Проектная деятельность
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Лукманова Мунира Агзамовна Человек. Профессия. Работа. Можно выбрать, поменять, уйти, Но большое счастье и заслуга На всю жизнь профессию найти .
Актуальность работы в том, что каждый ученик, житель своего района должен знать и чтить своих земляков. Целью моей работы стало : рассмотреть и изучить жизнь и трудовую деятельность педагога-ветерана Лукмановой М.А. Я поставила перед собой следующие задачи : 1.Изучить воспоминания педагога - ветерана школы, собрать воспоминания, фотографии, свидетельствующие о работе; 2. Выявить профессионально значимые качества педагога; 3.Исследовать индивидуально-психологическую характеристику педагога. 4.Научиться заниматься поисковой работой, брать интервью .
Проблема исследования. Важно изучать историю родного края, жизнь знаменитых людей, чтобы иметь представление об особенностях своей малой родины, гордиться своим краем. Гипотеза исследования: в данной работе сделана попытка исследовать и представить жизнь и деятельность педагога-ветерана, достигшей пенсионного возраста. Объект исследования: биография педагога, её профессиональная и творческая деятельность . Предмет исследования: материалы и документы, воспоминания, отзывы о ветеране педагогического труда
«Удивительная женщина-учительница, общественница, просветительница, ветеран труда, мать двоих детей – Лукманова Мунира Агзамовна .» Лукманова Мунира Агзамовна родилась в деревне Кысынды Архангельского района 4 июня 1951 года, в многодетной семье колхозников Шарипкуловых . Родители Агзам Хайруллович и Мушарифа Фаттаховна Шарипкуловы .
- 1972 г. направлена на работу в Абзановскую среднюю школу завучем и учителем русского языка и литературы; -1975 г. была назначена инструктором орготдела Архангельского района КПСС; -1976 г. была избрана первым секретарем Архангельского района ВЛКСМ, где проработала до 1981 года. За годы работы первым секретарем РК ВЛКСМ избиралась депутатом районного Совета народных депутатов, членом бюро РККПСС, исполкома райсовета, членом обкома ВЛКСМ. - с 1983 по 1991 года работала заведующим отдела райкома КПСС; - с ноября 1991 – 1993 – заведующим отделом районной газеты «Знамя Ильича»; -1993 – 1997 года работала учителем культуры и истории Башкортостана в Архангельский средней школы №2; - с 1997 года по 2006 год до ухода на заслуженный отдых возглавляла отдел образования Администрации района.
2.2. Руководитель это – Судьба, Призванье, Творчество, Вера и Удача. В период управления Муниры Агзамовны Архангельским районным отделом образования проведена большая работа по укреплению материально-технической базы образовательных учреждений района. В эти годы большое внимание уделялась по внедрению башкирского яхыка . Сданы в эксплуатацию Сагитовская , Заитовская основная, Казарменская начальная школы. Тереклинской , Кумарлинской основной школ с вводом в 2004 учебном году. Велась активная работа по реконструкции существующих зданий школ, детских садиков. С 2000 года проведена полная реконструкция Узунларовской , Арх -Латышской, Архангельской №2 средних школ. За эти годы произведена замена крыш Инзерской , Ирныкшинской , Арх -Латышской, Тавакачевской , Узунларвской , Сагитовской , Орловской школ, детского садика «Теремок» в с.Архангельское . Велась активная работа по газификации учреждений образования. В эти годы большое внимание уделялась по внедрению башкирского языка.
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа д.Тереклы
МР Архангельский район Республики Башкортостан
Социально-образовательный проект на тему
О, СПОРТ, ТЫ – ЖИЗНЬ!
Направление: Решение актуальных проблем образовательной организации
Руководитель проекта:
Юлубаева О.Ш.,
2023 г.
Аннотация проекта
Надо непременно встряхивать себя физически,
чтобы быть здоровым нравственно.
Л. Н. Толстой
Физическая культура и спорт рассматриваются сейчас не только как элемент образа жизни и в целом культуры общества, но и как средство физического развития, воспитания и укрепления здоровья. Физкультурно-спортивная деятельность выступает фактором формирования духовных, нравственных устоев человека.
Спорт начинается с занятий физической культурой. Для школьников спорт – это здоровье, физическая закалка, выносливость, отличное самочувствие, прекрасное настроение, уверенность в себе и своих силах. К сожалению, в наше время многие ребята почти всё свободное время проводят у компьютера или в игровых залах.
Проект «О, спорт! Ты - жизнь» инициирован обучающимися и педагогами МОБУ СОШ д.Тереклы. Проект направлен на изучение причин резкого снижения результативного участия в спортивных соревнованиях и олимпиадах обучающихся МОБУ СОШ д.Тереклы, а также на создание условий для активных занятий спортом в урочное и внеурочное время. В ходе проекта мы рассмотрели возможность создания на базе МОБУ СОШ д.Тереклы спортивного класса для поднятия престижа спорта и занятий физической культуры среди учащихся, педагогов и родителей нашей школы.
Визитная карточка проекта
Название проекта | «О, спорт! Ты- жизнь»! |
Направление | Решение актуальных проблем образовательной организации |
Цель проекта | активизация привлечения учащихся, педагогов школы и родителей к занятиям спортом с целью популяризации здорового образа жизни, а также повышения результативности индивидуального и общешкольного участия детей в спортивно-оздоровительных мероприятиях различного уровня |
Основополагающий вопрос проекта | Как повысить интерес и мотивацию учащихся, педагогов и родителей к занятиям спортом и улучшить результативность участия в спортивных мероприятиях и олимпиадах? |
Задачи проекта | - выявить уровень мотивации обучпающихся к занятиям спортом и ведению активного образа жизни; - повысить интерес к занятиям физической культурой и спортом обучающихся путём проведения спортивно-массовых мероприятий, используя различные формы деятельности; - активизировать работу по привлечению родителей к участию в спортивной жизни школы; - открыть спортивный класс на базе МОБУ СОШ д.Тереклы; - разнообразить кружковую, внеклассную и внешкольную работу для формирования устойчивой мотивации обучающихся к занятиям спортом; - установить связи социумом для повышения значимости занятий спортом и популяризации здорового образа жизни среди детей и родителей; - создать спортивный клуб «Лидер», разработать программу работы клуба |
Место реализации | МОБУ СОШ д.Тереклы |
Предполагаемые результаты: | 1. Увеличение числа обучающихся, родителей и педагогических работников, занятых во внеурочное время в объединениях дополнительного образования. 2. Рост уровня физического развития и физической подготовленности школьников. 3 Повышение результативности участия отдельных классов и школы в целом в спортивных соревнованиях различного уровня. 4. Повышение профессиональной компетенции и заинтересованности педагогов в успешном участии детей в спортивно-оздоровительных мероприятиях. 5. Организация спортивного класса на базеМОБУ СОШ д.Тереклы 6. Активизация работы спортивного клуба «Лидер» на базе МОБУ СОШ д.Тереклы 7. Создание интернет – ресурса по теме проекта |
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ
Актуальность спорта в нашей жизни обусловлена тем, что в настоящее время происходит постоянный рост требований к физическим возможностям, нравственным и морально-волевым качествам человека. А в связи с введением комплекса ГТО в школе, нацеленного на развитие массового спорта и оздоровление нации, возникает особая необходимость в формировании у учащихся, родителей и педагогов школы осознанных потребностей в систематических занятиях физической культурой и спортом и ведении здорового образа жизни.
Занятия спортом – состязания, конкуренция, стремление к максимальным результатам - бесспорно, дают возможность человеку адаптироваться к сложным жизненным условиям. Безусловно, спорт – явление культурной жизни. В нем человек стремится расширить границы своих возможностей, рождаемых успехами и неудачами.
В ходе проекта мы провели анализ количественного индивидуального и командного участия детей в соревнованиях и олимпиадах. Мы заметили, что наблюдается явное снижение количества индивидуальных участий детей и школьных команд в спортивных состязаниях между школами города.
Анализ работы объединений дополнительного образования и посещение их детьми также показал, что наблюдается низкий охват учащихся, занятых в объединениях именно спортивной направленности.
Года | Кол-во объединений дополнительного образования. | Кол-во учащихся, занятых в объединениях |
2020-2021 | 2 | 50 |
2021-2022 | 3 | 69 |
2022-2023 | 3 | 75 |
Проанализировав собранную информацию, мы пришли к выводам, что на данный момент в МОБУ СОШ д.Тереклы:
- наблюдается устойчивое снижение мотивации к занятиям спортом, а отсюда - отсутствие результативности участия в соревнованиях и олимпиадах;
- ярко выражено резкое снижение интереса к физкультуре, к занятиям спортом во внеурочное время;
- успехи в индивидуальных зачётах в соревнованиях показывают одни и те же учащиеся.
Поэтому мы решили разработать программу мероприятий, направленных на исправление сложившейся ситуации.
ПРОГРАММА ДЕЙСТВИЙ
Проект «О, спорт! Ты - жизнь!»» предусматривает организацию активных форм проведения мероприятий: беседы, анкетирование, акции, спортивные соревнования, мероприятия по привлечению к занятиям спортом родителей и педагогов.
№ | Мероприятие проекта | Сроки проведения | Исполнители | ||
I этап - организационный | |||||
1 | Анализ уровня спортивной работы СОШ № 1. Обсуждение, постановка цели и задач проекта | Сентябрь 2021 | Творческая группа проекта | ||
2 | Выбор группы участников, распределение обязанностей | Сентябрь 2022 | Творческая группа проекта | ||
3 | Составление плана мероприятий для реализации проекта | Сентябрь 2022 | Творческая группа проекта | ||
4 | Изучение потребностей обучающихся в организации работы секций, кружков спортивной направленности | Сентябрь 2022 | Руководитель проекта | ||
5 | Осуществление мониторинга по возможным причинам снижения результативности участия в спортивных мероприятиях различного уровня | Сентябрь 2022 | Творческая группа проекта | ||
II этап - практический (реализация проекта) | |||||
1 | Проведение родительского собрания с целью привлечения родителей к реализации проекта и обсуждения возможности открытия спортивного класса. | январь 2023 | Администрация школы, классный руководитель | ||
2 | Участие в городских спортивных мероприятиях. | январь-май 2023 г | Учителя физкультуры | ||
3 | Индивидуальное участие детей в соревнованиях муниципального и регионального уровня. | январь-май 2023 г | Учителя физической культуры | ||
4 | Организация общешкольных утренних физзарядок | январь-май 2023 г | Спортклуб «Лидер», учителя физической культуры, классные руководители, учащиеся | ||
5 | Участие детей, родителей и педагогов в соревнованиях на базе школы и организаций - социальных партнёров. | В течение года | Спортклуб «Лидер» Учителя физической культуры, родители, учащиеся, классные руководители | ||
6 | Проведение «Дня здоровья» | Октябрь 2023 | Учителя физической культуры, родители, учащиеся, классные руководители | ||
7 | Разработка программы спортивного клуба «Лидер» | Сентябрь 2023г. | Учителя физической культуры, администрация | ||
8 | Организация работы объединений дополнительного образования. | В течение учебного года | Учителя физической культуры, администрация | ||
9 | Открытие группы для педагогов на базе плавательного бассейна «Дельфин» | октябрь 2023 г. | Администрация, спортклуб «Лидер» | ||
10 | Создание интернет – ресурса по теме проекта «Спорт – это жизнь!» | сентябрь – декабрь 2023г. | Руководитель проекта, учащиеся | ||
III этап - заключительный | |||||
1 | Оценка и анализ выполнения задач проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) | октябрь, ноябрь 2023г. | Творческая группа проекта | ||
2 | Прогнозирование работы. Распространение опыта. | октябрь, ноябрь 2023г. | Руководитель проекта, группа проекта |
АНАЛИЗ РЕСУРСОВ
Дело | Необходимо | Сумма | Источник |
Поиск информации | Библиотека Интернет | - 1500руб. | МОБУ СОШ д.Тереклы |
Анкетирование | Бумага | 500руб. | МОБУ СОШ д.Тереклы |
Оформление презентаций, составление видеоролика | Компьютер | МОБУ СОШ д.Тереклы | |
Создание спортивного клуба «Лидер» | Тренажёр «Скамья для жима», диски для штанги (2 – 20 кг), эспандеры лыжные и для бокса, набор гантелей (6-12 кг) | ||
Соревнования, акции | Призы, грамоты | 2500руб. | Средства спонсоров, шефской организации |
Итого: рублей |
Таким образом, анализ ресурсов позволяет сделать вывод о том, что данный проект вполне реалистичен и не требует больших финансовых затрат.
СБОР И АНАЛИЗ ИНФОРМАЦИИ
В самом начале нашей работы мы поставили перед собой следующие вопросы:
- Почему в нашей школе снижен интерес детей к занятиям физической культурой? Почему процент учащихся, занятых в спортивных кружках и секциях во внеурочное время, низкий? Как повысить мотивацию детей, родителей и педагогов к участию в спортивной жизни школы?
С этой целью в начале года январе 2023 года было проведено анкетирование среди детей, их родителей и педагогов. (Приложение 1).
Анализируя результаты анкетирования, мы смогли выяснить причины низкой мотивации учащихся к занятиям спортом. Рассмотрели мотивы, мешающие занятиям физической культурой.
Проанализировав сложившуюся ситуацию и приступив к работе, мы выдвинули гипотезу о том, что формирование мотивации к занятиям физической культурой у учащихся будет эффективным и повысится качественный показатель участия детей в спортивных мероприятиях, если:
- открыть спортивный класс и активизировать работу спортивного клуба «Лидер», расширив спектр объединений дополнительного образования спортивной направленности;
- разнообразить внеклассную работу и привлечь как можно больше детей в объединения дополнительного образования;
- установить связи социумом для повышения значимости занятий спортом.
В процессе составления плана мероприятий проекта мы поняли, что достичь поставленной цели мы сможем только в тесном сотрудничестве со взрослыми. Поэтому было принято решение: при проведении некоторых этапов проекта обратиться за помощью к учителям физической культуры, администрации школы, социальным партнёрам проекта.
Мы изучили Положение о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе "Готов к труду и обороне" (ГТО) (Утверждено Постановлением Правительства РФ от 11 июня 2014 года № 540). Учитывая то, что учащиеся не в полной мере понимают значимость занятий физической культурой, мы можем предположить, что сдать нормы ГТО будет довольно сложно.
По мнению учителей физической культуры МОБУ СОШ д.Тереклы, только 42% мальчиков и 43% девочек на данный момент в состоянии выполнить требования первой ступени комплекса ГТО. Поэтому учителя физкультуры поддержали нас в том, что необходимо повысить интерес и мотивацию школьников и взрослых к занятиям спортом.
РЕАЛИЗАЦИЯ ПЛАНА ДЕЙСТВИЙ
Работу над проектом мы начали с создания рабочей группы. Были распределены обязанности по сбору и обработке информации, анализу результатов анкетирования. Также мы составили план мероприятий для реализации проекта.
В начале года был проведён мониторинг возможных причин снижения мотивации у учащихся к предмету «Физическая культура» и вообще к занятиям спортом. Анкетирование проводилось также среди родителей и педагогов МОБУ СОШ д.Тереклы с целью выявления отношения к спорту и участию в спортивной жизни школы.
Так, на вопрос анкеты «Вы занимаетесь спортом постоянно или эпизодически?»61 % учащихся ответили «эпизодически». 72% родителей также занимаются спортом от случая к случаю. И среди педагогов тоже преобладает ответ «эпизодически» - 79% (Приложение 2).
Многие учащиеся считают, что занятия физической культурой – это просто весёлое времяпровождение и общение с друзьями. К сожалению, не все видят цель занятий в том, чтобы развить в себе морально-волевые качества и укрепить здоровье.
Родители и педагоги в основном, понимают, что заниматься спортом нужно, чтобы быть здоровым и держать себя в форме (93%), но зачастую у них на это не хватает времени.
С целью выяснения снижения результативности участия в спортивно-оздоровительных мероприятиях, соревнованиях разного уровня, в олимпиадах мы выяснили, какие мотивы побуждают их к занятиям физической культурой. Первую позицию занимает мотив «Желание получить хорошую оценку». На втором месте – «Желание не отставать от друзей». Это, конечно, объяснимо, ведь мотивы занятий физической культурой в среднем и старшем звене в основном связаны с процессом деятельности, в получении впечатлений от соперничества (чувство азарта, радость победы).
При проведении анкетирования мы выяснили, что есть мотивы, которые мешают занятиям спортом. У учащихся это чаще всего «Нет физических данных» (47 %). Родителям (75%) и педагогам (79%) мешает недостаток свободного времени. Радует то, что всё-таки и родители, и педагоги, и дети (около 90%) видят пользу в занятиях физической культурой и понимают, что это необходимо для поддержания здоровья.
Чтобы повысить интерес детей к здоровому образу жизни и к занятиям физической культурой, в МОБУ СОШ д.Тереклы творческой группой проекта, членами спортклуба «Лидер» был организован и проведен ряд общешкольных мероприятий, в которых принимали участие учащиеся всех классов и классные руководители:
1) утренние физзарядки. Несмотря на то, что зарядки проводились до начала уроков, наблюдалась высокая активность и большой интерес к проводимому мероприятию. (Приложение 3).
2) Дни здоровья, Весёлые старты. С привлечением социальных партнёров стало возможным участие большего количества детей, родителей и педагогов в спортивной жизни школы.
3) Открытые соревнования по различным видам спорта.
В начале 2023 года педагоги МОБУ СОШ д.Тереклы обратились к нам, инициативной группе проекта, с просьбой организовать спортивные занятия для учителей.
Работая над проектом, мы совместно со спортклубом «Лидер», руководителем которого в 2023 году назначен Гильманов М.М., обсудили возможности активизации работы этого объединения. Поэтому в начале учебного года была разработана Программа работы спортивного школьного клуба сроком на 4 года. (Приложение 4).
Задачи, которые решаются в ходе работы клуба, соответствуют требованиям времени:
- создать условия для наиболее полного осуществления принципа личностно-ориентированного подхода в развитии школьника.
- создать условия для формирования индивидуальности, реализации потенциала личности (физического, психического и социального).
- всячески поддерживать, поощрять инициативу учащихся, направленную на достижение спортивных результатов и общественно-значимых целей
В целях наиболее полного удовлетворения интересов и потребностей, обеспечения разнообразия видов спорта, а также для создания условий функционирования единого образовательного пространства школой заключены договоры, разработаны совместные планы работы с учреждениями района (Приложение 5):
С целью пропаганды здорового образа, активизации учащихся, родителей и педагогов члены спортклуба «Лидер» создали интернет – ресурс, который работает под девизом «С нами сила – мы за спорт!»
Данный ресурс дает возможность всем желающим познакомиться с расписанием работы секций, афишами соревнований, а также увидеть фото отчеты различных спортивных мероприятий (Приложение 6).
При работе над проектом мы не один раз обращались к администрации школы за помощью. Как членами рабочей группы изучили потребности обучающихся в организации работы объединений дополнительного образования (секций, кружков спортивной направленности), выяснилось, что у более, чем 65% учащихся секция «Лёгкая атлетика» пользуется популярностью. Старшеклассники отдают предпочтение тяжёлой атлетике. Есть потребность в секциях баскетбола и волейбола. При содействии администрации школы и за счёт работы спортклуба «Лидер» удалось разнообразить спектр объединений дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности.
Так в МОБУ СОШ д.Тереклы функционировало 3 объединения дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности: «Легкая атлетика», «Шахматы», «Спортивные игры» (охват 73 человек).Обучающиеся школы имеют возможность посещать такие объединения, как «Легкая атлетика», «Шахматы», «Спортивные игры», «Основы здорового образа жизни», «Огневая подготовка», «Строевая подготовка», «Рукопашный бой», «Спортклуб». (Приложеие 7).
До начала 2023 года было проведено родительское собрание с целью привлечения родителей к реализации проекта и обсуждения возможности открытия на базе школы спортивного класса (Приложение 8).
Педагогическим коллективом школы была разработана Образовательная Программа спортивного класса на 2023-2027 учебные годы. (Приложение 9).
Программа составлена таким образом, что вся работа спортивного класса направлена на обеспечение условий для рационального сочетания образовательного и учебно-тренировочного процессов, осуществления спортивной подготовки одарённых, перспективных учащихся и дальнейшей подготовки всесторонне развитых, высококвалифицированных спортсменов, пропаганды и популяризации занятий физической культурой и спортом, здорового образа жизни среди учащихся.
Учащиеся спорткласса активно участвуют в организации и проведении всех общешкольных спортивных мероприятий. Они уже не раз успешно защищали честь школы и города на спортивных соревнованиях различного уровня. Многие из них являются активными помощниками в проведении мероприятий спортивной направленности в начальной школе.
Результатом всей нашей работы стал рост активности (массовость, инициативность) и результативности участия в спортивных соревнованиях различного уровня и других массовых мероприятиях.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В течение реализации проекта поэтапно будут разрешаться задачи проекта. Нам удастся повысить уровень мотивации и интерес учащихся к занятиям спорта и ведению активного образа жизни удастся, используя различные формы деятельности.
Будут разработаны новые интересные и увлекательные формы проведения спортивных мероприятий. Среди обучающихся среднего звена провести соревнования по кроссфит играм под девизом «Здоровая молодёжь – здоровая нация!». Общешкольная акция «На зарядку становись!», в которой участвуют все учащиеся школы, а также родители и педагоги, под девизом «В здоровом теле зоровый дух!».
За счёт взаимодействия с социальными партнёрами разнообразим кружковую, внеклассную и внешкольную работу для повышения значимости занятий спортом и популяризации здорового образа жизни среди детей и родителей.
Перспектива проекта: на основе собранного и переработанного материала мы планируем выпустить видеоролик по теме нашего проекта, который будет готовым материалом для проведения внеклассных мероприятий, часов общения на тему здорового образа жизни. В этом заключается практическая значимость проекта.
Гипотеза нашего проектао том, что формирование мотивации к занятиям физической культурой у учащихся будет эффективным и повысится качественный показатель участия детей в спортивных мероприятиях при определённых условиях. Такие условия будут созданы и покажут положительный результат. Мы в полной мере докажем, что наша гипотеза верна. Поставленные задачи полностью будут выполнены в ходе работы над проектом.
Тема проекта актуальна, так как развитие личности средствами спорта начинается со школы. Приобщение учащихся, родителей и педагогов к спорту ведёт к оздоровлению социальной среды не только в рамках школы, но и города. Мы считаем, что реализация проекта поможет привлечь внимание к спорту и здоровому образу жизни людей всех возрастов.