Внеурочная деятельность


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Шишовская средняя общеобразовательная школа

Рассмотрено на заседании ШМО
классных руководителей

протокол №____ от __________

Руководитель ШМО

_____________Шальнева О.М.

Принята

педагогическим советом МКОУ Шишовская СОШ

протокол №1  от 30.08.2016 г

«Утверждаю»

Приказ от 01.09.2016 г №___

Директор МКОУ ШишовскаяСОШ

______________Ковалёв А.Н.


Рабочая программа по внеурочной деятельности

   «Удивительный мир математики» 

для   5  класса

на 2016-2017 уч.год

Составитель:

                                                                                     учитель математики                                                                                                                                                

                                                                                     МКОУ Шишовская СОШ

                  Грибанова Т.И.

с. Шишовка, 2016 г.

                                                                 1.Пояснительная записка

Направление курса внеурочной деятельности:  общеинтеллектуальное


Цель программы
: формирование образованной и инициативной личности, владеющей системой математических знаний и умений.

Задачи программы:  

Обучающие:

  • обеспечить прочное и сознательное овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин;
  • обеспечить интеллектуальное развитие, сформировать качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые для полноценной жизни в обществе;
  • последовательное приобщение учащихся к справочной, энциклопедической литературе и развитие навыков самостоятельной работы с ней.

Развивающие:

  • развитие внимания, памяти, образного и логического мышления, пространственного воображения;
  • выявить и развить математические и творческие способности;
  • развитие мелкой моторики рук и глазомера.

Воспитательные:

  • воспитание интереса к математике;
  • расширение коммуникативных способностей детей;
  • формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.

 

Нормативно-правовая и документальная основа разработана в соответствии с Положением о внеурочной деятельности учащихся в МКОУ Шишовская СОШ.

Личностные и метапредметные результаты освоения курса.

Личностные результаты изучения программы:

- развитие любознательности, сообразительности при выполнении  разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

- развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности;

- воспитание чувства справедливости, ответственности;

- развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

Метапредметные результаты изучения программы

Познавательные УУД:

 уметь выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку, выбирать наиболее эффективные способы решения задач  в зависимости от конкретных условий;

Уметь пользоваться специальными справочниками,  энциклопедиями для поиска учебной информации об объектах, делать анализ объектов и их синтез,  выбор основания и критериев для сравнения, классификации объектов

 Регулятивные УУД:

принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию;

 контролировать и оценивать свои действия,  вносить соответствующие коррективы в их выполнение

 Коммуникативные УУД

планировать и координировать совместную деятельность с учителем и сверстниками;

выражать (с достаточной полнотой и точностью) свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

2.Содержание курса.

Содержание программы отвечает требованию к организации внеурочной деятельности: соответствует курсу «Математика», не требует от учащихся дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные математические факты, способные дать простор воображению.

 раздела

Разделы

Кол-во

часов

1

 Раздел 1. Удивительный мир чисел

8

2

Раздел 2. Мир занимательных задач

14

3

Раздел 3. Мир из геометрических фигур

13

Всего

 

35

Описание разделов курса

Раздел 1. «Удивительный мир чисел» 

История развития математики. Из истории чисел и цифр. Волшебные превращения цифр. Интересные приёмы устного счёта.

Виды цифр. Римская нумерация. Римские цифры от 1 до 100. Единицы времени: секунда, час, минута, сутки, месяц, год, век.

Работа с лентой времени, с книгой (определить номер главы), с этикетками изделий (определить размер изделия).

Ребус. Правила разгадывание ребусов: прибавление при чтении предлогов «от», «из», способ сложения букв, способ вычитания букв, нотные знаки. Что такое математический ребус. Решение математических ребусов.

Монеты в 1р., 2р., 5р., 10р., 1к., 5к.,10к. Купюры в 10р., 50р, 100р, 1000р. Размен монет и купюр. Покупка товара.

Раздел 2. «Мир занимательных задач»         

Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин). Задачи с некорректными данными, с  избыточным составом условия, нереальными данными. Составление аналогичных задач и заданий. Задачи на оперирование понятиями  «все», «некоторые», «отдельные». Задачи на установления сходства и соответствия. Задачи на установление временных, пространственных и  функциональных отношений. Задачи на комбинированные действия. Задачи на активный перебор вариантов отношений.

Выбор наиболее эффективных способов решения. Что такое олимпиада. Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру».

Использование знаково-символических средств, для моделирования ситуаций, описанных в задачах. Выбор наиболее эффективных способов  решения.

Раздел 3. «Мир из геометрических фигур»

Что такое геометрия. История развития геометрии. Взаимное расположение предметов в пространстве.

Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. Конкур рисунков по творческому заданию. Чертёжный угольник.

Практическое применение чертёжного угольника. Загадки о геометрических инструментах. Замкнутый и незамкнутые линии в созвездиях

Игра «Оцени величины предметов на глаз». Площадь прямоугольника. Площадь квадрата. Латинский алфавит.

Занимательные задания с геометрическими фигурами. Игра «Танграм». Изготовление игры «Танграм». Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Просмотр презентации «Танграм». Комбинация фигур в окружающем нас мире. Составление фигур из определенного количества палочек. Геометрический орнамент. Задачи на разрезание и складывание фигур. Геометрические головоломки. Замечательные кривые. Геометрия клеточной бумаги

Формы и виды организации внеурочной деятельности.  

Формы организации занятий:

коллективная;

групповая работа;

парная работа;

индивидуальная.

Методы:

словесный;

наглядный;

практический.

Формы занятий:

беседы, викторины;

игры (с ролевым акцентом, с деловым акцентом, социально моделирующие);

коллективные творческие дела;

выставки, конкурсы.

Виды деятельности:

игровая;

познавательная.

        


3.Календарно-тематическое планирование

Тема занятия

Кол-во часов

Дата

Раздел 1. Удивительный мир чисел ( 9 часов)

1

Вводное занятие. Путешествие в страну «Арифметика»

Инструктаж по ТБ.

1

 

2

Римские цифры

1

3

Римские цифры

1

4

Ребусы. Правила разгадывания ребусов

1

5

Ребусы. Решение математических ребусов

1

6

Монеты купюры. Размен монет и купюр.

1

7

Покупка товара.  Социально моделирующая игра «Я - покупатель».

1

8

Обобщение раздела «Удивительный мир чисел» (Проект. Стенгазета «Удивительный мир чисел»)

1

Раздел 2. Мир занимательных задач (14 часов)

9

Весёлые задачи. Задачи «Загадай число»  и «Отгадай число»

1

10

Эвристические задачи. Задачи на оперирование понятиями «все», «некоторые», «отдельно».

1

11

Эвристические задачи. Задачи на установление отношений

1

12

Логические задачи

1

13

Логические задачи

1

14

Занимательные задачи разных типов

1

15

Занимательные задачи разных типов

1

16

Занимательные задачи разных типов

1

17

Олимпиадные задачи. Задачи международной олимпиады «Кенгуру»

1

18

Олимпиадные задачи. Задачи международной олимпиады «Кенгуру»

1

19

Олимпиадные задачи. Задачи международной олимпиады «Кенгуру»

1

20

Олимпиадные задачи. Задачи международной олимпиады «Кенгуру»

1

21

Проект. Стенгазета «Удивительный мир задач»

1

22

Проект. Стенгазета «Удивительный мир задач»

1

23

Путешествие в страну «Геометрия». Игра «Одним росчерком». ТБ

1

24

Чертежные инструменты. Кроссворды и загадки о геометрических инструментах.

1

25

Геометрические фигуры: Окружность. Круг. Шар

1

26

Геометрические фигуры: Окружность. Круг. Шар

Игра «Нарисуй предмет из геометрических фигур»

1

27

Танграм. Дидактическая игра «Кто соберет быстрее».

1

28

Комбинация фигур в окружающем нас мире.

1

29

Составление фигур из определенного количества палочек

1

30

Геометрический орнамент.

1

31

Задачи на разрезание и складывание фигур.

1

32

Геометрические головоломки

1

33

Замечательные кривые.

1

34

Геометрия клеточной бумаги

1

35

 Проект «Фигуры и тела из бумаги»

1



Предварительный просмотр:

Директору МКОУ ___________________
___________________________________

____________________________________

(родителя, законного представителя)

                                                        заявление.
Прошу Вас организовать моего ребенка _____________________________

_ученика (цы) ____класса  

в рамках реализации части ООП ООО, формируемой участниками образовательных отношений, обучение на следующих учебных курсах:___________________________________________________________
__________________________________________________________________
и следующие занятия внеурочной деятельности:________________________
__________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Курсы ДО:_________________________________________________________
__________________________________________________________________
Сообщаю, что мой ребенок дополнительно занимается в _________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
                             
(указать  название детского объединения и учреждение) 
в количестве _____ часов в неделю.
С Уставом, правилами  внутреннего  распорядка муниципального казенного общеобразовательного учреждения ______________________средняя общеобразовательная школа ознакомлен(а)

«______»____________20___г.                                                    ____________

                                                                                                           (подпись родителя, законного представителя)



Предварительный просмотр:

Анкета для родителей "Внеурочная деятельность ученика"

Ф. И. ребенка:________________________________________________________________

Класс: _______________________________________________________________________

Ф. И. О. родителя: _____________________________________________________________

Направление внеурочной деятельности

Название курса

Ваш выбор

1.

Спортивно – оздоровительное

«Планета здоровья»

Подвижные игры

Во что играли в старину на Руси

Здоровьесберегающие пятиминутки

ОФП

2.

Общекультурное

«Искусство сцены»

«Чудеса аппликации»

«Школа красоты и грации»

«Юный художник»

«Очень умелые ручки»

«Школа мастеров»

«Керамика»

3.

Общеинтеллектуальное

«Введение  в мир профессий»

«Компьютерное Легоконструирование»

«Наглядная геометрия»

«Край в котором я живу»

«Хочу все знать»

«Занимательное естествознание»

«Растения вокруг нас»

«Шахматный клуб»

«Математика и конструирование»

4.

Духовно – нравственное воспитание

«Юный патриот»

«Моя земля, моя Донщина»

«Патриотическое воспитание»

5.

Социальное направление

«Общественно полезный труд»

«Мой любимый город»

«Юный эколог»

«Я, ты, он, она – вместе дружная семья»

6.

Проектная деятельность:

«Планета Детство»

«Умники и умницы»

«История моей семьи»

7.

Ваше предложение



Предварительный просмотр:

Индивидуальная  карта занятости обучающегося __ класса во внеурочной деятельности            --------------------------

Ф.И.О.

обучающегося

Формы организации внеурочной деятельности (по направлениям)

Общий объём недельной нагрузки (в час.)

В том числе

спортивно-оздоровительное

духовно-нравственное

общеинтеллектуальное

общекультурное

социальное

Подвижные игры  

соревнования

турпоходы

Краеведение  1ч.

экскурсии

мероприятия

Грамотейк

Занимати

олимпиады

мероприятия

Весёлый карандаш

Весёлые нотки  

Мастерилк

мероприятия

выставки

Калейдоскоп

Трудовая деят.

школа

Вне школы

Школа + ДО

год



Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Шишовская средняя общеобразовательная школа

Рассмотрено на заседании ШМО
классных руководителей

протокол №____ от __________

Руководитель ШМО

_____________Шальнева О.М.

Принята

педагогическим советом МКОУ Шишовская СОШ

протокол №1  от 30.08.2016 г

«Утверждаю»

Приказ от 01.09.2016 г №___

Директор МКОУ ШишовскаяСОШ

______________Ковалёв А.Н.


Рабочая программа по внеурочной деятельности

   «Патриот» 

для   5  класса

на 2016-2017 уч.год

Составитель:

                                                                                     учитель математики                                                                                                                                                

                                                                                     МКОУ Шишовская СОШ

                  Грибанова Т.И.

с. Шишовка, 2016 г.

                                                                 1.Пояснительная записка

Направление курса внеурочной деятельности:  социальное

Цель программы: формирование нового гражданско-патриотического сознания, гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности и толерантности.

Задачи программы:

Обучающие:

- научится способам исследовательской деятельности, умению работать в группе;

- познакомить с историей и значением государственных праздников, государственных символов4

- сформировать внутреннюю потребность личности в постоянном самосовершенствовании.

Развивающие:

- Развивать ключевые компетенции обучающихся, социализацию обучающихся через организацию их участия в творческой, учебно- исследовательской деятельности, краеведческой и патриотической направленности;

- Развивать  познавательную, исполнительскую и творческую активность учащихся в процессе освоения  изучаемого материал

- Сохранять и развивать чувства гордости за свою страну, край, школу, семью;

Воспитательные:

- Сформировать основные гражданско-патриотические понятия;

-  Воспитывать интерес учащихся к содержанию мероприятий  патриотической направленности,  любви к малой Родине, национальной культуре. 

- Воспитывать  у детей  чувства патриотизма, уважения к воинам, связи нашего героического прошлого с современностью;

-   Воспитывать  любви и уважения к родному селу, ее героям

-   Воспитывать у детей чувства гордости и уважения к истории и культуре Отечества, обычаям и традициям родного края

Нормативно-правовая и документальная основа разработана в соответствии с Положением о внеурочной деятельности учащихся в МКОУ Шишовская СОШ.

Личностные и метапредметные результаты освоения курса.

Личностные результаты изучения программы:

- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (исторических, социальных, культурных  и др.) их происхождении и назначении;

- формирование у детей   правильной  картины мира через раскрытие  патриотических понятий, обеспечение познания особенностей региона, места проживания и создание условий для успешной адаптации в микросреде;

- формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (Родина, гражданин, патриот, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом; формирования коммуникативной,  этической, социально-гражданственной компетентности школьников.

Метапредметные результаты изучения программы

Познавательные УУД:

- способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи; самостоятельно преобразовывать познавательную задачу в практическую;

 -  реализациЯ проектно-исследовательской деятельности;

 - научится проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;

 - научится осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

 Регулятивные УУД:

 - научится целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;

 - научится самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в рассматриваемом  материале;

 - научится планировать пути достижения целей;

- научится устанавливать целевые приоритеты.

Коммуникативные УУД:

- умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы  в  их  выполнение на  основе оценки  и учёта  характера ошибок,  проявлять  инициативу  и самостоятельность в обучении;

- способность к  осуществлению  логических  операций сравнения, анализа, установлению аналогий,  отнесению  к  известным понятиям;

- умение сотрудничать с педагогом и  сверстниками  при решении различных задач, принимать на себя ответственность за результаты своих действий;

мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к традициям, истории и духовным ценностям;

- любовь к Родине, активность  и заинтересованность в познании мира как гражданина своей страны;

  - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

  - задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером

2.Содержание курса.

 раздела

Разделы

Кол-во

часов

1

 I. Я – Гражданин Российской Федерации

5

2

II. Словарь патриотических слов

4

3

III. «Отечества достойные сыны»

7

Всего

16

Описание разделов курса

Раздел 1. Я – Гражданин Российской Федерации. Россия -  наша Родина. Москва – столица Российского государства. Символы государства (герб, флаг, гимн). История появления символов.   Малая Родина ребенка – это и природа, которая его окружает, семья, дом, школа, это памятные места родного города. Родной край: Воронеж, Бобров, Шишовка. Достопримечательности. Люди и их занятия. История села. Село в наши дни. Знакомство с улицами села. Правила поведения на улицах.

Раздел 2. Словарь патриотических слов

Патриот. Значение этого слова в нашей жизни. Что значит быть патриотом своей страны. Чем мы с вами можем помочь своей стране?

Раздел 3. «Отечества достойные сыны»

Каждый человек, имеющий Родину – счастливый. Россия - родина моих предков. Богата Россия своей природой: лесами, реками, озерами. В России много красивых сел, деревень, городов и древних, и новых. Но самое главное богатство заключается в людях, трудолюбивых, гостеприимных, мужественных, героических, творческих и отзывчивых. Мы должны сохранить память о героях своей Родины, творить добро, приносить радость друг другу, жить дружно, чтобы наша страна была всегда сильной.

Знаменитые люди нашей страны и нашего села. Защитники Родины в моей семье.

Формы и виды организации внеурочной деятельности.  

Формы организации занятий:

коллективная;

групповая работа;

парная работа;

индивидуальная.

Методы:

словесный;

наглядный;

практический.

Формы занятий:

беседы,  коллективные творческие дела, конкурсы рисунков, экскурсии.

Виды деятельности:

игровая; познавательная.

3.Календарно-тематическое планирование

Тема занятия

Кол-во часов

Дата

I. Я – Гражданин Российской Федерации

1

Россия - Родина моя. Символы государства – герб и флаг. Гимн России.  

1

 

2

Родной край – частица России.

«Знай и люби свой край»

1

3

Конкурс рисунков (стенгазет) «Моё родное село»  

1

4

Устный журнал «Шишовка  – моя малая родина»

1

5

Экскурсия «Наша улица».

1

II. Словарь патриотических слов

6

Смысл слова «Патриот». Цепочка патриотических слов

1

7

Я нашел значение  патриотического слова

( индивидуальный проект)

1

8-9

Словарь патриотических слов ( групповой проект)

2

III. «Отечества достойные сыны»

10

России славные сыны

1

11

Знаменитые люди нашего села

1

12

Урока мужества, посвящённый Дню Героев Отечества  

1

13-15

Мой папа – Защитник ( проект)

3

16

Подведение итогов работы по программе «Патриот». Мониторинг результатов.

1