Календарно-тематическое планирование курса "География"
Календарно-тематическое планирование по учебнику "География России. Хозяйство и географические районы". 9 класс: под ред. А.И.Алексеева
Календарно-тематическое планирование по учебнику "География России.Природа." 8 класс.И.И. Баринова
Календарно-тематическое планирование по учебнику В.П.Максаковского 10, 11 кл.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
planirovanie_9_kl.doc | 153.5 КБ |
ktp_8_kl._barinova.docx | 61.44 КБ |
kalendarno-_tematicheskoe_planirovanie_10_kl.docx | 27.51 КБ |
ktp_11_klass_bazovyy_uroven.docx | 22.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно- тематическое планирование 9 класс
№ | Название раздела, темы урока | Сроки | Вид урока | Элементы обязательного минимума образования | Требования к уровню подготовки обучающихся | Формы контроля | Практические работы | Домашнее задание |
Введение ( 3 ч.) | ||||||||
1 | Что изучает география населения и хозяйства России. Повторение. | Изучение нового материала | Развернутый план | С . 7-8, повторить основные понятия | ||||
2 | Повторение материала «Географии России. Природа и население» | Обобщения и повторения | Фронтальный | Повторить географическую номенклатуру | ||||
3 | Контрольная работа по повторению | Контроля ЗУН | Индивидуальный | |||||
Экономика РФ. Географическое районирование. (5ч) | ||||||||
4 | Понятие хозяйства. Его структура. | Изучение нового материала | Предприятие – первичная основа хозяйства. Отраслевая структура, функциональная и территориальная структура хозяйства, их особенности. ЭГП, ПГП, географическое районирование, субъекты РФ. | Называть важнейшие природно-хозяйственные объекты страны. Объяснять изменение пропорций между сферами, секторами, межотраслевыми комплексами и отраслями в структуре хозяйства. Описывать ЭГП, геополитическое положение России. Называть и показывать субъекты РФ. | Фронтальная беседа | П.1 | ||
Фронтальный опрос | П.2 | |||||||
5 | Этапы развития хозяйства | Комбинированный | ||||||
Работа с картосхемами | П.3 | |||||||
6 | Географическое положение РФ (ЭГП,ПГП).Географическое районирование. | Комбинированный | ||||||
7 8 | Административно- территориальное деление России Обобщающее повторение по теме | Практикум | Индивидуальный | № 1 « «Геополитическое положение России. Субъекты Федерации» | Стр 23,записи в тетради. | |||
Хозяйство России (23 ч.) | ||||||||
Вторичный сектор экономики – отрасли, перерабатывающие сырье -18 ч | ||||||||
9 | ТЭК ,его значение и проблемы. |
| Изучение нового материала | Особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства России. Природно- ресурсный потенциал и важнейшие территориальные сочетания природных ресурсов. Производственный потенциал: география отраслей хозяйства,географические проблемы и перспективы развития. Группировка отраслей по их связи с природными ресурсами. Анализ экономических карт России. | Знать основные географические понятия и термины, особенности основных отраслей хозяйства, природно- хозяйственных зон и районов. Уметь находить в разных источниках и анализировать информацию,необходимую для изучения географических объектов и явлений,их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем районов разной специализации ,центров производства важнейших видов продукции ,основных коммуникаций и их узлов внутригосударственных и внешних экономических связей России, составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географич. информации, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. | Фронтальный и индивидуальный опрос. | П 8 (с. 43-44) | |
10 11 | Топливная промышленность( нефтяная, газовая) Угольная промышленность | Практикум | ||||||
Индивидуальный опрос | № 2 « Составление характеристики одного из нефтяных и угольных бассейнов по картам и статистическим материалам» | П.8 | ||||||
12 | Электроэнергетика | Комбинированный | Фронтальный опрос | П.9 | ||||
13 | Металлургия. География черной металлургии. | Комбинированный | Тестирование, работа с картами | П.10(с.56-57) | ||||
14 | География цветной металлургии | Практикум | Работа с картами | № 3 «Составление сравнительной характеристики 2х металлургических баз» | П. 10 (с.58-59) | |||
15 | Химическая промышленность. | Комбинированный | Фронтальный опрос, работа с картами | Определение различий в специализации основных районов химической про-м-ти по картам и статистическим материалам | П.12 | |||
16 | География химической промышленности | Практикум | Заполнение таблицы | Записи в тетради | ||||
17 | Лесная промышленность. | Изучение нового материала | Фронтальный опрос | П.7 | ||||
18 | Машиностроение. | Комбинированный | Составление схемы | П.11 | ||||
19 | Факторы размещения машиностроения | Практикум | Работа с картами | № 4 «Определение по картам закономерностей в размещении отраслей наукоемкого,трудоемкого и металлоемкого машиностроения» | П.11 | |||
20 | География машиностроения | |||||||
21 | Тестирование по теме « Машиностроительный комплекс» | |||||||
22 | Военно - промышленный комплекс. | Изучение нового материала | Фронтальный опрос | Записи в тетради | ||||
23 | Агропромышленный комплекс .Особенности сельского хозяйства. Растеневодство. | Комбинированный | Работа с картами | №5 «Составление типовой схемы АПК» | П. 4,6 | |||
24 | Животноводство. | Комбинированный | Индивидуальный опрос | П.5 | ||||
25 | Легкая и пищевая промышленность. | Комбинированный | Фронтальный опрос | Определение эффективности размещения отраслей пищевой промышленности. | П. 6 (с.36- 38) | |||
26 | Обобщающее повторение | Практикум | Тестирование | |||||
Третичный сектор экономики – отрасли, производящие разнообразные услуги. ( 3 ч) | ||||||||
27 | Транспортный комплекс. Сухопутный транспорт. | Изучение нового материала. | Производственный потенциал, география отраслей хозяйства, географические проблемы и перспективы развития | Знать основные понятия и термины. | № 6 «Характеристика одной из транспортных магистралей по типовому плану» | П 13 | ||
28 | Другие виды транспорта. транспортные узлы. | Комбинированный. | Работа с картами | П.13 | ||||
Фронтальный опрос | П.14,15 | |||||||
29 | Сфера обслуживания. Рекреационное хозяйство. Информационная инфраструктура. | Комбинированный | ||||||
30 | Обобщающее повторение по теме « Межотраслевые комплексы» | |||||||
31 | Контрольная работа по теме «Межотраслевые комплексы России» | |||||||
География крупных регионов России (31ч.) | ||||||||
32 | Экономическое районирование Территориальное (географическое ) разделение труда. | Изучение нового материала | Различия территории по условиям и степени хозяйственного освоения: зона Севера и основная зона. Географические особенности отдельных регионов – Север и Северо -Запад, Центральная Россия, Поволжье, Юг Европейской части, Урал .Географическое положение регионов ,их природный и хозяйственный потенциал, влияние особенностей природы на жизнь и хозяйственную деятельность людей. Регионы экологического неблагополучия. Определение географического положения территории, основных этапов ее освоения. Оценка природных ресурсов и их использования. Этапы заселения, формирования культуры народов, современного хозяйства. Характеристика внутренних различий районов и городов. Достопримечательности. Топонимика. | Знать основные географические понятия и термины, особенности основных отраслей хозяйства, природно – хозяйственных зон и районов РФ .Уметь выделять, описывать, объяснять существенные признаки географических объектов и явлений; находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, их обеспеченность природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала ,экологических проблем; приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира; составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. | Фронтальный опрос. | П.16 | ||
33 | Общая характеристика Европейской России. | Лекция | Составление схемы | П17,18,19 | ||||
34 | Центральный район: особенности населения. | Комбинированный | Работа с картами | П 20 | ||||
35 | Хозяйство Центрального района | Комбинированный | Работа с картами, фронтальный опрос | П.21 | ||||
36 | Города Центрального района | Семинар | ||||||
Сообщения | П.22 ,23 | |||||||
37 | Центрально – Черноземный район | Изучение нового материала | Работа с картами | П 24 | ||||
Фронтальный опрос. | П. 25 | |||||||
38 | Волго – Вятский район | Комбинированный | Работа с картами | П. 26 | ||||
39 | Северо – Западный район. Географическое положение и природа, население. | Практикум | ||||||
Заполнение таблицы | Записи в тетради, П 30 | |||||||
40 | Хозяйство Северо -Запада | Комбинированный | ||||||
41 | Города Северо – Западного района. | Семинар | Сообщения | № 7 «Сравнение ГП , планировки Москвы и Санкт- Петербурга» | П 27,28,29 | |||
42 | Европейский Север .Географическое положение и природа. | Практикум | Работа с картами | П 31 | ||||
43 | Этапы развития хозяйства Европейского Севера. | Комбинированный | Фронтальный опрос, работа с картами | П32 | ||||
44 | Роль Европейского Севера в развитии русской культуры. | Семинар | Сообщения | П.33 | ||||
45 | Поволжье. Географическое положение и природа. | Комбинированный | Работа с картами | П34 | ||||
46 | Население и хозяйство Поволжья. | Комбинированный | Составление схемы, работа с картами. | П 35 | ||||
4 7 | Северный Кавказ. Природные условия. | Практикум. | Работа с картами, фронтальный опрос | П 36 | ||||
4 8 | Хозяйство Северного Кавказа. | Комбинированный | Заполнение таблицы | № 8 «Определение факторов развития и сравнение специализации промышленности Европейского Юга и Поволжья» | П. 37 | |||
4 9 | Народы Северного Кавказа. | Комбинированный | Сообщения | П 38 | ||||
50 | Урал. ГП , природа ,население. | Комбинированный | Фронтальный опрос ,работа с картой | П.40 | ||||
51 | Этапы развития и современное хозяйство. | Лекция | Работа с картой | П.41 | ||||
52 | Города Урала. Проблемы района. | Семинар | Сообщения | П.42 | ||||
53 54 | Азиатская Россия. Общая характеристика. Западная Сибирь. Природные условия и ресурсы | Лекция | Различия территории по условиям и степени хозяйственного освоения : зона Севера, основная зона. Географические особенности отдельных регионов: Сибирь и Дальный Восток. Географическое положение регионов, их природный и хозяйственный потенциал, влияние особенностей природы на жизнь и хозяйственную деятельность людей. Регионы экологического неблагополучия. | Знать основные географические понятия и термины, особенности основных отраслей хозяйства, природно – хозяйственных зон и районов. Умети выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений, находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений ,их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем; Приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды ,ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции ,основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, крупнейших регионов и стран мира; Составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. | Составление развернутого плана | П. 43,44,45,46, | ||
Работа с картами, индивидуальный опрос. | П48 | |||||||
Заполнение таблицы | Записи в тетради. | |||||||
55 | Население и хозяйственное освоение Западной Сибири. | Исследование | ||||||
Работа с картой | № 9 «Составление характеристики нефтяного комплекса: значение, уровень развития, основные центры добычи и переработки, направления транспортировки топлива, э кологические проблемы» | П 49 | ||||||
56 57 | Хозяйство Западной Сибири. Восточная Сибирь .Природные условия и ресурсы | Комбинированный | ||||||
| П 50,51 | |||||||
58 | Хозяйство Восточной Сибири. | П 52 | ||||||
59 | Дальний Восток. Факторы формирования территории. | Лекция с элементами беседы. | Фронтальный опрос. | П 53 | ||||
60 | Природные условия и ресурсы Дальнего Востока | Комбинированный | Заполнение таблицы | П 54,55 | ||||
61 | Население и хозяйственное освоение Дальнего Востока | Комбинированный | Работа с картами ,индивидуальный опрос. | П. 56 | ||||
62 | Хозяйство Дальнего Востока | Учебная дискуссия | Фронтальный опрос, работа с картой | П 57 | ||||
63 | Экономические районы России .Обобщающий урок. | Тестирование | ||||||
География ХМАО- ЮГРЫ( 2ч). | ||||||||
64 | Географическое положение и население ХМАО- ЮГРЫ. | Лекция | Определение по картам географического положения округа. Хозяйственная оценка природных условий и ресурсов Определение по картам плотности и особенностей размещения населения, | Составление картосхемы | ||||
Работа с картами | ||||||||
65 | Особенности хозяйства. Факторы размещения отраслей хозяйства. | Практикум | ||||||
особенностей | ||||||||
Россия в современном мире ( 2 ч.) | ||||||||
66 | Россия и страны СНГ. | Лекция с элементами беседы. | Место России среди стран мира. Характеристика экономических, политических, культурных связей России. Объекты мирового природного и культурного наследия России | Составление картосхемы экономических связей. | Подготовить рефераты и сообщения к уроку конференции. | |||
67 | Взаимосвязи России с другими странами. | Семинар | ||||||
68 | Обобщающее повторение | Обобщающий | Годовая контрольная работа |
Предварительный просмотр:
Календарно – тематическое планирование , 8 кл.
Учебник «География России. Природа» 8 класс. И.И. Баринова.
№ п/п | Тема урока | Дата | Основные вопросы, понятия | Планируемые результаты | Вид контроля | Домашнее задание | |||
план | факт | предметные | метапредметные | личностные | |||||
Введение (3 час) | |||||||||
1 | Что изучает физическая география России |
| Источники географической информации | Называть предмет изучения географии России, основные средства и методы получения географической информации. | Коммуникативные: продолжить обучение в эвристической беседе. Регулятивные– уметь самостоятельно выделять познавательную цель. Познавательные -уметь объяснять роль географических знаний в решении социально-экономических, экологических проблем страны. | Представление о России как субъекте мирового географическо-го пространства, ее месте и роли в современном мире. | Фронталь-ный | Стр.3-5 | |
2 | Повторение материала «Географии материков и океанов» | Фронталь-ный | Повторить географи-ческую номенкла-туру | ||||||
3 | Контрольная работа по повторению | Научиться самодиагностике и самокоррекции | Индивидуа-льный | ||||||
Тема 1: Пространство России (7 часов). | |||||||||
4 | Географическое положение (ГП) России | Обозначение границ России, соседних государств, крайних точек. Визитная карточка России: территория, население. Виды и уровни географического положения. | Ученик должен понимать связь между географическим положением и другими компонентами природы | Коммуникативные –уметь отображать информацию в графической форме. Регулятивные самостоятельно искать и выделять необходимую информацию. Познавательные– уметь управлять своей познавательной деятельностью | осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона); | Индивидуа-льный Фронталь-ный | П1 | ||
5 | Моря, омывающие берега России Практическая работа № 1. «ФГП России» | Моря, омывающие Россию | Показывать на карте моря, омывающие Россию | Коммуникативные – добывать недостающую информацию с помощью карт атласа. Регулятивные – применять методы информационного поиска. Познавательные – показывать ценность географической информации для человечества | осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона); | Индивидуа-льный, фронталь-ный | П2 | ||
6 | Россия на карте часовых поясов |
| Местное и поясное время. Линия перемены дат. Летнее время. Определение поясного времени для разных пунктов России. | Ученик должен знать, в каких часовых поясах лежит Россия. Уметь определять местное, поясное, декретное, летнее время, их роль в хозяйстве и жизни людей. | Коммуникативные– добывать недостающую информацию из карт атласа. Регулятивные - применять методы информационного поиска Познавательные– уметь определять время | осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона); | Индивидуа-льный Фронталь-ный | П 3 | |
7 | Практическая работа №2 «Решение задач на определение времени» |
| Индивиду-альный | ||||||
8-9 | Как осваивали и изучали территорию России» | Путешествия и открытия новгородцев и поморов. Открытие и освоение Сибири и Дальнего Востока. Великая Северная экспедиция. Изучение территории России отечественными учеными. Экспедиции Российского Географического общества. Современные географические исследования. | Ученик должен знать результаты географических открытий. Уметь находить и анализировать информацию в разных источниках. | Коммуникативные – систематизировать полученные знания с помощью заполнения таблицы. Регулятивные –определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности. Познавательные - объяснять вклад путешественников – исследователей | Воспитание патриотизма и уважения к Отечеству, к прошлому России. | Фронталь-ный | П 4,5 | ||
10 | Итоговый урок по теме «Россия на карте мира» | Индивидуа-льный | Принести к/к | ||||||
Раздел I.Особенности природы и природные ресурсы России (21 час) | |||||||||
Тема 1. Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые (5 часов) | |||||||||
11 | Особеннос-ти рельефа России Практичес-кая работа №3 «Формы рельефа в России» | Рельеф России: основные формы, их связь со строением литосферы. Горы и равнины. Влияние литосферы и рельефа на другие компоненты природы. | Ученик должен знать основные формы рельефа, их связь со строением земной коры. Горы и равнины России. Уметь показывать на карте эти объекты. Закономерности размещения полезных ископаемых, основные бассейны и месторождения. | Коммуникативные - организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Регулятивные– самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Познавательные – показывать ценность географической информации для человечества | Формирование патриотизма, любви к своей местности, своему региону, своей стране. | Фронталь-ный Индивидуа-льный | П 6 | ||
12 | Геологичес-кое строение территории России | Устойчивые и подвижные участки земной коры. Основные этапы геологической истории формирования земной коры на территории страны. Основные тектонические структуры. | Ученик должен знать основные формы рельефа, их связь со строением земной коры. Горы и равнины России. Уметь показывать на карте эти объекты. | Формирование патриотизма, любви к своей местности, своему региону, своей стране; | Фронталь-ный | П 7 | |||
13 | Минераль-ные ресурсы России Практическая работа №4 «Установле-ние взаимозависимости тектоничес-ких структур, рельефа и полезных ископаемых» |
| Закономерности размещения месторождений полезных ископаемых. Минеральные ресурсы страны. Изменение рельефа человеком. Влияние литосферы на жизнь и хозяйственную деятельность людей. Жизнь в горах и на равнинах. Изучение закономерностей формирования рельефа и его современного развития на примере своего региона и своей местности. | Ученик должен знать закономерности размещения полезных ископаемых, основные бассейны и месторождения | формирование патриотизма, любви к своей местности, своему региону, своей стране; | Фронталь-ный, индивидуа-льный | П 8 | ||
14 | Развитие форм рельефа | Фронталь-ный | П 9 | ||||||
15 | Итоговый урок по теме «Рельеф, геологичес-кое строение и полезные ископае-мые» |
| Научиться самодиагностике и самокоррекции. | Коммуникативные - организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Регулятивные– самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Познавательные – показывать ценность географической информации для человечества | формирование патриотизма, любви к своей местности, своему региону, своей стране. | Индивиду-альный |
| ||
Тема 2. Климат и климатические ресурсы (5 часов) | |||||||||
16 | От чего зависит климат нашей страны | Факторы, определяющие климат России: географическая широта, циркуляция воздушных масс, подстилающая поверхность, рельеф, близость морей и океанов, океанические течения, антропогенные воздействия. Фронты. Циклоны и антициклоны. | Ученик должен знать факторы, определяющие климат России. Уметь объяснять образование циклонов и антициклонов. | Коммуникативные – формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Регулятивные - самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Познавательные - делать выводы | Формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельности | Фронталь-ный, индивидуа-льный | П 10. Вопросы после параграфа | ||
17 | Типы климатов России | Климатические пояса и области на территории России, их характеристика. | Ученик должен знать характеристику типов климатов. Уметь составлять прогноз погоды | Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи. | Фронталь-ный | П 12 | |||
18 | Закономер-ности распределе-ния тепла и влаги на территории России Практичес-кая работа №:5 «Определе-ние по климатической карте суммарной радиации, коэффициента увлажнения для отдельных пунктов страны» |
| Факторы, определяющие климат России, типы климатов России | Научиться самодиагностике и самокоррекции. | Индивидуа-льный | П.11 | |||
19 | Зависи-мость человека от климата | Агроклиматические условия | Приводить примеры влияния климата на хозяйственную деятельность человека и условия жизни | Выступать перед аудиторией, придерживаясь определенного стиля при выступлении | Фронтальный, индивидуальный | П.13 | |||
20 | Обобщаю-щий урок по теме «Климат» | Научиться самодиагностике и самокоррекции | Индивиду-альный | ||||||
Тема 3. Внутренние воды и водные ресурсы (4 часа) | |||||||||
21 | Разнообра-зие внутренних вод России. Реки. Практичес-кая работа №6 «Характеристика реки по плану» | Вода – один из важнейших видов ресурсов. Внутренние воды – основные источники пресной воды. Важнейшие особенности российских рек | Ученик должен знать особенности внутренних вод России, понятия, касающиеся работы реки. Знать реки России, уметь показать объекты на карте, распределение рек по бассейнам. | Коммуникативные– организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Регулятивные– самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Познавательные– уметь работать с картой. | Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи. | Фронталь-ный | П 14 | ||
22 | Озера, болота, подземные воды, ледники, многолетняя мерзлота | Озера: размещение по территории страны, их различия по происхождению озерных котловин. Влияние озер на другие компоненты природы. Болота: причины возникновения. Роль в природе. Крупнейшие заболоченные районы. Подземные воды: происхождение многолетней мерзлоты на территории России. Ее влияние на природу и хозяйственную деятельность людей. Ледники. Многолетняя мерзлота. | Ученик должен знать основные географические понятия, номенклатуру. Уметь показывать на карте объекты и южную границу многолетней мерзлоты. | Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи. | Фронталь-ный, Индивидуа-льный | П 15 | |||
23 | Водные ресурсы. Практичес-кая работа №7 «Обозначение на контурной карте крупных рек и озер России». | Понятие водных ресурсов и водного кадастра. Неравномерность размещения водных ресурсов. Рост потребления и загрязнения воды человеком | Ученик должен знать особенности вод своего региона, бассейны, режим использования. Уметь объяснять их размещение. | Коммуникативные– организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Регулятивные– самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Познавательные– уметь работать с картой. | Формирование патриотизма, любви к своей местности, своему региону, своей стране; | Фронтальный индивидуальный | П 16 | ||
24 | Обобщаю-щий урок по теме «Внутрен-ние воды России» | Знать реки и озера России | Научиться самодиагностике и самокоррекции. | Индивидуа-льный |
| ||||
Тема 4. Почвы и почвенные ресурсы (3 часа) | |||||||||
25 | Образова-ние почв и их разнообра-зие | Почва – особый компонент природы. В.В. Докучаев – основоположник почвоведения. Почва – национальное богатства. Факторы образования почв, их основные типы. Свойства, различия в плодородии | Ученик должен знать понятие «почва». Факторы почвообразова-ния. Основные свойства почв. Уметь объяснять существенные признаки почв. | Коммуникативные– организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Регулятивные - самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Познавательные – уметь объяснять, что почва – особое природное тело, продукт взаимодействия горных пород, рельефа, климата, воды, микроорганизмов, растений и животных. | Осознание целостности природы, представление о России как субъекте мирового географического пространства, ее месте и роли в современном мире; формирование патриотизма, любви к своей местности, своему региону, своей стране; | Фронталь- ный
| П 17 | ||
26 | Закономер-ности распростра-нения почв Практичес-кая работа №8 « Характе-ристика почв по карте, анализ факторов и условий почвообразования» | Главные типы почв России, особенности их географии. Закономерности распространения почв | Ученик должен знать основные свойства почв. Уметь объяснять существенные признаки почв. | Фронталь-ный , индивидуа-льный | П 18 | ||||
27 | Почвенные ресурсы России | Человек и почва. Почвенные ресурсы России. Изменение почв в процессе их хозяйственного использования. Мелиорация земель и охрана почв: борьба с их эрозией и загрязнением. Особенности почв своего региона и своей местности | Индивидуа-льный | П 19 | |||||
Тема 5. Растительный и животный мир. Биологические ресурсы (4 часа) | |||||||||
28 | Раститель-ный мир России | Растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы, определяющие его облик. Особенности растительности и животного мира природных зон России. Биологические ресурсы, их рациональное использование. Меры по охране растительного и животного мира. Растительный и животный мир своего региона и своей местности. Особенности природы и природные ресурсы России | Ученик должен знать растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы, определяющие его облик. Особенности растительного и животного мира природных зон России. Уметь объяснять размещение по природным зонам живых организмов. Ученик должен знать понятие «биологические ресурсы» и меры по их охране. Уметь прогнозировать использование и охрану природных ресурсов. | Коммуникативные – слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Регулятивные – применять методы информационного поиска, в т.ч. с помощью компьютерных средств. Познавательные – определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности. | Осознание целостности природы, представление о России как субъекте мирового географического пространства, ее месте и роли в современном мире; формирование патриотизма, любви к своей местности, своему региону, своей стране; | Фронталь-ный | П 20 | ||
29 | Животный мир России Охрана растительного и животного мира
| Фронталь-ный
Фронталь-ный. Индивиду-альный | П 21 | ||||||
30 | Природно-ресурсный потенциал России | Фронталь-ый | П 22 | ||||||
31 | Контроль-ная работа «Особенности природы и природные ресурсы России» | Научиться самодиагностике и самокоррекции. | Индивиду-альный | ||||||
Раздел II.Природные комплексы России (27 часов) | |||||||||
Тема 1. Природное районирование (6 часов) | |||||||||
32 | Разнообра-зие природных комплексов России | Формирование природно-территориальных комплексов (ПТК) – результат длительного развития географической оболочки Земли. Локальный, региональный и глобальный уровни ПТК. Физико-географическое районирование России. Моря как крупные природные комплексы. Естественное состояние ПТК изменение его в результате деятельности человека. Природные и антропогенные ПТК. | Ученик должен знать понятие ПТК, уровни ПТК. Физико-географические районы России. Уметь объяснить разнообразие природных и антропогенных комплексов. | Коммуникативные– организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Регулятивные– самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Познавательные– уметь работать с картой. | Осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, представление о России как субъекте мирового географического пространства, ее месте и роли в современном мире; формирование патриотизма, любви к своей местности, своему региону, своей стране; | Фронталь-ный | П 23 | ||
33 | Моря как крупные природные комплексы | Фронталь-ный Индивидуа-льный | П 24 | ||||||
34 | Природные зоны России | Фронталь-ный Индивиду-альный | П 25 | ||||||
35 | Разнообра-зие лесов России | Разнообразие лесов. Географическое положение. Приспособительные особенности растений и животных к природе данной зоны, взаимосвязи природных компонентов. Образ русского леса. Основные виды природопользования. | Ученик должен знать лесные зоны: тайгу, смешанные и широколиственные леса. Уметь объяснить причину их различия. | Коммуникативные – добывать недостающую информацию с помощью карт атласа. Регулятивные – применять методы информационного поиска. Познавательные – показывать ценность географической информации для человечества | Фронталь-ный Индивидуа-льный | П26 | |||
36 | Безлесные зоны на юге России: степи, полупустыни, пустыни. Практичес-кая работа №9 «Выявление зависимости между компонентами природы на примере природных зон» | 19.01 | Фронталь-ный Индивиду-альный | П 27 | |||||
37 | Высотная поясность. | Закономерности смены природных зон в горах. Сравнение высотной поясности разных гор России. Основные виды природопользования. | Ученик должен знать понятие «высотная поясность». Уметь объяснить набор высотных поясов в горах. | Познавательные– уметь работать с картой. | Индивидуа-льный | П 28 | |||
Тема 2.Природа регионов России (21 час) | |||||||||
38 | Русская (Восточно-Европейская) равнина. Географическое положение (ГП) и особенности природы | Географическое положение, особенности природы, природные комплексы и природные ресурсы, памятники природы. Проблемы рационального использования природных ресурсов. | Должны знать: основные виды природных ресурсов и примеры их рационального и нерационального использования; районы, подверженные воздействию стихийных природных явлений (засухи, наводнения, сели, землетрясения); экологически неблагоприятные районы России. Должны уметь: определять параметры природных объектов и явлений по различным источникам информации; описывать географическое положение отдельных регионов и географических объектов; объяснять разнообразие природных комплексов на территории страны; особенности природы отдельных регионов; уникальность и общечеловеческую ценность памятников природы; причины изменения природных регионов; объяснять причины географических явлений на основе применения понятий: «районирование», «географическое положение», «природные ресурсы», «экологический кризис»; оценивать и прогнозировать экологическую ситуацию в регионе; изменение природных объектов под воздействием природных и антропогенных факторов. | Коммуникативные –умения организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты; Регулятивные –умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий; умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения. Познавательные – показывать ценность географической информации для человечества | осознание целостности природы, населения и хозяйства крупных районов и страны; представление о России как субъекте мирового географического пространства, ее месте и роли в современном мире; формирование патриотизма, любви к своей местности, своему региону, своей стране; | Фронтальный | П 29
| ||
39 | Природные комплексы Русской равнины. Памятники природы | Фронталь-ный Индивиду-альный | П 30,31 | ||||||
40 | Природные ресурсы и проблемы рационального использования природных ресурсов Русской равнины | Фронталь-ный Индивидуа-льный | П 32 | ||||||
41 | Природа Крыма |
| Фронталь-ный | П 33 | |||||
42 | Северный Кавказ – самые высокие горы России | Географическое положение, особенности природы, природные комплексы и природные ресурсы, памятники природы. Проблемы рационального использования природных ресурсов. | Коммуникативные –умения организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты; Регулятивные –умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий; умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения. Познавательные – показывать ценность географической информации для человечества | осознание целостности природы, населения и хозяйства крупных районов и страны; представление о России как субъекте мирового географического пространства, ее месте и роли в современном мире; формирование патриотизма, любви к своей местности, своему региону, своей стране | Фронталь-ный Индивиду-альный | П 34,35 | |||
43 | Природные комплексы Северного Кавказа |
| Фронталь-ный Индивидуа-льный | П 36 | |||||
44 | Урал – «каменный пояс Русской земли» |
| Географическое положение, особенности природы, природные комплексы и природные ресурсы, памятники природы. Проблемы рационального использования природных ресурсов. | Должны знать: основные виды природных ресурсов и примеры их рационального и нерационального использования; районы, подверженные воздействию стихийных природных явлений (засухи, наводнения, сели, землетрясения); экологически неблагоприятные районы России. Должны уметь: определять параметры природных объектов и явлений по различным источникам информации; описывать географическое положение отдельных регионов и географических объектов; объяснять разнообразие природных комплексов на территории страны; особенности природы отдельных регионов; уникальность и общечеловеческую ценность памятников природы; причины изменения природных регионов; объяснять причины географических явлений на основе применения понятий: «районирование», «географическое положение», «природные ресурсы», «экологический кризис»; оценивать и прогнозировать экологическую ситуацию в регионе; изменение природных объектов под воздействием природных и антропогенных факторов. | Коммуникативные –умения организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты; Регулятивные –умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий; умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения. Познавательные – показывать ценность географической информации для человечества | осознание целостности природы, населения и хозяйства крупных районов и страны; представление о России как субъекте мирового географического пространства, ее месте и роли в современном мире; формирование патриотизма, любви к своей местности, своему региону, своей стране | Фронталь-ный Индивидуа-льный | П 37,38
| |
45 | Своеобра-зие природы Урала |
| Фронталь-ный Индивиду-альный | П 39
| |||||
46 | Природные уникумы. Экологические проблемы Урала | Фронталь-ный | П 40
| ||||||
Фронталь-ный Индивиду-альный | П 41,42 | ||||||||
47 | Западно-Сибирская равнина: особенности природы | ||||||||
48
| Природные ресурсы Западной Сибири. Проблемы их освоения. Практичес-кая работа № 10 «Обозначе-ние на контурной карте объектов Западной Сибири» | Индивиду-альный | П 43 | ||||||
49 | Восточная Сибирь: величие и суровость природы | Географическое положение, особенности природы, природные комплексы и природные ресурсы, памятники природы. Проблемы рационального использования природных ресурсов. | Коммуникативные –умения организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты; Регулятивные –умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий; умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения. Познавательные – показывать ценность географической информации для человечества | осознание целостности природы, населения и хозяйства крупных районов и страны; представление о России как субъекте мирового географического пространства, ее месте и роли в современном мире; формирование патриотизма, любви к своей местности, своему региону, своей стране | Фронталь-ный | П 44,45 | |||
50 | Природные районы Восточной Сибири | Фронталь-ный Индивиду-альный | П 46 | ||||||
51 | Жемчужина Сибири – Байкал | Фронталь-ный Индивиду-альный | П 47 | ||||||
52 | Природные ресурсы Восточной Сибири Проблемы их освоения |
| Индивиду-альный | П 48 | |||||
53 | Дальний Восток – край контрастов | Географическое положение, особенности природы, природные комплексы и природные ресурсы, памятники природы. Проблемы рационального использования природных ресурсов. | Фронталь-ный Индивиду-альный | П 49 | |||||
54 | Природные комплексы Дальнего Востока. Природные уникумы | Фронталь-ный Индивиду-альный | П 50,51 | ||||||
55 | Природные ресурсы Дальнего Востока, освоение их человеком | Фронталь-ный Индивидуа-льный | П 52 | ||||||
56 -57 | Обобщение и системати-зация знаний по теме «Природа регионов России» | Индивиду-альный | |||||||
58 | Промежу-точная аттестация | Индивидуа-льный | |||||||
Раздел III .Человек и природа (5 часов) | |||||||||
59 | Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека |
| Влияние различных видов хозяйственной деятельности человека на природу и влияние природы на хозяйственную деятельность и быт людей. Формы природоохран-ной деятельности населения. Правила поведения человека в природе и меры борьбы с загрязнением окружающей человека среды. | Должны знать: экологически неблагоприятные районы России; основные средства и методы получения географической информации. Должны уметь: объяснять причины изменения природных комплексов регионов; объяснять причины географических явлений на основе применения понятий «природные ресурсы», «экологический кризис», оценивать и прогнозировать изменения природных объектов под воздействием антропогенных факторов. | Коммуникативные– организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Регулятивные– самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Познавательные– уметь работать с картой. | Осознание единства географическо-го пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб; уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность; | Фронталь-ный | П 53 | |
60 | Антропогенные воздействия на природу | Индивидуа-льный | П 54 | ||||||
61 | Рациональ-ное природопользование | Фронталь-ный | П 55 | ||||||
62 | Экологическая ситуация в России | Фронталь-ный | П 56,57 | ||||||
63 | Системати-зация и обобщение знаний. | Научиться самодиагностике и самокоррекции | Коммуникативные –слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Регулятивные –применять методы информационного поиска, в т.ч. с помощью компьютерных средств. Познавательные - определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности. | Формирование патриотизма, любви к своей местности, своему региону, своей стране | Индивиду-альный | ||||
Региональный компонент (4 часа) | |||||||||
64 | ХМАО. Географи-ческое положение, границы, состав округа. | Уметь определять: -ГП; -протяженность с север на юг, с запада на восток. -историю формирования административного устройства территории Показывать по карте: -пограничные территории | Работать с текстом и внетекстовыми компонентами: составлять тезисный план, выводы, конспекты, переводить информацию из одного вида в другой | Осознание своей этнической принадлежности, знанием истории, культуры своего народа, своего края, | |||||
65 | ХМАО. Рельеф, климат, внутренние воды. | Знать: - тектонической строение территории; -зависимость наличия полезных ископаемых от геологического строения Знать: -климатообразующие факторы; -солнечная радиация; -атмосферная циркуляция; -влияние рельефа на климат -температурный режим; -осадки; - агроклиматичес-кие ресурсы Показывать по карте: -реки, озера, болота | Работать с текстом и внетекстовыми компонентами: составлять тезисный план, выводы, конспекты, переводить информацию из одного вида в другой | Осознание своей этнической принадлежности, знанием истории, культуры своего народа, своего края, | |||||
66 | Почвы, рас-тительный, животный мир ХМАО. | Знать почвенный, растительный и животный мир округа | Обладать целостным мировоззрением, соответствующим современному уровню развития науки и общественной практики | Ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразова-нию на основе к мотивации к обучению и познанию | |||||
67 | Обобщаю-щий урок по теме «ХМАО-Югра» | Использовать: -информационно-коммуникативные технологии на уровне общего пользования, включая поиск, построение и передачу информации, презентацию выполненных работ на основе умений безопасного использования средств информационно-коммуникативных технологий. | Российская гражданская идентичность: патриотизм, уважение к Отечеству, прошлому и настоящему России | ||||||
68-69-70 | Повторе-ние материала курса |
Предварительный просмотр:
Календарно – тематическое планирование 10 класс
№ | Название раздела, темы, урока | Сроки | Вид урока | Элементы обязательного минимума образования | Требования к уровню подготовки обучающихся | Практичес-кие работы | Формы контроля | Домаш-нее задание | |
по плану | по факту | ||||||||
1 | Положение географии в системе науки | Вводная лекция с элемента-ми беседы | Положение географии в системе наук. Типология стран мира. Монархии и республики, федеративные и унитарные государства. Традиционные и новые методы географических исследований. Географическая карта – особый источник информации о действительности. Статистический метод – один из основных в географии. Виды статистических материалов. Другие способы и формы получения географической информации: экспедиции, стационарные наблюдения, камеральная обработка, опыты, моделирование. Геоинформацион-ные системы. | Знать/ понимать основные географические термины и понятия Знать и уметь показывать страны на карте Различные типы стран Традиционные и новые методы географических исследований. Уметь определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально- экономических и геоэкологиче-ских объектов, процессов и явлений. | Участие в обсуждении проблем | С. 5-7 | |||
2 | Многообразие стран современного мира | Комбини-рованный | Работа на контурной карте | Фронтальный опрос | С.9 -14 | ||||
3 | Государственный строй и территориальное устройство | Практи-кум | Заполнение таблицы «Государ-ственный строй» | С.17-19 | |||||
4 | Политическая география и геополитика | Изучение нового материала | Характерис-тика политико- географичес-кого положения страны | С.14-17 | |||||
5 | Статистический метод. Виды статистических материалов. | Практи-кум | Анализ карт различной тематики. Обозначение на контурной карте основных географических объектов. Составление картосхем и простейших карт, отражающих различные географические явления и процессы, их территориальные взаимодействия. Сопоставле-ние карт для определения тенденций и закономерностей развития географических явлений и процессов. Обработка статисти- ческой информации. | Самостоятель-ная работа | |||||
6 | Другие способы и формы получения географической информации | Практи-кум | Тестирование | ||||||
7 | Геоинформационные системы | Лекция с элемента-ми беседы | Написание эссе | ||||||
8 | Взаимодействие человечества и природы в прошлом и настоящем. | Вводная лекция | Основные виды природных ресурсов. Размещение природных ресурсов и масштабы их использования. Обеспеченность природными ресурсами. Особенности использования разных видов природных ресурсов. Рациональное и нерациональное природопользова-ние. Причины и последствия загрязнения окружающей среды. Пути решения экологических проблем в мире и его крупных регионах, включая Россию. Геоэкология. | Знать особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориаль-ные сочетания. Уметь определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально- экономических и геоэкологичес-ких объектов, процессов и явлений. Оценивать и объяснять ресурсообеспе-ченность отдельных стран и регионов мира. | Оценка обеспечен-ности разных регионов и стран основными видами природных ресурсов. | Составление конспекта | С.25-26 | ||
9 | Природные ресурсы Земли, их виды. | Практи-кум | Индивидуальный опрос, работа с картами. | Записи в тетради | |||||
10 | Ресурсообеспечен-ность. Природно – ресурсный потенциал разных территорий. | Семинар | Работа по вопросам семинара. | С.28- 36 | |||||
11 | Территориальные сочетания природных ресурсов. География природных ресурсов Земли. | Семинар | Сообщения учащихся. | С. 36 -41 | |||||
12 | Основные типы природопользования. Источники загрязнения. | Практи-кум | Самостояте-льная работа с картами. | С. 41-46 | |||||
13 | Практическая работа «Оценка обеспеченности разных регионов и стран основными видами природных ресурсов» | Практи-кум | Заполнение таблицы | ||||||
14 | Численность, динамика и размещение населения мира. Воспроизводство и миграции населения. | Вводная лекция | Численность и воспроизводство населения. Естественный прирост населения и его типы. Демографическая политика. Половой, возрастной и этнический состав населения. Крупные народы и языковые семьи. География мировых религий. Этнополитические и религиозные конфликты. Размещение и плотность населения. Миграция, виды миграций, география международных миграций. Расселение населения. Городское и сельское население. Урбанизация и её формы, темпы и уровни урбанизации. Крупнейшие города и городские агломерации мира и России. Уровень и качество жизни населения крупнейших стран и регионов мира. | Знать численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этно-географическую специфику, различия в уровне и качестве жизни населения, основные направлеия миграций, проблемы современной урбанизации. Уметь определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально- экономических и геоэкологичес-ких объектов, процессов и явлений; оценивать и объяснять демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориаль-ной концентрации населения. | Определение степени обеспечен-ности крупных регионов и стран трудовыми ресурсами. Определение демографической ситуации и особеннос-тей демографической политики в разных странах и регионах мира. Оценка особеннос-тей уровня и качества жизни населения в разных странах и регионах мира. Составление картосхем. | С.57-66 | |||
15 | Структура населения. Демографическая ситуация в различных регионах и странах. | Лекция с элементами беседы. | С.66-71 | ||||||
16 | Характеристика трудовых ресурсов и занятости населения крупных стран и регионов мира. | Семинар | |||||||
17 | Расселение населения. Специфика городских и сельских поселений. | Лекция с элемента-ми беседы. | Сообщения учащихся | С.71-74 | |||||
18 | Масштабы темпы урбанизации различных стран и регионов мира. | Семинар | С.74-81 | ||||||
19 | Обобщающее повторение по теме «Население мира» | Практи-кум | Тестирование, работа с картами. | ||||||
20 | НТР И МИРОВОЕ ХОЗЯЙСТВО. Научно- техническая революция. | Вводная лекция | Научно- техническая революция. Особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства. | Знать географические особенности отраслевой и территориаль-ной структуры мирового хозяйства, размещение его основных отраслей. Оценивать и объяснять уровень территориаль-ной концентрации производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий. Применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально – экономически-ми и геоэкологичес-кими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов. Составлять комплексную географическую характеристику, таблицы, карто-схемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориаль-ные взаимодейст-вия. | Характеристика основных центров современно-го мирового хозяйства | Фронтальная беседа | С. 91-97 | ||
21 | Мировое хозяйство. Международное географическое разделение труда, международная экономическая интеграция. | Лекция с элементами беседы | Различия в уровнях экономического развития стран и регионов, изменение пропорций между производственной и непроизводственной сферами, промышленностью и сельским хозяйством. Мировое хозяйство и этапы его развития. Основные центры мирового хозяйства. Международное географическое разделение труда. Экономическая интеграция. Интеграционные группировки. Отраслевая и территориальная структура мирового хозяйства.
| Составление типологи-ческой схемы территориальной структуры хозяйства экономически развитой и развиваю-щейся страны. | Индивидуа-льный, фронтальный опрос, работа с картами. | С.98-100 | |||
22 | Международная специализация и кооперирование- интеграционные зоны, крупнейшие фирмы и транснациональные корпорации (ТНК) | Семинар | С.100-102 | ||||||
23 | Отрасли международной специализации стран и регионов мира, определяющие их факторы. | Семинар | Сравнитель-ная характерис-тика ведущих факторов размещения производите-льных сил. | Сообщения учащихся, работа с картами. | С.110-115 | ||||
24 | Воздействие НТР на мировое хозяйство. | Семинар | Сообщения учащихся | ||||||
25 | Территориальная структура хозяйства и региональная политика в экономически развитых странах. Экономическое районирование. | Практи-кум | Составление картосхемы, заполнение таблицы. | С.102-110 | |||||
26 | Обобщающее повторение | Практи-кум | Тестирование | ||||||
27 | География промышленности. Топливно – энергетическая промышленность. Нефтяная, газовая и угольная промышленность. Электроэнергетика. | Вводная лекция | География основных отраслей промышленности и сельского хозяйства мира, основные промышленные и сельскохозяйствен-ные районы. География мирового транспорта. Усиление роли непроизводственной сферы в мировой экономике. География внешней торговли. Виды международных экономических отношений. Россия в мировой экономике. | Определение стран – экспортёров основных видов промышленной и сельскохо-зяйственной продукции, видов сырья, районов международ-ного туризма и отдыха, стран, представляющих банковские и другие международные услуги. Определение основных направлений международной торговли; факторов, определяю-щих международную специализа-цию стран и регионов мира. | Составление схемы | С.123-131 | |||
28 | Горнодобывающая промышленность. Основные черты географии чёрной и цветной металлургии. | Лекция с элемента-ми беседы. | Индивидуаль-ный опрос, работа с картами. | С.131-134 | |||||
29 | Машиностроение, химическая, лесная и текстильная промышленности. Главные страны и районы. | Семинар | Индивидуаль-ный опрос, работа с картами. | С.134-140 | |||||
30 | Промышленные районы мира. Сельское хозяйство.Агропро-мышленный комплекс (агробизнес), «зелёная революция» | Семинар | Сообщения учащихся | С.140-150 | |||||
31 | География транспорта. Мировая транспортная система. | Семинар | Составление комплексной характеристики. | 150-159 | |||||
32 | Внешние экономические связи. География мировых валютно- финансовых отношений. | Практи-кум | Индивидуальный опрос, фронтальныйопрос, работа с картами. | С.159-160 | |||||
33 | Крупнейшие международные отраслевые и региональные союзы. Международная торговля – основные направления и структура. Главные центры мировой торговли. | Семинар | Составление схемы. Тестирование. | С.160-164 | |||||
34 | Практическая работа «Определение основных направлений международной торговли; факторов, определяющих международную специализацию стран и регионов мира» | Практи-кум | Заполнение таблицы, работа с картами. | ||||||
35 | Обобщающее повторение курса географии 10 класса | Обобщаю-щий | Зачёт |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование уроков географии в 11 классе
№ | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Планируемые результаты освоения материала | Дом. задание | Дата провед | |
Раздел 1. СОВРЕМЕННАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ КАРТА МИРА (3 часа) | |||||||
Тема 1. Современная политическая карта мира (3 часа) | |||||||
1. | Политическая карта мира. Изменения на политической карте мира в новейшее время | 1 | Вводная лекция | Политическая карта мира. Изменения на политичес-кой карте мира в новейшее время. Многообразие стран современного мира и их основные группы. Государственный строй, формы правления и административно-терри- ториального устройства стран мира. Геополитика и политическая география. Международные организации. Роль и место России в современном мире | Знать/понимать основные географические понятия и термины | стр 9-11 | |
2. | Многообразие стран современного мира и их основные группы. Государственный строй, формы прав-ления и администра-тивно-территориаль- ного устройства стран мира. Геополитика и политическая география | 1 | Лекция с элементами беседы | стр 10-14 | |||
3. | Экономическая Дифференциация мира. Роль и место России в современном мире | 1 | Практикум | стр 14-17 | |||
Раздел II. РЕГИОНАЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МИРА (29 часа) | |||||||
Тема 2. Зарубежная Европа (по отношению к странам СНГ) (5 часов) | |||||||
4. | Общая характеристика Зарубежной Европы. Население Зарубежной Европы | 1 | Вводная лекция | Комплексная географичес-кая характеристика при- родных ресурсов, населения и хозяйства Зарубежной Европы. Ре- гиональные различия. Особенности географического положения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства,культуры, совре-менные проблемы развития наиболее крупных стран мира. Внутренние геогра-фические различия стран | Оценивать и объяснять ре- сурсообеспеченность отдельных стран Европы, их демографическую ситуацию, уровни урбани- зации и территориальной концентрации населения и произ- водства, степень природных, ан- тропогенных и техногенных изменений отдельных территории; составлять комплексную гео- графическую характеристику стран Европы; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия | стр 179-183 | |
5. | Хозяйство. Междуна- родные экономические связи | 1 | Семинар | Стр 183-196 | |||
6. | Географический рисунок расселения и хозяйства | 1 | Стр 202-210 | ||||
7 | Восточная Европа, Средняя Европа, Северная Европа, Южная Европа | Практикум | |||||
8. | Европейские страны «большой семерки»: Франция, ФРГ, Великобритания, Италия. | 1 | Практикум | Характериска страны по плану | |||
9 | Итоговый урок по теме | 1 | Практикум | ||||
10 | Тестирование по теме « Европа» | ||||||
Тема 3. Зарубежная Азия (по отношению к странам СНГ) (5 часов) | |||||||
11- 12. | Общая характеристика Зарубежной Азии | 1 | Вводная лекция | Комплексная географическая характе-ристика природных ресур- сов, населения и хозяйства Зарубежной Азии. Региональные различия. Особен-ности географического положения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современные проблемы развития наибо- лее крупных стран мира. Внутренние географии- ческие различия стран | Оценивать и объяснять ре- сурсообеспеченность отдельных стран Азии, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдель- ных территорий; составлять ком- плексную географическую характеристику стран Азии; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, от- ражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия | Стр 223-235 | |
13 | Хозяйство Азии | ||||||
14 | Субрегионы Зарубежн-ой Азии. Китай | 1 | Лекция | Стр 235-241 | |||
15 | Япония. | 1 | Семинар | Стр 2421-250 | |||
16 | Индия | 1 | Семинар | Стр 250-257 | |||
17 | Австралия | 1 | Лекция | ||||
18. | Зачет по теме «Зарубежная Азия» | 1 | Практикум | ||||
Тема 4. Африка (4 часа) | |||||||
19. | «Визитная карточка» региона | 1 | Лекция | Комплексная географичес-кая характеристика природных ресурсов, населения и хозяйства Африки. Региональные различия. Особенности геогра фичес-кого положения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современные проблемы развития наиболее крупных стран мира. Внутренние геогра-фические различия стран | Оценивать и объяснять ре- сурсообеспечен-ность отдельных стран Африки, их демографиче- скую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных из- менений отдельных территории; составлять комплексную гео- графическую характеристику стран Африки; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия | Стр 273-281 | |
20. | Деление Африки на субрегионы | 1 | Семинар | Стр 281-284 | |||
21 | ЮАР | 1 | Практикум | Стр 284-286 | |||
22. | Обобщающее повторе-ние по теме « Африка» | 1 | Практикум | ||||
Тема 5. Северная Америка (4 часа) | |||||||
23 | «Визитная карточ- ка» региона | 1 | Лекция | Комплексная географичес-кая характеристика природных ресурсов, населе-ния и хозяйства Северной Америки. Региональные различия. Особенности географического поло-жения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современные проблемы развития наибо- лее крупных стран мира. Внутренние географичес-кие различия стран | Оценивать и объяснять ре- сурсообеспеченность отдельных стран Северной Америки, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территории; составлять комплексную гео- графическую характеристику стран Северной Америки; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия | Стр 295-310 | |
24. | США. Хозяйство. Макрорегионы. | 1 | Семинар | Стр 311-316 | |||
25 | Канада | 1 | Семинар | Стр 316-318 | |||
26 | Итоговый урок по теме «Северная Америка» | 1 | Практикум | ||||
Тема 6. Латинская Америка (4 часа) | |||||||
27. | «Визитная карточка» региона | 1 | Лекция | Комплексная гео графичес-кая характеристика природных ресурсов, населе-ния и хозяйства Латинской Америки. Региональные различия. Особенности географического положе-ния, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры; современные проблемы развития наиболее крупных стран мира. Внутренние географические различия стран | Оценивать и объяснять ре- сурсообеспеченность отдельных стран Латинской Америки, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных из-менений отдельных территорий; составлять комплексную гео- графическую характеристику стран Латинской Америки; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлении и процессов, их территориальные взаимодействия | Стр 331-340 | |
28 | Бразилия | 1 | Семинар | Стр 340-342 | |||
29. | Аргентина, Мексика | 1 | Семинар | Конспект | |||
30. | Итоговый урок по теме «Латинская Америка» | 1 | Практикум | ||||
Тема 8. Россия в современном мире (6 часов) | |||||||
31 | Россия на политичес-кой карте мира . Россия в мировом хозяйстве и МГРТ | 1 | Семинар | Россия на политической карте мира. Изменение географического положе- ния России во времени. Ха- рактеристика современных границ государства. Современное геополитичес-кое положение России. Россия в мировом хозяй-стве и международном гео- графическом разделении труда; география отрас- лей ее международной специализации. Характери- стика современного этапа преобразований закрытой экономики прошлого в открытую экономику будущего. Россия в системе международных финансово-экономических и политических отношений. Особенности географии и структуры международной торговли. Крупнейшие торговые партнеры России. Структура внешнеторго-вого баланса. Основные формы внешних экономи-ческих связей. Участие России в международных отраслевых и региональ-ных организациях. Россия и страны Содружества Независимых Государств (СНГ). Участие России в Международных социально-экономических и геоэкологических проектах | Оценивать и объяснять ре- сурсообеспечен-ность России, демографическую ситуацию, уровни урбанизации и террито- риальной концентрации насе- ления и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдель- ных территорий. Применять раз- нообразные источники геогра- фической информации для проведения на-блюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов. Сопоставлять географические карты различной тематики | конспект | |
1 | Практикум | конспект | |||||
32 | Участие России в Международных отраслевых и региональных организациях. Россия и страны Содружества Независимых Государств (СНГ). | 1 | Семинар | конспект | |||
конспект | |||||||
Раздел III. ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА (2 часа) | |||||||
Тема 9. Глобальные проблемы чеовечества (2 часа) | |||||||
33. | Понятие о глобальных проблемах Взаимосвязь гло- бальных проблем. | 1 1 | Лекция Практикум | Глобальные проблемы, их сущность и взаимодействие. Экологическая, энергети-ческая, сырьевая, демографическая и продовольственная проблемы и пути их решения. Проблема сохранения мира на Земле. Преодоление отсталости развивающихся стран. Роль географии в решении глобальных проблем человечества | Сопоставлять географические карты различной тематики; уметь находить применение географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; давать правильную оценку важнейшим социально-экономическим событиям международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденциям их возможного развития | Стр 351-364 | |
Стр 364-368 | |||||||
34. | Обобщение знаний по всему курсу | 1 | Практикум |