Календарно-тематическое планирование курса "География"

Евдокимова Ольга Ивановна

Календарно-тематическое планирование по учебнику "География России. Хозяйство и географические районы". 9 класс: под ред.  А.И.Алексеева

Календарно-тематическое планирование по учебнику "География России.Природа." 8 класс.И.И. Баринова

Календарно-тематическое планирование по учебнику В.П.Максаковского 10, 11 кл.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Календарно- тематическое планирование 9 класс

Название раздела, темы урока

Сроки

Вид урока

Элементы обязательного минимума образования

Требования к уровню подготовки обучающихся

Формы контроля

Практические работы

Домашнее задание

Введение ( 3 ч.)

 1

  Что изучает  география  населения и хозяйства России. Повторение.

Изучение нового материала

Развернутый план

С . 7-8, повторить основные понятия

2

Повторение материала «Географии России. Природа и население»

Обобщения и повторения

Фронтальный

Повторить  географическую номенклатуру

3

Контрольная работа по повторению

Контроля ЗУН

Индивидуальный

Экономика РФ. Географическое районирование. (5ч)  

4

 Понятие хозяйства. Его структура.

Изучение нового материала

Предприятие – первичная основа хозяйства. Отраслевая структура, функциональная и территориальная структура хозяйства, их особенности.

ЭГП, ПГП, географическое районирование, субъекты РФ.

Называть важнейшие природно-хозяйственные объекты страны. Объяснять изменение пропорций между сферами, секторами, межотраслевыми комплексами и отраслями в структуре хозяйства. Описывать ЭГП, геополитическое положение России. Называть и показывать субъекты РФ.

Фронтальная беседа

 П.1

Фронтальный опрос

 П.2

5

Этапы развития хозяйства

Комбинированный

Работа с картосхемами

П.3

6

Географическое положение РФ  (ЭГП,ПГП).Географическое районирование.

Комбинированный

7

8

Административно- территориальное деление России

Обобщающее повторение по теме

Практикум

Индивидуальный

№ 1 «  «Геополитическое положение России. Субъекты Федерации»

Стр 23,записи в тетради.

Хозяйство России  (23 ч.)

Вторичный сектор экономики – отрасли, перерабатывающие сырье -18 ч

9

ТЭК ,его значение и проблемы.

 

Изучение нового материала

Особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства России. Природно- ресурсный потенциал и важнейшие территориальные сочетания природных ресурсов. Производственный потенциал: география отраслей хозяйства,географические проблемы и перспективы развития. Группировка отраслей по их связи с природными ресурсами. Анализ экономических карт России.

Знать основные географические понятия и термины, особенности основных отраслей хозяйства, природно- хозяйственных зон и районов. Уметь находить в разных источниках и анализировать информацию,необходимую для изучения географических объектов и  явлений,их  обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем районов разной специализации ,центров производства важнейших видов продукции ,основных коммуникаций и их узлов внутригосударственных и внешних экономических  связей России, составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географич.  информации, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Фронтальный и индивидуальный опрос.

П 8 (с. 43-44)

10

11

Топливная промышленность( нефтяная, газовая)

Угольная промышленность

Практикум

Индивидуальный опрос

№ 2 « Составление характеристики одного из нефтяных и угольных бассейнов по картам и статистическим материалам»

П.8

12

Электроэнергетика

Комбинированный

 Фронтальный опрос

П.9

13

 Металлургия. География черной металлургии.

   Комбинированный

Тестирование, работа с картами

П.10(с.56-57)

14

География цветной металлургии

Практикум

Работа с картами

№ 3 «Составление сравнительной характеристики 2х металлургических баз»

П. 10 (с.58-59)

15

Химическая промышленность.

Комбинированный

Фронтальный опрос, работа с картами

Определение различий в специализации основных районов химической про-м-ти по картам и статистическим материалам

П.12

16

География химической промышленности

Практикум

Заполнение таблицы

Записи в тетради

17

Лесная промышленность.

 Изучение нового материала

Фронтальный опрос

П.7

18

Машиностроение.

Комбинированный

Составление схемы

П.11

19

Факторы размещения машиностроения

Практикум

Работа с картами

№ 4 «Определение по картам закономерностей в размещении отраслей наукоемкого,трудоемкого и металлоемкого машиностроения»

П.11

20

География машиностроения

21

Тестирование по теме

«  Машиностроительный комплекс»

22

Военно - промышленный комплекс.

Изучение   нового

материала

Фронтальный опрос

Записи в тетради

23

Агропромышленный комплекс .Особенности сельского хозяйства. Растеневодство.

Комбинированный

Работа с картами

№5 «Составление типовой схемы АПК»

П. 4,6

24

Животноводство.

Комбинированный

Индивидуальный опрос

П.5

25

Легкая и пищевая промышленность.

Комбинированный

Фронтальный опрос

Определение эффективности размещения отраслей пищевой промышленности.

П. 6 (с.36- 38)

26

Обобщающее повторение

Практикум

Тестирование

Третичный сектор экономики – отрасли, производящие разнообразные  услуги. ( 3 ч)

27

Транспортный комплекс. Сухопутный транспорт.

 Изучение нового материала.

Производственный потенциал, география отраслей хозяйства,  географические проблемы и перспективы развития

Знать основные понятия и термины.

№ 6 «Характеристика одной из транспортных магистралей по типовому плану»

П 13

28

Другие виды транспорта. транспортные узлы.

Комбинированный.

Работа с картами

П.13

Фронтальный опрос

П.14,15

29

Сфера обслуживания. Рекреационное хозяйство. Информационная  инфраструктура.

Комбинированный

30

Обобщающее повторение по теме « Межотраслевые комплексы»

31

Контрольная работа по теме «Межотраслевые комплексы России»

География крупных регионов России  (31ч.)

32

Экономическое районирование Территориальное (географическое ) разделение труда.

Изучение нового материала

Различия территории по условиям и степени хозяйственного освоения: зона Севера и основная зона. Географические особенности отдельных регионов – Север и Северо -Запад, Центральная Россия, Поволжье, Юг Европейской части, Урал .Географическое положение регионов ,их природный и хозяйственный потенциал, влияние особенностей природы на жизнь и хозяйственную деятельность людей. Регионы экологического неблагополучия. Определение географического положения территории, основных этапов ее освоения. Оценка природных ресурсов и их использования. Этапы заселения, формирования культуры народов, современного хозяйства. Характеристика внутренних различий районов и городов. Достопримечательности. Топонимика.

Знать основные географические понятия и термины, особенности основных отраслей хозяйства, природно – хозяйственных зон и районов РФ .Уметь выделять, описывать, объяснять существенные признаки географических объектов и явлений; находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения  географических объектов и явлений, их обеспеченность природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала ,экологических проблем; приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира; составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

 Фронтальный опрос.

П.16

33

Общая характеристика Европейской России.

Лекция

Составление схемы

П17,18,19

34

Центральный район: особенности населения.

Комбинированный

Работа с картами

П 20

35

Хозяйство Центрального  района

Комбинированный

Работа с картами, фронтальный опрос

П.21

36

Города Центрального района

Семинар

Сообщения

П.22 ,23

37

Центрально – Черноземный район

Изучение нового материала

Работа с картами

П 24

Фронтальный опрос.

П. 25

38

Волго – Вятский район

Комбинированный

Работа с картами

П. 26

39

Северо –  Западный район. Географическое положение и природа, население.

Практикум

Заполнение таблицы

Записи в тетради, П 30

40

Хозяйство Северо -Запада

Комбинированный

41

Города  Северо – Западного района.

Семинар

Сообщения

№ 7 «Сравнение ГП ,  планировки Москвы и Санкт- Петербурга»

П 27,28,29

42

Европейский Север .Географическое положение и природа.

Практикум

Работа с картами

П 31

43

Этапы развития хозяйства Европейского Севера.

Комбинированный

Фронтальный опрос, работа с картами

П32

44

Роль Европейского Севера в развитии русской культуры.

Семинар

Сообщения

П.33

45

Поволжье.  Географическое положение  и природа.

Комбинированный

Работа с картами

П34

46

Население и хозяйство Поволжья.

Комбинированный

Составление схемы, работа с картами.

П 35

4 7

Северный Кавказ. Природные условия.

Практикум.

Работа с картами, фронтальный опрос

П 36

4 8

Хозяйство Северного Кавказа.

Комбинированный

Заполнение таблицы

№ 8 «Определение факторов развития и сравнение специализации промышленности Европейского Юга и Поволжья»

П. 37

4 9

Народы Северного Кавказа.

Комбинированный

Сообщения

П 38

50

Урал. ГП , природа ,население.

Комбинированный

Фронтальный опрос ,работа с картой

П.40

51

Этапы развития и современное хозяйство.

Лекция

Работа с картой

П.41

52

Города Урала. Проблемы района.

Семинар

Сообщения

П.42

 53

54

Азиатская Россия.

 Общая характеристика.

Западная Сибирь. Природные условия и ресурсы

Лекция

Различия территории по условиям и степени хозяйственного освоения : зона Севера, основная зона.

Географические особенности отдельных регионов: Сибирь и Дальный Восток.

Географическое положение регионов, их природный и хозяйственный потенциал, влияние особенностей природы на жизнь и хозяйственную деятельность людей. Регионы экологического неблагополучия.

Знать основные географические понятия и термины, особенности основных отраслей хозяйства, природно – хозяйственных зон и районов.

Умети выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений, находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений ,их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;

Приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды ,ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции ,основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, крупнейших регионов и стран мира;

Составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Составление развернутого плана

 П. 43,44,45,46,

Работа с картами, индивидуальный опрос.

П48

 Заполнение таблицы

Записи в тетради.

55

Население и хозяйственное освоение  Западной Сибири.

Исследование

Работа с картой

№ 9 «Составление характеристики нефтяного комплекса: значение, уровень развития, основные   центры добычи и   переработки, направления транспортировки топлива,  э кологические проблемы»

 П 49

56

57

Хозяйство Западной Сибири.

Восточная Сибирь .Природные условия и ресурсы

Комбинированный

 

П 50,51

58

Хозяйство Восточной Сибири.

П 52

59

Дальний Восток. Факторы формирования территории.

Лекция с элементами беседы.

Фронтальный опрос.

П 53

60

Природные условия и ресурсы  Дальнего Востока

Комбинированный

Заполнение таблицы

П 54,55

61

Население и хозяйственное освоение Дальнего Востока

Комбинированный

Работа с картами ,индивидуальный опрос.

П. 56

62

Хозяйство Дальнего Востока

Учебная

 дискуссия

Фронтальный опрос, работа с картой

П 57

63

Экономические районы России .Обобщающий урок.

Тестирование

География ХМАО- ЮГРЫ( 2ч).

64

    Географическое положение      и население ХМАО- ЮГРЫ.            

Лекция

Определение по картам географического положения округа. Хозяйственная оценка природных условий и ресурсов

Определение по картам плотности и особенностей размещения населения,  

Составление картосхемы

Работа с картами

65

Особенности хозяйства.

Факторы размещения отраслей хозяйства.

Практикум

   особенностей

Россия в современном мире   ( 2 ч.)

66

Россия и страны СНГ.

Лекция с элементами беседы.

Место России среди стран мира. Характеристика экономических, политических, культурных связей России. Объекты мирового природного и культурного наследия России

Составление картосхемы экономических связей.

Подготовить рефераты и сообщения к уроку конференции.

67

Взаимосвязи России с другими странами.

Семинар

68

Обобщающее повторение

Обобщающий

Годовая контрольная работа



Предварительный просмотр:

Календарно – тематическое планирование , 8  кл.

Учебник «География России. Природа» 8 класс. И.И. Баринова.

№ п/п

Тема урока

Дата

Основные вопросы, понятия

Планируемые результаты

Вид контроля

Домашнее задание

план

факт

предметные

метапредметные

личностные

Введение (3 час)

1

Что изучает физическая география России

 

Источники географической информации

Называть предмет изучения географии России, основные средства и методы получения географической информации.

Коммуникативные: продолжить обучение в эвристической беседе. Регулятивные– уметь самостоятельно выделять познавательную цель. Познавательные -уметь объяснять роль географических знаний в решении социально-экономических, экологических проблем страны.

Представление о России как субъекте мирового географическо-го пространства, ее месте и роли в современном мире.

Фронталь-ный

Стр.3-5

2

Повторение материала «Географии материков и океанов»

Фронталь-ный

Повторить географи-ческую номенкла-туру

3

Контрольная работа по повторению

Научиться самодиагностике и самокоррекции

Индивидуа-льный

Тема 1: Пространство России (7 часов).

4

Географическое положение (ГП) России

Обозначение границ России, соседних государств, крайних точек. Визитная карточка России: территория, население. Виды и уровни географического положения.

Ученик должен понимать связь между географическим положением и другими компонентами природы

Коммуникативные –уметь отображать информацию в графической форме.

Регулятивные самостоятельно искать и выделять необходимую информацию.

Познавательные– уметь управлять своей познавательной деятельностью

осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);

Индивидуа-льный

Фронталь-ный

П1

5

Моря, омывающие берега России Практическая  работа № 1.

«ФГП России»

Моря, омывающие Россию

Показывать на карте моря,  омывающие Россию

Коммуникативные – добывать недостающую

информацию с помощью карт атласа.

Регулятивные – применять методы информационного поиска.

Познавательные – показывать ценность географической информации для человечества

осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);

Индивидуа-льный, фронталь-ный

П2

6

Россия на карте часовых поясов

 

Местное и поясное время. Линия перемены дат. Летнее время. Определение поясного времени для разных пунктов России.

Ученик должен знать, в каких часовых поясах лежит Россия. Уметь определять местное, поясное, декретное, летнее время, их роль в хозяйстве и жизни людей.

Коммуникативные– добывать недостающую информацию из карт атласа.

Регулятивные -  применять методы информационного поиска

Познавательные– уметь определять время

осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);

Индивидуа-льный

Фронталь-ный

  П 3

7

Практическая работа №2

«Решение задач на определение времени»

 

Индивиду-альный

8-9

 Как осваивали  и изучали  территорию России»

Путешествия и открытия новгородцев и поморов. Открытие и освоение Сибири и Дальнего Востока. Великая Северная экспедиция. Изучение территории России отечественными учеными. Экспедиции Российского Географического общества. Современные географические исследования.

Ученик должен знать результаты географических открытий. Уметь находить и анализировать информацию в разных источниках.

Коммуникативные – систематизировать полученные знания с помощью заполнения таблицы.

Регулятивные –определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности.

Познавательные -  объяснять вклад путешественников – исследователей

Воспитание патриотизма и уважения к Отечеству, к прошлому России.

Фронталь-ный

 П 4,5

10

Итоговый урок по теме «Россия на карте мира»

Индивидуа-льный

Принести к/к

Раздел I.Особенности природы и природные ресурсы России  (21 час)

Тема 1. Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые (5 часов)

11

Особеннос-ти рельефа России

Практичес-кая работа №3

«Формы рельефа в России»

Рельеф России: основные формы, их связь со строением литосферы. Горы и равнины. Влияние литосферы и рельефа на другие компоненты природы.

Ученик должен знать основные формы рельефа, их связь со строением земной коры. Горы и равнины России. Уметь показывать на карте эти объекты. Закономерности размещения полезных ископаемых, основные бассейны и  месторождения.

Коммуникативные -  организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Регулятивные– самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

Познавательные – показывать ценность географической информации для человечества

Формирование патриотизма, любви к своей местности, своему региону, своей стране.

Фронталь-ный

Индивидуа-льный

П 6

12

Геологичес-кое строение территории России

Устойчивые и подвижные участки земной коры. Основные этапы геологической истории формирования земной коры на территории страны. Основные тектонические структуры.

Ученик должен знать основные формы рельефа, их связь со строением земной коры. Горы и  равнины России. Уметь показывать на карте эти объекты.

Формирование патриотизма, любви к своей местности, своему региону, своей стране;

Фронталь-ный

П 7

13

Минераль-ные ресурсы России

Практическая работа №4 «Установле-ние взаимозависимости тектоничес-ких структур, рельефа и полезных ископаемых»

 

Закономерности размещения месторождений полезных ископаемых. Минеральные ресурсы страны. Изменение рельефа человеком. Влияние литосферы на жизнь и хозяйственную деятельность людей. Жизнь в горах и на равнинах. Изучение закономерностей формирования рельефа и его современного развития на примере своего региона и своей местности.

Ученик должен знать закономерности размещения полезных ископаемых, основные бассейны и  месторождения

формирование патриотизма, любви к своей местности, своему региону, своей стране;

Фронталь-ный,

индивидуа-льный

 П 8

14

Развитие форм рельефа

Фронталь-ный

 П 9

15

Итоговый урок по теме  «Рельеф, геологичес-кое строение и полезные ископае-мые»

 

Научиться самодиагностике и самокоррекции.

Коммуникативные -  организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Регулятивные– самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

Познавательные – показывать ценность географической информации для человечества

формирование патриотизма, любви к своей местности, своему региону, своей стране.

Индивиду-альный

 

Тема 2. Климат и климатические ресурсы (5 часов)

16

От чего зависит климат нашей страны

Факторы, определяющие климат России: географическая широта, циркуляция воздушных масс, подстилающая поверхность, рельеф, близость морей и океанов, океанические течения, антропогенные воздействия. Фронты. Циклоны и антициклоны.

Ученик должен знать факторы, определяющие климат России. Уметь объяснять образование циклонов и антициклонов.

Коммуникативные – формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.

Регулятивные -  самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

Познавательные -  делать выводы

Формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельности

Фронталь-ный, индивидуа-льный

П 10.

Вопросы после параграфа

17

Типы климатов России

Климатические пояса и области на территории России, их характеристика.

Ученик должен знать характеристику типов климатов. Уметь составлять прогноз погоды

Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи.

Фронталь-ный

П 12

18

Закономер-ности распределе-ния  тепла и влаги на территории России Практичес-кая   работа №:5

«Определе-ние по климатической карте суммарной радиации, коэффициента увлажнения для отдельных пунктов страны»

 

Факторы, определяющие климат России, типы климатов России

Научиться самодиагностике и самокоррекции.

Индивидуа-льный

 П.11

19

Зависи-мость человека от климата

Агроклиматические условия

Приводить примеры влияния климата на хозяйственную деятельность человека и условия жизни

Выступать перед аудиторией, придерживаясь определенного стиля при выступлении

Фронтальный, индивидуальный

П.13

20

Обобщаю-щий урок по теме «Климат»

Научиться самодиагностике и самокоррекции

Индивиду-альный

Тема 3. Внутренние воды и водные ресурсы (4 часа)

21

Разнообра-зие внутренних вод России. Реки.

Практичес-кая   работа №6 «Характеристика реки по плану»

Вода – один из важнейших видов ресурсов. Внутренние воды – основные источники пресной воды. Важнейшие особенности российских рек

Ученик должен знать особенности внутренних вод России,  понятия, касающиеся работы реки. Знать реки России, уметь показать объекты на карте, распределение рек по бассейнам.

Коммуникативные– организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Регулятивные– самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

Познавательные– уметь работать с картой.

Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи.

Фронталь-ный

  П 14

22

Озера, болота, подземные воды, ледники, многолетняя мерзлота

Озера: размещение по территории страны, их различия по происхождению озерных котловин. Влияние озер на другие компоненты природы. Болота: причины возникновения. Роль в природе. Крупнейшие заболоченные районы. Подземные воды: происхождение многолетней мерзлоты на территории России. Ее влияние на природу и хозяйственную деятельность людей. Ледники. Многолетняя мерзлота.

Ученик должен знать основные географические понятия, номенклатуру. Уметь показывать на карте объекты и южную границу многолетней мерзлоты.

Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи.

Фронталь-ный,

Индивидуа-льный

П 15

23

Водные ресурсы.

Практичес-кая   работа №7

«Обозначение на контурной карте крупных рек и озер России».

Понятие водных ресурсов и водного кадастра. Неравномерность размещения водных ресурсов. Рост потребления и загрязнения воды человеком

Ученик должен знать особенности вод своего региона, бассейны, режим использования. Уметь объяснять их размещение.

Коммуникативные– организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Регулятивные– самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

Познавательные– уметь работать с картой.

Формирование патриотизма, любви к своей местности, своему региону, своей стране;

Фронтальный

индивидуальный

П 16

24

Обобщаю-щий урок по теме «Внутрен-ние воды России»

Знать реки и озера России

Научиться самодиагностике и самокоррекции.

Индивидуа-льный

 

Тема 4. Почвы и почвенные ресурсы (3 часа)

25

Образова-ние почв и их разнообра-зие

Почва – особый компонент природы. В.В. Докучаев – основоположник почвоведения. Почва – национальное богатства. Факторы образования почв, их основные типы. Свойства, различия в плодородии

Ученик должен знать понятие «почва».

Факторы почвообразова-ния.

Основные свойства почв. Уметь объяснять существенные признаки почв.

Коммуникативные– организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Регулятивные -  самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

Познавательные – уметь объяснять, что почва – особое природное тело, продукт взаимодействия горных пород, рельефа, климата, воды, микроорганизмов, растений и животных.

Осознание целостности природы, представление о России как субъекте мирового географического пространства, ее месте и роли в современном мире; формирование патриотизма, любви к своей местности, своему региону, своей стране;

Фронталь- ный

 

П 17

26

Закономер-ности распростра-нения почв

Практичес-кая работа №8

« Характе-ристика почв по карте, анализ факторов и условий почвообразования»

Главные типы почв России, особенности их географии.

Закономерности распространения почв

Ученик должен знать  основные свойства почв. Уметь объяснять существенные признаки почв.

Фронталь-ный ,

индивидуа-льный

 П 18

27

Почвенные ресурсы России

Человек и почва. Почвенные ресурсы России. Изменение почв в процессе их хозяйственного использования. Мелиорация земель и охрана почв: борьба с их эрозией и загрязнением. Особенности почв своего региона и своей местности

Индивидуа-льный

П 19

Тема 5. Растительный и   животный мир. Биологические ресурсы (4 часа)

28

Раститель-ный мир России

Растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы, определяющие его облик. Особенности растительности и животного мира природных зон России.

Биологические ресурсы, их рациональное использование. Меры по охране растительного и животного мира. Растительный и животный мир своего региона и своей местности. Особенности природы и природные ресурсы России

Ученик должен знать растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы, определяющие его облик. Особенности растительного и  животного мира природных зон России. Уметь объяснять размещение по природным зонам живых организмов.

Ученик должен знать понятие  «биологические ресурсы» и меры по их охране. Уметь прогнозировать использование и охрану природных ресурсов.

Коммуникативные – слушать и слышать друг друга; с достаточной

полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные – применять методы информационного поиска, в т.ч. с помощью компьютерных средств.

Познавательные – определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности.

Осознание целостности природы, представление о России как субъекте мирового географического пространства, ее месте и роли в современном мире; формирование патриотизма, любви к своей местности, своему региону, своей стране;

Фронталь-ный

П 20

29

Животный мир России Охрана растительного и животного мира

 

Фронталь-ный

 

Фронталь-ный.

Индивиду-альный

П 21

30

Природно-ресурсный потенциал России

Фронталь-ый

 П 22

31

 Контроль-ная работа  «Особенности природы и природные ресурсы России»

Научиться самодиагностике и самокоррекции.

Индивиду-альный

Раздел II.Природные комплексы России (27 часов)

Тема 1. Природное районирование (6 часов)

32

Разнообра-зие природных комплексов России

Формирование природно-территориальных комплексов (ПТК) – результат длительного развития географической оболочки Земли. Локальный, региональный и глобальный уровни ПТК. Физико-географическое районирование России. Моря как крупные природные комплексы. Естественное состояние ПТК  изменение его в результате деятельности человека. Природные и антропогенные ПТК.

Ученик должен знать понятие ПТК, уровни ПТК. Физико-географические районы России. Уметь объяснить разнообразие природных и антропогенных комплексов.

Коммуникативные– организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Регулятивные– самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

Познавательные– уметь работать с картой.

Осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, представление о России как субъекте мирового географического пространства, ее месте и роли в современном мире; формирование патриотизма, любви к своей местности, своему региону, своей стране;

Фронталь-ный

П 23

33

Моря как крупные природные комплексы

Фронталь-ный

Индивидуа-льный

 П 24

34

Природные зоны России

Фронталь-ный

Индивиду-альный

П 25

35

Разнообра-зие лесов России

Разнообразие лесов.

Географическое положение. Приспособительные особенности растений и животных к природе данной зоны, взаимосвязи природных компонентов. Образ русского леса. Основные виды

природопользования.

Ученик должен знать лесные зоны: тайгу, смешанные и широколиственные леса. Уметь объяснить причину их различия.

Коммуникативные – добывать недостающую

информацию с помощью карт атласа.

Регулятивные – применять методы информационного поиска.

Познавательные – показывать ценность географической информации для человечества

Фронталь-ный

Индивидуа-льный

 П26

36

Безлесные зоны на юге России: степи, полупустыни, пустыни.

Практичес-кая работа №9

«Выявление  зависимости между компонентами  природы на примере природных зон»

19.01

Фронталь-ный

Индивиду-альный

П 27

37

Высотная поясность.

Закономерности смены природных зон в горах. Сравнение высотной поясности разных гор России. Основные виды природопользования.

Ученик должен знать понятие «высотная поясность». Уметь объяснить набор высотных поясов в горах.

Познавательные– уметь работать с картой.

Индивидуа-льный

 П 28

Тема 2.Природа регионов России (21 час)

38

Русская (Восточно-Европейская) равнина. Географическое положение (ГП) и особенности природы

Географическое положение, особенности природы, природные комплексы и природные ресурсы, памятники природы. Проблемы рационального использования природных ресурсов.

Должны  знать:

основные виды природных ресурсов и примеры их рационального и нерационального использования; районы, подверженные воздействию стихийных природных явлений (засухи, наводнения, сели, землетрясения); экологически неблагоприятные районы России.

Должны уметь: определять параметры природных объектов и явлений по различным источникам информации; описывать географическое положение отдельных регионов и географических объектов; объяснять разнообразие природных комплексов на территории страны; особенности природы отдельных регионов; уникальность и общечеловеческую ценность памятников природы; причины изменения природных регионов; объяснять причины географических явлений на основе применения понятий: «районирование», «географическое положение», «природные ресурсы», «экологический кризис»; оценивать и прогнозировать экологическую ситуацию в регионе; изменение природных объектов под воздействием природных и антропогенных факторов.

Коммуникативные –умения организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;

Регулятивные –умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий; умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.

Познавательные – показывать ценность географической информации для человечества

осознание целостности природы, населения и хозяйства крупных районов и страны; представление о России как субъекте мирового географического пространства, ее месте и роли в современном мире; формирование патриотизма, любви к своей местности, своему региону, своей стране;

Фронтальный

 П 29

 

39

Природные комплексы Русской равнины. Памятники природы

Фронталь-ный

Индивиду-альный

П 30,31

40

Природные ресурсы и

проблемы рационального использования природных ресурсов Русской равнины

Фронталь-ный

Индивидуа-льный

 П 32

41

 Природа Крыма

 

Фронталь-ный

П 33

42

Северный Кавказ – самые высокие горы России

Географическое положение, особенности природы, природные комплексы и природные ресурсы, памятники природы. Проблемы рационального использования природных ресурсов.

Коммуникативные –умения организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;

Регулятивные –умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий; умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.

Познавательные – показывать ценность географической информации для человечества

осознание целостности природы, населения и хозяйства крупных районов и страны; представление о России как субъекте мирового географического пространства, ее месте и роли в современном мире; формирование патриотизма, любви к своей местности, своему региону, своей стране

Фронталь-ный

Индивиду-альный

П 34,35

43

Природные комплексы Северного Кавказа

 

Фронталь-ный

Индивидуа-льный

П 36

44

Урал – «каменный пояс Русской земли»

 

Географическое положение, особенности природы, природные комплексы и природные ресурсы, памятники природы. Проблемы рационального использования природных ресурсов.

Должны  знать:

основные виды природных ресурсов и примеры их рационального и нерационального использования; районы, подверженные воздействию стихийных природных явлений (засухи, наводнения, сели, землетрясения); экологически неблагоприятные районы России.

Должны уметь: определять параметры природных объектов и явлений по различным источникам информации; описывать географическое положение отдельных регионов и географических объектов; объяснять разнообразие природных комплексов на территории страны; особенности природы отдельных регионов; уникальность и общечеловеческую ценность памятников природы; причины изменения природных регионов; объяснять причины географических явлений на основе применения понятий: «районирование», «географическое положение», «природные ресурсы», «экологический кризис»; оценивать и прогнозировать экологическую ситуацию в регионе; изменение природных объектов под воздействием природных и антропогенных факторов.

Коммуникативные –умения организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;

Регулятивные –умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий; умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.

Познавательные – показывать ценность географической информации для человечества

осознание целостности природы, населения и хозяйства крупных районов и страны; представление о России как субъекте мирового географического пространства, ее месте и роли в современном мире; формирование патриотизма, любви к своей

местности, своему региону, своей стране

Фронталь-ный

Индивидуа-льный

  П 37,38

 

45

Своеобра-зие природы Урала

 

Фронталь-ный

Индивиду-альный

  П 39

 

46

Природные уникумы. Экологические проблемы Урала

Фронталь-ный

  П 40

 

Фронталь-ный

Индивиду-альный

П 41,42

47

Западно-Сибирская равнина: особенности природы

48

 

Природные ресурсы Западной Сибири.

Проблемы их освоения.

Практичес-кая работа № 10 «Обозначе-ние на контурной карте объектов Западной Сибири»

Индивиду-альный

 П 43

49

Восточная Сибирь: величие и суровость природы

Географическое положение, особенности природы, природные комплексы и природные ресурсы, памятники природы. Проблемы рационального использования природных ресурсов.

Коммуникативные –умения организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;

Регулятивные –умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий; умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.

Познавательные – показывать ценность географической информации для человечества

осознание целостности природы, населения и хозяйства крупных районов и страны; представление о России как субъекте мирового географического пространства, ее месте и роли в современном мире; формирование патриотизма, любви к своей местности, своему региону, своей стране

Фронталь-ный

 П 44,45

50

Природные  районы Восточной Сибири

Фронталь-ный

Индивиду-альный

П 46

51

Жемчужина Сибири – Байкал

Фронталь-ный

Индивиду-альный

П 47

52

Природные ресурсы Восточной Сибири Проблемы их освоения

 

Индивиду-альный

 П 48

53

Дальний Восток – край контрастов

Географическое положение, особенности природы, природные комплексы и природные ресурсы, памятники природы. Проблемы рационального использования природных ресурсов.

Фронталь-ный

Индивиду-альный

П 49

54

Природные комплексы Дальнего Востока. Природные уникумы

Фронталь-ный

Индивиду-альный

 П 50,51

55

Природные ресурсы Дальнего Востока, освоение их человеком

Фронталь-ный

Индивидуа-льный

П 52

56

-57

Обобщение и системати-зация знаний по теме «Природа регионов России»

Индивиду-альный

58

Промежу-точная аттестация

Индивидуа-льный

Раздел III .Человек и природа (5 часов)

59

Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека

 

Влияние различных видов хозяйственной деятельности человека на природу и влияние природы на хозяйственную деятельность и быт людей. Формы природоохран-ной деятельности населения. Правила поведения человека в природе и меры борьбы с загрязнением окружающей человека среды.

Должны знать: экологически неблагоприятные районы России; основные средства и методы получения географической информации.

Должны уметь: объяснять причины изменения природных комплексов регионов; объяснять причины географических явлений на основе применения понятий «природные ресурсы», «экологический кризис», оценивать и прогнозировать изменения природных объектов под воздействием антропогенных факторов.

Коммуникативные– организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Регулятивные– самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

Познавательные– уметь работать с картой.

Осознание единства географическо-го пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб; уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;

Фронталь-ный

П 53

60

Антропогенные воздействия на природу 

Индивидуа-льный

П 54

61

Рациональ-ное природопользование

Фронталь-ный

П 55

62

Экологическая ситуация в России

Фронталь-ный

 П 56,57

63

Системати-зация и обобщение знаний.

Научиться самодиагностике и самокоррекции

Коммуникативные –слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные –применять методы информационного поиска, в т.ч. с помощью компьютерных средств.

Познавательные -  определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности.

Формирование патриотизма, любви к своей местности, своему региону, своей стране

Индивиду-альный

Региональный компонент (4 часа)

64

ХМАО. Географи-ческое положение, границы, состав округа.

Уметь определять:

-ГП;

-протяженность с север на юг, с запада на восток.
знать:

-историю формирования административного устройства территории

Показывать по карте:

-пограничные территории

Работать с текстом и внетекстовыми компонентами: составлять тезисный план, выводы, конспекты, переводить информацию из одного вида в другой

Осознание своей этнической принадлежности, знанием истории, культуры своего народа, своего края,

65

ХМАО. Рельеф, климат, внутренние воды.

Знать:

- тектонической строение территории;

-зависимость наличия полезных ископаемых от геологического строения

Знать:

-климатообразующие факторы;

-солнечная радиация;

-атмосферная циркуляция;

-влияние рельефа на климат

-температурный режим;

-осадки;

- агроклиматичес-кие ресурсы Показывать по карте:

-реки, озера, болота

Работать с текстом и внетекстовыми компонентами: составлять тезисный план, выводы, конспекты, переводить информацию из одного вида в другой

Осознание своей этнической принадлежности, знанием истории, культуры своего народа, своего края,

66

Почвы, рас-тительный, животный мир  ХМАО.

 Знать почвенный, растительный и животный мир округа

Обладать целостным мировоззрением, соответствующим современному уровню развития науки и общественной практики

Ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразова-нию на основе к мотивации к обучению и познанию

67

Обобщаю-щий урок по теме «ХМАО-Югра»

Использовать:

-информационно-коммуникативные технологии на уровне общего пользования, включая поиск, построение и передачу информации, презентацию выполненных работ на основе умений безопасного использования средств информационно-коммуникативных технологий.

Российская гражданская идентичность: патриотизм, уважение к Отечеству, прошлому и настоящему России

68-69-70

 Повторе-ние материала курса



Предварительный просмотр:

Календарно – тематическое планирование 10 класс

Название раздела, темы, урока

Сроки

Вид урока

Элементы обязательного минимума образования

Требования к уровню подготовки обучающихся

Практичес-кие работы

Формы контроля

Домаш-нее задание

по плану

по факту

1

Положение географии в системе науки

Вводная лекция с элемента-ми беседы

Положение географии в системе наук.

Типология стран мира.

Монархии и республики, федеративные и унитарные государства.

Традиционные и новые методы географических исследований. Географическая карта – особый источник информации о действительности.

Статистический метод – один из основных в географии.

Виды статистических материалов.

Другие способы и формы получения географической информации: экспедиции, стационарные наблюдения, камеральная обработка, опыты, моделирование.

Геоинформацион-ные системы.

Знать/ понимать основные географические термины и понятия

Знать и уметь показывать страны на карте

Различные типы стран

Традиционные и новые методы географических исследований.

Уметь определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально- экономических и геоэкологиче-ских объектов, процессов и явлений.

Участие в обсуждении проблем

С. 5-7

2

Многообразие стран современного мира

Комбини-рованный

Работа на контурной карте

Фронтальный опрос

С.9 -14

3

Государственный строй и территориальное устройство

Практи-кум

Заполнение таблицы   «Государ-ственный строй»

С.17-19

4

Политическая география и геополитика

Изучение нового материала

Характерис-тика политико- географичес-кого положения страны

С.14-17

5

Статистический метод. Виды статистических материалов.

Практи-кум

Анализ карт различной тематики.

Обозначение на контурной карте основных географических объектов. Составление картосхем и простейших карт, отражающих различные географические явления и процессы, их территориальные взаимодействия.

Сопоставле-ние  карт для определения тенденций и закономерностей развития географических явлений и процессов.

Обработка статисти-  ческой информации.

Самостоятель-ная

работа

6

Другие способы и формы получения географической информации

Практи-кум

Тестирование

7

Геоинформационные системы

Лекция  с элемента-ми беседы

Написание эссе

8

Взаимодействие человечества и природы в прошлом и настоящем.

Вводная лекция

Основные виды природных ресурсов.

Размещение природных  ресурсов и масштабы их использования.

Обеспеченность природными ресурсами.

Особенности использования разных видов природных ресурсов.

Рациональное и нерациональное природопользова-ние.

Причины и последствия  загрязнения окружающей среды.

Пути решения экологических проблем в мире и его крупных регионах, включая Россию.

Геоэкология.

Знать особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные  месторождения и территориаль-ные сочетания.

 Уметь определять и сравнивать  по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально- экономических и геоэкологичес-ких объектов, процессов и явлений.

Оценивать и объяснять ресурсообеспе-ченность отдельных стран и регионов мира.

Оценка обеспечен-ности разных регионов и стран основными видами природных ресурсов.

Составление конспекта

С.25-26

9

Природные ресурсы Земли, их виды.

Практи-кум

Индивидуальный опрос, работа с картами.

Записи в тетради

10

Ресурсообеспечен-ность. Природно – ресурсный потенциал разных территорий.

Семинар

Работа по вопросам семинара.

С.28- 36

11

Территориальные сочетания природных ресурсов. География природных ресурсов Земли.

Семинар

Сообщения учащихся.

С. 36 -41

12

Основные типы природопользования. Источники загрязнения.

Практи-кум

Самостояте-льная работа с картами.

С. 41-46

13

Практическая работа «Оценка обеспеченности разных регионов и стран основными видами природных ресурсов»

Практи-кум

Заполнение таблицы

14

Численность, динамика и размещение населения мира.

Воспроизводство и миграции населения.

Вводная лекция

Численность  и воспроизводство населения. Естественный прирост населения и его типы. Демографическая политика.

Половой, возрастной и этнический состав населения.

 Крупные народы и языковые семьи.

География мировых религий.

Этнополитические и религиозные конфликты.

Размещение и плотность населения.

Миграция, виды миграций, география международных миграций.

Расселение населения.

Городское и сельское население.

Урбанизация и её формы, темпы и уровни урбанизации.

Крупнейшие города и городские агломерации мира и России.

Уровень и качество жизни населения крупнейших стран и регионов мира.

Знать численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этно-географическую специфику, различия в уровне и качестве жизни населения, основные направлеия миграций, проблемы современной урбанизации.

Уметь определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально- экономических и геоэкологичес-ких объектов, процессов и явлений; оценивать и объяснять  демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориаль-ной концентрации населения.

Определение степени обеспечен-ности крупных регионов и стран трудовыми ресурсами.

Определение демографической ситуации и особеннос-тей демографической политики в разных странах и регионах мира.

Оценка особеннос-тей уровня и качества жизни населения в разных странах и регионах мира.

Составление картосхем.

С.57-66

15

Структура населения. Демографическая ситуация в различных регионах и странах.

Лекция с элементами беседы.

С.66-71

16

Характеристика трудовых ресурсов и занятости населения крупных стран и регионов мира.

Семинар

17

Расселение населения. Специфика городских и сельских поселений.

Лекция с элемента-ми беседы.

Сообщения учащихся

С.71-74

18

Масштабы темпы урбанизации различных стран и регионов мира.

Семинар

С.74-81

19

Обобщающее повторение по теме «Население мира»

Практи-кум

Тестирование, работа с картами.

20

НТР И МИРОВОЕ ХОЗЯЙСТВО.

Научно- техническая революция.

Вводная лекция

Научно- техническая революция. Особенности отраслевой и территориальной  структуры мирового хозяйства.

Знать географические особенности отраслевой и территориаль-ной структуры мирового хозяйства, размещение его основных отраслей.

Оценивать и объяснять  уровень территориаль-ной концентрации производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий.

Применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально – экономически-ми и геоэкологичес-кими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием  разнообразных факторов.

Составлять комплексную географическую характеристику, таблицы, карто-схемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориаль-ные взаимодейст-вия.

Характеристика основных центров современно-го мирового  хозяйства

Фронтальная беседа

С. 91-97

21

Мировое хозяйство. Международное географическое разделение труда, международная экономическая интеграция.

Лекция с элементами беседы

Различия в уровнях экономического развития  стран и регионов, изменение пропорций  между производственной и непроизводственной  сферами, промышленностью и сельским хозяйством.

Мировое хозяйство и этапы его развития. Основные центры мирового хозяйства.

Международное географическое разделение труда.

Экономическая интеграция. Интеграционные группировки.

Отраслевая и территориальная структура мирового хозяйства.

 

Составление типологи-ческой  схемы территориальной структуры хозяйства экономически развитой и развиваю-щейся страны.

Индивидуа-льный, фронтальный опрос, работа с картами.

С.98-100

22

Международная специализация  и кооперирование- интеграционные зоны, крупнейшие фирмы и транснациональные корпорации (ТНК)

Семинар

С.100-102

23

Отрасли международной специализации стран и регионов мира, определяющие их факторы.

Семинар

Сравнитель-ная характерис-тика ведущих факторов размещения производите-льных сил.

Сообщения учащихся, работа с картами.

С.110-115

24

Воздействие НТР на мировое хозяйство.

Семинар

Сообщения учащихся

25

Территориальная структура хозяйства и региональная политика в экономически развитых странах. Экономическое районирование.

Практи-кум

Составление картосхемы, заполнение таблицы.

С.102-110

26

Обобщающее повторение

Практи-кум

Тестирование

27

География промышленности. Топливно – энергетическая промышленность. Нефтяная, газовая и угольная промышленность.

Электроэнергетика.

Вводная лекция

География основных отраслей промышленности и сельского хозяйства мира, основные промышленные  и сельскохозяйствен-ные районы.

География мирового транспорта.

Усиление роли непроизводственной сферы в мировой экономике.

География внешней торговли.

Виды международных экономических отношений.

Россия в мировой экономике.

Определение стран – экспортёров основных видов промышленной и сельскохо-зяйственной  продукции, видов сырья, районов международ-ного  туризма и отдыха, стран, представляющих банковские и другие международные услуги.

Определение основных направлений международной торговли; факторов, определяю-щих международную специализа-цию  стран и регионов мира.

Составление схемы

С.123-131

28

Горнодобывающая промышленность. Основные черты географии чёрной и цветной металлургии.

Лекция с элемента-ми беседы.

Индивидуаль-ный опрос, работа с картами.

С.131-134

29

Машиностроение, химическая, лесная и текстильная промышленности. Главные страны и районы.

Семинар

Индивидуаль-ный опрос, работа с картами.

С.134-140

30

Промышленные районы мира. Сельское хозяйство.Агропро-мышленный  комплекс (агробизнес), «зелёная революция»

Семинар

Сообщения учащихся

С.140-150

31

География транспорта. Мировая транспортная система.

Семинар

Составление  комплексной характеристики.

150-159

32

Внешние экономические связи. География мировых валютно- финансовых отношений.

Практи-кум

Индивидуальный опрос, фронтальныйопрос, работа с картами.

С.159-160

33

Крупнейшие международные  отраслевые и региональные союзы. Международная торговля – основные направления  и структура. Главные центры мировой торговли.

Семинар

Составление схемы.

Тестирование.

С.160-164

34

Практическая работа  «Определение основных направлений  международной торговли; факторов, определяющих международную специализацию стран и регионов мира»

Практи-кум

Заполнение таблицы, работа с картами.

35

Обобщающее повторение курса географии 10 класса

Обобщаю-щий

Зачёт



Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование уроков географии в 11 классе

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Планируемые

результаты

освоения

материала

Дом.

задание

Дата провед

Раздел 1. СОВРЕМЕННАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ КАРТА МИРА (3 часа)

Тема 1. Современная политическая карта мира (3 часа)

1.

Политическая карта мира. Изменения на политической карте

мира в новейшее время

1

Вводная лекция

Политическая карта мира. Изменения на политичес-кой карте мира в новейшее

время. Многообразие стран современного мира

и их основные группы. Государственный строй,

формы правления и административно-терри- ториального устройства

стран мира. Геополитика и политическая география. Международные организации. Роль и место России в современном мире

Знать/понимать

основные географические понятия и термины

 стр 9-11

2.

Многообразие стран современного мира и их основные группы. Государственный строй, формы прав-ления и администра-тивно-территориаль- ного устройства стран

мира. Геополитика и политическая география

1

Лекция с элементами беседы

стр 10-14

3.

Экономическая

Дифференциация мира. Роль и место России в современном мире

1

Практикум

стр 14-17

Раздел II. РЕГИОНАЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МИРА (29 часа)

Тема 2. Зарубежная   Европа (по отношению к странам СНГ) (5 часов)

4.

Общая характеристика Зарубежной Европы. Население Зарубежной Европы

1

Вводная лекция

Комплексная географичес-кая характеристика при-

родных ресурсов, населения и хозяйства Зарубежной Европы. Ре-

гиональные различия. Особенности географического положения, природно-ресурсного потенциала, населения,

хозяйства,культуры, совре-менные проблемы развития наиболее крупных стран мира. Внутренние геогра-фические различия стран

Оценивать и объяснять ре-

сурсообеспеченность отдельных

стран Европы, их демографическую ситуацию, уровни урбани-

зации и территориальной концентрации населения и произ-

водства, степень природных, ан-

тропогенных и техногенных изменений отдельных территории;

составлять комплексную гео-

графическую характеристику стран Европы; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия

стр 179-183

5.

Хозяйство. Междуна- родные экономические связи

1

Семинар

Стр 183-196

6.

Географический рисунок расселения и хозяйства

1

Стр 202-210

7

Восточная Европа, Средняя Европа, Северная Европа, Южная Европа

Практикум

8.

Европейские страны «большой семерки»: Франция, ФРГ, Великобритания, Италия.

1

Практикум

Характериска страны по плану

9

Итоговый урок по теме

1

Практикум

10

Тестирование по теме « Европа»

Тема 3. Зарубежная Азия (по отношению к странам СНГ) (5 часов)

11- 12.

Общая характеристика Зарубежной Азии

1

Вводная  лекция

Комплексная географическая характе-ристика природных ресур- сов, населения и хозяйства Зарубежной Азии. Региональные различия. Особен-ности географического положения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства,

культуры, современные проблемы развития наибо-

лее крупных стран мира. Внутренние географии- ческие различия стран

Оценивать и объяснять ре-

сурсообеспеченность отдельных стран Азии, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень

природных, антропогенных и

техногенных изменений отдель-

ных территорий; составлять ком-

плексную географическую характеристику стран Азии; таблицы, картосхемы, диаграммы,

простейшие карты, модели, от-

ражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия

Стр 223-235

13

Хозяйство  Азии

14

Субрегионы Зарубежн-ой Азии. Китай

1

Лекция

Стр 235-241

15

Япония.

1

Семинар

Стр 2421-250

16

Индия

1

Семинар

Стр 250-257

17

Австралия

1

Лекция

18.

Зачет по теме «Зарубежная Азия»

1

Практикум

Тема 4. Африка (4 часа)

19.

«Визитная карточка» региона

1

Лекция

Комплексная  географичес-кая  характеристика природных ресурсов, населения и хозяйства Африки. Региональные различия. Особенности геогра фичес-кого положения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современные

проблемы развития наиболее крупных стран мира. Внутренние геогра-фические различия стран

Оценивать и объяснять ре-

сурсообеспечен-ность отдельных стран Африки, их демографиче-

скую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных из-

менений отдельных территории;

составлять комплексную гео-

графическую характеристику стран Африки; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия

Стр 273-281

20.

Деление Африки на субрегионы

1

Семинар

Стр 281-284

21

ЮАР

1

Практикум

Стр 284-286

22.

Обобщающее повторе-ние по теме « Африка»

1

Практикум

Тема 5. Северная Америка (4 часа)

23

«Визитная карточ-

ка» региона

1

Лекция

Комплексная географичес-кая характеристика природных ресурсов, населе-ния и хозяйства Северной Америки. Региональные различия. Особенности

географического поло-жения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современные проблемы развития наибо-

лее крупных стран мира. Внутренние географичес-кие различия стран

Оценивать и объяснять ре-

сурсообеспеченность отдельных стран Северной Америки, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территории;

составлять комплексную гео-

графическую характеристику

стран Северной Америки; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия

Стр 295-310

24.

США. Хозяйство.

Макрорегионы.

1

Семинар

Стр 311-316

25

Канада

1

Семинар

Стр 316-318

26

Итоговый урок по теме «Северная Америка»

1

Практикум

Тема 6. Латинская Америка (4 часа)

27.

«Визитная карточка» региона

1

Лекция

Комплексная гео графичес-кая характеристика природных ресурсов, населе-ния и хозяйства Латинской Америки. Региональные различия. Особенности географического положе-ния, природно-ресурсного

потенциала, населения, хозяйства, культуры; современные проблемы

развития наиболее крупных стран мира. Внутренние

географические различия стран

Оценивать и объяснять ре-

сурсообеспеченность отдельных стран Латинской Америки, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных,

антропогенных и техногенных из-менений отдельных территорий; составлять комплексную гео-

графическую характеристику стран Латинской Америки; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлении

и процессов, их территориальные

взаимодействия

Стр 331-340

28

Бразилия

1

Семинар

Стр 340-342

29.

Аргентина, Мексика

1

Семинар

Конспект

30.

Итоговый урок по теме «Латинская Америка»

1

Практикум

Тема 8. Россия в современном мире (6 часов)

31

Россия на политичес-кой карте мира . Россия в мировом хозяйстве и МГРТ

1

Семинар

Россия на политической карте мира. Изменение географического положе- ния России во времени. Ха-

рактеристика современных границ государства. Современное геополитичес-кое положение России. Россия в мировом хозяй-стве и международном гео-

графическом разделении труда; география отрас-

лей ее международной специализации. Характери-

стика современного этапа преобразований закрытой экономики прошлого в открытую экономику будущего. Россия в системе международных финансово-экономических и политических отношений. Особенности географии и структуры международной торговли. Крупнейшие торговые партнеры России.

Структура внешнеторго-вого баланса. Основные

формы внешних экономи-ческих связей. Участие

России в международных отраслевых и региональ-ных организациях. Россия и страны Содружества Независимых Государств (СНГ). Участие России в

Международных социально-экономических и геоэкологических проектах

Оценивать и объяснять ре-

сурсообеспечен-ность России, демографическую ситуацию,

уровни урбанизации и террито-

риальной концентрации насе-

ления и производства, степень природных, антропогенных и

техногенных изменений отдель-

ных территорий. Применять раз-

нообразные источники геогра-

фической информации для

проведения на-блюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов. Сопоставлять географические карты различной

тематики

конспект

1

Практикум

конспект

32

Участие России в

Международных

отраслевых и региональных организациях. Россия и страны Содружества Независимых Государств (СНГ).

1

Семинар

конспект

конспект

Раздел III. ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА (2 часа)

Тема 9. Глобальные проблемы чеовечества (2 часа)

33.

Понятие о глобальных проблемах

Взаимосвязь гло-

бальных проблем.

1

1

Лекция

Практикум

Глобальные проблемы, их сущность и взаимодействие. Экологическая, энергети-ческая, сырьевая, демографическая и продовольственная проблемы и пути их решения. Проблема сохранения мира на Земле. Преодоление отсталости развивающихся стран. Роль географии в решении глобальных проблем человечества

Сопоставлять географические карты различной тематики; уметь находить применение географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; давать правильную оценку важнейшим социально-экономическим событиям международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденциям их возможного развития

Стр 351-364

Стр 364-368

34.

Обобщение знаний по всему курсу

1

Практикум