Дополнительное образование

Пугина Оксана Анатольевна

ПРОГРАММА

дополнительного образования

 

 

 

 

«Мир природы»

 

для учащихся 4-х классов

 

 

Срок реализации 1 год

 

                                                

Пояснительная записка

 

Программа «Мир природы» направлена на обучение детей начальных классов основам биологии. Она рассчитана на обучение, идя от простого, знакомого к более сложному.

Направлена на развитие творческой личности, нравственного воспитания, любознательности и наблюдательности.

Программа предусматривает знакомство с естественными науками и их интеграцию, способствует углублённому изучению биологии, проводит интеграцию естественных наук.

Проведение практических занятий и бесед придаёт программе особую роль - развивает творческую любознательность, интеллектуальную личность, придает навыки проектно-исследовательской деятельности.

Программа предназначена для учащихся 4 классов.

                                                    

Планируемые результаты

 

Познавательные УУД:

  • анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
  • синтез как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием восполнением недостающих компонентов;
  • выбор оснований и критериев для сравнения;
  • классификации объектов;
  • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
  • подведение под понятия, выведение следствий;
  • построение логической цепи рассуждений;
  • умение структурировать знания;
  • смысловое чтение, извлечение информации;
  • определение основной и второстепенной информации.
  • доказательство;
  • выдвижение гипотез и их обоснование;
  • умение осознанно и строить речевое высказывание в устной и письменной форме
  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

Регулятивные УУД:

  • способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;
  • умение действовать по плану и планировать свою деятельность;
  • понимание и принятие учащимся учебной задачи, поставленной учителем;
  • основы в новом учебном материале в учебном сотрудничестве с учителем. способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;
  • преодоление импульсивности, непроизвольности;
  • умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия и построение ориентировочной основы в новом учебном материале в учебном сотрудничестве с учителем;
  • форма выполнения учебных действий — материальная/материализованная; речевая, умственная;
  • самостоятельное выполнение или в сотрудничестве;
  • различение способа и результата действий;
  • умение осуществлять итоговый и пошаговый контроль.
  • умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности;
  • умение планировать работу до ее начала (планирующий самоконтроль);
  • умение оценивать значимость и смысл учебной деятельности для себя самого, расход времени и сил, вклад личных усилий, понимание причины ее успеха/неуспеха.

Коммуникативные УУД:

  • понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос;
  • ориентация на позицию других людей, отличную от собственной, уважение иной точки зрения.
  • учет разных мнений и умение обосновать собственное;
  • умение договариваться,  находить общее решение.
  • умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать;
  • способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации  конфликта интересов;
  • взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.
  • рефлексия своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий,
  • способность строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет;
  • умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера по деятельности.

Личностные УУД:

  • Внутренняя позиция школьника (положительное отношение к школе; чувство необходимости учения);
  • Самооценка (широта диапазона оценок; обобщенность категорий оценок; представленность в Я-концепции социальной роли ученика; рефлексивность как                                                   адекватное осознанное представление о качествах хорошего ученика; осознание своих возможностей в учении на основе сравнения «Я» и «хороший ученик»; осознание необходимости самосовершенствования на основе сравнения «Я» и «хороший ученик»; способность адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием);
  • Мотивация учебной деятельности (сформированность познавательных мотивов; интерес к новому; интерес к способу решения и общему способу действия; сформированность социальных мотивов; стремление выполнять социально значимую и социально оцениваемую деятельность, быть полезным обществу; сформированность учебных мотивов; стремление к самоизменению — приобретению новых знаний и умений; установление связи между учением и будущей профессиональной деятельностью).

 

Содержание

 

Науки о живой природе. Водное занятие. Науки о живой природе: ботаника, зоология, цитология, анатомия. Царства живой природы.

Царство Растений. Многообразие растений на Земле. Жизненные формы растений. Растения тропических лесов, пустынь. Растения таёжных лесов. Растения широколиственных лесов.

Царства Грибы. Виды грибов. Шляпочные грибы. Одноклеточные грибы. Грибы-паразиты.

Царство Бактерии. Знакомство с внеклеточной жизненной формой - бактерией

Царство животных. Одноклеточные и многоклеточные животные. Местообитание разных видов животных. Деление животных по способу питания. Удивительное рядом- примеры животных.

Охрана природы. Охрана атмосферы, почвенных, водных ресурсов. Примеры рационального использования.

Удивительное рядом. Возникновение планеты Земля. Гипотезы происхождения. Многообразие жизненных форм на планете. Понятие об эволюции

 

Тематическое планирование

 

Название разделов

всего

Практическая часть

  1.  

Вводное занятие

1

-

  1.  

Науки о живой природе

5

2

  1.  

Царство Растений

5

4

  1.  

Царства Грибы

4

2

  1.  

Царство Бактерии

2

1

  1.  

Царство животных

9

5

  1.  

Охрана природы

3

1

  1.  

Удивительное рядом

5

5

  1.  

итого

34

20

ПРИЁМЫ И МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

 

Для успешного выполнения задач, поставленных в дополнительной образовательной программе «Мир природы» используются следующие методы организации учебно-воспитательного процесса:

 

1.СЛОВЕСНЫЕ МЕТОДЫ:

а) Учебная лекция - является словесным методом обучения, предлагает устное изложение учебного материала.

б) Беседа-главный метод, предлагает разговор учителя с учащимися, организуемый с помощью продуманной системы вопросов.

В ходе применения метода «беседа» используются приёмы постановки вопросов (основных, дополнительных, наводящих), приёмы обсуждения ответов и мнений учеников, приёмы формирования выводов из беседы.

 

2.НАГЛЯДНЫЕ МЕТОДЫ:

а) Иллюстративный метод (показ репродукции картин, книг, зарисовок на доске)

б) Метод демонстрации (показ фильмов, презентаций, слайдов, коллекций растений гербарный материал)

 

3.ПРАКТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ

- Уход за комнатными растениями

- Проведения практических занятий с использованием микроскопа

 

4.ПРОБЛЕМНО- ПОИСКОВЫЕ МЕТОДЫ

Применяются на практике с помощью словесных, наглядных и практических методов обучения. Одним из методов проблемного обучения является проблемно-поисковая беседа. (Создаётся ситуация, а учащиеся решают её в ходе беседы)