Дополнительные образовательные услуги
В этом разделе размещены материалы по оказанию дополнительной образовательной услуги. Программа, консультации, рекомендации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Дополнительная программа "ПИРАМИДКА" | 198.5 КБ |
programma_kruzhka_piramidka_sultanova_l.m.pdf | 1.28 МБ |
spravka_k_dop.obr_.docx | 14.06 КБ |
programma_umnyy_malysh_sultanova_l.m.docx.pdf | 337.76 КБ |
vospitatelnaya_programma_2-3_goda.docx | 45.06 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДА НИЖНЕВАРТОВСКА ДЕТСКИЙ САД №52 «САМОЛЁТИК»
| УТВЕРЖДАЮ: заведующий МАДОУ города Нижневартовска ДС № 52 «Самолётик» _____________ С.В. Базюк от « » 2018 г. № _______ |
Программа дополнительного образования
кружка «Умелые ручки» по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционной художественной техники изобразительного искусства – пластилинографии для детей 3–5лет
на 2018-2019 учебный год
воспитатель первой квалификационной категории
МАДОУ города Нижневартовска ДС №52 «Самолётик»
Султанова Лилия Маганавиевна
СОДЕРЖАНИЕ
Содержание | 2 | |
Паспорт программы | 3 | |
I | Целевой раздел | 6 |
1.1 | Пояснительная записка | 6 |
1.2 | Критерии оценки воспитанника | 10 |
II | Содержательный раздел | 11 |
2.1 | Календарно-тематическое планирование | 11 |
III | Организационный раздел | 23 |
3.1 | Работа с детьми | 23 |
3.2 | Работа с родителями | 25 |
Список литературы | 27 |
- ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование Программы | Программа дополнительного образования кружка «Умелые ручки» для детей 3–5 лет |
Основания для разработки Программы | Программа г. Нижневартовска на 2017 - 2019г. Устав МБДОУ ДСКВ №52. Локальные акты МБДОУ № 52 |
Заказчик Программы | 1. Совет педагогов МАДОУ города Нижневартовска ДС №52 «Самолётик»; 2. Родители |
Исполнитель Программы | Воспитатель МАДОУ города Нижневартовска ДС №5 «Самолётик» Султанова Лилия Маганавиевна |
Целевая группа | Дети младшего возраста (3-5 лет) |
Составители Программы | Воспитатель МАДОУ города Нижневартовска ДС №52 «Самолётик» Сидорова Оксана Анатольевна Султанова Лилия Маганавиевна |
Цель Программы | Общее развитие, эстетическое и психическое развитие ребёнка. |
Основные принципы программы |
|
Задачи Программы | - Учить способам создания самостоятельных предметов и поделок, поощрять вариативность и нестандартное решение отдельных задач. - Учить передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии. - Учить основным приемам пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание). - Учить работать на заданном пространстве. - Учить принимать задачу, слушать и слышать речь воспитателя действовать по образцу, а затем по словесному указанию. - Учить обследовать различные объекты (предметы) с помощью зрительного, тактильного ощущения для обогащения и уточнения восприятия их формы, пропорции, цвета. - Развивать воображение, память, мышление, мелкую моторику рук, стремление к самостоятельности. - Развивать чувство пропорции, гармонии цвета, чувство композиции и ритма. - Развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер. - Развивать сюжетно – игровой замысел. - Развивать интерес к процессу и результатам работы. - Совершенствовать практические умения и навыки детей в работе с нестандартными материалом и оборудованием, свободное применение в играх и творческой деятельности. - Формировать технические умения и навыки в работе с разнообразным материалом, в том числе – нестандартным. - Формировать художественный вкус. - Воспитывать у детей интерес к художественному ручному труду, формируя образное представление у детей, воспитывая и развивая их творческие способности. - Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином. - Воспитывать отзывчивость, доброту, умение сочувствовать персонажам, желание помогать им. - Воспитывать желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах. - Осуществлять индивидуальный подход к детям, как на занятиях, так и в свободной самостоятельной деятельности. |
Ожидаемые конечные результаты | В конце обучения у ребенка развивается: - умелость рук; - укрепляется сила рук; - движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. - развивается пинцетное хватание, т. е. захват мелкого предмета двумя пальцами или щепотью; - умеют самостоятельно осуществлять движения во всех его качествах: силе, длительности, направленности и др. |
Критерии и формы оценки качества знаний | Для проверки уровня знаний и умений, полученных в процессе обучения, используется тестовый контроль по отдельным темам, а так же принятые формы диагностики музыкальной деятельности (входной и итоговый контроль). Итоги реализации дополнительной образовательной программы подводятся в форме показательных концертов в ДОУ и участии в городских конкурсах. |
Срок реализации программы | 2018г – 2019г. |
Механизм реализации программы | Контроль и координация деятельности по реализации Программы осуществляется администрацией МАДОУ города Нижневартовска ДС №52 «Самолётик». Текущий контроль ежемесячно осуществляет зам. зав по ВМР; Ежегодный анализ выполнения программы «Умелые ручки» с предоставлением на итоговом педагогическом совете; |
II.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
- Пояснительная записка
Образовательный процесс в детском саду нацелен на личность, способную к саморазвитию, но в нем недостаточно внимания уделяется фантазированию, развитию нестандартного видения мира, творческому решению задач. В практике педагоги большое внимание уделяют коррекции детей с проблемами в обучении, но, как правило, не планируют работу с детьми, проявляющими более высокий уровень способностей. Обычно такие дети не получают должного внимания из-за недостатка времени, загруженности педагога и пр.
Проблема речи, которая встаёт в дошкольном образовательном учреждении, также взаимосвязана с изодеятельностью, развитием у детей мелкой моторики. Зачастую, дома в семье, дети не имеют материал для самостоятельного художественного творчества (пластилин, краски, цветные карандаши, раскраски). Родители сами не уделяют внимание творчеству, не владеют навыками, не учат своих детей работе с изобразительным материалом.
Универсальным средством в развитии изобразительного творчества, а также в развитии умелости рук, а значит, и речевого развития, является лепка. В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Именно это в дальнейшем даст ему возможность легко обучаться новому, будь то иностранный язык, письмо или математика. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Учитывая важность проблемы по развитию ручных умений и тот факт, что развивать руку ребенка надо начинать с раннего детства, мною был организован кружок художественной направленности «Умелые ручки»- основной идей которой является рисования картин – пластилином, пластилинография. Этот жанр представляет собой создание лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности, с применением нетрадиционных техник и материалов. Основной материал — пластилин, а основным инструментом в пластилинографии является рука (вернее, обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками. Данная техника хороша тем, что она доступна детям младшего дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с малышами.
Создание программы дополнительного образования «Умелые ручки» обосновано отсутствием методического обеспечения занятий по пластилинографии и актуальностью проблемы по развитию ручных умений у детей младшего дошкольного возраста.
Работа кружка «Умелые ручки» нацелена на общее развитие ребёнка. Основой каждого занятия является изобразительная деятельность с использованием нетрадиционной художественной техники изобразительного искусства – пластилинография. Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графия» - создать, изображать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла. Принцип данной техники заключается в создании лепной картины с изображением более или менее выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности. Лепкой дети начинают заниматься уже с младшего возраста, осваивают простейшие приёмы работы с пластилином: раскатывание, сплющивание, вытягивание. Это даёт предпосылки к созданию сложных лепных композиций в старшем дошкольном возрасте: выполнение декоративных налепов разной формы, прищипывание, сплющивание, оттягивание деталей от общей формы, плотное соединение частей путём примазывания одной части к другой. Каждое занятие содержит не только практические задачи, но и воспитательно - образовательные, что в целом позволяет всесторонне развивать личность ребёнка.
Содержание занятий кружка «Умелые ручки» составлено с учётом возрастных особенностей детей, при условии систематического и планомерного обучения. «От простого - к сложному» - девиз данной программы.
Обучение проводится один раз в неделю, во вторую половину дня - на коллективных занятиях и по подгруппам (5-6 человек). 15 минут во 2 младшей группе. На занятиях кружка «Умелые ручки», осуществляется индивидуальный подход, построенный с учётом качества восприятия, связанный с развитием технических умений и навыков, эмоциональной отзывчивости каждого ребёнка на предложенное задание.
Цель Программы: Общее развитие, эстетическое и психическое развитие ребёнка. Каждое занятие содержит не только практические, но и воспитательно-образовательные задачи, что в целом позволяет всесторонне развивать личность ребенка.
Задачи:
Учить способам создания самостоятельных предметов и поделок, поощрять вариативность и нестандартное решение отдельных задач.
- Учить передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии.
- Учить основным приемам пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание).
- Учить работать на заданном пространстве.
- Учить принимать задачу, слушать и слышать речь воспитателя действовать по образцу, а затем по словесному указанию.
- Учить обследовать различные объекты (предметы) с помощью зрительного, тактильного ощущения для обогащения и уточнения восприятия их формы, пропорции, цвета.
- Развивать воображение, память, мышление, мелкую моторику рук, стремление к самостоятельности.
- Развивать чувство пропорции, гармонии цвета, чувство композиции и ритма.
- Развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер.
- Развивать сюжетно – игровой замысел.
- Развивать интерес к процессу и результатам работы.
- Совершенствовать практические умения и навыки детей в работе с нестандартными материалом и оборудованием, свободное применение в играх и творческой деятельности.
- Формировать технические умения и навыки в работе с разнообразным материалом, в том числе – нестандартным.
- Формировать художественный вкус.
- Воспитывать у детей интерес к художественному ручному труду, формируя образное представление у детей, воспитывая и развивая их творческие способности.
- Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином.
- Воспитывать отзывчивость, доброту, умение сочувствовать персонажам, желание помогать им.
- Воспитывать желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах.
- Осуществлять индивидуальный подход к детям, как на занятиях, так и в свободной самостоятельной деятельности
Занятия пластилинографией способствуют развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление, а также развитию творческих способностей. Пластилинография способствует развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе. Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца.
Одним из несомненных достоинств занятий по пластилинографии с детьми младшего дошкольного возраста является интеграция предметных областей знаний. Деятельность пластилинографией позволяет интегрировать различные образовательные сферы. Темы занятий тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других занятиях (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи, и т. д.).
Проблема развития мелкой моторики, ручной умелости на занятиях по изобразительной деятельности так же весьма актуальна, так как именно изобразительная деятельность способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук. Дети овладевают навыками и умениями работы с инструментами (в рисовании - карандаш и кисть, в аппликации - ножницы и кисть, в лепке - стека). На этих занятиях дети вырабатывают умения управлять инструментом (конечно, если ребенка учат правильно держать инструменты и работать ими).
Такое построение занятий кружка способствует более успешному освоению образовательной программы.
Материальное оснащение занятий кружка «Умелые ручки» соответствует гигиеническим и эстетическим требованиям.
Основным условием реализации программы кружка «Умелые ручки» является творческое отношение к работе самого педагога.
Выдумка, творческая фантазия педагога, умение вдохновить детей на новые достижения в творчестве – главное руководство в работе кружка «Умелые ручки».
К концу года дети:
- Реализуют свою познавательную активность. Весь подбираемый материал для занятий с детьми, имеет практическую направленность, максимально опирается на имеющийся у них жизненный опыт, помогает выделить сущность признаков изучаемых объектов и явлений, активизирует образы и представления, хранящиеся в долговременной памяти. Они позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применять первые варианты обобщения.
- В интересной игровой форме обогащают свой словарь. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведётся непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, формирование и активизации словаря, пониманию ребенком речи окружающих.
- Знакомятся с художественными произведениями, стихами, потешками, пальчиковыми играми.
- У детей появляются первые элементарные математические представления о счете, размере, величине.
- Развивают сенсорные эталоны. Сенсорное развитие занимает одно из центральных мест в работе с детьми по пластилинографии. В младшей группе происходит развитие общих сенсорных способностей: цвет, форма, величина.
- У детей воспитывается тактильные и термические чувства пальцев. Необходимость тактильного и термического чувства кончиками и подушечками пальцев обусловлена практикой жизни, должна стать необходимой фазой обучения, накопления социокультурного опыта ребенка.
- Дети дошкольного возраста наилучшим образом знакомятся с материалами через тактильные ощущения. На занятиях кружка происходит реализация впечатлений, знаний, эмоционального состояния детей в изобразительном творчестве.
- СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1 Календарно-тематическое планирование по пластилинографии «Умелые ручки»
№ | месяц | Тема занятия | Цель | Материалы и оборудование |
1 | Сентябрь | Воздушные шары | Закрепить умения раскатывать комочки пластилина кругообразными движениями. Воспитывать умение преобразовывать шарообразную форму в овальную прямыми движениями ладоней, прикреплять готовую форму на плоскости путём равномерного расплющивания по поверхности основы. Развивать эстетическое и образное восприятие. | Картон с нарисованными контурами разноцветных ниточек для шариков, размер A4; пластилин красного, синего, зелёного цветов; воздушный шар красного цвета для организации игровой ситуации; салфетка для рук; доска для лепки; |
2 | сентябрь | Жёлтые листочки на деревьях | Закреплять знания детей о колорите осени, полученные в процессе наблюдений за природой в осенний период времени; закреплять умения детей в работе с пластилином на плоскости; учить детей и родителей приему «вливание одного цвета в другой»; воспитывать чувство любви к красоте родной природы. | Картон с нарисованными контурами деревьев, размер A4; пластилин красного, жёлтого, оранжевого цветов; салфетка для рук; доска для лепки; |
3 | Сентябрь | Созрели яблочки в саду | Развивать эстетическое восприятие природы, воспитывать умение передавать по средствам пластилинографии изображение фруктового дерева. Воспитывать умения отщипывать не большие кусочки пластилина и скатывать маленькие шарики круговыми движениями пальцев. Закрепить умения расплющивать шарики на всей поверхности силуэта (кроны дерева). Развивать образное восприятие | Плотный картон цветной с контурным рисунком ветки, пластилин красного или жёлтого цвета; яблоки для рассматривания и угощения детей, стека, салфетка для рук. |
4 | сентябрь | Цветы в траве | Вызвать у детей эмоциональное, радостное отношение к ярким краскам природы средствами художественного слова; обучать детей и родителей к приемам работы в технике «пластилинография», лепить отдельные детали – придавливать, примазывать, разглаживать. | Оборудование Плотный картон зелёного цвета, размер А4; пластилин жёлтого, красного цветов; стека; салфетка для рук; доска для лепки. |
5 | Октябрь | Звёздное небо | Воспитывать умения передавать образ звёздного неба по средства пластилинографии. Закрепить навыки работы с пластилином: раскатывание комочка прямым движением, сгибание в дугу, сплющивание концов предмета. Воспитывать умения делить готовую форму на мелкие части при помощи стеки и скатывать из них шарики кругообразным движением на плоскости, стимулируя активную работу пальцев. Развивать композиционное и пространственное восприятие | Оборудование Плотный картон чёрного (темно синего или фиолетового) цвета, размер А4; пластилин жёлтого, белого цветов; стека; салфетка для рук; доска для лепки. |
6 | октябрь | Бусы для Люси | Закрепить умение лепить предмет, состоящий из нескольких частей, располагать элементы (бусинки) близко друг к другу, в определённом порядке, чередуя их по цвету. Совершенствовать умения скатывать из пластилина колбаску прямыми движениями делить её на мелкие равные части при помощи стеки. Уточнить знание детей округлой форме предметов, закрепить умение лепить шарики малого размера, скатывая их кругообразным движением пальцев руки. Закреплять знание о цвете, развивать чувства о ритме. | Плотный картон с контуром нитки для бус, размер А4; пластилин жёлтого и красного цветов; стека; салфетка для рук; доска для лепки; разные бусы для образца. |
7 | октябрь | Весёлый клоун | Учить детей и родителей выполнять изображение клоуна нетрадиционной технике исполнения – пластилинографии; развивать чувство цвета; воспитывать интерес детей к цирковому искусству, уважение к необычной профессии клоуна – веселить людей, доставлять им радость своей работой. | Оборудование Плотный картон зелёного цвета, размер А4; пластилин жёлтого, красного цветов; стека; салфетка для рук; доска для лепки |
8 | октябрь | Консервируем фрукты | Обобщать представления детей о фруктах, об их характерных особенностях. Развивать композиционные умения, равномерно располагать предметы по всему силуэту. Учить достижению выразительности через более точную передачу формы, цвета, величины предметов и изображения мелких деталей у фруктов: черенков, семян, чашелистиков. Развивать мелкую моторику рук при выполнении разных приёмов работы с пластилином: раскатывания, сплющивания. | Силуэт банки из белого картона высотой с альбомный лист, набор пластилина, полоска фольги, простой карандаш, стека, салфетка для рук, набор натуральных фруктов или муляжей, нарезанные кусочки разных фруктов на блюдечке. |
9 | ноябрь | Солнышко проснулось деткам улыбнулось | Воспитывать у детей отзывчивость, доброту, умение сочувствовать персонажам, желание помогать им. Воспитывать умение передавать образ солнышка, совершенствуя умения детей скатывать кусочек пластилина между ладонями предавая ему шарообразную форму. Учить приёму сплющивания шарика на горизонтальной поверхности для получения плоского изображения исходной формы. Упражнять в раскатывании комочков пластилина между ладоней прямыми движениями обеих рук. Поддерживать в детях желание доводить начатое дело до конца, следуя игровой мотивации занятия. | Плотный картон голубого (синего) цвета силуэтами пчелы, птички, зайца, петуха А4; пластилин жёлтого, красного, оранжевого цветов; салфетка для рук; доска для лепки; персонажи к сказки <<Утренние лучи>> К. Ушинского для фланелеграфа. |
10 | ноябрь | Мы делили апельсин | Передавать в работе форму, строение, характерные части известных фруктов. Закреплять умение раскатывать пластилин между ладонями прямыми и округлыми движениями, оттягивать пальцами нужные части предметов. Воспитывать умения использовать в работе дополнительные предметы для передачи характерных признаков объектов. Воспитывать навыки аккуратного обращения с пластилином. | Плотный картон с силуэтом вазы, размер A4; пластилин жёлтого и оранжевого цвета; стержень отработанной шариковой ручки; салфетка для рук; доска для лепки; коробка-посылка с фруктами: апельсином, бананами и вложенным письмом для создания игровой ситуации; муляжи или натуральные фрукты: яблоко, слива, груша. |
11 | ноябрь | Змейка | Расширить представления детей о многообразии живых существ, местах их обитания. Формировать умение украшать объект декоративным узором, используя скатывание, расплющивание. Развивать эстетический вкус, цветовосприятие. | пластилин коричневого, зелёного, красного, жёлтого цветов; салфетка для рук; доска для лепки; стека; иллюстрация змеи, игрушечная змейка, палочка или карандаш. |
12 | ноябрь | зайчик | Расширить представления детей о многообразии живых существ, местах их обитания. Формировать умение украшать объект декоративным узором, используя скатывание, расплющивание. Развивать эстетический вкус, цветовосприятие. | Плотный картон с силуэтом зайчика, серый пластилин, семечки, салфетка для рук; доска для лепки; |
13 | декабрь | Черепаха | Вызвать интерес к представителям животного мира, рассказать об особенностях внешнего вида, образе жизни черепахи. Закрепить умения и навыки работы с пластилином воспитывать умения изображать предмет, передавая сходства с реальным предметом. Воспитывать бережное отношения к живым существам | Плотный картон жёлтого цвета, размер А4; пластилин коричневого и зелёного цветов; салфетка для рук; доска для лепки; стека; живая черепаха или (игрушка); палочка или карандаш. |
14 | декабрь | Клубочки для котёнка | Продолжать развивать интерес к новым способам лепки. Упражнять в раскатывании пластилина между ладонями прямыми движениями, раскатывать пальцами обеих рук на поверхности стола для придания предмету необходимой длины. Учить детей приёму сворачивания длиной колбаски по спирали. Развивать мелкую моторику рук. | Плотный картон с силуэтом котёнка, размер А4; пластилин ярких цветов; салфетка для рук; доска для лепки; картина «Кошка с котятами» из серии «Домашние животные» (автор С. А. Веретенникова) |
15 | декабрь | Нарядная ёлочка | Развивать образное мышление, умение создавать знакомый образ, с опорой на жизненный опыт детей (новогодний праздник, художественное слово, иллюстрации); закреплять умение использовать в работе нетрадиционную технику изображения – пластилинографию; добиваться реализации выразительного, яркого образа, дополняя работу элементами бросового материала (блестки); использование данного вида работы, как источника, доставляющего радость не только ребенку, но и окружающим его людям. | Плотный картон с силуэтом ёлочки, размер А4; пластилин ярких цветов; салфетка для рук; доска для лепки; картина «Ёлка новогодняя» блёстки, горох и т.д. |
16 | декабрь | Пингвины на льдине | Познакомить детей с представителями животного мира - пингвинами. Учить передавать характерное строение птицы. Развивать творческое воображение, цветовосприятие. | салфетка для рук; доска для лепки; стека; иллюстрация с изображением пингвина |
17 | январь | Улитка, улитка, покажи свои рога | Продолжать формировать интерес детей изображения предметов пластилина на плоскости. Упражнять детей в раскатывании кусочков пластилина между ладонями прямыми движениями обеих рук. Учить лепить улитку путём сворачивания колбаски по спирали. Дополнять объект необходимыми деталями для выразительности образа (рожки, хвостик, используя знакомые приёмы лепки: оттягиванием, сплющиванием, делать стекай надрезы. | Плотный картон силуэтом листочка, размер А4; пластилина чёрного и коричневого цветов; салфетка для рук; доска для лепки; стека; иллюстрация с изображением улитки (или улитка-игрушка) |
18 | январь | Самолет летит | Закрепить умение детей делить брусок пластилина на глаз на две равные части, раскатывать его прямыми движениями ладоней. Составлять на плоскости предмет, состоящий из нескольких частей, добиваться точной передачи формы предмета. Продолжать формировать интерес детей к работе пластилином на горизонтальной плоскости – пластилинографии. | Плотный картон синего цвета с силуэтами облаков, солнца, размер А4; пластилин серого и желтого цветов; салфетка для рук; доска для лепки; стека; иллюстрация с изображением самолетом или самолет-игрушка. |
19 | февраль | Вышла курочка хохлатка, с нею жёлтые цыплятки | Учить составлять изображение целого объекта из частей, одинаковых по форме, но разных по величине. Закрепить приемы раскатывания пластилина между ладонями круговыми и прямыми движениями. Закрепить умения равномерно расплющивать готовые формы на основе для получения плоского изображения, изменяя положение частей тела. Составлять композицию из нескольких предметов, свободно располагая их на листе. | Плотный картон зеленого цвета с силуэтом курицы, размер А4; пластилин желтого и красного цветов; две горошины черного перца; иллюстрация с изображением курицы с цыплятами. |
20 | февраль | Петушок с семьей | Закрепить знания о домашних птицах, их внешнем облике, повадках. Учить лепить объект из отдельных деталей. Развивать координацию рук, мелкую моторику. Развивать формовосприятие. | Плотный картон зеленого цвета с силуэтом петушка, размер А4; пластилин желтого и красного цветов; две горошины черного перца; иллюстрация с изображением петушка с семьёй. |
21 | Февраль февраль | Снеговик Совушка, сова - большая голова | Продолжать развивать интерес к новым способам лепки. Упражнять в раскатывании пластилина между ладонями прямыми движениями, раскатывать пальцами обеих рук на поверхности стола для придания предмету необходимой длины. Учить детей приёму сворачивания длиной колбаски по спирали. Развивать мелкую моторику рук. Расширить представления детей о лесной птице – сове. Учить создавать композицию из отдельных частей, используя имеющиеся умения и навыки работы с пластилином – скатывание, расплющивание. Развивать мелкую моторику рук при создании композиции из пластилина. | Плотный картон синего цвета с силуэтом снеговика А4; пластилин белого, оранжевого, чёрного цвета; салфетка для рук; доска для лепки; стека; иллюстрация с изображением снеговика. Синий фон (картонА4), жёлтый коричневый пластилин, бусинки иллюстрация с изображением совы салфетка для рук; доска для лепки; стека; |
22 | март | Золотая рыбка | Способствовать расширению знаний о многообразии подводного мира; учить передавать в работе характерные особенности внешнего строения рыбы (туловище, хвост, плавники) посредством пластилинографии; добиваться реализации выразительного, яркого образа, дополняя работу элементами бросового материала (ракушки, блестки и т.д.); развивать мелкую моторику; аккуратность, воспитывать чувство любви к красоте родной природы | Плотный картон светлого тона, размер А4; пластилин желтого цвета; иллюстрации с изображением рыбки по произведению А.С. Пушкина, украшения для рыбки (пуговицы, арбузные семечки, блёстки и т д) |
23 | март | Уточка с утятами | Учить анализировать строение предмета, форму и размер отдельных его частей. Закрепить умение преобразовывать шарообразную форму в овальную. Развивать чувства формы и композиции. | Плотный картон синего цвета с силуэтом плавающей утки, размер А4, пластилин желтого и красного цветов, две горошины черного цвета, утенок игрушка. |
24 | март | Кит | Дать детям представление о разнообразии животного мира. Учить передавать форму, характерные детали внешнего вида, окружающую среду с помощью приемов лепки. Развивать воображение, цветовосприятие. | Плотный картон голубого цвета с силуэтом кита, размер А4, пластилин синего, белого, голубого цвета. Салфетка для рук; доска для лепки; стека; иллюстрация с изображением кита. |
25 | март | Котик | Прививать любовь и бережное отношение к «братьям меньшим». Учить передавать строение фигуры кошки, разное положение туловища животного. Развивать мелкую моторику рук. | Плотный картон голубого цвета с силуэтом кота, размер А4, пластилин Оранжевый, жёлтый, коричневый. Салфетка для рук; доска для лепки; стека; иллюстрация с изображением котика. |
26 | апрель | Мышка-норушка и золотое яичко | Учить изображать с помощью пластилина сказочных героев. Научить преобразовывать шарообразную форму в овальную прямыми движениями рук. Закреплять умения передавать характер формы, используя знакомые способы лепки: раскатыванием оттягиванием деталей предмета сплющивание. Развивать сюжетно-игровой замысел. | . Салфетка для рук; доска для лепки; стека; иллюстрация с изображением мышки и яичка по сказке «Курочка ряба». |
27 | апрель | Ёжик | Развитие у детей познавательного интереса к природе, представлений о зависимости существования конкретного животного от условий окружающей среды. Расширять познания детей о возможностях пластилина: им можно не только лепить, но и рисовать. Закрепит навыки работы с пластилином: создание полу объёмного контура и дальнейшее его заполнение исходным материалом для целостного восприятия объекта. Развивать специальные трудовые умения при использовании в работе бросового материала. | Плотный картон зелёного цвета (размер А4), Набор пластилина, Половинки зубочисток, Простой карандаш, Стека, Фото или иллюстрации с изображением ежа. |
28 | апрель | Мишка косолапый | Дать детям представление об образе жизни бурых медведей. Научить использовать стеку для придания шерсти необходимой структуры (мохнатость). Развивать цветовосприятие. | Картон, на нём силуэт мишки, пластилин коричневого, черного, оранжевого, красного цветов |
29 | апрель | Кактус в горшочке | Развивать у детей представления о том, как растения приспосабливаются к климатическим условиям места обитания. Развивать практические умения и навыки детей при создании заданного образа посредством пластилинографии. Учит использовать возможности бросового материала для придания объекту завершённости и выразительности. Продолжать знакомить детей со свойствами пластилина: мягкий, податливый, способен принимать заданную ему форму. Воспитывать аккуратность в работе с пластилином. | Плотный картон жёлтого цвета размером 15на 20 см, набор пластилина, набор бусинок, бисер любого цвета, и размера, половинки зубочисток, цветок искусственный, простой карандаш, салфетка для рук, иллюстрации с изображением кактусов, живое растение в горшочке. |
30 | май | Грибок | научить выполнять поделку в технике пластилинографии, развивать воображение, аккуратность, усидчивость и мелкую моторику, вызвать желание творить. | лист бумаги или картона с нарисованным контуром гриба, - цветной пластилин. |
31 | май | Радуга дуга | Упражнять в раскатывании колбасок разного цвета примерно одной толщины, разной длины прямыми движениями обеих рук. Изображать дугообразную форму радуги и порядок цветов в ней. Использовать стеку для отрезания лишних концов при укладывании радужных полос. Развивать чувства прекрасного. | Плотный картон синего цвета с изображением солнышка, облако с дождем, с контуром дуги, размер А4; пластилин красного оранжевого желтого зеленого голубого синего фиолетового цветов; иллюстрация с изображением радуги. |
32 | май | Бабочка | Способствовать расширению знаний о многообразии мира насекомых; учить передавать в работе характерные особенности внешнего строения бабочки (крылья, усики, туловище) посредством пластилинографии; продолжать знакомить детей и взрослых со средствами выразительности в художественной деятельности: цвет, материал, композиция; развивать мелкую моторику рук; укреплять познавательный интерес к природе. | Плотный картон синего цвета, голубого, с силуэтом бабочки, набор пластилина, стека, салфетка для рук. Изображение бабочки. |
33 | май | Одуванчики | Продолжать расширять кругозор и знания детей о природе. Учит создавать образы растений в нетрадиционной технике исполнения пластилинографии, используя имеющиеся навыки и уменя работы с пластилином. Развивать пространственные представления, композиционные навыки. Вызвать интерес к изображаемому цветку средствами художественной литературы. | Картон голубого, фиолетового, лилового цвета, пластилин зеленого, коричневого цвета, стека ( распушить края т е сделать надрезы) иллюстрации с изображением одуванчика. |
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1 Работа с детьми
Работа с детьми предусматривает решение следующих задач:
1. Создание развивающей среды, позволяющей осуществлять на практике различные идеи данной программы.
2. Побуждение детей к художественному творчеству путём постановки разнообразных творческих заданий, предлагающих выход на самостоятельное решение.
3. Учёт индивидуальных интересов, склонностей и способностей детей.
4. Установление правильных взаимоотношений между педагогом и ребёнком, позволяющих создать атмосферу увлечённости, эмоционального воздействия, совместного творчества взрослого и ребёнка.
В процессе прохождения программы детям сообщаются новые знания о форме, цвете, величине, пространственных отношениях, о различных свойствах предметов, о вариативности использования природного и бросового материала, пластилина. Каждая тема занятия сопровождается вопросами и заданиями, которые помогают реализовать названные задачи.
Этапы:
1. Подготовительный
- Освоить прием надавливания.
- Освоить прием вдавливания.
- Освоить прием размазывания пластилина подушечкой пальца.
- Освоить правильную постановку пальца.
-Освоить прием отщипывания маленького кусочка пластилина и скатывания шарика между двумя пальчиками.
-Научиться работать на ограниченном пространстве
Кружковая работа по пластилинографии «Умелые ручки»
2. Основной
- Научиться не выходить за контур рисунка
- Научиться пальчиком, размазывать пластилин по всему рисунку, как будто закрашивая его.
- Использовать несколько цветов пластилина
- Для выразительности работ, уметь использовать вспомогательные предметы (косточки, перышки и т. д.)
- Научиться пользоваться специальной стекой-печаткой.
- Научиться доводить дело до конца
- Научиться аккуратно, выполнять свои работы
- Научиться выполнять коллективные композиции вместе с другими детьми
-Научиться восстановлению последовательности выполняемых действий
- Научиться действовать по образцу воспитателя
- Научиться действовать по словесному указанию воспитателя
3. Итоговый - Самостоятельно решать творческие задачи.
- Самостоятельно выбирать рисунок для работы.
- Формировать личностное отношение к результатам своей деятельности
3.2 Работа с родителями
В семье и коллективе ребёнок впервые познаёт себя и мир вокруг. Важным моментом художественного развития детей является условия, при которых задаётся общее направление, согласованность в действиях воспитателя и родителей. Прежде всего, это благоприятный климат в семье и группе, уважительное отношение к художественным проявлениям ребёнка, как бы просты и наивны они ни были. Беседы руководителя кружка «Умелые ручки» с родителями показывают, что во многих семьях взрослые увлекаются выполнением различных изделий для украшения быта. Этим родителям педагог может предложить участвовать в творческой тематических выставках, организуемых в одной из возрастных групп детского сада.
Проводя индивидуальную работу с родителями, педагог побуждает их быть более активными в создании дома атмосферы творчества, в организации совместных с детьми занятий по рукоделию, по изготовлению поделок из самых разных по качеству и фактуре материалов. Он рекомендует им проводить семейные праздники вместе с детьми и приглашать на них соседей или знакомых (тоже с детьми).
В рамках реализации программы дополнительного образования «Умелые ручки» определена система работы с родителями (законными представителями) воспитанников.
- Ежегодно изучается статус семьи, проводится анкетирование опрос родителей.
- Изучение запросов родителей на воспитательные, образовательные услуги.
- Организованна систематическая работы родительского комитета.
Разнообразие форм и методов работы помогает найти точки соприкосновения с разными категориями родителей. Взаимодействие с родителями направленно на обмен опытом, повышение педагогической компетентности родителей, формирование у них педагогических умений и др.
Организуются разные формы работы с родителями, разработана тематика родительских собраний, консультаций по вопросам развития ручной умелости у детей младшего возраста, мастер – класс, беседы.
Задачи кружка «Умелые ручки» по взаимодействию с родителями:
• Установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника;
• Объединить усилия для развития у детей художественного творчества.
• Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
• Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;
• Поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
Принципы взаимодействия руководителя кружка «Умелые ручки» с родителями:
• Доброжелательный стиль общения педагога с родителями.
• Индивидуальный подход.
• Сотрудничество, а не настойчивость.
• Серьёзная подготовка. (Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьёзно готовить).
• Динамичность.
Мероприятия, проводимые руководителем кружка «Умелые ручки», для родителей в течение года:
• «День открытых дверей»
(Посещение родителями занятий кружка «Умелые ручки»).
• Семинары – практикумы для родителей: «Пластилинография» «Нетрадиционные техники рисования»
Темы консультаций для родителей:
«Первые шаги в работе с пластилином».
«Как воспитать творческую личность» и т. д.
Литература
- Тюфанова И.В. «Мастерская юных художников». -СПб., «Детство-Пресс», 2002 г.
- Венгер Л.А. «Педагогика способностей». -М., 1973 г.
- Григорьева Г.Г. «Развитие дошкольника в изобразительной деятельности». -М., 2000 г.
- Комарова Т.С. «Дети в мире творчества». -М., 1995 г.
- Межиева М.В. «Развитие творческих способностей у детей 5 – 9 лет». Ярославль. Академия развития, 2002 г.
- Рейд Б. «Обыкновенный пластилин». -М., 1998 г.
- Шумакова Н.Б. «Одаренный ребенок: особенности обучения». -М., Просвещение, 2006 г.
- Венгер Л.А. программа «Одаренный ребенок» (раздел изобразительное искусство).
- Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду». Авторская программа «Цветные ладошки».
- «Пластилинография» Детский дизайн 3». Давыдова Г. Н.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Справка
к дополнительной общеобразовательной программе для детей раннего возраста (2-3лет) "Пирамидка"
В течении с 04.03.2020 учебного года в первой младшей группе МАДОУ детский сад №37 работал кружок дополнительной услуги «Пирамидка».
Рабочая программа кружка была составлена с учетом основных принципов, требований к организации и содержанию к учебной деятельности в ДОУ, возрастных особенностях детей.
Учебная программа реализовалась посредством основной общеобразовательной программы « От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, а также включает разработки зарубежных и российских авторов. Программа разработана в соответствии с Федеральным государственным стандартом.
Перед началом деятельности кружка был составлен план на весь год со следующими целями и задачами.
Цель программы:
развитие совершенствование сенсорных процессов (ощущение, восприятие, представление) у детей младшего дошкольного возраста.
Задачи программы:
- сформировать у детей младшего дошкольного возраста умение воспринимать и представлять предметы и явления, способствующие совершенствованию процессов рисования, лепки и развития речи, и, выделять в них самое существенное, характерное (признак, качество) .
- учить применять полученные знания в практической и познавательной деятельности.
- развивать у детей внимание, мыслительные операции (сравнение, анализ, синтез, общение) .
При организации совместной деятельности использовали разнообразные методы:
игровой метод (дидактические игры), наглядный метод (рассматривание дидактических пособий, предметов), практический – показ способов действия с предметами, эксперимент.
Деятельность с детьми организовывалась в различных формах(групповая; подгрупповая; индивидуальная.)
Работа в кружке положительно сказалась на формировании взаимоотношений между детьми, они научились помогать друг другу.
В результате деятельности кружка были охвачены 80% воспитанников и научились:
- ориентироваться в 6 цветах, называть их, подбирать по образцу;
- ориентироваться в трех и более контрастных величинах;
- собирать пирамидку из 5-8 колец разной величины;
- соотносить конфигурацию объемной геометрической фигуры с плоскостным изображением, накладывать на образец (раскладывает вкладыши разной величины или формы в аналогичные отверстия на доске);
- составлять целое из 4-х частей разрезных картинок, складных кубиков;
- различать предметы по форме (кубик, кирпичик, шар, призма);
-ориентироваться в соотношении плоскостных фигур (круг, овал, квадрат, прямоугольник);
- сравнивать, соотносить, группировать однородные предметы по цвету, форме, величине;
Таким образом, подводя итог работы кружка к концу года, можно утверждать, что благодаря занятиям у детей сформировались такие качества как:
-усидчивость, ответственность, аккуратность, бережное отношение к предметам;
-согласованность движения кисти рук;
-ловкость движений пальцев;
-социальное формирование личности, воспитание ее с учетом фактора развития,
-развитие и коррекцию познавательных процессов (внимание, память, ассоциативность и гибкость мышления, словарный запас речи, воображение), воспитание умения выражать свои эмоции.
-развитие и корректирование зрительных, слуховых и тактильных ощущений.
Я могу сделать вывод о большой значимости занятий по сенсорике для развития детей. Таким образом, я считаю, что занятия, направленные на сенсорное развитие очень полезны для детей.
Планирую продолжить работу кружка на следующий учебный год.
Составила: воспитатель Султанова Л.М.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
МБДОО детский сад «… » ..…. района ….
Рабочая программа воспитания
первой младшей группы
на 2021-2022 учебный год
Содержание
I. Целевой раздел Программы
1.1. Пояснительная записка
1.1.1. Введение
1.1.2. Цель и задачи программы
1.1.3. Принципы и подходы к формированию программы воспитания
1.2. Планируемые результаты как ориентиры освоения воспитанниками программы воспитания
1.2.2. Планируемые результаты освоения программы
II. Содержательный раздел Программы
2.1. Особенности воспитательного процесса в детском саду
2.2. Модули.
2.2.1. Модуль «Непосредственно образовательная деятельность»
2.2.2. Модуль «Развивающая предметно-пространственная среда»
2.2.3. Модуль «Традиции детского сада»
2.2.4. Модуль «Взаимодействие с родителями»
III. Организационный раздел Программы
3.1. Описание материально-технического обеспечения Программы
3.2. Обеспеченность методическими материалами и средствами воспитания
3.3. Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий
Календарный план воспитательной работы
I. Целевой раздел Программы
1.1. Пояснительная записка
1.1.1. Введение
Рабочая программа воспитания первой младшей группы МАДОУ детский сад №37 «Дружная семейка» далее (Программа) разработана на основании следующих нормативных документов:
•Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями от 31.07.20г. №304-ФЗ
• План мероприятий по реализации в 2021–2025 годах Стратегии развития
воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года.
•Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
•Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
• Примерная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е.Вераксы, Т. С.Комаровой, М. А. Васильевой.
Программа сформирована как программа педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития и воспитания личности детей дошкольного возраста.
Рабочая программа воспитания – это структурный компонент ООП детского сада.
Программа обеспечивает развитие и воспитание детей в возрасте от 2 до 3 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям:
- патриотическое воспитание;
- духовно-нравственное воспитание;
- гражданско-правовое воспитание;
- приобщение детей к культурному наследию;
- физическое воспитание и развитие навыков здорового образа жизни;
- трудовое воспитание;
- экологическое воспитание.
1.1.2. Цель и задачи программы
Воспитание – деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения
к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде. Пункт 2 ст. 2 Федерального закона № 273-ФЗ
Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.
Пункт 1 ст. 64 Федерального закона № 273-ФЗ
Цель: Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе, правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
Задачи программы воспитания выстроены на основе Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
В сфере личностного развития воспитание детей должно обеспечить:
•развитие способностей и готовность к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, самооценке, индивидуально-ответственному поведению;
•принятие ребенком базовых национальных ценностей, национальных духовных традиций;
•укрепление нравственности, основанной на свободе, воле и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности поступать согласно своей совести;
•формирование морали как осознанной личностью, необходимости определенного поведения, основанного на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом;
•развитие совести как нравственного самосознания личности, способности формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную самооценку своим и чужим поступкам;
•развитие способности и готовность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении результата;
•трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей;
•осознание ценности других людей, ценности человеческой жизни.
В сфере общественных отношений воспитание детей должно обеспечить:
•осознание себя гражданином России на основе принятия общих национальных нравственных ценностей;
•развитие чувства патриотизма и гражданской солидарности;
•осознание безусловной ценности семьи как первоосновы нашей принадлежности к многонациональному народу Российской Федерации, Отечеству;
•понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших и старших, ответственность за другого человека;
•духовную, культурную и социальную преемственность поколений.
В соответствии с основными направлениями воспитания
- Задачи трудового воспитания: целенаправленное формирование у детей трудолюбия, уважение к людям труда, позитивного отношения к труду.
- Задачи гражданско-правового воспитания: воспитание уважения к закону как своду правил и норм поведения в обществе, развитие понимания детьми прав и обязанностей членов общества и неразрывной связи между правами и обязанностями; воспитание активной жизненной позиции, желание приносить пользу людям и обществу.
- Задачи эстетического воспитания: развитие способностей детей к восприятию, пониманию, созданию прекрасного в природе, жизни и искусстве, приобщение к культурному наследию.
- Задачи нравственного воспитания: обеспечение усвоения детьми норм и правил поведения и выработка навыков правильного поведения в обществе.
- Задачи патриотического воспитания: воспитание любви к малой Родине и Отечеству, её народам, армии, культуре, искусству, социальным институтам и др.
- Задачи экологического воспитания: развитие бережного отношения к природе.
- Задачи физического воспитания и развития навыков здорового образа жизни: укрепление физического и психического здоровья ребенка, формирование основ его двигательной и гигиенической культуры.
1.1.3. Принципы и подходы к формированию программы воспитания
Принципы формирования Программы:
- принцип гуманизации: воспитательно-образовательный процесс в ДОУ направлен на развитие личности ребенка как субъекта творческой деятельности, установление подлинно человеческих, равноправных и партнерских отношений участников образовательных отношений (педагогов, детей, родителей), направленных на сохранение социально-эмоционального здоровья ребенка; признание неограниченных возможностей развития личного потенциала каждого ребенка; уважение к личности ребенка со стороны всех участников образовательного процесса;
- принцип индивидуального подхода: обеспечение развития ребенка в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями; создание условий для воспитания и обучения каждого ребенка с учетом индивидуальных особенностей его развития; проектирование индивидуального пространства развития ребенка, где происходит его рефлексия, создается собственная «Я – концепция»;
- принцип учета природосообразности (возрастные, психологические, типологические, гендерные, индивидуальные особенности и возможности детей дошкольного возраста) и культуросообразности(соответствие элементов образования модели социума, национальному и региональному компонентам). Воспитание рассматривается как
- процесс приобщения ребенка к основным компонентам человеческой культуры (знание, мораль, искусство, труд);
- принцип деятельностного подходак проблеме развития детей дошкольного возраста: развитие психики осуществляется в деятельности. Совместная со взрослыми деятельность является условием формирования у ребенка высших, культурных, знаково-символических, психических функций (Л. С. Выготский). Сложные виды психической активности, первоначально будучи элементами коллективного сотрудничества со взрослым, в результате совместной деятельности становятся внутренними психическими функциями самого ребенка;
- принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования и воспитания детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста. Программные образовательные задачи решаются в совместной деятельности взрослого и детей и в самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
- принцип комплексно-тематического построения образовательного процесса предусматривает объединение комплекса различных видов специфических детских деятельностей вокруг единой темы. Основу планирования и организации образовательной деятельности с детьми каждой возрастной группы составляют тематические недели, события, реализация проектов, сезонные явления в природе и жизни людей, календарь значимых для дошкольного детства праздников страны, традиции;
- принцип взаимодействия с родителями и окружающим социумом: взаимодействие с родителями в целях осуществления полноценного развития ребенка, обеспечения равных условий образования детей дошкольного возраста независимо от материального достатка семьи, места проживания, языковой и культурной среды, этнической принадлежности; интеграция и координация деятельности всех субъектов образовательной деятельности в системе «дети – педагоги – родители»; взаимодействие с учебными, научными, культурными и лечебными учреждениями;
Методологические подходы к формированию программы:
- Возрастной подход, учитывающий, что психическое развитие на каждом возрастном этапе подчиняется определенным возрастным закономерностям, а также имеет свою специфику, отличную от другого возраста.
- Личностно-ориентированный подход. Позволяет на основе выявления индивидуальных особенностей ребенка содействовать его развитию.
- Деятельностный подход. В рамках деятельностного подхода деятельность наравне с обучением рассматривается как движущая сила психического развития. В каждом возрасте существует своя ведущая деятельность, внутри которой возникают новые виды деятельности, развиваются (перестраиваются) психические процессы и возникают личностные новообразования.
1.2. Планируемые результаты как ориентиры освоения воспитанниками программы воспитания
Целевые ориентиры воспитательной работы для детей раннего возраста (до 3 лет). Портрет ребенка раннего возраста (к 3-м годам)
II. Содержательный раздел Программы
Содержание программы определяется в соответствии с основными направлениям развития и воспитания ребенка (патриотическое воспитание, духовно-нравственное воспитание, гражданско-правовое воспитание, приобщение детей к культурному наследию, физическое воспитание и развитие навыков здорового образа жизни, трудовое воспитание, экологическое воспитание) соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач.
2.1. Особенности воспитательного процесса в детском саду
Процесс воспитания в ДОУ основывается на общепедагогических принципах, изложенных в ФГОС дошкольного образования (Раздел I, пункт 1.2.):
- поддержка разнообразия детства;
- сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства - понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий, значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду - личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и детей;
- уважение личности ребенка.
Основные традиции воспитательного процесса в ДОУ:
- ежегодные праздники и социально значимые образовательные и досуговые мероприятия, в которых участвуют дети разных возрастов;
- детская художественная литература и народное творчество»;
- коллективное планирование, разработка и проведение общих мероприятий (в ДОУ существует практика создания творческих групп педагогов, консультационных пунктов, которые оказывают консультационную, психологическую, информационную и технологическую поддержку своим коллегам и родителям);
- проектирование развивающей предметно-пространственной среды (РППС) в группе и других помещениях детского сада.
Задачи воспитания реализуются в течение всего времени нахождения ребенка в детском саду: в процессе НОД, режимных моментов, совместной деятельности с детьми и индивидуальной работы.
2.2. Модули.
Содержание воспитательной деятельности разработано на основе модульного принципа. Модули - это конкретные воспитательные практики, которые реализуются в дошкольном учреждении. Каждый из модулей ориентирован на одну из поставленных задач воспитания.
2.2.1. Модуль «Непосредственно образовательная деятельность»
В детском саду процессы обучения и воспитания взаимосвязаны и неразрывны. Не получится обучать ребенка, не воспитывая его, и наоборот: воспитательный процесс предполагает обучение чему-либо. Тем не менее, в ДОУ усилена воспитательная составляющая непосредственно образовательной деятельности (НОД), где особое внимание уделяется развитию таких качеств личности ребенка как: нравственность, патриотизм, трудолюбие, доброжелательность, любознательность, инициативность, самостоятельность и др. В содержание НОД включается материал, который отражает духовно-нравственные ценности, исторические и национально-культурные традиции народов России. Образовательная деятельность – это деятельность, основанная на одной из специфических детских видов деятельностей и осуществляемая совместно со взрослыми, направленная на освоение детьми одной или нескольких образовательных областей, или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогам самостоятельно.
Цель деятельности педагога: создание условий для развития личностных качеств детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Способствовать становлению эстетического отношения к окружающему миру.
2. Развивать эстетический вкус, эмоции, чувство прекрасного при восприятии произведений словесного, музыкального и изобразительного искусства.
3. Воспитывать любовь к родному краю и Отчизне посредством художественно-эстетической деятельности.
4. Стимулировать сопереживание персонажам музыкальных изобразительных произведений.
Основное содержание интегрированной деятельности - воплощение в повседневную жизнь путем взаимопроникновения всех естественных для дошкольников видов деятельности, главная из которых игра. Направления деятельности воспитателя по реализации задач воспитания в образовательной деятельности: − установление взаимоотношений детей со взрослыми и сверстниками; − использование форм организации детской деятельности ОД для решения воспитательных задач; − использование предметного содержания ОД для решения воспитательных задач. Установление взаимоотношений воспитателя детей со взрослыми и сверстниками по реализации задач воспитания может осуществляться в форме партнерской деятельности взрослого с детьми, а именно: включенность взрослого в деятельность наравне с детьми; добровольное присоединение детей к деятельности; свободное общение во время непосредственно образовательной деятельности.
Формы включения детей в деятельность для решения воспитательных задач: интегрированная деятельность в форме игр - путешествий, ситуативных разговоров, праздники, досуги, соревнования.
Использование предметного содержания НОД для решения воспитательных задач. Восприятия произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживанию персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (коммуникативной, изобразительной, музыкальной). Все это в процессе организации НОД обеспечивает решение задач по обеспечению позитивной динамики развития личности ребенка, его взглядов и убеждений. Использование программ, технологий, проектов, способов соответствует решению воспитательных задач в условиях НОД. Использование предметного содержания образовательной деятельности для решения воспитательных задач. Все это в процессе организации ОД обеспечивает решение задач по обеспечению позитивной динамики развития личности ребенка, его взглядов и убеждений.
2.2.2. Модуль «Развивающая предметно-пространственная среда» Немаловажную роль в воспитании детей имеет развивающая предметно-пространственная среда (РППС). При грамотном проектировании РППС в группе и других помещениях детского сада объекты предметной среды положительно воздействуют на эмоциональное состояние ребенка, способствуют его психологической безопасности. Необходимым компонентом воспитания является и художественно-эстетическое оформление предметного пространства ДОУ самими детьми.
Цель: создать условия для реализации воспитательного потенциала предметно-пространственной среды ДОУ.
Задачи:
1. Посредством РППС обеспечить возможность заниматься детям разными видами деятельности.
2. Приобщать воспитанников к благоустройству и декоративному оформлению интерьера дошкольного учреждения.
3. Способствовать общению и совместной деятельности детей и взрослых.
4. Формировать эстетическое отношение к дизайну своего быта.
Виды совместной деятельности: игровая, познавательная, коммуникативная, продуктивная, трудовая, художественно-эстетическая.
Основные формы и содержание деятельности:
1. Совместное оформление интерьера группы. Дети совместно с педагогами оформляют Центры активности в группе. Например, изготавливают «книжки-малышки» в «Уголок книги», лепят посуду для кукол в «Кукольный уголок», делают стаканчики для карандашей и кисточек в «Центр рисования» и т.д. Воспитательная ценность
заключается в том, что дети сначала изготавливают какие-то предметы и затем применяют их в процессе различных видов деятельности. Таким образом, дошкольники осознают полезность своего труда.
2. Событийный дизайн. Данная форма взаимодействия подразумевает оформление предметно-пространственной среды ДОУ к значимым событиям и праздникам. Это могут быть: День открытых дверей, Новый год, День Победы, День театра и другие конкретные событийные мероприятия. Дети совместно со взрослыми изготавливают атрибуты, подарки, сувениры, рисуют открытки, флажки, цветочки и пр.
3. Совместное оформление помещений ДОУ. В рекреациях, коридорах, лестничных пролетах, вестибюле детского сада традиционно оформляются фотовыставки, фотоотчеты, экспозиции рисунков и поделок детей. Это позволяет воспитанникам реализовать свой творческий потенциал, а также познакомиться с работами и интересными делами других детей.
4. Благоустройство территории ДОУ. Педагоги приобщают дошкольников не только к уборке территории детского сада, но и к посильной помощи в озеленении и благоустройстве участков, тем самым обогащают художественно-эстетический опыт ребенка и обеспечивают гармоничное взаимодействие ребенка с окружающим миром.
2.2.3. Модуль «Традиции детского сада»
Традиции являются основой воспитательной работы в дошкольном учреждении. Традиционные мероприятия, проводимые в детском саду – это эмоциональные события, которые воспитывают у детей чувство коллективизма, дружбы, сопричастности к народным торжествам, общим делам, совместному творчеству. В то же время, в рамках общего мероприятия ребенок осознает важность своего личного вклада в отмечаемое событие, так как он может применить свои знания и способности в процессе коллективной деятельности. В детском саду существует четкая программа действий по осмыслению, организации и развитию традиций, которые позитивно влияют на социализацию и развитие личностных качеств детей дошкольного возраста.
Цель проведения традиционных мероприятий: организация в ДОУ единого воспитательного пространства для формирования социального опыта дошкольников в коллективе других детей и взрослых.
Задачи:
1. Формировать умение каждого ребенка устанавливать и поддерживать необходимые контакты с детьми разных возрастных групп.
2. Формировать представления о нормах и правилах общения детей друг с другом и с окружающими взрослыми.
3. Развивать гражданскую позицию, нравственность, патриотизм, инициативу и самостоятельность воспитанников в различных коллективных видах детской деятельности
4. Способствовать освоению социальных ролей: мальчик-девочка; старший-младший; член коллектива; житель своего города, гражданин своей страны.
5. Приобщать к истории и культуре народов России в процессе традиционных коллективных мероприятий.
6. Воспитывать доброжелательность и положительное эмоциональное отношение к окружающим людям.
Тематика традиционных мероприятий определяется исходя из необходимости обогащения детского опыта, приобщения к ценностям, истории и культуре своего народа.
Традиционным для дошкольного учреждения является проведение мероприятий на уровне ДОУ:
- сезонных праздников («Осень-Золотая», «Новый год», «Масленица» «Весна- Красна»);
- общественно-политических праздников («День Победы», «День защитника Отечества», «Международный женский день», «День народного единства», «День Матери»);
- тематических мероприятий («День Здоровья», «День открытых дверей», «Неделя безопасности», «Книжкина неделя», «Театральная неделя», «Встреча с интересными людьми», «Выпускной»);
- социальных и экологических акций: «Бессмертный полк», «Чистый лес», «Кормушка для птиц» и т.д.
2.2.4. Модуль «Взаимодействие с родителями»
Необходимость взаимодействия педагогов с родителями традиционно признаётся важнейшим условием эффективности воспитания детей. Более того, в соответствии с ФГОС ДО, сотрудничество с родителями является одним из основных принципов дошкольного образования. Нельзя забывать, что личностные качества (патриотизм, доброжелательность, сострадание, чуткость, отзывчивость) воспитываются в семье, поэтому участие родителей в работе ДОУ, в совместных с детьми мероприятиях, их личный пример – все это вместе дает положительные результаты в воспитании детей, приобщении к социокультурным нормам. Поэтому активное включение родителей в единый совместный воспитательный процесс позволяет реализовать все поставленные задачи и значительно повысить уровень партнерских отношений.
Цель взаимодействия: объединение усилий педагогов ДОУ и семьи по созданию условий для развития личности ребенка на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и правил, принятых в российском обществе.
Задачи:
1. Оказывать психолого-педагогическую поддержку родителям в воспитании ребенка.
2. Повышать компетентность родителей в вопросах развития личностных качеств детей дошкольного возраста.
3. Объединять усилия педагогов и семьи по воспитанию дошкольников посредством совместных мероприятий.
Основные формы и содержание работы с родителями:
1. Анкетирование. Данная форма используется с целью изучения семьи, выявления образовательных потребностей и запросов родителей. Способствует установлению контактов, а также для согласования воспитательных воздействий на ребенка.
2. Консультации. Это самая распространенная форма психолого-педагогической поддержки и просвещения родителей. Проводятся индивидуальные и групповые консультации по различным вопросам воспитания ребенка. Активно применяются консультации-презентации с использованием ИК-технологий.
3. Педагогический тренинг. В основе тренинга – проблемные ситуации, практические задания и развивающие упражнения, которые «погружают» родителей в конкретную ситуацию, смоделированную в воспитательных целях. Способствуют рефлексии и самооценке родителей по поводу проведённой деятельности.
4. Мастер-классы. Активная форма сотрудничества, посредством которой педагог знакомит с практическими действиями решения той или иной задачи. В результате у родителей формируются педагогические умения по различным вопросам воспитания детей.
5. Круглый стол. Педагоги привлекают родителей в обсуждение предъявленной темы. Участники обмениваются мнением друг с другом, предлагают своё решение вопроса. Очень часто тема встречи запрашивается родителями. Поддержка родительских инициатив способствует установлению доверительных партнерских отношений межу педагогами и семьями воспитанников.
6. «Родительская почта». Организована дистанционная форма сотрудничества ДОУ с родителями. Взаимодействие происходит в социальных сетях: на личном сайте, в «ВКонтакте», «Одноклассники», через мессенджеры WhatsApp. Такая форма общения позволяет родителям уточнить различные вопросы, пополнить педагогические знания, обсудить проблемы.
7. Праздники, фестивали, конкурсы, соревнования. Проводятся совместные с родителями мероприятия, которые включают в общее интересное дело всех участников образовательных отношений. Тем самым оптимизируются отношения родителей и детей, родителей и педагогов, педагогов и детей.
8. Родительские собрания. Посредством собраний координируются действия родительской общественности и педагогического коллектива по вопросам обучения, воспитания, оздоровления и развития детей.
Ожидаемые результаты:
- установить контакт с родителями,
- понимать их, сопереживать им, проявлять к ним внимание,
- предвидеть результаты общения, возможные трудности;
- предупреждать и педагогически грамотно решать конфликтные ситуации;
- проявлять гибкость в общении с родителями;
- создать в процессе общения с родителями атмосферу совместного творчества;
- осуществлять индивидуальный подход на основе знания их конкретных особенностей.
III. Организационный раздел Программы
3.1. Описание материально-технического обеспечения Программы
Групповое помещение для воспитанников первой младшей группы состоит из спортивно-игровой, спальни, раздевалки, пищеблока и туалетной комнаты. В ДОО оборудованы специальные кабинеты: заведующей, методический, медицинский, имеется спортивно-музыкальный зал. Мы располагаем хорошо оснащенным пищеблоком, прачечной. На территории детского сада расположены игровые площадки со спортивным инвентарем, закрытые веранды, площадка ПДД, цветочные клумбы.
Вид помещения Функциональное использование | Оснащение | |
Групповые комнаты - Сюжетно-ролевые игры - Самообслуживание - Трудовая деятельность - Самостоятельная деятельность по интересам - Ознакомление с природой, труд | Детская мебель для практической деятельности Центр грамотности и развития речи Игровая мебель. Атрибуты для сюжетно-ролевых игр Центр движения Развивающие игры Дидактические игры Различные виды театров Наборы строительного материала Игрушки Пособия для трудовой деятельности детей | |
Спальное помещение - Дневной сон - Игровая деятельность - Гимнастика после сна -Закаливающие процедуры после сна | Спальная мебель Физкультурное оборудование для гимнастики после сна Оборудование для организации закаливающих процедур Оборудование для режиссерской и сюжетно-ролевой игры | |
Раздевалка -Информационно-просветительская работа с родителями -Познавательная, продуктивная деятельность детей | Выставка детского творчества Оформление шкафчиков в соответствии с названием группы и стилем оформления группы в целом Наглядно-информационный материал для родителей по вопросам развития и воспитания детей дошкольного возраста (особое внимание при этом уделяется приоритетным направлениям деятельности детского сада) | |
Методический кабинет - Консультирование педагогов -Проведение заседаний педагогических, методических, профилактических советов - Консультирование родителей -Индивидуальная работа с педагогами, детьми и родителями - Диагностическая работа | Методические рекомендации Методическая литература Энциклопедическая литература | |
Методические пособия Методические материалы педагогов ДОУ Аналитические материалы ДОУ Материалы консультаций, семинаров Протоколы | ||
Кабинет учителя-логопеда - Коррекционные и развивающие занятия - Индивидуальная работа | Мебель взрослая и детская Методическая литература для работы с детьми, родителями и педагогами Диагностический инструментарий | |
Профилактическая работа - Диагностика - Работа с родителями - Кружковая деятельность | Дидактические и настольно-печатные игры Игрушки Технические средства обучения: компьютер, принтер Электронные диски с развивающими играми | |
Музыкальный и физкультурный зал -Занятия по музыкальному воспитанию - Физкультурные занятия - Досуги и развлечения - Праздники и утренники - Кружковая деятельность - Индивидуальная работа - Родительские собрания - Мероприятия для сотрудников ДОУ | Фортепиано Мультимедиа-устройства Музыкальные центры Ширма для кукольного театра Детская и взрослая мебель Коврики для физкультурных занятий Мольберты Спортивное оборудование Модули Нестандартное оборудование для физического развития | |
Коридоры - Продуктивная деятельность детей - Консультирование родителей - Лесенка успеха детского сада | Выставки детского творчества Стенды для родителей Стенды по деятельности ДОУ Выставка дипломов, сертификатов, грамот ДОУ Информация о ДОУ | |
Прогулочные площадки - Физкультурные занятия - Наблюдения - Занятия по экологии, трудовому воспитанию и т.д. - Развитие движений в самостоятельной деятельности | Оснащение для различных видов деятельности детей Игрушки для организации игровой деятельности Клумбы, озеленение участка | |
Медицинский кабинет -Организация профилактических мероприятий | Прививочная Оборудование для процедур | |
Площадка по обучению ПДД - Занятия по ПДД - Спортивные праздники - Соревнования, эстафеты | Инвентарное оснащение, дорожная разметка | |
Участки ДОУ - Наблюдения - Опытно-экспериментальная работа - Занятия по экологии по подгруппам - Практическая деятельность по уходу за живыми объектами | Живые объекты (растения) Оборудование для экспериментальной деятельности Оборудование и инструменты для организации труда в природе |
3.2 Обеспеченность методическими материалами и средствами воспитания
Методическая литература:
Бабаева Т.И., Римашевская Л.С. Как развивать сотрудничество и взаимоотношения дошкольников в детском саду. Игровые ситуации, игры, этюды. – СПб.: Детство-Пресс, 2012.
Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А., Детство с музыкой. Современные педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста. – СПб.: Детство-Пресс, 2010.
Картушина М.Ю. «Зелёный огонёк здоровья».
Новицкая В.А., Римашевкая Л.С., Хромцова Т.Г.,Правила поведения в природе для дошкольников: Методическое пособие. – СПб.: Детство-Пресс, 2011.
Курочкина Н.А., Дети и пейзажная живопись. Методическое пособие для педагогов ДОУ. – СПб.: Детство-Пресс, 2006.
Курочкина Н.А., Знакомство с натюрмортом. Методическое пособие для педагогов ДОУ. – СПб.: Детство-Пресс, 2009.
Построение развивающей среды в ДОУ. (М.Н. Полякова)
«Комплексы утренней гимнастики для детей 3-7 лет» Л.Пензулаева. Игры-эстафеты с использованием физического инвентаря» (Е.А. Сочеванова).
Игровые пособия, материалы, развивающие игры, для оснащения педагогического процесса ДОУ по программе «От рождения до школы» .
3.3. Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий
Задача воспитателя наполнить ежедневную жизнь детей увлекательными и полезными делами, создать атмосферу радости общения, коллективного творчества, стремления к новым задачам и перспективам.
Для организации традиционных событий эффективно использование сюжетно-тематического планирования образовательного процесса. Темы определяются исходя из интересов детей и потребностей детей, необходимости обогащения детского опыта и интегрируют содержание, методы и приемы из разных образовательных областей. Единая тема отражается в организуемых воспитателем образовательных ситуациях детской практической, игровой, изобразительной деятельности, в музыке, в наблюдениях и общении воспитателя с детьми.
В организации образовательной деятельности учитывается также принцип сезонности. Тема «Времена года» находит отражение, как в планировании образовательных ситуаций, так и в свободной, игровой деятельности детей. В организации образовательной деятельности учитываются также доступные пониманию детей сезонные праздники, такие как Новый год, Проводы Зимушки-зимы и т.п., общественно-политические праздники (День народного единства России, День Защитника Отечества, Международный Женский день, День Победы и др.)
Для развития детской инициативы и творчества воспитатель проводит отдельные дни необычно - как «День космических путешествий», «День волшебных превращений», «День лесных обитателей». В такие дни виды деятельности и режимные процессы организуются в соответствии с выбранным тематическим замыслом и принятыми ролями: «космонавты» готовят космический корабль, снаряжение, готовят космический завтрак, расшифровывают послания инопланетян, отправляются в путешествие по незнакомой планете и пр. В общей игровой, интересной, совместной деятельности решаются многие важные воспитательные задачи.
Во второй половине планируются также тематические вечера досуга, свободные игры и самостоятельная деятельность детей по интересам, театрализованная деятельность, слушание любимых музыкальных произведений по «заявкам» детей, чтение художественной литературы, доверительный разговор и обсуждение с детьми интересующих их проблем.
Календарный план воспитательной работы в первой младшей группе (2-3 года)
Месяц | Направления | Мероприятия | Ответственные |
Сентябрь | познавательное | 1.Развлечение «День Знаний» 2. | Родионова В.П., Нуруллина Г.Р. |
Октябрь | Трудовое, социальное, этико-эстетическое | 1.Конкурс поделок из овощей и фруктов«Осенняя фантазия»(дети и родители) 2.Осенний праздник «Прогулки по осеннему лесу» | Родионова В.П., Нуруллина Г.Р. |
Ноябрь | Физкультурное и оздоровительное, этико- эстетическое, социальное | 1. 2. 3. 4.Праздничное мероприятие «Моя любимая мама» | Родионова В.П., Нуруллина Г.Р. |
Декабрь | Трудовое, социальное, этико-эстетическое | 1.Смотр«На лучшее оформление групп к новогоднему празднику». | Родионова В.П., Нуруллина Г.Р. |
Трудовое, социальное, этико-эстетическое | 2.Конкурс поделок «Зимние фантазии» (дети и родители) | Родионова В.П., Нуруллина Г.Р. | |
Физкультурное и оздоровительное, этико- эстетическое, социальное | 3.Праздничное развлечение «Новогодняя Ёлка» | Родионова В.П., Нуруллина Г.Р. | |
Январь | Трудовое, социальное, познавательное | 1.Экологическая акция «Покормите птиц зимой» | Родионова В.П., Нуруллина Г.Р. |
Физкультурное и оздоровительное | 2.День Здоровья | Родионова В.П., Нуруллина Г.Р. | |
Февраль | Физкультурное и оздоровительное, социальное | 1.Праздничное мероприятие «Силачи и богатыри русские» | Родионова В.П., Нуруллина Г.Р. |
Март | Социальное, этико-эстетическое | 1.Праздничный концерт для мам «Очень любим мамочку» | Родионова В.П., Нуруллина Г.Р. |
Апрель | Физкультурное и оздоровительное, этико- эстетическое | Весенний праздник «Веснянка» | Родионова В.П., Нуруллина Г.Р. |
Май | Социальное, познавательное, этико-эстетическое | Акция "Окна Победы!" | Родионова В.П., Нуруллина Г.Р. |