Информационная карта инновационного (передового) педагогического опыта

Санина Альмира Минулловна

Актуальность выбранной темы исследования обусловлена постоянным увеличением травматизма детей, как на дорогах, так и вне дороги. Причиной дорожно-транспортных происшествий чаще всего являются сами дети. Приводит к этому незнание правил дорожного движения, пренебрежение ими, отсутствие навыков поведения на дороге, а также безучастное отношение взрослых к поведению детей на дороге.     

Скачать:


Предварительный просмотр:

Информационная карта инновационного (передового) педагогического опыта

Ф. И. О. автора

Санина Альмира Минулловна

Учреждение (название, почтовый адрес, телефон, e-mail)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 20 «Снегурочка» г. Охи

Почтовый адрес: 694490, Сахалинская область,

г. Оха, ул. Дзержинского, д. 25/2

Телефон: 8(42437)35548

E-mail:cnegurochka20@mail.ru

Должность

Воспитатель

Стаж работы в должности

19 лет

1. Тема инновационного (передового) педагогического опыта

Воспитание безопасного поведения на дорогах детей дошкольного возраста.

2. Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.)

Актуальность выбранной темы исследования обусловлена постоянным увеличением травматизма детей, как на дорогах, так и вне дороги. Причиной дорожно-транспортных происшествий чаще всего являются сами дети. Приводит к этому незнание правил дорожного движения, пренебрежение ими, отсутствие навыков поведения на дороге, а также безучастное отношение взрослых к поведению детей на дороге.     Избежать опасности можно лишь путем соответствующего воспитания и обучения ребенка. Чем раньше мы познакомим ребенка с правилами дорожного движения, научим его навыкам культуры поведения на улицах и дорогах, в транспорте, тем меньше будет происшествий на проезжей части. Также недостаточные знания родителей в области  правильного обучения детей дошкольного возраста безопасному поведению на дорогах и  стало необходимым поиском новых форм организации и  комплексной работы всех специалистов ДОУ и родителей. 

Изучение данной проблемы подтолкнуло к прохождению курсов повышения квалификации в 2017 году, «Организация деятельности по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма».

3. Идея изменений (в чем сущность инновационного (передового) педагогического опыта: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий; в изменении содержания образования, организация учебного или воспитательного процесса, др.)

 Так в исследованиях Н. П. Парамонова, Е. В. Субботского было показано, что знание правила и даже его понимание далеко не всегда обеспечивают его выполнение. Запоминание правила и его словесное воспроизведение также не гарантирует руководство им в практической деятельности: в своих высказываниях и суждениях ребенок может основываться на заученных правилах и нормах, а в реальной практике все делать вопреки всем правилам.

  П. Лич и П. Статмен в своих исследованиях отмечают, что преимущество дошкольников в обучении персональной безопасности состоит в том, что дети любят правила и целиком придерживаются их. Если правила кем-то забываются, отклоняются, то малыш мгновенно реагирует на это. Стремление ребенка этого возраста к логичности поможет взрослым обучить его правилам безопасности.

К.Д. Ушинский писал, что «образование уменьшает число опасностей, угрожающих нашей жизни, уменьшает число причин страха, и, давая возможность измерить опасность и определить ее последствия, уменьшает напряженность страха ввиду этих опасностей». Вопросы профилактики дорожно-транспортного травматизма разрабатывались в дошкольной педагогике, начиная с 30-х годов XX века. В 1937 году В. М. Федяевской впервые были выделены причины несчастных случаев с дошкольниками на улице: незнание детьми правил уличного движения; невнимательность к тому, что происходит на улице; неумение владеть собой; отсутствие сознания опасности. Автором была доказана возможность и необходимость обучения детей уличной безопасности, по преимуществу со старшей группы; «...такая работа должна быть постоянной, вклиниваться во все виды занятий в детском саду». Исследования В. М. Федяевской были продолжены практическими работниками дошкольных учреждений и сотрудниками милиции. Начиная с 1939 года в журнале «Дошкольное воспитание» публикуется большое количество статей, посвященных проблеме безопасности детей на улице. Методы и приемы обучения дошкольников правилам поведения на улице, предложенные В. М. Федянской, позже были дополнены Э. Я. Степаненковой, М. Ф. Филенко и др. В 1997 году была опубликована Программа Р. Б. Стеркиной, О. А. Князевой, Н. Н. Авдеевой, «Основы безопасности детей дошкольного возраста», которая была разработана специально для дошкольных учреждений.

     Воспитание безопасного поведения на дорогах у детей дошкольного возраста  важна по целому ряду причин:

1. Увеличение  машин на дорогах.

2. Рост детского травматизма.

Новизна.

  В целом в российском дошкольном образовании накоплен определённый опыт профилактики ДДТТ. Однако проводимые мероприятия часто сводятся к отдельным развлечениям, соревнованиям, викторинам, конкурсам, имеющим познавательный характер, но целенаправленно не решающие задач обучения дошкольников основам дорожной безопасности.    

У детей необходимо формировать навыки правильного безопасного поведения на дорогах.    

  Также в процесс обучения и воспитания необходимо  привлекать родителей.

4. Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски)

Современное образование предусматривает комплексное, всестороннее обновление всех областей образовательной системы в соответствии с требованиями к обучению. Эти изменения касаются вопросов организации образовательной деятельности, технологий и содержания. Одной из ведущих линий образования является достижение нового современного качества дошкольного образования.

- Количество машин на улицах городов увеличивается с каждым годом, увеличивается и скорость движения транспорта, и транспортные потоки, растут пробки на автодорогах, они в свою очередь являются одной из причин дорожно-транспортных происшествий.

- Повышенный детский травматизм требует пересмотреть  воспитание и обучение безопасному поведению ребенка на дорогах. Пора  перестать относится к ребенку на дороге как к второстепенному предмету.

На наш взгляд, требуется не столько обучение дошкольников ПДД, сколько формирование у них навыков безопасного поведения через развитие познавательных процессов (восприятие, память, внимание, воображение, мышление, речь) необходимых для правильной ориентации на улице, а также развитие  эмоционально - волевой сферы. Формировать и развивать умения и навыки безопасного поведения, превращать их в устойчивые привычки  является сложным, длительным развивающим, обучающим и воспитательным процессом, который требует активного взаимодействия не только педагогов и воспитанников, но также и родителей.

5. Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма)

Результаты исследования могут быть использованы в работе педагогов при организации образовательной деятельности.

Внешние условия:

- наличие специального оборудования (макет дороги, дорожные знаки);

- наличие иллюстративного материала;

- плановый поход к светофору, к перекрестку дорог;

Внутренние условия:

- взаимодействие с родителями детей (беседы, памятки, консультации, практикумы);

-взаимодействие со специалистами образовательного учреждения (музыкальный работник,  инструктор по физической культуре; педагог-психолог);

- постоянный профессиональный рост педагога, его методического мастерства.

6. Результат изменений

Данная работа была реализована в следующих направлениях:

Профилактическое

•  Расширение знаний детей о транспортных средствах передвижения.

• Обучение детей элементарным правилам дорожного движения, в частности, безопасному поведению на дороге.

•  Пропаганда знаний о безопасном поведении на дороге среди родителей.

Организационное

• Обогащение предметно – развивающей среды группы.

В своей работе придерживалась  следующих принципов организации образовательного процесса:

*  Последовательности

* Наглядности

*  Деятельности

*  Интеграции

* Дифференцированного подхода

* Возрастной адресованности

* Преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях дошкольного учреждения и семьи

Принципы реализации работы были следующие:

* Принцип индивидуального и дифференцированного подхода

* Принцип взаимодействия «дети – дорожная среда»

* Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия

* Принцип возрастной безопасности

* Принцип социальной безопасности

* Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания.

7. Публикации

https://nsportal.ru/sanina-almira-minullovna

опыт работы «Воспитание безопасного поведения на дорогах детей дошкольного возраста».

Консультация «Игры по правилам дорожного движения»; консультация для родителей по правилам дорожного движения;

Буклет «Безопасность на дорогах»;

буклет по ПДД «Формирование навыков безопасного поведения»;

Беседы с родителями: «Дети на дорогах»; «Правила поведения в общественном транспорте»; «О ПДД»

8.Описание педагогического опыта

  Актуальность проблемы связана с тем, что у детей дошкольного возраста отсутствует та защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Их жажда знаний, желание постоянно открывать что-то новое часто ставит ребёнка перед реальными опасностями, в частности, на улицах. Вот поэтому была поставлена цель - как можно раньше познакомить детей с правилами дорожного движения.

  Воспитание безопасного поведения у детей — одна из важнейших задач дошкольного учреждения. Ребёнок становится пешеходом значительно раньше, чем он по своим знаниям, усилиям, развитию становится к этому подготовленным.      

  С первых дней пребывания ребёнка в детском саду следует так организовать его воспитание и обучение, чтобы к моменту перехода из детского сада в школу он легко ориентировался в ближайшем окружении, умел наблюдать и правильно оценивать дорожные ситуации, владел навыками безопасного поведения в этих ситуациях.

  Большую часть дня дошкольник проводит в детском саду, поэтому именно там все дети могут и должны получить систематизированную информацию о безопасном поведении на улице и приобрести необходимые навыки такого поведения.            

  Во многом безопасность пешехода зависит от соблюдения им правил поведения на улице, поэтому необходимо обучать детей Правилам безопасного поведения на дорогах через дидактические, подвижные и сюжетно – ролевые игры.  

  Известно, что привычки, закреплённые в детстве, остаются на всю жизнь, поэтому одной из важных проблем в обеспечении безопасности дорожного движения является профилактика детского дорожного травматизма в дошкольных учреждениях.

  На сегодняшний день остро стоит проблема уважительного отношения участников дорожного движения друг к другу, поэтому необходимо сформировать у подрастающего поколения негативное отношение к правонарушителям на дороге. С каждым годом все больше автомобилей выезжают на наши дороги. Чтобы не попасть в дорожно - транспортное происшествие, и взрослые и дети должны не только знать, но и соблюдать ПДД.

  Цель   работы — формирование и развитие у детей навыков осознанного безопасного поведения на дороге.     

  Задачи:

1. Познакомить детей со значением дорожных знаков, научить понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах.

2. Обучать детей безопасному поведению в дорожной среде.

3. Формировать и развивать у детей целостное восприятие окружающей дорожной среды.

4. Расширять словарный запас детей по дорожной  азбуке.

5. Воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения  пешеходов.

6. Активизировать работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей.

Данный опыт работы имеет:

1. План работы с родителями  (приложение 1);

2.Подобраны игры: (настольные, дидактические, подвижные) (приложение 2,3,4)

Разработаны и проведены:

1. Игра - развлечения (приложение 5);

2. Игра - викторина «Юный пешеход» для детей и родителей (приложение 6).

3. Беседы, консультации, памятки (приложение 7,8).

4. Анкеты для родителей (приложение 9).

5. Развивающая среда (приложение 10).

6. Показатели усвоения знаний детьми на всех возрастных этапах (приложение 11)

9. Экспертное заключение (предполагаемый масштаб и формы распространения изменений)

10. Ф.И.О. эксперта, должность, место работы

Дата заполнения экспертного заключения:

«      »            09               20  19  год.