Учет индивидуальных особенностей обучающихся в построении образовательного процесса
Учет индивидуальных особенностей обучающихся в построении образовательного процесса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
raznourovnevye_zadaniya.docx | 31.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Разноуровневые задания на уроках
географии
В целях развития личности ученика, повышение качества образования целесообразно осуществление индивидуального и дифференцированного подхода к организации процесса обучения, способствующего развитию личности учащихся с учетом их склонностей и способностей. Разноуровневое обучение способствует повышению интереса к учебе, повышению уровня продуктивной деятельности учеников, создает ситуацию успеха.
Эффективным средством организации самостоятельной познавательной и практической деятельности школьников является система разноуровневых заданий.
Применение разноуровневых заданий при обучении весьма актуально. Предлагаемый подход помогает ученикам создать для себя на уроке «ситуацию успеха» благодаря личностному выбору. Кроме того, он позволяет выявить не только конкретные знания по теме, но и проверить усвоение их в комплексе, прогнозировать результаты обучения, создает возможность для творческого применения знаний, являясь побудительным мотивом к дальнейшему росту и самосовершенствованию.
Основные задачи разноуровневого обучения:
∙ Выявление уровня, объёма, глубины усвоенных учениками знаний, умений и навыков;
∙ Определение эффективности методов, форм и способов обучения учащихся.
Разноуровневые задания с успехом могут быть использованы:
∙ при текущем контроле за усвоением знаний, умений и навыков;
∙ при тематическом контроле;
∙ при итоговом контроле.
Все задания разделяются на три группы, соответствующие трем уровням сложности, что обусловлено основными этапами усвоения знаний. Учитель составляет задания, соответствующие всем уровням усвоения знаний.
Дифференцированный подход имеет следующие положительные моменты:
∙ учитываются возрастные особенности учеников.
∙ предложение выбора задания способствует созданию для ученика ситуации успеха.
∙ в ходе проверки раскрываются возможности и способности каждого учащегося, что создает условия для перехода на более высокий уровень усвоения знаний.
∙ анализ работ позволяет учителю сделать вывод не только об уровне, но и динамике усвоения знаний и личностном развитии отдельных учащихся.
∙ применение уровневых заданий позволяет существенно повысить качество знаний.
Алгоритм составления дифференцированных заданий.
1 уровень – базовый (оценка «3-4»)
Цель: воспроизведение знаний на репродуктивном уровне.
Типичные вопросы и задания:
Что? Где? Кто? Когда? Чему равно? Какой? Что такое? Приведите примеры. Подпишите. Назовите. Покажите.
Действия учащихся:
Показывать (опознавать), называть, распознавать, узнавать, давать определение, пересказывать и т. д.
Репродуктивный уровень подразумевает проверку знаний учащихся на самом низком уровне, когда школьник в состоянии только дать определения простым терминам, перечислить или назвать процессы и явления, применять ее по алгоритму, но он не может провести анализ и дать объяснения.
2 уровень - повышенный (оценка «4-5»)
Цель: применение знаний.
Ученики применяют знания и умения в знакомой ситуации по образцу.
Работа происходит на продуктивном уровне: решают задачи с уже усвоенным алгоритмом их выполнения:
Типичные вопросы и задания:
Какой? Что характерно? Какие черты? Расскажите… Опишите… Прочтите график, схему, диаграмму… другие.
Действия учащихся:
Измерять, объяснять, составлять что-то по готовой схеме, соотносить, сравнивать, характеризовать, соблюдать правила и т. д.
Аналитико-синтетический уровень подразумевает проверку знаний уже на более высоком уровне. Задания такого уровня направлены на способности учащихся анализировать, и обобщать знания, уметь давать характеристику процессов и показывать взаимосвязи, причем объяснять цепь причинно – следственных связей.
3 уровень – высокий (оценка «5»)
Цель: творческое использование знаний.
Творческое применение учащимися знаний и умений в новой учебной ситуации:
Типичные вопросы и задания:
Почему? Чем объяснить? От чего зависит? Выявите.. Оцените… Докажите… Как проявляется? Сравните… Что нужно сделать, чтобы… Составьте схему, диаграмму…
Действия учащихся:
Составлять устный или письменный ответ на проблемный вопрос, высказывать суждение, выделять существенные признаки, анализировать информацию, написать сочинение, давать отзыв или рецензию, приводить и обосновывать собственные примеры и оценки, искать необходимую информацию.
Творческий уровень или продуктивного мышления, иначе называют этот уровень логического мышления, когда ученик способен не только назвать, проанализировать процессы и явления, но дать логическое объяснение, почему происходит данное явление с какими иными явлениями или процессами это связано. Умение прогнозировать или проектировать новые знания и способы решения проблемы и ситуации.
Памятка для учащихся при работе с дифференцированными заданиями
1. Выполните одно задание по выбору (из 3-х).
2. Кто хочет закрепить свои знания, тверже знать материал – выбирает задание 1.
3.Кто чувствует, что освоил материал по теме прочно – выбирает задание 2.
4. Кто чувствует себя уверенно и хочет проверить свои силы и возможности – выбирает задание 3.
Примеры дифференцированных заданий по географии
Устный опрос по теме «Гидросфера. Мировой океан», 6 класс.
1 уровень.
1. Дайте определение моря. 2. Как изменяется температура поверхностных вод Мирового океана от экватора к полюсам? Назовите примерную температуру поверхностных вод на разных широтах. 3. Назовите среднюю соленость Мирового океана и объясните, что означает эта величина. 4. В океане наблюдаются цунами и ветровые волны. Чем отличаются эти виды движений? 5. Сравните географическое положение Средиземного и Карибского морей.
2 уровень. 1. Соленость вод Аравийского моря составляет примерно 36-37‰. Сравните её со средней океанической и назовите причины различий. 2. Приведите пример шельфового внутреннего моря. Объясните свой выбор.
3 уровень.
1. Составьте сравнительную характеристику глубин и ледового режима Черного и Балтийского морей по физической карте России.
Контрольная работа по теме «Литосфера», 6 класс.
1 уровень.
1. Назовите среднюю толщину земной коры на суше в горах? 2. Дайте определение равнин. 3. Определите географическое положение вулкана Килиманджаро, расположенного в Африке. 4. Назовите виды гор по высоте и их характеристики по высоте. Приведите примеры гор каждого вида.
2 уровень. 1. Определите географическое положение Уральских гор и Западно - Сибирской равнины на материке Евразия и их взаиморасположение?
3 уровень. 1.Объясните, что общего между низкими горами и плоскогорьями. Дополните свой ответ рисунком.
Разноуровневые задания по географии
Тема: «План и карта», 6 класс.
1 уровень
- Нарисуйте условные знаки, обозначающие географические объекты: болото, карьер, шоссе, колодец, школа, заросли кустарников, дом лесника, линия электропередачи, овраг, обрыв.
- Что такое масштаб? Какие виды масштаба вы знаете?
- Назовите виды географических карт?
2 уровень
- На карте какого масштаба территория уменьшена в большее количество раз: 1:1000 или 1:50000? Объясните свою точку зрения?
- Чем отличаются понятия «относительная» и «абсолютная» высота? Какая из них подписывается на картах?
- Сравните понятия «план местности» и «географическая карта».
3 уровень
- Изобразите с помощью горизонталей холм высотой 20.5 метров. Разность высот соседних горизонталей 5 метров. Восточный склон холма крутой, а западный - пологий.
- Длина экватора составляет 40 000 километров. Определите, чему равняется длина дуги 1°. Чему равно расстояние в километрах, если расстояние между объектами, расположенными на экваторе равно 15°?
- Имеются ли на Земле точки, для определения положения которых, достаточно только одной координаты?
Тема: «Трудовые ресурсы», 10 класс.
- Рассмотреть поло-возрастную пирамиду развитых стран (1 уровень)
- Сравнить поло-возрастную пирамиду развитых и развивающихся стран (2 уровень).
- Проанализировать изменения в структур занятости населения в отдельных стран мира. Составить прогноз предполагаемых изменений, которые могут произойти в дальнейшем (3 уровень).
Творческие разноуровневые задания по географии, 9 класс.
1. Используя ключевые слова, составь рассказ по теме «Северный экономический район»: русские, до 16в., новгородская, московская колонизация, поставки пушнины, рыбы, соли, порт Архангельск, торговля с Западной Европой, землепроходцы, С. И. Дежнёв, В. Д. Поярков, Е. П. Хабаров и др., Тотьма, Великий Устюг, в Сибирь, Китай, Русская Америка, основание Санкт-Петербурга, упадок торговли с Западом, развитие ремёсел, вологодские кружева, каргопольская игрушка, “северная чернь” Великого Устюга, конец 19 века, Архангельск, вывоз леса, железная дорога, предвоенные пятилетки, ускорение индустриализации, после войны, разработка разнообразных ископаемых богатств, распад СССР, “транзитное” положение района.
2. Почему крупнейший металлургический комбинат Европейского Севера был построен в городе Череповце, а не в Воркуте или Оленегорске? Ответ подтвердите расчетами и обоснуйте.
Исходные данные: расстояние от г. Оленегорска до г. Череповца по железной дороге 1600 км, от г. Воркуты до г. Череповца – 2000 км. Затраты на транспортировку 1 т грузов по железной дороге на 1 км составляют 10 руб. Расход железной руды на 1 т проката – 2 т, коксующего угля – 1,4 т.
3. В администрацию одного из районов Вологодской области поступило заявление от гражданина В. И. Смирнова с просьбой выделить участок земли для ведения фермерского хозяйства. В обосновании просьбы Смирнов написал, что планирует выращивать озимую пшеницу, кукурузу на зерно, картофель, сахарную свеклу. Как вы считаете, следует ли выделить землю В. И. Смирнову по этому заявлению? Обоснуйте свой ответ?
Использование зачетной системы контроля знаний
Зачет по теме «Австралия», 7 класс.
1 уровень:
- Продолжите фразу: Австралия самый..., самый..., самый... материк.
2 . Назовите русского ученого, внесшего большой вклад в изучение природы и населения Океании.
3. Используя карты атласа, назовите крупные реки материка. К бассейну каких океанов относятся реки Австралии?
4. Какие природные зоны расположены на материке?
5. Назовите характерных представителей животного и растительного мира материка.
6. Какое государство расположено на материке? Как называется его столица?
7. Что называют Океанией?
2 уровень:
1. Почему на территории Австралии много английских названий?
2. Какие черты рельефа Австралии объясняются особенностями строения земной коры?
3. Почему Австралия бедна поверхностными водами?
4. Каким образом количество осадков отражается на размещении природных зон Австралии?
5. В чем выражается и чем объясняется своеобразие органического мира материка?
6. Как объяснить обилие сумчатых видов на материке Австралия?
7. Объясните, почему почти все культурные растения австралийцы выращивают на востоке материка?
3 уровень:
1. Объясните выражение: «Экономика Австралии едет на овце».
2. Назовите черты уникальности материка Австралия.
3. Острова Океании нередко рождаются на глазах человека. Почему?