казань. (возможно несколько принципов классификации: областные центры, города-миллионеры, столицы республик, морские порты, города на Волге, центры автомобилестроения, центры черной металлургии и т.д.)
Б) Работа с картой позволяет решать целый ряд учебно-практических задач.
Источники знаний по-разному передают географическую информацию, что также влияет на формирование познавательных УУД. Поэтому важно познакомить учащихся с познавательными особенностями каждого источника. Наибольшее внимание в курсах географии отводится изучению карты – ее сущности, математической основе, условным знакам и другим способам передачи географической информации. Умения читать карту очень разнообразны. К ним относятся умение найти на карте изучаемые объекты и явления, умение развернуто описать их, найти различные, как пространственные, так и причинные связи, умение характеризовать природный или экономический объект, явление. Например:
· Найти на карте крупнейшие горы мира.
· Показать на карте зоны землетрясений и вулканизма.
· Используя карту дать характеристику равнинной и горной реки.
· Сопоставив физическую, геологическую и тектоническую карты России, определите характер рельефа России, взаимосвязь форм рельефа, тектонического строения и размещения полезных ископаемых.
· Используя различные карты, дайте комплексную характеристику Северного экономического района.
2) Основным источником информации для школьников остается учебник. Специфика работы с учебником географии заключается в одновременном привлечении обширного методического аппарата учебника (текст, иллюстрации, статистические таблицы, схемы, диаграммы и т.д.) и других источников географической информации.
Виды работ с методическим аппаратом учебника географии, формирующих познавательные УУД.
· Составить план параграфа и изложить текст по плану.
· Подобрать текст к иллюстрации или иллюстрацию к тексту. (Найдите в тексте параграфа описание внешних черт основных рас человечества, изображенных на иллюстрациях)
· Найти в тексте причины и следствия, черты сходства и различий.
· Привести доказательства из текста карты, иллюстрации, статистической таблицы. (Найдите в тексте параграфа причину, почему вулканы и зоны землетрясений располагаются по границам литосферных плит, как показано на карте).
· Смоделируйте текст на контурную карту. (Например, в параграфе «Северная Америка. Особенности природы» выделите необходимые сведения для отображения на контурной карте.)