Проект программы "Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста"
Проект программы «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста»
Гениальность может сказаться лишь
мимолетным шансом. Только работа и воля
могут дать ей жизнь и обратить ее в славу.
А. Камю
Как прошло детство, кто вел ребенка за руку в
детские годы, что вошло в его разум и сердце
из окружающего мира – от этого в решающей
степени зависит, каким человеком станет
сегодняшний малыш.
В. А. Сухомлинский
Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста являются актуальной проблемой современного дошкольного образования. Сегодня особенно остро обозначилась потребность общества в воспитании творческих людей, имеющих нестандартный взгляд на проблемы, умеющих работать с любыми информационными потоками, быстро адаптироваться к изменяющимся условиям.
В настоящее время необходимо эффективное психолого-педагогическое сопровождение развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста. Т. к. интенсивное развитие интеллекта в дошкольном возрасте повышает успеваемость детей в школе и является потенциалом для психического развития по отношению к последующим этапам жизненного пути личности.
В связи с этим и возникла необходимость создания проекта программы «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста»
Концептуальные основы проекта программы- взгляды Д. Б. Эльконина: детская мысль направлена на дифференциацию и обобщение предметов и явлений окружающего мира. Различение живого и неживого, добра и зла, прошлого и настоящего и т. п. является основой для проникновения ребенка в сущность разных сфер жизни. На основе этого возникают первые обобщения представлений о мире, контур будущего мировоззрения, интеллектуальное развитие дошкольников.
Проект программа создана в контексте реализации «Наша новая школа» и освоения образовательной области «Познание» (Федеральные государственные требования к структуре основной образовательной программы дошкольного образования. Утверждены приказом МОиН РФ от 23. 11. 2009 г. № 655).
Реализация данного проекта способствует созданию системы работы по интеллектуальному развитию детей старшего дошкольного возраста в ДОУ, поскольку он предполагает создание определенных условий для повышения качества воспитательно-образовательного процесса по данному направлению, что является важным условием развития детей, в том числе более успешному планированию работы с детьми, имеющих интеллектуальную одаренность.
Дополнительно проект программы поможет семьям воспитанников быть вовлеченными в процесс развития интеллекта, а это сделает процесс развития ребёнка более открытым. Что в свою очередь активизирует партнёрские отношения между педагогическим коллективом и родителями. И расширит спектра форм взаимодействия с родителями неорганизованных детей в консультативном пункте «Современная семья».
Цель проекта программы: повышение уровня интеллектуального развития у детей старшего дошкольного возраста.
Основные задачи:
1. Развивать познавательные процессы.
2. Развивать творческие способности.
3. Развивать способности к моделированию и конструированию.
4. Развивать навыки необходимые для самостоятельного решения учебных и практических задач.
5. Развивать общую осведомленность и связанную речь.
6. Воспитывать самостоятельность и инициативу, настойчивость в достижении поставленных целей.
7. Обучать приёмам саморасслабления, снятию психоэмоционального напряжения.
В основе проекта программы лежат принципы:
- Принцип безопасности.
- Принцип многократного повторения материала для формирования у ребёнка не просто умения, но и навыка.
- Принцип положительного подкрепления.
- Принцип доверия (откровенности) – мы доверяем друг другу, не боимся переспросить, если что-то непонятно, не боимся быть смешными.
- Принцип уважительного отношения друг к другу.
Новизна проекта программы:
· Разработка серии коррекционно-развивающих занятий на основе интеграции развивающих игровых технологий и сенсорной стимуляции в развитии интеллектуальных способностей детей.
· Создание комплекса координационных действий по психологическому сопровождению образовательного процесса по интеллектуальному развитию дошкольников.
· Расширение спектра форм взаимодействия с родителями за счет практических занятий, в том числе с родителями неорганизованных детей.
Участники реализации проекта программы:
1. Дети старшего дошкольного возраста.
2. Педагоги.
3. Родители.
4. Социум.
Продолжительность проекта рассчитана на 1 год.
Этапы реализации проекта программы:
Этапы | Задачи | Ожидаемый результат |
I Подготовительный этап (сентябрь 2011 г..) Цель: Создание информационных, научно – методических, организационных, условий для реализации программы. | 1. Изучить опыт работы по интеллектуаль-ному развитию. 2. Обогатить предметно-развивающую среду ДОУ.
| 1. Создание программы «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста». 2. Формирование банка диагностического инструментария для реализации программы. 3. Разработка модели комплексного психолого-педагогического сопровождения детей, педагогов и родителей в развитии интеллектуальных способностей дошкольников. 4. Усовершенствование развивающей среды.
|
II Практический этап (октябрь 2011 г.- апрель 2012 г.) Цель: Реализация программы. | 1. Провести первичную диагностику интеллектуально-го, творческого и личностного развития детей старшего дошкольного возраста. 2. Освоить и внедрить новые формы работы с родителями. | 1. Активизация познавательной сферы дошкольников. 2. Эмоциональное благополучие детей. 3. Координация деятельности специалистов в реализации программы педагогов.
|
III Аналитический этап ( май 2012 г. ) Цель: Анализ результатов реализации программы. | 1. Проанализировать результаты реализации проекта. 2. Планировать дальнейшую работу по интеллектуальному и познавательному развитию дошкольников, их психоэмоциональному благополучию. 3. Распространение психолого-педагогического опыта.
|
Критерии оценки результатов:
Качественные:
- участие детей в Интеллектуальных марафонах;
Количественные:
- увеличение числа детей имеющих высокий уровень развития;
- увеличение количества педагогов участвующих в проекте;
Литература:
1. Алябьева Е. А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста: Методическое пособие в помощь воспитателям и психологам дошкольных учреждений. - М.: ТЦ Сфера, 2002.
2. Бреславский Л. Я., Бреславская А. Д. Современные игровые методики развития интеллекта. - М: Школьная Пресса, 2010.
3. Интеллектуально-развивающие занятия со старшими дошкольниками/ авт. – сост. М. Г. Григорьева. – Волгоград: Учитель, 2009.
4. Михайлова З. А. Игровые задачи для дошкольников. – СПб: «Детство - Пресс», 2004.
5. Капская А. Ю., Мирончик Т.Л. «Планета чудес». Развивающая сказкотерапия для детей. – СПб.: Речь, 2006.
6. Колос Г. Г. Сенсорная комната в дошкольном учреждении: Практические рекомендации. – М.: АРКТИ, 2008.
7. Развитие познавательной и эмоциональной сферы дошкольников. Методические рекомендации/ Под ред. А. В. Можейко. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
8. Светлова И.Е. Логика. – М.: ЭКСМО, 2010.
9. Титарь А. И. Игровые развивающие занятия в сенсорной комнате. Практическое пособие для ДОУ. – М.: АРКТИ, 2008.
Проект программы «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста»
Гениальность может сказаться лишь
мимолетным шансом. Только работа и воля
могут дать ей жизнь и обратить ее в славу.
А. Камю
Как прошло детство, кто вел ребенка за руку в
детские годы, что вошло в его разум и сердце
из окружающего мира – от этого в решающей
степени зависит, каким человеком станет
сегодняшний малыш.
В. А. Сухомлинский
Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста являются актуальной проблемой современного дошкольного образования. Сегодня особенно остро обозначилась потребность общества в воспитании творческих людей, имеющих нестандартный взгляд на проблемы, умеющих работать с любыми информационными потоками, быстро адаптироваться к изменяющимся условиям.
В настоящее время необходимо эффективное психолого-педагогическое сопровождение развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста. Т. к. интенсивное развитие интеллекта в дошкольном возрасте повышает успеваемость детей в школе и является потенциалом для психического развития по отношению к последующим этапам жизненного пути личности.
В связи с этим и возникла необходимость создания проекта программы «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста»
Концептуальные основы проекта программы- взгляды Д. Б. Эльконина: детская мысль направлена на дифференциацию и обобщение предметов и явлений окружающего мира. Различение живого и неживого, добра и зла, прошлого и настоящего и т. п. является основой для проникновения ребенка в сущность разных сфер жизни. На основе этого возникают первые обобщения представлений о мире, контур будущего мировоззрения, интеллектуальное развитие дошкольников.
Проект программа создана в контексте реализации «Наша новая школа» и освоения образовательной области «Познание» (Федеральные государственные требования к структуре основной образовательной программы дошкольного образования. Утверждены приказом МОиН РФ от 23. 11. 2009 г. № 655).
Реализация данного проекта способствует созданию системы работы по интеллектуальному развитию детей старшего дошкольного возраста в ДОУ, поскольку он предполагает создание определенных условий для повышения качества воспитательно-образовательного процесса по данному направлению, что является важным условием развития детей, в том числе более успешному планированию работы с детьми, имеющих интеллектуальную одаренность.
Дополнительно проект программы поможет семьям воспитанников быть вовлеченными в процесс развития интеллекта, а это сделает процесс развития ребёнка более открытым. Что в свою очередь активизирует партнёрские отношения между педагогическим коллективом и родителями. И расширит спектра форм взаимодействия с родителями неорганизованных детей в консультативном пункте «Современная семья».
Цель проекта программы: повышение уровня интеллектуального развития у детей старшего дошкольного возраста.
Основные задачи:
1. Развивать познавательные процессы.
2. Развивать творческие способности.
3. Развивать способности к моделированию и конструированию.
4. Развивать навыки необходимые для самостоятельного решения учебных и практических задач.
5. Развивать общую осведомленность и связанную речь.
6. Воспитывать самостоятельность и инициативу, настойчивость в достижении поставленных целей.
7. Обучать приёмам саморасслабления, снятию психоэмоционального напряжения.
В основе проекта программы лежат принципы:
- Принцип безопасности.
- Принцип многократного повторения материала для формирования у ребёнка не просто умения, но и навыка.
- Принцип положительного подкрепления.
- Принцип доверия (откровенности) – мы доверяем друг другу, не боимся переспросить, если что-то непонятно, не боимся быть смешными.
- Принцип уважительного отношения друг к другу.
Новизна проекта программы:
· Разработка серии коррекционно-развивающих занятий на основе интеграции развивающих игровых технологий и сенсорной стимуляции в развитии интеллектуальных способностей детей.
· Создание комплекса координационных действий по психологическому сопровождению образовательного процесса по интеллектуальному развитию дошкольников.
· Расширение спектра форм взаимодействия с родителями за счет практических занятий, в том числе с родителями неорганизованных детей.
Участники реализации проекта программы:
1. Дети старшего дошкольного возраста.
2. Педагоги.
3. Родители.
4. Социум.
Продолжительность проекта рассчитана на 1 год.
Этапы реализации проекта программы:
Этапы | Задачи | Ожидаемый результат |
I Подготовительный этап (сентябрь 2011 г..) Цель: Создание информационных, научно – методических, организационных, условий для реализации программы. | 1. Изучить опыт работы по интеллектуаль-ному развитию. 2. Обогатить предметно-развивающую среду ДОУ.
| 1. Создание программы «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста». 2. Формирование банка диагностического инструментария для реализации программы. 3. Разработка модели комплексного психолого-педагогического сопровождения детей, педагогов и родителей в развитии интеллектуальных способностей дошкольников. 4. Усовершенствование развивающей среды.
|
II Практический этап (октябрь 2011 г.- апрель 2012 г.) Цель: Реализация программы. | 1. Провести первичную диагностику интеллектуально-го, творческого и личностного развития детей старшего дошкольного возраста. 2. Освоить и внедрить новые формы работы с родителями. | 1. Активизация познавательной сферы дошкольников. 2. Эмоциональное благополучие детей. 3. Координация деятельности специалистов в реализации программы педагогов.
|
III Аналитический этап ( май 2012 г. ) Цель: Анализ результатов реализации программы. | 1. Проанализировать результаты реализации проекта. 2. Планировать дальнейшую работу по интеллектуальному и познавательному развитию дошкольников, их психоэмоциональному благополучию. 3. Распространение психолого-педагогического опыта.
|
Критерии оценки результатов:
Качественные:
- участие детей в Интеллектуальных марафонах;
Количественные:
- увеличение числа детей имеющих высокий уровень развития;
- увеличение количества педагогов участвующих в проекте;
Литература:
1. Алябьева Е. А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста: Методическое пособие в помощь воспитателям и психологам дошкольных учреждений. - М.: ТЦ Сфера, 2002.
2. Бреславский Л. Я., Бреславская А. Д. Современные игровые методики развития интеллекта. - М: Школьная Пресса, 2010.
3. Интеллектуально-развивающие занятия со старшими дошкольниками/ авт. – сост. М. Г. Григорьева. – Волгоград: Учитель, 2009.
4. Михайлова З. А. Игровые задачи для дошкольников. – СПб: «Детство - Пресс», 2004.
5. Капская А. Ю., Мирончик Т.Л. «Планета чудес». Развивающая сказкотерапия для детей. – СПб.: Речь, 2006.
6. Колос Г. Г. Сенсорная комната в дошкольном учреждении: Практические рекомендации. – М.: АРКТИ, 2008.
7. Развитие познавательной и эмоциональной сферы дошкольников. Методические рекомендации/ Под ред. А. В. Можейко. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
8. Светлова И.Е. Логика. – М.: ЭКСМО, 2010.
9. Титарь А. И. Игровые развивающие занятия в сенсорной комнате. Практическое пособие для ДОУ. – М.: АРКТИ, 2008.
Проект программы «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста»
Гениальность может сказаться лишь
мимолетным шансом. Только работа и воля
могут дать ей жизнь и обратить ее в славу.
А. Камю
Как прошло детство, кто вел ребенка за руку в
детские годы, что вошло в его разум и сердце
из окружающего мира – от этого в решающей
степени зависит, каким человеком станет
сегодняшний малыш.
В. А. Сухомлинский
Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста являются актуальной проблемой современного дошкольного образования. Сегодня особенно остро обозначилась потребность общества в воспитании творческих людей, имеющих нестандартный взгляд на проблемы, умеющих работать с любыми информационными потоками, быстро адаптироваться к изменяющимся условиям.
В настоящее время необходимо эффективное психолого-педагогическое сопровождение развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста. Т. к. интенсивное развитие интеллекта в дошкольном возрасте повышает успеваемость детей в школе и является потенциалом для психического развития по отношению к последующим этапам жизненного пути личности.
В связи с этим и возникла необходимость создания проекта программы «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста»
Концептуальные основы проекта программы- взгляды Д. Б. Эльконина: детская мысль направлена на дифференциацию и обобщение предметов и явлений окружающего мира. Различение живого и неживого, добра и зла, прошлого и настоящего и т. п. является основой для проникновения ребенка в сущность разных сфер жизни. На основе этого возникают первые обобщения представлений о мире, контур будущего мировоззрения, интеллектуальное развитие дошкольников.
Проект программа создана в контексте реализации «Наша новая школа» и освоения образовательной области «Познание» (Федеральные государственные требования к структуре основной образовательной программы дошкольного образования. Утверждены приказом МОиН РФ от 23. 11. 2009 г. № 655).
Реализация данного проекта способствует созданию системы работы по интеллектуальному развитию детей старшего дошкольного возраста в ДОУ, поскольку он предполагает создание определенных условий для повышения качества воспитательно-образовательного процесса по данному направлению, что является важным условием развития детей, в том числе более успешному планированию работы с детьми, имеющих интеллектуальную одаренность.
Дополнительно проект программы поможет семьям воспитанников быть вовлеченными в процесс развития интеллекта, а это сделает процесс развития ребёнка более открытым. Что в свою очередь активизирует партнёрские отношения между педагогическим коллективом и родителями. И расширит спектра форм взаимодействия с родителями неорганизованных детей в консультативном пункте «Современная семья».
Цель проекта программы: повышение уровня интеллектуального развития у детей старшего дошкольного возраста.
Основные задачи:
1. Развивать познавательные процессы.
2. Развивать творческие способности.
3. Развивать способности к моделированию и конструированию.
4. Развивать навыки необходимые для самостоятельного решения учебных и практических задач.
5. Развивать общую осведомленность и связанную речь.
6. Воспитывать самостоятельность и инициативу, настойчивость в достижении поставленных целей.
7. Обучать приёмам саморасслабления, снятию психоэмоционального напряжения.
В основе проекта программы лежат принципы:
- Принцип безопасности.
- Принцип многократного повторения материала для формирования у ребёнка не просто умения, но и навыка.
- Принцип положительного подкрепления.
- Принцип доверия (откровенности) – мы доверяем друг другу, не боимся переспросить, если что-то непонятно, не боимся быть смешными.
- Принцип уважительного отношения друг к другу.
Новизна проекта программы:
· Разработка серии коррекционно-развивающих занятий на основе интеграции развивающих игровых технологий и сенсорной стимуляции в развитии интеллектуальных способностей детей.
· Создание комплекса координационных действий по психологическому сопровождению образовательного процесса по интеллектуальному развитию дошкольников.
· Расширение спектра форм взаимодействия с родителями за счет практических занятий, в том числе с родителями неорганизованных детей.
Участники реализации проекта программы:
1. Дети старшего дошкольного возраста.
2. Педагоги.
3. Родители.
4. Социум.
Продолжительность проекта рассчитана на 1 год.
Этапы реализации проекта программы:
Этапы | Задачи | Ожидаемый результат |
I Подготовительный этап (сентябрь 2011 г..) Цель: Создание информационных, научно – методических, организационных, условий для реализации программы. | 1. Изучить опыт работы по интеллектуаль-ному развитию. 2. Обогатить предметно-развивающую среду ДОУ.
| 1. Создание программы «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста». 2. Формирование банка диагностического инструментария для реализации программы. 3. Разработка модели комплексного психолого-педагогического сопровождения детей, педагогов и родителей в развитии интеллектуальных способностей дошкольников. 4. Усовершенствование развивающей среды.
|
II Практический этап (октябрь 2011 г.- апрель 2012 г.) Цель: Реализация программы. | 1. Провести первичную диагностику интеллектуально-го, творческого и личностного развития детей старшего дошкольного возраста. 2. Освоить и внедрить новые формы работы с родителями. | 1. Активизация познавательной сферы дошкольников. 2. Эмоциональное благополучие детей. 3. Координация деятельности специалистов в реализации программы педагогов.
|
III Аналитический этап ( май 2012 г. ) Цель: Анализ результатов реализации программы. | 1. Проанализировать результаты реализации проекта. 2. Планировать дальнейшую работу по интеллектуальному и познавательному развитию дошкольников, их психоэмоциональному благополучию. 3. Распространение психолого-педагогического опыта.
|
Критерии оценки результатов:
Качественные:
- участие детей в Интеллектуальных марафонах;
Количественные:
- увеличение числа детей имеющих высокий уровень развития;
- увеличение количества педагогов участвующих в проекте;
Литература:
1. Алябьева Е. А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста: Методическое пособие в помощь воспитателям и психологам дошкольных учреждений. - М.: ТЦ Сфера, 2002.
2. Бреславский Л. Я., Бреславская А. Д. Современные игровые методики развития интеллекта. - М: Школьная Пресса, 2010.
3. Интеллектуально-развивающие занятия со старшими дошкольниками/ авт. – сост. М. Г. Григорьева. – Волгоград: Учитель, 2009.
4. Михайлова З. А. Игровые задачи для дошкольников. – СПб: «Детство - Пресс», 2004.
5. Капская А. Ю., Мирончик Т.Л. «Планета чудес». Развивающая сказкотерапия для детей. – СПб.: Речь, 2006.
6. Колос Г. Г. Сенсорная комната в дошкольном учреждении: Практические рекомендации. – М.: АРКТИ, 2008.
7. Развитие познавательной и эмоциональной сферы дошкольников. Методические рекомендации/ Под ред. А. В. Можейко. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
8. Светлова И.Е. Логика. – М.: ЭКСМО, 2010.
9. Титарь А. И. Игровые развивающие занятия в сенсорной комнате. Практическое пособие для ДОУ. – М.: АРКТИ, 2008.