Главные вкладки
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта
Выступление на тему "Организация исследовательской деятельности младших школьников"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
publichnoe_predstavlenie_opyta_raboty_shchemerovoy_l.a.doc | 88.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта
учителя начальных классов
Щемеровой Людмилы Алексеевны
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА | |
Тема инновационного педагогического опыта | Организация исследовательской деятельности младших школьников |
Актуальность и перспективность опыта (степень соответствия современным тенденциям развития образования, его практическая значимость) | Современная школа ориентирована на формирование у обучающихся широкого научного кругозора, общекультурных интересов, утверждение в сознании приоритетов общечеловеческих ценностей. Одна из главных задач начальной школы – создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребенка и формирование его активной позиции. В связи с этим возникает необходимость подготовки учащихся начальной школы к такой деятельности, которая учит размышлять, прогнозировать и планировать свои действия, развивает познавательную и эмоционально-волевую сферу, создает условия для самостоятельной активности и сотрудничества и позволяет адекватно оценивать свою работу. По новым образовательным стандартам вся учебная деятельность должна строиться на основе системно-деятельностного подхода, цель которого заключается в развитии и индивидуализации личности, а также в формировании мотивации к получению знаний. Ведущую роль для достижения цели должны играть активные творческие методы обучения, поэтому в настоящее время широкую популярность приобрели проектные и исследовательские методы. Главная задача данного направления - дать ученику возможность развивать интеллект в самостоятельной творческой деятельности, с учетом индивидуальных способностей и склонностей. Только при непосредственном участии обучающихся в реальной деятельности, в самостоятельной постановке проблем, выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов, запоминается и усваивается материал на 90%. |
Концептуальность (своеобразие и новизна опыта, обоснование выдвигаемых принципов и приемов) | Специфика исследовательской работы в начальной школе заключатся в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Работа по развитию исследовательских навыков может проходить на разных этапах урока и во внеурочной деятельности. Наибольший интерес у детей вызывает возможность установления межпредметных связей в процессе исследования. Дети – прирожденные исследователи, неутомимые и старательные. Только нужно по-настоящему увлечь их предметом исследования. Младшие школьники – возраст, когда дети готовы к открытию мира, они хотят учиться, но учиться активно, интересно, в деятельности добывая новое. Особенность организации исследовательской деятельности в начальной школе в том, что в ней могут принимать участие как сильные, так и слабые учащиеся. Просто уровень исследования будет разным. Исследовательский метод обучения предполагает организацию процесса поиска неизвестного, выработки новых знаний. Принципиальное отличие исследования от проектирования состоит в том, что исследование не предполагает создания какого-либо заранее планируемого объекта, даже его модели или прототипа. Результат проекта известен заранее, а результат исследования может быть непредсказуем. В своей работе руководствуюсь принципами организации исследовательской деятельности обучающихся: - принцип последовательности; - принцип поуровневости; - принцип временного развития; - принцип разнообразия; - принцип постоянного совершенствования. В первом классе трудно приступать к исследовательской деятельности, у детей наличие только ситуативного интереса. Поэтому в первом полугодии мы проводим подготовительный этап, в который включается: творческие работы учащихся (рисунки), устные рассказы, в которых дети с помощью учителя постепенно учатся анализировать, рассуждать, выделять главное. Работа по стандартам второго поколения предполагает исследовательскую и проектную деятельность по всем образовательным областям начальной школы, а особенно по окружающему миру. (Эти работы так и называются “Мои маленькие исследования” и идут по темам.) |
Наличие теоретической базы, опыта | Теоретической базой опыта являются работы классиков педагогики, изучение современной методической литературы. Дальнейшее развитие возможностей обучающегося может проходить в рамках включения его в исследовательскую работу по выбранному им направлению. Раннее приобщение детей к научно-исследовательской и поисковой деятельности позволяет наиболее полно определять и развивать интеллектуальные и творческие способности, причем не только в старшей школе, но и в начальной. В нашей гимназии в рамках научного общества учащихся функционирует секция «Юные исследователи». Научное общество учащихся имеет название, эмблему, а также разработано Положение, программа, план работы на год. Ежегодно в гимназии проводятся открытые научно-практические конференции, где успешно выступают мои ученики. Главные задачи учителя, который увидел искру исследовательского таланта в процессе индивидуальной работы с учеником: помочь ему выбрать тему предполагаемого исследования; определить круг проблем, подлежащих исследованию; стимулировать исследовательскую активность, поддерживать любознательность, желание получать новые впечатления, стремление экспериментировать, самостоятельно искать истину. |
Ведущая педагогическая идея | Способствовать становлению детской самостоятельности, инициативности и ответственности, формированию умения учиться. Исследовательская тактика ребенка – это не просто один из методов обучения. Это путь формирования особого стиля детской жизни и учебной деятельности. Он позволяет трансформировать обучение в самообучение, реально запускает механизм саморазвития. |
Оптимальность и эффективность средств | Исследовательская деятельность в начальной школе способствует общему развитию школьников, и непосредственно таких показателей мыслительной деятельности как умение:
Результаты детских исследований широко используются в процессе учебной и внеурочной деятельности – таким образом, дети имеют возможность убедиться в целесообразности проделанной работы. Приоритетным направлением работы становится создание психолого-педагогических условий, способствующих развитию и реализации способностей детей. Следует учитывать степень подготовленности каждого к исследовательской деятельности, интересы, научные склонности, способности и возможности. |
Результат педагогического опыта | Лучшие исследовательские работы защищаются учащимися на открытых гимназических конференциях. Организуя учебно-исследовательскую деятельность младших школьников, следую методологии. Поставленная проблема и обозначенная тема должны быть актуальными для ребенка, исследовательская работа должна выполняться им добровольно и обеспечена необходимыми оборудованием, средствами и материалами. Мной применяются следующие этапы метода исследования:
- исследования гипотезы путем наблюдения, эксперимента, теоретического анализа;
6. Презентация Как помочь ребёнку в выборе темы будущих исследовательских работ? Предлагаю ученику ответить на вопросы: -Что тебе интересно больше всего? -Чем ты хочешь заниматься в первую очередь (историей или литературой, математикой или познавать природу). -Чем чаще всего ты занимаешься в свободное время? -Что из изученного в школе тебе хотелось бы узнать более глубоко? Веду работу над обзором тем исследовательских проектов. Тем для исследования множество, только нужно уметь замечать все вокруг себя, стремиться узнавать новое и иметь желание докопаться до истины. Например: «Герои живут рядом», «Природа и человек», «Деревья нашего края», «Происхождение моей фамилии», «Исторические и культурные памятники города». Дети могут предложить свою тему. Работать над проектом можно группой, если интересы совпадают. Каждая работа в должна включать в себя:
В организацию исследования входят следующие действия обучающихся:
Под руководством учителя оформляется исследовательская работа Итогом работы является защита исследовательской работы на гимназической научно-практической конференции (выступление на 5-7 минут). Качество творческих работ оценивает экспертный совет - жюри. В его состав входят преподаватели кафедры « Педагогика и методика начального обучения» МГПИ им. М.Е.Евсевьева. Каждому члену совета выдаются оценочные листы, в которых фиксируются результаты выступления участников. Критерии оценки примерно следующие: - соответствие темы работы её содержанию, - актуальность, - содержание работы (владение специальной терминологией, глубина раскрытия темы и эрудиция автора), - последовательность и ясность изложения на основе глубокого осмысления изучаемой проблемы - оформление исследовательской работы - культура выступления участника конференции (умение привлечь внимание к проблеме, организовать взаимопонимание со слушателями с помощью речевого и интонационного оформления выступления, использование невербальных средств общения (мимика, жесты, позы) - умение вести дискуссию. По окончании конференции, все работы детей представляются на выставке. Каждый ребёнок может просмотреть проекты своих товарищей и поделиться своим опытом. Выставка пользуется огромным интересом у учащихся начальной школы. Победители и призёры и научно-практической конференции выступают со своими работами перед учениками начальных классов на уроках и классных часах, перед родителями. К организации исследовательской деятельности с детьми начальной школы нужен особый подход. Учителю нужно начать с себя, самому перестроиться. Но не надо бояться трудностей, и работа станет интереснее: дети должны идти «рядом», а не «позади», ищем истину вместе. Важно, чтобы ребёнок почувствовал ситуацию успеха, значимость выполненной работы. Результаты участия моих учеников на научно-практических конференциях:
|
Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте | Выступление «Организация исследовательской деятельности младших школьников». 28.03.2013г., МГПИ / Межрегиональный научно-практический семинар «Актуальные проблемы педагогики и методики начального образования». Материал размещен на сайте МОУ «Гимназия № 20» http://www.schoolrm.ru/schools/gim20sar/ |
Приложения, наглядно иллюстрирующие основные формы и приемы работы с учащимися. | Исследовательские работы учащихся на и презентации к выступлениям на НПК размещены на сайте МОУ «Гимназия № 20» http://www.schoolrm.ru/schools/gim20sar/ |