Педагогическая копилка

Валиахметова Татьяна Георгиевна

Предварительный просмотр:

Урок рисования во 2 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида

Тема урока: Рисование варежки

Цели:

- формирование умения рисовать геометрический орнамент с образца;

- развитие умения обводить карандашом предметы несложной формы, закрашивать рисунок, соблюдая контуры рисунка;

- коррекция мышления на основе сравнения орнаментов, анализа готового образца;

- воспитание интереса к урокам рисования.

Материалы и оборудование:

        Изделия, украшенные орнаментом,  мультимедийное оборудование, презентация, образец рисунка, технологическая карта, краски, кисти, простые карандаши, ластики.

ХОД УРОКАё

  1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята. Сегодня к нам на урок пришли гости.  Давайте улыбнемся нашим гостям, друг другу и приступим к работе.

  1.  Сообщение темы, целей урока.

- Сейчас я загадаю загадку, а вы попробуете определить тему сегодняшнего урока:

Дали братьям тёплый дом,

 Чтобы жили впятером.

 Брат большой не согласился,

 И отдельно поселился. (Варежки)

Слайд 1

-  Как по- другому можем сказать? (Рукавички).

- У вас у всех есть варежки. А для чего они нам нужны?

- Посмотрите, сколько разных варежек есть у меня.

Слайд 2,3

-Сегодня на уроке мы будем рисовать варежки, научимся украшать их, узнаем, как украшали различные предметы ваши бабушки и дедушки.

3. Работа над темой урока.

1) Беседа об орнаменте.

- Народ всегда стремился выразить свое отношение к жизни, любовь к природе, свое понимание красоты. Русские мастерицы, наблюдая за природой и окружающим миром, создавали удивительные орнаменты. Орнаментом украшали одежду, платки, посуду и другие предметы.

Демонстрация изделий, украшенных орнаментом.

Слайды 4.5.7

2) Словарная работа.

- Как вы думаете, что такое орнамент?

Орнамент  (от лат. — украшение)   -   узор, состоящий из повторяющихся элементов (мотивов); предназначается для украшения различных предметов (одежды, посуды, мебели, книг).

Слайды 8,9

-  Для чего мы украшаем окружающие нас предметы?  ( Чтобы предметы стали красивыми).

3) Сравнение пары варежек. 

- Сравнение варежки, украшенной орнаментом и без орнамента.

- Посмотрите,  какая варежка вам больше нравится. Почему?

- Орнамент оживляет вещи,  делает их более яркими и красивыми.  Кроме того, раньше считали, что орнамент оберегает от злых сил.

4) Виды орнаментов

- Орнаменты бывают разными. Выделяют 3 вида:

- растительный

- геометрический

- животный

Растительные мотивы - это листья, цветы, плоды …

Слайды 10,11

Геометрический орнамент состоит из точек, линий, и фигур (кругов, ромбов, многогранников, звезд, крестов, спиралей и др).

Слайды 12,13

Животный орнамент-  содержит фантастическое изображение животных и птиц.

Слайды 14,15

Демонстрация образцов.

 5) Задания на коррекцию внимания.

- На ваших столах лежат полоски с изображением орнаментов. Разделите их на три группы по мотивам.

-Проверим, правильно ли вы выполнили задание.

- А теперь я предлагаю вам немного отдохнуть.

Физминутка.

Мы надели варежки.

Варежки, варежки.

Мы надели валенки.

Валенки, валенки.

Побежали на каток.

Покатались там часок.

Не замерзли ножки

В валенках, валенках.

Не замерзли ручки

В варежках, варежках.

6) Анализ готового изделия.

_Что изображено на рисунке?

- Какого цвета?

- Какую форму имеет варежка?

- Чем украсили варежку?

- Какой это орнамент? (геометрический).

Демонстрация готового рисунка.

7) Работа по технологической карте.

Объяснение последовательности выполнения работы учителем.

- обвести шаблоны варежки;

- подобрать орнамент;

- нарисовать схему орнамента;

- нарисовать мелкие детали;

- подобрать цвета и раскрасить варежки красками.

8) Пед. рисунок.

9) Техника безопасности при работе с красками.

- Правильно расположить предметы на столе;

- Краски и кисти не брать в рот;

- Не оставлять кисти в воде;

-Вытирать кисти о салфетку;

-  После работы убрать свое рабочее место и вымыть руки.

4. Творческая самостоятельная работа.

1) Пальчиковая гимнастика.

2) Подготовка к работе.

- правильно расположите альбомы;

- проверьте,  правильно ли вы сидите;

- не забывайте, что рисовать нужно слегка нажимая на карандаш.

-  рассмотрите образцы  и постарайтесь выбрать орнамент для украшения варежки.

- теперь можно приступить к работе.

3) Самостоятельная работа.

5. Подведение итогов.

- Чему научились?

- Какое новое слово запомнили?

- Что можно украсить орнаментом?

- Что вам понравилось на уроке?

6. Оценивание. Выставка работ.



Предварительный просмотр:

«Путешествие в мир сказок»

Цели:

  • расширить знания учащихся о сказках;
  • развивать речь, тренировать память;
  • прививать интерес к чтению, развитие умения работать в коллективе.

Оборудование:

  • иллюстрации к сказкам;
  • рисунки сказочных героев;
  • презентация;
    мультимедийное устройство.

Ход мероприятия

- Добрый день, дорогие ребята! Сегодня мы с вами совершим путешествие в мир сказок. Вы вспомните своих любимых сказочных героев, примите участие в веселых конкурсах. В сказке всегда происходят необычные события, удивительные и таинственные. А заканчивается сказка всегда счастливо. Страна сказок – самая удивительная и чудесная из всех на свете. Где еще, как не здесь, можно увидеть в небе быстро несущийся под облаками ковер-самолет; гуляя по лесу, встретить говорящего человеческим голосом серого Волка, или случайно набрести на ветхую избушку Бабы-Яги? В сказках с незапамятных времен идет непримиримая борьба между добром и злом.

– Друзья, а вы все любите сказки?
Ученик:

Сказки гуляют по свету
Ночь, запрягая в карету.
Сказки живут на полянах,
Бродят на зорьке в туманах.

Мир, озарив чудесами,
Сказки летят над лесами.
На подоконник садятся,
В окна, как в речку глядятся.

 «Паровозик из Ромашково».

- Мы сегодня путешествуем на паровозике из Ромашково. (демонстрируется фрагмент из мультфильма «Паровозик из Ромашково»).

Наш маршрут - в СКАЗКУ!
Но попасть туда не просто, нужно получить пропуск-билет. Каждый из вас должен назвать одного сказочного героя. Тот, кто назовет героя, получит билет на паровозик.

Вы знаете, что сказочным героям всегда приходилось преодолевать трудности и препятствия, вот и на нашем пути встретится немало препятствий, которые, я уверена, мы преодолеем.
Вы все получили билет, приглашаю вас занять места в нашем паровозике.

«Станция «Музыкальная».


- Начинаем наше путешествие со станции «Музыкальная». (Дети, взявшись за руки, с песней «Мы едем-едем-едем...» делают по классу круг и садятся на свои места.)


«Станция Дружная».


- Ребята, мы прибыли на станцию «Дружная». Нас встречает почтальон.

Выходит Почтальон, в руках у него – конверт (ученик старших классов)

- Вам письмо! «Дорогие ребята, помогите мне, меня похитил Кощей Бессмертный, я у него в замке. Он очень злой и просто так меня не отпустит, он попытается и вам помешать, но я уверена, что вы сможете мне помочь. Я жду вашей помощи! Василиса Премудрая».
- Ну, что ребята, поможем Василисе Премудрой?
А вот и первое препятствие – отгадайте название сказки?

  1. Отворили дверь козлята
    И… пропали все куда-то!
    («Волк и семеро козлят»)
  2. В сказке небо синее,
    В сказке птицы страшные.
    Реченька, спаси меня,
    Реченька, спаси меня.
    («Гуси-лебеди»)
  3. А дорога – далека,
    А корзинка – нелегка,
    Сесть бы на пенек,
    Съесть бы пирожок…
    («Маша и медведь»)
  4. Нет ни речки, ни пруда.
    Где воды напиться?
    Очень вкусная вода
    В ямке от копытца!..
    («Сестрица Аленушка и братец Иванушка»)
  5. Мышка дом себе нашла,
    Мышка добрая была:
    В доме том, в конце концов
    Стало множество жильцов.
    («Теремок»)
  6. На сметане мешен,
    На окошке стужен,
    Круглый бок, румяный бок,
    Покатился…
    («Колобок»)
  7. Возле леса, на опушке,
    Трое их живет в избушке.
    Там три стула и три кружки,
    Три кровати, три подушки.
    Угадайте без подсказки,
    Кто герои этой сказки?
    («Три медведя»)
  8. Вот она какая,
    Большая-пребольшая.
    Вытащить ее решили.
    Вшестером одну тащили.
    Но уселась крепко.
    Кто же это?
    («Репка»)


- Молодцы, хорошо справились с первым препятствием, можно ехать дальше.
Звучит музыка из мультфильма «Паровозик из Ромашково».
- Посмотрите, что это там впереди?


«Изображение реки».

- Река, а мостика нет, но чтобы он появился, если вы найдете ошибки.

В названиях сказок есть ошибки. Ваша задача - найти их.

1. Петушок - золотой голосок.

2. Волк и семеро ягнят.

5. Иван-царевич и Серый Пес.

6. Даша и медведь.

7. Утки-лебеди.

8. Петушок Ряба.


«Деревня Загадкино».

- На нашем пути деревня «Загадкино». Нужно отгадать, о каких сказочных героях идет речь, чтобы продолжить наше путешествие.
    * * *
Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей,
И однажды бегемота
Вытащил он из болота.
Он известен, знаменит.
Это доктор…(Айболит)

Бабушка девочку очень любила.
Шапочку красную ей подарила.
Девочка имя забыла свое.
Скорей подскажите имя ее.
(Красная Шапочка)

Появилась девочка в чашечке цветка,
И была та девочка чуть больше ноготка.
(Дюймовочка).

Деревянный мальчуган
Попадает вместо школы
В полотняный балаган.
Как зовется эта книжка?
Как зовется сам мальчишка? (Буратино)
    * * *
Маленькая девочка весело бежит
По тропинке к домику,
Что в лесу стоит.
Нужно этой девочке
К бабушке скорей
Отнести корзиночку,
Посланную ей. (Красная Шапочка)


    * * *
Появилась девочка
В чашечке цветка,
А была та девочка
Чуть больше ноготка,
В ореховой скорлупке
Девочка спала.
Вот какая девочка,
Как она мала!
Кто читал такую книжку?
Знает девочку-малышку? (Дюймовочка)
    * * *    * * *
Возле леса на опушке
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки.
Три кроватки, три подушки.
Кто герои этой сказки? (Три медведя)
    * * *
Не лежалось на окошке –
Покатился по дорожке.
Лиса песен мне не пела,
Но она меня и съела. (Колобок)


Станция «Находка»

«Подскажите, кто они?» Сказочные герои, потерявшие свои вещи

1. Горошину.
2. Красную шапочку.
3. Красивую туфельку.
4. Воротник.

Станция  «Секретная»

«Сказочная шкатулка»


Задание – по описанию предмета отгадать, что находится в шкатулке.


  1. С помощью предмета, находящегося внутри шкатулки, можно смастерить самые разные вещи, а можно сломав ее убить страшного злодея персонажа русских сказок. (Игла.)
  2. Какой предмет заставил плакать старика и старуху после проделки маленького зверька? Они успокоились только, когда получили взамен такой же предмет, но другого качества. (Яйцо. Русская народная сказка «Курочка Ряба».)
  3. С помощью этого предмета главный герой сказки нашел свое счастье — мудрую жену, которая была заколдована. (Стрела. Сказка «Царевна-лягушка».)

Станция “Сказка-раскраска”


-То, что вы любите и знаете сказки, я уже поняла, потому что вы все на нашей игре.
-А кто из вас любит рисовать?
-А кто любит разукрашивать?
-Я предлагаю вам задание. Переверните лист к себе, что вы там видите?.
Нужно среди множества линий найти изображение, раскрасить его и угадать кто это.

- Василиса Премудрая на свободе и очень вам благодарна

Итоги

- Подошло к концу наше путешествие по сказкам, которое показало, что вы настоящие друзья, никого не бросаете в беде, знаете и любите сказки. Но на свете очень много сказок, которые вами не прочитаны. Вас еще ждут интересные и неожиданные встречи с героями новых сказок
Кому из вас понравилось наше путешествие?
Кто хотел бы его продолжить?
Какое настроение у вас осталось после встречи со сказками?
Каждый участник путешествия получает сувенир.




Предварительный просмотр:

Тема: «Расположение геометрических фигур, предметов  на плоскости»

Цель:

- Учить ориентироваться на листе бумаги, плоскости, обобщить знания воспитанников об основных геометрических фигурах и основных цветах;

- развивать тактильное восприятие на основе упражнений на ощупывания предметов, развитие умения целенаправленно выполнять инструкции педагога.

-  Воспитывать сосредоточенность, усидчивость.

Оборудование: набор мелких игрушек, «волшебный мешочек» с геометрическими фигурами основных цветов; камни, песок


Ход занятия.

1. Организационный момент.

- Здравствуйте, я рада вас видеть!

Психологическая игра «Волшебный камушек»

Цель: создание положительного эмоционального настроя на совместную работу.

- Положите руки на колени, ладонями вверх. Постарайтесь наощупь определить какой предмет, я вам положила на ладонь. Скажите, какой он: теплый или прохладный, крупный или мелкий, тяжелый или легкий, гладкий или шероховатый?

- Камни обладают такой большой силой, вот они коснулись ваших ладоней, и вы стали добрее, и всё у вас, на этом занятии, обязательно  все получится.

- Ребята, вы любите путешествовать?

2. Повторение пройденного

А на каком транспорте можно путешествовать? (на самолете, машине, автобусе, машине, велосипеде, мотоцикле).

- Верно.

- Давайте и мы сегодня на нашем уроке  отправимся в путешествие, а вот на чем, вы должны догадаться.

Закройте глаза, слушайте звуки природы.

Задание 2.     "Что вы слышите?"

Цель: развитие слухового восприятия

Звучит магнитофонная запись – шум моря.

Что услышали? (шум моря и плеск волн).

На каком транспорте можно путешествовать по морю? (на корабле). Правильно, молодцы.

Итак, мы сегодня на уроке отправляется  в плавание на корабле.

- А где возьмем корабль? Построим сами.

Повторение пройденного

Игра «Волшебный мешочек».

Цель: Развитие тактильного восприятия

- У меня есть волшебный сундучок, в котором есть все предметы, необходимые для постройки корабля.

- Попробуйте наощупь определить,  что это за предмет.

Обучающиеся по очереди опускают руку в мешочек с деревянными геометрическими фигурами и пытаются определить форму попавшейся в руку фигуры, затем достают фигуру и называют ее цвет (например, «треугольник, красный»).
- Потрогайте свою фигурку, какая она гладкая, какие у неё острые уголки.
- Давайте назовём, какую геометрическую фигуру достал _____, какого она цвета?

Геометрические фигуры выставляются на доску.

- Хором произнесем названия геометрических фигур.

- Какая фигура не имеет углов?

- У какой фигуры все стороны равны?

- У какой фигуры 3 угла?

Нам нужно построить вот такой корабль.

Из каких фигур он состоит?

- Возьмите геометрические фигуры, вырезанные из ткани, и соберите кораблик.

3. Нацеливание

Прежде чем отправиться в путь, мы должны научиться  правильно располагать на листе бумаги геометрические фигуры

        4. Объяснение новой темы

Обучение ориентировке на листе бумаги.

Лист на столе илу другой поверхности можно располагать вертикально или горизонтально. Сегодня наши листу будут расположены вот так.

-Поднимите правую руку и положите на правую сторону листа

 - Левую руку положите на левую сторону как я. Покажите стороны листа. Если провести сверху вниз   линию и разделить лист пополам, то можно сказать, что это правая, а это левая половина листа. Согните лист пополам. Покажите половины, которые получились.

-Если провести линию слева направо по - середине листа,

то поделит линия этот лист на верхнюю и нижнюю половины. Поведу линию синим карандашом. Согните лист пополам. Покажите половины, которые получились.

-Где линии пересеклись - это середина листа. Покажите середину листа.

-У листа есть края. Это правый, а это левый. Ближе к вам

-        нижний, а дальше от вас - верхний.

- Покажите правый (левый) край листа.

-Посмотрите, еще есть углы, сколько их, посчитаем.

Найдите правую сторону листа. На правой стороне - один и другой правый угол. Угол вверху листа - это правый верхний угол, а внизу листа - это правый нижний угол. Закройте как я сначала верхний, а потом нижний угол. Найдите левую сторону листа. На левой стороне - один и другой левый угол.

Угол вверху листа - это левый верхний угол, а внизу листа - это левый нижний угол. Закройте как я сначала верхний, а потом нижний угол

- Из каких фигур состоит корабль?

- Чтобы построить корабль вы должны внимательно слушать меня и соблюдать последовательность выполнения работы..А сейчас будьте внимательны. Положите на нижнюю половину листа синий четырехугольник. Так чтобы длинная сторона была сверху.

На четырехугольник поставьте белый треугольник. Вот таким способом.

- Молодцы, все были очень внимательны, хорошо справились с заданием. Посмотрите, какой красивый получился у нас корабль.

Физминутка

-А чтобы наш корабль поплыл - выполним физминутку

 Ты корабль плыви, плыви.

Нас по морю прокати.

Выше, выше поднимайся,

Тише, тише не качайся.

Ниже, ниже опускайся,

Тише, тише не качайся.

5. Закрепление

- Поплыл наш кораблик и приплыл к необитаемому острову.

СЛАЙД  Необ. остров картинка

Необитаемый, потому что здесь не живут люди.

- Скажите, а почему остров кажется желтым?

- Подойдите,  потрогайте песок. Какой он? Мелкий, сыпучий, теплый.

«Расположи правильно  предметы»

СЛАЙД: пальма, сундук

Цель: развитие зрительно- пространственной ориентировки на плоскости

- А это предметы, которые можно встретить на необитаемом острове.

- Назови

- Нужно правильно расположить эти предметы на листе бумаги.

- В правый верхний угол листа положи картинку колодца,  на правую сторону – пальму. На левую верхний угол картинку  скалы, в нижний левый угол  часть мартышку. Проверь - правильно ли ты расположил предметы.

Скажу по секрету. На острове зарыт клад. Если правильно нарисуете на листе бумаги наш путь, то сможете его найти.

Графический диктант

Цель: развитие умения выполнять инструкции, ориентироваться на плоскости.

Отправимся в путь от красной точки. Возьмите в руки карандаши и рисуйте наш путь.

– А теперь, слушай внимательно:

Если направо до пальмы дойдешь,
Далее вверх  до колодца пойдешь.
Теперь налево до высокой скалы,
Далее вниз до мартышки иди!

Снова направо скорее поверни.

И до нижнего угла дойди

Что вы там увидели? (сундук)

_ Какого цвета?

Такой же сундук спрятан в песке

-  На какой стороне будем искать. В какой части верхней или нижней?

_Подойдите к песочнице.

-В правом нижнем углу песочницы зарыт клад.

Откроем?

Упражнение «Собери бусы»

Цель: Развитие зрительного внимания

- Здесь бусы. Но со временем они рассыпались. Сейчас мы будем собирать вот такие бусы на листе бумаги.

Слайд

- Это кусочек бус, на котором можно увидеть последовательность расположения геометрический фигур.

Посмотрите внимательно, постарайтесь запомнить.

- Соберите бусы на листочках.

- проверьте,  правильно ли вы расположили геометрические фигуры?

- В какой части листа расположены твои бусы.

А сейчас возьмите свои бусы . закопай в правом верхнем углу…

6. Итог занятия

–Что есть у листа бумаги? Вам понравилось занятие? Что понравилось?

Что мы делали на уроке?

Ритуал окончания занятия «Волшебные камни»

Инструкция: «Ребята, наше занятие подошло к концу, теперь возьмите в руки камни, которые я раздала вам в начале занятия, давайте обменяемся ими друг с другом и подарим своему соседу приятные слова-комплименты».



Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока по русскому языку во 2 классе.

Тема урока: «Парные звонкие и глухие согласные». 

Цели урока: 

  • формирование умение различать парные звонкие и глухие согласные;
  • развитие фонематического восприятия на основе специальных упражнений на выделение заданных звуков и соотнесение их с буквами;
  • коррекция мышления на основе сравнения пары слов;
  • воспитание любови к природе, повышение  мотивации к урокам русского языка.


Оборудование: 

  • учебник «  Русский язык» 2 класс автор В.В. Воронкова
  • зимние картинки
  • схемы-опоры, слова-опоры
  • конверты с заданиями


ХОД УРОКА

I.  Организационный момент 
- Давайте повернемся к нашим гостям, улыбнемся им, а теперь улыбнулись друг другу. Настроение у всех хорошее, я надеюсь, что вы все будете внимательно слушать меня и активно работать, тогда у нас все получится.
–Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки.

Наконец-то ты  прищла

К нам красавица ,,,,,,

Слайд 1 зима

На самом деле зима- настоящая красавица. Она сделала сказочно красивыми дома, деревья, реки.

- А вы любите зиму?

- Чем вам нравится зима?

_ Сегодня на уроке будем говорить о зиме.

2. Минутка чистописания.

Невидимкой, осторожно
Он является ко мне,
И рисует, как художник,
Он узоры на окне.
(Мороз)

Слайд 2 узоры на окнах

- Мороз рисует красивые узоры на окнах. Вы видели такие узоры? Где?

-Мы будем красиво писать в тетрадях.

- А чтобы записи в тетрадях получились красивыми, выполним пальчиковую гимнастику.

Ручки в кулачки сожмем

И немножко подождем.

На ладошки мы подуем,

 Все снежинки мы с них сдуем.

Каждый пальчик растерем,

Сильно на него нажмем.

- Сегодня мы будем писать строчную и прописную буквы з.

- Образец написания;

- Самостоятельная работа.

3. Словарная работа.

- А теперь вернемся к слову мороз.

- Прочти слово.

- Сколько слогов?

- Куда падает ударение? На какой слог?

- Сколько букв?

- Сколько звуков?

- Сколько гласных?

- Сколько согласных?

В этом слове два опасных места. Первая о. Мы говорим мароз, а пишем мороз. Это нужно запомнить. В этом слове есть сочетание оро. Так легче будет запомнить написание слова. В каких словах еще есть оро? Второе опасное место это з на конце слова.

4. Повторение пройденного

Что за звездочки такие

На жакете, на платке

Все сквозные, расписные

А возьмешь вода в руке.

Посмотрите как много снежинок.

Слайд 3 снежинки

Но это не простые снежинки на них написаны буквы. К каждой снежинке нужно подобрать пару.

_ Как называются эти согласные. –

Давайте произнесем только звонкие звуки, которые они обозначают. Что слышим? (голос, шум)

- А теперь произнесем только глухие.

-Что слышим?( только шум)

- А вы знаете игру снежки?

_ Поиграем в снежки. Я буду произносить звук глухой или звонкий, а вы назовите пару.

5. Нацеливание.

- Сегодня продолжим знакомство с парными глухими и звонкими согласными, а подробнее остановимся на звуках д-т

6. Работа над темой урока

1. Сравнить пары слов

Дина-тина

Дачка-тачка

День-тень

- прочитайте пары слов.

_ сравните первую согласную.

- Что можно сказать о словах 1-го столбика?

2. Задание: вставить нужную букву, чтобы получились слова,  списать. Вначале поставь звонкую парную согласную, потом глухую.

Сравни пары слов.
дочка– точка

день - тень     Слайд 4 тень

дело - тело

Спиши. Подчеркни парную звонкую согласную 1 черточкой, глухую - двумя.

Физминутка

Мы снежинки, мы пушинки

Покружится нам не лень.

Мы снежинки-балеринки,

Мы танцуем целый день,

Мы деревья побелили,

Землю бархотом укрыли

И от стужи сберегли.
3. Работа по учебнику.

Упр. 127

Нацеливание.

- чтение задания учителем. Чтение текста по цепочке.

Самостоятельная запись предложения.

4.Индивидуальная работа.

Слепили зимой во дворе ребятишки,
Не горку слепили, не мишку. 
Слепили из снега зимою парнишку.

Не нос, а морковка, не шляпа- ведро.

 (Снеговик)

Снеговик принес вам всем задания. Нужно списать текст, подчеркнуть парные глухие и звонкие согласные.
Домашнее задание.

 Итог урока. 

Молодцы, ребята! Вы справились с заданиями. -О каких согласных говорили? 
-Что больше всего понравилось?



Предварительный просмотр:

Тема: Признаки весны

Цели: 

- обобщить знания детей о признаках весны;

- формирование умения составлять текст - повествование;

- коррекция внимания на основе наблюдений за изменениями в окружающем мире;

- развитие речи на основе составления предложений, текста.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

- Здравствуйте. Настроимся на урок, улыбнемся друг другу. Ведь улыбка поднимает настроение. Покажите, какое у вас настроение.

2. Работа с календарем природы.

_ Какое сегодня число?

- Какой день недели?

- А какой день недели был вчера?

- Какое время года?

- Посмотрите в окно. Что можно сказать о погоде сегодня? Работа по схемам: небо, ветер, осадки,

- Какое сегодня небо?

- Дует ли ветер?

- Какие осадки идут?

- Составьте рассказ о погоде на сегодня.

- Рассказ ученика. Сегодня ___ апреля. Время года - весна. Небо сегодня серое, на улице облачно, дует ветер, идет дождь. На улице холодно.

3. Повторение пройденного.

- Назовите времена года, изображенные на картинках.

- Какое сейчас время года?

Слайд Времена года

4.Нацеливание.

- Сегодня мы будем постигать тайны окружающего мира, а определить тему нашего урока вам поможет загадка:

Тает снежок.

Ожил лужок,

День прибывает;

Когда это бывает?

О чем мы будем говорить на уроке?  О весне.

Сегодня на уроке мы познакомиться с весенними явлениями, научиться отличать признаки весны.

4. Работа над темой урока.

Прислушайтесь к звучанию природы.

 Аудиозапись «Весенний шум»

 - Какие звуки вы услышали в этой музыке? (Бегут ручьи, поют птицы) В какое время года можно услышать эти звуки?

У каждого человека со словом весна  связаны ощущения света, солнца, тепла, радости, волнения, мы всегда чувствуем нежное дыхание этого времени года, пробуждения природы от долгого зимнего сна. Сейчас мы будем наблюдать как природа просыпается ото сна.

А кто мне назовет весенние месяцы?

Слайд Названия месяцев

Март – первый весенний месяц. Его называют «утром весны», «утром года». Март – месяц переменчивый – то снег идет, то солнце греет. В марте еще кружатся последние зимние метели, по ночам бывает холодно. Случается, после метели деревья стоят белые, как зимой, а потом подуют теплые ветры и начинается оттепель).  За изменениями погоды в марте,  мы наблюдали до весенних каникул.  Вспомнили?

СЛАЙД МАРТ ( деревья и светит солнце)

_ Какое небо в марте?  ( небо высокое, голубое; облака белые, лёгкие)

 (Небо, кажется синим-синим. В лесу на сугробах лежат голубые тени от деревьев. До отъезда домой было еще холодно, шел снег.

         Давайте вспомним, что мы говорили о солнце. ( Солнце стало прогревать землю, стало выше)

С каждым днем солнце поднимается выше и светит ярче и начинает отогревать землю и все вокруг просыпается, начинается весна.

Светит солнце- это первый самый главный признак весны.

Это наше солнце, сейчас мы вместе прнаблюдаем как наступает весна.

1 луч: - Итак, солнце стало выше. Какими стали дни? (дни становятся длиннее).

Вывод: Солнце выше, чем зимой; дни стали длиннее; потеплело.

Солнце весной греет, дни стали длиннее.

2 луч:

- Каким стал снег? (грязным, рыхлым)

- Вы пробовали держать снег в реках? Какой он? (липкий)

- Что еще происходит со снегом? (он тает).

- Во что превращается снег? (в воду).

- С таянием снега появляются ручейки. Они повсюду.

СЛАЙД  РУЧЕЙКИ

Где вы видели ручейки? Трудно стало добираться до школы.

А что мы наблюдали в марте на крышах домов?

- Почему появились сосульки?

Вывод: Снег стал таять, появились ручейки.

3 луч:

- Что еще можно наблюдать на местах где растаял снег? ( появилась земля)

СЛАЙД ПРОТАЛИНА

Начал отогревать землю и появились первые проталины.

Словарная работа: ПРОТАЛИНА 

Проталины – места, где растаял снег, и открылась земля. Раньше всего проталины появляются там, где меньше снега, около деревьев.

Это слово для вас новое, незнакомое. Давайте проговорим вместе.

Какой слог ударный?

- Прочитай.

Вывод: Какие изменения произошли в природе с 3 лучом? (появились проталины)

 4 луч: Согрел деревья.  И на деревьях набухли почки.

СЛАЙД ПОЧКИ

- Посмотрите внимательно. Это почки. Сейчас уже почки на деревьях начали набухать, но я не занесла вам веточку, чтобы показать почки. Потому что деревья ломать нельзя.

СЛАЙД ПЕРВЫЕ ЛИСТОЧКИ

 В мае из почек появятся первые листочки.

Вывод: Появились почки.

5 луч прогрел воздух и к нам прилетели птицы.

Какие птицы прилетели? Грачи. Ведь грачи являются первыми вестниками весны, они открывают весну. Потом прилетят скворцы, жаворонки.

Перечисли признаки весны.

Ярче светит солнце.

Дни стали длиннее.

Снег тает, стал рыхлым.

Появились ручейки, первые проталины.

Прилетели перелетные птицы

Физминутка.

Игра с мячом:

Я буду называть 1 предмет, а вы много.

Ручей - ручейки, дерево- деревья. Ветка- ветки, сосулька- сосульки, проталина- проталины, туча- тучи. Облако - облака.

- Все изменения о которых мы сейчас говорили, мы можем наблюдать на улице сегодня. Напомните, какой сейчас месяц?

Апрель – середина весны. Повсюду тает снег, бегут бурные звонкие ручьи. Не напрасно апрель называют «месяцем живой воды».

СЛАЙД ЛЕДОХОД

Лед на реках, прудах и озерах покрывается трещинами, становится рыхлым, темнеет и тает. В конце апреля лед раскалывается, льдины плывут по реке, сталкиваются, разбиваются- начинается ледоход.

  • Льдины плывут по реке, с треском ломаются

Тает лёд на реке, тает снег по берегам, отовсюду в речку текут ручьи. И воды становится так много, что река выходит из берегов и затопляет луга, леса. Это называется половодье.

Опасно весной близко подходить к речке, к пруду, к любому водоему. Ведь по краям рек еще лежит снег и в любое время он может провалиться. Так же опасно ходить по льду – он стал тонким и непрочным.

  •  Апрель водою славен.
  • Апрельские ручьи землю будят.
  • Апрель с водою — май с травою.

А кто знает, какой месяц идет за апрелем?

Май – сердце весны. Снег уже почти весь тает. Солнце поднимается высоко и греет землю. Дуют теплые ветры. Природа оживает: ярче зеленеют травы, появляются первые цветы.

СЛАЙД ПЕРВЫЕ ЦВЕТЫ

5. Закрепление. 

Работа по учебнику. Стр. 71.

_ Какое время года изображено на рисунке?

_ По каким признакам догадался?

- Что можно сказать о снеге?

- Появились____

- Что появилось возле деревьев?

Что несут дети? Для чего они сделали скворечник?

Физминутка.

«Наши нежные цветки…..»

- Сейчас мы постараемся нарисовать весну.

_ На столе у вас рисунки, которые мы будем красить.

_ Какого цвета ты раскрасишь небо?

_ Какого цвета будет солнце?

- Что у тебя на рисунке? (ручейки) Какого цвета ты их покрасишь.

_ Что у тебя нарисовано? (проталины) Каким цветом покрасишь?

Составление рассказа о весне.

_ Сейчас мы расскажем нашим гостям о весне.

Начну я.  Наступила весна.

- Расскажи о весне. Наступила весна. Тает снег, бегут ручьи. Чаще светит солнце. С крыш свисают сосульки.

Дни стали длиннее.

- Чтение стихотворений о весне.

Работа с пластилином.

- Слепить солнце.

Подведение итогов.

Что нового узнали на уроке?

_ Что вам понравилось?

Давайте теперь поиграем! Я начну, а вы продолжайте:

На-на-на – наконец пришла… весна.

Чи-чи-чи – прилетели к нам……грачи.

Ло-ло-ло – всем от солнышка……. тепло.

Развеселились? А теперь в хорошем настроении давайте продолжать работу дальше.



Предварительный просмотр:

Познавательно - развлекательное мероприятие: Банные сражения

Цели:

  1. формировать культурно-гигиенические навыки через игровую деятельность;
  2. воспитывать ловкость, смекалку, быстроту;
  3. расширять кругозор

Оборудование:

  1. предметы для личной гигиены
  2. оборудование для конкурсов (поленья, 2 стакана, 2 маленьких ведёрка, 2 больших ведра, банные принадлежности для каждой команды (мыло, мочалка, кусок пемзы, веник ), 2 сумки, 2 тазика, 2 простыни

Ход мероприятия:

(перед началом игры учащиеся делятся на две команды)

Учитель:

Конец недели, банный день.

Помыться в баньке нам не лень.

Надо нам баньку затопить,

Пора дровишек наносить.

1. Эстафета: «Полено к полену»

Задание: принести по полену каждому члену команды по очереди.

Учитель:

Из трубы идёт дымок, значит, баня топится.

Наносите-ка воды, а потом помоемся.

2. Эстафета «Без воды – и не туда и не сюда»

Задание: Из ведра, стоящего в начале эстафеты, первый игрок переливает воду одним стаканчиком в маленькое ведёрко, переносит и выливает воду в другое большое. Затем возвращается к началу эстафеты и передаёт маленькое ведёрко следующему игроку. Победитель определяется по тому, кто первым закончит эстафету, но с учётом воды в большом ведре.

Учитель:

Все вы ловки и быстры,

Но смекалисты ли вы?

Ну-ка, вспомним-ка, друзья, что для бани надо:

А для этого друзья ответить на вопросы рады.

3. Загадки

а) Полна коробушка золотых воробушек (угли в печке)

б) На крыше всех выше дымом дышит (труба)

в) Наша толстая Федора

    Наедается не скоро.

    А затем, когда сыта,

    От Федоры теплота (печь)

г) Гусёк купается,

    Из рук вырывается,

    Часто на берег глядит (ковш)

д) Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча (печь).

Учитель:

Вот и вспомнили, ребята,

Что для бани иметь надо,

А когда все соберём,

Мыться мы тогда пойдём.

4. Эстафета «Собери банные принадлежности»

Задание: первый игрок берёт сумку и бежит к столу, на котором лежат банные принадлежности (мыло, мочалка, полотенце, кусок пемзы, веник), берёт один предмет, кладёт в сумку, возвращается к команде и передаёт сумку следующему игроку и т.д.

Учитель:

Что за баня парилки?

Веник нужен нам как раз.

Каждый стукнуть себя должен

Веником до трёх раз.

5.Эстафета «В парной»

Задание: Играющий должен добежать до стула, сесть на него и три раза стукнуть себя по спине, вернуться к началу эстафеты, передать веник следующему игроку.

Учитель:

Шоркать спину нам не лень,

Будем мыться целый день.

Сядем в тазик мы, ребята,

В бане нынче жарковато.

6. Эстафета «Потрите спинку, пожалуйста»

Задание: играющий должен добежать до определённого места, сесть в тазик и потереть спинку три раза мочалкой. Затем возвращается к команде и передаёт её следующему игроку.

Учитель:

Переправа! Переправа!

Переправа в тазиках.

Сегодня в бане есть забава –

Езда на наших тазиках.

7. Эстафета «Езда в тазиках»

Задание: Первый ездок садится в тазиках и переправляемся к стулу, затем он бегом возвращается к команде. Следующий игрок добегает до стула, садится в тазик и возвращается к команде, передвигаясь в тазике.

Учитель: А сейчас каждый из вас выполнит «Банный приказ»

Бег в простынях я объявляю.

Вы  завернулись?  Тогда начинаем.

8. Эстафета «Бег в простынях»

Учитель:

После бани каждый должен

Выпить чашку чая,

Чтоб задание было сложным,

Голову обмотаем.

9. Эстафета «Пьём чай»

Задание: Игроки команд  добегают до стола, наливают из чайника в  стакан немного чая, наматывают на голову полотенце, выпивают чай, возвращаются к команде и передают полотенце следующему игроку.

Учитель:

Наши банные сражения

Заканчивать, друзья, пора.

Примите, победившие, поздравления,

Всё игра.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 6

10-2= 20-2=

Слайд 8

па сс ажир

Слайд 9

В задаче говорится о …

Слайд 10

Взрослых было …

Слайд 11

Детей было …

Слайд 12

Сколько всего …

Слайд 13

Взрослых Детей