Взаимодействие с родителями

Давлетшина Наиля Закариевна

Предварительный просмотр:

Календарный план воспитательной работы с классным коллективом на первое полугодие 2023-2024 учебного года

Содержание

  1. Цель воспитательной работы школы.
  2. Цель и задачи воспитательной работы класса.
  3. Характеристика 3  А класса.
  4. План воспитательной работы класса на 2023 - 2024 учебный год.
  5. План работы с родителями.
  6. План работы с трудными детьми.
  7. Принципы воспитания.
  8. Ожидаемые результаты.

1.Цель воспитательной работы школы.

2. Цель : Создание условий, способствующих развитию интеллектуальных, творческих, личностных качеств учащихся, их социализации и адаптации в обществе.

Задачи:

 - развитие патриотических взглядов: использование различных форм работы этнокультурной и патриотической направленности для воспитания гражданского чувства школьников, уважение к своему народу, привязанность, тягу к месту своего рождения, формирование гражданской позиции учеников: «Я – Россиянин», развития познавательных интересов, потребностей в изучении культурно – исторических традиций малой родины;

- формирование морально-нравственных качеств;

- формирование физически здоровой личности: участие в физкультурно-оздоровительных мероприятиях школы и класса, подвижные игры на свежем воздухе, экскурсии, проведение физ. минуток и индивидуальные беседы с детьми о «ЗОЖ»;

- формирование коллектива: уважительное отношение к окружающим людям, желание помогать.

3. Характеристика класса

Во 3 классе   27 учеников: девочек – 12,  мальчиков – 15. Дети подвижны, импульсивны, жизнерадостны. Любят подвижные игры, спортивные соревнования, умеют договариваться, самостоятельно организовывать игры. Ребята посещают различные спортивные и танцевальные секции,  музыкальную и   художественную школы, внеурочную деятельность.

Все обучающиеся прилежны, опрятны, соблюдают Положение о внешнем виде обучающихся, обеспечены учебниками и необходимыми школьными принадлежностями. Это позволяет сделать вывод, что родители позаботились о своих детях, а так же серьезно относятся к здоровью своих детей.

Утверждаю

Директор МБОУ «СШ №30 с углубленным

изучением отдельных предметов»

____________Е.Ю. Колышкина

«____»____________2022г.

План

воспитательных мероприятий на 2023 - 2024 учебный год

классного руководителя Давлетшиной Наили Закариевны(ФИО)

                                                                                                                           3 А__класса

КАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ

2023 год – Год педагога и наставника

Месяц

Модуль

СЕНТЯБРЬ

ОКТЯБРЬ

НОЯБРЬ

ДЕКАБРЬ

ЯНВАРЬ

Классное руководство

1 сентября:  День Знаний

3 сентября: День солидарности в борьбе с терроризмом.

Неделя безопасности

Месячник безопасности (профилактика дорожной и пожарной безопасности, разработка схемы маршрута «Мой безопасный путь в школу»).

1.Участие в онлайн –олимпиаде– учи.ру

2.Конкурс «Мисс и мистер Осень».

1 октября: День пожилых людей

4 октября: День защиты животных

5 октября: День Учителя

15 октября: День отца

25 октября: День школьных библиотек

4 ноября: День народного единства

16 ноября: День толерантности

26 ноября: День матери в России .

3 декабря: Международный день инвалидов

3 декабря: День неизвестного солдата

 5 декабря: Битва за Москву, Международный день добровольцев

6 декабря: День Александра Невского

9 декабря: День Героев Отечества

10 декабря - 92 года  Ханты-Мансийскому автономному округу

12 декабря: День Конституции Российской Федерации

26 декабря: День 2-ой гвардейской армии

1.«Освобождение Ленинграда от блокады» (просмотр фильма)

Урочная деятельность

1.Участие в онлайн – олимпиаде (математика) – учи.ру

2.«Правила поведения на уроке и в школе» (беседа)

1.Участие в онлайн – олимпиаде (Безопасные дороги) – учи.ру

2.«Правила поведения со сверстниками и педагогами» (беседа)

1.Участие в онлайн – олимпиаде (русский язык) – учи.ру

2.«Правила поведения в столовой» (беседа)

1.Участие в онлайн – олимпиаде (литературный кружок) – учи.ру

2.«День спасателя»

1.Участие в онлайн – олимпиаде (окружающий мир) – учи.ру

2.«Рождество Христово»

Внеурочная деятельность

1.День знаний

«Зачем я учусь?» 2.Наша страна – Россия

«Где мы живём?»

3.165-летие со дня рождения К. Э. Циолковского

«Мечтаю летать»

4.День пожилых людей

«Традиции моей семьи»

1.День учителя

«Если бы я был учителем»

2.День отца

«Отчество – от слова «отец»

3.День музыки

«Я хочу увидеть музыку»

4.Традиционные семейные ценности

«Я и моя семья»

1.День народного единства

«Что такое единство народа?»

2.Мы разные, мы вместе

«Память времён»

3.День матери

 «Самое главное слово на земле»

4.Символы России: Государственный гимн, герб, флаг

 «Какие в нашей стране есть символы?»

1.День добровольца

«Если добрый ты, это хорошо»

2.День Героев Отечества

«С чего начинается Родина…»

3.День Конституции

«Где записаны права человека?»

4.Рождество

 «Светлый праздник Рождества»

1.Новый год. Семейные праздники и мечты

Умеем ли мечтать?

2.Цифровая безопасность и гигиена школьника

«Виртуальный я – что можно и что нельзя?»

3.День снятия блокады Ленинграда

 «…осталась одна Таня…»

4.Великие люди России: К. С. Станиславский

«Мы идём в театр. А что это значит?»

Работа с родителями

1.Родительское «Организационное собрание»

2.Заседание родительского комитета

1.«Трудности адаптации первоклассников к школе», родительское собрание.

1.Индивидуальные беседы с родителями. 2.Работа с родительским комитетом по подготовке к новому году

1.Родительское собрание

«Эмоции положительные и отрицательные»

1.Индивидуальные

беседы с родителями

Самоуправление

Командир класса-Шилов Давид

Староста класса –Гусамова Арина.

Редколлегия -Козырева Настя, дежурные (по списку очередность),  культмассовый сектор – Мусина Элина,Зуйков Макар.

Подготовка реквизитов для выступлений на сцене, распределение обязанностей при подготовке к мероприятию, дежурство в классе и в коридоре, поддержание чистоты в классе,  уборка посуды в столовой.

  1. Классный час «Друг в беде не бросит».
  2. День именника, организация дежурства.

1.Классное собрание  "Мы вместе - Мы сила!". Итоги 2-ой четверти.

1.Классное собрание «Наше общество».

Профориентация

Знакомство с профессиями родителей.

1.Экскурсия в библиотеку, знакомство с литературными произведениями.  

1.Виртуалная экскурсия на предприятие «Швейную фабрику».

1.Интеракктивная игра «Угадай профессию»

1.Познавательная игра «Разнообразие профессий»

Основные школьные дела

1.День знаний. Первый урок – «Первый раз – в первый класс».

2.Урок «Основы безопасности жизнедеятельности» (урок подготовки детей к действиям в условиях различного рода чрезвычайных ситуаций).

3.Информационный классный час «Урок мужества», посвященный дню борьбы с терроризмом 3 сентября.

4.Беседа «Славные символы нашей Родины» (на уроке окружающего мира).

1.Беседа «В мире книг».

2.Беседа на экологическую тему «Береги воду».

3.День учителя (праздничный концерт)

4. Выставка поделок из природного материала «Осенний вернисаж»

5.Посвящение в первоклассники

1.День народного единства

Презентация «В единстве сила»

2. День Матери Беседа «Мамочка в нашей жизни»

1.Урок «Права человека».

2.Урок мужества «О Дне неизвестного солдата – 3 декабря».

3.Классный час «Живая память»

(День героев Отечества)

4.Акция «Подари снежинку школе»

1.Квест «Рождественское чудо»

2.Спортивная эстафета «Здоровые дети – сильная страна»

Школьные и социальные медиа

1формление стенда по прочитанным произведениям А.С.Пушкина.

1.Оформление  открыток

ко Дню пожилого человека;

2.Создание видеоролика ко Дню отца.

3.Выставка портретов пап.

1.Конкурс рисунков ко Дню матери;

2.Создание видеоролика ко Дню матери;

3. Подарки своими руками.

1.Выпуск стенгазеты, посвященной героям Отечества

2. Оформление Новогодней стенгазеты (вместе с родителями).

3.Оформление кабинета на новый год.

Детское общественное объединение

1.Мониторинг занятости учащихся класса в детских общественных объединениях вне лицея

2.Классный час «Что такое РДШ?»

3.Игра –викторина «В мире сказок».

1.Игра «Правила настоящих друзей»

2. Праздник «Мы такие разные, но мы вместе», посвященный Дню рождения РДШ (29 октября)

1.Экскурсия в школьную библиотеку  «Встреча с интересным эрудитом–книгой».

2.Знакомство с новыми авторами и произведениями.

1.Беседа «Доброволец –это доброе сердце»

2.«Мастерская Деда Мороза…»

3.Подарки своими руками близким на новый год.

1. Квест «Сто затей для всех друзей»

2.Спортивная игра «Весёлые старты»

Экскурсии, экспедиции, походы

Профилактика и безопасность

1. Классный час «Кто

и что меня защищает. Правоохранительные органы, документы».

1.Викторина «Азбука безопасности»

2. Классный час «Этикет. Культура поведения в общественных местах».

1. Классный час на тему: «Мы за ЗОЖ» .

1.Инструктаж «Правила безопасного поведения на зимних каникулах»

1.Беседа «В здоровой семье – здоровые дети»

2.Классный час  «Безопасность  человека в чрезвычайных ситуациях».

Организация предметно-эстетической среды

1.Оформление классного уголка и уголка по безопасности.

1.Выставка рисунков «Папа мой самый лучший».

2. Мама лучше всех на свете.

1.Выставка поделок из природного материала, посвященная «Дню матери», на новый год.

1.Операция «Дизайнер» (оформление кабинетов) новогоднее настроение.

1.Экскурсия в Художественное училище на

мастер-класс «Новогодняя игрушка».

Социальное партнерство

1.Встреча с героями из новогоднего леса.

1.Фотографирование класса

2.Беседа «Здоровые зубы и правильное питание».

Мастер-класс «Открытка Деду Морозу»

Мы- дети Югры!

Знакомство с авторами  ХМАО

Конкурс стихов .

Викторина «Животные и растения моего региона».

Празднование Нового года в Югре.

Празднование Рождества.

           Месяц

Модуль

ФЕВРАЛЬ

МАРТ

АПРЕЛЬ

МАЙ

ИЮНЬ

Классное руководство

1.Конкурс сочинений, посвящённых Дню защитника Отечества «Память в наших сердцах жива».

2.Конкурсная программа к 23 февраля «А, ну-ка, мальчики!»

3.«Чем можно гордиться в наше время» (классный час).

4. Экскурсии «Все профессии важны» (в столовую, библиотеку, медкабинет, кабинеты химии, биологии).

5. Ведение индивидуальной карты занятости.

6. Ведение портфолио с обучающимися класса.

7. Работа в классных коллективах в соответствии планов.

8. Участие в мероприятиях разного уровня и различной.

9. Работа по плану РДШ.

1.Беседа «Всемирный день гражданской обороны»

2.Конкурсная программа «Наши  девочки лучше всех!»

3.«Наши мамы» (семейный праздник).

4.Ведение индивидуальной карты занятости.

5.Работа в классных коллективах в соответствии планов.

8. Участие в мероприятиях разного уровня и различной.

9. Работа по плану РДШ.

10. Информационное оповещение родителей через сайт школы, ВК, социальные сети.

11. Участие в акциях: «Бумажный бум».

1.День здоровья «Как сохранить хорошее зрение»

2.Гагаринский урок «Вы знаете, каким он парнем был».

3.«Друг в моей жизни» (классный час).

4. Проведение классных мероприятий «Профессии наших родителей» презентации.

5. Ведение индивидуальной карты занятости.

6. Ведение портфолио с обучающимися класса.

7. Работа в классных коллективах в соответствии планов.

8. Участие в мероприятиях разного уровня и различной.

9. Работа по плану РДШ.

10. Участие в акциях: «Бумажный бум».

1.«Праздник весны и труда» (конкурсная программа)

2.«Годы великого мужества» (классный час)

3.Ведение индивидуальной карты занятости.

4. Ведение портфолио с обучающимися класса.

5. Работа в классных коллективах в соответствии планов.

6. Участие в мероприятиях разного уровня и различной.

7. Работа по плану РДШ.

8. Информационное оповещение родителей через сайт школы, ВК, социальные сети.

9. Участие в акциях: «Бумажный бум».

1.Международный день защиты детей.

День России.

  1. Безопасное лето.

Урочная деятельность

1.Участие в онлайн – марафоне Учи.ру

2. Участие в онлайн – олимпиаде Учи.ру,Якласс

1.Участие в онлайн – марафоне Учи.ру

2. Участие в онлайн – олимпиаде Учи.ру, Якласс

1.Участие в онлайн – марафоне Учи.ру

2. Участие в онлайн – олимпиаде Учи.ру, Якласс

1.Участие в онлайн – марафоне Учи.ру

2. Участие в онлайн – олимпиаде Учи.ру

Якласс

1.Участие в онлайн – марафоне Учи.ру

2. Участие в онлайн – олимпиаде Учи.ру, Якласс

Внеурочная деятельность

Классные часы «Российские Кулибины», «Россия и мир», «Есть такая профессия – Родину защищать», «Поговорим о наших мамах».

Веселые пятницы

«Клетчатая пятница»,

«Красная пятница»,

«Морская пятница»,

«Комуфляжная пятница»

Классные часы «Что такое гимн?», «Путешествие по Крыму», «Я иду в театр», «О жизни и подвиге Юрия Гагарина».

Веселые пятницы

«Цветочная пятница»,

«Пятница галстуков и бабочек»,

«Профессиональная пятница»,

«Домашние тапочки»

Классные часы «Память прошлого», «Заповедники России», «День труда. Герои мирной жизни», «Дети – герои Великой Отечественной войны».

Веселые пятницы

«Космическая пятница»,

«День разноцветных носочков»,

«Цирковая пятница»,

«Всемирный день танца»

Классные часы «День детских общественных организаций», «Мои увлечения»,

Веселые пятницы

«Патриотическая пятница»,

«Весенняя пятница»,

«Гороховая пятница»,

«Летняя пятница»

Работа с родителями

1. Индивидуальные беседы с родителями (о поведении на уроках и на переменах, об успеваемости)

2.Антинаркотическая акция «Родительский урок».

3.Заседание РК «Профилактика правонарушений».

1. Участие родителей в управляющем совете школы

2. Родительское собрание.

3. Индивидуальные беседы с родителями (о поведении на уроках и на переменах, об успеваемости)

1. Индивидуальные беседы с родителями (о поведении на уроках и на переменах, об успеваемости)

1. Участие родителей в управляющем совете школы

2. Родительское собрание «Итоги второго года обучения»

3. Индивидуальные беседы с родителями (о поведении на уроках и на переменах, об успеваемости)

1. Индивидуальные беседы с родителями (о поведении на уроках и на переменах, об успеваемости)

Самоуправление

1.Заседание актива класса.

2. Игра «Корзина грецких орехов».

1. Классное собрание «Мои права и обязанности»

1.Заседание актива класса

1.Заседание актива класса по итогам учебного года

2. Классное собрание

 «Подведение итогов за год: каким стал наш класс»

Профориентация

1.Классный час «Профессии наших пап»

  1. Ролевая игра «Экскурсовод».
  2. Познавательная игра «Разнообразие профессий».

1.Викторина «В мире профессий».

2. Детские презентации «Экскурсия на работу к родителям».

1.Фотовыставка «Профессии моей семьи».

Основные школьные дела

1.Конкурсная игра «Богатырские забавы».

2.Турнир по перетягиванию каната.

3. Турнир с использованием скакалки.

1.КТД «8 марта – праздник женский».

2. Мероприятия посвященные дню города (отдельный план).

  1. КТД Календарь семейных памятных дат.
  2. Спортивная эстафета «Олимпийцы среди нас».
  3. «Математический калейдоскоп»Всемирный день математики.
  4. Спортивная игра «Путешествие зеленых человечков».
  5. День космонавтики. Игра «Мы - космонавты».
  6. «Нам не все равно!» конкурс рисунков среди начальных классов

1.Акция «Георгиевская ленточка».

2.Неделя памяти «Великая Победа».

3. Проект «Боевые знамёна рассказывают».

4. День государственного флага РФ «Наша гордость и слава» (22.05)

5. День славянской письменности и культуры (24.05)

6.Праздник «Последний звонок».

1.Организация досуговой деятельности пришкольного лагеря «Радуга»

2.Спортивное состязание«День защиты детей»

3.Акция «Цветы для школы» ( озеленение пришкольного участка)

Школьные и социальные медиа

1.Конкурс рисунков ко Дню Защитника Отечества.

2.Стенгазета: " Пословицы, поговорки о родном языке"

1.Конкурс рисунков «Мамин день».

1.Конкурс рисунков «Движение–жизнь!»

2.Стенгазета «Удивительный мир космоса».

3. Детские презентации «Экскурсия на работу к родителям».

1.Выпуск стенгазеты, посвящённой военной тематике «Не смолкнет слава тех великих лет».

2. «С добрым утром, ветераны!» (изготовление открыток своими руками).

1.Конкурс рисунков ко дню защиты детей

2.Конкурс рисунков по сказкам А.С.Пушкина

Детское общественное объединение

1.Спортивная игра«Книга рекордов школы»

1.Игра по станциям «Путешествиев природу».

1.Классный час «Традиции моей страны»

2.КТД«Мы–хранители памяти»

1.Линейка «Мы вместе», посвященная Дню детских общественных объединений (19 мая).

2. Международный день семьи  «День семейного счастья».

1.Акция «С любовью к 30-й» (участие в мероприятиях детского объединения).

Экскурсии, экспедиции, походы

1.         Пеший поход в Центральную библиотеку «Святочные гадания на Руси».

  1. Встреча с советом ветеранов.
  1. Фестиваль «Музыка-детям».

Профилактика и безопасность

  1. «Твой свет безопасности» (в том числе мероприятия направленные на популяризацию световозвращающих элементов в одежде обучающихся, фликер – контроль, мастер – классы по изготовлению СВЭ).
  2. Инструктаж по правилам безопасного поведения при перемещении в колонне. Правила поведения во врем пребывания в театре и других общественных местах.
  3. «Опасности в быту: бытовая химия и электроприборы»

Викторина.

  1. «Что такое киберугроза? Её последствия». Просмотр социального ролика. Обсуждение его материалов.
  2. «Тормозной путь транспорта». Решение практических задач
  1. Классный час «Правильное питание детей и подростков». Составление примерное меню здорового питания на неделю.
  2. Родительский патруль в опасных местах не обозначенных дорожным знаком для перехода детьми улицу.
  3. «Внимание, сосульки и сход снега с крыш»

Профилактическая беседа, просмотр видеороликов.

  1. «Игры на переменах. Какие игры не опасны!» Разучивание забытых школьных игр. Практическое занятие.
  1. «Осторожно! Ледоход!» Разбор ситуаций. Инструктаж.
  2. Урок-тест по правилам ПДД
  3. Встреча с инспектором ПДН с беседой «Как поступить, если ты оказался в дурной компании»
  4. «Детские дворы и детские площадки, оборудованные турниками и игровыми комплексами: территория опасности»

Практическое занятие на месте игровых комплексов.

  1. 30 апреля – День пожарной охраны России. Викторина по пожарной безопасности. Инструктаж инспектора по пожарной безопасности управления пожарного надзора.

1.«Что надо знать      о перекрёстках и опасных поворотах транспорта». Интерактивное занятие в центре дополнительного образования «Автогородок».

2. «Что значит, соблюдать правила, законы и уставы». Профилактическая беседа с социальным педагогом лицея. Просмотр социальных видеороликов.

3. Правила поведения возле водоёмов. Просмотр социальных роликов. Обсуждение просмотренного материала.  Изготовление агитационных плакатов.

4.Всемирный день здоровья. Спортивная викторина «Здоровье сгубишь – новое не купишь!».

5.Внимание, дети! (в том числе мероприятия, направленные на разъяснение условий безопасности дорожного движения в летнее время – безопасность во дворе, управляя СИМ (самокаты, роликовые коньки, гироскутеры, сигвеи и т.п.), вело и мототранспортнымисредствами.

  1. Беседа «Мой друг - велосипед»
  2.         Инструктаж о правилах безопасного поведения в период летних каникул
  3. «В гости к зелёной аптеке»

Организация предметно-эстетической среды

1. Выпуск стенгазет с занимательной информацией из области различных наук «День российской науки».

2. Оформление класса и школы плакатами, посвященными Дню защитника Отечества.

3. Фотовыставка «Мой папа – защитник Отечества»

1. Событийный дизайн кабинета и школы, посвященный Международному женскому дню.

1. Выпуск агитационных плакатов «Здоровье сгубишь – новое не купишь!».

2.Фотостенд «Россия - космическая держава».

3. Инсталляция для урока города «Профессии героев труда  Нижневартовска».

1. 9 мая- День Победы».

2. Подготовка и высадка цветочной  рассады для разбивки газонов и клумб на территории школы.

1. Создание библиотеки открытого доступа «Пушкин для детей»

2. Событийный дизайн окон лицея «День России и День города»

Социальное партнерство

1.Акция  «Каждой пичужке - кормушку»

2. Посещение Центральной библиотеки

1.Беседа инспектора ПДН  по профилактике правонарушений

1.Акция «Соберём. Сдадим. Переработаем»

2. Общероссийская акция «Весенняя неделя добра».

1.Акция «Добрая крышечка»

1.Тематические экскурсии в «Краеведческий музей»

Мы — дети Югры!

Участие в мероприятиях, поясвященных Югре

Участие в мероприятиях, поясвященных Югре

Участие в мероприятиях, поясвященных Югре

Участие в мероприятиях, поясвященных Югре

Участие в мероприятиях, поясвященных Югре



Предварительный просмотр:

  1.        Нужно ли помогать ребенку с домашним заданием

для родителей учащихся 1- 4 класса

УМК любой

                                                                       

UCHi.RU Журнал  по материалам статьи Кристины Манасарян

 

 Нужно ли помогать ребенку с домашним заданием

1 слайд

Как правильно построить процесс выполнения домашних заданий, чтобы мотивировать ребенка делать это самостоятельно:

Должны ли родители делать домашнее задание с ребенком?  Как же сделать так, чтобы всем участникам образовательного процесса было комфортно? Попробовали разобраться.

(Материал подготовлен при помощи экспертов: учителей начальных классов Надежды Щевелевой и Натальи Ивановой, психолога Юлии Александровой и родителей учеников начальных классов)

2 слайд

Мнение родителей

Суть домашних заданий в начальной школе — повторить пройденный в классе материал. То есть дети должны справляться с такими заданиями сами — ведь сегодня или не так давно они делали то же самое в классе, осталось только закрепить полученные навыки. Но не всегда у детей, особенно в начальных классах, получается сразу взять на себя ответственность за выполнение домашних заданий. Происходит это по нескольким причинам:

  1. В 6-7 лет у школьника еще не сформировано до конца произвольное внимание: то есть не всегда у него получается что-то делать, потому что надо, а не потому что ему от этого весело. Ему физически может быть сложно заставить себя сесть за уроки и не отвлекаться.
  2. Сами задания составлены так, что требуется помощь родителя: сделать доклад, найти что-то в интернете, собрать на улице листочки.
  3. Сложности с выполнением задания. Возникнуть они могут по разным причинам: у ребенка не все получается, на уроке что-то его отвлекло и он не понял тему или пропустил урок по болезни и теперь не знает, как решить пример или записать предложение.

3 слайд

В итоге к выполнению домашних заданий подключаются родители. Для некоторых совместное выполнение домашних работ — один из способов лучше понять ребенка, разобраться со сложностями, которые возникают у него в учебе, для других родителей домашняя работа — это дополнительная нагрузка и повод для конфликтов.

Мама первоклассницы

Честно говоря, когда дочка шла в первый класс, я переживала за домашку. Читала много статей, что дети сидят за уроками по 4-5 часов, родители сидят с ними, все кричат и ссорятся. Но дочка учится уже полгода и у нас все спокойно: да, домашние задания есть, но она справляется сама, в крайнем случае — задает мне вопрос, если что-то непонятно. Но бывает такое редко. Я пока для себя решила, что моя задача — проконтролировать, сделала она уроки или нет. Но посмотрим, что будет дальше — возможно, задания станут сложнее и понадобится моя помощь. Я к этому морально готова.

4 слайд

Но бывает и так, что уже в первом классе домашка становится самым сложным испытанием в школьной жизни — и для ребенка, и для родителей. Почему? Здесь есть много нюансов: слишком сложная программа, с которой ребенок не справляется, высокая нагрузка с кружками и дополнительными заданиями, пропущенная когда-то тема, которую с учеником никто не проработал. Бывает и так, что ребенок просит о помощи с домашним заданием просто потому, что хочет больше времени проводить с родителями, ему важно получить от них какие-то эмоции.

Отец третьеклассника

У меня двое детей и я считаю, что домашняя работа — это ответственность ребенка. Ну и учителя. Мне кажется, если я буду помогать сыну с домашним заданием, учитель не поймет, какие знания ученик усвоил, а какие — нет. Мы со старшим сыном сразу договорились, что за учебу он несет ответственность сам. Я могу купить карандаши, тетради и одежду, то есть обеспечить всем, что поможет ему учиться, а уж заниматься — его задача. Да, возникают у него сложности с учебой. Но это нормально. Без сложностей научиться нельзя.

5 слайд

Но что делать, если ребенок старается выполнять домашние задания, а у него раз за разом не получается? У педагога не всегда есть возможность заниматься с ребенком индивидуально, а пробелов в знаниях становится все больше и больше. Конечно, тогда на помощь снова приходят родители — даже вопреки своим желаниям. И дело здесь даже не в вероятности плохих оценок из-за отсутствия выполненных домашних заданий, а в чувствах ребенка, ведь чем больше у него не получается, тем меньше хочется учиться дальше и узнавать новое.

Мама первоклассника

Я была уверена, что ребенок будет делать домашнее задание сам. Я работаю в офисе, возвращаюсь домой поздно, у нас остается на общение с сыном 1,5-2 часа, поэтому тратить его на уроки мне совсем не хотелось. Сначала все шло по плану, а потом я поняла, что он не справляется: проверочные пишет плохо, к учителю подходить и задавать вопросы боится или стесняется, многое ему непонятно. Сели и вместе стали разбираться с тем, где есть проблемы. Теперь не каждый день, но часто делаем домашние задания вместе. Уверена, что есть дети, которые справятся и сами, без помощи и постоянного надзора. У нас пока не получается. Но для меня главное — чтобы ребенок себя уверенно чувствовал.

Мнения родителей по поводу выполнения домашних заданий вместе с детьми, конечно, очень разные. Кто-то уверен, что детям, особенно в первом классе, обязательно нужна поддержка мамы или папы, кто-то предпочитает сразу доверить уроки ребенку. А что же думают по этому поводу учителя и другие специалисты?

Мнение учителей и психологов

Важно отметить, что, согласно требованиям СанПиН, домашнее задание в первом классе лучше не задавать. Но это не значит, что учителя начальных классов не могут давать домашку: если директор школы издал приказ, который разрешает педагогам в первом классе задавать домашние задания и ставить оценки, эти форматы обучения становятся абсолютно законными. Тем не менее требования СанПиН так или иначе влияют на подходы педагогов к образованию и их мнение по поводу домашних заданий.

Учитель начальных классов

Я уверена, что в первом и последующих классах домашние задания нужны. Все, что не повторяется — умирает. Чтобы знания перешли в навык и долговременную память, повторение и закрепление просто необходимы. В первом классе задания сейчас носят рекомендательный характер и необязательны к выполнению, но количество часов на отработку навыка письма и чтения оставляет желать лучшего. Мне бы хотелось иметь «официальную» возможность задавать задания для отработки дома. Думаю, родители должны организовать выполнение домашнего задания и проконтролировать его. Всегда делать вместе не надо. Помогать при необходимости, конечно же, стоит. Еще я считаю, что родители могут за выполнение уроков поощрять, а за невыполнение — наоборот. Можно, например, ограничить развлечения, пока уроки не сделаны.

6 слайд

Но как же родителям совместить эти непростые роли — учителя и родителя? И главное — как все успеть? Ведь у родителей, помимо домашних заданий, есть и масса других проблем и вопросов, которые надо решить. Некоторые педагоги считают, что перед родителями не должны такие вопросы вставать: все-таки учеба — задача школы.

Учитель начальных классов

Вы знаете, я преподаю больше 20-ти лет. Никогда и мысли у меня не было, что родители должны делать вместе с детьми домашние задания. Всегда задаю на дом то, что ребенок может выполнить сам. Не может? Замечательно! Я пойму, что мы упускаем, постараюсь помочь. А если бы он с родителями делал уроки? Я бы и не узнала, что у него проблемы, что он примеры решать не умеет или подлежащее не понимает, куда спряталось. Сейчас родители, конечно, больше тревожатся, по любому поводу мне пишут. Я их понимаю, но каждый раз прошу оставить ребенка в покое — он точно справится, дайте ему время. Лучше почитайте или погуляйте вместе. Уроки в школе будет учить.

Но почему же сегодня вопрос о том, делать ли домашнюю работу с ребенком, так актуален? Психологи уверены, что главная причина — изменение подходов к родительству. Сегодня родители в принципе больше вовлечены в жизнь детей, им не столько важен результат обучения, сколько моральное состояние ребенка, его комфорт. Но психологи предупреждают — во всем важно искать баланс.

Психолог

Часто ко мне приходят родители учеников уже средних классов с запросом — ребенок несамостоятельный, как это исправить. Начинаем разбираться, за что ребенок отвечает, оказывается, ни за что — портфель складывает мама, домашку по вечерам узнает папа, бабушка сидит с ним эти домашние задания делает. Это, конечно, замкнутый круг: ребенок несамостоятельный, поэтому за него все делают близкие, из-за этого он самостоятельным не становится. Конечно, родители должны заботиться о ребенке и переживать за него, он должен всегда понимать, что может обратиться за помощью. Но не забывайте, что, делая все за ребенка, вы лишаете его приобретения опыта путем наступления естественных последствий. А это очень опасно — для всех членов семьи.

7 слайд

Чек-лист: как помочь ребенку с учебой и не навредить

Итак, помогать ребенку с домашним заданием (не делать за него, а именно помогать) можно и даже иногда нужно. Но при этом важно постепенно передавать ученику ответственность за обучение, видеть, где он уже может справиться сам, а где пока что можно «подстелить соломку». Задача родителей — обеспечить условия для обучения и дать ребенку возможность принимать самостоятельные решения. Как это сделать?

  1. Введите ответственность с первых дней. Конечно, первоклассник, который еще с трудом читает и только разбирается с устройством школьной жизни, может не запоминать, что ему задали, ошибаться, путать учебники и тетради. Дайте ему сделать то, что у него точно получится — например, попросите достать нужную тетрадь и приготовить рабочее место. Пускай сам решит, какое задание он будет делать первым.

8 слайд

  1. Используйте таймер. Перерывы важны по двум причинам: они помогают ребенку концентрироваться на задаче определенное количество времени и не отвлекаться. А еще учат следить за временем. Детям в начальных классах можно ставить таймер на 20-25 минут, потом постепенно увеличивать интервал.

9 слайд

  1. Помните, что помощь не должна быть постоянной. Договоритесь, что ребенок сначала попробует выполнить задание сам, только потом, если ему что-то непонятно, обратится к вам. Будьте рядом — работайте, вышивайте, мойте посуду. Но будьте готовы ответить на вопрос. Показывайте, что и вы тоже заняты. Но вы рядом и готовы помочь. И что важно — верьте, что он справится.

10 слайд

  1. Не бросайте ребенка с невыполнимой задачей. Конечно, преодоление сложностей — важная составляющая любого обучения, но здесь важно понимать, когда ребенок ленится, а когда ему действительно необходима поддержка. Если он останется один на один с непосильной задачей, есть риск, что он разочаруется в себе и потом не захочет браться за учебу. Возможно, от вас и не требуется полного вовлечения — достаточно уделить 5-10 минут, чтобы вывести ребенка из тупика.

11 слайд

  1. Отпустите вовремя. Не менее важно уловить момент, когда ребенок понимает, что делать и помощь ему точно не требуется. Если вы продолжите на этом этапе делать вместо или вместе, это плохо скажется на дальнейшей учебе.

12 слайд

  1. Придумайте ритуал. Это может быть что угодно — убрать игрушки, сделать зарядку, послушать подкаст или песенку. Это как ванна и книжка перед сном — они помогают организму настроиться и понять, что сейчас начнется определенный этап дня.

13 слайд

  1. Найдите подходящий режим. Кто-то советует делать домашние задания сразу после школы, кто-то — до или после кружков, или вообще, когда ребенку захочется. Единого совета тут быть не может: все зависит от ресурсов ученика и его расписания. Если ребенок несильно устает в школе, можно уделить время урокам сразу. Если после школы он хочет спать или просто валяться — дайте ему такую возможность. Здесь главное — постоянство. Выберите конкретное время, когда ребенок садится за уроки, и не отступайте от графика.

14 слайд

  1. Дайте свободу выбора. Дети начинают хитрить уже в первом классе: «Мам, стихотворение надо просто прочитать, а не выучить», «Да нет, сегодня ничего не задали!». Здесь два совета — не ругайте и найдите причину. Почему он не хочет сегодня выполнять домашнее задание? Устал? Просто ленится? Ему сложно даются примеры? В любом случае дайте ему эту свободу выбора (даже если учительница написала, что стихотворение надо учить): «Считаешь, что надо просто прочитать? Хорошо. Но подумай, какие последствия могут быть, если ты не выучишь? Ты к ним готов?».

15 слайд

  1. Не ссорьтесь. Конечно, не всегда у родителей хватает терпения и ресурсов. Такое бывает, это нормально. Но это не должно отражаться на ребенке и ваших с них отношениях. Попробуйте придумать сигнал, который будет означать, что вы сейчас злитесь и не можете продолжать: выйдите в другую комнату, отвлекитесь на полчаса, просто сходите прогуляться вместе с ребенком. Говорите о своих эмоциях: «Я расстраиваюсь, что у нас не получается решить эту задачу. Давай сделаем перерыв, а потом вернемся к ней снова».

16 слайд

Помогать ребенку с уроками в начальных классах — это нормально. На первых порах детям важно чувствовать поддержку и заинтересованность взрослых на новом для всех этапе. Задача родителей — продемонстрировать готовность помочь, но при этом вселить уверенность и веру в свои силы. Главное — понять, что уроки с ребенком — это не навсегда. Если помогать правильно, в скором времени ребенок будет делать уроки сам, вам останется только проверить.