Взаимодействие с родителями
Взаимодействие с родителями
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
План воспитательной работы 3А класса | 46.44 КБ |
Памятка для родителей "Нужно ли помогать ребенку с домашним заданием?" | 24.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарный план воспитательной работы с классным коллективом на первое полугодие 2023-2024 учебного года
Содержание
- Цель воспитательной работы школы.
- Цель и задачи воспитательной работы класса.
- Характеристика 3 А класса.
- План воспитательной работы класса на 2023 - 2024 учебный год.
- План работы с родителями.
- План работы с трудными детьми.
- Принципы воспитания.
- Ожидаемые результаты.
1.Цель воспитательной работы школы.
2. Цель : Создание условий, способствующих развитию интеллектуальных, творческих, личностных качеств учащихся, их социализации и адаптации в обществе.
Задачи:
- развитие патриотических взглядов: использование различных форм работы этнокультурной и патриотической направленности для воспитания гражданского чувства школьников, уважение к своему народу, привязанность, тягу к месту своего рождения, формирование гражданской позиции учеников: «Я – Россиянин», развития познавательных интересов, потребностей в изучении культурно – исторических традиций малой родины;
- формирование морально-нравственных качеств;
- формирование физически здоровой личности: участие в физкультурно-оздоровительных мероприятиях школы и класса, подвижные игры на свежем воздухе, экскурсии, проведение физ. минуток и индивидуальные беседы с детьми о «ЗОЖ»;
- формирование коллектива: уважительное отношение к окружающим людям, желание помогать.
3. Характеристика класса
Во 3 классе 27 учеников: девочек – 12, мальчиков – 15. Дети подвижны, импульсивны, жизнерадостны. Любят подвижные игры, спортивные соревнования, умеют договариваться, самостоятельно организовывать игры. Ребята посещают различные спортивные и танцевальные секции, музыкальную и художественную школы, внеурочную деятельность.
Все обучающиеся прилежны, опрятны, соблюдают Положение о внешнем виде обучающихся, обеспечены учебниками и необходимыми школьными принадлежностями. Это позволяет сделать вывод, что родители позаботились о своих детях, а так же серьезно относятся к здоровью своих детей.
Утверждаю
Директор МБОУ «СШ №30 с углубленным
изучением отдельных предметов»
____________Е.Ю. Колышкина
«____»____________2022г.
План
воспитательных мероприятий на 2023 - 2024 учебный год
классного руководителя Давлетшиной Наили Закариевны(ФИО)
3 А__класса
КАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ
2023 год – Год педагога и наставника
Месяц Модуль | СЕНТЯБРЬ | ОКТЯБРЬ | НОЯБРЬ | ДЕКАБРЬ | ЯНВАРЬ |
Классное руководство | 1 сентября: День Знаний 3 сентября: День солидарности в борьбе с терроризмом. Неделя безопасности Месячник безопасности (профилактика дорожной и пожарной безопасности, разработка схемы маршрута «Мой безопасный путь в школу»). | 1.Участие в онлайн –олимпиаде– учи.ру 2.Конкурс «Мисс и мистер Осень». 1 октября: День пожилых людей 4 октября: День защиты животных 5 октября: День Учителя 15 октября: День отца 25 октября: День школьных библиотек | 4 ноября: День народного единства 16 ноября: День толерантности 26 ноября: День матери в России . | 3 декабря: Международный день инвалидов 3 декабря: День неизвестного солдата 5 декабря: Битва за Москву, Международный день добровольцев 6 декабря: День Александра Невского 9 декабря: День Героев Отечества 10 декабря - 92 года Ханты-Мансийскому автономному округу 12 декабря: День Конституции Российской Федерации 26 декабря: День 2-ой гвардейской армии | 1.«Освобождение Ленинграда от блокады» (просмотр фильма) |
Урочная деятельность | 1.Участие в онлайн – олимпиаде (математика) – учи.ру 2.«Правила поведения на уроке и в школе» (беседа) | 1.Участие в онлайн – олимпиаде (Безопасные дороги) – учи.ру 2.«Правила поведения со сверстниками и педагогами» (беседа) | 1.Участие в онлайн – олимпиаде (русский язык) – учи.ру 2.«Правила поведения в столовой» (беседа) | 1.Участие в онлайн – олимпиаде (литературный кружок) – учи.ру 2.«День спасателя» | 1.Участие в онлайн – олимпиаде (окружающий мир) – учи.ру 2.«Рождество Христово» |
Внеурочная деятельность | 1.День знаний «Зачем я учусь?» 2.Наша страна – Россия «Где мы живём?» 3.165-летие со дня рождения К. Э. Циолковского «Мечтаю летать» 4.День пожилых людей «Традиции моей семьи» | 1.День учителя «Если бы я был учителем» 2.День отца «Отчество – от слова «отец» 3.День музыки «Я хочу увидеть музыку» 4.Традиционные семейные ценности «Я и моя семья» | 1.День народного единства «Что такое единство народа?» 2.Мы разные, мы вместе «Память времён» 3.День матери «Самое главное слово на земле» 4.Символы России: Государственный гимн, герб, флаг «Какие в нашей стране есть символы?» | 1.День добровольца «Если добрый ты, это хорошо» 2.День Героев Отечества «С чего начинается Родина…» 3.День Конституции «Где записаны права человека?» 4.Рождество «Светлый праздник Рождества» | 1.Новый год. Семейные праздники и мечты Умеем ли мечтать? 2.Цифровая безопасность и гигиена школьника «Виртуальный я – что можно и что нельзя?» 3.День снятия блокады Ленинграда «…осталась одна Таня…» 4.Великие люди России: К. С. Станиславский «Мы идём в театр. А что это значит?» |
Работа с родителями | 1.Родительское «Организационное собрание» 2.Заседание родительского комитета | 1.«Трудности адаптации первоклассников к школе», родительское собрание. | 1.Индивидуальные беседы с родителями. 2.Работа с родительским комитетом по подготовке к новому году | 1.Родительское собрание «Эмоции положительные и отрицательные» | 1.Индивидуальные беседы с родителями |
Самоуправление | Командир класса-Шилов Давид Староста класса –Гусамова Арина. Редколлегия -Козырева Настя, дежурные (по списку очередность), культмассовый сектор – Мусина Элина,Зуйков Макар. | Подготовка реквизитов для выступлений на сцене, распределение обязанностей при подготовке к мероприятию, дежурство в классе и в коридоре, поддержание чистоты в классе, уборка посуды в столовой. |
| 1.Классное собрание "Мы вместе - Мы сила!". Итоги 2-ой четверти. | 1.Классное собрание «Наше общество». |
Профориентация | Знакомство с профессиями родителей. | 1.Экскурсия в библиотеку, знакомство с литературными произведениями. | 1.Виртуалная экскурсия на предприятие «Швейную фабрику». | 1.Интеракктивная игра «Угадай профессию» | 1.Познавательная игра «Разнообразие профессий» |
Основные школьные дела | 1.День знаний. Первый урок – «Первый раз – в первый класс». 2.Урок «Основы безопасности жизнедеятельности» (урок подготовки детей к действиям в условиях различного рода чрезвычайных ситуаций). 3.Информационный классный час «Урок мужества», посвященный дню борьбы с терроризмом 3 сентября. 4.Беседа «Славные символы нашей Родины» (на уроке окружающего мира). | 1.Беседа «В мире книг». 2.Беседа на экологическую тему «Береги воду». 3.День учителя (праздничный концерт) 4. Выставка поделок из природного материала «Осенний вернисаж» 5.Посвящение в первоклассники | 1.День народного единства Презентация «В единстве сила» 2. День Матери Беседа «Мамочка в нашей жизни» | 1.Урок «Права человека». 2.Урок мужества «О Дне неизвестного солдата – 3 декабря». 3.Классный час «Живая память» (День героев Отечества) 4.Акция «Подари снежинку школе» | 1.Квест «Рождественское чудо» 2.Спортивная эстафета «Здоровые дети – сильная страна» |
Школьные и социальные медиа | 1.Оформление стенда по прочитанным произведениям А.С.Пушкина. | 1.Оформление открыток ко Дню пожилого человека; 2.Создание видеоролика ко Дню отца. 3.Выставка портретов пап. | 1.Конкурс рисунков ко Дню матери; 2.Создание видеоролика ко Дню матери; 3. Подарки своими руками. | 1.Выпуск стенгазеты, посвященной героям Отечества 2. Оформление Новогодней стенгазеты (вместе с родителями). 3.Оформление кабинета на новый год. | |
Детское общественное объединение | 1.Мониторинг занятости учащихся класса в детских общественных объединениях вне лицея 2.Классный час «Что такое РДШ?» 3.Игра –викторина «В мире сказок». | 1.Игра «Правила настоящих друзей» 2. Праздник «Мы такие разные, но мы вместе», посвященный Дню рождения РДШ (29 октября) | 1.Экскурсия в школьную библиотеку «Встреча с интересным эрудитом–книгой». 2.Знакомство с новыми авторами и произведениями. | 1.Беседа «Доброволец –это доброе сердце» 2.«Мастерская Деда Мороза…» 3.Подарки своими руками близким на новый год. | 1. Квест «Сто затей для всех друзей» 2.Спортивная игра «Весёлые старты» |
Экскурсии, экспедиции, походы | |||||
Профилактика и безопасность | 1. Классный час «Кто и что меня защищает. Правоохранительные органы, документы». | 1.Викторина «Азбука безопасности» 2. Классный час «Этикет. Культура поведения в общественных местах». | 1. Классный час на тему: «Мы за ЗОЖ» . | 1.Инструктаж «Правила безопасного поведения на зимних каникулах» | 1.Беседа «В здоровой семье – здоровые дети» 2.Классный час «Безопасность человека в чрезвычайных ситуациях». |
Организация предметно-эстетической среды | 1.Оформление классного уголка и уголка по безопасности. | 1.Выставка рисунков «Папа мой самый лучший». 2. Мама лучше всех на свете. | 1.Выставка поделок из природного материала, посвященная «Дню матери», на новый год. | 1.Операция «Дизайнер» (оформление кабинетов) новогоднее настроение. | 1.Экскурсия в Художественное училище на мастер-класс «Новогодняя игрушка». |
Социальное партнерство | 1.Встреча с героями из новогоднего леса. | 1.Фотографирование класса 2.Беседа «Здоровые зубы и правильное питание». | Мастер-класс «Открытка Деду Морозу» | ||
Мы- дети Югры! | Знакомство с авторами ХМАО | Конкурс стихов . | Викторина «Животные и растения моего региона». | Празднование Нового года в Югре. | Празднование Рождества. |
Месяц Модуль | ФЕВРАЛЬ | МАРТ | АПРЕЛЬ | МАЙ | ИЮНЬ |
Классное руководство | 1.Конкурс сочинений, посвящённых Дню защитника Отечества «Память в наших сердцах жива». 2.Конкурсная программа к 23 февраля «А, ну-ка, мальчики!» 3.«Чем можно гордиться в наше время» (классный час). 4. Экскурсии «Все профессии важны» (в столовую, библиотеку, медкабинет, кабинеты химии, биологии). 5. Ведение индивидуальной карты занятости. 6. Ведение портфолио с обучающимися класса. 7. Работа в классных коллективах в соответствии планов. 8. Участие в мероприятиях разного уровня и различной. 9. Работа по плану РДШ. | 1.Беседа «Всемирный день гражданской обороны» 2.Конкурсная программа «Наши девочки лучше всех!» 3.«Наши мамы» (семейный праздник). 4.Ведение индивидуальной карты занятости. 5.Работа в классных коллективах в соответствии планов. 8. Участие в мероприятиях разного уровня и различной. 9. Работа по плану РДШ. 10. Информационное оповещение родителей через сайт школы, ВК, социальные сети. 11. Участие в акциях: «Бумажный бум». | 1.День здоровья «Как сохранить хорошее зрение» 2.Гагаринский урок «Вы знаете, каким он парнем был». 3.«Друг в моей жизни» (классный час). 4. Проведение классных мероприятий «Профессии наших родителей» презентации. 5. Ведение индивидуальной карты занятости. 6. Ведение портфолио с обучающимися класса. 7. Работа в классных коллективах в соответствии планов. 8. Участие в мероприятиях разного уровня и различной. 9. Работа по плану РДШ. 10. Участие в акциях: «Бумажный бум». | 1.«Праздник весны и труда» (конкурсная программа) 2.«Годы великого мужества» (классный час) 3.Ведение индивидуальной карты занятости. 4. Ведение портфолио с обучающимися класса. 5. Работа в классных коллективах в соответствии планов. 6. Участие в мероприятиях разного уровня и различной. 7. Работа по плану РДШ. 8. Информационное оповещение родителей через сайт школы, ВК, социальные сети. 9. Участие в акциях: «Бумажный бум». | 1.Международный день защиты детей. День России.
|
Урочная деятельность | 1.Участие в онлайн – марафоне Учи.ру 2. Участие в онлайн – олимпиаде Учи.ру,Якласс | 1.Участие в онлайн – марафоне Учи.ру 2. Участие в онлайн – олимпиаде Учи.ру, Якласс | 1.Участие в онлайн – марафоне Учи.ру 2. Участие в онлайн – олимпиаде Учи.ру, Якласс | 1.Участие в онлайн – марафоне Учи.ру 2. Участие в онлайн – олимпиаде Учи.ру Якласс | 1.Участие в онлайн – марафоне Учи.ру 2. Участие в онлайн – олимпиаде Учи.ру, Якласс |
Внеурочная деятельность | Классные часы «Российские Кулибины», «Россия и мир», «Есть такая профессия – Родину защищать», «Поговорим о наших мамах». Веселые пятницы «Клетчатая пятница», «Красная пятница», «Морская пятница», «Комуфляжная пятница» | Классные часы «Что такое гимн?», «Путешествие по Крыму», «Я иду в театр», «О жизни и подвиге Юрия Гагарина». Веселые пятницы «Цветочная пятница», «Пятница галстуков и бабочек», «Профессиональная пятница», «Домашние тапочки» | Классные часы «Память прошлого», «Заповедники России», «День труда. Герои мирной жизни», «Дети – герои Великой Отечественной войны». Веселые пятницы «Космическая пятница», «День разноцветных носочков», «Цирковая пятница», «Всемирный день танца» | Классные часы «День детских общественных организаций», «Мои увлечения», Веселые пятницы «Патриотическая пятница», «Весенняя пятница», «Гороховая пятница», «Летняя пятница» | |
Работа с родителями | 1. Индивидуальные беседы с родителями (о поведении на уроках и на переменах, об успеваемости) 2.Антинаркотическая акция «Родительский урок». 3.Заседание РК «Профилактика правонарушений». | 1. Участие родителей в управляющем совете школы 2. Родительское собрание. 3. Индивидуальные беседы с родителями (о поведении на уроках и на переменах, об успеваемости) | 1. Индивидуальные беседы с родителями (о поведении на уроках и на переменах, об успеваемости) | 1. Участие родителей в управляющем совете школы 2. Родительское собрание «Итоги второго года обучения» 3. Индивидуальные беседы с родителями (о поведении на уроках и на переменах, об успеваемости) | 1. Индивидуальные беседы с родителями (о поведении на уроках и на переменах, об успеваемости) |
Самоуправление | 1.Заседание актива класса. 2. Игра «Корзина грецких орехов». | 1. Классное собрание «Мои права и обязанности» | 1.Заседание актива класса | 1.Заседание актива класса по итогам учебного года 2. Классное собрание «Подведение итогов за год: каким стал наш класс» | |
Профориентация | 1.Классный час «Профессии наших пап» |
| 1.Викторина «В мире профессий». 2. Детские презентации «Экскурсия на работу к родителям». | 1.Фотовыставка «Профессии моей семьи». | |
Основные школьные дела | 1.Конкурсная игра «Богатырские забавы». 2.Турнир по перетягиванию каната. 3. Турнир с использованием скакалки. | 1.КТД «8 марта – праздник женский». 2. Мероприятия посвященные дню города (отдельный план). |
| 1.Акция «Георгиевская ленточка». 2.Неделя памяти «Великая Победа». 3. Проект «Боевые знамёна рассказывают». 4. День государственного флага РФ «Наша гордость и слава» (22.05) 5. День славянской письменности и культуры (24.05) 6.Праздник «Последний звонок». | 1.Организация досуговой деятельности пришкольного лагеря «Радуга» 2.Спортивное состязание«День защиты детей» 3.Акция «Цветы для школы» ( озеленение пришкольного участка) |
Школьные и социальные медиа | 1.Конкурс рисунков ко Дню Защитника Отечества. 2.Стенгазета: " Пословицы, поговорки о родном языке" | 1.Конкурс рисунков «Мамин день». | 1.Конкурс рисунков «Движение–жизнь!» 2.Стенгазета «Удивительный мир космоса». 3. Детские презентации «Экскурсия на работу к родителям». | 1.Выпуск стенгазеты, посвящённой военной тематике «Не смолкнет слава тех великих лет». 2. «С добрым утром, ветераны!» (изготовление открыток своими руками). | 1.Конкурс рисунков ко дню защиты детей 2.Конкурс рисунков по сказкам А.С.Пушкина |
Детское общественное объединение | 1.Спортивная игра«Книга рекордов школы» | 1.Игра по станциям «Путешествиев природу». | 1.Классный час «Традиции моей страны» 2.КТД«Мы–хранители памяти» | 1.Линейка «Мы вместе», посвященная Дню детских общественных объединений (19 мая). 2. Международный день семьи «День семейного счастья». | 1.Акция «С любовью к 30-й» (участие в мероприятиях детского объединения). |
Экскурсии, экспедиции, походы | 1. Пеший поход в Центральную библиотеку «Святочные гадания на Руси». |
|
| ||
Профилактика и безопасность |
Викторина.
|
Профилактическая беседа, просмотр видеороликов.
|
Практическое занятие на месте игровых комплексов.
| 1.«Что надо знать о перекрёстках и опасных поворотах транспорта». Интерактивное занятие в центре дополнительного образования «Автогородок». 2. «Что значит, соблюдать правила, законы и уставы». Профилактическая беседа с социальным педагогом лицея. Просмотр социальных видеороликов. 3. Правила поведения возле водоёмов. Просмотр социальных роликов. Обсуждение просмотренного материала. Изготовление агитационных плакатов. 4.Всемирный день здоровья. Спортивная викторина «Здоровье сгубишь – новое не купишь!». 5.Внимание, дети! (в том числе мероприятия, направленные на разъяснение условий безопасности дорожного движения в летнее время – безопасность во дворе, управляя СИМ (самокаты, роликовые коньки, гироскутеры, сигвеи и т.п.), вело и мототранспортнымисредствами. |
|
Организация предметно-эстетической среды | 1. Выпуск стенгазет с занимательной информацией из области различных наук «День российской науки». 2. Оформление класса и школы плакатами, посвященными Дню защитника Отечества. 3. Фотовыставка «Мой папа – защитник Отечества» | 1. Событийный дизайн кабинета и школы, посвященный Международному женскому дню. | 1. Выпуск агитационных плакатов «Здоровье сгубишь – новое не купишь!». 2.Фотостенд «Россия - космическая держава». 3. Инсталляция для урока города «Профессии героев труда Нижневартовска». | 1. 9 мая- День Победы». 2. Подготовка и высадка цветочной рассады для разбивки газонов и клумб на территории школы. | 1. Создание библиотеки открытого доступа «Пушкин для детей» 2. Событийный дизайн окон лицея «День России и День города» |
Социальное партнерство | 1.Акция «Каждой пичужке - кормушку» 2. Посещение Центральной библиотеки | 1.Беседа инспектора ПДН по профилактике правонарушений | 1.Акция «Соберём. Сдадим. Переработаем» 2. Общероссийская акция «Весенняя неделя добра». | 1.Акция «Добрая крышечка» | 1.Тематические экскурсии в «Краеведческий музей» |
Мы — дети Югры! | Участие в мероприятиях, поясвященных Югре | Участие в мероприятиях, поясвященных Югре | Участие в мероприятиях, поясвященных Югре | Участие в мероприятиях, поясвященных Югре | Участие в мероприятиях, поясвященных Югре |
Предварительный просмотр:
Нужно ли помогать ребенку с домашним заданием
для родителей учащихся 1- 4 класса
УМК любой
UCHi.RU Журнал по материалам статьи Кристины Манасарян
Нужно ли помогать ребенку с домашним заданием
1 слайд
Как правильно построить процесс выполнения домашних заданий, чтобы мотивировать ребенка делать это самостоятельно:
Должны ли родители делать домашнее задание с ребенком? Как же сделать так, чтобы всем участникам образовательного процесса было комфортно? Попробовали разобраться.
(Материал подготовлен при помощи экспертов: учителей начальных классов Надежды Щевелевой и Натальи Ивановой, психолога Юлии Александровой и родителей учеников начальных классов)
2 слайд
Мнение родителей
Суть домашних заданий в начальной школе — повторить пройденный в классе материал. То есть дети должны справляться с такими заданиями сами — ведь сегодня или не так давно они делали то же самое в классе, осталось только закрепить полученные навыки. Но не всегда у детей, особенно в начальных классах, получается сразу взять на себя ответственность за выполнение домашних заданий. Происходит это по нескольким причинам:
- В 6-7 лет у школьника еще не сформировано до конца произвольное внимание: то есть не всегда у него получается что-то делать, потому что надо, а не потому что ему от этого весело. Ему физически может быть сложно заставить себя сесть за уроки и не отвлекаться.
- Сами задания составлены так, что требуется помощь родителя: сделать доклад, найти что-то в интернете, собрать на улице листочки.
- Сложности с выполнением задания. Возникнуть они могут по разным причинам: у ребенка не все получается, на уроке что-то его отвлекло и он не понял тему или пропустил урок по болезни и теперь не знает, как решить пример или записать предложение.
3 слайд
В итоге к выполнению домашних заданий подключаются родители. Для некоторых совместное выполнение домашних работ — один из способов лучше понять ребенка, разобраться со сложностями, которые возникают у него в учебе, для других родителей домашняя работа — это дополнительная нагрузка и повод для конфликтов.
Мама первоклассницы
Честно говоря, когда дочка шла в первый класс, я переживала за домашку. Читала много статей, что дети сидят за уроками по 4-5 часов, родители сидят с ними, все кричат и ссорятся. Но дочка учится уже полгода и у нас все спокойно: да, домашние задания есть, но она справляется сама, в крайнем случае — задает мне вопрос, если что-то непонятно. Но бывает такое редко. Я пока для себя решила, что моя задача — проконтролировать, сделала она уроки или нет. Но посмотрим, что будет дальше — возможно, задания станут сложнее и понадобится моя помощь. Я к этому морально готова.
4 слайд
Но бывает и так, что уже в первом классе домашка становится самым сложным испытанием в школьной жизни — и для ребенка, и для родителей. Почему? Здесь есть много нюансов: слишком сложная программа, с которой ребенок не справляется, высокая нагрузка с кружками и дополнительными заданиями, пропущенная когда-то тема, которую с учеником никто не проработал. Бывает и так, что ребенок просит о помощи с домашним заданием просто потому, что хочет больше времени проводить с родителями, ему важно получить от них какие-то эмоции.
Отец третьеклассника
У меня двое детей и я считаю, что домашняя работа — это ответственность ребенка. Ну и учителя. Мне кажется, если я буду помогать сыну с домашним заданием, учитель не поймет, какие знания ученик усвоил, а какие — нет. Мы со старшим сыном сразу договорились, что за учебу он несет ответственность сам. Я могу купить карандаши, тетради и одежду, то есть обеспечить всем, что поможет ему учиться, а уж заниматься — его задача. Да, возникают у него сложности с учебой. Но это нормально. Без сложностей научиться нельзя.
5 слайд
Но что делать, если ребенок старается выполнять домашние задания, а у него раз за разом не получается? У педагога не всегда есть возможность заниматься с ребенком индивидуально, а пробелов в знаниях становится все больше и больше. Конечно, тогда на помощь снова приходят родители — даже вопреки своим желаниям. И дело здесь даже не в вероятности плохих оценок из-за отсутствия выполненных домашних заданий, а в чувствах ребенка, ведь чем больше у него не получается, тем меньше хочется учиться дальше и узнавать новое.
Мама первоклассника
Я была уверена, что ребенок будет делать домашнее задание сам. Я работаю в офисе, возвращаюсь домой поздно, у нас остается на общение с сыном 1,5-2 часа, поэтому тратить его на уроки мне совсем не хотелось. Сначала все шло по плану, а потом я поняла, что он не справляется: проверочные пишет плохо, к учителю подходить и задавать вопросы боится или стесняется, многое ему непонятно. Сели и вместе стали разбираться с тем, где есть проблемы. Теперь не каждый день, но часто делаем домашние задания вместе. Уверена, что есть дети, которые справятся и сами, без помощи и постоянного надзора. У нас пока не получается. Но для меня главное — чтобы ребенок себя уверенно чувствовал.
Мнения родителей по поводу выполнения домашних заданий вместе с детьми, конечно, очень разные. Кто-то уверен, что детям, особенно в первом классе, обязательно нужна поддержка мамы или папы, кто-то предпочитает сразу доверить уроки ребенку. А что же думают по этому поводу учителя и другие специалисты?
Мнение учителей и психологов
Важно отметить, что, согласно требованиям СанПиН, домашнее задание в первом классе лучше не задавать. Но это не значит, что учителя начальных классов не могут давать домашку: если директор школы издал приказ, который разрешает педагогам в первом классе задавать домашние задания и ставить оценки, эти форматы обучения становятся абсолютно законными. Тем не менее требования СанПиН так или иначе влияют на подходы педагогов к образованию и их мнение по поводу домашних заданий.
Учитель начальных классов
Я уверена, что в первом и последующих классах домашние задания нужны. Все, что не повторяется — умирает. Чтобы знания перешли в навык и долговременную память, повторение и закрепление просто необходимы. В первом классе задания сейчас носят рекомендательный характер и необязательны к выполнению, но количество часов на отработку навыка письма и чтения оставляет желать лучшего. Мне бы хотелось иметь «официальную» возможность задавать задания для отработки дома. Думаю, родители должны организовать выполнение домашнего задания и проконтролировать его. Всегда делать вместе не надо. Помогать при необходимости, конечно же, стоит. Еще я считаю, что родители могут за выполнение уроков поощрять, а за невыполнение — наоборот. Можно, например, ограничить развлечения, пока уроки не сделаны.
6 слайд
Но как же родителям совместить эти непростые роли — учителя и родителя? И главное — как все успеть? Ведь у родителей, помимо домашних заданий, есть и масса других проблем и вопросов, которые надо решить. Некоторые педагоги считают, что перед родителями не должны такие вопросы вставать: все-таки учеба — задача школы.
Учитель начальных классов
Вы знаете, я преподаю больше 20-ти лет. Никогда и мысли у меня не было, что родители должны делать вместе с детьми домашние задания. Всегда задаю на дом то, что ребенок может выполнить сам. Не может? Замечательно! Я пойму, что мы упускаем, постараюсь помочь. А если бы он с родителями делал уроки? Я бы и не узнала, что у него проблемы, что он примеры решать не умеет или подлежащее не понимает, куда спряталось. Сейчас родители, конечно, больше тревожатся, по любому поводу мне пишут. Я их понимаю, но каждый раз прошу оставить ребенка в покое — он точно справится, дайте ему время. Лучше почитайте или погуляйте вместе. Уроки в школе будет учить.
Но почему же сегодня вопрос о том, делать ли домашнюю работу с ребенком, так актуален? Психологи уверены, что главная причина — изменение подходов к родительству. Сегодня родители в принципе больше вовлечены в жизнь детей, им не столько важен результат обучения, сколько моральное состояние ребенка, его комфорт. Но психологи предупреждают — во всем важно искать баланс.
Психолог
Часто ко мне приходят родители учеников уже средних классов с запросом — ребенок несамостоятельный, как это исправить. Начинаем разбираться, за что ребенок отвечает, оказывается, ни за что — портфель складывает мама, домашку по вечерам узнает папа, бабушка сидит с ним эти домашние задания делает. Это, конечно, замкнутый круг: ребенок несамостоятельный, поэтому за него все делают близкие, из-за этого он самостоятельным не становится. Конечно, родители должны заботиться о ребенке и переживать за него, он должен всегда понимать, что может обратиться за помощью. Но не забывайте, что, делая все за ребенка, вы лишаете его приобретения опыта путем наступления естественных последствий. А это очень опасно — для всех членов семьи.
7 слайд
Чек-лист: как помочь ребенку с учебой и не навредить
Итак, помогать ребенку с домашним заданием (не делать за него, а именно помогать) можно и даже иногда нужно. Но при этом важно постепенно передавать ученику ответственность за обучение, видеть, где он уже может справиться сам, а где пока что можно «подстелить соломку». Задача родителей — обеспечить условия для обучения и дать ребенку возможность принимать самостоятельные решения. Как это сделать?
- Введите ответственность с первых дней. Конечно, первоклассник, который еще с трудом читает и только разбирается с устройством школьной жизни, может не запоминать, что ему задали, ошибаться, путать учебники и тетради. Дайте ему сделать то, что у него точно получится — например, попросите достать нужную тетрадь и приготовить рабочее место. Пускай сам решит, какое задание он будет делать первым.
8 слайд
- Используйте таймер. Перерывы важны по двум причинам: они помогают ребенку концентрироваться на задаче определенное количество времени и не отвлекаться. А еще учат следить за временем. Детям в начальных классах можно ставить таймер на 20-25 минут, потом постепенно увеличивать интервал.
9 слайд
- Помните, что помощь не должна быть постоянной. Договоритесь, что ребенок сначала попробует выполнить задание сам, только потом, если ему что-то непонятно, обратится к вам. Будьте рядом — работайте, вышивайте, мойте посуду. Но будьте готовы ответить на вопрос. Показывайте, что и вы тоже заняты. Но вы рядом и готовы помочь. И что важно — верьте, что он справится.
10 слайд
- Не бросайте ребенка с невыполнимой задачей. Конечно, преодоление сложностей — важная составляющая любого обучения, но здесь важно понимать, когда ребенок ленится, а когда ему действительно необходима поддержка. Если он останется один на один с непосильной задачей, есть риск, что он разочаруется в себе и потом не захочет браться за учебу. Возможно, от вас и не требуется полного вовлечения — достаточно уделить 5-10 минут, чтобы вывести ребенка из тупика.
11 слайд
- Отпустите вовремя. Не менее важно уловить момент, когда ребенок понимает, что делать и помощь ему точно не требуется. Если вы продолжите на этом этапе делать вместо или вместе, это плохо скажется на дальнейшей учебе.
12 слайд
- Придумайте ритуал. Это может быть что угодно — убрать игрушки, сделать зарядку, послушать подкаст или песенку. Это как ванна и книжка перед сном — они помогают организму настроиться и понять, что сейчас начнется определенный этап дня.
13 слайд
- Найдите подходящий режим. Кто-то советует делать домашние задания сразу после школы, кто-то — до или после кружков, или вообще, когда ребенку захочется. Единого совета тут быть не может: все зависит от ресурсов ученика и его расписания. Если ребенок несильно устает в школе, можно уделить время урокам сразу. Если после школы он хочет спать или просто валяться — дайте ему такую возможность. Здесь главное — постоянство. Выберите конкретное время, когда ребенок садится за уроки, и не отступайте от графика.
14 слайд
- Дайте свободу выбора. Дети начинают хитрить уже в первом классе: «Мам, стихотворение надо просто прочитать, а не выучить», «Да нет, сегодня ничего не задали!». Здесь два совета — не ругайте и найдите причину. Почему он не хочет сегодня выполнять домашнее задание? Устал? Просто ленится? Ему сложно даются примеры? В любом случае дайте ему эту свободу выбора (даже если учительница написала, что стихотворение надо учить): «Считаешь, что надо просто прочитать? Хорошо. Но подумай, какие последствия могут быть, если ты не выучишь? Ты к ним готов?».
15 слайд
- Не ссорьтесь. Конечно, не всегда у родителей хватает терпения и ресурсов. Такое бывает, это нормально. Но это не должно отражаться на ребенке и ваших с них отношениях. Попробуйте придумать сигнал, который будет означать, что вы сейчас злитесь и не можете продолжать: выйдите в другую комнату, отвлекитесь на полчаса, просто сходите прогуляться вместе с ребенком. Говорите о своих эмоциях: «Я расстраиваюсь, что у нас не получается решить эту задачу. Давай сделаем перерыв, а потом вернемся к ней снова».
16 слайд
Помогать ребенку с уроками в начальных классах — это нормально. На первых порах детям важно чувствовать поддержку и заинтересованность взрослых на новом для всех этапе. Задача родителей — продемонстрировать готовность помочь, но при этом вселить уверенность и веру в свои силы. Главное — понять, что уроки с ребенком — это не навсегда. Если помогать правильно, в скором времени ребенок будет делать уроки сам, вам останется только проверить.