Классное руководство
Программа классного руководителя "Сотрудничество школы и семьи в воспитании ребенка"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_rabote_s_roditelyami.doc | 110.5 КБ |
o_ege_roditelyam_2018-2019_1.pdf | 2.87 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №10»
ПРОГРАММА
классного руководителя
«Сотрудничество школы и семьи в воспитании ребенка»
Учитель:
Евдокимова Ольга Ивановна,
учитель географии
высшей квалификационной категории
г. Когалым
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Назначение Программы
Настоящая Программа определяет цели, задачи и направления деятельности классного руководителя с родителями обучающихся класса.
Цель Программы
создание единой образовательной среды в школе и семье.
Задачи Программы
- повышение педагогической культуры родителей, пополнение опыта и знаний по конкретному вопросу воспитания ребенка в семье и школе;
- сoдействие сплочению родительского коллектива, вовлечения пап и мам в жизнедеятельность классного сообщества;
- выработка коллективных решений и единых требований к воспитанию детей, интеграция усилий семьи и педагогов в деятельности по развитию личности ребенка;
- пропаганда опыта успешного семейного воспитания, профилактики неверных действий по отношению к своему сыну или дочери со стороны родителей.
Этапы реализации Программы
1 этап реализации Программы – ориентировочный (5 кл.)
На данном этапе производится анализ и изучение семей учащихся класса и создание условий для участия семей в воспитательном процессе.
2 этап – основной ( 6кл.- 10 кл.)
На данном этапе производится педагогическое и психологическое просвещение родителей, работа с проблемными семьями, сотрудничество учителя и родителей в организации воспитательной работы в классе.
3 этап - обобщающий (11 кл.)
Подведение итогов совместной деятельности классного руководителя, родителей и учащихся за данный период.
I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программным методом.
Семья - важнейший институт социализации подрастающих поколений. Это персональная среда жизни и развития ребенка, качество которой определяется рядом параметров. Социально-культурный параметр зависит от образовательного уровня родителей и их участия в жизни общества; социально-экономический определяется имущественными характеристиками занятостью родителей на работе; технико-гигиенический зависит от условий проживания, оборудованности жилища, особенностей образа жизни; демографический определяется структурой семьи. Какую бы сторону развития ребенка мы ни взяли, всегда окажется, что решающую роль в его эффективности на том или ином возрастном этапе играет семья. Значительное место в системе работы классного руководителя с родителями учащихся отводится психолого-педагогическому просвещению. Накопление психолого-педагогических знаний родителей должно быть тесно связано с развитием их педагогического мышления, практических умений и навыков области воспитания.
Родители и педагоги - две мощнейших силы в процессе становления личности каждого человека, роль которых невозможно преувеличить. У обеих сторон есть свои преимущества, свои достоинства, своя специфика, и противопоставлять их не следует. Но современные родители – очень занятые , деловые люди, для воспитания детей зачастую не хватает время, а как хочется сделать родителей настоящими и искренними помощниками! Ведь от того, как относятся к школе родители, зависит и отношение к ней их детей. Задача классного руководителя сегодня – обеспечить развитие каждого ученика, создав необходимые для этого условия. Чтобы человека воспитывать, его надо знать во всех отношениях – это аксиома педагогики. Но в работе с родителями есть свои проблемы. Если подойти к оценке родителей дифференцированно, то следует отдавать отчет в том, что они разные.
- Родители, которые хотят и умеют общаться со своими детьми (если не умеют, то учатся этому). В школе таких родителей немного, и они образуют меньшинство среди родительского коллектива школы.
- Родители, которые хотят, но не умеют воспитывать или не хватает времени, поэтому у них с детьми есть проблемы; таких родителей большинство.
- Родители, которые не могут и не хотят заниматься своими детьми, дети предоставлены сами себе, точнее – социальной стихии; таких родителей немного, но именно они поставляют школе и социуму детей “группы риска”, “трудных”.
С первой группой родителей работать легко, по существу, они все делают сами, с ними нужно лишь поддерживать связь; с последней работать бесполезно (хотя это тоже спорно), более того, обращение педагогов к ним за помощью может только ухудшить положение. Вторая, большая часть родителей, занимается воспитанием, но они не владеют ни методиками, а зачастую и временем. Они воспитывают детей так, как воспитывали их. Эти обстоятельства приводят со временем к плачевным результатам. Родители приходят за помощью к школе тогда, когда дети практически вышли у них из повиновения, а они утратили всякое влияние. Все нужно делать вовремя. В том числе и воспитывать. Поэтому не должно быть той традиционной работы с родителями, спонтанных и несистемных воспитательных бесед, тем более что они имеют целью не благополучие личности ребенка, а решение проблем успеваемости и поведения. Если говорить о существенном повышении качества семейного воспитания, то я полагаю, что надо учить родителей “любить” и воспитывать своих детей тогда, когда они этого желают сами, и задача классного руководителя – научить их этому желанию. Но самое главное – знание законов развития и поведения воспитанника, внутренних, скрытых от глаз, мотивов его поведения. Как бы там ни было, классный руководитель не может заниматься воспитанием детей в отрыве от семьи, ибо ребенок находится под одновременным воздействием и педагогов, и родителей.
II. Основные цели и задачи Программы
- Создание единого коллектива учеников, родителей, классного руководителя и педагогов школы, объединенного общими целями и ответственностью, действующего на демократических и гуманистических принципах.
- Повышения педагогической культуры родителей, пополнение опыта и знаний по конкретному вопросу воспитания ребенка в семье и школе.
- Содействия сплочению родительского коллектива, вовлечения пап и мам в жизнедеятельность классного сообщества.
- Выработки коллективных решений и единых требований к воспитанию детей, интеграции усилий семьи и педагогов в деятельности по развитию личности ребенка.
- Пропаганды опыта успешного семейного воспитания, профилактики неверных действий по отношению к своему сыну или дочери со стороны родителей.
III. Система программных мероприятий
Программа включает следующие мероприятия по приоритетным направлениям в сфере совместной деятельности классного руководителя, родителей и учащихся:
- изучение семей учащихся;
- работа с родителями;
- работа с проблемными семьями;
- сотрудничество классного руководителя и родителей в организации воспитательной работы в классе;
- работа с семьей в системе дополнительного образования;
- сотрудничество классного руководителя с психологом, логопедом
1.Изучение семей учащихся
Задачи данного мероприятия:
- изучение семей учащихся;
- создание банка данных;
- формирование единых педагогических требований;
- составление социальных паспортов семей;
- посещение семей;
- диагностика «Анкета-знакомство для родителей», «Анализ и оценка ситуации в семье», «Наш ребенок» и др.
2. Работа с родителями
Цель: повышение педагогической культуры родителей, пополнение опыта и знаний по вопросу воспитания ребенка в семье и школе.
Предусматриваются:
- классные родительские собрания;
- тематические классные часы, проводимые совместно с родителями;
- занятия для родителей (Круглые столы «Вечер трудных вопросов»);
- дни «открытых уроков»;
- тематические собрания с привлечением специалистов;
- индивидуальная работа с родителями;
- создание «Совета отцов»;
- внеклассные мероприятия с привлечением родителей (Праздники «День матери», «Праздник семьи», «Ах, какие мамочки», «Все профессии важны, все профессии важны»).
3.Работа с проблемными семьями
Цель: оказание помощи проблемным семьям, устранение злоупотреблений со стороны недобросовестных родителей, уменьшение количества проблемных семей.
Предусматриваются:
- регулярное посещение проблемных семей;
- проведение малых педсоветов;
- совместная профилактическая работа с Советом профилактики правонарушений;
- индивидуальные беседы и консультации;
- изучение данных о занятости учащихся в кружках и секциях;
- составление банка данных.
4. Сотрудничество классного руководителя и родителей в организации воспитательной работы в классе;
Цель: создание единого воспитательного пространства «родители – дети – классный руководитель».
Предусматриваются:
- работа родительского комитета;
- работа «Совета отцов»;
- поиск родителей – спонсоров классных внеклассных мероприятий;
- помощь родителей в приучении детей к выполнению режима дня и правил для учащихся.
Условия организации и успешного осуществления сотрудничества:
- обсуждение и реализация единых подходов к воспитанию каждого ребенка;
- взаимное уважение;
- справедливость по отношению к детям и родителям;
- повышение авторитета родителей;
- соблюдение принципов педагогической этики.
5. Работа с семьей в системе дополнительного образования
Цель: развитие творческих способностей учащихся.
Предусматриваются:
- оказание помощи в устройстве учащихся в кружки и спортивные секции;
- привлечение родителей для ведения мини-кружков по интересам;
- работа с организаторами дополнительного образования для привлечения детей в различные кружки.
6. Сотрудничество классного руководителя с психологом, логопедом
Цель: Вовлечение психолога, логопеда в воспитательный процесс класса.
Предусматриваются:
- беседы с психологом, логопедом;
- оказание помощи психологу и логопеду в организации индивидуальной и групповой работы с учащимися класса
IV Прогнозируемые результаты
Среди прогнозируемых результатов следует перечислить:
- повышение уровня педагогической культуры родителей;
- создание условий, способствующих развитию взаимопонимания, сотрудничества семьи и школы;
- уменьшение числа конфликтов между детьми и родителями, родителями и учителями, детьми и учителями.
- успешная реализация данной программы зависит от умелого управления и отдачи учителей, детей и родителей, их общей заинтересованности.
Приложение №1
Примерная программа тематических родительских собраний
Методическая тема | Тематика родительских собраний. | |
Подготовительная группа 5 класс | «Адаптация пятиклассника». «Воспитание культуры поведения» «Развитие коммуникативных и творческих способностей, эмоционально-ценностное воспитание». «Развитие навыков самоанализа, самооценки, самовоспитания» | 1.«Родителям будущих пятиклассников». 2.«Первый раз в среднем звене» 3. «Семейная атмосфера и поведение ребенка в семье и в школе» 4.«Формирование привычки здорового образа жизни» 5. «Игра и труд в жизни пятиклассника» 6. « Безопасность детей – забота взрослых» 7.«Организация и проведение летнего отдыха» |
6 класс | 1. «Формирование волевых привычек -основа школьной успешности ребенка» 2.«Поощрения и наказания в жизни ребенка» 3.«Гиперактивные дети в школе» 4. «Моя семья – моя радость» 5. «Дисциплина на улице - залог безопасности на дороге» | |
7 класс | 1. «Особенности памяти детей и методы ее развития» 2.«Если Вы купили ребенку велосипед», 3. «Как любить ребенка» 4. «Дети и деньги» родительский ринг 5. «Влияние телепередач, компьютерных игр на здоровье и развитие ребенка» | |
8 класс | 1. «Агрессия в поведении ребенка. Методы работы с детской агрессией» 2.«Общение родителей с детьми» 3. «Как научить ребенка наблюдать за дорогой» 4.«Формирование позитивной самооценки у младших школьников» | |
9 класс | 1.«Как подготовить себя и ребенка к будущим экзаменам». 2.«Профессиональное самоопределение подростков». 3.«Здоровый образ жизни семьи-залог полноценного физического и психического здоровья ребенка». | |
10 класс |
2. «Агрессия, её причины и последствия» 3. Здоровье современных детей» 4 « О родительском авторитете. Жизненные цели подростков. Как помочь подростку обрести уверенность в себе» 5. « Организация свободного времени подростка. Труд и отдых в летние каникулы». | |
11 класс | 1.«Как подготовить себя и ребенка к будущим экзаменам». 2.«Профессиональное самоопределение подростков». 3.«Безопасный интернет-пространство». |
Приложение №2
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
( проводится на первом собрании каждого учебного года)
- Ф.И.О. ребёнка.
- Дата рождения.
- Хобби.
- Адрес, индекс. Домашний телефон, экстренный телефон соседей или других родственников.
- Ф.И.О. матери, место работы, должность, рабочий телефон, экстренный телефон. Образование. Хобби.
- Ф.И.О. отца, место работы, должность, рабочий телефон, экстренный телефон. Образование. Хобби.
- Состав семьи. Дети до 18 лет и год их рождения.
- Материальное положение.
- Жилищные условия.
Уважаемые родители!
В интересах более эффективного сотрудничества между ребёнком, родителями и педагогами просим Вас ответить на наши вопросы.
1. Что Вы ожидаете от школы?
2. Что Вас не устраивает в школе?
3. Какие черты характера присущи Вашему ребёнку?
4. Какие индивидуальные особенности требуют особого внимания со стороны учителей?
5. Какими способностями обладает Ваш ребёнок?
6. Какими способностями в его возрасте обладали родители? Как оправдалось это в дальнейшем?
7. Склонность к каким учебным предметам Вы заметили у Вашего ребёнка?
8. По каким предметам он испытывает затруднения?
9. Чем любит заниматься Ваш ребёнок в свободное время?
10. Что Вам нравится в Вашем ребёнке?
11. Усидчив ли он?
12. Быстро ли он утомляется?
13. Самостоятелен ли Ваш ребёнок?
14. Много ли он читает? Какую литературу предпочитает? Много ли в доме книг?
15. Что Вы хотите от своего ребёнка?
16. Что, на Ваш взгляд, ребёнок хочет от Вас?
17. Испытывает ли Ваш ребёнок трудности в общении? Какие, с кем?
18. Есть ли у Вашего ребёнка своя комната?
19. Много ли у родителей свободного времени?
20. Что в данный момент входит в сферу приоритетных интересов: а)мамы; б)папы?
21. Нужна ли Вам консультация психолога, по каким вопросам?
22. Что Вы считаете «хорошим образованием»?
Анкета для родителей к родительскому собранию на тему:
«Поощрение и наказание в воспитании ребёнка»
Уважаемые родители!
К предстоящему родительскому собранию «Поощрение и наказание в воспитании ребёнка», которое состоится ________, прошу Вас заполнить анкету. Вариант или варианты выбранных ответов, пожалуйста, подчеркните ручкой. Благодарю за сотрудничество.
Классный руководитель: Евдокимова О.И.____________________
Анкета
1. Хорошо ли вы знаете своего ребёнка?
- Да
- Не очень
- Плохо
2. Много ли внимания вы уделяете воспитанию своего ребёнка?
- Круглые сутки
- 5-6 часов в сутки
- 1-2 часа в сутки
3. Часто ли вы хвалите своего ребёнка за его успехи?
- Всегда
- Иногда
- Никогда
4. Как вы поощряете своего ребёнка?
- Радуетесь вместе с ним его успехам
- Стараетесь совместно организовывать досуг
- Просто хвалите
- Покупаете дорогие вещи, подарки, даёте деньги
5. Как вы наказываете своего ребёнка?
- Всем своим видом показываете, что огорчены, не разговариваете с ним
- Ругаете, кричите на него, иногда даже обзываете
- Не разрешаете смотреть телевизор, играть в компьютер и т.д.
- Наказываете трудом
- Не разрешаете гулять, общаться с друзьями
- Применяете физическую силу (подзатыльник, а иногда и ремень)
Примечание: Анкетирование проводится анонимно, после сбора заполненных анкет производится их анализ и на его основании проводятся соответствующие разъяснения.
Анкетный опрос родителей на первом
родительском собрании
- Как Вы думаете, чего ждёт Ваш ребёнок от семьи, в которой живёт:
- хорошей организации быта;
- радости общения;
- покоя и защищенности.
- Что более заботит Вас как родителей в Вашей семье:
- здоровье детей;
- хорошая учёба;
- трудовое участие детей в жизни;
- настроение детей и причины его изменения.
- Одинок ли Ваш ребёнок в семье:
- да;
- нет;
- не знаю.
- Как Вы думаете, захочет ли Ваш ребёнок, чтобы его будущая семья была похожа на родительскую:
- да;
- нет;
- не знаю.
- Какая из приведенных ниже жизненных установок является, по Вашему мнению, для ребёнка наиболее значимой:
- быть материально обеспеченным человеком;
- встретить любовь;
- иметь много друзей;
- реализовать свои интеллектуальные возможности.
- Знаком ли Ваш ребёнок с теми моральными и материальными проблемами, которые существуют в семье:
- да;
- нет.
- Есть ли у Вашего ребёнка секреты от своей семьи:
- да;
- нет;
- не знаю.
- Что для Вашего ребёнка вечер дома:
- радость общения;
- возможность быть самим собой.
Анкетный опрос родителей по теме «Профессиональное самоопределение подростков»
1. О каких качествах подростка Вы заботитесь, готовя его к выбору профессии?
2. Есть ли единство во взглядах в семье на его будущую профессию?
3. Как вы расширяете информационное поле профессиональных знаний подростка?
4. Нужна ли индивидуальная помощь психолога Вашему ребенку?
5. Какая помощь нужна от школы?