Проекты

Мерзлякова Надежда Михайловна

В этом разделе размещены проекты, разработанные в процессе образовательной деятельности.

Одной из эффективных форм воспитательно-образовательной работы с  дошкольниками является проектная деятельность.

Проектная деятельность в ДОУ – это прежде всего сотрудничество, в которое вовлекаются дети, педагоги и родители. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное учреждение

города Нижневартовска  детский сад № 52 «Самолётик»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ   ПРОЕКТ

Тема проекта:

«БЕЗОПАСНОСТЬ НА ВОДЕ»

г. Нижневартовск

КРАТКАЯ  АННОТАЦИЯ  ПРОЕКТА

Проект «Безопасность на воде» для детей старшего дошкольного возраста (5 – 7 лет) призван расширить знания детей и их родителей о правилах поведения на воде во время летнего отдыха у водоёма и о причинах возникновения несчастных случаев на воде, формировать умение реально оценивать возможную опасность и воспитывать чувство осторожности и самосохранения, прививать практические навыки поведения детей на воде во время купания и катания на плавательных средствах, при возникновении экстремальной ситуации.

В ходе реализации проекта при совместной деятельности детей и педагога: чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, плакатов, изготовление работ, просмотр мультфильмов, беседы обращается внимание детей на то,  что им по силам самим вести себя грамотно на воде, как помочь другим, и к чему может привести не соблюдение правил безопасности. Через постановку проблемной ситуации (выполнение заданий, моделирование ситуаций) дети учатся анализировать, находить доказательства, делать выводы. Продуктом проекта станут электронная презентация, конспекты совместной деятельности, информационный блок, творческие работы; спортивное развлечение.

Заинтересованность детей и их родителей по данной теме будет проанализирована в ходе анкетирования, бесед, их активности в совместных мероприятиях. Привлечение к работе над проектом семей воспитанников позволит улучшить социальное партнерство семьи и ДОУ.

ПРОЕКТНАЯ ПАПКА

  • Автор-разработчик:   Афанасьева Нелли Владимировна, Мерзлякова Надежда Михайловна
  • Тема:  «Безопасность на воде»
  • Вид проекта:   информационный,  практико–ориентированный.
  • Актуальность темы:

Солнце, воздух и вода при правильном их использовании являются источником закалки и укрепления здоровья человека. Вода – опасная для людей стихия. Даже спокойная водная гладь, несмотря на кажущуюся безопасность, таит в себе угрозы. Причем неприятности обычно случаются не с теми детьми, которые не умеют плавать, поскольку они обычно не заходят в воду глубже, чем по пояс, а с теми, кто достаточно уверенно чувствует себя в воде. Ежегодно с детьми и взрослыми происходят несчастные случаи во время купания, в России тонут 15-20 тысяч человек, из которых около 30% дети. Поэтому необходимо с раннего детства объяснять меры предосторожности, и учить детей осторожному и безопасному поведению на воде.

Обеспечение безопасности жизни и здоровья детей, наряду с образованием, является главной целью дошкольного воспитания. Тема «Безопасность детей на воде» направлена на обучение правилам поведения на воде и снижение количества несчастных случаев. Всё, чему научается ребёнок в дошкольном детстве, запоминается ярко и откладывается на всю жизнь. Если ребёнка в игровой форме познакомить с правилами поведения на воде и на пляже, обучить его навыкам плавания и оказания первой помощи пострадавшим на воде, он это запомнит и сможет применить в реальной жизни.

Родители подходят к этой проблеме недостаточно серьёзно. При проведении анкетирования среди родителей выяснилось, что:  70% не считают эту проблему важной; 60% заняты во время отдыха у воды своими делами, предпочитают просто наблюдать за детьми,  и ограничиваются запретами; 50%  не знают правил поведения на воде, и поступают так, как им  удобно; 65% назвали правила частично; и только 5% опрошенных смогли предложить способы ознакомления детей с правилами безопасного поведения на воде. Данный проект необходим не только детям, но и их родителям, так как поможет родителям обеспечить безопасность во время отдыха на воде, напомнит им необходимые правила поведения у водоёма и во время купания. Главная задача работы с родителями – объяснить необходимость бесед с детьми по безопасности на воде, а также дать родителям рекомендации для корректировки поведения детей в экстремальных ситуациях.

Детскому саду и родителям надо объединить усилия для того, чтобы уберечь детей от возможной трагедии, необходима целенаправленная работа по формированию у них культуры безопасного поведения. При этом важно не только оберегать ребёнка от опасностей, но и формировать у детей представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности. В дошкольном возрасте проблематично прививать навыки безопасного поведения в экстремальных ситуациях вследствие малого жизненного опыта. Дети дошкольного возраста оказываются совершенно неподготовленными к ответственности за собственную и чужую жизнь. Можно научить ребенка правильно отвечать на вопросы по безопасному поведению, как правильно действовать в определенной ситуации, но маленький ребенок не обладает способностью распознавать тип опасной ситуации и моментально действовать в ней. Отработать с детьми все возможные ситуации, в которые они могут попасть, невозможно. Поэтому очень важно сформировать у ребенка понятия «опасность – безопасность», позволяющие ему самостоятельно определять статус ситуации в разных областях жизни и действовать в ней.

Целенаправленная работа по обучению, воспитанию и привитию навыков культуры безопасного поведения на воде является наилучшим способом снижения количества несчастных случаев во время летнего отдыха у водоёма и уменьшения их последствий. Чем раньше человек изучит основные принципы самозащиты и осознает свою ответственность за свои действия, тем эффективнее будут результаты.

  • Цель проекта: Сформировать у детей представление о правильном, безопасном поведении на воде. Вооружить знаниями, умениями и навыками, необходимыми во время летнего отдыха у водоёма и для действия в экстремальных ситуациях.
  • Задачи проекта:
  1. Образовательные задачи:
  • дать понятие детям, что вода бывает другом, а бывает и врагом;
  • сформировать у ребенка понятия «опасность – безопасность»;
  • объяснить детям, что купаться, плавать, загорать полезно для здоровья только в том случае, если соблюдать определённые правила безопасности.
  1. Развивающие:
  • формировать умение реально оценивать возможную опасность;
  • помочь детям запомнить правила  безопасности на воде;
  • развивать творческие способности дошкольников.
  1. Воспитательные:
  • воспитывать у детей культуру поведения во время отдыха у водоёма, проводить профилактику несчастных случаев на воде;
  • воспитывать чувство осторожности и самосохранения;
  • создать условия для формирования таких личностных качеств как: ответственность, уважение к себе и окружающим, коммуникативность;
  1. Практические:
  • прививать практические навыки поведения детей при купании в открытых водоёмах;
  • учить элементарным действиям при возникновении несчастного случая на воде.
  • Методы и приёмы работы:
  1. Наглядные методы создают представление о теме безопасности на воде и обсуждаемых ситуациях. Созданы презентация, картотека «Безопасность на воде», подобраны фотографии и зарисовки водоёмов и пляжей на них, знак «купаться запрещено», картинки для составления рассказов «Правила поведения на воде», иллюстративный материал с заданием, сделана подборка мультфильмов по теме «Безопасность на воде для детей», оформлены памятка для родителей «На пляж с ребёнком» и тематический уголок «Азбука безопасности на воде».
  2. Словесные методы включают объяснения, рассказ, беседы,  сравнения и замечания, вопросы и ответы, анализ. Для поддержания интереса детей используются образные выражения и сравнения, которые облегчают понимание сущности задания или проблемной ситуации.
  3. Практические методы: занятия – беседы; игровые ситуации, сюжетно – ролевые игры и игры – драматизации; чтение художественной литературы и просмотр мультфильмов; выполнение заданий, составление  творческих рассказов; спортивные развлечения и конкурсы; продуктивная деятельность.

Знакомство с правилами поведения на воде осуществляется в различных видах совместной деятельности. Фрагменты, связанные с безопасным поведением, включаются в занятия-беседы и викторины,  чтение художественной литературы и просмотр мультфильмов по данной теме. Основной деятельностью ребёнка в этом возрасте является игра. Поэтому большое внимание уделяется сюжетно-ролевым, дидактическим играм, играм-драматизациям, игровым проблемным ситуациям. Игра – нормальная и обязательная форма деятельности ребенка дошкольного возраста, позволяющая ему автоматизировать свои умения и попытаться применить знания на практике, пока они не востребованы жизнью. В игровых ситуациях детям наглядно объяснялось, как себя вести у водоёма и во время купания, чтобы не случилось беды, как правильно себя вести и что делать при возникновении экстремальной ситуации. Дети с большим интересом усваивают новую информацию и принимают активное участие в предложенных сюжетно-ролевых играх. При совместном просмотре мультфильмов и чтении художественной литературы дети на примере литературных персонажей анализируют их поведение и поступки, решают, как бы сами поступили в данной ситуации. При организации викторин особое внимание обращается на точность формулировок вопросов. Викторина, как форма игры имеет особую привлекательность для дошколят, давая детям шанс для самовыражения. Также целесообразно проведение разнообразных конкурсов по данной тематике. Это конкурсы рисунков или творческих работ детей и родителей, спортивные развлечения. Анализируя с педагогом различные проблемные ситуации, дошкольники принимают самостоятельно правильные решения, прогнозируют последствия. Полезно давать такие задания на дом, где дети советуются с родителями, членами семьи. Это позволяет находить общие интересы в общении с родителями, привлекает внимание взрослых к проблемам безопасности на воде.

В ходе реализации проекта используется принцип интеграции образовательных областей в соответствии с Федеральными государственными требованиями к образовательной программе. Педагогические мероприятия реализуют задачи из нескольких образовательных областей. (Например: при проведении специально организованной интегрированной образовательной деятельности  (беседа и моделирование ситуаций)  по теме  «Безопасность». Интегрированный подход даёт возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности ребёнка.

Проблемные ситуации

  • Как избежать опасных ситуаций на водоёмах и как с ними справиться?
  • Как оказать помощь при несчастных и опасных случаях на водоемах?

Обсуждаемые вопросы

  • Какие основные правила поведения на воде в летний период?
  • Какие основные правила пользования водными объектами для купания?
  • Какие основные действия в экстремальной ситуации и по оказанию помощи при несчастном случае на воде?

Интеграция образовательных областей:

«Безопасность». Формирование представлений о правилах поведения во время отдыха у водоёма и во время купания, о возможных экстремальных ситуациях и действиях в них.

«Здоровье». Формирование первичных ценностных представлений о здоровье и здоровом образе жизни через организацию режимных процессов, наблюдения, беседы, объяснения, игры, чтение и просмотр мультфильмов.

«Познание». Активизация мышления детей через решение проблемных ситуаций, просмотр и обсуждение мультфильмов, книг, иллюстраций на тему безопасности на воде, моделирование правил и ситуаций безопасного поведения у водоёма и во время купания.

«Коммуникация». Развитие свободного общения, связной речи, доказательной речи в процессе освоения основ правил безопасности на воде через ситуативное общение, беседы, рассказывание, рассуждение, выполнение заданий.

«Социализация». Побуждение детей к самооценке и оценке действий и поведения окружающих, развитие нравственных и волевых качеств через создание игровых ситуаций, ситуаций морального выбора, сюжетно – ролевые игры.

«Чтение художественной литературы». Слушание и обсуждение художественных произведений, заучивание стихотворений, составление творческих рассказов.

 «Физическая культура». Повышение двигательной активности через участие детей в подвижных играх, играх – эстафетах, играх – соревнованиях, способствующих развитию психофизических качеств, координации движений, умению ориентироваться в пространстве, закреплению навыков безопасного поведения «у водоёма».

«Труд». Побуждать детей к самостоятельности, способствовать развитию трудовых умений и навыков в процессе выполнения поручений, изготовления атрибутов для сюжетно – ролевых игр, оформлении альбомов.

«Художественное творчество». Развитие образного представления, наблюдательности, способности замечать характерные особенности предметов или объектов и передавать их через различные виды продуктивной деятельности (рисование, аппликацию, конструирование).

  • Основные принципы:
  1. принцип доступности содержания детям;
  2. принцип возрастной адресованности;
  3. принцип преемственности взаимодействий с ребенком в условиях дошкольного учреждения и семьи.
  • Возраст участников проекта: старший дошкольный возраст (5–7 лет)
  • Продолжительность проекта:    1 месяц
  • Основные формы реализации проекта:

Этапы

Деятельность педагога

Деятельность детей

Подготовительный этап

1.

Выявление проблемы.

Моделирование ситуации.

Определение продукта деятельности.

  • Формулировка проблемы: «Необходимость правил безопасности на воде, почему возникают несчастные случаи на воде, и  по чьей вине?»
  • Анкетирование родителей
  • Изучение методического материала
  • Игровая ситуация: «У водоёма»
  • Постановка задачи: познакомить детей с правилами безопасности на воде
  • Осознание и принятие проблемы;
  • Вхождение в игровую ситуацию;

Уточнение задачи: «Почему не все дети могут объяснить необходимость соблюдения правил безопасности на воде»

Основной этап

2.

Организация работы по решению проблемы

  • Планирование деятельности
  • Сбор информации: подбор видеороликов, литературы, стихов, подбор иллюстраций, подготовка заданий.
  • Совместно выбирают объект исследования.
  • Совместно с педагогом планируют деятельность.

3.

Практическая деятельность по решению проблемы

  • Подготовка и проведение бесед, викторин, конкурсов, соревнований;
  • Моделирование ситуаций (инсценировки, игры);
  • Практическая помощь в составлении рассказов и выполнении заданий;
  • Оформление уголка «Азбука безопасности на воде» в группе; памятки для родителей «На пляж с ребёнком»;
  • Изготовление атрибутов к инсценировкам, сюжетно-ролевой игре«У водоёма», играм-эстафетам;
  • Оформление выставки рисунков и творческих работ.
  • Совместно с педагогом проводят деятельность в соответствии с задачей: знакомятся с художественной литературой по теме, просматривают мультфильмы, участвуют в беседах, составляют рассказы, играют, выполняют задания, рисуют и т.д.
  • Совместно с педагогом формируют тематический уголок.
  • Изготовляют совместно с родителями – творческие работы и рисунки.

Заключительный этап

4.

Презентация продукта деятельности

  • Спортивное развлечение «У водоёма»;
  • Информационный блок для детей и родителей «Азбука  безопасного поведения на воде», «Безопасность детей на воде в стихах», «На пляж с ребёнком»
  • Выставка рисунков и творческих работ

Участвуют в спортивном развлечении, представляют рисунки и творческие работы.

5.

Планирование дальнейшей работы.

Создание электронного пособия для родителей по теме «Безопасность детей на воде»

  • Темы проекта

Тема

Программное

содержание

Дидактическое обеспечение

Работа с родителями

Анкетирование родителей по теме. Представление проекта «Безопасность детей на воде». Объявление конкурса детско-родительского рисунка, творческой работы.

  • Анкета для родителей;
  • Памятка для родителей «На пляж с ребёнком!»

«Вода –  это жизнь, вода – это опасность!»

Рассказать детям, что вода – это жизненная необходимость для всех живых существ, но иногда вода таит в себе и смертельную опасность для человека. Учить детей мыслить, рассуждать, развивать речь.

  • Иллюстрации на тему «Вода –  это жизнь, вода – это опасность!»
  • Мультфильм  «Уроки Осторожности – Водоёмы» из серии «Уроки тётушки Совы»
  • Книга Зайцева Г. К. Уроки Айболита. Расти здоровым.
  • Дидактическая игра «Внимание! Опасно!»

«Безопасность на воде»

Рассказать детям, когда вода представляет опасность для здоровья человека? Подчеркнуть различие между водоёмами. Формировать у ребенка понятия «опасность – безопасность». Рассказать детям об основных причинах несчастных случаев на воде, их последствиях, о правилах поведения на воде. Развивать логическое мышление.

  • Фото водоёмов и пляжей
  • Знаки «Купаться запрещено»
  • Презентация PowerPoint «Безопасность на воде. Добрые советы от МЧС для детей и их друзей».
  • Мультфильмы «Место для купания», «За бортом» из серии «Азбука безопасности. Смешарики».
  • Иллюстративный материал с заданием «Правильно? – Неправильно?»

«Добрые советы от МЧС для детей и их друзей»

Объяснить детям наглядно, как себя вести у водоёма и во время купания, чтобы не случилось беды, как правильно себя вести и что делать при возникновении экстремальной ситуации. Способствовать развитию осмотрительности и осторожности. Рассказать детям о людях, которые, помогают при несчастных случаях на воде, спасают других, познакомить со спасательными средствами.

  • Атрибуты для моделирования ситуаций через сюжетно-ролевые игры  и игровые ситуации «У водоёма», «Место для купания», «Спасатели», «Дети в лодке», «Учимся плавать»
  • Иллюстративный материал для оформления тематического уголка в группе «Азбука безопасности на воде» в группе.

«Правила безопасного поведения на воде для детей»

Объяснить детям, что купаться, плавать, загорать полезно для здоровья только в том случае, если соблюдать определённые правила безопасности. Развивать логическое мышление. Вызвать эмоциональный отклик на содержание стихотворений.

  • Сказка о Золотой рыбке, которая помогла мальчику Ване
  • Стихи «Безопасность детей на воде»
  • Мультфильм «Безопасность на воде летом» из серии «Спасик и его друзья»
  • Картинки для составления рассказов.

«У водоёма»

Закрепить знания детей о правилах безопасности на воде. Повышение двигательной активности через участие детей в играх – эстафетах

Атрибуты для  подвижных игр и игр - эстафет

«Знать об этом должен каждый, безопасность – это важно!»

Закрепить навыки безопасного поведения во время отдыха у водоёма у детей и родителей

Выставка детских рисунков и творческих работ по теме.

  • Предполагаемый результат:
  • Взаимодействие ДОУ и родителей в деле обеспечения безопасности детей на летнем отдыхе у воды.
  • Воспитание у детей ответственности и осторожности при посещении водоёмов.
  • Появление у детей навыков поведения в экстремальных ситуациях, оказания посильной помощи при несчастном случае на воде.
  • Продукты проектной деятельности:
  • Анкета для родителей, презентация PowerPoint «Безопасность на воде. Добрые советы от МЧС для детей и их друзей», конспект специально организованной интегрированной образовательной деятельности по теме  «Безопасность на воде», сценарий спортивного развлечения «У водоёма» иллюстративный материал с заданием «Правильно? – Неправильно?»;
  • информационный блок (тематический уголок) «Азбука безопасности на воде»
  • Атрибуты к сюжетно-ролевым играм и играм-эстафетам
  • Выставка детских рисунков и творческих работ, выполненных совместно с родителями «Знать об этом должен каждый, безопасность – это важно!»
  • Фотографии
  • Практическая значимость проекта:
  • В результате реализации проекта дети и родители будут знать правила безопасного поведения на воде.
  • Будет выработана система взаимодействия педагогов ДОУ и родителей в деле обеспечения безопасности детей на водоёмах.
  • Снизится риск несчастных случаев с детьми на летнем отдыхе у водоёма.
  • Материально – техническое обеспечение:    
  • Физкультурный зал, спортивная площадка
  • ТСО: ноутбук, мультимедийная установка, музыкальный центр
  • Оборудование и инвентарь для игр и соревнований в необходимом количестве (спасательный жилет, спасательный круг, плавательная доска, канат, зонт, мячи, голубая ткань, ростовые куклы, мягкие модули).
  • Программно-методическое обеспечение:

Литература:

  1. Авдеева Н. Н., Князева Н. Л., Стеркина Р. Б.. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2002.
  • Тема 32. На воде, на солнце…
  1. Шорыгина Т. А. Осторожные сказки. Безопасность для малышей. – М.: Прометей; Книголюб, 2003. – 80 с.  (Развивающие сказки для детей)
  • Занятие 7. Безопасность на воде. Золотая рыбка.
  1. Усачёв А. А., Березин А. И. Школа безопасности: Учебное пособие для учащихся 1 класса начальной школы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности». – М.: Издательство АСТ, 1997
  • Урок 9.  Безопасность на воде..
  1. Зайцев Г. К. Уроки Айболита. Расти здоровым. – СПб.: Изд-во «Акцидент», 1997.
  • Урок 5. Правила на всю жизнь. На воде.
  1. Внимание! Опасно! Правила безопасного поведения ребёнка. – Серия «Я – человек». – М.: Школьная Пресса, 2008. – 24 с.: цв.ил. – («Дошкольное воспитание и обучение – приложение к журналу «Воспитание школьников»; Вып. 156).  
  2. Безопасность. Для  детей старшего дошкольного возраста: Альбом. – М.:  – Издательство АСТ – ЛТД, 1997. – 32 с.: ил. – (Страна Чудес).

Интернет-ресурсы:

  1. Азбука безопасности. На водоёме. http://azbez.com
  2. Онлайн энциклопедия «Защитница Багира - Безопасность детей». Безопасность на воде для дошкольников. http://bezopasnost-detej.ru/bezopasnost-doshkolnikov
  3. Дошкольник - Основы безопасности – Безопасность на воде. http://adalin.mospsy.ru

Мультфильмы:

  1. Уроки тётушки Совы. Уроки Осторожности – Водоёмы. www.usovi.com.ua . 2009 – 2013.
  2. Мультфильм. Смешарики. Азбука безопасности.(2010)  DVD5
  • Место для купания.  
  • За бортом
  1. Мультфильм. Безопасность на воде летом.
  2. Водоёмы. Тралик и Валик. Детский развивающий мультик.



Предварительный просмотр:

Проект (краткосрочный)

Тема: «Вода вокруг нас»

Участники проекта:

Дети  от 4 до 5 лет

Воспитатель: Н.М. Мерзлякова

В качестве объекта исследования была выбрана вода, что обусловлено рядом причин:                                                                                                                                                  

1.        Вода окружает нас постоянно, однако дети, как правило почти не обращают на нее внимание. Вода – прекрасный объект для наблюдений и опытов.

2.            Вода видоизменяется: снег, лед, пар и т.д, имеет свои свойства (вода – текучая, прозрачная, не имеет запаха,  вкуса, формы, цвета…)

3.        С водой ребенку проще общаться «на равных», легче представить ее своим другом, т.к. каждый ребенок любит развлечения связанные с водой.

Цель проекта:  

В процессе углубления и расширения  знаний у детей о воде и ее свойствах, формировать экологическую культуру,  бережное отношение к природе.

Задачи проекта:

  1. Дать детям представление о свойствах воды, о ее формах и видах (родники, реки, моря, озера, океаны, осадки и т.д.)
  2. Дать представления о роли воды в жизни человека  и живых организмов
  3. Познакомить с круговоротом воды в природе.
  4. Уточнить представления об основных источниках загрязнения воды, его последствиях, мероприятиях по предотвращению загрязнения.
  5. Развивать речь, мышление, познавательную активность.
  6. . Воспитывать бережное отношение к воде – как основному природному ресурсу.
  7. Развивать экологическую культуру.

Ожидаемый результат:

По окончанию проекта дети узнают, что обыкновенная вода - удивительное вещество. Она может быть бесцветной прозрачной, а может быть и цветной. Из безвкусной может превратиться  в  сладкую  или  горькую,   что  вода умеет растворять другие вещества. Дети будут иметь достаточно представлений о воде. Будут знать, что океаны, моря, реки… - это вода, которая нас окружает. Дети будут не только уметь называть свойства воды, но и уметь на опытах их доказывать. Понимать взаимосвязь воды и всего живого на Земле. Научаться бережному и экономному отношению к воде – как источнику жизни.

1 Этап

Подготовительный

1.Изучение литературы (О.М. Масленникова, А.А.Филиппенко «Экологические проекты в детском саду).

2.Составление  плана работы.

3.Подготовка материала.

Игровой материал и оборудование для опытно-экспериментальной деятельности с водой.

Разнообразные совочки, прозрачные стаканчики, формочки, лейки, воронки; инвентарь для экспериментов и главный атрибут лаборатории.

2 Этап

Исследовательский.

  • Проведение занятий по проекту «Вода вокруг нас»

1. Узнаем, какая вода

2. Вода – волшебница

3. Что в банке?

4. Игра с соломинкой.

5. Лёгкий – тяжёлый.

6. Плавает – тонет.

7. Горячо – холодно.

  • Просмотр презентаций о воде

«Вода вокруг нас»

«Дельфины»

«Где в природе есть вода»

«Море»

  • Чтение познавательной литературы о воде (детская энциклопедия)
  • Проведение экспериментов с водой  (приложение 1)
  • Работа с родителями:

Консультации для родителей

«Опыты и эксперименты с водой для детей»; 

« Экспериментирование с водой»;

«Роль семьи в развитии поисково-исследовательской деятельности ребенка»

Опыты и эксперименты с детьми  (http://azbuka-uma.by/opiti_i_eksperimenti)

3 этап                                                                                                                         Заключительный

Результат: Дети рассматривали объекты неживой природы, обследовали, экспериментировали, делали выводы. Научились выявлять свойства воды. Узнали, что вода имеет вес, что она прозрачная, льётся, без запаха, в воде растворяются некоторые вещества  (при этом вода меняет цвет, запах, вкус.  Научились определять на ощупь температуру воды, предметов (металлические – холоднее, деревянные теплее). Дети стали бережнее относится к воде.

Приложение 1

ОПЫТЫ С ВОДОЙ

Опыт  1.        Окрашивание воды

Цель: Выявить свойства воды: вода может быть тёплой и холодной, некоторые вещества растворяются в воде. Чем больше этого вещества, тем интенсивнее цвет; чем теплее вода, тем быстрее растворяется вещество.

Материал: Ёмкости с водой (холодной и тёплой), краска, палочки для размешивания, мерные стаканчики.

Взрослый и дети рассматривают в воде 2-3 предмета, выясняют, почему они хорошо видны (вода прозрачная). Далее выясняют, как можно окрасить воду (добавить краску). Взрослый предлагает окрасить воду самим (в стаканчиках с тёплой и холодной водой). В каком стаканчике краска быстрее растворится? (В стакане с тёплой водой). Как окрасится вода, если красителя будет больше? (Вода станет более окрашенной).

Опыт 2.       Как вытолкнуть воду?

Цель: Формировать представления о том, что уровень воды повышается, если в воду класть предметы.

Материал: Мерная ёмкость с водой, камешки, предмет в ёмкости.

Перед детьми ставится задача: достать предмет из ёмкости, не опуская руки в воду и не используя разные предметы-помощники (например, сачок). Если дети затруднятся с решением, то воспитатель предлагает класть камешки в сосуд до тех пор, пока уровень воды не дойдёт до краёв.

Вывод: камешки, заполняя ёмкость, выталкивают воду.

Опыт   3.    Куда делась вода?

Цель: Выявить процесс испарения воды, зависимость скорости испарения от условий (открытая и закрытая поверхность воды).

Материал: Две мерные одинаковые ёмкости.

Дети наливают равное количество воды в ёмкости; вместе с воспитателем делают отметку уровня; одну банку закрывают плотно крышкой, другую - оставляют открытой; обе банки ставят на подоконник.

В течение недели наблюдают процесс испарения, делая отметки на стенках ёмкостей и фиксируя результаты в дневнике наблюдений. Обсуждают, изменилось ли количество воды (уровень воды стал ниже отметки), куда исчезла вода с открытой банки (частицы воды поднялись с поверхности в воздух). Когда ёмкость закрыты, испарение слабое (частицы воды не могут испариться с закрытого сосуда).

Опыт 4.     Откуда берётся вода?

Цель: Познакомить с процессом конденсации.

Материал: Ёмкость с горячей водой, охлаждённая металлическая крышка.

Взрослый накрывает ёмкость с водой холодной крышкой. Через некоторое время детям предлагается рассмотреть внутреннюю сторону крышки, потрогать её рукой. Выясняют, откуда берётся вода (это частицы воды поднялись с поверхности, они не смогли испариться из банки и осели на крышке). Взрослый предлагает повторить опыт, но с тёплой крышкой. Дети наблюдают, что на тёплой крышке воды нет, и с помощью воспитателя делают вывод: процесс превращения пара в воду происходит при охлаждении пара.

   

Опыт 5. "Вода жидкая, поэтому может разливаться из сосуда".

Посадить за стол кукол. Ребята, на улице жарко, куклы захотели пить. Сейчас мы будем поить их водой.

Налить в стакан воду доверху. Предложить кому-нибудь из детей пронести воду быстрым шагом и посмотреть - пролилась вода или нет. Что произошло с водой? (Пролилась на пол, на одежду, намочила руки). Почему это произошло? (Стакан был слишком полный). Почему вода может разливаться? (Потому что она жидкая). Мы налили слишком полные стаканы; жидкая вода в них плещется, и разливается. Как же сделать, чтобы вода не разлилась? Наполнить стаканы наполовину и нести медленно. Давайте попробуем.

Вывод: О чём мы сегодня узнали? Вода какая? (Вода жидкая). Если стакан слишком полный, что может произойти с водой? (Она может разливаться).

 

Опыт 6. "Прозрачная вода может стать мутной".

Налить в стакан чистую воду, бросить в него предмет. Его видно? Хорошо видно? Почему? (Вода прозрачная). Что лежит в стакане? В другой стакан с чистой водой добавить немного муки, размешать, опустить предмет. Видно? Почему? (Вода мутная, непрозрачная). Видно то, что лежит в стакане? Посмотрите на аквариум. Какая вода в нём - мутная или прозрачная? (Прозрачная). Рыбкам всё хорошо видно? Смотрите, мы сыпем корм, рыбкам его хорошо видно, они быстро подплывают и кушают. Если бы вода была мутной, может быть, рыбки остались голодными. Почему? (В мутной воде плохо видно корм).

Вывод: О чём вы сегодня узнали? Прозрачная вода может стать какой? (Мутной). В какой воде плохо видны предметы? (В мутной воде).

 

Опыт 7. "Вода не имеет цвета, но её можно покрасить".

Открыть кран, предложить понаблюдать за льющейся водой. Налить в несколько стаканов воду. Какого цвета вода? (У воды нет цвета, она прозрачная). Воду можно подкрасить, добавив в неё краску. (Дети наблюдают за окрашиванием воды). Какого цвета стала вода? (Красная, синяя, жёлтая, красная). Цвет воды зависит от того, какого цвета краску добавили в воду.

Вывод: О чём мы сегодня узнали? Что может произойти с водой, если в неё добавить краску? (Вода легко окрашивается в любой цвет).

 

Опыт 8. "Вода может литься, а может брызгать".

В лейку налить воду. Воспитатель демонстрирует полив комнатных растений (1-2). Что происходит с водой, когда я лейку наклоняю? (Вода льётся). Откуда льётся вода? (Из носика лейки?). Показать детям специальное устройство для разбрызгивания - пульверизатор (детям можно сказать, что это специальная брызгалка). Он нужен для того, чтобы брызгать на цветы в жаркую погоду. Брызгаем и освежаем листочки, им легче дышится. Цветы принимают душ. Предложить понаблюдать за процессом разбрызгивания. Обратить внимание, что капельки очень похожи на пыль, потому что они очень мелкие. Предложить подставить ладошки, побрызгать на них. Ладошки стали какими? (Мокрыми). Почему? (На них брызгали водой). Сегодня мы полили растения водой и побрызгали на них водой.

Вывод: О чём мы сегодня узнали? Что может происходить с водой? ( Вода может литься, а может разбрызгиваться).

 

Опыт 9. "Влажные салфетки высыхают быстрее на солнце, чем в тени".

Салфетки намочить в ёмкости с водой или под краном. Предложить потрогать детям салфетки на ощупь. Салфетки какие? (Мокрые, влажные). Почему они стали такими? (Их намочили в воде). К нам в гости придут куклы и будут нужны сухие салфетки, чтобы постелить на стол. Что же делать? (Высушить). Как вы думаете, где быстрее высохнут салфетки - на солнышке или в тени? Это можно проверить на прогулке: одну повесим на солнечной стороне, другую - на теневой. Какая салфетка высохла быстрее - та, которая висит на солнце или та, которая висит в тени? (На солнце).

Вывод: О чём мы сегодня узнали? Где бельё высыхает быстрее? (Бельё на солнце высыхает быстрее, чем в тени).

 

Опыт 10. "Растениям легче дышится, если почву полить и взрыхлить".

Предложить рассмотреть почву в клумбе, потрогать её. Какая она на ощупь? (Сухая, твёрдая). Можно её взрыхлить палочкой? Почему она стала такой? Отчего так высохла? (Солнце высушило). В такой земле растениям плохо дышится. Сейчас мы польём растения на клумбе. После полива: пощупайте почву в клумбе. Какая теперь она? (Влажная). А палочка легко входит в землю? Сейчас мы её взрыхлим, и растения начнут дышать.

Вывод : О чём мы сегодня узнали? Когда растениям дышится легче? (Растениям легче дышится, если почву полить и взрыхлить).

 

Опыт 11."Руки станут чище, если помыть их водой".

Предложить с помощью формочек сделать фигурки из песка. Обратить внимание детей на то, что руки стали грязными. Что же делать? Может быть, давайте отряхнём ладошки? Или подуем на них? Стали ладошки чистыми? Как очистить руки от песка? (Помыть водой). Воспитатель предлагает сделать это.

Вывод: О чём мы сегодня узнали? (Руки станут чище, если помыть их водой).

 

Опыт 12."Какая лужа высохнет быстрее?"

Ребята, вы помните, что остаётся после дождя? (Лужи). Дождь иногда бывает очень сильным, и после него остаются большие лужи, а после маленького дождя лужи бывают: (маленькими). Предлагает посмотреть, какая лужа высохнет быстрее - большая или маленькая. (Воспитатель разливает воду на асфальте, оформляя разные по размеру лужи). Почему маленькая лужа высохла быстрее? (Там воды меньше). А большие лужи иногда высыхают целый день.

Вывод: О чём мы сегодня узнали? Какая лужа высыхает быстрее - большая или маленькая. (Маленькая лужа высыхает быстрее).

 

Опыт 13. "Помощница вода".

На столе после завтрака остались крошки, пятна от чая. Ребята, после завтрака столы остались грязными. Садиться снова за такие столы не очень приятно. Что же делать? (Помыть). Чем? (Водой и тряпочкой). А может быть, можно обойтись без воды? Давайте попробуем сухой салфеткой протереть столы. Крошки собрать получилось, но вот пятна так и остались. Что же делать? (Салфетку намочить водой и хорошо потереть). Воспитатель показывает процесс мытья столов, предлагает детям самим отмыть столы. Во время мытья подчеркивает роль воды. Теперь столы чистые?

Вывод: О чём мы сегодня узнали? В каком случае столы становятся очень чистыми после еды? (Если их помыть водой и тряпочкой).

 

Опыт 14. "Вода может превращаться в лёд, а лёд превращается в воду".

Налить воду в стакан. Что мы знаем о воде? Вода какая? (Жидкая, прозрачная, без цвета, запаха и вкуса). Теперь перельём воду в формочки и поставим в холодильник. Что стало с водой? (Она замёрзла, превратилась в лёд). Почему? (В холодильнике очень холодно). Оставим формочки со льдом на некоторое время в тёплом месте. Что станет со льдом? Почему? (В комнате тепло). Вода превращается в лёд, а лёд в воду.

Вывод: О чём мы сегодня узнали? Когда вода превращается в лёд? (Тогда, когда очень холодно). Когда лёд превращается в воду? (Тогда, когда очень тепло).

Список литературы:

1.Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию». Санкт-Петербург, 2004 г.

2.Горькова Л.Г., Кочергина А.В. Обухова Л.А. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников». М., 2005 г.

3.Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. «Неизведанное рядом» М., 2002 г.

4.Иванова А.И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду» М., 2003 г.

5.Иванова А.И. «Живая экология»  М., 2006 г.

6.Кондратьева Н.Н. «Мы»: Программа экологического образования детей. Санкт-Петербург, 2000 г.

7.Николаева С.Н. «Методика экологического воспитания в детском саду» М., 1999 г.

8.Шорыгина Т.А. «Зеленые сказки»  М., 2002 г.

9.Газета «Дошкольное образование».

10.Журнал «Дошкольное воспитание».

11.Журнал «Обруч».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное автономное дошкольное Краткосрочный проект «Вода вокруг нас»

Слайд 2

Пояснительная записка

Слайд 3

ПРОБЛЕМА Дети имеют недостаточное представление о свойствах вода, о ее значении в жизни человека и живых организмов

Слайд 4

Цель проекта : В процессе углубления и расширения знаний у детей о воде и ее свойствах, формировать экологическую культуру, бережное отношение к природе. Задачи проекта: Дать детям представление о свойствах воды, о ее формах и видах (родники, реки, моря, озера, океаны, осадки и т.д.) Дать представления о роли воды в жизни человека и живых организмов Познакомить с круговоротом воды в природе. Уточнить представления об основных источниках загрязнения воды, его последствиях, мероприятиях по предотвращению загрязнения. Развивать речь, мышление, познавательную активность. . Воспитывать бережное отношение к воде – как основному природному ресурсу. Развивать экологическую культуру .

Слайд 6

Объект исследования В качестве объекта исследования была выбрана вода, что обусловлено рядом причин: 1 . Вода окружает нас постоянно, однако дети, как правило почти не обращают на нее внимание. . Вода – прекрасный объект для наблюдений и опытов. 2 . Вода видоизменяется: снег, лед, пар и т.д , имеет свои свойства (вода – текучая, прозрачная, не имеет запаха, вкуса, формы, цвета…) 3 . С водой ребенку проще общаться «на равных», легче представить ее своим другом, т.к. каждый ребенок любит развлечения связанные с водой.

Слайд 7

Этапы проекта 1 – й этап подготовител ьный Постановка целей и разработка содержания учебно – воспитательного процесса в рамках проекта, накопление информации по теме проекта: подбор литературы, иллюстраций, стихов , пословиц и поговорок, загадок, сказок, изготовление экологических игр . 2 – й этап основной На основе опытов познакомить детей с некоторыми свойствами воды; Выполнение творческих заданий ; Взаимодействие с родителями, направленное на реализацию проекта. 3 – й этап заключительный Представление результатов проекта в виде выставки продуктов детского творчества; Итоговая викторина «Путешествие с Капелькой». .

Слайд 8

Работа с детьми

Слайд 10

По окончании проекта предполагаются следующие результаты : Дети будут иметь достаточно представлений о воде; Знать, что океаны, моря, реки… - это вода, которая нас окружает); Дети будут не только уметь называть свойства воды, но и уметь на опытах их доказывать ; Понимать взаимосвязь воды и всего живого на Земле; Научаться бережному и экономному отношению к воде – как источнику жизни.

Слайд 11

Дети овладели несложными способами экспериментирования с водой. У детей появились исследовательские умения, соответствующие возрасту (начали задавать вопросы природоведческого характера, устанавливают причинно-следственные связи). Повысилась воспитательная компетентность родителей в экологическом образовании дошкольников . В ходе реализации проекта «Вода вокруг нас» у детей сформировались бережное и экономное отношение к водным ресурсам. Заключение

Слайд 12

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!



Предварительный просмотр:

 

Проект «Будь здоров, малыш!»

По времени проведения – краткосрочный

Участники проекта: дети, родители и воспитатели средней группы «В»

Проблема: незаинтересованность родителей в организации  двигательной деятельности детей.

Обоснование проблемы:

  • - неосведомленность родителей о  важности  совместной  двигательной  деятельности   с детьми.
  • -недостаточность знаний родителей о физических навыках и умениях детей данного возраста,
  • - нежелание  родителей организовывать двигательную деятельность с детьми.
  • - невнимание родителей к здоровому образу жизни  в семье,

Цель:  повысить стремление родителей использовать двигательную деятельность  с детьми для  формирования основ здорового образа жизни.

Задачи:

  • Дать представление родителям о значимости совместной двигательной деятельности  с детьми.
  • Расширить знания родителей о физических умениях и навыках детей,
  • Способствовать созданию активной позиции родителей  в совместной двигательной деятельности с детьми.
  • Заинтересовать родителей укреплять  здоровый  образ жизни  в семье,

Выполнение проекта:

ДЕВИЗ:  Физическое воспитание – это то, что обеспечивает здоровье и доставляет радость.

Креттен

Работа с детьми:

ЕЖЕДНЕВНАЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

•        Профилактическая гимнастика (дыхательная, улучшение осанки, плоскостопия, зрения)

•        Гимнастика пробуждения, дорожка «здоровья»

•        Воздушное контрастное закаливание.

БЕСЕДЫ:

  • Общение: «Чтоб здоровым быть всегда, нужно заниматься!».
  • «Витамины я люблю - быть здоровым я хочу». (Приложение №1)
  • "Беседа о здоровье, о чистоте" Решение провокационных вопросов, проблемных ситуаций (Приложение № 2)
  • Встреча с «Витамином», который рассказывает о значении питания в жизни человека (дидактические игры)
  • Беседа-игра, включающая прибаутки, используемые при мытье рук умывании (потешки) (Приложение № 3)
  • Сказка-беседа «В СТРАНЕ БОЛЮЧКЕ». (Приложение № 4)

 ЗАНЯТИЯ:

  • Физкультурное занятие "В стране здоровья".
  • Показ открытого занятия «Мой веселый звонкий мяч» (Приложение № 5)

ИГРЫ:

  • Сюжетно ролевые игры: «Поликлиника», «Аптека»…
  • Дидактические игры «Мяч на поле», «Мяч в ворота» (на дыхание),упражнение «Найди два одинаковых мяча», «Что лишнее?» и др.
  • Организация на воздухе подвижной игры «Делай, как я», с мячом «Школа мяча», «Ловишки в кругу», «Черное и белое» и т.д.
  • Рассматривание иллюстраций, фотографий  о здоровье.
  • Заучивание пословиц, поговорок о здоровье. (Приложение №6)
  • Чтение художественной литературы: К.Чуковский «Мойдодыр», "Вовкина победа"
  • А. Кутафин и др.

       

Выставка рисунков «Королева Чистоты».  (Приложение № 7)

 

Работе с родителями:

  • Была  проведена консультация «Физоборудование своими руками»
  • Индивидуальные беседы физических умениях и навыках каждого ребенка, о значимости совместной  двигательной  деятельности  с детьми и т.д.
  • Наглядность в виде информационных файлов «Народная мудрость гласит..»,

«Семь условий здорового ребенка»   (Приложение № 8)

  • Картотека «Сундучок бабушкиных рецептов»
  • Была проведена выставка физкультурного оборудования, где высказывались мнения о его важности, значимости в развитии ребенка.(Приложение № 9)

 

Работа по совместной деятельности родителей и детей:

  • Совместное развлечение с детьми и родителями «Постарайся угадать, чем листочек может стать». (Приложение № 10)
  • Организована фотовыставка  «Путешествие в страну здоровья».
  • (Приложение № 11)
  • Проведен День открытых дверей, с использованием физкультурного оборудования, сделанных в совместной творческой деятельности родителей  с детьми.

Результат проекта: Проект «Будь здоров!» разрешил   проблему, реализовал поставленные задачи. 91%  родителей с огромным желанием приняли участие в спортивном развлечении; заинтересовались физоборудованием, изготовленного из бросового материала, выразили желание принять участие в его изготовлении для группы и дома. Родители поделились своими впечатлениями в тетради отзывов.  Оформление родителями с детьми фоторассказов «Путешествие в страну здоровья».   Изготовление стенда «Уголок Айболита».

 

 

Приложение № 1

Беседа: «Витамины я люблю – быть здоровым я хочу».

 

ЦЕЛЬ: Научить ребёнка заботиться о своём здоровье.

Вчера Кукла – мама рассказывала, что ее дети стали чаще болеть, им не хватает витаминов. Витамины очень нужны детям для укрепления организма. ЕЕ дети их очень любят. Витамины вкусные, красивые.

- А вы, ребята, пробовали витамины?

- Витамины бывают не только в таблетках.

- А в каких продуктах есть витамины?

Нужно есть больше овощей и фруктов.     В них много витаминов А, В, С, Д.

- В  каких продуктах они содержатся и для чего нужны.

 

Витамин А - морковь, рыба, сладкий перец, яйца, петрушка. Важно для зрения.

Витамин В - мясо, молоко, орехи, хлеб, курица, горох (для сердца).

Витамин С - цитрусовые, капуста, лук, редис, смородина (от простуды).

Витамин Д - солнце, рыбий жир (для косточек).

Для лучшего запоминания использовать художественное слово.

 

Никогда не унываю

И улыбка на лице,

Потому что принимаю

Витамины А, Б, С.

 

Очень важно спозаранку,

Есть за завтраком овсянку.

 

Черный хлеб полезен нам

И не только по утрам.

 

Помни истину простую

Лучше видит только тот,

Кто жует морковь сырую,

Или сок морковный пьёт.

 

От простуды и ангины помогают апельсины.

Ну, а лучше съесть лимон

Хоть и очень кислый он.

 

- Я  зачитаю четверостишия о продуктах. Если в них говорится о полезных вещах, то вы все вместе говорите: «Правильно, правильно, совершенно верно!»

-  А если о том, что для здоровья вредно, вы  молчите.

1.Ешь побольше апельсинов, пей морковный вкусный сок,

И тогда ты точно будешь очень строен и высок.

2.Если хочешь стройным быть, надо сладкое любить

Ешь конфеты, жуй ирис, строен, стань как кипарис.

 

3.Чтобы правильно питаться, вы запомните совет:

Ешьте фрукты, кашу с маслом, рыбу мед и виноград.

 

4.Нет полезнее продуктов - вкусных овощей и фруктов.

И Сереже и Ирине всем полезны витамины.

 

5.Наша Люба булки ела и ужасно растолстела.

Хочет в гости к нам прийти, да в дверь не может проползти.

 

6.Если хочешь быть здоровым, правильно питайся,

Ешь побольше витаминов, с болезнями не знайся.

 

         - Молодцы, обязательно скажу вашим мамам, что вы умеете выбирать полезные продукты.

- Ребята, я предлагаю вам стать «садовниками здоровья», давайте вырастим чудо-дерево (на столе карточки с продуктами, дети выбирают нужные, вешают их на дерево).

- Почему на дереве выросла морковь? 

- Чем полезно молоко? 

- Какой витамин в свекле? 

- Какие овощи и фрукты защищают от вредных микробов?

- Мы запомним навсегда, для здоровья нам нужна витаминная еда.

 

Приложение № 2

Использование игровых ситуаций в повседневной жизни в формировании понятий о здоровом образе жизни.

 Здоровье - это счастье! Это когда ты весел и все у тебя получается. Здоровье нужно всем - и детям, и взрослым, и даже животным. В формировании понятий о здоровом образе жизни.

-  Что нужно делать, чтобы быть здоровым? Нужно хотеть и уметь заботиться о здоровье. Если не следить за своим здоровьем, можно его потерять.

Понятие о здоровом образе жизни включает в себя много аспектов.

Это, во-первых, соблюдение режима дня. В детском саду режим соблюдается, а вот дома не всегда. (беседа с детьми о режиме дома и в детском саду).

 Во-вторых, это культурно-гигиенические навыки.

- Дети должны уметь правильно умываться.

-Для чего это надо делать? Чтобы быть чистым, хорошо выглядеть, чтобы было приятно, и кожа была здоровой, чтобы быть закаленным, чтобы смыть микробы.

(Для закрепления навыков используем  художественное слово. Например, отрывки из сказки Чуковского "Мойдодыр" и т.п.

 

Мойся мыло! Не ленись!

Не выскальзывай, не злись!

Ты зачем опять упало?

Буду мыть тебя сначала!

 

О микробах:

Они очень маленькие и живые (рисунок).

Они попадают в организм и вызывают болезни.

Они живут на грязных руках.

Они боятся мыла.

Микроб - ужасно вредное животное,

Коварное и главное щекотное.

Такое вот животное в живот

Залезет - и спокойно там живет.

Залезет шалопай, и где захочется

Гуляет по больному и щекочется.

Он горд, что столько от него хлопот:

И насморк, и чихание, и пот.

Вы, дети, мыли руки перед ужином?

Ой, братец лис, ты выглядишь простуженным

Постой-ка, у тебя горячий лоб

Наверное, в тебе сидит микроб!

 

Вместе с детьми рассматриваем  ситуации защиты от микробов и делайте вывод, который дети должны хорошо усвоить: не есть и не пить на улице; всегда мыть руки с мылом, вернувшись с улицы, перед едой, после туалета.

-Что мы делаем, чтобы защитить себя от микробов? (есть только мытые овощи и фрукты; когда чихаешь или кашляешь, закрывать рот и нос платком; есть только из чистой посуды).

- Посчитайте, сколько раз в день вы моете руки руки?

В-третьих, это гимнастика, физзанятия, закаливание и подвижные игры.

- Если человек будет заниматься спортом, он проживет дольше.

- Почему так говорят: "Береги здоровье смолоду".

По утрам зарядку делай

Будешь сильным,

Будешь смелым.

 

Прогоню остатки сна

Одеяло в сторону,

Мне гимнастика нужна

Помогает здорово.

 

Чтобы нам не болеть

И не простужаться

Мы зарядкой с тобой

Будем заниматься.

- Полезно полоскать горло, обтираться полотенцем, , чаще играть в подвижные игры.

В-четвертых, культура питания.

- обыгрывание ситуации "В гости к Мишутке" и "Винни-Пух в гостях у Кролика",

- рассматривание и обсуждение картинок к играм: "Осторожно, вирус", "Будь здоров!" 

Вывод:

Нельзя

- пробовать все подряд

- есть и пить на улице

- есть немытое

- есть грязными руками

- давать кусать

- гладить животных во время еды

- есть много сладкого.

Нужно есть больше овощей и фруктов.     В них много витаминов А, В, С, Д.

- В  каких продуктах они содержатся и для чего нужны.

 

Витамин А - морковь, рыба, сладкий перец, яйца, петрушка. Важно для зрения.

Витамин В - мясо, молоко, орехи, хлеб, курица, горох (для сердца).

Витамин С - цитрусовые, капуста, лук, редис, смородина (от простуды).

Витамин Д - солнце, рыбий жир (для косточек).

Для лучшего запоминания использовать художественное слово.

 

Никогда не унываю

И улыбка на лице,

Потому что принимаю

Витамины А, Б, С.

 

Очень важно спозаранку,

Есть за завтраком овсянку.

 

Черный хлеб полезен нам

И не только по утрам.

 

Помни истину простую

Лучше видит только тот,

Кто жует морковь сырую,

Или сок морковный пьёт.

 

От простуды и ангины помогают апельсины.

Ну, а лучше съесть лимон

Хоть и очень кислый он.

 

Приложение №3

Потешки при умывании.

 

 

Водичка-водичка,
Умой Настино личико,
Настя кушала кашку,
Испачкала мордашку.
Чтобы девочка была
Самой чистенькой всегда,
Помоги, водичка,
Умыть Настино личико

 

Ай, лады, лады, лады
Не боимся мы воды,
Чисто умываемся,
Маме улыбаемся.

 

 

Чище мойся, воды не бойся!

    Кран откройся, нос умойся!

    Мойтесь сразу оба глаза!

    Мойтесь уши, мойся шейка!

    Мойся шейка, хорошенько!

    Мойся, мойся, обливайся,

 грязь смывайся,

    Грязь смывайся!

 

От водички, от водицы

Всё улыбками искрится!

От водички, от водицы

Веселей цветы и птицы!

Катя умывается,

Солнцу улыбается!

 

От водички, от водицы
Всё улыбками искрится! 
От водички, от водицы 
Веселей цветы и птицы! 
Катя умывается, 
Солнцу улыбается!

 

 

Водичка, водичка,
Умой Лешино личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щёчки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.

 

 

Знаем, знаем, да-да-да
Где ты прячешься, вода!
Выходи, водица,
Мы пришли умыться!
Лейся на ладошку
По-нем-ножку.
Лейся, лейся, лейся
По-сме-лей -
Катя умывайся веселей.

 

 

 

 

Мыло душистое, белое, мылкое,

 Мыло глядит на грязнулю с ухмылкою:

 Если б грязнуля вспомнил про мыло –

 Мыло его,

Наконец, бы отмыло.

 

 

 

Приложение № 4

 

В СТРАНЕ БОЛЮЧКЕ

Очень серьёзная сказка-беседа для дошкольников.

 

ЦЕЛЬ: Научить ребёнка заботиться о своём здоровье.

- Как начинаются сказки? В некотором царстве: За тридевять земель: Живало - бывало :

Начнём и мы по-простому. Жили - были два братца. Один в школе учился, во втором классе, а другой ещё маленький - Петька да Антошка. Жили не тужили, да однажды Петька из школы пришёл, а братца Антошки дома нет. Искал его, искал не нашёл. Посмотрел на свою собачку Пыжика, а та вдруг заговорила голосом человечьим: Антошку утащила колдунья Ангина. Он напился холодного молока, да ещё на сквозняке постоял, и она тут как тут - схватит его за горло, не даёт ему дышать, глотать, хочет его погубить. А сама она такая красная, злая. Я на неё залаял, - только хуже сделал, - схватила колдунья Антошку и вылетела с ним в окно. Надо нам с тобой их догонять, пока следы свежие. Я вот чемоданчик нашёл, это доктор Айболит оставил мне на всякий случай. Из него само выскакивает то, что надо.

Недолго Петька собирался в путь дорожку - побежали с Пыжиком спасать Антошку: Бегут и по дороге встретили студента Фурацилина: "Куда бежим? - спрашивает он? - Антошку от Ангины спасать. - О! Так я вам помогу!!!"

На берегу он объясняет, что при ангине надо язык высовывать изо рта очень быстро и так часто делать - помогает. А ещё надо полоскать горло фурацилином. Тут Фурацилин достал ведёрко с водой, прыгнул с него, а потом выскочил и вот раствор готов. Тут собачка нашла Ангину - в кустах у дороги прячется. Фурацилин к ней подскочил, в ведёрко её опустил и как давай полоскать. Полоскал, - полоскал, и сделалась она из красной - розовая, а потом исчезла. Все радостно запрыгали ,но рано! Оглянулись - Антошки нет! Глядят, а его несёт какая - то высокая особа. Фурацилин говорит: "Это тётка Высокая Температура, а её дожидается дядька Озноб. Тётка эта вообще - то не плохая, но её схватила злющая королева страны Болючки. Простуда из нормальной превратила в высокую. Я с ней не могу бороться. Бегите сами, спасайте Антошку!"

Петька и Пыжик догнали Высокую температуру в лесу на полянке. Она устала и отдыхала, спала, стоя у дерева. Антошка рядом лежит - красный. Из чемоданчика выскочили цветки липы. Сделали из них настой липовый, напоили братца, он начал бледнеть, а тётка стояла, стояла, да вдруг и упала. Превратилась в нормальную температуру.

Пыжик начал учить Петьку, что при высокой температуре надо много пить липовый настой и чего-нибудь кислого, и она быстро превратится в нормальную. Петька взял на руки Антошку и принёс его домой, но из-за кустов выбежали два бородатых старика. Один из них постоянно чихал, а другой кашлял. Они подбежали к Петьке, схватили у него Антошку и моментально скрылись. Что же делать? Может поплакать? Вряд ли поможет. Пошли снова на поиски брата.

 

А на встречу им девочка и мальчик, они представились ГВОЗДИЧКА и ЛИМОНЧИК. Лимончик подал Петьке кусок лимонной корочки, а Гвоздичка - гвоздику (пряность) и посоветовали: "Прежде чем бежать по следам этих стариков - пожуйте корочку и гвоздику и тогда для вас эти дедули не страшны. - А кто они? - это любимчики королевы Простуды - Насморк Апчхи и Кашель Кхей-Кхей. Они боятся меня и моей подружки. А теперь идите по этой кривой дорожке к городу Хлюпонос, в котором живут Апчхей и Кхей-Кхей.

Наконец, они подошли к стенам какого - то города. Постучали в ворота, а они такие мягкие, потрогали стену, а она как подушка. Тут к ним прилетела ворона и прокаркала, что они находятся у СТРАНЫ ВАТНЫХ ОДЕЯЛ. Жители страны, объяснила Ворона, хорошие ребята, но очень любят кутаться, т. к. панически боятся королеву Простуду. У них стены сделаны из подушек, улицы, города закрыты коврами, над городом крыша из стекла. А сами всегда одеты так:/ А. Барто "Сто одёжек"/

Лиф на байке, три фуфайки, на подкладке платьице,

Шарф на шее, шаль большая, что за шарик катиться?

Сто одёжек, сто застёжек, слова вымолвить не может

Так меня закутали, что, не знаю, тут ли я?

Жителей этой страны называют куталки.

Наконец, ворота этой страны открыл мальчик в тулупе, валенках и шапке. "Заходите скорее, а то сквозняк" - и он захлопнул за ними ворота из матрасов. На них набросились куталки, и моментально одели их в шубы, валенки, ушанки, ещё и в одеяла завернули, чтобы отогреть. Они чувствовали, что задыхаются от жары. Ворона яростно сорвала с себя меховой нахвостник и прокричала: " Если человек не любит свежий воздух, кутается, боится холодной воды, не закалён, Простуда всё - равно прорвётся сквозь подушки, вместе со своей компанией - кашлем, насморком и высокой температурой, схватит человека и начнет его мучать. - А что же нам делать? - испугались куталки".

Ворона прочла им учёную лекцию: " Чтобы не бояться простуды, надо одеваться по погоде, второе - делать зарядку, третье - обтираться холодной водой или принимать такой же душ! Вот три золотых правила! Запомните, их куталки. Куталки решили стать закаляками, стали раздеваться, разбирать пуховые заборы, снимать стеклянную крышу: а что было дальше мы не узнаем, т. к. Петька с Пыжиком опять в пути.

 

Приложение №5

 

Конспект интегрированного занятия в средней  группе

"Мой весёлый звонкий мяч"

 

Программное содержание:

- Учить детей составлять описательный рассказ – загадку, используя схему,

- Познакомить детей с историей появления и видоизменения мяча, происхождением слова «мяч»,

- Обогащать словарь детей прилагательными и глаголами,

- Уточнить знания детей о правилах безопасности при игре с мячом,

- Упражнять в умении ориентироваться на плоскости,

- Воспитывать потребность ребенка получать новую информацию о знакомых предметах.

 

Оборудование:

Мячи, картинки (демонстрационные) с изображением разных видов  мячей; зеленые листы бумаги с разметкой футбольного поля, футбольные мячи из крышек; разрезные картинки мячей (пазлы), схема описательного рассказа об игрушке.

Предварительная работа:

Наблюдение за мячом и его свойствами.

Загадывание загадок, чтение стихотворений о мяче.

Ход занятия:

I.Введение в тему занятия.

    Собираем пазлы.

- Что получилось?

- О чем сегодня будем говорить?

- Хотите узнать что-то новое о мячах?

II. Рассказ воспитателя об истории появления мяча.

1.     Мяч — одна из самых древних и любимых игрушек.  Придумали его много – много лет назад.

В старые времена дети играли легкими мячиками из бересты или тяжелыми мячами, туго свернутыми из тряпок. Девушки шили мячики из мягких подушечек, а внутрь вкладывали камушки, завернутые в бересту,  или бубенчики, получался одновременно мячик и погремушка.

2.     Показ мячей.

а) Вот такие веселые, звонкие, мягкие мячи шили девушки (2 мяча).

б) А этот мяч называли «попинушка»

- Как вы думаете, почему его так называли? (для игры ногами)

в) Этот мяч древнерусский, носил название «пенек»

- Почему?

г) А этот «китайский» мяч.

- Почему его так называли? (его обшивали шелковыми нитками, был первым привезен из Китая).

 

III.Современность.

1.     Современные люди научились надувать мяч воздухом. В настоящее время существует множество самых разных мячей. Но они все имеют одну форму.

- Какую? (круглую)

- Слово «мяч» произошло от слова «мягкий, мякиш», т.е. мягкий шар.

      2.  Делают мячи из разных материалов

Д/игра «Угадай на ощупь» (не заглядывая в мешок определить из какого материала сделан мяч).

      3.Для каждой спортивной игры существует свой мяч.

Д/игра «Что можно делать с мячом?»

(играть, пинать, подбрасывать …..Бросаю мяч ребенку, называет действие и возвращает обратно).

IV.Составление рассказов.

   В обруче лежат несколько мячей, глазами выберите один из них и с помощью этой схемы – помогалочки, расскажите о нем, а мы должны угадать о каком мяче шел рассказ (2-3 рассказа, оценка- выделить в каждом рассказе что – то особенно интересное).

V. Задание на ориентировку на плоскости.

- Хотите поиграть в футбол?

Д/игра «Мяч на поле».

- Подойдите к столам, рассмотрите ваше футбольное поле, возьмите «мяч» в руки.

Итак:

    Положите мяч в центр поля.

    Мяч отправляется в левый верхний угол.

    Гол! Мяч в правых воротах.

    Положите мяч в центр поля.

    Мяч в правом нижнем углу.

    Мяч в правом верхнем углу.

    Гол! Мяч в левых воротах.

    Мяч в левом нижнем углу.

 

VI. Правила по технике безопасности при игре с мячом.

- От игры с мячом могут случаться и неприятности, если забыть правила безопасности.

- Как приучит мяч быть послушным?

    1. Не играйте с мячом возле стеклянных окон, витрин магазинов. Почему? Мяч может их разбить.

    2. Не играйте с мячом возле проезжей части дороги. Почему? Мяч может выкатиться под колеса проезжающей машины, вызвать аварию. И конечно, ни в коем случае нельзя выбегать за мячом на дорогу!

    3. Нельзя сидеть на мяче, прокалывать его. Почему? Это испортит мяч.

VII. Заключительная часть.

- Эту коробку мне передали дети подготовительной группы.

- Что же за секрет приготовили дети?

- Надуйте воздухом.

- Что получилось? (легкий, бумажный, безопасный мяч).

- Хотите поиграть? (дети играют, занятие заканчивается).

Приложение № 6

Пословицы и поговорки про здоровье и спорт.

 

Закаляй свое тело с пользой для дела.

 

Холода не бойся, сам по пояс мойся.

 

Кто спортом занимается, тот силы набирается.

 

Солнце, воздух и вода помогают нам всегда.

 

Кто любит спорт, тот здоров и бодр.

 

Смекалка нужна, и закалка важна.

 

В здоровом теле здоровый дух.

 

Паруса да снасти у спортсмена во власти.

 

Смолоду закалишься, на весь век сгодишься.

 

Солнце, воздух и вода - наши верные друзья.

 

Начинай новую жизнь не с понедельника, а с утренней зарядки

 

Крепок телом - богат и делом.

 

Со спортом не дружишь - не раз о том потужишь.

 

Пешком ходить — долго жить.

 

Отдай спорту время, а взамен получи здоровье.

Приложение №7

Физкультурное развлечение с родителями в средней группе «Постарайся угадать, чем листочек может стать».

Программное содержание:

1. Вызвать у детей и родителей интерес к выполнению физических упражнений с нетрадиционным предметом — листом бумаги.

2. Развивать координацию движений, способность поддерживать динамическое и статическое равновесие, ориентироваться в пространстве.

3. Доставить радость от выполнения занимательных физических упражнений.

 Оборудование: лист бумаги, муз.сопровождение «Вместе весело шагать» Шаинского, «Дождик» Свиридова.

Ход.

1.     Построение. Приветствие.

- Дети- готовы

 -   Родители-готовы?

- Мы рады видеть родителей, которые нашли время поиграть со своими детьми. Оказывается, чтобы занять ребенка или привлечь его к двигательной активности не надо спешить в магазин, а можно использовать любой подручный материал. Это может быть обычный листок бумаги.

2.Вносят  конверт с письмом от «Веселого ветерка»:

«Я — весенний ветерок,

Шлю в подарок вам листок.

Интересно с ним играть!

Постарайся угадать,

Чем листочек может стать!

-  отправляемся в путь с волшебным листочком.(листочки под мышкой, звучит музыка)

3..Начинается дождь.

Чтоб не мокнуть под дождем,

Крышу мы с собой берем.

Продолжаем движение , держа листок 2 руками

 

4.- А теперь нам хочется потрогать капельки дождя – руки разводим в сторону, чтобы листок не упал надо знать секрет: голова поднята, спина прямая, плечи расправлены, идти следует не спеша.

 

5. -  Подул ветер, поднимает листочки, срывает их с головы, кружит по воздуху: подбрасывает листочек вверх и пытается его поймать.

 

6.- После дождя образовались глубокие широкие лужи, как нам их перейти? (стелет листочки друг за другом и идут по ним).

— Игра «Замри» (развитие равновесия). Дети ходят (не спеша бегают) между листочками, лежащими на полу. По сигналу встают на них, стараясь удержать равновесие.

         Варианты усложнения упражнения: уменьшить площадь опоры, сложив листочек пополам; удерживать равновесие, стоя на листочке на одной ноге; удерживать равновесие, сохраняя какую-либо выразительную позу.

7.Вышло солнце и быстро высушило лужи. Мы решили посмотреть, что же нас окружает. Для этого нам понадобитьсяподзорная труба.

- Найдите предметы зеленого цвета,

- Покажите на прямоугольные, круглые и т.д.

(дети находят предметы в подзорную трубу, скрученную из листочка бумаги).

8.- А у меня вопрос к догадливым. Как можно перенести лист бумаги без рук?

Конкурс две команды -кто быстрее перенесет лист бумаги, зажатым коленями.

9.- — Какую любимую детскую игрушку и в то же время физкультурное пособие можно быстро сделать-из листа бумаги? — Мяч.

- Скомкаем листа бумаги и превратим его в «мяч».

-Подбросить и поймать 2 руками

-Подбросить и поймать 1 рукой

- Жонглируем с одной на другую руку

10. - А сейчас свои мячи расправили и порвем на мелкие кусочки. Зажимаем их между ладошками.

—      Мы весело играли?

—      Нисколько не устали?

- В честь этого – бумажный салют на счет три и криком «Ура!»

11. Подведение итогов.

- Чем же был наш волшебный листок?

 

 

 



Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ

Витаминная страна

Составители воспитатели: Афанасьева Н.В., Мерзлякова Н.М.

Тип проект исследовательский, краткосрочный    (2 недели)

Участники: дети, родители, педагоги

Продукт детской деятельности:

- открытое занятие для родителей «Мы делили апельсин» (пластилинография)

- фотовыставка  «Наш урожай!»

 - мини-сборники стихов и загадок

 - выставка поделок из яблок «Яблочная страна»

Проблема:

«Роль натуральных витаминов в сохранении и укреплении здоровья».

Цель проекта:

   Развитие познавательных и творческих способностей детей в процессе разработки представление о полезных продуктах, в которых содержаться витамины

Задачи:

Познакомить детей с понятием «витамины» и с витаминами А, В, С.

Сформировать у детей представление о полезных продуктах, в которых содержаться витамины.

Продолжать развивать обонятельные и вкусовые анализаторы.

Закрепить классификацию овощей и фруктов.

Воспитывать желание рассматривания картинок, открыток по теме «Овощи и фрукты», разучивание загадок о них.

Ход реализации проекта:

Ребенок и окружающий мир

  1. Изготовление методических папок «Овощи», «Фрукты»
  2. Подбор картинок для классификаций «Овощи», «Фрукты»
  3. Экскурсия на огород (наблюдение за сбором урожая свеклы)
  4. Занятие «Витамины и их значение в жизни человека»
  5. Приобретение родителями муляжей овощей и фруктов

Формирование элементарных экологических представлений

  1. Опыт:  «Для роста растений нужны земля, вода и воздух»

Развитие речи

  1. Занятие «В гости к бабушке» (закрепление классификации овощей и фруктов)
  2. Рассматривание картинок, открыток по теме «Овощи и фрукты»
  3. Разучивание загадок об овощах и фруктах
  4. Беседы о применении овощей и фруктов в кулинарии
  5. Разучивание стихотворения «Яблоко»
  6. Разучивание потешки «Огуречик-огуречик…»
  7. Рассказывание русской народной сказки «Репка»

Формирование  элементарных математических представлений

  1. Занятие «Урожай у нас не плох!» (столько, сколько, поровну)

Трудовое воспитание

  1. Участие в сборе урожая свеклы на огороде.
  2. Занятие-игра «Сварим из овощей вкусный суп»

Эстетическая развивающая среда

  1. Подбор книг в книжном уголке по теме «Овощи и фрукты»
  2. Оформление уголка «Мир знаний» (иллюстрации «Витаминный калейдоскоп»)

Изобразительная деятельность

  1. Занятие по аппликации «Яблоки и груши лежат на блюдечке»
  2. Занятие по лепке «Мы делили апельсин» (пластилинография)
  3. Занятие по рисованию гуашью «Сам алый,  сахарный, кафтан зеленый бархатный»
  4. Раскраски «Яблоко», «Огурец», «Помидор», «Груша»
  5. «Яблочная страна» - изготовление поделок из яблок с помощью родителей и воспитателей.

Конструирование

  1. Плоскостное моделирование – составление изображений из мозаики (овощи и фрукты) по схеме
  2. Постройки из крупного строителя «Дача», «Овощная база», «Рынок»
  3. Постройки из «ЛЕГО» - «Огород»

Игровая деятельность                                                    

 

-сюжетно-ролевые игры                  

  1. Магазин «Овощи и фрукты»
  2. «Едим собирать урожай»  

                                                                         

- подвижные игры

1. «У медведя во бору…»

     2. «Грибочки»

 - театрализованные игры

  1. Показ кукольного  театра «Репка»
  2. Игра – инсценировка сказки «Репка»

 - дидактические игры

1. «Загадай – я отгадаю»

  1. «Назови, одним словом»
  2. «Узнай овощ (фрукт) по описанию»
  3. «Узнай по вкусу и форме»
  4. Домино « Фрукты и овощи»
  5. «Что растет на грядке?»
  6. «Что растет на дереве?»
  7. «Картинки половинки»

                                                                                                   

Взаимодействие с родителями

  1. Привлечение родителей к подбору иллюстраций и книг по теме «Овощи и фрукты»
  2. Привлечение родителей к изготовлению поделок из яблок «Яблочная страна»
  3. Помощь родителей в изготовлении папки «Семейные овощные блюда»
  4. Оказание помощи в оформлении фотовыставки «Наш урожай!»
  5. Подготовка информации к презентации «Витаминная страна»
  6. Помощь родителей в распечатке раскрасок для занятий по теме «Витаминный калейдоскоп»
  7. Изготовление книжек-малышек по теме «Овощи и фрукты»
  8. Помощь в подборе загадок и стихов по теме.
  9. Привлечение родителей в приобретении муляжей овощей и фруктов
  10. Привлечение родителей в приобретении настольных игр.

ЛИТЕРАТУРА:

     

  1. Бедарев Г.К. «Игры и развлечения», С. — Петербург: Валерии СПб.,Сфинкс СПб., 1998
  2. Рузина М.С., Афонькин С.Ю. «Страна пальчиковых игр», С. - Петербург:Кристалл. 1997 г.
  3. Чкаников И. «Игры и развлечения» М., 1957 г.
  4. Яковлев В. «Игры для детей» М., 1975 г.
  5. Линго Татьяна Ивановна «50 игр с предметами», Ярославль, Академия развития, 2000 г
  6. Тубельская Г.Н. «Детские праздники в семье» Творческий центр «Сфера»,Москва, 2000 г.
  7. Исаенко В.П. «Праздники в нашем доме», Москва, Легропромбышздат,1992г.
  8. Ирина Осипенко «Классные праздники или как научить школьников жить весело», Академия развития,           Ярославль, 2003 г,
  9.  М.А. Михайлова «Детские праздники» (игры, фокусы, забавы), Ярославль,Академия Холдинг, 2000 г.
  10. М.А. Михайлова, Е.В. Горбина «Поем, играем, танцуем дома и в саду»,Ярославль, Академия развития, 1997 г.
  11. Боголюбская М.К., Табенкина А.Л. «Хрестоматия по детской литературе»М. «Просвещение», 1970 г.
  12. Давыдова Г.И. «Пластилинография для малышей». – М.: Издательство «Скрипторий      2003», 2008.
  13. «Занятия по рисованию с дошкольниками» / Под ред. Р.Г.Казаковой – М.:ТЦ Сфера, 2008
  14. Адамянц Р.А. «Школа рисования. Шаг за шагом». – Харьков: Издательство «Клуб семейного досуга», 2009