Урок в музее

Методическая разработка урока музыки для 7 класса

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ Г. МОСКВЫ ЮГО-ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2091

КОНКУРС «ВРЕМЕН СВЯЗУЮЩАЯ НИТЬ:

УРОК В ШКОЛЬНОМ МУЗЕЕ»

Номинация № 3 (13-14 лет)

ТЕМА УРОКА: ОБРАЗ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ В «ЛЕНИНГРАДСКОЙ» СИМФОНИИ Д. ШОСТАКОВИЧА.

Автор: Учитель музыки и МХК, педагог-организатор

Руденко Инга Ивановна

Тел. (499) 742 65 71

Моб. тел. 8-985-771-87-97

Пояснительная записка

Предмет: Музыка 7 класс

Образовательная система: В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак «Программа по музыке для общеобразовательных учреждений 5-8 классы»; учебник: Т.И. Науменко, В.В. Алеев «Музыка 7 класс»,  издательство Дрофа, 2012 г.

Тип урока: комбинированный

Вид урока: исследовательский, поисковый урок-практикум

Технология: педагогические мастерские

Форма организации учебной деятельности: групповая

Оборудование урока: ПК, проектор, акустическая система.

Музыкальный материал: Д.Д. Шостакович 7 симфония «Ленинградская».

Цель: научить обучающихся «выращивать» новое знание о музыке на примере «Ленинградской» симфонии Д.Д. Шостаковича в процессе совместной исследовательской и творческой деятельности.

Задачи:

  1. Образовательные. Формирование предметных компетенций. 

Восприятие и первичное осознание каждым учеником понятий:  

  • музыка – искусство интонируемого смысла;  
  • повторение и закрепление знаний по анализу музыкального произведения: обобщить и систематизировать знания материала «Развитие музыкальных тем в симфонической драматургии», музыкальная форма (вариации);
  • развитие образного восприятия произведения музыкального искусства, развитие ассоциативного мышления с использованием экспозиции музея;
  • углубить представления учащихся о многогранных связях музыки с историей, литературой и живописью;

  1. Воспитательные. Формирование метапредметных компетенций. 
  • становление духовно-нравственных ценностных ориентиров школьников через приобщение к мировой музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармоничного развития личности;
  • формирование эстетической компетенции обучающихся;
  • воспитание национального самосознания, патриотизма, любви к своему многонациональному отечеству;
  • сохранение исторической памяти, через синтез музейной педагогики и  педагогики искусства.

  1. Развивающие. Формирование личностных компетенций. 
  • Способствовать овладению обучающимися основными способами мыслительной деятельности, навыками аналитического и ассоциативного мышления, такими как сравнение, анализ, синтез, обобщение, систематизация, образное мышление;
  • развитие познавательных интересов;
  • развитие способности формулировать собственное мнение, облекать его в словесную форму;
  • развитие самостоятельности  в выборе музыкальных предпочтений;
  • развитие эмоционально-чувственной сферы через приобщение к произведениям искусства.

Планируемые результаты:

Предметные результаты.

  • Умение анализировать музыкальное произведение через интонационное родство музыкальной и человеческой речи;
  • Умение проследить развитие музыкальной темы в драматургии симфонического произведения, выявить вариационный способ развития музыки, систематизировать изменения, которым подвергается музыкальная тема;
  • Умение охарактеризовать образ, который рисует музыка через ассоциативный ряд, используя экспонаты музея;
  • Умение находить параллели с произведениями изобразительного искусства, литературы, выявлять связь с историей нашей страны и мира на примере экспозиции музея.

Метапредметные результаты.

  • Поддержание устойчивого интереса обучающихся к произведениям мировой музыкальной культуры и искусства в целом;
  • ценностностная ориентация школьников;
  • понимание основных эстетических категорий: прекрасное, возвышенное, трагическое, комическое, безобразное;
  • осознание понятий Родина, Отечество, своей национальной идентичности;
  • проявление интереса к мировой и отечественной истории.

Личностные  результаты. 

  • Овладение обучающимися основными способами мыслительной деятельности, навыками аналитического и ассоциативного мышления;
  • познавательная потребность;
  • выражение собственного мнения, передача внутренней позиции обучающегося;
  • самостоятельность  в выборе музыкальных предпочтений;
  • эмоционально-чувственное восприятие произведений искусства;
  • саморазвитие, самооценка.

Познавательные УУД: ученик учится формулировать познавательную цель урока, анализировать, обобщать полученные знания.

Регулятивные УУД: ученик учится осознавать, принимать и сохранять учебную цель, осуществлять итоговый и пошаговый контроль результата.

Коммуникативные УУД: ученик учится слушать собеседника, задавать вопросы, позитивно относиться к процессу сотрудничества.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

ЭТАП УРОКА

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИКОВ

КОММЕНТАРИИ

Индукция

Создает эмоциональный

настрой, мотивирует обучающихся к творческой деятельности через  индуктор.

Индуктор: звучит музыка из к/ф «Холодное лето 53-го года».

  • Учитель предлагает обучающимся расположиться вокруг стола, рассмотреть представленные экспонаты;
  • читает стихотворение «Живи, Иван!» на фоне музыкального сопровождения;
  • предлагает обучающимся объединиться в группы по принципу ассоциации;
  • учитель просит каждую группу объяснить, почему они выбрали именно этот экспонат.

Обучающиеся обходят экспозицию музея, затем занимают места вокруг овального стола, на котором расставлены 4 экспоната музея (летный шлем, награды, приказ главнокомандующего, бортовой самописец).

Прослушав стихотворение, объединяются в группы по принципу: стихотворение «Живи, Иван!» ассоциируется с этим экспонатом.

Посовещавшись. Каждая группа выбирает представителя, который выражает общее мнение группы.

 

С экспозицией музея обучающиеся знакомятся до урока.

Время на выполнение данного задания 5  минут.

Деконструкция

Учитель формирует информационное поле. Задание: послушать музыку (Д. Шостаковича 7 симфония 1 часть реприза) и записать ассоциации:

  • глаголы:
  • существительные;
  • прилагательные.

Из выписанных слов составить предложение, которое отразит проблему,  затронутую в музыке, содержание музыки.

Выполненные работы вывешивает на доске.

Обучающиеся записывают свои ассоциации (глаголы, существительные, прилагательные) и составляют из полученных слов предложение, отражающее проблему, поставленную композитором в музыке, зачитывают готовые предложения.

Время на выполнение данного задания 5  минут.

Реконструкция

Учитель формулирует задание для каждой команды.

Послушайте музыку (фрагмент эпизода фашистского нашествия) и

  • Команда 1: рассмотрите представленные фото (на фото разные изображения военной и мирной жизни), выпустите газету (используют бумагу, клей, маркеры), в которой отразится содержание музыки;
  • Команда 2: прочитайте тексты (публицистические тексты о ходе военных событий в разные периоды ВОВ), выберите фрагмент, в котором наиболее полно отражены события музыки, составьте описание местности, где могли бы, по мнению команды, разворачиваться события, отраженные в музыке;
  • Команда 3: используя символы (изображения на бумаге: звезда, крест, крысы, танки, самолеты, солнце, земля…), бумагу, клей, маркеры, составьте хронологию событий, отраженных в музыке в виде коллажа;
  • Команда 4: используя экспонаты музея, составьте портрет (живая скульптура) героя событий, отраженных в музыке.

Консультирует и контролирует выполнение работы.

Обучающиеся слушают музыку, выполняют задания, могут обращаться к учителю за консультацией.

Время на выполнение данного задания 10 минут.

Социализация

Учитель формулирует единое задание для всех групп:

Используя бумагу, краски передать на бумаге драматургию музыки и развитие музыкальной темы музыкального фрагмента из предыдущего задания в цвете.

Обучающиеся передают в цвете композиционное построение музыки и развитие музыкальной темы эпизода.

Во время работы может звучать музыка.

Время на выполнение данного задания

5 минут.

Афиширование

Наглядное представление деятельности – вывешивание работ на доске.

Учитель проводит параллель с ранее изученным материалом, направляет обучающихся по пути формулировки темы урока  и выводов о прослушанном музыкальном произведении.

Обсуждают, выделяют оригинальные интересные идеи,

защищают свои творческие работы,

на основе высказанных мнений о музыке формулируют тему урока.

Время на выполнение данного задания 10 минут.

Разрыв

Кульминация творческого процесса, выявление нового знания. Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке. Предлагает заполнить подготовленную таблицу (на бланке).

Подводят итог выполненным заданиям и заносят в таблицу новое знание:

  1. Автор музыки - Д.Д. Шостакович;
  2. Название музыкального произведения - 7 симфония «Ленинградская» 1 часть;
  3. Строение драматургии 1 части произведения: экспозиция, разработка – эпизод в форме вариаций, реприза.
  4. Способ развития музыкальной темы эпизода фашистского нашествия – вариации.

Время на выполнение данного задания 5 минут.

Рефлексия

Учитель предлагает блиц-опрос: знаю, узнал, умею, научился, хочу узнать, хочу научиться. Учитель предлагает оценить команды, какая команда в работе оказалась более результативной и почему.

Анализ своей деятельности: самооценка, анализ деятельности команд. Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

Время на выполнение данного задания 3 минут.

Вокально-хоровая работа

Предлагает вспомнить в каких музыкальных произведениях, знакомых обучающимся отражена тема войны.

Предлагает исполнить знакомую всем песню, которую выберут учащиеся.

Обучающиеся исполняют песню

Данное задание выполняется в том случае, если остается время.

Домашнее задание

Дает комментарий к домашнему заданию.

Подготовить сообщение об истории создания 7 симфонии Д.Д. Шостаковича.

Время на фиксацию домашнего задания 2 минуты.

Вывод: используя исторические материалы, экспонаты музея, музейную аудиторию для проведения урока музыки, можно научить обучающихся «выращивать» новое знание о музыке через приобщение к коллективной исследовательской, поисковой, творческой деятельности.  

 



Предварительный просмотр:

Сценарий конкурсного занятия «Времен связующая нить:

урок в школьном музее»

 

Мастер-класс Руденко Инги Ивановны

Цель занятия - раскрыть потенциал технологии «Педагогические мастерские», возможность использования данной технологии на уроках музыки, искусства.

Педагогическая мастерская - это  форма обучения, которая создает условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного или коллективного открытия на основе свободного выбора, диалога во всех его аспектах: обмен мнениями, знаниями, творческими находками между участниками мастерской, опытом каждого участника, с одной стороны, - и художником, композитором, явлением культуры с другой. Идет внутренний диалог каждого участника процесса с самим собой.

Мастерская - это технология, при помощи которой учитель-мастер вводит своих учеников в процесс познания через создание эмоциональной атмосферы, в которой ученик может проявить себя как творец.

Свое название данная технология получила из-за того, что учитель на уроке перестает быть учителем, он становится Мастером. Мастер создает условия, придумывает различные ситуации и задачи.

Главное в мастерской -  это реализация возможностей творчества.

Важнейшие принципы, определяющие, как позицию ученика, так и положение учителя в мастерской:

 

  • «Я ищу - значит, я обучаюсь, я ищу - значит, я обучаю».  
  • «Я исследую, ты исследуешь, мы исследуем».

Педагогические задачи, которые помогает решить данная технология:

  1.  «Выращивание» обучающимися нового знания в процессе совместной исследовательской и творческой деятельности.
  2. Возможность использования групповых и индивидуальных видов деятельности на одном занятии.
  3. Способствует формированию предметных, матапредметных и личностных компетенций обучающихся.
  4. Способствует развитию обучающимися познавательных, регулятивных, коммуникативных универсальных учебных действий.
  5. Реализация воспитательного потенциала.

Данная технология позволяет научить обучащихся самостоятельно формулировать цели урока, находить наиболее эффективные пути для их достижения, развивает интеллект, способствует приобретению опыта групповой деятельности, совместной разработки проекта.

Детям предлагается исходная ситуация и к ней цепочка творческих заданий. Алгоритм выполнения заданий подобран так, что каждый ученик находится в творческом поиске и в работе.

 Основные этапы мастерской

Индукция (поведение) - это этап, который направлен на создание эмоционального настроя и мотивации обучающихся к творческой деятельности. На этом этапе предполагается включение чувств, подсознания и формирование личностного отношения к предмету обсуждения.

Индуктор - все то, что побуждает ребенка к действию. В качестве индуктора может выступать слово, текст, предмет, звук, рисунок, форма - все то, что способно вызвать поток ассоциаций.

Деконструкция (разрушение, хаос) - неспособность выполнить задание имеющимися средствами. На этом этапе ставится проблема и отделяется известное от неизвестного, осуществляется работа с информационным материалом, словарями, учебниками, компьютером и другими источниками, то есть создается информационный запрос.

Реконтрукция - воссоздание из хаоса своего проекта решения проблемы. Обсуждается и выдвигается гипотеза, способы ее решения, создаются творческие работы: рисунки, рассказы, загадки. Идет работа по выполнению заданий, которые дает учитель.

Социализация - это соотнесение учениками или микрогруппами своей деятельности с деятельностью других учеников или микрогрупп и представление всем промежуточных и окончательных результатов труда, чтобы оценить и откорректировать свою деятельность.

Дается одно задание на весь класс, идет работа в группах, ответы сообщаются всему классу.

Афиширование - это вывешивание, наглядное представление результатов деятельности мастера и учеников. Это может быть текст, схема, проект и ознакомление с ними всех.

На этом этапе все ученики ходят, обсуждают, выделяют оригинальные интересные идеи, защищают свои творческие работы.

Разрыв - резкое приращение в знаниях. Это кульминация творческого процесса, новое выделение учеником предмета и осознание неполноты своего знания, побуждение к новому углублению в проблему.

Результат этого этапа - инсайт (озарение).

Рефлексия - это осознание учеником себя в собственной деятельности, это анализ учеником осуществленной им деятельности, это обобщение чувств, возникших в мастерской, это отражение достижений собственной мысли, собственного мироощущения.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Педагогические мастерские» на уроках искусства Мастер-класс учителя музыки и МХК ГБОУ СОШ № 2091 Руденко Инги Ивановны

Слайд 2

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ Раскрыть потенциал технологии «Педагогические мастерские», возможность использования данной технологии на уроках музыки, искусства. ТЕМА УРОКА: ОБРАЗ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ В «ЛЕНИНГРАДСКОЙ» СИМФОНИИ Д.Д. ШОСТАКОВИЧА

Слайд 3

Педагогическая мастерская

Слайд 4

Важнейшие принципы «Я ищу - значит, я обучаюсь, я ищу - значит, я обучаю». «Я исследую, ты исследуешь, мы исследуем».

Слайд 5

Педагогические задачи

Слайд 6

Основные этапы мастерской

Слайд 8

Основные этапы мастерской

Слайд 10

Основные этапы мастерской

Слайд 11

РЕКОНСТРУКЦИЯ

Слайд 12

Основные этапы мастерской

Слайд 14

Основные этапы мастерской

Слайд 16

Основные этапы мастерской

Слайд 18

Основные этапы мастерской

Слайд 19

РЕФЛЕКСИЯ ЗНАЮ УЗНАЛ УМЕЮ НАУЧИЛСЯ ХОЧУ НАУЧИТЬСЯ, УЗНАТЬ

Слайд 20

Спасибо за внимание!