Биология 10-11 класс
Биология.Рабочие программы 10-11 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Биология. Программа 10-11 класс. Базовый уровень | 42.25 КБ |
Биология. Программа 10-11 класс. Углублённый уровень | 275.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа: по биологии для 10-11 классов общеобразовательных учреждений / Д.К. Беляев, П.М. Бородин, Н.Н. Воронцов и др.; под ред. Д.К. Беляева, Г.М. Дымшица. – М.: Просвещение, 2016
Планируемые результаты
Требования к результатам освоения курса биологии в основной школе определяются ключевыми задачами общего образования, отражающими индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета.
Личностными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:
- Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение:
– осознавать современное многообразие типов мировоззрения, общественных, религиозных, атеистических, культурных традиций, которые определяют разные объяснения происходящего в мире;
– с учетом этого многообразия постепенно вырабатывать свои собственные ответы на основные жизненные вопросы, которые ставит личный жизненный опыт;
– учиться признавать противоречивость и незавершенность своих взглядов на мир, возможность их изменения.
- Учиться использовать свои взгляды на мир для объяснения различных ситуаций, решения возникающих проблем и извлечения жизненных уроков.
- Осознавать свои интересы, находить и изучать в учебниках по разным предметам материал (из максимума), имеющий отношение к своим интересам.
- Использовать свои интересы для выбора индивидуальной образовательной траектории, потенциальной будущей профессии и соответствующего профильного образования.
- Приобретать опыт участия в делах, приносящих пользу людям.
- Учиться самостоятельно выбирать стиль поведения, привычки, обеспечивающие безопасный образ жизни и сохранение здоровья – своего, а также близких людей и окружающих.
- Учиться самостоятельно противостоять ситуациям, провоцирующим на поступки, которые угрожают безопасности и здоровью.
- Выбирать поступки, нацеленные на сохранение и бережное отношение к природе, особенно живой, избегая противоположных поступков, постепенно учась и осваивая стратегию рационального природопользования.
- Учиться убеждать других людей в необходимости овладения стратегией рационального природопользования.
- Использовать экологическое мышление для выбора стратегии собственного поведения в качестве одной из ценностных установок.
Метапредметными результатами изучения курса «Биология» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности.
- Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
- Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
- Подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель.
- Работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, компьютер).
- Планировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
- Работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет).
- Свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий.
- В ходе представления проекта давать оценку его результатам. Самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха находить способы выхода из ситуации неуспеха.
- Уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности.
- Давать оценку своим личностным качествам и чертам характера («каков я»), определять направления своего развития («каким я хочу стать», «что мне для этого надо сделать»).
- Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
- Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия:
– давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного материала;
– осуществлять логическую операцию установления родо-видовых отношений;
– обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от понятия с меньшим объемом к понятию с большим объемом.
- Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
- Создавать модели с выделением существенных характеристик объекта, преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
- Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков.
- Преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации.
- Представлять информацию в оптимальной форме в зависимости от адресата.
- Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории. Для этого самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приемы слушания.
- Самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.
- Уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей. Уметь выбирать адекватные задаче инструментальные и программно-аппаратные средства и сервисы.
Коммуникативные УУД:
- Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.
- В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен).
- Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.
- Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории.
- Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Предметными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:
– объяснять роль животных в сообществах и их взаимное влияние друг на друга;
– приводить примеры приспособлений животных к среде обитания и объяснять их значение;
– находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;
– объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов;
– объяснять значение животных в жизни и хозяйстве человека: называть важнейших домашних и охраняемых животных своей местности;
– различать представителей животного мира, приводить примеры животных изученных групп (максимум – называть характерные признаки животных изученных классов, отрядов);
– объяснять строение и жизнедеятельность животных;
– понимать смысл биологических терминов;
– проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять.
В результате изучения биологии ученик должен
знать/понимать
- признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;
- сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;
- объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
- изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
- распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;
- выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
- сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
- определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
- анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
- проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
Содержание 10-11 класс
69 ч. (35+34), 1 ч в неделю
Введение (1 ч.)
Биология – наука о живой природе. Основные признаки живого. Биологические системы. Уровни организации жизни. Методы изучения биологии. Значение биологии.
Демонстрации. Схемы и таблицы, иллюстрирующие различные биологические системы и уровни организации живой природы.
Раздел I. Клетка – единица живого (17ч).
Тема 1. Химический состав клетки (5ч).
Биологически важные химические элементы. Неорганические (минеральные) соединения. Биополимеры. Углеводы, липиды. Белки, их строение и функции. Нуклеиновые кислоты. АТФ и другие органические соединения клетки.
Лабораторная работа №1 «Активность фермента каталазы в животных и растительных клетках»
Тема 2. Структура и функции клетки (4ч).
Развитие знаний о клетке. Клеточная теория.
Цитоплазма. Плазматическая мембрана. Эндоплазматическая сеть. Комплекс Гольджи и лизосомы. Митохондрии, пластиды, органоиды движения, включения. Ядро. Строение и функции хромосом.
Прокариоты и эукариоты.
Лабораторная работа №2 «Плазмолиз и деплазмолиз в клетках кожицы лука»
Лабораторная работа №3 «Строение растительной, животной, грибной, и бактериальной клеток под микроскопом»
Тема 3. Обеспечение клеток энергией (4ч).
Обмен веществ и превращение энергии – свойство живых организмов. Фотосинтез. Преобразование энергии света в энергию химических связей. Обеспечение клеток энергией за счёт окисления органических веществ без участия кислорода. Биологическое окисление при участии кислорода.
Тема 4. Наследственная информация и реализация её в клетке (4ч).
Генетическая информация. Ген. Геном. Удвоение ДНК. Образование информационной РНК по матрице ДНК. Генетический код. Биосинтез белков.
Вирусы. Профилактика СПИДа.
Демонстрации. Схемы, таблицы, транспаранты и пространственные модели, иллюстрирующие: строение молекул белков, молекулы ДНК, молекул РНК, прокариотической клетки, клеток животных и растений, вирусов. Хромосом; удвоение молекул ДНК; транскрипцию; генетический код; биосинтез белков; обмен веществ и превращения энергии в клетке; фотосинтез. Динамические пособия «Биосинтез белка», «Строение клетки».
Раздел II. Размножение и развитие организмов (6ч).
Тема 5. Размножение организмов (4ч).
Деление клетки. Митоз. Бесполое и половое размножение. Мейоз. Образование половых клеток и оплодотворение.
Тема 6. Индивидуальное развитие организмов (2ч).
Зародышевое и постэмбриональное развитие организмов. Влияние алкоголя, никотина и наркотических веществ на развитие зародыша человека. Организм как единое целое.
Демонстрации. Схемы. Таблицы. Транспаранты и учебные фильмы, иллюстрирующие: деление клетки (митоз, мейоз); способы бесполого размножения; формирование мужских и женских половых клеток; оплодотворение у растений животных; индивидуальное развитие организма; взаимовлияние частей развивающегося зародыша. Динамическое пособие «Деление клетки. Митоз и мейоз». Сорусы комнатного папоротника (нефролеписа или адиантума).
Лабораторная работа №4 «Сравнение процессов митоза и мейоза»
Раздел III. Основы генетики и селекции (12ч).
Тема 7. Основные закономерности явлений наследственности (5ч).
Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости организмов. Моногибридное скрещивание. Первый и второй законы Менделя. Генотип и фенотип. Аллельные гены. Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя. Хромосомная теория наследственности. Генетика пола. Половые хромосомы. Наследование, сцепленное с полом.
Лабораторная работа №5 «Изучение фенотипов растений»
Тема 8. Закономерности изменчивости (4ч).
Модификационная и наследственная изменчивость. Комбинативная изменчивость. Мутационная изменчивость. Закон гомологических рядов наследственной изменчивости Н.И. Вавилова. Наследственная изменчивость человека. Лечение и предупреждение некоторых наследственных болезней человека.
Практическая работа №1 «Модификационная изменчивость (изучение фенотипов местных сортов растений на гербарных образцах)»
Тема 9. Генетика и селекция (3ч).
Учение Н.И. Вавилова о центрах происхождения культурных растений. Методы современной селекции. Успехи селекции. Генная и клеточная инженерия. Клонирование.
Демонстрации. Схемы, таблицы, фотографии и гербарные материалы, иллюстрирующие: моногибридное скрещивание; дигибридное скрещивание; перекрест хромосом; неполное доминирование; наследование, сцепленное с полом; мутации (различные породы собак, частичный альбинизм и необычная форма листьев у комнатных растений, если есть возможность – культуры мутантных линий дрозофилы); модификационную изменчивость; центры многообразия и происхождения культурных растений; искусственный отбор; гибридизацию; исследования в области биотехнологии. Динамическое пособие «Перекрест хромосом». Семена гороха с разным фенотипом (гладкие, морщинистые, желтые, зеленые).
Практическая работа №2 « Составление простейших схем скрещивания».
Практическая работа №3 «Решение элементарных генетических задач».
Раздел IV. Эволюция (20ч).
Тема 10. Развитие эволюционных идей. Доказательства эволюции (3ч).
Возникновение и развитие эволюционных представлений. Эволюционная теория Жана Батиста Ламарка. Чарльз Дарвин и его теория происхождения видов. Синтетическая теория эволюции. Доказательства эволюции. Вид. Критерии вида. Популяция – структурная единица вида, элементарная единица эволюции.
Лабораторная работа №6 (1) «Морфологические особенности растений различных видов»
Лабораторная работа №7 (2) «Изменчивость организмов»
Тема 11. Механизмы эволюционного процесса (7ч).
Движущие силы эволюции. Роль изменчивости в эволюционном процессе. Естественный отбор - направляющий фактор эволюции. Формы естественного отбора в популяциях. Изоляция - эволюционный фактор. Приспособленность – результат действия факторов эволюции. Видообразование. Основные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс.
Лабораторная работа №8(3) «Приспособленность организмов к среде обитания. Ароморфозы у растений»
Тема 12. Возникновение жизни на Земле (1ч).
Развитие представлений о возникновении жизни. Современные взгляды на возникновение жизни.
Тема 13. Развитие жизни на Земле (4ч).
Усложнение живых организмов в процессе эволюции. Многообразие органического мира. Значение работ Карла Линнея. Принципы систематики.
Тема 14. Происхождение человека (5ч).
Ближайшие родственники человека среди животных. Основные этапы эволюции приматов. Первые представители рода Homo. Появление человека разумного. Факторы эволюции человека. Человеческие расы.
Демонстрации. Схемы, таблицы, рисунки и фотографии, иллюстрирующие: критерии вида (на примере разных пород одного вида животных); движущие силы эволюции; возникновение и многообразие приспособлений у растений (на примере кактусов, орхидей, лиан и т.п.) и животных (на примере дарвиновских вьюрков); образование новых видов в природе; эволюцию растительного мира; эволюцию животного мира; редкие и исчезающие виды; движущие силы антропогенеза; происхождение человека. Коллекции окаменелостей (ископаемых растений и животных).
Раздел V. Основы экологии (11ч).
Тема 15. Экосистемы (7ч).
Предмет экологии. Экологические факторы среды. Взаимодействие популяций разных видов. Конкуренция, хищничество, паразитизм, симбиоз. Сообщества. Экосистемы. Поток энергии и цепи питания. Экологическая пирамида. Биомасса. Свойства экосистем. Смена экосистем. Агроценозы.
Практическая работа №1 «Оценка влияния температуры воздуха на человека»
Практическая работа №2 «Аквариум как модель экосистемы»
Практическая работа №3 «Сравнительная характеристика природных и нарушенных экосистем»
Тема 16. Биосфера. Охрана биосферы (2ч).
Состав и функции биосферы. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Круговорот химических элементов. Биогеохимические процессы в биосфере.
Тема 17. Влияние деятельности человека на биосферу (2ч).
Глобальные экологические проблемы. Общество и окружающая среда.
Демонстрации. Схемы, таблицы и фотографии, иллюстрирующие: экологические факторы и их влияние на организмы; межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренцию, симбиоз; ярусность растительного сообщества; пищевые цепи и сети; экологическую пирамиду; круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме; строение экосистемы; агроэкосистемы; строение биосферы; круговорот углерода в биосфере; глобальные экологические проблемы; последствия деятельности человека в окружающей среде. Карта «Заповедники и заказники России». Динамическое пособие «Типичные биоценозы».
Практическая работа №4 «Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем».
Повторение - 1ч.
Учебно-тематическое планирование 10 класс
№ п/п | Название раздела и темы | Кол-во часов | Из них | |
Лабораторных работ | Практических работ | |||
Введение | 1 | |||
I | Клетка – единица живого. | 17 | ||
1 | Химический состав клетки. | 5 | 1 | |
2 | Структура и функции клетки. | 4 | 2 | |
3 | Обеспечение клеток энергией. | 4 | ||
4 | Наследственная информация и её реализация в клетке. | 4 | ||
II | Размножение и развитие организмов. | 6 | ||
5 | Размножение организмов. | 4 | ||
6 | Индивидуальное развитие организмов. | 2 | 1 | |
III | Основы генетики и селекции | 12 (9) | ||
7 | Основные закономерности явлений наследственности. | 5 | 2 | |
8 | Закономерности изменчивости. | 4 | 1 | 1 |
Повторение. | 2 | |||
Всего | 35 | 5 | 3 |
Лабораторные работы 10 класс
Раздел | Тема | Название лабораторной работы |
I | 1 | Лабораторная работа №1 «Активность фермента каталазы в животных и растительных клетках» |
I | 2 | Лабораторная работа №2 «Плазмолиз и деплазмолиз в клетках кожицы лука» |
I | 2 | Лабораторная работа №3 «Строение растительной, животной, грибной, и бактериальной клеток под микроскопом» |
II | 6 | Лабораторная работа №4 «Сравнение процессов митоза и мейоза» |
III | 7 | Лабораторная работа №5 «Изучение фенотипов растений» |
Практические работы 10 класс
Раздел | Тема | Название практической работы |
III | 8 | Практическая работа №1 «Модификационная изменчивость (изучение фенотипов местных сортов растений на гербарных образцах)» |
III | 9 | Практическая работа №2 « Составление простейших схем скрещивания» |
III | 9 | Практическая работа №3 «Решение элементарных генетических задач». |
Учебно-тематическое планирование 11 класс
№ п/п | Название раздела и темы | Кол-во часов | Из них | |
Лабораторных работ | Практических работ | |||
III | Основы генетики и селекции (продолжение). | 12 (3) | ||
9 | Генетика и селекция. | 3 | ||
IV | Эволюция. | 20 | 3 | |
10 | Развитие эволюционных идей. Доказательства эволюции. | 3 | ||
11 | Механизмы эволюционного процесса. | 7 | ||
12 | Возникновение жизни на Земле. | 1 | ||
13 | Развитие жизни на Земле. | 4 | ||
14 | Происхождение человека. | 5 | ||
V | Основы экологии. | 11 | ||
15 | Экосистемы. | 7 | 3 | |
16 | Биосфера. Охрана биосферы. | 2 | ||
17 | Влияние деятельности человека на биосферу. | 1 | ||
Повторение. | 1 | |||
Всего | 34 | 3 | 3 |
Лабораторные работы 11 класс
Раздел | Тема | Название лабораторной работы |
IV | 10 | Лабораторная работа №6 (1) «Морфологические особенности растений различных видов» |
IV | 10 | Лабораторная работа №7 (2) «Изменчивость организмов» |
IV | 11 | Лабораторная работа №8 (3) «Приспособленность организмов к среде обитания. Ароморфозы у растений» |
Практические работы 11 класс
Раздел | Тема | Название практической работы |
V | 15 | Практическая работа №1 «Оценка влияния температуры воздуха на человека» |
V | 15 | Практическая работа №2 «Аквариум как модель экосистемы» |
V | 15 | Практическая работа №3 «Сравнительная характеристика природных и нарушенных экосистем» |
V | 17 | Практическая работа №4 «Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем». |
Оснащение кабинета Биологии
ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ |
Проектор на кронштейне |
Компьютер (возможность выхода в Интернет). |
Принтер HP Laserjet |
Лупы ручные |
Термометр наружный |
ЛАБОРАТОРНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ Комплекты принадлежностей для проведения лабораторных работ |
Модель классификации растений и животных |
Микроскопы |
Лазерный микроскоп |
Прибор поглощения воды корнями ПВК (учебный) |
РЕЛЬЕФНЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ |
Пищеварительная система человека |
Почка. Макро и микроскопическое изображение |
Внутреннее строение лягушки |
Внутреннее строение птицы |
Внутреннее строение рыбы |
Внутреннее строение насекомого |
Архиоптерикс |
НАТУРАЛЬНЫЕ ОБЪЕКТЫ Гербарии, иллюстрирующие морфологические, систематические признаки растений, экологические особенности разных групп: Гербарий голосеменных растений Гербарий лекарственных растений Гербарий сельскохозяйственных растений Гербарий деревьев и кустарников Гербарий дикорастущих растений Гербарий раздаточный (ламинат) Гербарий растений местности умеренных широт» Коллекция хлопка Раскрывшиеся коробочки хлопка; Хлопок и продукты его переработки (вида 2 коллекций) Тутовый шелкопряд Коллекция семян Коллекция раковин моллюсков Коллекция разновидностей коры растений разных видов Коллекция шишек, семян, плодов деревьев и кустарников Коллекция голосеменных растений Коллекция минералов Коллекция насекомых (жуки) Коллекция бабочек Коллекция: полное превращение майского жука Пчела медоносная (сухой зоопрепарат) |
МИКРОПРЕПАРАТЫ Набор микропрепаратов по ботанике Набор микропрепаратов по зоологии Набор микропрепаратов по анатомии и физиологии человека Набор микропрепаратов по общей биологии |
Справочные таблицы по биологии по всем темам курса http://infotables.ru/biologiya http://схемо.рф/schema/biologija |
Цифровые образовательные ресурсы по курсу биологии: http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://www.gnpbu.ru/web_resurs/Estestv_nauki_2.htm. Подборка интернет-материалов для учителей биологии по разным биологическим дисциплинам. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР) http://fcior.edu.ru e-science.ru Портал естественных наук. http://interneturok.ru/ InternetUrok.ru. Видеоуроки по школьным предметам. |
Интернет-ресурсы
1 http://window.edu.ru/window/ - единое окно доступа к образовательным ресурсам Интернет по биологии. Содержит ссылку на демонстрационный вариант ЕГЭ по биологии.
2. http://www.5ballov.ru/test - тест для абитуриентов по всему школьному курсу биологии.
3. http://college.ru/biology/ - Биология в Открытом колледже. Сайт содержит электронный учебник по биологии, On-line тесты.
4. ФИПИ, демонстрационные версии ЕГЭ. Открытый банк заданий.
5. http://www.informika.ru/text/database/biology/ - демо-версии обучающих программ по биологии и химии.
6. http://school.holm.ru/predmet/bio/ - Школьный мир. Биология. Ссылки на Ресурсы Интернет в области биологии.
7. http://www.informika.ru/text/inftech/edu/edujava/biology/ - бесплатные обучающие программы по биологии.
8. http://www.kokch.kts.ru/cdo/ - тестирование On-line по биологии для учащихся 5-11 классов.