Мировая художественная культура
Сценарии уроков, презентации
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
« Cultura » (лат.) – возделывание земли, противопоставлялось значению «натура». «Культура» (в романских языках) – воспитание, образование, совершенствование. «Культура» – все то, что создано человеческим трудом в результате материального и духовного развития. Это не только результат, но и сам процесс. Что мы понимаем под словом «культура»?
История человеческого общества - это и есть история мировой художественной культуры.
МЫСЛИ ОБ ИСКУССТВЕ « Искусство имеет своей задачей истину в чувственной форме» Георг Вильгельм Фридрих Гегель
« НЕКРАСИВАЯ ДЕВОЧКА » Среди других играющих детей Она напоминает лягушонка. Заправлена в трусы худая рубашонка, Колечки рыжеватые кудрей Рассыпаны, рот длинен, зубки кривы, Черты лица остры и некрасивы. Двум мальчуганам, сверстникам её, Отцы купили по велосипеду. Сегодня мальчики, не торопясь к обеду, Гоняют по двору, забывши про неё, Она ж за ними бегает по следу. Чужая радость так же, как своя, Томит её и вон из сердца рвётся, И девочка ликует и смеётся, Охваченная счастьем бытия. Ни тени зависти, ни умысла худого Ещё не знает это существо. Ей всё на свете так безмерно ново, Так живо всё, что для иных мертво!
И не хочу я думать, наблюдая, Что будет день, когда она, рыдая, Увидит с ужасом, что посреди подруг Она всего лишь бедная дурнушка! Мне верить хочется, что сердце не игрушка, Сломать его едва ли можно вдруг! Мне верить хочется, что чистый этот пламень, Который в глубине её горит, Всю боль свою один переболит И перетопит самый тяжкий камень! И пусть черты её нехороши И нечем ей прельстить воображенье,- Младенческая грация души Уже сквозит в любом её движенье. А если это так, то что есть красота И почему её обожествляют люди? Сосуд она, в котором пустота, Или огонь, мерцающий в сосуде? Н. Заболоцкий, 1955
Искусство – это поиск идеала, Мы искусством должны дорожить! Но мечтать об искусстве – мало Надо с ним свою жизнь прожить. Аня Абаева , 5А класс, школа № 1205, 1998 г.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Золотой век» Юстиниана Великого 527-565 «Македонское Возрождение» 867-1056 Культура Комнинов 1081-1185 « Палеологовский Ренессанс» 1261-1453 Античные формы - основа византийского стиля
Нижняя часть храма символизирует землю. Своды, паруса, апсида и верхняя часть стен – Святую землю (земной рай). Купол – небо. Нартекс – образ земли, где пребывают грешники. Пространство храма – видимое небо для верующих. Алтарь – царство чистого духа. Амвон – (от греч. Восхожу) – здесь происходит акт единения с Богом во время евхаристии. Купол – идея лествицы , общение неба и земли. Идея установления божественного порядка на земле и спасениячеловека в загробном мире. Космическая символика.
БАЗИЛИКАЛЬНЫЕ ХРАМЫ СОЗДАВАЛИСЬ НА ОСНОВЕ СТАРЫХ РИМСКИХ БАЗИЛИК. ОНИ ИМЕЛИ ТРИ ИЛИ ПЯТЬ ПРОДОЛЬНЫХ НЕФА, ОТДЕЛЕННЫХ ДРУГ ОТ ДРУГА КОЛОННАМИ. ВХОД РАСПОЛАГАЛСЯ С ЗАПАДНОЙ СТОРОНЫ, ГЛАВНАЯ ЧАСТЬ – АПСИДА – С ВОСТОЧНОЙ. Базилика Сант-Аполлинаре Нуово . Около 490 г. Равенна. Центральный неф хорошо освещен окнами в верхней части стены. Стройные ряды колонн как бы ведут посетителя в глубину пространства к апсиде.
Церковь Сан-Витале в Равенне. 546 – 548 гг. В ПЛАНЕ – ВОСЬМИУГОЛЬНИК, В ЦЕНТРЕ КОТОРОГО НА ВОСЬМИ СТОЛБАХ ПОКОИТСЯ КУПОЛ. ТЯЖЕСТЬ КУПОЛА ЛОЖИТЬСЯ НА СТЕНЫ, УКРЕПЛЕННЫЕ ОБВОДНОЙ ГАЛЕРЕЕЙ. ЦЕНТРАЛЬНО-КУПОЛЬНЫЙ ХРАМ
Храм Святой Софии (Божественной премудрости) 532-537 гг. Архитекторы Анфимий из Тралл и Исидор из Милета . В храме Святой Софии выражены две идеи. Первая могущество христианства, воплощенная в огромном, н епринужденно р азворачивающемся пространстве , контрасте светлых и темных мест. Вторая - зависимость церкви от государства -проступает в декоре храма, схожем с парадными залами императорского дворца.
Тип храма- купольная базилика с тремя апсидами. Наиболее вместительный и приспособленный к церковной обрядовости. В плане близкая к квадрату. В середине главный неф перекрыт куполом (31,5 м), каркас его состоит из 40 арок. Сферические паруса передают распор купола к квадрату на подпружные арки и 4 столба, укрепленные снаружи контрфорсами . Оптическая иллюзия породила легенду о том, что купол Св. Софии подвешен на золотой цепи с неба.
Византийская капитель п окрыта плоским рельефом растительного рисунка
Задание: выпишите христианскую архитектурную символику проанализировав текст учебника на стр. 117-118.
Предварительный просмотр:
Предмет: Мировая художественная культура.
Образовательная система: учебник 10 класса (базовый уровень), Л.Г. Емохонова.
Тема урока: «Аллегорический цикл Андреа да Бонайути «Триумф покаяния».
Тип урока: комбинированный.
Форма проведения: проблемный урок.
Дата проведения: 30.05.2013 г.
Учитель: Руденко Инга Ивановна
Цель: Рассмотреть аллегорический сюжет фрескового цикла «Триумф покаяния» Андреа да Бонайути как возможность примирить любовь человека эпохи Арс нова к земной жизни и страх перед смертью.
Задачи:
- Выявить способ понимания понятия аллегория.
- Применить аллегорическую концепцию в характеристике персонажей фрескового цикла.
- Проблематизировать содержание фрески «Триумф покаяния».
- Образовательная задача: восприятие и первичное осознание обучающимися понятий:
- аллегория;
- фресковый цикл;
- Арс нова.
2. Метапредметные задачи:
- развитие основ духовно-нравственного, эстетического ориентирования обучающихся;
- приобщение к мировой художественной культуре как важнейшему компоненту гармоничного развития личности.
3. Задачи по развитию личностных компетентностей обучающихся:
- способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности: сравнение, анализ, синтез, обобщение, систематизация;
- развитие познавательных интересов, мотивации;
- самостоятельности, самооценки;
- раскрытие творческого потенциала через различные виды деятельности.
Планируемые результаты:
Личностные результаты:
- овладение обучающимися основными способами мыслительной деятельности: сравнение, анализе, синтез, обобщение, систематизация;
- развитие познавательных интересов, мотивации к изучению искусства Арс нова;
- развитие самостоятельности в выборе информации,
- представление коллективной и личностной точки зрения на поставленную проблему;
- раскрытие творческого потенциала через различные виды деятельности.
Метапредметные результаты:
Познавательные УУД:
-обучающийся учится формулировать познавательную цель урока, обобщать и систематизировать полученные знания;
- обучающийся развивает основы духовно-нравственного, эстетического ориентирования;
- обучающийся приобщается к мировой художественной культуре как важнейшему компоненту гармоничного развития личности.
Регулятивные УУД:
- обучающийся учится формулировать и проблематизировать учебную цель;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль результата;
Коммуникативные УУД:
- обучающийся учится слушать собеседника;
- учится формулировать проблемные вопросы;
- позитивно относиться к процессу сотрудничества.
Предметные результаты:
- умение осознать и объяснить понятия фресковый цикл;
- аллегория в изобразительном искусстве Арс нова;
- творческие задачи художника проторенессанса Андреа да Бонайути.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая.
Оборудование урока: проектор, ПК, акустическая аппаратура.
СЦЕНАРИЙ УРОКА
ЭТАП УРОКА | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИКОВ | КОММЕНТАРИИ |
| Проверяет готовность обучающихся к уроку. Приветствие учителя. | Приветствие обучающихся. | Время регламентировано. |
| Краткое вступительное слово, создает эмоциональный настрой. Объясняет условия жеребьевки. | Обучающиеся вытягивают карточки, в соответствии с цветом карточки занимают место за указанным столом. | Организационная форма работы. 2 мин. |
| Фрагмент фильма «Иисус Христос суперзвезда» режиссер Норман Джуисон 1973 г., экранизация одноименной рок-оперы Ллойда Уэббера. Задание к просмотру: посмотрите видеофрагмент, сформулируйте концепцию, способ понимания происходящего на экране. Запишите в верхней части бумажного листа. | Формулируют концепцию, способ понимания происходящего на экране. Формулировку записывают в верхней части бумажного листа. | 5 мин. |
| Формулирует задание: с учетом выработанной группой концепцией проанализируйте предложенные изображения. Вырежьте и разместите на листе бумаги персонажи, образы, символы, отражающие содержание предложенного изображения. Дайте им краткую характеристику. | Изучают изображения, визуальный ряд. Выполняют задание по реконструкции образного строя фрагмента фресковой живописи. Записывают характерные для выбранных образов черты. | Визуальная, письменная прикладная форма работы. 5 мин. |
| Формулирует задание: рассмотрите фреску Андреа да Бонайути. Учитывая предложенные трактовки фрагментов композиции, заполните таблицу. | Обучающиеся обсуждают выразительные средства, разрабатывают проблематику, обменяются мнениями и заполняют таблицу. | Устная и письменная форма работы. |
| Побуждает к высказыванию своего мнения. Отмечает степень вовлеченности учащихся | Обучающиеся вывешивают свою реконструкцию на доску, выполняют представление мнения группы. | Устная форма работы. |
Рефлексия.
Итог урока.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Задание 1. Посмотрите видеофрагмент, сформулируйте концепцию, способ понимания происходящего на экране. Запишите формулировку в верхней части листа.
Задание 2. С учетом вашей концепции проанализируйте предложенные изображения. Вырежьте и разместите на листе бумаги персонажи, образы, символы дайте им краткую характеристику.
Задание 3. Рассмотрите фреску Андреа да Бонайути . Учитывая предложенные трактовки фрагментов композиции, заполните таблицу: Век, стиль Проблематика Средства выразительности ВЫВОД-ТЕМА
Тема Аллегорический цикл Андреа да Бонайути «Триумф покаяния». Цель Рассмотреть аллегорический сюжет фрескового цикла «Триумф покаяния» Андреа да Бонайути как возможность примирить любовь человека эпохи Арс нова к земной жизни и страх перед смертью. Задачи: Выявить способ понимания понятия аллегория. 2. Применить аллегорическую концепцию в характеристике персонажей фрескового цикла. 3. Проблематизировать содержание фрески «Триумф покаяния».
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Картина мира в представлении древних славян и языческие боги Картина мира славянина-язычника представлялась таким образом: Земля неподвижна, планеты и звезды вращаются вокруг нее, а ночью Солнце проплывает по некоему подземному океану.
ПЕРУН ДАЖДЬБОГ МАКОШЬ ВЕЛЕС ЛАДО
ЯЗЫЧЕСКИЕ ОБРЯДЫ ПЛОДОРОДИЯ Формы обрядов появились у славян до того, как развились представления о божествах. Во время обряда уничтожается не само божество растительности, а некий символ растительных сил. Языческие обряды плодородия совершаются в период от зимнего до летнего солнцеворота – во время пробуждения растительных сил земли.
Все аграрные обряды включают одинаковые действия: п оминовение усопших; фарсовые похороны растительных сил (потопление, сжигание, разрывание); разбрасывание их останков по полям.
Символы: кутья, блины начало 25 декабря СВЯТКИ Обязательное поминовение усопших. Святьё – умершие предки. Постоянство природного цикла: жизнь – смерть - воскресение
Символы: чучело, блины, игры, смех МАСЛЕНИЦА Встреча и проводы Масленицы
Похороны русалки: соломенную куклу в белом выносили на поле и оставляли на меже. В семик в обряде использовали березу, завивали ее, украшали лентами, цветами, лоскутками и торжественно вносили в деревню. РУСАЛЬНАЯ НЕДЕЛЯ Смысл обряда – вынести из леса растительную силу дерева
Земле не помогали, от нее старались взять все, что она может дать. Символы: береза, огонь, смех. ИВАНА КУПАЛА Купальский огонь д обывали трением из д ерева, а не зажигали от д ругого огня, поэтому он к ак «живой» обладал о собыми целебными с войствами.
отражением каких идей является сказка о царевне Несмеяне ? Используя материал учебника, стр. 22-23, письменно ответить на вопрос:
Фольклор – коллективное поэтическое творчество народа. Это сказки, эпос, загадки, песни, заговоры и др.
Орнамент возник задолго до появления письменности. Это подтверждается тем, что даже древний человек, который одевался в шкуры животных, согревался у костра, рыл себе для жилища землянки, украшал орнаментом предметы домашнего обихода. На глиняных сосудах, орудиях труда древних людей можно увидеть простейшие узоры: точки, прямые, волнистые линии, ромбы.
Задание: выполните в виде орнамента «ЗАГОВОР НА ЗДРАВУ»: На море на Окияне , на острове Буяне Лежит бел-горюч камень Алатырь. Возле того камня Алатыря Стоит стар-матёр человек, трем сынам отец. Как достает стар-матёр человек свой булатный нож, Режет-сечет он им все хвори да болезни, Все ломоты да сухоты у внука Даждьбожьего , Кладет их под бел-горюч камень Алатырь, Запирает тремя золотыми ключами, Бросает те ключи в Окиян-море синее. Кто бел-горюч камень Алатырь изгложет, Тот слова мои превозможет! Слова мои полны-наговорны , как Окиян-море . Слова мои крепки и тверды, как Алатырь-камень!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Как проявились в скульптуре новые представления об окружающем мире и месте человека в нем?
Заполните таблицу, используя материалы сайта http://www.mikelangelo.ru/ Скульптура: Микеланджело,__________________________________________________________ 1. Композиция 2. Идея 3. Эмоции 4. Как вы понимаете выражение «напряжение духа», свойственное скульптуре Микеланджело. 5. Значение скульптуры в творчестве Микеланджело Буонарроти .
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10