Уголок для родителей

Андрианова Оксана  Юрьевна

Уважаемые родители, мамы, папы, бабушки, дедушки!

На этой странице Вы найдёте полезную информацию по вопросам воспитания и развития Ваших детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stati_dlya_roditeley.docx186.65 КБ

Предварительный просмотр:

Родители и дети

 Начиная разговор о рекомендациях в воспитании детей, хочу обратить Ваше внимание на то главное, что является основой основ воспитания – любовь к ребенку. Никакой совет ,никакая рекомендация в отношении воспитания ребенка не действует, если в отношениях нет любви. Причем, любовь не за то, что ребенок красивый, умный, способный, отличник, помощник и так далее, а просто так, просто за то, что он есть! Любите его не за ум, талант, красоту или одарённость, а просто за то, что он есть! Говорите о своей любви к ребенку. Не стесняйтесь проявлять свою любовь к ребенку, дайте ему понять, что будете любить его всегда и при любых обстоятельствах

родителиГоворите о своей любви к ребенку. Не стесняйтесь проявлять свою любовь к ребенку, дайте ему понять, что будете любить его всегда и при любых обстоятельствах..

Обнимайте своего ребенка не менее четырех раз в день, а лучше 8. Известный семейный терапевт Вирджиния Сатир рекомендовала обнимать ребенка несколько раз в день, говоря, что четыре объятия совершенно необходимы каждому просто для выживания, а для хорошего самочувствия нужно не менее восьми объятий в день! Объятия – знаки любви, они питают ребенка эмоционально, помогая ему психологически развиваться. Неплохо то же делать и по отношению ко взрослым членам семьи....

Постарайтесь, чтобы Ваша любовь не обернулась вседозволенностью и безнадзорностью. Установите четкие рамки и запреты и позвольте ребенку свободно действовать в этих рамках. Строго придерживайтесь установленных запретов и разрешений. Тон, в котором сообщается требование или запрет, должен быть скорее дружественно – разъяснительным, чем повелительным. Правила должны быть согласованы взрослыми между собой. ...

Ни при каких обстоятельствах не говорите ребенку «Я тебя не люблю!». Эта фраза не должна звучать в вашем доме, чтобы ребенок не натворил.

 Чаще обращайтесь к ребенку по имени. У ребенка может быть семейное имя – имя, которое звучит в кругу семьи – это может быть производное от его имени Ната, Тата, Нюша или Зайчик, Солнце и т.д.

Помните о том, что дети являются нашим отражением. Они берут пример с нас и поступают чаще всего так, как мы поступаем в нашей жизни.

 Если вы решили провести с ребенком воспитательную беседу… Речь в этом случае может быть строгой, но не в коем случае резкой или грубой. В беседах избегайте многословия, чтобы не потерять главный смысл. Только спокойный и доверительный тон может донести до ребёнка мысли и требования родителей....

Обращаясь к ребенку с просьбой или вопросом, желательно установить с ним контакт глаз: либо Вы наклонитесь к нему, либо приподнимите ребенка до уровня ваших глаз.

 

Всегда слушайте ребёнка внимательно, смотря в его глаза, только тогда он будет чувствовать, что его проблемы и внутреннее состояние действительно Вас волнуют.

Никогда не пытайтесь заниматься воспитанием ребенка, если у Вас плохое настроение. Для этого важно сначала нормализовать свое эмоциональное состояние (спокойная музыка, недолгая прогулка, 15 минут отдыха в тишине (после работы необходимы каждому!) – у каждого свои механизмы восстановления)....

Главное – оцените поступок, а не личность. К сожалению, именно в этом пункте таится самая распространенная и самая серьезная ошибка. «Ты плохой» (оценка личности) звучит вместо уместного в этой ситуации «ты поступил плохо» (оценка поступка). Необходимо конкретно объяснить, в чем состоит ошибка, почему ребенок поступил неправильно. Если критикуются поступок, конкретная ошибка, а не личность, то у ребенка отпадает необходимость защищаться, а с ней и ненужные страхи, боязнь наказания, вынужденная ложь и т.д.

 Как нельзя осуждать личность, так нельзя осуждать чувства, какими бы нежелательными или «непозволительными» они не были. Например, «Посмотрите — ка обидели..» Раз эти чувства возникли у ребенка, значит, для этого есть основания, об этом можно поговорить (активное слушание)....

Никогда не вспоминайте о уже совершённых им ошибках. Всё, что было, должно оставаться в прошлом.

Ни в коем случае нельзя сравнивать детей друг с другом. Лучше вообще никогда не сравнивать ребенка с другими детьми, это провоцирует заниженную самооценку, неуверенность в своих силах, тревожность и пр. проблемы. Сравнивать ребенка можно только с ним самим и хвалить только за одно: улучшение его собственных результатов. Если во вчерашнем домашнем задании он сделал 3 ошибки, а в сегодняшнем — 2, это нужно отметить как реальный успех, который должен быть оценен искренне и без иронии родителями.

 Если Вы заметили, что Ваш ребенок в данный момент наполнен негативными эмоциями, поговорите с ним об этом. Можно использовать активное слушание. Активно слушать переживания и потребности ребенка – значит, возвращать ему в беседе то, что он Вам поведал, обозначая его чувство, причем в повествовательной, не в вопросительной форме. Это помогает создавать доверительную атмосферу в Ваших с ребенком отношениях.

Если ребенок вызывает у Вас своим поведением отрицательные переживания, сообщите ему об этом. Для этого используйте «Я-сообщения» в разговорах с Вашим ребенком. Когда Вы говорите о своих чувствах ребенку, говорите от первого лица. Сообщите о себе, о своем переживании, а не о нем, не о его поведении. Делиться своими чувствами — значит доверять. Обучать распознаванию собственного эмоционального состояния и состояния окружающих людей (что я чувствую, что другой чувствует). Развивать способность к эмпатии (сочувствию).

Физические меры воздействия и оскорбления категорически запрещены. Физические наказания, основаны на страхе перед болью. Именно страху перед болью и инстинкту самосохранения, а не высокой сознательности взрослые должны быть обязаны, когда в процессе порки слышат фразу: «Прости, я больше не буду!». Даже если ребенок понимал, что виноват, порка снимает чувство вины – он как бы расплачивается за проступок.

Наказывать ребенка лучше, лишая его хорошего, чем, делая ему плохо... Другими словами, лучше наказывать, двигаясь в направлении от «плюса» к нулю, чем от нуля к «минусу»; причем под нулем подразумевается нейтральный, ровный тон Ваших взаимоотношений. А что означает «плюс»? Например, в семье заведено, что по выходным дням все вместе отправляются на прогулку, мама печет вкусный пирог, папа идет с детьми на рыбалку… Когда взрослый уделяет им специальное внимание, и с ним интересно – это настоящий праздник для ребенка. Если случается непослушание или проступок, то «праздник» отменяется.

А какой практический вывод? Нужно иметь запас больших и маленьких праздников. Придумайте несколько занятий с ребенком или несколько семейных дел, традиций. Сделайте некоторые из этих занятий или дел регулярными, чтобы ребенок ждал их и знал, что они наступят обязательно. Отменяйте их, только если случился проступок, действительно ощутимый, и Вы на самом деле расстроены. Однако не угрожайте их отменой по мелочам....

Иногда родители не правильно используют поощрения: убрал игрушки — вот тебе шоколадка, получил «пятерку» — получи деньги на развлечения и сладости. В результате ребенок привыкнет выполнять какую-либо работу или стремиться к достижению цели, только если за этим последует вознаграждение.

 Старайтесь максимально больше проводить с ребёнком своё свободное время, чтобы он всегда себя чувствовал нужным и любимым. Часто родители жалуются: «Нет времени», важно не сколько времени Вы проведете со своим ребенком, а как Вы это свободное время (пусть даже 5 минут), организуете.

 Использовать в повседневном общении приветливые фразы. Например, мне с тобой хорошо. Я рада тебя видеть. Хорошо, что ты пришел. Мне нравится как ты… Я по тебе соскучилась. Давай посидим, поделаем вместе. Как хорошо, что ты у нас есть. Ты мой хороший. Что укрепляет уверенность ребенка, его чувство самоценности, его самооценку. Выполняйте свои обещания! Потому что верить больше не будут! А восстановить доверие ребенка очень непросто...

Педагог-психолог : Андрианова О.Ю

Причины детских капризов в магазине

В магазинах почти все дети ведут себя одинаково — плачут, тянут родителей за руки к заветной полке, просят купить то одно, то другое, то третье. Как ни странно, за идентичным поведением могут скрываться абсолютно разные причины. Решение проблемы может как лежать на поверхности (например, сытый ребёнок будет вести себя в магазине спокойнее, чем голодный или ребёнок, пришедший в магазин со своей любимой игрушкой с меньшей вероятностью заинтересуется новой игрушкой, чем тот, что пришёл с пустыми руками), так и крыться в отношениях между ребёнком и его родителями.

1. Хочу быть таким же как мама
Для начала вспомните, как часто вы обсуждаете свои покупки. Возможно, что ребенок просто берет с вас пример. Малыш видит, что мама любит обсуждать с папой или подругами новую вещь, часто рассматривает её и даже в чем-то ей гордится. Он может не испытывать потребности в новой игрушке, ему просто хочется быть таким как мама.

2. На, свою шоколадку и не ори
Родители очень часто покупают лакомство или игрушку только для того чтобы ребенок отстал. И это ещё больше усугубляет ситуацию. Дети учатся и из каждого поступка мамы или папы извлекают урок. Малыш понимает, что слезами и криками он может добиться всего, чего хочет, вот и повторяет свои действия при каждом удобном случае.

3. Неправильно подобранные слова
Ну, вот ты опять кричишь. Бессовестный! Ну, как тебе не стыдно? Вон посмотри все дети, как дети, а ты опять плачешь. — Знакомые слова? А ведь они действуют ещё больнее, чем не купленная конфета или машина. Родители, которые взывают к чувству совести ребенка, на самом деле вынуждают его чувствовать себя плохим и ненужным. Если вы хотите, чтобы кроха успокоилась и не кричала, отвлеките его внимание, но ни в коем случае не ругайте.

4. У нас нет денег на эту машинку!
Психологи говорят, что наши финансовые возможности зависят от нашего же воспитания. То есть ли вы будете постоянно внушать ребенку, что у вас на что-то не хватает денег, то и в его взрослой жизни их никогда не будет в достатке. Не стоит говорить малышу о своем финансовом неблагополучии, да и лишним ушам эти разговоры тоже ни к чему.

5. Так что же все-таки делать?
Естественно, не идти на поводу у капризули и не покупать вещи только ради его спокойствия. Сделайте поход в магазин не наказанием, а маленьким путешествием. Назначьте своего ребенка главным помощником и выдайте ему карту сокровищ. На кусочке картона нарисуйте или вырежьте продукты, которые вам нужно купить и пусть малыш ищет их в рядах супермаркета. За труды пообещайте ему небольшое вознаграждение. Пусть это будет вкусный йогурт или необычные фрукты. В такой игре время пролетит незаметно, а ваш ребенок научится тому, что перед каждой покупкой необходимо планирование и тщательный выбор. Обращайтесь с ребенком уважительно и всерьез, ведь он ваш помощник. Для первого похода в магазин выберете тот, в котором вы ещё не были и постепенно переучиваете малыша ходить в магазин не для капризов, а для выполнения важных дел.

Успехов вам в воспитании, у вас и вашего ребенка все обязательно получится.

Как приучить ребёнка убирать свои игрушки

Проблема уборки игрушек знакома наверняка каждому родителю, ведь приучить малыша складывать игрушки на место довольно сложно. Залогом успеха в данном деле будет чётко выработанная позиция родителей, умение стоять на своём и безграничное терпение. Чтобы сделать процесс уборки проще и интереснее, психологи дают несколько дельных советов.

1. Необходимо располагать игрушки в детской комнате в таких местах, чтобы ребенок при желании мог легко их достать и с такой же легкостью положить на место. Если места хранения игрушек расположены на высоких полках, у ребенка, терпящего неудачи при попытке положить что-либо на место, вырабатывается стойкое нежелание убираться за собой.

2. Уборку детской комнаты можно превратить в игру. Например, на скорость разложить игрушки по своим ящикам. Машины можно поставить в «гараж», мячи закинуть в специальную корзину. Так малышу будет легче привыкнуть к своим новым увлекательным обязанностям.

3. Чтобы ребенку было интересно собирать свои «сокровища», стоит для их хранения выбрать разноцветные коробки. Малышу обязательно понравиться раскладывать разные типы игрушки в цветные «хранилища».

4. Если ребенок постарался, непременно стоит вознаградить его. Малыш должен помнить, что вознаграждение получает только тот, кто трудится.

5.Стоит определить время для ежедневной уборки. Если ребенок привыкнет, что каждый вечер перед сном он должен разносить по местам свои игрушки, ему будет намного легче это делать в дальнейшем.

6. Иногда усталость ребенка или его плохое самочувствие нарушают общий привычный режим. Ребенок капризничает и отказывается собирать игрушки. В таком случае не стоит настаивать. Лучше перенести уборку на другое время.

Мягко подходя к просьбам об уборке и заинтересовав ребенка игрой во время выполнения своих обязанностей, родители непременно добьются положительных результатов и приучат своих непосед к ежедневному наведению порядка в детской комнате.

Педагог-психолог: Андрианова О.Ю.

Как бороться с детской истерикой

Детские истерики — это способ выразить свои чувства, желания и потребности. К истерикам прибегают как малыши, которые ещё не умеют разговаривать и могут выразить своё неудовольствие только плачем и криком, так и детки по-старше, которые с громким криком падают на пол и начинают бить руками и ногами, протестуя таким образом против слишком высоких требований к себе или, наоборот, недостаточного внимания со стороны взрослых. После окончания истерики нужно обязательно разобраться в ситуации и решить проблему. Но, как же успокоить бьющегося в истерике малыша?
Спокойствие, только спокойствие
Самое важное и самое трудновыполнимое условие для взрослых, когда ребенок закатил истерику (особенно если делает он это с завидной постоянностью), — сохранить спокойствие, самообладание и самому не впасть в состояние истерии. Главная цель его слез — привлечь внимание. А крик, шлепки и топанье ногами — это тоже внимание, только со знаком «минус».
Оцените безопасность происходящего
Если ребенок в истерике упал на пол, а сил (да и желания) мамы не хватит на того, чтобы его поднять — когда ребенок выворачивается, извивается, брыкается, кусается и т.д. — стоит оставить попытки его поднять. Но при этом обязательно оценить безопасность «места представления», чтобы поблизости не было острых углов, предметов, которыми можно травмироваться и т.д.
Не идите на поводу и не обещайте невыполнимого
Когда ребенок истерикой добивается чего-то своего, законы психологии категоричны — идти у него на поводу, конечно, не нужно, чтобы истерика не стала привычным инструментом исполнения его желаний. И не стоит обещать что-то ребенку (например, «Вставай из лужи, пойдем лучше домой, я тебе дам шоколадку и будем смотреть мультфильмы»...), чтобы он успокоился. Тем более, если обещание свое выполнять не собираетесь. Кстати, неврозами нередко страдают дети, которым что-то обещают, но откладывают и откладывают исполнение этого обещания.

Изолируйте
Психология родителей такова, что нередко их приводит в замешательство не сама истерика ребенка, а то, как на нее реагируют окружающие. И все, что здесь можно сделать, постараться изолировать ребенка от «зрителей». Если истерика случилась в магазине, нужно быстро, без промедления взять ребенка и вывести/вынести на улицу, если дома, в гостях или детском саду — перевести в другую комнату. При этом нужно объяснить ребенку, что его плач мешает окружающим, но, когда ребенок успокоится, ему можно будет вернуться к остальным.
Озвучьте свое чувство, не унижая
Понимая, что есть две крайности — начать кричать и наказывать или броситься утешать и исполнять все желания — оставаться равнодушным каменным истуканом (в качестве «золотой середины») не стоит. Ребенку нужно знать, что испытывают взрослые, когда он закатывает истерику. Но сформулировать свои чувства нужно правильно. Во-первых, не обвинять ребенка, не унижать и не оскорблять его. То есть фразы: «После такой истерики я тебя больше не люблю», «Мне так плохо, от того, что ты такой плохой» — категорически запрещены. Сказать надо о чувстве к ребенку — «ведь я так люблю своего сына/дочь». И о чувствах во время истерики — «но когда сын/дочь себя так ведет, мне ОЧЕНЬ ГРРУСТНО.

На будущее
Поговорить с ребенком нужно тогда, когда все успокоятся — не за чем создавать массовый психоз. Постараться помочь ему сформулировать свои чувства и переживания. Научить давать выход чувствам и эмоциям без истерик (купить игрушки-стучалки, детские книжки соответствующего содержания). Стоит попытаться разобраться и в причине частых истерик. А для этого в первую очередь присмотреться к себе — нередко родители сами провоцируют ребенка на постоянный плач своим поведением (теми же невыполнимыми обещаниями), методами воспитания детей (истеричны чаще всего те дети, которых полностью лишают самостоятельности).

Педагог-психолог : Андрианова О.Ю.

Как стать добрее друг к другу - учим детей на своём примере

Жестокость детей по отношению к другим детям и взрослым часто является результатом поведения его родителей и родственников. Часто ли вы проявляете внимание к другим людям, хвалите или благодарите их, делаете добрые дела? А ведь дети выбирают именно ту модель поведения, которую видят чаще всего, то есть вашу. Как же научить ребёнка быть добрее к окружающим? Вот несколько советов.

1.
Будьте хорошим примером для подражания:
Родителям сложно спрятать свои недостатки и вредные привычки от детей, которые подражают взрослым и копируют их поведение. Поэтому, проведя 10 минут с детьми, можно многое сказать об их родителях.
Доброта, вежливость, спокойное и достойное поведение – если вы хотите воспитать эти качества в детях, вам придется самим практиковать их и вести себя соответственно – бороться со своими недостатками и привычками.

2
. Следите за своим тоном:
Начинаете ли вы кричать, когда раздражаетесь и злитесь? Повышаете ли голос, когда спорите? Говорите ли обидные слова, не подумав? Следите за собой: перестаньте повышать голос и уважительно обращайтесь к собеседнику (даже маленькому), а следом придут и более спокойные, уважительные речи.
Дети же начнут копировать ваше поведение и будут учиться разрешать споры и конфликты мирным путем.

3.
Практикуйте вежливость:
Введите в своем доме простое правило – никто ничего не просит без того, чтобы сказать «пожалуйста», а потом поблагодарить. Сами начните соблюдать это правило первыми – вскоре и у ваших детей вежливость станет нормой поведения.

4.
Поощряйте сочувствие и сострадание, и не стесняйтесь выражать свою любовь к детям:
Не злорадствуйте, не ругайте и не поучайте ребенка, совершившего ошибку, заболевшего или поранившегося потому, что не послушался вас или плохо себя вел. Вместо этого пожалейте малыша, посочувствуйте ему, покажите ему, что сожалеете о случившемся.
И не стесняйтесь напрямую, откровенно выражать свою любовь к ребенку. Вашей заботы о детях здесь недостаточно – малышам важно регулярно, хоть раз в день, слышать от мамы и папы, что они их любят. Если такие признания кажутся вам вредными или неестественными, то проблема кроется в вас самих и в воспитании, которое вы получили в детстве.

5
. Поиграйте с детьми в «ролевые игры»:
Хотите узнать, какой вас видит ваш ребенок? Предложите ему сыграть с вами в простую игру: как будто он – мама, а вы – дочка или сын. Поменявшись на время местами, вы получите возможность со стороны наблюдать ваши недостатки и недочеты, что очень поучительно. К тому же, вы лучше поймете своего ребенка.

6.
Поощряйте и замечайте проявления доброты, и вознаграждайте за них:
Это вовсе не значит – давать «взятки» свои детям, чтобы они не ссорились. Но постарайтесь быть внимательными и замечайте проявления доброты и готовности помочь друг другу у Ваших детей.

УПРЯМСТВО: ЕСЛИ В ДОМЕ ПОСЕЛИЛСЯ "ОСЛИК"

Слово «не хочу» появляется в лексиконе ребёнка одним из первых – сразу вслед за «мама», «папа» и «дай». С этого момента взрослым приходится считаться с желаниями их чада. Однако мамам и папам не слишком-то приятно обнаружить, что их «частичка», которая до недавнего времени была такой беспомощной и находилась в полной зависимости от родительской воли, теперь заявляет, что ни за что не наденет шапку «девчачьего» цвета и не будет пить молоко с пенками. Поэтому взрослые часто называют упрямством любое выражение ребёнком своих желаний, идущих вразрез с их интересами.
Не нужно забывать, что умение говорить «нет» - очень важный жизненный навык. Он пригодится ребёнку, когда одноклассники предложат сбежать с урока или попробовать наркотики. Поэтому не стоит ругать сына или дочь за сам факт непослушания. Главная задача родителей - научить ребёнка отстаивать своё мнение конструктивными способами. Как же отличить настойчивость и принципиальность от стремления делать всё наоборот?
0-2 года
Маленькие дети, только начинающие познавать мир, нуждаются в определении границ своей личности. Только тогда, когда малыш осознаёт какие-то желания, понимает, что ему приятно, а что – не очень, он получает представление о своих индивидуальных особенностях. В этой ситуации те или иные предложения взрослого выглядят как навязанные решения.
С точки зрения родителя, малыш ведёт себя нелогично, меняя мнения и желания со скоростью света. «Сам не знает, чего хочет!» - возмущаются родители, глядя на то, как ребёнок то придвигает к себе тарелку с едой, услышав, что пора спать, то отворачивается, увидев ложку. На самом деле, такое поведение малыша говорит о его желании взять контроль над ситуацией в свои цепкие ручонки.
1. Сделайте паузу, если видите, что ребёнок вошёл в фазу «не хочу-не буду-не заставите». Просто помолчите и подождите. Вполне возможно, что, получив долгожданную свободу, ребёнок САМ примет решение пообедать.
2. Постарайтесь добиться положительного ответа на любой вопрос, пусть даже не связанный с предметом спора. Психологи давно заметили, что любое «да», сказанное оппонентом, повышает шансы на примирение.
3. Не увлекайтесь уговорами и объяснениями. В этом возрасте гораздо убедительнее эмоциональное заражение. Заинтригуйте ребёнка рассказом о том, как грустно становится носику, если он не может дышать свежим воздухом, потому что его обладатель отказывается гулять. Чем правдоподобнее будет изображён «грустный носик», тем более эффективным окажется ваш отвлекающий манёвр.
4. В некоторых ситуациях упрямство малыша вызвано стремлением прощупать границы дозволенного. Ребёнка могут интересовать следующие животрепещущие вопросы: «Что будет, если я встану посреди проезжей части и наотрез откажусь заходить на тротуар?» или «Как поступит мама, если я возьму в рот крышку от пластиковой бутылки?». В подобных случаях лучше использовать «административный ресурс», невозмутимо подхватив ребёнка подмышку, чтобы перенести через дорогу, или забрав у него несъедобное «лакомство». Поняв, что силы неравны, малыш перестанет упрямиться.
5. Видя, что ребёнок демонстрирует упрямство «из принципа», превратите спор в игру, доведя его до абсурда. Копируя детскую мимику и интонации, тоже отвечайте отрицанием на любые слова в ваш адрес, например: «Нет, не буду, не гулять, не на площадке!». ребёнка, продолжите

3-4 года
Упрямство в этом возрасте связано не только с познанием мира, но и со стремлением активно изменять его, ставя различные эксперименты. Ради проверки своих гипотез малыш готов пожертвовать родительским спокойствием. Вот почему, услышав «нельзя», ребёнок молча и сосредоточенно начинает делать именно то, что запрещено. Как истинный исследователь, он стремится подтвердить теорию практикой, чтобы убедиться в правоте взрослого.
1. Сопровождайте каждый запрет или просьбу подробными объяснениями. Старайтесь, чтобы эта информация касалась не одного конкретного случая, а распространялась на множество аналогичных ситуаций. Например, опасно вставать на носочки, находясь на любом неустойчивом предмете, а не только на зелёном стуле в бабушкиной комнате.
2. Не снабжайте малыша информацией, которая может подтолкнуть его к новым рискованным экспериментам. Допустим, убеждая ребёнка прекратить истязать кнопки принтера бесконечными нажатиями, не описывайте, что и как в нём может сломаться. Скажите, что устройству нужно отдохнуть после работы.
3. Чаще ссылайтесь на собственный опыт, чтобы наследник видел в вас коллегу по лаборатории, а не ментора. Подарите ему детский игровой набор для простых физических и химических опытов. Вместе проводя эксперименты по инструкции, вы научите ребёнка уважать требования техники безопасности.
4. Споря с маленьким упрямцем, не злоупотребляйте такими фразами как: «Я кому сказал!» или «Я же говорила!». Иначе вы спровоцируете ребёнка на поиск новых доказательств своей правоты, что потом с победным видом заявить: «Ну-ка, посмотри! А ты говорил!»
5. Если вам не удаётся остановить исследовательский пыл наследника, возьмите научное руководство над его экспериментом. Например, заметив, что малыш при любой возможности хватается за отвёртку, чтобы открутить гайку на велосипеде, помогите ему осуществить задуманное. Дав ребёнку возможность убедиться в том, что колесо может отвалиться, вы спасёте от демонтажа остальные детали.
5-6 лет
Этот период характеризуется повышенным вниманием ребёнка к мотивам поступков других людей. Их результаты он оценивает с точки зрения выгоды для себя любимого. Не удивительно, что выбирая такую точку отсчёта, он приобретает множество поводов для разочарования и обиды. Его упрямство - это протест против махрового эгоизма окружающих. Игнорирование или жёсткое пресечение такого поведения не только не помогает сломить сопротивление, а значительно усугубляет состояние психологического дискомфорта ребёнка. Поэтому, заметив на лице наследника очередную скорбную гримаску, не жалейте времени на исследование её "молекулярного состава".
1. Поинтересуйтесь у ребёнка, на что он обиделся. Скорее всего, он недовольно буркнет: «Ни на что!». Не покупайтесь на этот трюк! Несмотря на демонстрацию равнодушия, ребёнок с замиранием сердца ждёт продолжения разговора. Поэтому пропустите его фразу мимо ушей и предложите свою версию. Слушая вас, наследник вряд ли удержится от возражений, и, так или иначе, включится в диалог.
2. Большинство дошкольников уверены в том, что окружающие способны читать их мысли. Вполне возможно, что ваш ребёнок - не исключение. Почему бабушка не догадалась, что он и сам собирался убрать игрушки через часик-другой, и обозвала его «неряхой»? Убедите ребёнка не наказывать окружающих упрямством и несговорчивостью до тех пор, пока он не убедится в том, что они знают о его намерениях.
3. Несмотря на доброжелательный характер беседы, настаивайте на принесении извинений тому, кому ребёнок демонстрировал упрямство. Эта мера убережёт дошкольника от соблазна постоянно находиться в образе «униженного и оскорблённого».
4. Попросите ребёнка прямо говорить о том, что ему не нравится. Потренировавшись на домочадцах, он сможет перенести сей полезный навык на общение со сверстниками.
5. Следите за собственным поведением в тот момент, когда вы обижены. Не начинаете ли вы так же упрямиться, отказываясь объяснять причины ухудшения настроения?

7-12 лет

Упрямство школьников, как правило, вызвано стремлением защититься от многочисленных требований, предъявляемых в школе и дома. Бесконечные пререкания помогают ему отсрочить решение ненавистных уравнений или «не успеть» убраться в комнате.
1. Подумайте о том, все ли требования понятны ребёнку? Возможно, какие-то из них кажутся школьнику необоснованными. Чтобы проверить эту гипотезу, поинтересуйтесь, для чего, по его мнению, нужно собирать рюкзак вечером или оборачивать тетради обложками. Самостоятельно сформулировав ответы, ребёнок вряд ли продолжит спорить по этим поводам.
2. Припомните те права и привилегии, которые школьник приобрёл за последние несколько лет в связи со своим взрослением. Выслушав их перечень, он гораздо снисходительнее отнесётся к новым обязанностям.
3. Не требуйте от ребёнка немедленного выполнения вашей просьбы. Вспомните, как вам бывает трудно заставить себя заниматься каким-то сложным или скучным делом. Пусть у школьника тоже будет время на «раскачку».
4. К школьному возрасту у детей появляется критическое отношение к своим способностям. Если ребёнок наотрез отказывается делать что-то, подумайте, не связано ли упрямство со страхом неудачи. В этом случае заверьте его в том, что не ждёте идеального результата.
5. Не пытайтесь сломить упрямство с помощью запугивания, например: «Не доучишь стихотворение – получишь двойку!» или «Не перестанешь вредничать – никто не будет с тобой дружить!». Школьник приложит все усилия для того, чтобы продемонстрировать равнодушие к этим угрозам.
6. Покажите на конкретных примерах, что, поступая кому-то «назло», ребёнок вредит самому себе.

                                                                                                                      Педагог-психолог: Андрианова О.Ю.

ДЕТСКИЕ РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ НА КУХНЕ

♥Золушка
Насыпьте в миску макароны разного сорта (ракушки, спиральки, трубочки) и предложите малышу их рассортировать. Посчитайте вместе с ребенком, сколько макарон каждого сорта было в миске. Кроме того, макароны-трубочки можно нанизывать на шнурок, получатся бусы. Одновременно тренируется мелкая моторика.
♥Таймер
Почти на каждой кухне есть таймер (или микроволновка с таймером). Каждый раз, устанавливая время на таймере, объявляйте вслух «1 минута», «5 минут» и т.п. А когда таймер просигналит, еще раз напомните малышу о том, сколько времени прошло.
Регулярные занятия с таймером развивают чувство времени. Кроме того, таймер можно использовать в качестве «звонка на переменку».
♥Юный дизайнер
Предложите ребенку проявить фантазию, украшая ваши блюда. Подготовьте зелень, маслины, ломтики овощей, орехи, варенье и другие «материалы». Из них можно сделать смешные рожицы, цветы, выложить мозаику на приготовленном блюде, и так далее.
♥Настольный хоккей
Поставьте на стол поднос или картонную коробку от конфет (это будет хоккейное поле, углы – ворота). Дайте ребенку горошину (мяч) и трубочку-соломинку от пакета с соком (клюшка). Пусть малыш поиграет в хоккей, пока вы занимаетесь делами. Эта «простая» игра тренирует ловкость и координацию движений.
♥Боулинг
Если позволяют размеры кухни, расставьте на полу несколько пустых пластмассовых бутылок. Пусть малыш сбивает эти «кегли» маленьким мячиком.
♥Лепка из теста
Если вы замесили тесто, то сделайте и для вашего ребенка небольшой кусочек теста из 1,5 чашек муки, 0,5 столовой ложки соли, 0,25 чашки воды (добавлять постепенно) и 0,25 чашки растительного масла (добавлять постепенно), можете еще добавить немного краски.
Пусть ребенок вылепит из этого теста игрушки, еду для кукол, или просто помнет в своих ручках. Такое тесто, упакованное в полиэтиленовый пакет, можно долго хранить в холодильнике.
♥Кот в мешке
Подберите несколько небольших предметов разной формы (например, овощей, фруктов, или каких-то кухонных мелочей). Положите предметы в непрозрачный пакет. Засунув руки в пакет, ребенок должен ощупать предметы, по очереди назвать и вытащить их.
Можно разнообразить игру. Взять два пакета, и в каждый положить одинаковые наборы предметов. Малыш сначала должен вынуть предмет из одного пакета, а затем на ощупь найти такой же в другом.
♥Что пропало?
Положите на кухонный стол три предмета (например, чашку, ложку, салфетку). Пусть ребенок посмотрит и назовет каждый предмет. Затем он должен закрыть глаза, а вы в это время уберите со стола один из предметов. Теперь пусть малыш откроет глаза и попробует определить, чего не хватает. Если очень просто, увеличьте количество предметов и убирайте не один, а два предмета.
♥Соломинки
Возьмите десять пластмассовых соломинок для коктейля, и бросьте на стол. Ребенок должен осторожно собрать их по одной штучке так, чтобы не сдвинуть лежащие рядом. Посчитайте вместе, сколько соломинок удалось собрать, а сколько осталось?
♥Холодно-горячо
Пусть малыш выйдет из кухни, а вы в это время спрячьте какой-нибудь вкусный сюрприз для него (например, маленький пакетик орешков или конфету). Позовите ребенка обратно, и предложите найти сюрприз, направляя его подсказками «холодно», «теплее», «горячо».
                                                                                                       Педагог-психолог: Андрианова О.Ю.

КАК НАУЧИТ РЕБЕНКА РАЗЛИЧАТЬ ЦВЕТА (игры для детей с 1, 5 лет)

Если ваш ребёнок в три года не знает основные цвета, то необходимо приступить к целенаправленному их изучению.

Объявляем неделю (день) красного цвета. Утром надуваем красный шарик и закрепляем на видном месте. И все это время изучаем только один цвет.
В занятиях с ребёнком всегда хорошо использовать рисование, это то, что всегда интересно ребёнку. Если ребёнок не может рисовать, рисуете сами вместе с ним.
Предлагаем ребёнку: «Давай возьмём красный карандаш и нарисуем красный грибок (машину, домик)! Я рисую шляпку и ножку. Давай ты раскрасишь красным цветом шляпку, а я ножку. Каким цветом ты раскрашиваешь шляпку? Правильно красным! А я ножку? Точно красным! Какой у нас получился грибок? Смотри у него красная ножка и красная шляпка. Правильно он красный!». Затем вместе с ребёнком вешаем рисунок на видное место (к примеру, на холодильник) и «хвастаемся» папе, бабушке и т. д. какой замечательный красный грибок мы нарисовали.
Никогда не начинайте изучать новый цвет, пока ребёнок хорошо не усвоит предыдущий!
Изучение цвета всегда начинаем с красного, а затем знакомимся с желтым, зеленым, синим – это 4 основных цвета, которые ребёнок должен усвоить. Затем можно добавлять дополнительные цвета — оранжевый, фиолетовый, черный, белый, а потом и оттеночные – голубой, розовый и т. д.
Никогда не торопите ребенка во время занятий. Непременно подсказывайте ребенку, если он ошибается: « Нет, этот кубик не красный, а жёлтый, давай его положим в другую коробочку». Для начала используйте в игре один — два предмета каждого цвета и постепенно увеличивайте их количество.
Настоятельно не рекомендую использовать в изучении цветов компьютерные и онлайн игры, которых сейчас в изобилии в сети.
Во-первых, ребёнку ни к чему столь раннее знакомство с компьютером.
Во-вторых, экран монитора может искажать цвета. В-третьих, все эти игры для ленивых родителей, ведь от живого общения больше пользы и только вы можете познакомить малыша с окружающим миром!


Игра «Бабочки на цветке»
Вырезаем из картона 4 больших цветка: красного, желтого, синего, зеленого цветов. И четыре бабочки того же цвета. Показываем ребёнку и говорим: «Вот синяя бабочка полетела и села на синий цветок, а жёлтая летела-летела и прилетела на жёлтый цветок и т.д.». Потом пусть ребенок сам сажает бабочек на цветки соответствующего цвета.
Усложняем задание: «Посади синюю бабочку на красный цветок и т.д.».

Игра «Маленький строитель»
Из цветного картона вырежьте 4 квадрата и 4 треугольника основных цветов. Сложите домики, при этом цвет деталей не должен совпадать и скажите: «Ой, строители перепутали крыши у домиков. Нужно сложить их правильно, по цвету». Меняйте вместе с ребёнком крыши на «правильные» и называйте цвет.

Игра «Цветная уборка»
Возьмите корзину для белья или большой таз и вместе с ребёнком пройдитесь по дому, собирая в неё предметы, игрушки одного цвета. Сообщайте ребёнку о ваших находках: «Вот смотри красный кубик он нам подходит, клади его в корзину.
Игра «Строим башню»
Используем конструктор с крупными деталями. выбираем из него детали двух контрастных цветов. Предлагаем ребёнку построить из них башни. Беря каждую деталь называем её цвет: «Это красная, а это какая?»

Игра «Принеси одежду»
Собираясь на прогулку, сложите одежду малыша в кучку на пол. Попросите малыша, чтобы он принёс вам синие штаны. Если он принёс другую одежду, скажите: «Спасибо ты принёс красную футболку, одевай её и принеси синие штаны». Продолжайте, пока полностью не оденется, прося приносить по одному предмету за раз, называя вещь и её цвет.

Игра «Все цвета радуют»
Прогуляйтесь с ребёнком по квартире или по улице, указывая ему на предметы одного цвета. Можно с ребёнком посоревноваться, кто найдёт больше предметов, например жёлтого цвета.

Игра «Светофор»
Вырежьте из картона три крупных круга красного, жёлтого и зелёного цветов. Предложите ребёнку поиграть в подвижную игру: «Когда горит красный свет, мы стоим на месте. Когда горит жёлтый – прыгаем на месте (на одной ножке). Загорится зелёный – бегаем».
Поочерёдно показываем цвета и выполняем соответствующие действия вместе с ребёнком. Можно усложнить игру — давать команду только голосом или только показывая определённый цвет. Можно предложить ребёнку поменяться ролями. Будет очень весело, если в игре будут участвовать несколько человек.

Игра «Сортируем игрушки»
Рассыпаем на полу игрушки разных цветов: кубики, детали от крупных конструкторов и т. д. Берём поднос и вместе с ребёнком собираем на него игрушки определённого цвета. Можно устроить соревнование и взять поднос для себя и для ребёнка и кто больше соберёт деталей синего цвета, пока звонит будильник (поёт песенка и т. д.).
Сортируем детали по коробочкам соответствующего цвета (берём 4 основных цвета).

Игра «Что бывает зелёным?»
Вспомните вместе с ребёнком, что бывает зелёным (красным, синим, жёлтым) – огурец, трава, листья, яблоко и т. д.
Эта игра способствует развитию воображения, но может вызвать затруднения у речевиков даже старшего дошкольного возраста.

Игра «Чудо — радуга»
Берём большой лист бумаги (лучше ватман) и рисуем на нем цветные дуги шириной несколько сантиметров, в зависимости от размера листа. Располагаем цвета соответственно спектру радуги. И на каждую дугу приклеиваем вместе с ребёнком предметы соответствующего цвета: комочки цветной бумаги, маленькие игрушки, бусины, цветные пёрышки, пробки от пластиковых бутылок, кусочки ткани, красивые камушки. Всю радугу сразу делать не обязательно, можно выкладывать цвета постепенно.

                                                                                       Педагог-психолог: Андрианова О.Ю.

                        Адаптация ребенка к детскому саду

Адаптация ребенка к детскому саду, а значит к новым социальным условиям протекает подчас болезненно. С приходом в детский сад происходит серьезная перестройка всех его отношений с людьми, ломка привычных форм жизни. Эта смена условий жизни может сопровождаться переживаниями, снижением речевой и игровой активности, а нередко сказывается и на здоровье ребенка. Для ребенка непривычно все: отсутствие близких, присутствие незнакомых взрослых, большое количество детей, новый распорядок дня и т.п.

Чтобы ребенок мог сравнительно безболезненно переступить порог детского сада, легче и быстрей привыкнуть к новым требованиям, необходимо подготовить его заранее.

Еще до поступления в детский сад родители посещают учреждение и знакомятся с заведующей, психологом, с воспитателями той группы, которую будет посещать малыш. Им следует установить с ними контакт, узнать об условиях пребывания детей в дошкольном учреждении. Со своей стороны ознакомить специалистов с привычками и особенностями развития своего малыша, рассказать о характерных чертах поведения ребенка, его склонностях и интересах, — это поможет впоследствии считаться с ними.

Необходимое условие успешной адаптации — согласованность действий родителей и воспитателей. В целях предупреждения отрицательных эмоций не следует резко изменять привычный уклад жизни детей. Особенно тяжело переносят дети разлуку с родителями, если их приводят к 8 часам утра и оставляют до вечера. Целесообразно в первые дни приводить ребенка только на прогулку, где условия напоминают условия домашнего двора. Здесь проще познакомиться с воспитателем и другими детьми.

Можно сместить по времени приход в детский сад, чтобы дети не стали свидетелями слез и отрицательных эмоций других детей при расставании со своими родителями. Это скажется на их настроении. Лучше приводить новичков попозже не только на утреннюю, но и на вечернюю прогулку, когда можно обратить внимание ребенка на то, как родители приходят за детьми, как они радостно встречаются, как забирают ребят домой, как дети прощаются друг с другом, договариваются о завтрашней встрече. Это поможет детям по утрам спокойнее переносить расставание, привыкнуть к тому, что короткая ежедневная разлука не означает разрыва, отторжения от дома.

В первые несколько дней ни в коем случае не следует оставлять ребенка более чем на 2-3 часа. Наблюдая за его реакцией, можно постепенно увеличивать время пребывания в детском садике. Около недели - забирать ребенка из садика до дневного сна, далее (при нормальном состоянии малыша) около недели - сразу после полдника. Как правило, в первые дни дети устают как психологически, так и физически, поэтому при возможности хорошо устраивать "разгрузочные от садика" дни - один-два дня в неделю оставаться с ним дома.
Родителям можно побыть в группе вместе с ребенком: присутствие в группе близкого человека, хотя бы и временное, дает ребенку возможность спокойно сориентироваться в новых условиях. Поддержка, теплота, уверенность в том, что мама рядом (играет с детьми или просто рассматривает с ними игрушки), помогает освоиться в новой обстановке.

В привыкании к новым условиям важную роль играет возможность принести с собой свои игрушки, знакомые и привычные предметы — все это создает для ребенка фон уверенности, обеспечивает психологический комфорт, помогает ему отвлечься от расставания с близкими. Постарайтесь уговорить оставить игрушку переночевать в садике и наутро снова с ней встретиться. Пусть игрушка ходит вместе с ним ежедневно. Расспрашивайте, что с игрушкой происходило в детском саду, кто с ней дружил, кто обижал, не было ли ей грустно. Таким образом, вы узнаете многое о том, как вашему малышу удается привыкать к садику.

Расставаясь, не забудьте заверить ребенка, что непременно вернетесь за ним. Не забывайте постоянно говорить ему, что Вы его любите, что он по-прежнему дорог вам.

Создайте спокойный, бесконфликтный климат для малыша в семье. Щадите ослабленную нервную систему ребенка. Не увеличивайте, а уменьшайте нагрузку на нервную систему, - на время прекратите походы в цирк, театр, в гости. Намного сократите просмотр телевизионных передач.

Не реагируйте на выходки своего чада и не наказывайте за капризы. Когда малыш будет не в садике, постарайтесь уделять ему максимум внимания и заботы. Помните, что ни один садик в мире не заменит Вашему ребенку семью и самого любимого и дорого человека в мире – маму.

                                   Адаптация

Как вообще происходит эта самая адаптация и что это, собственно говоря, такое?
Адаптация - это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский садик несомненно является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, от сложившихся семейных отношений, от условий пребывания в дошкольном учреждении. Т.е., каждый ребенок привыкает по-своему. Однако, можно отметить некоторые закономерности, про которые хотелось бы рассказать родителям.

Во-первых, надо помнить, что до 2-3 лет ребенок не испытывает потребности общения со сверстниками, она пока не сформировалась. В этом возрасте взрослый выступает для ребенка как партнер по игре, образец для подражания и удовлетворяет потребность ребенка в доброжелательном внимании и сотрудничестве. Сверстники этого дать не могут, поскольку сами нуждаются в том же. Поэтому нормальный ребенок не может быстро адаптироваться к яслям, поскольку сильно привязан к матери и ее исчезновение вызывает бурный протест ребенка, особенно если он впечатлительный и эмоционально чувствительный.

Дети 2-3 лет испытывают страхи перед незнакомыми людьми и новыми ситуациями общения, что как раз и проявляется в полной мере в яслях. Эти страхи - одна из причин затрудненной адаптации ребенка к яслям. Нередко боязнь новых людей и ситуаций в яслях приводит к тому, что ребенок становится более возбудимым, ранимым, обидчивым, плаксивым, он чаще болеет, т. к. стресс истощает защитные силы организма.

Кстати, мальчики 3-5 лет более уязвимы в плане адаптации, чем девочки, поскольку в этот период они больше привязаны к матери и более болезненно реагируют на разлуку с ней.

Для эмоционально неразвитых детей адаптация наоборот происходит легко - у них нет сформированной привязанности к матери. Психологи указывают на следующий парадокс: чем раньше ребенок будет отдан в дошкольное учреждение (например, до 1 года), тем более он будет коллективистски настроен в дальнейшем. Первичный эмоциональный контакт такой ребенок установит не с матерью, а со сверстниками, что не лучшим образом скажется на развитии его эмоциональной сферы - в дальнейшем такой ребенок может не испытать глубокого чувства любви, привязанности, сострадания.

Таким образом, чем более развита эмоциональная связь с матерью, тем труднее будет проходить адаптация. К сожалению, проблемы адаптации могут преодолеть не все дети, что может привести к развитию невроза у ребенка.

Если адаптация к яслям или детскому саду не произошла в течение 1 года и более, то это сигнал родителям, что с ребенком не все в порядке и нужно обратиться к специалисту. По наблюдениям психологов средний срок адаптации в норме составляет:
– в яслях - 7-10 дней,
– в детском саду в 3 года - 2-3 недели,
– в старшем дошкольном возрасте - 1 месяц.

Конечно, каждый ребенок по-разному реагирует на новую ситуацию, однако, есть и общие черты. Всегда нелегко привыкают к детскому саду или яслям единственные в семье дети, особенно чрезмерно опекаемые, зависимые от матери, привыкшие к исключительному вниманию, неуверенные в себе.

Осложняющим фактором адаптации будут и конфликты в семье, необщительность родителей. Дети непроизвольно усваивают негативные черты поведения родителей, что осложняет их отношения со сверстниками. Они ведут себя неуверенно и нерешительно, много волнуются, сомневаются, поэтому не могут быть принятыми в группе.

                                       

                             "Я все умею делать сам!"

Что должен уметь ребенок, который идет в детский сад
Ребенок, который отправляется в
детский сад, конечно, должен обладать определенными навыками самообслуживания: одеваться, есть, пользоваться горшком, умываться и вытирать руки и лицо полотенцем. Разумеется, воспитатели помогут справиться с пуговицами и шнурками, но нельзя ожидать, что они будут постоянно переодевать и кормить с ложки каждого из пятнадцати подопечных! С такой нагрузкой им не справиться даже при наличии няни.

Надо сказать, что два-три года - самый замечательный возраст для обучения самостоятельности. На вашей стороне сейчас сама природа с ее законами психического развития маленького человечка. Ведь недаром третий год жизни ребенка называют периодом, который проходит под девизом: "Я сам!". Сейчас малыша вообще не нужно заставлять что-то делать самостоятельно - он только к этому и стремится, настойчиво и упорно, решительно отстаивая свое право делать все без вашей помощи и получая огромное удовольствие от достижения цели.

Как правило, родителям двухлетних детей гораздо больше внимания приходится обращать на то, чтобы не мешать ребенку быть самостоятельным. И это, возможно, самый важный момент! Именно сейчас, на третьем году жизни, ребенок может и должен овладеть всеми навыками самообслуживания: есть и пить, умываться и чистить зубы, одеваться и раздеваться, своевременно пользоваться горшком. Он с легкостью может научиться убирать за собой игрушки, вытирать тряпкой стол, аккуратно складывать одежду.

Вам трудно в это поверить? Тем не менее это так, и более того: для достижения таких успехов вам вовсе не обязательно прикладывать какие-то значительные усилия, кроме одного - не мешать! Не хватать его за руки, не одергивать и не поправлять на каждом шагу, не пытаться все сделать за него, потому что он "маленький и ничего не умеет"!

На практике это, конечно, не так уж просто. Прежде чем дитя научиться умываться, пол в ванной комнате не раз и не два окажется залит водой. Самостоятельное одевание карапуза легко может расшатать нервную систему мамы, особенно если сама она по темпераменту холерик или сангвиник. И все - таки необходимо взять себя в руки, набраться терпения и обращаться с ребенком осознанно, а не под влиянием импульса.

Планируя все свои дела, заранее закладывайте в расписание час или полтора (в зависимости от особенностей поведения ребенка) "на самостоятельность". Не делайте за ребенка того, что он может сделать сам. Давайте ему возможность опробовать самостоятельно всякий новый навык, и лишь в том случае, когда становится очевидным, что самому ему не справиться, предлагайте помощь (причем эта помощь должна быть обучающей: не "давай я сделаю сама!", а "посмотри, это делается так"). С другой стороны, не нагружайте его заданиями, с которыми он определенно не может справиться: постарайтесь, чтобы карапуз пореже испытывал ощущение собственного бессилия и почаще добивался успеха.

С поступлением ребенка в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей в течение 9 и более часов, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит, и опасного, другой стиль общения. Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию.

Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, от сложившихся семейных отношений, от условий пребывания в дошкольном учреждении. Т.е., каждый ребенок привыкает по-своему. Однако, можно отметить некоторые закономерности, про которые хотелось бы рассказать родителям.

Адаптация неизбежна в тех ситуациях, когда возникает противоречие между нашими возможностями и требованиями среды. Выделяют три стиля, с помощью которых человек может адаптироваться к среде:
а) творческий стиль, когда человек старается активно изменять условия среды, приспосабливая ее к себе, и таким образом приспосабливается сам;
б) конформный стиль, когда человек просто привыкает, пассивно принимая все требования и обстоятельства среды;
в) избегающий стиль, когда человек пытается игнорировать требования среды, не хочет или не может приспосабливаться к ним.
Наиболее оптимальным является творческий стиль, наименее оптимальным — избегающий.

При этом различают три степени тяжести прохождения острой фазы адаптационного периода:
• легкая адаптация — поведение нормализуется в течение 10—15 дней; ребенок соответственно норме прибавляет в весе, адекватно ведет себя в коллективе, не болеет в течение первого месяца посещения дошкольного учреждения; он не устраивает скандалов, когда мама ведет его в детский сад. Такие дети, как правило, болеют нечасто, хотя в период адаптации "срывы" все же возможны;

• адаптация средней тяжести — сдвиги нормализуются в течение месяца(или 2-х), ребенок на короткое время теряет в весе, есть признаки психического стресса. Малыш может периодически "всплакнуть", но ненадолго. Чаще всего в это время заболеваний не избежать.

• тяжелая адаптация длится от 2 до 6 месяцев; ребенок часто болеет, теряет уже полученные навыки; может наступить как физическое, так и психическое истощение организма. В этот период у ребенка наблюдаются ухудшение аппетита, вплоть до полного отказа от еды, нарушение сна и мочеиспускания, резкие перепады настроения, капризы. Кроме того, малыш очень часто болеет - (в данном случае болезнь нередко связана с нежеланием ребенка идти в детский сад). Такие дети в коллективе чувствуют себя неуверенно, практически ни с кем не играют. Если родителям пустить ситуацию на самотек, это может перерасти в серьезные нервные заболевания и расстройства. В некоторых случаях нельзя будет обойтись без консультации специалиста, а если малыш не адаптируется к новым условиям в течение года, возможно, - подумать о том, чтобы прекратить посещать детский садик.

Для успешной адаптации важна предварительная подготовка и время, выделенное на постепенное вхождение малыша в коллектив. Немаловажен профессионализм воспитателя, его умение и стремление наладить с ребенком контакт. И, конечно, очень значимыми остаются внимание, любовь и поддержка родителей

Как научить ребенка одеваться?

Если ваш ребенок сейчас именно в таком возрасте - от двух до трех лет, - примите во внимание приведенные ниже советы.

- Не нужно немедленно требовать от ребенка, чтобы он, начиная с этого момента, всегда одевался только сам. Но - и это очень важно! - когда он по своей доброй воле берется за одежду и старается надеть ее сам, ни в коем случае не мешайте ему, не пытайтесь сделать все за него!

- Планируйте свое время таким образом, чтобы вы могли чувствовать себя спокойно, пока ребенок осваивает науку одевания. Лучше встать утром на полчаса раньше, чем лишить ребенка возможности вовремя овладеть новыми навыками.

- Если же малыш не проявляет желания одеваться самостоятельно, можно немножко подтолкнуть его. Например, вы можете надеть ему носочки, но не до конца, и предложить самому подтянуть их повыше.

- Предлагайте ему самому снимать ту одежду, которую действительно легко снять.
Как и любой другой навык, умение одеваться и раздеваться складывается постепенно, и вы поможете малышу, если будете ненавязчиво, но постоянно предлагать ему маленькие "уроки": самому продеть руки в рукава, одернуть не до конца надетое платьице и т. д. Можно играть с ребенком, устраивая соревнования: кто быстрее наденет носки и футболку.

Как научить ребенка убирать свои игрушки?

Этот навык, по большому счету, не из первостепенных, но все-таки желательно, чтобы он уже был в "багаже" малыша, который отправляется в детский сад. Конечно, в садике всему этому учат, и привычку к аккуратности дети усваивают как раз именно там. Воспитательницу принято слушать, да и "влияние коллектива" делает свое дело. Но если в домашней жизни малышу ни разу даже не намекали на то, что вещи можно и нужно держать в порядке, требование воспитателя убирать за собой может вызвать у ребенка протест.

Кстати, существует точка зрения, согласно которой от ребенка вообще нельзя требовать порядка в игрушках. И не только потому, что он по малолетству не способен его соблюдать, но прежде всего потому, что взрослые, родительские представления о порядке чужды его природе, возрастным особенностям психики. Требование "держать все на своих местах и не разбрасывать вещи где попало" тормозит развитие творческого потенциала малыша, угнетает его исследовательскую активность. Ребенок развивается по вселенскому, космическому закону: вначале его мир - это первобытный хаос, который он затем начинает упорядочивать.

Бесспорно, в этой теории есть доля истины. Ваш взрослый порядок, когда все "по полочкам", малышу действительно не нужен и не интересен. В таком упорядоченном извне мире не остается пространства для творчества. Но возникает вопрос: как совместить потребность юного творца в первобытном хаосе с потребностью родителей все-таки где-то жить?

Приходится искать компромиссы. В идеале у ребенка должна быть отдельная комната, в которой он и устраивает все так, как ему нужно - хаос так хаос, - и пространство для творчества не ограничено ничем, кроме соображений безопасности. В реальной жизни отдельная детская - роскошь, доступная далеко не всем, поэтому остается лишь каким-то образом делить ту территорию, что имеется в наличии. Скажем, повсюду на обоях рисовать нельзя, но в определенном месте на стене всегда висит большой лист ватмана - специально для упражнений в настенной росписи. Игрушки, рассыпанные по всей комнате, хотя бы к вечеру должны быть убраны, но под столом устроен "домик", и там маленький хозяин может убирать только то, что считает нужным.

В детском саду, скорее всего, не будет и компромиссов. Детей много, игрушек мало (и потому их нужно хоть немного беречь), у воспитателей - свои представления о том, что правильно, а что нет. К тому же они просто живые люди, и работать в условиях хаоса, учиненного пятнадцатью "творцами", обычно не соглашаются. Наконец, три-четыре года - это тот возраст, когда ребенку уже и в самом деле пора переходить к "упорядочиванию"; в противном случае он вырастет не столько художественно одаренной личностью, сколько банальным неряхой.

Так что вопрос об уборке, так или иначе, возникает. И если вы не хотите дожидаться того времени, когда вашего крошку "отдрессируют" в садике, начинайте... играть. Да, именно играть, а не шпынять, приказывать, требовать или уговаривать. Играть можно в погрузчики, краны, снегоуборочные машины, эвакуаторы. Можно играть в сбор ягод (грибов, цветов и т. д.), подбирая с малышом рассыпанную по полу мелочевку. Можно соревноваться - кто быстрее уберет свою часть игрушек. Можно придумать еще сотню способов превратить уборку в удовольствие. Главное, чтобы вы всегда вели себя последовательно. Нельзя приучать малыша к уборке время от времени: "Вчера убирал, сегодня, так и быть, я сама, а завтра вообще оставим все, как есть". Если уж вы решили вырабатывать полезную привычку, не отказывайтесь от своего намерения.

Ребенок, конечно, будет играть, но постепенно привыкнет к правилу: перед сном (или перед обедом, перед прогулкой) игрушки отправляются на полки, в ящики и прочие свои "домики".


Как научить ребенка не отбирать у других детей игрушки, делиться и не давать себя в обиду?

Когда карапуз полутора лет от роду выхватывает у другого лопатку из рук, он не совершает никакого преступления: в столь нежном возрасте он еще не имеет и не может иметь никакого представления о том, что такое "мое" и что такое "чужое". Он не умеет проводить границы, весь мир для него - "мое"! Он может хватать все, что покажется ему привлекательным, не только в песочнице, но и в гостях, и в магазине. Ведь до сих пор он существовал лишь в границах своего дома, где действительно все принадлежало ему. Вещи, которым не следует попадать в детские ручонки, вы старались просто держать подальше от него.

Но каждому ясно, что если таким же образом поведет себя трехлетний ребенок в детском саду, его никто за это не похвалит. Вопросы собственности и "распределения благ" в садике вообще очень часто обостряются. С одной стороны, игрушки там общие (что поначалу очень нелегко понять трехлетним и даже четырехлетним детям), с другой стороны, малыши очень любят приносить в группу любимые игрушки из дому, из - за чего обычно разыгрываются целые баталии... Итак, начнем обучать малыша проведению и соблюдению границ. Как только кроха выбирается из коляски и приступает к играм в песочнице, в его жизни появляются понятия "своего" и "чужого".

Не тревожьтесь, не страдайте от чувства стыда за "агрессивное" поведение малыша: его стремление ухватить чужую яркую машинку не имеет ничего общего с агрессией. Помните: ведь он еще учится! Ваша задача - помочь ему в этом. Однако опасна и другая крайность: спокойно стоять в сторонке и с умилением наблюдать за тем, как ваше чадо нападает на других малышей, отнимая у них игрушки и ломая их куличики. К сожалению, на каждой детской площадке можно увидеть и такую маму.

Ни в коем случае не надо ругать малыша, шлепать его - с психологической точки зрения он не совершает никакого проступка, захватывая чужие игрушки. Но успех придет к вам только в том случае, если вы будете очень последовательны. Одна из самых больших помех в таком обучении - добрые намерения других мам. Ваше чадо тянет из рук другого карапуза лопатку, а мама "жертвы", желая воспитать в своем малыше хорошие душевные качества, говорит ему: "Ну не жадничай, дорогой, отдай мальчику лопатку, пусть поиграет!". Если вы действительно хотите позаботиться о будущем своего ребенка, ни в коем случае не позволяйте принимать ему такой "дар"! И кстати, никогда не ведите себя подобно этой маме. Если на вашего ребенка нападают, пытаясь лишить его собственности, мягко, но уверенно пресекайте такие попытки.

Главное спасение для маленького ребенка, которого еще довольно долго чужие игрушки будут привлекать больше, чем свои, - умение выражать свои желания в социально приемлемой форме. Проще говоря, научите малыша меняться игрушками! Даже годовалый малыш наверняка уже знает слова "дай!" и "на!", а если нет, то теперь быстро этому научится, потому что ему нужны эти слова. Заметив, что ваше дитя нацелилось на имущество соседа по песочнице, перехватите его и скажите: "Давай попросим. А что мы дадим мальчику?". Как правило, малыши охотно меняются игрушками. Но если "сделка" не состоялась, не затягивайте "переговоры", в конце концов, вы не можете долго надоедать другому ребенку, если он ясно выразил свое нежелание меняться игрушками. Отвлеките своего малыша, предложив ему какую-нибудь новую игру.

И пожалуйста, забудьте слово "жадный"! Никогда не употребляйте его в отношении своего, а тем более чужого ребенка. В полтора и даже в два года ребенок не умеет делиться с другими. Если он без протестов отдает другим детям свои игрушки, то так происходит не потому, что он очень щедрый, а потому, что ему все равно - он может одинаково спокойно отдать свое и отнять чужое. А вот если он свое не отдает, вы можете тихонько поздравить себя: у малыша формируется чувство собственности! Раз он начал проводить границу вокруг "своего", значит, вскоре на карте его мира появится и "чужое", ребенок начнет осознавать разницу между этими понятиями и постепенно приучится с уважением относиться к собственности других детей.

Как надо готовить родителям ребенка к поступлению в детский сад

Не обсуждать при малыше волнующие вас проблемы, связанные с детским садом.

Отправить в детский сад ребенка лишь при условии, что он здоров.

Не отдавать ребенка в детский сад в разгаре кризиса трех лет.

Заранее узнать все новые моменты в режиме дня в детском саду и их ввести в режим дня ребенка дома.

Повысить роль закаливающих мероприятий.

Как можно раньше познакомить малыша с детьми в детском саду и с воспитателями группы, куда он в скором времени придет.

Настроить малыша как можно положительнее к его поступлению в детсад.

"Раскрыть секреты" малышу возможных навыков общения с детьми и взрослыми людьми.

Учить ребенка дома всем необходимым навыкам самообслуживания.

Не угрожать ребенку детским садом как наказанием за детские грехи, а также за непослушание.

Готовить вашего ребенка к временной разлуке с вами и дать понять ему, что это неизбежно лишь только потому, что он уже большой.

Не нервничать и не показывать свою тревогу накануне поступления ребенка в детский сад.

Планировать свой отпуск так, чтобы в первый месяц посещения ребенком нового организованного коллектива у вас была бы возможность оставлять его там не на целый день.

Все время объяснять ребенку, что он для вас, как прежде, дорог и любим.

Как надо вести себя родителям с ребенком, когда он начал впервые посещать детский сад

Настраивать ребенка на мажорный лад. Внушать ему, что это очень здорово, что он дорос до сада и стал таким большим.

Не оставлять его в дошкольном коллективе на целый день, как можно раньше забирать домой.
Создать спокойный, бесконфликтный климат для него в семье.

Щадить его ослабленную нервную систему.

Не увеличивать, а уменьшать нагрузку на нервную систему. На время прекратить походы в цирк, в театр, в гости. Намного сократить просмотр телевизионных передач.

Как можно раньше сообщить врачу и воспитателям о личностных особенностях малыша.
Не кутать своего ребенка, а одевать его так, как необходимо в соответствии с температурой в группе.
Создать в воскресные дни дома для него режим такой же, как и в детском учреждении.

Не реагировать на выходки ребенка и не наказывать его за детские капризы.

При выявленном изменении в обычном поведении ребенка как можно раньше обратиться к детскому врачу или психологу.

Почему же ребёнок плачет? И как лучше прощаться

Он плачет, потому что слезы - единственный способ, которым ребенок может показать, что он БЕСПОКОИТСЯ. Попробуем найти рецепт хорошего и полезного для ребенка прощания.

- Чтобы не опаздывать и иметь возможность попрощаться с ребенком, соберитесь на 5-10 минут раньше (больше не надо, чтобы не превращать прощание в самостоятельное событие дня).

- Скажите честно ребенку, куда и зачем вы идете (только очень просто, например: "Я иду в магазин за покупками ", или "Я иду на работу печатать на компьютере"). Не бойтесь, что ребенок не поймет слов: спокойная, открытая интонация подскажет ему, что то место, куда идет мама, достаточно хорошее, и дело, которое она будет делать, - полезное и приятное.

- Скажите точно малышу, когда вы вернетесь. Для этого не нужно говорить время по часам (это маленькому ребенку может быть не совсем удобно и понятно). Можно сказать: "Я приду, когда ты покушаешь, погуляешь, поспишь". Ребенку понятнее конкретные описания событий, по которым он и определит время.

- Расскажите сыну или дочке, с кем он останется и, главное, что будет делать: "Ты будешь с воспитателем Анной Григорьевной и другими детками. Вы покушаете, потом погуляете, потом поиграете, а потом будете меня вместе встречать".

- Не сулите ребенку "призов" за то, что он вас отпускает, но если он попросит ему что-то принести, не отказывайте. Если же выполнить его просьбу невозможно, сразу скажите ему об этом. Даже если ребенок ни о чем не просит, приносите ему время от времени какую-нибудь маленькую приятную вещицу (печенье, конфетку, яблоко, тетрадку), чтобы он чувствовал, что где-то далеко от него вы о нем помните и готовитесь к встрече.

Как избежать сцен и манипуляций

Ребенок чувствует, что "сцены" портят его отношения с родителями.
Победить "сцены" помогут "ритуалы".

"Ритуал" - это порядок действий, который взрослые повторяют раз за разом. Например, уходя, мама всегда:
- на три минутки берет малыша на руки;
- целует и говорит, куда уходит и когда придет;
- просит принести сумку (ключи, платочек и т. д.);
- говорит "спасибо" и "пока-пока";
- если ребенок плачет - говорит, что ей очень жалко, что он грустит, но ничего не поделаешь, приходится расставаться;
- передает ребенка тому взрослому, с которым он остается;
- уходит.
Такое поведение помогает ребенку не с первого дня, а именно тогда, когда становится ритуалом, то есть привычным поведением. Ритуал помогает потому, что учит ребенка ДОВЕРЯТЬ взрослым: ребенок хорошо знает, что мама уйдет, как она уйдет и когда вернется. Это доверие и знание снижает тревогу малыша.


Фразы, которые ухудшают ситуацию

- "Ты же сам говорил (говорила), что хочешь в детский садик (с детками играть), почему ты теперь не хочешь оставаться?";
- "Не пускаешь меня на работу - не будет денег тебе на новую машинку!";
- "Ну, пожалуйста, можно мама пойдет на работу?!";
- "Ты же большой мальчик (большая девочка)! Как тебе не стыдно плакать!";
- "Если будешь так реветь - уйду от тебя и вообще не приду!".

Важно помнить: эти фразы не только не помогают ребенку, но даже вредят, потому что в них есть УПРЕК. Упрек ребенку в том, что он МЕШАЕТ маме делать какие-то ее дела. Мамы говорят такие слова просто потому, что не знают, как успокоить малыша, а ребенок слышит, что он - помеха маме в ее жизни, и еще больше переживает, тревожится и, как следствие, капризничает.

Ребенок спокойно общается со взрослыми, но очень застенчив в обществе других детей. Как научить его не бояться?

Если дома ребенка часто ругают, критикуют, упрекают и ограничивают, он становится чрезвычайно неуверенным в себе и потому пугливым. Так что прежде всего поищите причину его робости в своих собственных установках.

Причина негативной реакции ребенка на шумные компании сверстников может крыться и в особенностях его нервной деятельности. Если ваш малыш родился на свет интровертом, то он действительно будет малообщительным, будет быстро уставать от шума, беготни, большого количества людей вокруг. А экстраверты, наоборот, не выносят одиночества и чувствуют себя хорошо только в компании. Интроверия и экстраверия - врожденные установки, которые, как и темперамент, нельзя изменить. Но это не означает, что ребенок-интроверт совершенно не способен к общению.Просто этого общения не должно быть слишком много

Возможно, на протяжении долгих месяцев ваш малыш-интроверт на детской площадке будет лишь сторонним наблюдателем. Уважайте его особенности и не форсируйте события. Рано или поздно он начнет играть с другими детьми. А когда подрастет, вряд ли он станет "душой компании", но зато всегда будет самым верным и надежным другом тем, кого он впустит в свое личное пространство.

"Я все умею делать сам!" Что должен уметь ребенок, который идет в детский сад?

Ребенок, который отправляется в детский сад, конечно, должен обладать определенными навыками самообслуживания: одеваться, есть, пользоваться горшком, умываться и вытирать руки и лицо полотенцем. Разумеется, воспитатели помогут справиться с пуговицами и шнурками, но нельзя ожидать, что они будут постоянно переодевать и кормить с ложки каждого из пятнадцати, а то и больше подопечных!

Надо сказать, что два года - самый замечательный возраст для обучения самостоятельности. На вашей стороне сейчас сама природа с ее законами психического развития маленького человечка. Ведь недаром третий год жизни ребенка называют периодом, который проходит под девизом: "Я сам!". Сейчас малыша вообще не нужно заставлять что-то делать самостоятельно - он только к этому и стремится, настойчиво и упорно, решительно отстаивая свое право делать все без вашей помощи и получая огромное удовольствие от достижения цели.

Не мешайте ребенку быть самостоятельным. Это важный момент! Именно сейчас, на третьем году жизни, ребенок может и должен овладеть всеми навыками самообслуживания: есть и пить, умываться и чистить зубы, одеваться и раздеваться, своевременно пользоваться горшком. Он с легкостью может научиться убирать за собой игрушки, вытирать тряпкой стол, аккуратно складывать одежду.

Планируя все свои дела, заранее закладывайте в расписание час или полтора (в зависимости от особенностей поведения ребенка) "на самостоятельность". Не делайте за ребенка того, что он может сделать сам. С другой стороны, не нагружайте его заданиями, с которыми он определенно не может справиться: постарайтесь, чтобы карапуз пореже испытывал ощущение собственного бессилия и почаще добивался успеха.

"Как пойти в садик и не заболеть?"

Примерно четверть детишек реагирует на помещение в детский сад "скрытым сопротивлением". Попросту - начинают часто болеть. И самое распространенное объяснение, которое состоит в том, что дети "подхватывают" простуду друг от друга - лишь одна из причин.

Но прежде всего малыши начинают болеть просто потому, что снижается иммунитет из-за резкой смены обстановки: другой режим, непривычная пища, много шума и впечатлений, переживания из-за разлуки с мамой... Наконец, очень часто именно перед походом в садик дети получают полный "комплект" прививок, что тоже негативно отражается на состоянии защитных сил организма.

Так что, вам обязательно нужно позаботиться об укреплении здоровья малыша.
В детском саду воспитатели тщательно следят за тем, сухая ли одежда у малышей. Обычно, не смотря на переполненность группы, им удается проверить состояние одежек после прогулки и переодеть всех, кто в этом нуждается.

Внимание! Не забывайте оставлять в садике полный комплект запасной одежды для малыша.
Как защитить ребенка от простуд? Ну, конечно же, закалять!

Обливаться, ходить босиком, не кутать, помнить, что, если вы мерзнете, это еще не означает, что ребенку тоже холодно. Для того чтобы здоровый образ жизни малыша был совсем уж совершенным, к водным процедурам и хождению босиком (и вообще отказу от перегрева!) добавьте гимнастику и, по возможности, массаж. Весь "оздоровительный комплекс" вы можете обсудить с детским врачом.

Какой режим дня принят в детских садах?

В нашем детском саду распорядок дня примерно таков:
7.00 - 8.30 - прием детей в группу
9.00 - завтрак,
затем - прогулка, занятия
12.00 (или 12.30) - обед
13.00 -15.00 - тихий час
15.30 - полдник,
затем - игры, прогулка.

Закрывается детский сад в 19.00, на практике же часам к шести вечера детишек обычно уже разбирают по домам.

Нередко трудности в адаптации к садику бывают вызваны именно тем, что ребенку никак не удается привыкнуть к новому распорядку дня.

Нужно привести режим дома в соответствие с "нормативами" детского учреждения.
Перемены нужно вводить в жизнь ребенка постепенно и "малыми дозами". Каждый день понемногу сдвигайте все дела таким образом, чтобы в конце концов приблизиться к садиковому режиму.

А что же делать, если ребенок днем не спит?

Есть, конечно, дети, которые уже лет с двух не нуждаются в дневном сне, но это большая редкость. Как правило, хотя бы до четырех лет, а то и больше, ребенку нужно днем спать хотя бы час-полтора. Если привычки спать днем у него до сих пор не было, можно поначалу просто укладывать его в кровать и читать ему книжку. Пусть не спит, но хотя бы полежит. Попробуйте предложить ему какие-то тихие занятия: можно дать ребенку в постель любимую мягкую игрушку или несколько книжек, которые он любит рассматривать. Самое важное сейчас - чтобы малыш постепенно усвоил сам факт, что после обеда наступает тихий час и что в это время нужно оставаться в кровати и вести себя очень тихо.