Инновационные образовательные технологии обучения в процессе реализации ФГОС».
«Инновационные образовательные технологии обучения в процессе реализации ФГОС».
«Современный педагог - не тот, кто учит, а тот,
кто понимает и чувствует, как ребенок учится,
как проходит его становление».
(Л.С. Выготский)
Сегодня школа нацелена на достижение нового, современного качества образования, на решение жизненно важных задач и проблем. Чем же должен овладеть ученик, выходя из стен начальной школы? Конечно же - умением учиться. Прежде всего, у ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия. Об этом нам говорят федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения.
Прежде, чем применять инновационные технологии в своей педагогической деятельности, я решила сначала их изучить. Что же такое технология?
Как пишет В. А. Сластёнин, технология – это совокупность и последовательность методов и процессов преобразования исходных материалов, позволяющих получить продукцию с заданными параметрами.
Г. М. Коджаспирова дает понятие образовательной технологии – это система способов, приемов, шагов, последовательность выполнения которых обеспечивает решение задач воспитания, обучения и развития личности воспитанника, а сама деятельность представлена процедурно, т. е. как определенная система действий; разработка и процедурное воплощение компонентов педагогического процесса в виде системы действий, обеспечивающих гарантированный результат.
П. И. Пидкасистый характеризует технологию обучения (педагогическую технологию) как направление в дидактике, область научных исследований по выявлению принципов и разработке оптимальных систем, по конструированию воспроизводимых дидактических процессов с заранее заданными характеристиками.
Общая идеология стандарта, нацеленность учебного процесса на достижение основных ожидаемых результатов образования налагает особые требования и на отбор образовательных технологий.
Отвечают особенностям новых стандартов следующие образовательные технологии:
-технологии личностно-ориентированного развивающего образования на основе системно-деятельностного подхода;
-технологии, основанные на уровневой дифференциации обучения;
-технологии, основанные на создании учебных ситуаций;
-технологии, основанные на реализации проектной деятельности;
-технологии, основанные на «встроенности» системы текущего, промежуточного и итогового оценивания в учебный процесс;
-информационно-коммуникативные технологии
Моделирование уроков в различных технологиях – дело не простое, но это требование времени. Сегодня каждый педагог ищет наиболее эффективные пути усовершенствования образовательного процесса, повышения заинтересованности учащихся. Процесс обучения необходимо строить таким образом, чтобы ученик добывал знания самостоятельно, а учитель только помогал ему, направлял на нужный путь.
Цель моей работы: создание условий для развития личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирования желания и умения учиться; освоения системы знаний, умений и навыков, опыта осуществления разнообразных видов деятельности; охраны и укрепления физического и психического здоровья детей.
Задачи:
- добиваться усвоения программного материала в полном объеме каждым ребенком;
- развивать у учащихся подвижность и способность самостоятельного мышления, учить рассуждать, мыслить;
-сохранять здоровье школьников;
- развивать психологическую, личностную, психофизиологическую и психосоматическую сферы личности ребенка, формируя способность к саморазвитию и сохранению здоровья собственными силами.
Я стала внедрять в свою практику инновационные технологии, которые способствуют формированию у детей ключевых компетенций, способствующих успешности учеников в современном обществе.
Среди многообразия современных образовательных технологий я для себя выбрала те, которые, на мой взгляд, можно использовать в работе с учащимися начальной школы.
1. Технология проблемного обучения
Работая продолжительное время учителем начальных классов, постоянно задавала себе вопросы:
- Как изучение нового материала (этап урока) сделать интересным и захватывающим для детей?
- Как сделать активным участником учебного процесса каждого ребенка?
- Как не допустить перегрузки детей, не смотря на большой объем знаний?
- Как максимально развить способности каждого ребенка?
Все эти вопросы вполне решаемы, если процесс обучения строить на принципах развивающего обучения. Ни от случая к случаю, а систематически готовить уроки в соответствии с технологией проблемного обучения. В этом случае каждодневное объяснение учителем нового материала сменится поиском, решением возникших проблем, выходом из затруднительных ситуаций, самостоятельным выведением правил, свойств и т.д. Мой опыт работы доказывает, что метод проблемного обучения – это один из важных направлений учебного процесса, потому что он способствует творческому мышлению учащихся, создавая благоприятные условия для индивидуального развития учащихся.
Проблемное обучение оказывает позитивное влияние на усвоение всех четырех компонентов содержания образования (знания, умения и навыки, опыт творческой деятельности, ценностные ориентации) на каждом занятии. Элементы проблемного обучения мотивируют обучающихся на самостоятельный поиск информации, активизируют мышление, а значит, делают знание не отвлеченным, а личностно-значимым. Они позволяют научить детей самостоятельно видеть проблему, сформулировать ее, найти пути решения и разрешить ее.
Помощь и руководство со стороны педагога состоят не в устранении трудностей, а в том, чтобы готовить обучающегося к их преодолению. Опираясь на закономерности психологии мышления, логику научного исследования, проблемное обучение способствует развитию интеллекта обучающегося, его эмоциональной сферы и формированию на этой основе мировоззрения. В этом и заключается главное отличие проблемного обучения от традиционного объяснительно-иллюстративного. В основе проблемного обучения лежит личностно-деятельностный принцип организации процесса обучения, приоритет поисковой учебно-познавательной деятельности обучающихся.
Психологические основы проблемного обучения
Основные психологические условия данного метода таковы:
- учащиеся действуют максимально самостоятельно, но под контролем учителя;
- задания могут быть различного уровня сложности, но обязательно выполнимыми;
- они ставятся в соответствии с уровнем знаний учащихся на основе уже пройденного материала.
Этапы и формы проблемного обучения
Поскольку методика проблемного обучения тесно связана с активной мыслительной деятельностью, то и ее процесс можно представить в виде соответствующих этапов:
- Ребенок знакомится с проблемной ситуацией.
- Он анализирует ее и выявляет проблему, которая требует решения.
- Далее следует непосредственно сам процесс решения проблемы.
- Ученик делает выводы, проверяя, правильно ли он решил поставленную перед ним задачу.
Данный метод проблемного обучения хорошо зарекомендовал себя именно в начальной школе, поскольку многим первоклассникам бывает трудно перейти от игровой формы обучения, применяющейся в дошкольном образовании, к «серьезной» учебе в школе, а проблемное обучение в какой-то степени напоминает игру. Кроме того, здесь каждый ребенок занимает активную позицию, самостоятельно пытаясь найти ответ на поставленный вопрос или решить задачку, а не просто сидит за партой и зубрит непонятный для него материал. Словом, проблемное обучение — это прогрессивный и эффективный способ привить детям любовь и стремление к знаниям.
Использование этих технологий предполагает новые подходы к процессу обучения, в первую очередь деятельностный и личностно - ориентированный.
Урок окружающего мира для 2 класса по разделу «Здоровье и безопасность»
-Давайте вспомним, чем мы занимались на прошлых уроках? (-мы говорили о частях тела и органах человека, про правила пожарной безопасности, о гигиене, о правильном питании и т.д.)
-Правильно, а как называется раздел, в котором мы изучали эти темы? (-здоровье и безопасность)
-Сережа и Надя поспорили на тему: Хорошо ли вы знаете раздел «Здоровье и безопасность» по окружающему миру?
-Сережа сказал, что да! А Надя сказала, что не согласна…
-А вы как считаете? (-хорошо знаем!)
-Можно это доказать? (да)
-А как мы можем это сделать? (-выполнить тест, задания, ответить на вопросы и т.д.)
-Совершенно верно, сегодня вы докажите Сереже и Наде, что вы знаете и умение.
2. Игровые технологии.
Игровые формы обучения на уроке – эффективная организация взаимодействия педагога и учащихся. Игра – творчество, игра – труд. В процессе игры у учащихся вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Учащиеся не замечают, что в ходе игры они учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, развивают навыки, фантазию.
Цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи, учебный материал используется в качестве средства игры; в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешность выполнения дидактического задания связывается с игровым результатом.
На уроках математики игра развивает вычислительные навыки, на уроках русского языка позволяет повысить грамотность учащихся, на уроках окружающего мира расширяет представление о природе и красоте родного края.
Фрагмент конспекта урока по изобразительному искусству, 1 класс «Узоры на крыльях».
«- Отгадайте, загадку. И вы сразу догадаетесь, о чем сегодня мы поведем речь, и кого будем изображать:
«Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел,
А он вспорхнул и улетел».
О ком говорится в загадке? (- о бабочке)
– Правильно, это бабочка.
– Сегодня мы с вами поговорим о том, как много разных бабочек существует в нашей природе, увидим, какие у всех разные и красивые крылья и сами попробуем нарисовать бабочку с красивыми узорами на крыльях. В конце урока у нас получатся красивые панно, которым нужно будет придумать название».
Фрагмент конспекта урока по литературному чтению, 2 класс «Носов Н.Н. «Живая шляпа»»
«-Ребята, пока, я к вам шла, у меня порвалась моя любимая книга и всё листочки перепутались.
-Вы поможете мне восстановить сюжет? (поможем)
-Для того чтобы восстановить сюжет вам нужно прочитать сам рассказ. Вы согласны со мной? (согласны)».
На этапе закрепления:
«- Ребята, вот и пришла пора восстанавливать сюжет сказки.
- Что же произошло сначала? Докажи фрагментом из текста. (- Сначала шляпа упала на пол. «Они только услышали, как позади что – то плюхнулось – упало на пол. Володя обернулся и увидел на полу возле комода шляпу и вдруг как закричит…»). - ---Что же произошло дальше? Докажи фрагментом из текста. (- Шляпа начала двигаться. «Вадик подошёл поближе и стал смотреть на шляпу. Вдруг шляпа поползла прямо к нему. Он как закричит…»).
- Как развивались события потом? Докажи фрагментом из текста. (- Мальчики убежали из комнаты. «Соскочили с дивана – и бегом из комнаты. Прибежали на кухню и дверь за собой закрыли»).
- Что же потом? Докажи фрагментом из текста. (- Мальчики взяли кочергу и лыжную палку и стали бить по ней, но шляпа не двигалась. «Они взяли кочергу и лыжную палку, приоткрыли дверь и заглянули в комнату…. Сейчас я её как тресну кочергой! Пусть только подлезет ближе. Но шляпа лежала возле стола и не двигалась»).
- И что же тогда стали делать мальчики? Докажи фрагментом из текста. (- Мальчики набрали картошки и стали швырять её в шляпу. Швыряли, швыряли картошку и наконец шляпа подскочила кверху! «Они вернулись на кухню, набрали из корзины картошки и стали швырять её в шляпу. Швыряли, швыряли, наконец Вадик попал. Шляпа как подскочит кверху!»).
- И чем же заканчивается произведение? Докажи фрагментом из текста. (- Под шляпой оказался котёнок. «Мяу! - закричала что – то. Глядь, из - под шляпы высунулся серый хвост, потом лапа, а потом и сам котёнок выскочил»).
- Молодцы!
3. Технология критического мышления.
Технология критического мышления развивает коммуникативные компетентности, умение находить и анализировать информацию, учит мыслить объективно и разносторонне. Одна из основных целей данной технологии - научить ребёнка самостоятельно мыслить и передавать информацию, чтобы другие узнали о том, что нового он открыл для себя. Использую на уроках и во внеурочной деятельности некоторые приемы развития критического мышления:
- приём «Чтение с остановками»;
- приём «Взаимовопрос»;
- приём «Корзина идей»;
- приём «Составление синквейнов»;
- интеллектуальная разминка;
- написание творческих работ;
- «Верно – неверно».
Эти приемы использую на уроках русского языка, литературного чтения, математики, окружающего мира. Применение их позволяет получить хороший результат, поскольку используются разные источники информации, задействованы различные виды памяти и восприятия. Письменное фиксирование информации позволяет лучше запоминать изученный материал.
Уроки, выстроенные по технологии "критического мышления", побуждают детей самим задавать вопросы и активизируют к поиску ответа.
4. Здоровьесберегающая технология.
В Конвенции по правам ребёнка прописаны его законные права – право на здоровый рост и развитие, право на родителей, их любовь и заботу. С началом учебной деятельности ребёнок проводит большую часть своего времени в школе, поэтому учитель обязан взять на себя заботу о сохранении его здоровья наряду с родителями. Поэтому уже с раннего возраста детям прививаю желание работать над своим физическим развитием, воспитывать бережное отношение к самому себе.
Мои цели в плане здоровьесбережения детей: создать условия для развития ценностного отношения к своему здоровью и формирования жизненных приоритетов, направленных на осознанный выбор здорового образа жизни. Для решения этих целей в классе действует программа «Азбука здоровья».
Главная цель программы: создание условий для формирования у детей потребности вести здоровый образ жизни
Задачи:
- возрождать традиции русской народной культуры через осознание роли народных игр в жизни людей;
- вооружать младших школьников необходимыми знаниями по физической культуре;
-содействовать укреплению здоровья, разносторонней физической подготовленности;
-прививать интерес и потребность к занятиям играми, упражнениями, спортом
Мои ученики и я участвуем во всех спортивных мероприятиях, организованных школой и Тарбагатайским районом – легкоатлетический пробег, посвящённый Дню Победы, «День Здоровья», флэш-мобы, традиционные спортивные мероприятия школы.
Также использую элементы здоровьесберегающих технологий: упражнения для глаз, нормализации осанки; пальчиковую гимнастику для развития мелкой моторики, динамические паузы (физминутки), которые включают упражнения для снятия общего и локального утомления. Это дает возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное утомление.
Поэтому на своих уроках во избежание усталости учащихся чередую виды работ: самостоятельную работу, работу с учебником (устно и письменно), творческие задания. Эмоциональный климат урока, а также включение в него заданий здоровьесберегающего содержания, позволяют решать проблему укрепления и сохранения здоровья учащихся, что видно из представленных таблиц.
По вопросам гигиены и охраны здоровья провожу консультации для родителей по формированию здорового образа жизни.
| 2020-2021 (2 кл) | 2021-2022 (3 кл) | 2022-2023 (4 кл) | 2023 (1полугодие) |
Не болели ни разу | 20 | 19 | 21 | 23 |
Болели 2 раза | 4 | 5 | 4 | 1 |
Болели 2 и более раз | 3 | 3 | 2 | 1 |
Уменьшается количество случаев заболеваний. По результатам проведенного опроса для выявления жалоб учащихся на нарушение здоровья численность учащихся с неблагоприятной динамикой состояния здоровья уменьшается.
основные группы заболеваний | 2020-2021 | 2021-2022 | 2022-2023
| 2023(1 полугодие)
|
заболевания ЖКТ | 1 | 1 | 1 | - |
заболевания глаз | 0 | 0 | 1 | 1 |
ЛОР-заболевания | 6 | 5 | 3 | 4 |
Результатом нашей работы по здоровьесбережению также является то, что учащиеся занимают призовые места в олимпиаде по физкультуре и мы вместе сдали нормы ГТО.
Приложение
5. Технологии дифференцированного обучения.
Обучение детей, разных не только по уровню подготовки, но даже по учебным возможностям — это сложная задача, стоящая перед учителем. И решить её невозможно без дифференцированного подхода к обучению. Свои уроки я строю с учетом индивидуальных возможностей и способностей учащегося, использую разноуровневые задания, в том числе и контрольные работы. У меня появляется возможность дифференцированно помогать слабому ученику и уделять внимание сильному. Сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации учения. Учащиеся с удовольствием выбирают варианты заданий, соответствующие своим способностям и пытаются выполнять задания 1-го и 2-го уровней. Они ощущают себя успешными и уверенными; возрастает степень их психологического комфорта на уроках.
Фрагмент конспекта урока по литературному чтению, 4 класс «Цветаева М. И «Бежит тропинка с бугорка», «Наши царства»
Этап: информация о домашнем задании и инструктаж по его выполнению.
«- Ребята, внимательно послушайте домашнее задание, пока ничего не пишите.
- Дома вам нужно будет подготовить чтение любого из стихотворений М.И. Цветаевой («Бежит тропинка с бугорка», «Наши царства») наизусть, ЛИБО подготовить выразительное чтение одного из стихотворений, то есть вам нужно будет подготовить стихотворение наизусть ИЛИ приготовить выразительное чтение стихотворения.
Послушайте внимательно, оценку 5 получат те ученики, которые к следующему уроку приготовят любое («Наши царства», «Бежит тропинка с бугорка») из стихотворений Цветаевой наизусть, соответственно те обучающиеся, которые хорошо подготовят выразительное чтение стихотворения получат отметку 4.
- Сейчас, каждый определится, что он будет выполнять и на какую отметку, после чего откроем свои дневники и запишем домашнее задание».
- Всем понятно домашнее задание? Кто может повторить его ещё раз? (- Можно я)
- Пожалуйста (- дома необходимо подготовить чтение любого стихотворения Цветаевой («Наши царства», «Бежит тропинка с бугорка») наизусть ИЛИ выразительное чтение).
- Спасибо!
6. Технология “Портфолио”.
В соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов особое место в новой системе оценивания уделено «Портфолио». Исходя из особенностей классного коллектива, процесс создания «Портфолио» использую для стимулирования активности, развития творческого потенциала детей.
Использование технологии «Портфолио» позволяет проследить индивидуальный прогресс ученика, помогает ему осознать свои сильные и слабые стороны, позволяет судить не только об учебных, но и о творческих и коммуникативных достижениях.
Введение технологии «Портфолио» даёт положительные результаты.
Создание «Портфолио» - долгосрочная программа.
В первом классе, когда дети только начинают работать над составлением «Портфолио», без помощи родителей обойтись просто невозможно. Весь год мы трудимся над сбором материалов для его создания. Дети выбирают самые удачные творческие работы. С удовольствием принимают участие в разнообразных конкурсах и олимпиадах различного уровня, а затем в разделе «Мои достижения» размещают грамоты, дипломы, сертификаты, благодарственные письма, итоговые листы успеваемости.
7. Информационно – коммуникационные технологии.
В повышении качества образования ведущую роль призваны сыграть информационные и коммуникационные технологии. Владение современными ИКТ помогает мне добиваться высоких результатов. Внедрение ИКТ осуществляется по направлениям:
- создание презентаций к урокам;
- работа с ресурсами Интернет;
- использование электронных приложений к учебникам.
Свои уроки я часто провожу с применением мультимедийной установки, которая способствует развитию мотивации, коммуникативных способностей, получению навыков, накоплению фактических знаний, а также способствует развитию информационной грамотности.
На своих уроках (в зависимости от целей урока) использую различное программное обеспечение:
- Специально созданные к различным урокам презентации.
- Электронные пособия.
- Тесты.
- Тренажеры.
Чтобы обогатить урок, сделать его более интересным, доступным и содержательным, при планировании я стараюсь предусмотреть, как, где и когда лучше включить в работу ИКТ: для проверки домашнего задания, объяснения нового материала, закрепления темы, контроля за усвоением изученного, обобщения и систематизации, пройденных тем, для уроков развития речи и т.д. Нельзя ограничивать свои возможности и сужать возможности наших учеников одной только демонстрацией презентации. Нужно обязательно знакомиться с лучшими авторскими разработками уроков для начальной школы с использованием ИКТ, внеклассными занятиями, дидактическими играми, тренажерами, тестами и другими цифровыми методическими ресурсами. По новым ФГОС к каждому учебнику комплекта прилагается диск. На родительском собрании была проведена консультация по работе с установочными дисками, и дети дома под руководством родителей по ним занимаются.
Цифровые образовательные ресурсы
Создание презентаций к урокам.
Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам в начальной школе я считаю создание мультимедийных презентаций. Мультимедийная презентация PowerPoint - классический вариант мультимедийной презентации, основанной на демонстрации слайд-шоу.
В зависимости от выступления я включаю в свою презентацию текстовые или графические фрагменты, анимацию, видеофильмы, а также музыкальное или голосовое сопровождение, что делает урок более насыщенным, иллюстративным.
Считаю, что применение компьютерных презентаций в процессе обучения детей имеет следующие достоинства:
- возможность демонстрации различных объектов с помощью мультимедийного проектора и проекционного экрана в многократно увеличенном виде;
- объединение аудио-, видео- и анимационных эффектов в единую презентацию способствует компенсации объема информации, получаемого детьми из учебной литературы;
- возможность демонстрации объектов более доступных для восприятия;
- активизация зрительных функций, глазомерных возможностей ребенка.
Презентация дает возможность мне самостоятельно скомпоновать учебный материал исходя из особенностей моего класса, темы, предмета, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта.
Использование электронных образовательных ресурсов:
С введением контрольно-измерительных материалов в форме тестирования возникает необходимость готовить школьников к данному виду испытания. Учащиеся могут столкнуться с некоторыми затруднениями, вызванными отсутствием опыта работы с данной формой контроля. Тестирование требует от школьников не только знания определенного учебного материала, но также умения работать с ним, т.е. понимать специфику выполнения тестовых заданий. В связи с этим начинать работу над этой формой контроля нужно еще в начальной школе. Это будет в значительной степени результативной подготовкой к ГИА и ЕГЭ.
В своей работе использую программные продукты (тренажеры):
- «Математика. Устный счет. Таблица умножения»
- «Русский язык. Универсальный тренажер» и другие.
Помимо тренажеров использую для подготовки к урокам следующие компакт-диски:
- Электронные приложения к учебнику А.А. Плешакова «Окружающий мир» (1,2,3,4 класс), Москва, «Просвещение», 2011г
- Электронные приложения к учебнику М.И. Моро «Математика»(1,2,3,4класс), Москва, «Просвещение», 2011г.
- Электронные приложения к учебнику В.Г.Горецкого. (1,2,3,4 класс) Москва, «Просвещение», 2011г.
- Электронные приложения к учебнику Н.И.Роговцевой. (1,2,3,4 класс) Москва, «Просвещение», 2011г.
- «Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия»
Использование интернет-ресурсов
Работа с сетью Интернет развивает уверенность, позволяет чувствовать себя частью большого реального мира, подстегивает любознательность, развивает коммуникативные качества, позволяет разнообразить виды деятельности на уроке.
Часто картинки из сети Интернет становятся единственным источником того, чтобы дети увидели портрет писателя, фотографии, русские народные костюмы, шедевры русского искусства. Это становится ярким наглядным пособием и источником вдохновения на уроках изобразительного искусства, окружающего мира, литературного чтения и художественного труда. Интернет:
- Расширяет виды учебной деятельности учащихся (поиск и обработка информации по предмету из Интернета);
- Дает возможности для профессионального роста;
- Открывает творческие возможности для учителя по подбору и использованию дидактического материала;
- Позволяет использовать на уроке современные технические средства, увлекательные для учащихся.
Кроме того, у многих педагогов есть персональные сайты, на которых они делятся своим опытом работы. У меня есть свой сайт на портале «Социальная сеть работников образования».
Можно утверждать, что грамотное использование возможностей современных информационных технологий в начальной школе способствует:
1. активизации познавательной деятельности, повышению качественной успеваемости школьников;
2. достижению целей обучения с помощью современных электронных учебных материалов, предназначенных для использования на уроках в начальной школе;
3. развитию навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников; повышению уровня комфортности обучения;
4. снижению дидактических затруднений у учащихся;
5. повышению активности и инициативности младших школьников на уроке; развитию информационного мышления школьников, формирование информационно- коммуникационной компетенции;
6. приобретение навыков работы на компьютере учащимися начальной школы с соблюдением правил безопасности.
Вывод: Использование ИКТ в учебном процессе позволяет:
- усилить образовательные эффекты;
- повысить качество усвоения материала;
- построить индивидуальные образовательные траектории учащихся;
- осуществить дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению;
организовать одновременно детей, обладающих
8. Коллективный способ обучения
Коллективный способ обучения (КСО) - это такая форма организации учебных занятий, где каждый ученик по очереди работает с каждым, выполняя то роль обучаемого, то обучающего. Каждый участник работает на всех, и все работают на каждого.
Актуальность использования данной технологии подчеркивается в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (далее – ФГОС НОО), так в нем прописаны планируемые результаты: личностные, метапредметные и предметные. Среди метапредметных результатов освоения основной образовательной программы, установленных ФГОС НОО, указано, что необходимо «развивать готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий».
Фрагмент урока по русскому языку, 3 класс, УМК «Школа России», «Имя существительное как часть речи»
Этап: «открытие новых знаний»
«- Ребята, сегодня у нас необычный урок! Каждый из вас побывает в роли учителя. Сейчас вам нужно разделится на команды по 5 человек (учащиеся делятся на команды по 3 человека). – Хорошо, теперь послушайте внимательно задание. Я вам раздам карточки, на которых написана вся информация об имени существительном как части речи.
Сначала, вы, в команде внимательно изучаете представленную информацию, а затем делитесь этой информацией со своими одноклассниками. Задание понятно? (да). Тогда вы можете начинать изучать материал, представленный на карточке, по моему сигналу каждая команда выходит к доске и самостоятельно представляет то, что они запомнили больше всего».
Этап планирование (второй день):
«-Изготавливать открытки мы с вами будем 30 сентября
- Для этого вы должны заранее подготовить цветную бумагу, цветной картон, простой карандаш, клей, ножницы, салфетку. Дома вам нужно подготовить небольшие пожелания или стихотворения, которые вы запишите в свою открытку.
-Сейчас нам нужно решить какой формы будут наши открытки (круглые, квадратные, треугольные…).
-А, может быть, придумаем что-то оригинальное? Давайте изготовим открытки в форме вазочки или кружки, а внутри поместим цветочки и пожелания, согласны? (да!)
-А каким цветом могут быть наши открытки? (красные, жёлтые, оранжевые…).
-Сколько вариантов! Давайте тогда мы поделимся на подгруппы? (да)
-Всего будет 3 подгруппы! Что будет делать 1 - я подгруппа? (кружку, красного цвета!)
-А 2 - я? (вазу, оранжевого цвета!)
-что изготовит 3 - я подгруппа? (кружку, жёлтого цвета!)
- Отлично! Договорились!
- Все поняли домашнее задание? (да)
- Давайте повторим его ещё раз, что нам нужно сделать? (подготовить цветную бумагу, цветной картон, простой карандаш, клей, ножницы, салфетку. Дома подготовить небольшие пожелания или стихотворения для открытки).
- Тогда до встречи!» (До свидания)
9. Кейс технологии
Проблема усвоения знаний давно не дает покоя учителям. Практически любое действие человека в жизни, не только учеба, связана с необходимостью усвоения и переработки тех или иных знаний, той или иной информации. Научить учиться, а именно усваивать и должным образом перерабатывать информацию – главный тезис деятельностного подхода к обучению.
Одной из новых форм эффективных технологий обучения является проблемно-ситуативное обучение с использованием кейсов. Внедрение учебных кейсов в практику российского образования в настоящее время является весьма актуальной задачей. Кейс представляет собой описание конкретной реальной ситуации, подготовленное по определенному формату и предназначенное для обучения учащихся анализу разных видов информации, ее обобщению, навыкам формулирования проблемы и выработки возможных вариантов ее решения в соответствии с установленными критериями. Кейсовая технология (метод) обучения – это обучение действием. Суть кейс–метода состоит в том, что усвоение знаний и формирование умений есть результат активной самостоятельной деятельности учащихся по разрешению противоречий, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
Ситуационная задача: «Какое дерево является символом России?»
Цель: развитие умения анализировать информацию.
Ознакомление:
- Прочитайте самостоятельно текст;
Понимание:
- Объясните причины того, что берёзу считают символом России.
- Приведите примеры того как человек использует берёзу.
Применение:
- Сделайте эскиз рисунка, который призывает людей к бережному отношению к берёзам.
Анализ:
- Раскройте особенности берёзы, которые помогают ей быть пионером среди деревьев.
Синтез:
- Найдите необычный способ, позволяющий добыть берёзовый сок не погубив дерево.
Оценка:
- Оцените значимость берёзы для человека.
10.Технология модульного обучения
Технология модульного обучения - это одна из систем организации учебно-воспитательного процесса, которая ориентируется на развитие ребенка, позволяет сократить учебный курс дисциплин без ущерба для полноты изложения и глубины материала.
При помощи модульного обучения достигается личностно-ориентированное обучение, т.е. учащийся учится сам, а учитель осуществляет мотивационное управление его учением: мотивирует, координирует, консультирует и контролирует.
В модульном обучении применяется самооценка, которая приучает ребенка объективно оценивать свои способности, результаты своего труда. Учащийся максимальное время работает самостоятельно, учится целенаправленно. Это дает возможность осознать себя в деятельности, учит самоорганизации, самооценке, позволяет каждому ученику видеть уровень усвоения знаний.
Модульная технология строится на основе развивающегося обучения: если школьник выполняет задание с определенной помощью учителя и товарищей, он находится в зоне своего ближайшего развития. Такой подход способствует созреванию функций психики ребенка: то, что он делает с помощью других, завтра сможет сам, т.е. один цикл завершается, ученик переходит в зону активного развития, и виток раскручивается на новом этапе
Модульное чтение
Цель: развитие умения самостоятельно достигать цели учебно-познавательной деятельности, в процессе работы с модулем.
Модуль 1:
Подготовка к проверке домашнего задания
Открой учебник на странице... (если это стихотворение, повтори его).
Прочитай 1/3, страницы (стихотворение расскажи соседу по парте).
Расскажи, о чем говорится в отрывке, что особенно запомнилось и почему.
Оцени себя, выслушай оценку товарища.
Модуль 2:
Разминка
1. Упражнение на дыхание: «надуй шарик», «остуди чай», «одуванчик», «сдуй пылинку», «задуй свечу».
2. Звуковая разминка: артикуляция звуков, скороговорки, мини-стихотворения, их чтение: тихо, громко, медленно, быстро, про себя, с ударением на каждом слове, хором (орфографическое чтение), с поучительной интонацией, на память (по желанию).
Модуль 3:
Чтение-спринт. Начни по команде учителя «Начали»
Плотно сожми губы.
Читай только глазами.
Читай как можно быстрее, подчеркивай непонятные слова.
Ответь на вопросы к тексту.
Обсуди свой ответ с товарищем, посоветуйся.
Прими участие в общем обсуждении.
11.Технология адаптивного обучения
Основная сущность технологии заключается в одновременной работе учителя по:
- управлению самостоятельной работой всех учащихся;
- работе с отдельными школьниками – индивидуально;
- осуществлению учета и реализации индивидуальных особенностей и возможностей детей;
- максимальному включении. всех в индивидуальную самостоятельную работу;
В самой структуре технологии предусмотрена возможность ее поэтапного внедрения в учебный процесс.
Первый этап технологии начинается с изменения структуры урока. На объяснение нового материала отводится незначительная часть времени (5 – 7 мин.). Затем учитель задает учащимся дифференцированное домашнее задание с комментарием особенностей его выполнения и просит его выполнить в классе.
Цель: развитие умений ориентироваться в пространстве, выполнять указания учителя.
"Посмотрите на доску" (Учитель чертит на доске треугольник).
"Я начертил треугольник" (Отмечает точку внутри треугольника).
"Я отметил точку внутри треугольника" (Отмечает точку вне треугольника).
"Я отметил точку вне треугольника."
"Теперь посмотрите на этот чертеж (указывается чертеж к заданию 4).
На своих листках найдите круг, найдите квадрат."
Возьмите синий карандаш и отметьте точку внутри круга, но вне квадрата.
Возьмите красный карандаш и отметьте точку внутри квадрата, но вне круга.
Возьмите зеленый карандаш и отметьте точку, которая была бы расположена и внутри круга, и внутри квадрата.
12.Технология индивидуализации обучения
Индивидуальное обучение - форма, модель организации учебного процесса, при которой:
- учитель взаимодействует лишь с одним учеником;
- один учащийся взаимодействует лишь со средствами обучения. Главным достоинством индивидуального обучения является то, что оно позволяет полностью адаптировать содержание, методы и темпы учебной деятельности ребенка к его особенностям, следить за каждым его действием и операцией при решении конкретных задач; следить за его продвижением от незнания к знанию, вносить вовремя необходимые коррекции в деятельность как обучающегося, так и учителя, приспосабливать их к постоянно меняющейся, но контролируемой ситуации со стороны учителя и со стороны ученика. Все это позволяет ученику работать экономно, постоянно контролировать затраты своих сил, работать в оптимальное для себя время, что, естественно, позволяет достигать высоких результатов обученности. Индивидуальный подход - это:
- 1) принцип педагогики, согласно которому в процессе учебно-воспитательной работы с группой учитель взаимодействует с отдельными учащимися по индивидуальной модели, учитывая их личностные особенности;
- 2) ориентация на индивидуальные особенности ребенка в общении с ним;
- 3) учет индивидуальных особенностей ребенка в процессе обучения;
- 4) создание психолого-педагогических условий не только для развития всех учащихся, но и для развития каждого ребенка в отдельности.
Тема: «Из сокровищницы книжной Руси». 4 класс.
Цель: выявление уровня усвоения темы урока.
- Сейчас мы проверим, как вы были внимательны на уроке. У вас на партах лежат листочки с тестами. Выполните работу, выбрав букву того ответа, который считаете правильным.
1. Кто создал славянскую азбуку?
м) Кирилл и Мефодий;
ф) Нестор;
2. Памятник Кириллу и Мефодию открыт, потому что:
о) они создатели славянской азбуки;
м) они являются первопечатниками;
3. Кириллица – это:
а) азбука азиатских народов;
л) славянская азбука;
4. Летописец – это:
о) человек, который записывал историю страны;
г) человек, который писал летние пейзажи;
5. Кем велись летописи?
с) князьями;
д) монахами;
6. Чем писали в Древней Руси?
ж) ручками;
ц) гусиными перьями и писалами;
7. Пергамен – это:
ы) Особым образом выделанная кожа для письма;
ш) оберточная бумага.
13. Технология сотрудничества
Главная цель использования технологии сотрудничества – активное включение каждого обучающегося в процесс усвоения учебного материала.
Приемы, которые способствуют укреплению сотрудничества:
1. Этика вербального обращения к обучающемуся.
Этим приемом возбуждается и укрепляется радостное ожидание, предвкушение удовольствия. «Давай подумаем вместе…», «Может быть, сделаем так?» – в этих словах заложено участие педагога, а в словах «Мне интересно…», «Я хочу знать…» проявляется авторитарный стиль общения, что неприемлемо при организации взаимоотношений сотрудничества.
2. Стимулирующее общение, вызывающее радость обучающегося.
Данный прием воспитывает любовь и доверие человека к человеку; тональность произнесения фраз должна быть располагающей, доброжелательной, уважительной, выражающей восхищение.
3. Дорисовывание. Независимо от того как обучающийся ведет себя на конкретном уроке, учитель «накладывает» на него «краски», веря в то, что ученик настроен на совершенствование. «Ребята, сегодня у нас радостное событие! Алена, за которую все переживали, выполнила все задания без ошибок. Давайте поздравим ее с успехом и будем ждать большего!» – взгляд ребенка в этот момент выражает просьбу: «Накладывай на меня “краски”, и я стану таким».
4. Приобщение детей к плану урока. Обучающиеся сами должны задать тон уроку, стать единомышленниками учителя, чувствовать себя хозяевами урока и осознавать исключительную роль в его творении.
5. Доверие ученику. Обращаясь к ученику со словами: «Только ты это сможешь сделать», «Это очень трудное дело, поэтому, добровольцы, вперед!», – учитель показывает, что он доверяет ученику. Работая в группе, школьник научится вступать во взаимодействие с людьми, учитывая не только свои интересы, но и интересы других, понимать собеседника, активно высказываться, самостоятельно принимать решения.
Тема: «Части речи». 2 класс.
Этап: деление на группы и выполнение задания.
Цель: развития умения работать друг с другом.
Перед нами большой широкий двор, а в нем дома высокие, красивые, с резными ставнями. Давайте постучимся в крайний дом.
-Тук, тук, кто в домике живет?
Двое подготовленных учеников встречают «гостей» и отвечают:
-Мы-то предметы!
- А вы кто? А вы что?
- Ребята, какие из ваших слов могли бы ответить на вопросы хозяев этого дома?
Дети отвечают: «дом», «ведро», «петух», «отец».
-Заходите, будем жить вместе! (Дети-«существительные» усаживаются за стол вместе с «хозяевами»)
- Пойдемте, слова, дальше. Может в этот дом вас пустят?
Тук, тук, кто в домике живет? Чем хозяева занимаются?
-Мы-то работаем! Пилим, рубим, шьем, стираем… нам лентяи не нужны!
-А вы что- нибудь делать умеете?
- Ребята, посмотрите на свои слова, какие из них обозначают действие?
Дети отвечают: «ужинать», «мыть», «говорить», «готовить».
-Заходите, будем жить вместе! (Дети-«глаголы» усаживаются за стол вместе с «хозяевами»)
Ну а мы дальше пойдем! Вот и последний домик!
-Тук, тук, кто в домике живет?
- Мы ребята удалые, сильные и боевые!
-Дружные, веселые, умные и скромные! А вы какие?
- Ребята, кто из вас может ответить хозяевам на их вопрос?
Дети отвечают: «острая», «короткий», «слабый», «местная».
-Заходите, будем жить вместе! (Дети- «прилагательные» усаживаются за стол вместе с «хозяевами»)
- Ну вот и хорошо, ребята, всем места хватило? Устраивайтесь поудобнее, да познакомьтесь поближе. Каждая команда должна быстро составить маленький рассказ о том, что объединяет все ваши слова. Помните правила работы в команде.
14. Технология работы с проблемными детьми
Этапы работы с проблемными детьми в начальной школе
I этап проекта – подготовительный.
Цель: выявление групп проблемных детей с использованием разных методов: изучение личных и медицинских карт, психологическая, логопедическая диагностика, предметные мониторинги.
На этом этапе были сформированы следующие группы:
- Дети, имеющие физиологические проблемы
- Дети, имеющие психологические проблемы (нарушение внимание, памяти, координации движений, т.д)
- Дети из асоциальных семей
- Дети, имеющие низкую школьную мотивацию
- Дети с педагогической запущенностью
II этап проекта – основной.
Цель: составление плана работы по каждой проблемной группе. Реализация плана.
Главные роли в работе с проблемными детьми и непосредственно с проблемными семьями отводятся психологу и социальному педагогу, которые должны работать в тандеме: один консультирует по проблеме, другой помогает ее решить. Но и учитель не может остаться без участия: ежедневные наблюдения и фиксирование результатов, анализ мониторинговых работ, беседы с родителями также играют немаловажную роль в решении проблем.
Формы и приемы работы, которые может использовать учитель при работе с проблемными детьми каждой группы.
- Дети, имеющие физиологические проблемы. Это дети, имеющие отклонения в здоровье. Одноклассники часто не понимают, почему кому-либо из школьников нельзя бегать, прыгать, почему кому-то часто необходимо пить воду и т.д. Над такими детьми начинают смеяться, что приводит к конфликтной ситуации в классе. В следствии чего, снижается мотивация, у больного ребенка исчезает желание ходить в школу, а, следовательно, падает и успеваемость.
Эти проблемы можно скрыть, привлекая подобных ребят в те виды деятельности, где они будут успешными, при этом необходимо показать, что ребенок может быть лучшим. Одним из вариантов помощи подобным детям является школьная киностудия. Возникла идея снятия фильма «Такая разная победа», в котором в главных ролях снимались именно дети данной группы. Фильм стал победителем в номинации «Оригинальное воплощение идеи», а ребята – герои этого фильма навсегда забыли издевки и смешки, которые были в их адрес.
- Дети, имеющие психологические проблемы. Дисциплинарные нарушения, расторможенность на уроке, отсутствие концентрации внимания, очень маленький объем памяти… Все это оказывает отрицательное воздействие на участие в образовательном процессе. Такие дети требуют серьезных индивидуальных занятий с психологом, а также индивидуальный подход в плане преподавания учебного материала. Организация работы с этой группой в общеобразовательном учебном заведении является достаточно сложной.
Одним из приемов является создание вместе с ребенком карты «Мои успехи». Это не портфолио. Это альбом, в котором фиксируются все, даже незначительные, успехи ребенка по его проблеме. Например, проблема дисциплины на уроках. Отмечаем каждый урок вместе с ребенком его поведение, анализируем каждый день, сравнивая его с предыдущим, тем самым формируем самооценку. Кроме этого, ребенок сам заполняет отдельные страницы альбома, подбирая материал по своей проблеме. Это могут быть пословицы, поговорки, стихи, рассказы, правила этикета, рисунки… Каждый материал, который ребенок размещает в альбоме обязательно обсуждается. Материалы, подобранные учеником можно использовать во время классного часа, что также повышает самооценку.
- Дети из асоциальных семей. Этих детей характеризует неумение вести себя в обществе, неумение общаться со взрослыми. Они не знают никаких правил и норм. Наравне с критикой к этим детям возникает и чувство жалости. Они не знают ласки, добрых слов, они не имеют возможности получить удовольствие от прикосновения к матери, которая обнимет и приласкает…
Большую возможность на работу с данными детьми дает внеурочная деятельность. В нашем случае это был семейный театр, в составе которого были и взрослые и дети. Школьники данной группы получали возможность длительное время общаться со взрослыми, им подбирались роли, в которых они играют детей, имеющих здоровую семью, или роли только положительного плана. Дети, посещающие студию, становились другими: исчезал негатив по отношению ко взрослым, а значит, и к учителю, возникла доверительная атмосфера, которая способствовала лучшему усвоению учебного материала.
- Дети, имеющие низкую школьную мотивацию. Непонимание, зачем я в школе, желание остаться ребенком и поиграть, а также постоянные фразы родителей: «Он у меня еще маленький» складываются в единую неблагоприятную картину, которая мешает ребенку становиться школьником.
Одним из приемов повышения мотивации является игра «Гонка за лидером» (с 2007 года). Учитель договаривается с детьми о балловой системе (за что и сколько баллов ставится): это баллы за работу на уроке, за письменные работы, творческие работы. Необходимо дать возможность более слабым детям заработать свои баллы, поэтому варианты должны быть разные. В конце недели баллы суммируются для каждого ребенка, и вывешивается сводная таблица, в которой обязательно будет лидер. Теперь задача – догнать и обогнать лидера. Дети с интересом и азартом участвуют в такой игре, просят дополнительные задания, чтобы заработать как можно больше баллов, тем самым повышают мотивацию.
- Дети с педагогической запущенностью. Последнее время очень часто приходится работать с детьми, которые не имеют даже базового уровня дошкольной программы: спрашивают названия цветов, времен года, не знают своего домашнего адреса, имена и отчества своих родителей… Соответственно и усвоение базовой школьной программы им дается нелегко.
Одним из принципов программы «Школа 2100» является принцип «мини-макса». Кроме этого, новый образовательный стандарт также предполагает включение в работу заданий трех уровней. Первый уровень – это и есть та планка, которую должны достигнуть дети данной группы. Обучение на начальном этапе у них должно работать на расширение кругозора. Например, тема «Хозяйство» (1 класс). В контрольной работе детям было предложено выбрать определение, соответствующее понятию «профессия», детям данной группы задание было сформулировано в другой форме: Врач, учитель, плотник … Что это? Приведи примеры, какие профессии знаешь ты. Такой облегченный вариант подачи задания придает ребенку уверенности и повышает мотивацию.
III этап – подведение итогов, рефлексия.
Работа по данной проблеме является очень длительной, это может быть и не год, и не два. В моей практике были случаи, когда результат наблюдался лишь спустя 5 лет. Поэтому, в завершении года, мы можем говорить лишь о промежуточных результатах, которые выявляются благодаря диагностикам, специфичным для каждой обозначенной группы. На основе результатов планируется (корректируется) дальнейшая работа
Использование современных образовательных технологий позволяет добиваться высокого качества обучения, увеличивается число учащихся, принимающих участие в олимпиадах, исследовательских проектах и различных творческих конкурсах.
Таким образом, применение новых технологий в начальной школе способствует развитию у школьников познавательной активности, творчества, креативности, умения работать с информацией, повышению самооценки, а главное, повышается динамика качества обучения.
15. Метод проектов.
Проектная деятельность непрерывно связана с творческой деятельностью, которую нужно осваивать с самого раннего возраста и этому можно научиться. Работая по методу проектов, мои учащиеся учатся логике рассуждения, анализу, глубже усваивают материал. При помощи этого метода они не только ищут пути решения проблем, но и самостоятельно определяют эти проблемы, сами намечают план поиска, строят предположения, обдумывают, сравнивают, ведут наблюдения, делают выводы. Проектной деятельностью дети занимаются в основном на уроках окружающего мира, технологии, что развивает в них регулятивные, коммуникативные, познавательные УУД.
Я считаю, что в основе успешного развития личности лежит познавательный интерес. Познавательный интерес – важнейшее качество личности, которое формируется в социальных условиях и не является присущим человеку от рождения.
В условиях обучения познавательный интерес выражен расположенностью школьника к изучению, к познавательной деятельности в области одного, а может быть, и ряда учебных предметов.
Можно выделить несколько групп компетенций:
исследовательские (генерировать идеи, выбирать лучшее решение);
социального взаимодействия (сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы);
оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других);
информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации; выявлять, какой информации или каких умений недостает);
презентационные (выступать перед аудиторией; отвечать на незапланированные вопросы; использовать различные средства наглядности; демонстрировать артистические возможности);
рефлексивные (отвечать на вопросы: “Чему я научился?”, “Чему мне необходимо научиться?”);
Таким образом, участвуя в проектной деятельности, младшие школьники демонстрируют:
– готовность к познанию и овладению основными исследовательскими методами (анализ литературы, поиск источников информации, сбор и обработка данных, научное объяснение полученных результатов, видение и выдвижение новых проблем, гипотез, методов их решения) – пусть пока при помощи учителя и родителей;
– готовность овладеть компьютерной грамотностью (по необходимости);
– владение коммуникативными навыками, толерантностью;
– умение интегрировать ранее полученные знания по разным учебным дисциплинам для решения познавательных задач.
На мой взгляд, эффективность использования технологии проектной деятельности в начальной школе зависит от учета возрастных особенностей, учащихся при выборе темы проекта, определения его типа, структуры и степени участия учителя в координации деятельности учащихся при работе над проектом. Проектные технологии применяю как в обучении, так и в воспитании.
На своих уроках использую такие способы повышения познавательного интереса, как:
1.Решение заданий повышенной трудности и нестандартных заданий.
2.Разнообразие уроков, включение элементов, придающих каждому уроку своеобразный характер, использование ТСО, наглядных пособий, творческие задания, дидактические игры и т.д.
3.Использование различных форм обратной связи: систематического проведения опроса, кратковременных устных и письменных контрольных работ, различных тестов, диктантов по предметам.
4.Разнообразие домашнего задания.
5.Установление внутренних и межпредметных связей, разъяснение применения знаний в жизни.
Вывод: Использование этих технологий предполагает новые подходы к процессу обучения, в первую очередь деятельностный и личностно - ориентированный. Работа с детьми с ограниченными возможностями
Несколько лет своей педагогической деятельности я занимаюсь с детьми с ограниченными возможностями здоровья (надомное обучение).
Состояние современного общества поставило перед образованием ряд острейших проблем, среди которых резкое ухудшение физического, психического, неврологического и нравственного здоровья детей. Поэтому перед школой сегодня стоит серьёзная задача: при организации обучения максимально учитывать наличие этих проблем и строить учебный процесс, исходя из различий в способностях и развитии детей и подростков.
Патология психического статуса у этих детей тесно связана с недоразвитием всей познавательной деятельности и особенно мышления. Нарушение восприятия и представлений отрицательно сказываются на формировании высших психических функций, которые составляют основу интеллектуальной деятельности. Ещё одним характерным признаком задержки психического развития являются отклонения в развитии памяти.
Произвольное внимание у большинства из них отличается неустойчивостью – дети легко отвлекаются на любой раздражитель. Им трудно сосредоточить внимание на каком-то определённом предмете, что очень осложняет их обучение. Приступая к работе, дети часто проявляют нерешительность. Задают вопросы, которые, как правило, касаются того, что уже неоднократно было сказано учителем или объяснено в учебнике, иногда вообще самостоятельно не могут понять формулировку задания.
Этим детям наиболее доступны задания по аналогии, при выполнении которых можно опереться на образец, на свой житейский опыт.
Несколько лет своей педагогической деятельности я занимаюсь с детьми с ограниченными возможностями здоровья (надомное обучение).
Учащиеся домашнего обучения также имеют социальный статус – ученик, следовательно, у них также есть обязанности, правила, требования, которым они должны следовать, они должны делать уроки, выполнять задания учителя, приобретать опыт принятия ответственных решений, отношений к своим действиям и поступкам.
На данный момент я занимаюсь с девочкой, имеющей ограничения по здоровью; продумывая, как лучше организовать обучение, мы с завучем составили расписание занятий для учащейся с учётом её утомляемости.
Во время занятий, если возникает необходимость (ребёнок возбуждён, расстроен, не доволен результатами) применяю разные формы психологической разгрузки. Предлагаю решение заданий с элементами логического мышления, нарисовать рисунок на какую-либо тему, составить рассказ по картинке и если успешно выполнена работа, с целью поощрения, загадываю загадки, беседуем по иллюстрациям в книгах, смотрим картинки в компьютере, собираем осколочные картинки, играем в шашки.
И ещё я сделала вывод, что приоритетным в работе с учащимися является игра. Потому что детям не нужна дополнительная мотивация, чтобы поиграть, это заложено внутри каждого ребёнка. Они делают это не под нажимом, а с удовольствием, а значит, моделирование проблемных, игровых ситуаций повышает интерес к учебным занятиям.
Помимо всего прочего игра – есть сильнейший фактор воздействия на психику ребёнка. Созданная игрой творческая поисковая атмосфера удовлетворяет возрастные потребности учеников в познавательной активности.
Формированию организованности у воспитанников способствуют дидактические игры. Воспитывая организованность, мы воспитываем у детей самостоятельность.
Например, такие игры:
Кто лучше расскажет?
Цель: учить детей составлять план работы, развивать связную речь
Содержание. Учитель предлагает детям составить краткий план предстоящей работы. Например, продумать и назвать последовательность операций по изготовлению поделки на занятии. Можно помочь рассказчику вопросами.
Что нам надо для работы?
Цель: закреплять знания воспитанников об учебных принадлежностях, учить быстро, подготавливать всё необходимое к уроку, к занятию.
Содержание. Учащиеся называют предметы, необходимые для работы на определённом уроке, занятии.
Оборудование. Школьные принадлежности.
Найди ошибки.
Цель: воспитывать наблюдательность, любовь к порядку.
Содержание. Учитель предлагает детям осуществить взаимопроверку или самопроверку рабочего места: как расположены необходимые для выполнения задания школьные принадлежности, нет ли на парте лишних предметов.
Оборудование. Школьные принадлежности, которые следует использовать при выполнении конкретного задания.
Волшебные минутки.
Цель: закреплять навыки выполнения режима дня; учить беречь своё и чужое время.
Содержание. 1-й вариант. Дети раскладывают в определённой последовательности сюжетные картинки, отражающие режимные моменты, и воспроизводят распорядок дня.
2-й вариант. Дети составляют рассказы по рисункам, расположенным правильно, б)без опоры на картинки.
Оборудование. Серия картин «Режим дня»
На уроках использую картинки многофункционального назначения для таких игр:
«Любитель–рыболов», «Кто, где живёт?», «Составь загадку», «Кто в домике живёт?» и т.д.
Работая с детьми с ОВЗ, я стараюсь не только обучать, но и развивать их. Мы принимаем участие в разных конкурсах, выставках, получаем награды. Надо видеть глаза ребёнка, когда ему на линейке вместе со всеми вручают грамоту!
В заключение мне хотелось бы сказать, что используя различные формы работы я добилась положительных результатов. Эмоциональное состояние у всех детей (с угнетённо-агрессивного в начале года) переходит к уверенно-спокойному.