3.3. Проведение открытых занятий, мероприятий, мастер-классов и др
Материалы мероприятий за период аттестации
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект проведения викторины «Знатоки природы» по экологическому воспитанию для детей старшей и подготовительной к школе групп.
Задачи:
Образовательные: активизировать и закреплять знания детей о планете Земля и ее обитателях;
Воспитательные: пробуждать добрые чувства детей по отношению к природе, воспитывать заботливое отношение к ней, желание беречь и защищать природу.
Развивающие: развивать память, внимание, логическое мышление, речь.
Оборудование: картинки с изображением деревьев, листьев, картинки диких и домашних животных, эмблемы для команд, медали «Знатоки природы», мультимедийная презентация, проектор, экран.
Предварительная работа: наблюдения за птицами, беседы о жизни диких и домашних животных, заучивание пословиц о лесе, стихов, песен, разгадывание загадок, чтение художественных произведений, беседа о правилах поведения в лесу.
Ход викторины:
Дети под музыку заходят в зал, садятся на стулья.
Воспитатель:
Добрый день, дорогие ребята и уважаемые гости! Я рада видеть вас всех на нашем мероприятии. Сегодня состоится викторина между командами «Солнышко» и «Колокольчик»
Наша сегодняшняя викторина – о природе.
«Здесь знает каждый, ты и я,
Природу обижать нельзя!»
Земля – прекрасная планета, полная чудес и загадок. Нас окружает великолепная природа. На Земле живут люди, животные, птицы, рыбы, растения, всем им должно быть хорошо, а люди должны заботиться о живой природе. Но, к сожалению, люди не всегда замечают красоту окружающую их, не заботятся о природе и, что еще хуже, наносят ей непоправимый вред!
Ребята, я надеюсь, что вы сегодня покажите свои знания о природе и постараетесь доказать, что являетесь настоящими друзьями природы.
Для проведения игры нам потребуется справедливое жюри. (Представление жюри). За каждое правильно выполненное задание жюри будет выставлять баллы, а в конце игры, у чьей команды окажется больше баллов, та и выиграет в нашей викторине.
2. Основная часть
Воспитатель:
Итак, начнем нашу викторину с приветствия команд:
«Солнышко»
Нас солнца луч манит и дразнит.
Нам нынче весело с утра.
Зима нам дарит чудный праздник,
И главный гость на нем - игра.
«Колокольчик»
Летом в поле видел ты колокольчики цветы?
Нет не видел, говорят, на ветру они звенят.
Колокольчик голубой, поклонился нам с тобой,
Колокольчики цветы, очень вежливы, а ты?
Воспитатель:
Для разминки предлагаю командам ответить на мои вопросы:
I. Команда Солнышко:
1.Как зимует белка?
2.Что зимой ест медведь?
3. В какое время года собирают землянику?
Команда Колокольчики
1.Как зимует еж.
2. Почему заяц меняет свою шубку.
3. В какое время года бывает капель?
II. Следующее наше задание - игра «Назови одним словом»
Команда Солнышко
1.Волк, лиса, белка, еж – это…(звери или животные)
2.Ель, сосна, береза, ива – это…(деревья)
3. Осень, зима, весна, лето это … (времена года)
Команада «Колокольчики»
1.Земляника, черника, малина, брусника – это… (ягоды)
2.Воробей, соловей, грач, синица это… (птицы)
3. Колокольчик, ромашка, одуванчик – это (полевые цветы)
III. Следующее задание «Быстро думай, соображай, на вопросы отвечай!»
(Презентация)
IV.Воспитатель:
Посмотрите, у каждой команды есть картинка с изображением деревьев и листьев. Определите, с какого дерева прилетел листок.
(2 мольберта с изображением деревьев и листьев – береза, дуб, клен, рябина, ель, ива)
Задание: нужно соединить дерево и его лист.
Воспитатель:
А сейчас мы послушаем стихотворение: (читает ребенок)
«Наш дом родной, наш общий дом –
Земля, где мы с тобой живем!
Чудес нам всех не перечесть,
Одно у них названье есть:
Леса, и горы, и моря –
Все называется земля!
V.Воспитатель:
Конкурс загадок. Каждой команде будет загадана своя загадка. Отгадывать будем по очереди.
Команда Солнышко
В этом домике жильцы
Все умелые пловцы.
Что за дом у них такой?
До краев налит водой. (Аквариум)
В золотой клубочек
Спрятался дубочек. (Желудь)
Русская красавица
Стоит на поляне,
В зеленой кофточке,
В белом сарафане. (Береза)
Что же это за девица?
Не швея, не мастерица,
Ничего себе не шьет,
А в иголках круглый год. (Ель)
Команда «Колокольчики»
Растет она вниз головою,
Не летом растет, а зимою,
Но солнце ее припечет,
Заплачет она и растает. (Сосулька)
2. Он пушистый, серебристый,
Но рукой его не тронь,
Станет капелькою чистой,
Как поймаешь на ладонь. (Снег)
3 . Угадайте, что за птица,
Света яркого боится,
Клюв – крючком,
Глаза –пятачком,
Ушастая голова. Как зовут ее? (Сова)
4. Хвост пушистый.
Мех золотистый,
В лесу живет.
В деревне кур крадет. (Лиса)
Физкультминутка «У жирафа ….»
Воспитатель:
VI.Ребята, а вы много знаете птиц? Вот сейчас это и проверим. Вы видите изображения птиц в гнездах. Угадайте этих птиц. (Презентация)
VII. Конкурс капитанов.
Воспитатель:
А сейчас нашим капитанам снова предстоит защищать честь своих команд.
–Перед вами картинки, на которых изображены животные. Капитан команды «Солнышко» картинки с дикими животными выкладывает в красный конверт, капитан «Колокольчик» - с домашними животными в синий конверт.
VIII. Вспомните, какие пословицы о лесе вы знаете. (команды называют по очереди)
Много леса – не губи, мало леса – береги.
По лесу ходи – под ноги гляди.
Лес и вода – брат и сестра.
Рощи да леса – всему свету краса.
Растения – земли украшение.
Лес не школа, а всех учит.
Враг природы тот, кто лес не бережет.
Лес – это богатство и краса, береги наши леса.
Воспитатель.
Пока наше жюри подводит итог, ребята прочитают стихи.
«Рыбы, птицы и звери
В душу людям смотрят.
Вы их жалейте, люди,
Не обижайте зря!
Ведь море без рыб – не море,
А небо без птиц – не небо,
А земля без зверей – не земля».
Песня «Эко - экология». Муз. и слова Куликовой Н. В.
3.Итог
Воспитатель:
Вот и настало время подвести итоги. Сейчас наше уважаемое жюри объявит, какя же из команд стала победителем нашей викторины.
Жюри подводит итог.
-Всех вас мы посвящаем в юные экологи, теперь вы настоящие друзья природы. (награждение)
Воспитатель:
Ребята, я надеюсь, что вы будете добры к окружающей нас природе, будете беречь и охранять растения и животных и будете радовать нас только хорошими поступками. Спасибо всем участникам, жюри и зрителям!
Предварительный просмотр:
Интегрированное занятие в подготовительной логопедической группе
«Радужная сказка»
Подготовила и провела воспитатель высшей категории Мухина С.А.
Интеграция образовательных областей: познавательное, социально – коммуникативное, речевое, физическое, художественно-эстетическое.
Задачи:
Образовательные: продолжать формировать мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение, классификация);
Совершенствовать умение детей применять полученные знания об окружающем мире.
Развивающие: развивать речь, мыслительную активность, умение высказывать и обосновывать свои суждения. Способствовать развитию слухового и зрительного внимания, памяти, логического мышления конструктивных и творческих способностей.
Воспитательные: способствовать формированию дружеских взаимоотношений между детьми. Воспитывать привычку работать сообща, волевые навыки на пути к достижению поставленной цели.
Демонстрационный материал: карта, конверт с заданиями, наборы картинок, смайлики.
Раздаточный материал: карточки с заданиями, карандаш, шаблоны для рисунка.
Методические приемы:
Игровые - использование сюрпризных моментов.
Словесные -напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей, рассуждения детей, поощрение, анализ занятия.
Наглядные - карта, сюжетные картинки, смайлики.
Индивидуальная работа: помощь затрудняющимся детям во время выполнения заданий, решения задач.
Ход занятия
Воспитатель:
- Давайте поприветствуем друг друга. Встанем в круг, возьмёмся за руки.
В этот замечательный и осенний день
Со всеми поздороваться нам совсем не лень
Шлем привет мы всем вокруг.
Я твой друг и ты мой друг!
Шлем привет мы всем гостям.
Очень, очень рады вам!
Замечательно! Мы подарили всем улыбку, от которой стало светлее, теплее и уютнее вокруг.
Организационный момент. «Радужная сказка»
Воспитатель предлагает детям отправиться в радужную сказку. Дети стоят в кругу
Воспитатель (шепотом, интригующе).
Тихо! Не спугните сказочные чудеса. Я вам буду сказку рассказывать, а вы мне ее показывать. Жили-были в радужной стране ребята... Были они веселые и трудолюбивые. Девочки красивые да сердцем добрые. Мальчики сильные, как богатыри, да справедливые. И были у них в радужной стране чудеса. Первое — это радуга, которая каждый раз после дождя появлялась на небе. Второе — это радужные зайчики. Вы, наверное, слышали о солнечных зайчиках, а это были радужные — разноцветные зайчики. Они появлялись у ребят, когда те делали что-то хорошее, правильно отвечали, отгадывали загадки. А вы хотели бы их увидеть? (дети отвечают). И вы их очень скоро увидите. Ну-ка, отгадайте загадку «После дождичка повисло в небе чудо-коромысло». (ответы детей).
- Но случилась в радужной стране беда: погасла чудо-радуга. Не стало её. Девочки заплакали (Девочки показывают, как плачут., а мальчики стали их утешать (Показывают жестами.):
«Не плачьте. Мы новую радугу добудем»
- Найти радугу нам помогут волшебные слова «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан».
-Давайте все вместе произнесём эти слова (дети произносят.)
- И, конечно, же, нам нужна карта, которая поможет нам найти нашу радугу.
-Ребята напомните, пожалуйста, а какой верхний цвет радуги?
(Рассуждения детей.)
-Давайте найдём на карте зайчика в красной рубашке, и узнаем, что нам необходимо сделать, чтобы появился красный цвет нашей чудо радуги.
Красная полоса. «Окружающий мир»
В конверте задание- вопросы:
- Какие приметы осени вы знаете?
- Назовите осенние месяцы.
- Какое время года идет за осенью?
Воспитатель:- Хорошо, справились с заданием.
- Вот вы и нашли красный цвет радуги! Ребята, а какой второй цвет радуги? (Рассуждения детей).
- Давайте найдём зайчика в оранжевых штанах.
Оранжевая полоса. «Математика»
В конверте карточки с заданием:
1.«Из каких фигур состоит рисунок?»
На столе рисунок из геометрических фигур. Задача детей сосчитать фигуры и обозначить количество цифрой.
2. Игра «Волшебные картинки»
- Ребята, отгадайте загадку, но отгадку вслух не произносите. Это ваш секрет!
Она оранжевого цвета.
Полезный нам привет от лета.
Грызут ее девчонки и мальчишки,
и даже длинноухие зайчишки.
-Найдите отгадку в рисунке, раскрасьте отгадку карандашом такого же цвета, как и второй цвет радуги.
-Какую фигуру вы обвели? Почему? Как догадались? Каким цветом обводили? Почему оранжевым? (Высказывания детей)
3. Задачи на внимание.
-А теперь необычные задачи – на внимание.
-Стоит в поле дуб. На дубе три ветки. На каждой ветке по три яблока. Сколько всего яблок?
Ответы детей - нисколько. На дубе яблоки не растут.
- У бабушки Даши внучка Маша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько у бабушки внуков? (Одна – Маша).
-Какие вы внимательные. Теперь у нашей радуги есть оранжевый цвет.
Какой третий цвет радуги? Зайчика в каких штанишках мы должны найти? (Рассуждения детей.)
-Правильно дети–зайчика в желтых штанишках.
- Ребята зайчик в желтых штанишках предлагает нам отдохнуть.
Жёлтая полоса.
Физкультминутка «Заячья зарядка»
Проигрыш «пружинка»
1 куплет
Зайцы встали по-порядку, упражнения для шейного отдела (повороты и наклоны головы)
Зайцы делают зарядку,
Саша тоже не ленись-
На зарядку становись.
Припев:
Прыг-скок, руки вверх 2 прыжка на месте, 2 хлопка в ладоши над головой
Прыг-скок, руки вниз 2 прыжка на месте, 2 хлопка в ладоши внизу
А теперь давай, дружок, подтянись. поднять руки вверх и встать на носочки (повторить 2 раза)
2 куплет
Рядом ежик травку топчет, подъемы на полупальцы
Заниматься с нами хочет.
Будем с ежиком шагать, марш на месте с высоко поднятыми коленями
Выше ноги поднимать.
Припев:
Топ-топ, шаг вперед, 2 притопа, шаг вперед
Топ-топ, шаг назад. 2 притопа, шаг назад
А теперь в ладошки хлопнуть
Встали и стоять. (повторить 2 раза)
Проигрыш:
3 куплет
А лягушки на кувшинке «мячик» на месте, руки как у лягушек
Дружно выпрямили спинки,
Ставят лапки на бока руки поставить на пояс
И качаются слегка. наклоны в стороны
Припев:
Кач-кач, вправо, влево, наклоны корпуса в стороны
Кач-кач, влево, вправо.
Вот такая лягушачья повороты корпусом в стороны
И зарядка, и забава. (повторить 2 раза)
Проигрыш: прыжки на месте.
-Теперь у нашей радуги есть желтый цвет?
- Какой четвёртый цвет радуги? Зайчик в каких штанишках должен быть следующий?
Рассуждения детей –в зелёных штанишках.
Зелёная полоса. «Грамота»
В конверте слово РАДУГА.
- Сколько слогов в слове РАДУГА?
Рассуждения детей.
-Назовите первый слог. Второй. Третий. (Ответы детей.)
-С какого звука начинается слово РАДУГА? (Ответы детей.)
-А теперь вы придумайте и назовите слова со звуком [Р].
Дети придумывают и говорят слова.
- Вот вы и нашли зелёный цвет радуги! Давайте вспомним наши волшебные слова. Ребята, а какой пятый цвет радуги?
Дети произносят стихотворение и отвечают - голубой.
-Давайте найдём зайчика в голубых штанах.
Голубая полоса. «Четвёртый – лишний»
- Чтобы появилась голубая полоса вам надо правильно выполнить задания. Рассмотрите картинки, и скажите что лишнее. Объясните, почему вы так думаете.
Высказывания детей.
- Теперь у нашей радуги есть голубой цвет? Назовите шестой цвет радуги? Зайчика в каких штанишках мы должны найти?
Ответы детей - синий цвет радуги и зайчика в синих штанишках.
Синяя полоса. «Плохие – добрые дела».
- Как вы думаете, что это такое? (Высказывания детей.)
- Чтобы пройти этот этап нужно доказать, что вы умеете различать добро и зло.
- Перед вами – два смайлика: весёлый и печальный, и картинки с добрыми и плохими делами и поступками.
- Картинки с добрыми делами кладем к весёлому смайлику,
- картинки с плохими делами кладем к грустному смайлику. (Дети выполняют задание)
- Объясните, почему вы положили эти картинки к грустному смайлику? Почему к весёлому?
Рассуждения детей.
Ребята, а какого цвета седьмая полоса радуги?
Ответы детей – фиолетовая полоса.
-Правильно. Нам осталось найти зайчика в фиолетовых штанах.
Фиолетовая полоса. «Дорисуй радугу»
- Мы нашли уже шесть цветов нашей чудо – радуги, чтобы появился седьмой цвет необходимо дорисовать радугу.
Дети обводят радугу по точкам и дорисовывают недостающие цвета
-Теперь у каждого из вас есть своя частичка нашей чудо-радуги, которая будет напоминать вам о чудесной радуге, которую вы нашли.
Итог.
- Вот, ребята, какая красивая и большая радуга у нас получилась!
-Но что радуга! Если бы вы ленились, часто ссорились, то и наше волшебство бы не получилась. Вы молодцы! Вы были дружны и старательны! Будьте всегда такими, и у вас все получится!
-Помогайте друг другу, только все вместе мы научимся творить чудеса!
Рефлексия.
-Что вам больше всего понравилось делать? Что было трудно.
2023 г.
Предварительный просмотр:
Конспект комплексного занятия по развитию речи в средней группе.
«В гости к леснику»
Задачи занятия:
учить образовывать слова при помощи суффиксов,
закрепить навыки правильного произношения,
учить различать на слух и называть слова с определённым звуком,
развивать память, речь детей,
воспитывать их любовь к природе.
Материал к занятию:
воздушный шарик, письмо;
игрушки (картинки) – лесник, ёжик, белка, зайка, пчёлка;
картинки – насекомые, деревья, птицы, ягоды.
Ход занятия. Воспитатель:
Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу, чтобы у нас с вами весь день было хорошее настроение.
Вспомним наше правило – «Каждый день всегда, везде, на занятиях, в игре – смело, чётко говорим и тихонечко сидим».
Ребята, посмотрите, к нам прилетел воздушный шарик! Давайте подумаем, для чего он к нам прилетел? Ой, ребята, посмотрите, здесь письмо. Давайте прочитаем, что в нём написано (читает письмо). Оказывается, дедушка-лесник приглашает, вас к себе в гости!
Беседа с детьми по вопросам:
А вы знаете кто такой лесник? (Лесник – это человек, который следит за лесом, чтобы никто не обижал зверей в лесу, не бросал мусор, не ломал деревья, не рвал цветы)
Где он живёт?
Как называется его домик? (сторожка)
Воспитатель: Ну, что, вы согласны пойти в гости? А кто же покажет нам туда дорогу? Смотрите, ёжик. Давайте у него спросим.
Дети хором:
Ёжик, ёжик – расскажи,
Ёжик, ёжик – покажи,
Как найти дорожку,
К леснику в сторожку?
Ежик: Покажу и расскажу. Только ответьте на мои вопросы:
-Кто живёт в лесу?
-Как называются животные, которые живут в лесу?
-А вы знаете, кто из животных меняет зимнюю шубку на летнюю?
-Что делают птицы весной?
-Какую пользу приносят птицы?
-Как люди заботятся о птицах?
-Как называются деревья, которые всегда зелёные, летом и зимой?
-Чего нельзя делать в лесу?
Молодцы! Много знаете. Идите прямо, никуда не сворачивайте. Встретите белочку, она вам покажет дорогу.
Воспитатель: Что надо сказать ёжику? (спасибо). Смотрите, а вот и белочка. Давайте у неё спросим.
Дети хором:
Белка, белка – расскажи,
Белка, белка – покажи,
Как найти дорожку,
К леснику в сторожку?
Белка: Покажу. Только поиграйте со мной.
Дидактическая игра «Назови одним словом»
бабочка, жук, комар, муха, пчела, стрекоза – это... (насекомые);
берёза, дуб, ель – это... (деревья);
скворец, снегирь, сова, сорока – это... (птицы);
брусника, земляника, малина, смородина – это... (ягоды).
Молодцы! А теперь посмотрите и скажите, кто маленький, а кто большой? Я не знаю.
Словесная игра «Маленький – большой»
У птички маленькие лапки, а у медведя – большие… (лапищи).
У птички маленький носик, а у медведя – большой… (носище).
У птички маленькие глазки, а у медведя – большие… (глазищи).
У птички маленькая головка, а у медведя – большая… (головище).
Игра «Закончи стихотворение-загадку»
Верещунья, белобока, а зовут её …? (сорока)
Серый волк в густом лесу, встретил рыжую…? (лису).
Уронила белка шишку, шишка стукнула…? (зайчишку).
Хитрый след плести стараясь, по сугробам прыгал…? (заяц).
Ходит по лесу хорёк, хитрый, маленький…? (зверёк).
Разминка. Воспитатель: Но, вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали, ручками похлопали.
Покрутились, повертелись.
Глазки крепко закрываем, открываем
И опять вперёд шагаем.
Молодцы! Идите вон к тем деревьям, там встретите зайку под кустом, он вам дальше дорогу покажет. Зайка, здравствуй!
Дети хором:
Зайка, зайка – покажи,
Зайка, зайка – расскажи,
Как найти дорожку,
К леснику в сторожку?
Зайка: Конечно, расскажу, если вы со мной поиграете.
Дидактическая игра «Назови ласково»
Лист – листочек,
гриб – грибочек,
ветка – веточка,
куст – кусточек,
ягода – ягодка,
рава – травушка,
гусеница – гусеничка,
жук – жучок.
Словесная игра «Кто кем был?»
Лиса – лисёнком,
волк – волчонком,
медведь – медвежонком,
белка – бельчонком,
ёж – ежонком
Зайка: Молодцы! Мне так понравилось с вами играть. Счастливого пути! Идите к ручейку, встретите там пчёлку, и она вам покажет дальше дорогу.
Дети хором:
Пчёлка, пчёлка – покажи,
Пчёлка, пчёлка – расскажи.
Как найти дорожку,
К леснику в сторожку?
Пчёлка: Покажу конечно. Но, я хотела у вас спросить, вы знаете:
песенку комарика (з-з-з-з)?
песенку жука (ж-ж-ж-ж)?
песенку ветра (ш-ш-ш-ш)?
песенку водички (с-с-с-с)?
Давайте поиграем. Я буду называть слова, а вы должны хлопнуть в ладоши, если услышите:
песенку комарика (звук З) – зебра, машина, зонтик, зима, снег;
песенку жука (звук Ж) – живот, жираф, дом, яблоко, жук, ёжик, ножик;
песенку ветра (звук Ш) – шапка, шуба, конфета, шишка, машина;
песенку водички (звук С) – стол, стул, рука, слон, самолёт, дерево.
А сами вы умеете придумывать слова? Какие вы умницы! Молодцы!
Ну пойдёмте скорее к дедушке-леснику, а то он уже нас наверное заждался.
Лесник: Здравствуйте, ребята! Какие вы молодцы, что пришли ко мне в гости. А мне мои лесные жители уже передали по почте, что вы с ними играли, не обижали. Молодцы! Но, мне бы хотелось, чтобы вы и меня порадовали. Вы знаете, какое сейчас время года? А стихи об этом времени года вы знаете? Расскажите мне, пожалуйста!
Дети читают наизусть стихотворения о временах года
Предварительный просмотр:
Конспект
Организованной образовательной
деятельности
по художественно-эстетическому направлению
(рисование)
с применением методики правополушарного рисования
«Весна»
для детей подготовительной к школе группы
Подготовила и провела:
Мухина Светлана Анатольевна,
2023г.
Цель:
совершенствование умения передавать в рисунке картины природы.
Задачи:.
Обучающие:
упражнять в красивом расположении изображения на листе
Развивающие:
продолжать развивать творческое воображение, умения писать кистью, пользуясь разными приёмами: широкими и плавными мазками, концом кисти, методом «тычка».
Воспитательные:
воспитывать потребность в достижении качественного результата
Предварительная работа:
- знакомство с жанрами живописи - пейзаж, портрет, натюрморт; рассматривание репродукций картин И. Левитана, А. Саврасова, В. Поленова.
- беседа о весне, приметах весны.
Материалы и оборудование:
Для педагога:
Картинный материал видов природы весной, краски, кисти, салфетки, влажная салфетка, лист бумаги.
Для детей:
раздаточный материал (на каждого ребенка): гуашь, кисти, емкость для воды, салфетки, влажная салфетка, листы бумаги (формата А4), закрепленные по периметру малярным скотчем к основе.
Методика правополушарного рисования
Методика правополушарного рисования, разработанная американским преподавателем рисования Б. Эдвардс и основанная на исследовании мозга Нобелевского лауреата Р. Сперри, помогает разбудить художника в душе любого ребенка и взрослого, возродить уверенность в своих возможностях и окунуться в мир красок.
Это не только и не столько обучение изобразительному искусству. Это скорее психологический тренинг, позволяющий раскрепоститься, раскрыться, снять барьеры, сковывающие индивидуальность и творческие возможности личности. Основа метода правополушарного рисования заключается в активации правого полушария в режим творчества. Такое рисование позволяет внести гармонию в работу левого и правого полушария, помогает раскрыть творческий потенциал ребенка.
Целью упражнений правополушарного рисования является не просто обучение навыкам рисования. Это возможность открыть источник творческих способностей и приобрести чувство вдохновения. Огромным плюсом от занятий правополушарным рисованием является возможность отвлечь детей от компьютера и телевизора. Современные дети настолько приобрели зависимость от этих технических средств, что это вызывает беспокойство родителей. Занятия творчеством - процесс очень увлекательный и может вызывать мотивацию в любом возрасте.
Самое главное в правополушарном рисовании – довериться интуиции и рукам, которые сами все сделают. Отключение логики и рациональной оценки является основой такого интуитивного творчества. Техника правополушарного рисования включает в себя набор различных упражнений, которые на первый взгляд, кажутся очень необычными. Именно оригинальность и непонятность этих упражнений помогает отключать логику.
1. Организационный момент
Задача: собрать внимание детей - Ребята, подойдите, пожалуйста все ко мне
Хорошо, что солнце светит? (изображают солнце)
Хорошо! (хлопают в ладоши)
Хорошо, что дует ветер? (изображают ветер)
Хорошо! (хлопают в ладоши)
Хорошо всем рядом с нами? (обводят всех руками)
Хорошо! (хлопают в ладоши)
Хорошо прижаться к маме? (обнимают себя)
Хорошо! (хлопают)
Хорошо в саду родном? (разводят руки в стороны)
Хорошо! (хлопают)
Хорошо тебе со мной? (поворачиваются друг к другу)
Хорошо! (хлопают в ладоши)
Хорошо кружиться в танце? (кружатся)
Хорошо! (хлопают в ладоши)
Хорошо быть красногорцем? Хорошо! (выставляют большие пальцы)
Дети выполняют.
- А теперь посмотрите за окошко, какое сейчас время года? Отвечают.
2. Мотивационный
Задача: мотивировать детей на предстоящую деятельность –
Ребята, прослушайте, пожалуйста стихотворение Самуила Маршака
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною.
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!
Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало,
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала.
Дети внимательно слушают произведение
3. Восприятие предмета
Задача: создать у детей представление о весне
- О каких признаках весны рассказывает автор в этом стихотворении? (Ответы, обобщение)
- Обратите внимание на эти фотографии природы у нас на доске. Почему предметы не цветные (версии детей)
- Открою вам одну особенность восприятия нашего глаза – если предмет подсвечен с противоположной стороны от нас, и мы смотрим на него, то цвета почти не видим, а только его контур.
Воспитатель: А теперь я предлагаю вам занять места за столами и отгадать загадку:
У тебя есть карандаш,
Разноцветная гуашь,
Акварель, палитра, кисть
И бумаги плотный лист,
А еще – мольберт-треножник,
Потому что ты…
Ответы детей: Художник.
Воспитатель: Конечно, а вы хотите стать художниками? Ответы детей.
Воспитатель: Я уверена вы все – самые лучшие в мире художники. Не верите? Ответы детей.
Воспитатель: Сегодня на нашем занятии я расскажу и покажу вам секреты художников. И занятие у нас будет необычное. Оно будет секретным. Вы можете хранить секреты? Ответы детей.
Воспитатель: Тогда, первый секрет: задания сегодня не будет. А в работе мы будем использовать секретные приемы, которые я вам покажу. То, что у нас получится, мы увидим только в конце занятия. Это будет сюрприз.
У вас на столах приготовлены краски, кисти разного размера – большая и маленькая, есть щетинная кисть. Посмотрите, у всех ли есть кисти?
Воспитатель: А второй секрет я открою вам в процессе работы. Теперь давайте приступим к нашему секретному рисованию. Прошу вас выполнять то, что я буду показывать и не отвлекаться. Итак, начнем.
Воспитатель показывает и комментирует каждый этап работы.
4. Практическая работа.
Воспитатель: Перед вами лист бумаги, закрепленный малярным скотчем к основе, это для удобства, а еще, когда мы снимем скотч, на рисунке останется белая рамка – удобно и красиво. Расположите лист вертикально.
Берем самую большую кисть и баночку с белой краской. Сначала слегка смачиваем водой кисть, быстро закрашиваем весь наш лист белой краской.
Все действия педагог выполняет вместе с детьми. Когда весь лист закрашен, лишнюю краску снимите салфеткой, мыть ее не нужно. Теперь набираем на кисть краску, цвет может быть любым – синий, желтый, фиолетовый, цвет охры, в общем какой вам хочется и ставим большие кляксы. Одним цветом, затем другим, третьим. Здесь нужно делать это быстро и не задумываясь, пусть рука сама выбирает цвета, именно рука, а не голова. Совсем не обязательно делать именно такой как у меня. Выбирайте цвета только по своему настроению и не задумывайтесь, сочетаются ли они между собой, и что в итоге получится, это не важно. После каждого цвета снимаем краску с кисти салфеткой. И еще несколько мазков, не обязательно заполнять все пространство. Как видите, ничего сложного.
А теперь начинаем волшебство: берем на кисточку белый цвет и начинаем вести ее поверх наших пятнышек. Так мы смело, быстро и с удовольствием закрашиваем всю поверхность листа, смешиваем, наблюдая, как из наших трех-четырех цветов получаются сотни оттенков. Важно делать это быстро и один раз по одному месту. Если кисть подсохла – макните ее в воду, она снова будет скользить по листу. Важно не останавливаться на краю и не бояться выходить за рамки листа, для этого у нас листы закреплены на большем листе бумаги, по которой мы можем спокойно рисовать дальше, несмотря на то, что лист закончился. Таким образом, у каждого из нас получился свой фон, который можно использовать и для других картин. Результат может быть непредсказуем! Вообще, не обязательно рисовать в одном направлении, горизонтально или вертикально, попробуйте сделать диагональные, закручивающиеся, круговые или спиральные мазки. Фон готов и теперь можно промыть кисть и промокнуть ее салфеткой.
А пока фон подсыхает, мы с вами немного отдохнем.
Воспитатель: Чтобы ровной была спинка, очень нам нужна разминка,
Ну-ка, встань, не зевай и за мною повторяй!
Физкультминутка.
Стучат всё громче дятлы, (кулачком одной руки о ладонь другой)
Синички стали петь (ладошки изображаюм «клювик», то раскрывая,
то закрывая его).
Встаёт пораньше солнце, (круг руками изображая солнце)
Чтоб землю нашу греть (обнять себя руками)
Бегут ручьи под горку, (руками показать бегущие ручьи)
Растаял весь снежок, (плавное приседание)
А из под старой травки (ладони сложены и смотрят вверх)
Уже глядит цветок…(ладони соединить пальцы плавно открываются)
Воспитатель: Вы большие молодцы! Проходите за столы. А теперь переходим к следующему этапу работы. Перед вами две кисточки, но мы с вами возьмем третью. Обмакните пальчик в желтую краску и нарисуйте небольшой кружок в середине листа – это солнышко. Размажьте края солнца, соедините его с небом, изображая сияние. Очистите палец влажной салфеткой.
Воспитатель показывает и комментирует каждый этап работы.
Воспитатель: А теперь второй секрет нашего рисунка - переворачиваем лист и начинаем рисовать «сверху-вниз» на перевернутом листе бумаги. Возьмите тонкую кисть и наберите черную краску.
Воспитатель показывает и комментирует каждый этап работы.
Воспитатель: На нашем листе начинают появляются первые подсказки. Что же такое интересное у нас получается? На что это похоже? Не бойтесь рисовать по солнышку, оно останется на заднем плане нашего рисунка.
Дети высказывают свои догадки.
Воспитатель: Самые внимательные заметили, что так мы рисуем дерево. И у каждого из вас получится свое собственное дерево. Теперь снова переворачиваем наш рисунок. Посмотрите, что у вас получилось. Это ствол дерева, а теперь рисуем крону. Можно нарисовать отдельные листочки, а можно уже распустившиеся в крону листья щетинной кистью.
Набираем на большую щетинистую кисть немного этой же краски. И начинаем прорисовывать крону нашего дерева методом «тычка сухой кистью».
Нам осталось добавить небольшие детали, чтобы наш рисунок ожил. Это могут быть, например, птицы. Можно добавить силуэт гнезда или скворечника. Посмотрите внимательно, каких деталей не хватает на вашем рисунке. Наберите на кисть краски, которой мы рисовали деревья и добавьте то, что вам хочется.
А теперь, ребята, отложите кисти в стороны, посмотрите на ваши замечательные работы, и скажите, к какому жанру живописи вы можете отнести ваши рисунки? Почему?
Ответы детей: Это пейзаж. Потому, что мы изображали природу.
Воспитатель: Правильно. Мы рисовали пейзаж. Посмотрите еще раз на ваши работы. Мы рисовали все вместе, все делали одинаково, а получилось у всех по-разному. Такие разные - очень красивые пейзажи.
5. Подведение итогов. Рефлексия.
Воспитатель проводит презентацию детских работ.
- У нас получились прекрасные рисунки. Вы настоящие художники! Все знаменитые художники подписывают свои работы. Вы тоже можете поставить свою подпись в правом нижнем углу работы. Молодцы, ребята!