Обмен опытом 2019

Мухина Светлана Анатольевна

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Воспитание у дошкольников интереса и любви к книге

Выступление на педагогическом совете. Подготовила и провела Мухина С.А. Февраль 2016г.

Художественная литература сопровождает человека с первых дней его жизни. Она открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений.

Известный российский ученый, академик Д.С. Лихачев в «Письмах о добром и прекрасном» сказал: «Литература дает нам колоссальный обширнейший и глубочайший опыт жизни. Она делает человека интеллигентным. Развивает в нем не только чувство красоты, но и понимание жизни, всех ее сложностей, служит проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед всеми сердца людей. Одним словом, делает вас мудрыми».

В современном информационном обществе в связи с активно развивающимися электронными средствами информации и коммуникации происходит трансформация языковой личности: увлекаясь мультфильмами и сериалами, усваивая их, далеко не литературный, поверхностный язык, дети формируют свою речь таким образом. При этом также существенно страдает восприятие детьми литературных произведений.

Язык, богатый образными выражениями, сравнениями и метафорами, оказывается недоступным пониманию детей. Это обедняет человека духовно, не пробуждает у него творческих мыслей. Хорошая детская книга способна дать ребенку намного больше, чем аудио, видео, телепрограммы. С целью повышения качества работы по ознакомлению детей с художественной литературой и фольклором, обучению их рассказыванию, выразительному чтению наизусть стихотворений, потешек, работа по развитию образности, выразительности речи поставлены следующие задачи:

1. Формировать первоначальное представления об особенностях художественных литературных жанров («малые» - загадки, считалки, заклички; « крупные» - былины, сказки, рассказы, басни).

2. Развивать поэтический слух, улавливать музыкальную звучность и красоту рассказов, сказок и стихов.

3. Прививать интерес к художественной литературе, усваивать содержания произведений и эмоционально отзываться на чтение литературы.

4. Воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение произведения.

5. Приобщать родителей к ознакомлению детей с художественной литературой.

Все эти задачи сводятся к тому, что основной задачей в дошкольном возрасте является привитие любви к художественному слову и уважение к книге.

Некоторые дети небрежно относятся к книгам, они привыкли к их изобилию. Книга даже перестала быть желанным подарком, поэтому работу по воспитанию интереса к книге начинаем уже в раннем возрасте. Большое внимание уделяется устному народному творчеству: потешки, прибаутки, шутки, пословицы, поговорки используются не только в процессе непосредственно образовательной деятельности, но и в повседневной жизни. Все это расширяет кругозор детей, развивает способность понимать речь взрослого, овладевать родным языком. Особую роль в приобщении детей к книге отводится книжному центру в группе.

При оформлении книжного центра в младшей группе учитывается индивидуальные особенности этого возраста. В книжном центре помещают предметные и сюжетные картинки, наклеенные на твердую основу (картон). Учат детей рассматривать их, отвечать на элементарные вопросы: кто (что) это? Что делает? Постепенно дети начинают сами называть увиденные предметы. Знакомя с каждой книгой, показывают иллюстрации, обучают правилам пользования книгой (не мять листы, посмотрев, поставить на место).

Для детей второй младшей группы работа продолжается с учетом усложнения задач, поставленных программой. Во время непосредственной образовательной деятельности учат детей правильно воспринимать и понимать художественное слово. В книжном центре помещают знакомые литературные произведения, и каждый ребенок может подойти, посмотреть полюбившуюся сказку, поговорить о ней со своим сверстником.

Чтобы вызвать интерес к книгам, с помощью игрушек разыгрываются сценки из художественных произведений, проводятся дидактические игры типа, «Из какой это книжки?», «Кто это сказал?». (Малыши угадывают слова и диалоги из знакомых сказок, стихов, узнают книги по обложке.)

Закрепляя у детей знания правил обращения с книгой, знакомят с новыми: книги можно брать только чистыми руками, смотреть их всегда за столом, страницы перелистывать аккуратно, по одной, не торопясь.

В средней группе дошкольники проявляют уже большой интерес к книгам. Они подолгу рассматривают иллюстрации, обмениваются мнениями о содержании сказки, рассказа. В книжном уголке помещаю знакомые сказки, рассказы о природе, животных. Предлагают для рассматривания, например, одну и ту же сказку, но иллюстрированную разными художниками. Это побуждает детей высказать впечатление о книге, о том, как изображены герои, какие иллюстрации больше понравились. Дети 4-5 лет с желанием инсценируют знакомые стихи и сказки и показывают их малышам, с интересом рассматривают рисунки старших дошкольников на темы знакомых произведений: «Колобок», «Теремок», «Федорино горе», проявляют свое отношение к персонажам.

В старшей подгруппе детей учат понимать мотивы поступков героев литературных произведений, формируют осознанное отношение к ним, обращают внимание на язык сказки, рассказа, на авторские приемы и обороты, закрепляют навыки аккуратного пользования книгой. Дети получают элементарные представления о том, как создаются книги, какую огромную ценность они имеют для познания мира. Проводятся обобщающие беседы на темы: «Что мы знаем о книге», «Книга – лучший друг» и другие. Организовывают специальные занятия, посвященные творчеству отдельных писателей, поэтов.

После того как дети познакомятся с процессом создания книги, они начинают понимать: книги надо беречь – ведь это труд многих людей. Очень нравятся детям экскурсии в детскую библиотеку. В библиотеке обращаем их внимание на то, что здесь много разных интересных книг, которые можно брать домой и читать.

При работе с детьми обращают особое внимание на содержание книжного центра, в котором помещаются: книги, рекомендованные программой; наборы открыток, связанных по содержанию с тематикой сказок, литературных произведений, мультфильмов; игры для развития речи: «Закончи сказку», «Узнай героя», «Подбери картинки»; портреты писателей и поэтов; рисунки детей по мотивам любимых произведений; изготовленные дошкольниками книжки-малютки.

Уровень освоения области «Художественная литература» у детей старшего возраста различен. Многие дети уже умеют читать. Поэтому для этой категории детей в книжном центре помещают книги для самостоятельного чтения по слогам. При размещении книг в центре также обращают внимание на гендерный подход, т.е. подбирают книги с учетом интересов, как мальчиков, так и девочек. Книги группируют в соответствии с тематикой недели, либо месяца.

Герои книг оживают в рисунках и лепке дошкольников. Из лучших рисунков составляют альбомы, оформляют выставки поделок для книжного уголка.

В группе организуют и мастерские по ремонту книг. Дети сами подбирают необходимые материалы – бумагу по цвету и толщине, клей и т. п. Во время совместного труда они вспоминают содержание книг, делятся своими впечатлениями о поступках героев.

Очень любят дети литературные викторины, тематические вечера, посвященные творчеству писателей, поэтов, на которые приглашаем родителей.

Обязательным условием полноценной реализации образовательной области «Чтение художественной литературы» является взаимодействие педагога с родителями.

На родительских собраниях, начиная с младших групп приводят разъяснительную работу о значении развивающих функций художественной литературы, приглашают библиотекарей детской библиотеки. В папках – передвижках, и в родительских уголках дают рекомендации родителям, как правильно выбрать книгу соответствующую возрасту ребенка, как воспитывать бережное отношение к книге.

Книга – добрый и мудрый советчик, друг и учитель. Для нас, педагогов, эти слова звучат как непреложная истина. А наши воспитанники только открывают для себя удивительный мир чтения, книжных чудес и загадок. Поэтому наша задача, в первую очередь, состоит в построении работы таким образом, чтобы книга присутствовала в различных областях деятельности ребенка, дети имели возможность каждодневного общения с книгой, могли развивать свои литературные интересы.https://nsportal.ru/sites/default/files/2016/02/07/pozdravleniya_na_den_detskoy_knigi.jpg



Предварительный просмотр:

Формирование ЗОЖ в условиях ДОУ.

Выступление на педагогическом совете воспитателя Мухиной С.А. Апрель 2016г.

Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Каким образом способствовать формированию физической культуры ребенка? Как привить навыки здорового образа жизни? Когда это надо начинать?

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.

Изучение проблем детского здоровья в наше время приобретает особую актуальность.

Искусство долго жить состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с детства следить за своим здоровьем. То, что упущено в детстве, трудно наверстать. Поэтому приоритетным направлением в дошкольном воспитании, сегодня является повышение уровня здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни (ЗОЖ), а также устойчивой потребности в регулярных занятиях физическими упражнения.

Данные разных исследований показывают, что за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет лишь 10% от контингента детей, поступающих в школу.

Следует отметить отсутствие у детей физических качеств (усидчивости, умения напрягаться без ущерба для здоровья, элементарно корректировать свое эмоциональное состояние, переключаться с одной деятельности на другую), то есть тех показателей, которые тесно связаны с самовоспитанием. Следовательно, возникает необходимость создания такой системы работы, при которой происходила интеграция оздоровительной деятельности в образовательную, что в конечном итоге способствовало сохранению и укреплению физического и психического здоровья ребенка, формированию привычки здорового образа жизни.

Здоровье - это не только отсутствие болезней, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создает фундамент будущего благополучия личности.

Поэтому главными задачами по укреплению здоровья детей в детском саду являются формирование у них представлений о здоровье как одной из главных ценностей жизни, формирование здорового образа жизни. Педагоги должны научить ребенка правильному выбору в любой ситуации только полезного для здоровья и отказа от всего вредного. Привить ребенку с малых лет правильное отношение к своему здоровью, чувство ответственности за него. Эти задачи должны решаться путем создания целостной системы по сохранению физического, психического и социального благополучия ребенка.

Особое внимание следует уделять следующим компонентам ЗОЖ:

- занятия физкультурой, прогулки;

- рациональное питание;

- соблюдение правил личной гигиены;

- закаливание;

- создание условий для полноценного сна.

На ровне с физическим закаливанием следует отметить и психическое закаливание. Психическая закалка стимулирует и физиологические защитные механизмы: иммунитет, функцию эндокринных желез, Говоря о положительных эмоциях, следует также помнить, что в педагогике поощрение считается более эффективным рычагом воздействия на ребенка, чем наказание. Поощряя ребенка, мы сохраняем и укрепляем его здоровье.



Предварительный просмотр:

«Личностные качества педагога»

Выступление на педагогическом совете Мухиной С.А.    Январь 2017г.

В меняющемся мире профессий, общее количество которых несколько десятков тысяч, профессия Учителя (Педагога) остается неизменной, хотя ее содержание, условия труда, количественный и качественный состав меняются.

Выступая как индивидуальный субъект педагогической деятельности, педагог в то же время репрезентирует, представляет собой общественного субъекта, носителя общественных знаний и ценностей.

Таким образом, мы можем выделить три основные функциональные обязанности, которые выполнял педагог:

▪ воспитание

(целенаправленное развитие человека, включающее освоение культуры, ценностей и норм общества. Осуществляется через образование, а также организацию жизнедеятельности определенных общностей. В воспитании взаимодействуют личность, семья, государственные и общественные институты; учебно-воспитательные заведения, средства массовой коммуникации, религиозные институты, общественные организации и др.)

▪ образование

(процесс развития и саморазвития личности, связанный с овладением социально значимым опытом человечества, воплощенным в знаниях, умениях, творческой деятельности и эмоционально-ценностном отношении к миру; необходимое условие сохранения и развития материальной и духовной культуры. Основной путь получения образования — обучение и самообразование).

▪ обучение

(основной путь получения образования, процесс овладения знаниями, умениями и навыками под руководством педагогов, мастеров, наставников и т. д. В ходе обучения усваивается социальный опыт, формируется эмоционально-ценностное отношение к действительности. Развитие индивидуальных способностей, интересов учащихся осуществляется в процессе дифференцированного обучения. Тесно связано с воспитанием. Ведется в учебных заведениях и в ходе практической деятельности).

▪ Какие личностные качества воспитателя обеспечивают успех его деятельности, а какие, напротив, вызывают трудности?

Рассмотрим личностные качества воспитателя, обеспечивающие успех его деятельности

Первое свойство объективного характера и заключается в степени знания педагогом преподаваемого материала, в степени научной подготовки по данной специальности, по родственным предметам, в широком образовании; потом — в знакомстве с методологией предмета, общими дидактическими принципами и, наконец, в знании свойств детской натуры, с которой педагогу приходится иметь дело;

Второе свойство — субъективного характера и заключается в преподавательском искусстве, в личном педагогическом таланте и творчестве. Второе включает и педагогический такт, и педагогическую самостоятельность, и педагогическое искусство. Педагог должен быть самостоятельным, свободным творцом, который сам всегда в движении, в поиске, в развитии.

Все современные исследователи отмечают, что именно любовь к детям следует считать важнейшей личностной и профессиональной чертой педагога, без чего невозможна эффективная педагогическая деятельность.

Можно полагать, что с начала века, именно на втором этапе развития педагогической психологии, начинает формироваться самостоятельная проблема свойств, качеств педагога, обеспечивающих эффективность его деятельности.

Рассмотрим личностные качества воспитателя, вызывающие трудности в его деятельности

1) отсутствие специальной педагогической ноапралвенности

2) несоответствие уровеня способностей

3) отсутствие специально-педагогической, методической, социально-психологической, дифференциально-психологической и аутопсихологической компетентности.

Таким образом, мы видим, у воспитателя могут быть как качества, которые обеспечивают успех его деятельности, так и напротив, личностные качества, вызывающие ряд трудностей.

Основными направлениями по совершенствованию педагогической деятельности воспитателя, могут является:

1.Повышение в глазах общественность престижности педагогической деятельности

2.Повышение престижа на основе финансово-материального дотирования педагогической деятельности.

3.Социальное обеспечение и защита педагогов, создание условий, при которых бы педагоги были заинтересованы в результатах своего труда.

4.Комплекс мер по духовно-нравственной и информационно-психологической работе как с существующими педагогическими кадрами, так и с будущими педагогами, подготовка которых осуществляется в вузах страны.



Предварительный просмотр:

«Культура речи педагога, или Искусство говорить с детьми»

Выступление на педагогическом совете воспитатель Мухина С.А. Апрель 2018г.

Древнегреческий философ Аристотель говорил:

«Достоинство речи — быть ясной и не быть низкой!»

То есть речь должна быть грамотно оформлена, понятна, без разного рода ошибок. Не для кого не секрет, что мы все, без исключения, делаем ошибки. Анализ педагогической практики показывает, что многие серьезные затруднения в решении задач обучения и воспитания возникают из-за неумения педагога правильно организовать общение с детьми. Какие бы классификации методов обучения и воспитания ни предлагались, воздействие педагога на личность школьника осуществляется только через живое и непосредственное общение с воспитанниками.

Одним из слагаемых этого мастерства педагога является культура его речи. Кто владеет культурой речи, тот достигает больших успехов в профессиональной деятельности. Дети — это наше отражение. Они, не умея мыслить критически, подражают нам, перенимая нашу речь со всеми ошибками, считая нормой.

Так что же такое культура речи?

Культура речи – это владение языковыми нормами (в области произношения, ударения, словоупотребления и грамматики, а также умение пользоваться всеми выразительными средствами языка в разных условиях общения (коммуникации) в соответствии с поставленной целью и содержанием.

Культура речи педагога охватывает все компоненты речевой деятельности и их составляющие. Определенные нормы существуют для всех компонентов речевой культуры и проявляются они, прежде всего, как нормы общения: когнитивная (восприятие других и их понимание, аффективная (отношение к другому, поведенческая (выбор поведения в конкретной ситуации). Наиболее значимыми нормами общения являются этические и коммуникативные.

Коммуникативные и этические нормы представляют собой конкретные правила, помогающие осуществлять оптимальное общение, создавать благоприятный эмоциональный климат и раскрывать личность каждого партнера по общению. Они обеспечивают выбор средств общения и действуют на всех этапах речевой деятельности.

Коммуникативные качества речи – это свойства, которые помогают организовать общение и сделать его эффективным: уместность, богатство, чистота, точность, логичность, доступность, выразительность, правильность.

Специфика педагогической деятельности заключается в постоянном деятельном контакте с другими людьми. Работа педагога направлена на формирование личности подрастающего человека, выработку определенных правил поведения, интеллектуальное развитие. Педагог должен обладать не только психологическими, специальными знаниями, но также и навыками профессионального общения.

Речь педагога – основное орудие педагогического воздействия и одновременно образец для воспитанников.

Успешное овладение педагогической профессией невозможно без овладения культурой речи и культурой общения. Коммуникативная культура, основанная на речевой культуре, определяет потенциал всей системы образования, меру ее воздействия на развитие личности детей.

Культура речи педагога – важнейшее качество его профессиональной педагогической деятельности. Культура речи как наука — это специальная языковедческая дисциплина, направленная на изучение и совершенствование литературного языка, как орудия национальной культуры, хранителя духовных богатств народа.

Культурная речь является обязательным компонентом для педагога. Дети — это цветы жизни, а мы – садовники, которые взращиваем эти прекрасные создания, каждый день, поливая их улыбкой, удобряя их умом и красивой, чистой речью, чтоб не сожалеть потом!

Правила речевой культуры педагога:

1. Педагог должен говорить негромко, но так, чтобы каждый мог его услышать, чтобы процесс слушания не вызывал у воспитанников значительного напряжения.

2. Педагог должен говорить внятно.

3. Педагог должен говорить со скоростью около 120 слов в минуту.

4. Для достижения выразительности звучания важно уметь пользоваться паузами - логическими и психологическими. Без логических пауз речь - безграмотна, без психологических - бесцветна.

5. Педагог должен говорить с интонацией, т. е. уметь ставить логические ударения, выделять отдельные слова, важные для содержания, сказанного.

6. Мелодичность придает голосу педагога индивидуальную окраску и может существенно влиять на эмоциональное самочувствие воспитанников: воодушевлять, увлекать, успокаивать. Мелодика рождается в опоре на гласные звуки.

При общении необходимо следовать некоторым принципам:

• принимать ребенка таким, каков он есть;

• помнить, что каждый человек самобытен;

• верить в способности воспитанников

• стимулировать их творческую активность;

• уважать личность детей, создавать ситуацию успеха для каждого;

• не унижать достоинства ребёнка;

• не сравнивать детей друг с другом, сравнивать только результаты действий;

• помнить, что любой может ошибаться;

• не забывать, что каждый волен иметь свое мнение, никто не имеет права смеяться над суждениями окружающих.

От культуры речи воспитателя зависит культура речи детей. Помня об этом, воспитатель должен считать профессиональным долгом, непрерывное совершенствование своей речи, чтобы основательно знать родной язык детей, которых он воспитывает.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Выступление на педагогическом совете воспитателя высшей квалификационной категории Мухиной С.А.

«Растения и животные предсказывают погоду»

11 ноября 2017 года

Каждый из нас периодически сталкивается с проблемой необходимости точного прогноза погоды. Для этого мы заглядываем в телевизор и интернет, слушаем радио. Но все источники выдают разную информацию. Что ж, приборам и людям свойственно ошибаться, а вот природными явлениям, братьям нашим меньшим и растениям – нет, потому что они сами являются естественными синоптиками. Наблюдая за ними, можно составить достаточно достоверный прогноз.

В природе редко что-то происходит неожиданно. Практически никогда. Дождь даёт знать о своём приближении задолго до того, как застучат первые капли. Зима сообщает о планах усыпать всё вокруг скрипучим снегом в самом начале осени. Весенняя капель расписывает чёткий прогноз на будущий урожай. Главное – уметь видеть эти знаки и правильно читать их. А если метеочувствительностью природа обделила – в этом смысле человечеству слегка не повезло – обращаться к более внимательным помощникам. Например, к растениям.

  • Если утром травы густо покрывает роса, день выдастся погожим. Стебельки остаются сухими — будет дождь. А если росы залегли ещё с вечера и держатся до рассвета, солнечная погода установилась прочно.
  • Костяника распрямляет и вытягивает вверх листики, словно стараясь защитить от непогоды свои яркие ягодки.
  • Когда репейник предчувствует сырость, его колючки становятся менее злыми, словно размягчаются, и почти не цепляются к прохожим. Зато стоит растению ощутить впереди многодневное тепло, крючки растопыриваются в разные стороны, обретая жёсткость.
  • Листья папоротника завиваются «рогульками» вниз к теплу и сухой погоде и расправляются перед дождём.
  • Почуяв ненастье, цветущий одуванчик быстро складывает свой жёлтый шарик и оборачивает его зелёной розеткой. А если попытаться сдуть белые парашютики с отцветшего растения, можно почувствовать, как прочно они держатся на своих ножках. Зато в жаркую погоду семена разлетаются от любого дуновения ветерка.
  • Прячут свои цветы от непогоды нежный полевой вьюнок и лютик.
  • Луговой сердечник, чистотел и клевер поникают к земле, предсказывая дождь.
  • Перед дождём осот предпочитает совсем не открывать свои соцветия. Зачастую они плотно смыкаются за сутки до предполагаемых осадков.
  • Осот и щавель дают довольно точный прогноз на зимние месяцы. Если уродился первый – придётся как следует помёрзнуть. Если на лугах засилье второго – зима предстоит тёплая и щедрая на оттепели.

Верными синоптиками, особенно для прогноза на ближайшее время, оказываются растения и животные, причем некоторые из них могут предчувствовать иногда за 15-20 часов.

К примеру, наблюдения за пауком показали, что он предсказывает погоду за 2-3 дня. Перед дождем или бурей паук не раскидывает своих сетей для ловли добычи или уничтожает сотканную им паутину и поспешно забирается в щель. Если же паук снова принимается за работу или же заделывает изъяны в своих сетях, то это предвещает изменение погоды к лучшему. А если к своей работе он прилагает особое старание, то почти наверняка предсказывает продолжительную ясную погоду.

Наверное, самые чувствительные к перемене погоды кошки:

- Кошка крепко спит или брюхом кверху - к теплу и жаре.

- Во время сна закрывает лапкой мордочку - к холоду.

- Лижет хвост, прячет голову - к ненастью и дождю.

- Лижет лапу, моется - к потеплению.

- Скребет лапами стену - к ветру.

- Точит когти о ножку стола - погода переменится.

- Чихает кот - к дождю.

- Носится туда–сюда, как угорелый, и не находит себе места – к грозе и молниям.

- Злится и огрызается – к ухудшению погоды.

Не меньшими способностями предсказывания погоды обладает и наш верный четвероногий друг - собака. Если собака усиленно роет землю или залезла в воду, ест траву, то ожидай дождя; катается по земле летом, мало ест и много спит - к ненастью, зимой - к вьюге; глухой лай собак зимой - к снегу. Приметили, что если ездовые лайки вечером катаются по снегу - ночью жди бурана и нередко продолжительного.

Обратите внимание на воробья. В хорошую погоду воробьи веселы, подвижны, порой драчливы. Но как только они стали вялыми, притихли, сидят, напыжившись, собираются на земле или купаются в песке - будет дождь. Перелетают стайками с места на место - к предстоящим ветрам, хохлятся с утра - к дождю. Сильное воркование голубя говорит о предстоящей жаркой погоде, прячутся голуби - к ненастью.

Интересно, что кукушка кукует регулярно - к теплой погоде и прекращению холодных утренников, издает звуки, похожие на кваканье - к дождю, сидит на сухом дереве - к похолоданию. Нередко мы видим, как серая ворона усядется на сук дерева или изгородь, сгорбится, опустит крылья, ну прямо-таки древняя старуха. Сидит и каркает глухо и хрипло. «Дождь накаркивает» - недовольно ворчим мы. И действительно, часто так и бывает. Конечно, у вороны могут быть и другие причины «плохого» настроения, но, как правило, это настроение предшествует «неудобной» для вороны погоде.

Одним из самых точных прогнозов является лягушачий. Кожа «квакушки» нуждается в постоянном увлажнении, именно поэтому в жаркую погоду лягушки сидят в воде, а перед дождем, когда влажность воздуха увеличивается, выходят «прогуляться».

Еще несколько примет, по которым можно узнать о приближении дождя и бури:

- сильнее кусаются комары и мошки;

- ласточки ловят насекомых низко над землёй;

- коровы поднимают голову вверх и жадно втягивают воздух, а надои молока снижаются;

- куры ищут места для насеста как можно выше;

- рыбы выпрыгивают из воды и ловят мошек на лету или не клюют на удочку;

- животные едят корм с жадностью вечером, если следующий день будет дождливым;

- воробьи купаются в пыли, а затем распускают перья;

- луговые и садовые цветы, а также кусты сирени и жасмина пахнут сильнее обычного, листья кажутся увядшими;

О хорошей погоде узнаем по следующим приметам:

- ласточки летают на большой высоте;

- птицы весело и звонко поют;

- петух в начале дня поет;

- лошадь фыркает; 

- листья растений кажутся свежими, а цветки пахнут умеренно.

Конечно, я не призываю заводить в качестве домашнего синоптика паука, курицу или корову, а предлагаю быть ближе к природе и учиться распознавать ее подсказки. Так собираясь утром на работу, обратите внимание на поведение вашей кошки или собаки, а пробегая по улице бросьте взгляд на птиц и вдохните аромат цветов.

Хорошей вам погоды друзья!