Работа по теме самообразования
Предварительный просмотр:
Активизация познавательной деятельности на уроках математики
«Знание только тогда знание,
когда оно приобретено усилиями
своей мысли, а не памятью»
(Л.Н.Толстой)
Математика является одной из самых сложных школьных дисциплин и вызывает трудности у многих учащихся. Поэтому надо строить работу так, чтобы на уроках было интересно каждому учащемуся. Учебная деятельность идет более успешно, если у учеников сформировано положительное отношение к учению, есть познавательный интерес и потребность в познавательной деятельности.
Познавательный интерес – это один из важнейших для нас мотивов учения школьников.
Развитию познавательных интересов, любви к изучаемому предмету и к самому процессу умственного труда способствует такая организация обучения, при которой ученик действует активно, вовлекается в процесс поиска и "открытия" новых знаний, решает вопросы проблемного характера.
Учебный труд, как и всякий другой, интересен тогда, когда он разнообразен. Однообразная информация и однообразные способы действий очень быстро вызывают скуку.
Чем больше новый материал связан с усвоенными ранее знаниями, тем он интереснее для учащихся.
Ни слишком лёгкий, ни слишком трудный материал не вызывает интереса. Обучение должно быть трудным, но посильным.
Чем чаще проверяется и оценивается работа школьника, тем интереснее ему работать.
Яркость, эмоциональность учебного материала, взволнованность самого учителя с огромной силой воздействуют на школьника, на его отношение к предмету.
Виды работ по развитию познавательной активности
Решение устных задач придает уроку необходимую глубину и живость, открывает широкие возможности для выявления и формирования у учащихся склонностей и интересов к математике
Обработке вычислительных навыков способствуют различные игры. Например, игра "Ай да ну". Учитель называет подряд числа, а ученики числа, которые кратны трём , должны, сопровождать словами "Ай да ну", можно ещё и хлопком. Ряд, который меньше допускал ошибок, является победителем.
" Торопись, да не ошибись"
Эта игра – фактически математический диктант. Учитель медленно прочитывает задание за заданием, а учащиеся на листочках записывают ответы.
"Составь слово"
Учитель предлагает на карточках написанные сверху вниз 5-6 примеров, и на каждый пример 3-4 варианта ответа, которые закодированы буквами. Ребята в классе разбиваются на несколько команд, обычно команду составляют сидящие друг за другом. Каждый из членов команды решает соответствующий пример, выбирает правильный ответ и записывает букву-код. По окончании счёта у ребят появляется слово (желательно похвалу).
" Математическая эстафета"
Задачи со сказочным сюжетом усиливают интерес к самой задаче, побуждают ребёнка решить проблему, вызывают желание помочь литературным героям
«Веселый счет» - рифмованные задачки. Первоклассникам, например, начертания цифр помогают запомнить веселые стихотворения. Геометрический материал легко запоминается благодаря сказкам, стихотворениям о геометрических фигурах.
Поддерживать интерес детей к учебе мне помогают яркие наглядные пособия. Приглашаю на уроки героев детских сказок – веселых человечков. Это Буратино, Мальвина, Незнайка, Карлсон и др. Они задают детям хитрые вопросы, приносят письма с заданиями.
Шарады, ребусы, кроссворды
Здоровьесберегающие технологии
Учитывая повышенную двигательную активность учащихся начальных классов, даю выход их энергии в физкультминутках, имеющих двигательно-речевой характер.
Использую на уроках элементы здоровьесберегающих технологий профессора В. Ф. Базарного: периодическая смена поз, физкультминутки для глаз с помощью расположенных в пространстве ориентиров. Это могут быть разного рода траектории, по которым дети «бегают глазами, бумажные офтальмотренажёры, например, пирамидки или тарелки с разноцветными кружками
Задания:
- найди глазами две одинаковые пирамидки, две одинаковые тарелки;
- сосчитай, сколько во всех пирамидках красных колец, зелёных, жёлтых;
- найди такую тарелку, где есть цвет, который в других не повторяется.
Хочу создать банка мультимедийных офтальмотренажёров, где можно собрать материалы и моих коллег.
Использование ИКТ
Современные интерактивные средства обучения позволяют интенсифицировать многие традиционные виды учебно-познавательной деятельности, облегчить понимание уч-ся сути изучаемых зависимостей или отношений, превратить работу на уроке в увлекательное занятие по открытию нового. Возможности мультимедиа позволяют сделать урок насыщеннее, продуктивнее, эмоционально богаче.
Нетрадиционные уроки
Формы проведения нетрадиционных уроков
- урок-путешествие,
- урок-спектакль,
- урок-викторина,
- урок-игра,
- урок - аукцион,
- урок-конференция,
- урок-соревнование,
- урок-эстафета...
Урок-путешествие
Урок проводится в форме воображаемого путешествия. Этапами урока являются остановки по пути следования.
Урок-сказка
Как и в любой сказке, на таком уроке есть положительные и отрицательные герои (Баба Яга, Кощей, Буратино, Карабас-Барабас).
В сказке есть завязка (проблемный вопрос, необычная ситуация), кульминация, развитие сюжета, где присутствуют борьба добра и зла, преодоление трудностей. Заканчивается урок развязкой — победой добра над злом.
Урок-игра
Названный вид урока может быть проведен в форме игр «Что? Где? Когда?», «Крестики-нолики» и т.д. Класс при этом делится на команды.
Проведенные нетрадиционные уроки
№ | Тема урока | Форма проведения | Класс | Дата проведения |
1 | «Число и цифра 7» | Урок-путешествие | 1 | декабрь |
2 | «Число и цифра 4» | Урок-сказка | 1 | октябрь |