Для учащихся
На этой странице вы найдете задания для учащихся по предмету, советы выпускникам, ссылки на материалы в сети Интернет и многое другое.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Материал для учащихся. Методики определения склонностей к выбору той или иной профессии. | 32.7 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИКА «ИЕРАРХИЯ ЖИЗНЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ» АВТОР Г. В. РЕЗАПКИНА.
Инструкция. Прочитайте утверждения и оцените, насколько они соответствуют вашим взглядам и убеждениям. Если соответствуют полностью – в бланке в клетке рядом с номером вопроса поставьте «+1», если не соответствуют «–1», если сомневаетесь – поставьте «0».
1. Я планирую выбрать профессию, которая не создаст мне проблем со здоровьем.
2. Я слежу за своим здоровьем (регулярно прохожу медосмотр, соблюдаю режим, диету, занимаюсь спортом).
3. Я очень боюсь заболеть или потерять физическую форму.
4. Я люблю читать статьи о новых методах лечениях и оздоровительных системах.
5. Мне нравится высказывание «Здоровье это не всё, но без него всё – ничто»
6. Я планирую выбрать высокооплачиваемую профессию.
7. Я ищу и нахожу возможные способы зарабатывания денег, чтобы не зависеть от родителей
8. За большие деньги я возьмусь за любую работу.
9. Я внимательно слежу за курсом валют и биржевыми новостями.
10. Мне нравится высказывание «Чтобы заработать на жизнь, надо работать. Но чтобы разбогатеть, надо придумать что-то другое».
11. Я планирую выбрать профессию, которая даст мне возможность заниматься творчеством.
12. Свободное время я пишу стихи и рассказы, сочиняю музыку, рисую, снимаю видео, играю в спектаклях, выступаю на концертах и т.д.
13. Друзья и знакомые высоко оценивают мое творчество.
14. Я часто бываю на выставках, спектаклях и концертах.
15. Мне нравится высказывание «Кто испытал наслаждение творчества, для того все другие наслаждения не существуют».
16. Я хочу выбрать профессию, которая позволит мне много времени уделять своей семье.
17. Я всегда выполняю просьбы родных о помощи по хозяйству.
18. Я могу отложить любые дела ради моих родных и близких.
19. Для меня очень важна поддержка моих родителей.
20. Мне нравится высказывание «Самое главное для меня – жизнь и здоровье тех, кого я люблю».
21. Я планирую выбрать профессию, которая обеспечит мой карьерный рост.
22. Я занимаюсь общественной работой, потому что это поможет мне в достижении моих целей.
23. Я стараюсь знакомиться с людьми, которые помогут мне в карьерном росте.
24. Я готов (а) бороться со своими конкурентами за «место под солнцем».
25. Мне нравится высказывание «Карьеру не сделаешь, карабкаясь по обшарпанным ступеням – нужно оказаться в лифте в подходящей компании».
26. Я планирую выбрать работу, смысл которой – помощь людям.
27. Я не могу пройти мимо человека, который просит о помощи.
28. Я испытываю жалость к бомжам и нищим.
29. Я принимаю участие в благотворительных акциях (донорство, сбор средств на лечение, помощь сиротам и т.д.).
30. Мне нравится высказывание «Если вы ищете способ сделать свою жизнь осмысленной, начните служить другим людям и помогать им».
31. Я планирую выбрать профессию, которая принесет мне известность.
32. Я хочу походить на моих кумиров (в спорте, политике, шоу-бизнесе, искусстве, науке и т.д.).
33. Мне нравится быть в центре внимания.
34. Я с интересом читаю статьи и смотрю передачи о жизни знаменитостей.
35. Мне нравится высказывание «Стремление к славе похвально и полезно для общества, так как побуждает людей совершать благородные деяния».
36. Я планирую выбрать профессию, которая не помешает мне иметь много свободного времени для отдыха и развлечений.
37. Я могу целями днями гулять, общаться с друзьями в инете и реале, смотреть телевизор.
38. Если бы у меня было много денег, я бы вообще не работал (а).
39. Мне нравятся развлекательные передачи.
40. Мне нравится высказывание «Я никогда не стою, если имею возможность сидеть, и никогда не сижу, если имею возможность лежать».
Обработка результатов
Сложите алгебраическую сумму в каждой из восьми колонок и запишите полученные числа в нижних клетках рядом с римскими цифрами.
–5-(–3) – отвергаемая ценность
–2-0 – низкая значимость ценности
1-3 – умеренно значимая ценность
4-5 – значимая ценность
Восемь римских цифр в нижних клетках соответствуют восьми жизненным ценностям, все эти жизненные ценности в разной степени значимы для каждого человека.
I. Здоровье. Хорошее здоровье – важный фактор полноценной жизни и успешной профессиональной карьеры. Здоровый образ жизни и отсутствие вредных привычек помогают человеку достичь своих целей, хотя само здоровье не является самоцелью. Здоровье как жизненная ценность особо значима для людей, имеющих серьезные заболевания, а также для мнительных людей.
II. Материальная обеспеченность. Любая работа предполагает вознаграждение, которое зависит от квалификации специалиста, опыта работы и профессиональных достижений. Диапазон заработной платы в разных сферах очень широк, поэтому люди, для которых зарплата – главный мотив труда, готовы за хорошее вознаграждение выполнять тяжелую, неприятную, неинтересную или опасную работу.
III. Творчество. Творчество – одна из высших жизненных ценностей. Традиционно к творчеству относят все виды деятельности, связанные с искусством, хотя творчество может проявляться в любой сфере. Людьми, для которых эта жизненная ценность была самой главной, сделаны величайшие открытия и созданы выдающиеся произведения искусства.
IV. Семья. Семья – это не только бабушки, дедушки, родители, братья и сестра, другие родственники, но и члены будущей семьи, продолжатели вашего рода. Крепость семейных связей, забота друг о друге, способность ставить интересы близких людей выше своих собственных во многом определяют психологическое здоровье и благополучие человека.
V. Карьера. Карьера (итал. carriera – бег) – продвижение вверх по служебной лестнице, которое для многих означает успех в жизни. Профессиональная карьера — рост знаний, умений, навыков. Внутриорганизационная карьера связана с продвижением в организации. Повышение по службе как самоцель может тормозить профессиональный рост специалиста, который рискует подняться до уровня своей некомпетентности (принцип Питера).
VI. Служение. Служение наряду с творчеством является высшей жизненной ценностью, отличающей духовно зрелых людей. Служение проявляется в способности жертвовать своими интересами ради интересов других людей, даже незнакомых, проявлять милосердие и сострадание, не ожидая награды или благодарности. Служение возможно в любой деятельности – науке, искусстве, образовании.
VII. Слава. Потребность в славе свойственна тщеславным, но неуверенным в себе людям, которым нужна постоянная поддержка в виде внимания со стороны окружающих. Хотя славу обычно связывают с людьми искусства, повышенная значимость этой жизненной ценности блокирует творческие способности, разрушает отношения с близкими людьми.
VIII. Отдых. Отдых и развлечения также необходимы для полноценной жизни, как и остальные жизненные ценности. Однако приоритет этой ценности над всеми остальными может свидетельствовать об эмоциональной незрелости или хронической усталости.
ОПРОСНИК ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ ГОТОВНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ К ВЫБОРУ ПРОФЕССИИ (подготовлен профессором В. Б. Успенским)
Цель: определение готовности учащихся к выбору профессии.
Ход проведения.
Учащимся предлагается прочитать утверждения и выразить свое согласие или несогласие с ними ответами «да» или «нет».
- Вы уже твердо выбрали будущую профессию.
- Основной мотив выбора - материальные интересы.
- В избранной профессии Вас привлекает прежде всего сам процесс труда.
- Вы выбираете профессиональное учебное заведение потому, что туда пошли учиться Ваши друзья.
- Вы выбираете место работы (учебы) потому, что оно недалеко от дома.
- Если Вам не удастся получить избираемую профессию, то у Вас есть запасные варианты.
- Вы читаете периодические издания, связанные с будущей профессией.
- Вам известны противопоказания, которые существуют для избранной профессии.
- Не важно, кем работать, важно, как работать.
- Вы думаете, что с выбором профессии не надо спешить, сначала следует получить аттестат.
- Вам известно, каких качеств, важных для будущей профессиональной деятельности, Вам не достает.
- Вы занимаетесь развитием профессионально значимых качеств.
- Согласны ли Вы с тем, что здоровье не влияет на выбор профессии?
- Учителя одобряют Ваш выбор будущей профессии.
- Вы знаете о неприятных сторонах будущей профессии.
- Вам удалось осуществить пробу сил в деятельности, близкой к будущей профессии.
- Вы консультировались о выборе профессии у психолога.
- Главное в выборе профессии - возможность поступить в профессиональное учебное заведение.
- Вы знаете об условиях поступления в выбранное учебное заведение.
- Вам известно о возможностях трудоустройства по избираемой профессии.
- Вы уверены, что родственники помогут Вам устроиться на работу (учебу).
- Вы знаете о возможных заработках у представителей избираемой Вами профессии.
- Если не удастся поступить в избранное учебное заведение, то Вы будете пытаться еще раз.
- Для правильного выбора профессии достаточно Вашего слова «хочу».
Обработка и интерпретация результатов.
Проставьте полученные варианты ответов в два столбца следующим образом:
I | II |
1. … 3. … 6. … 7. … 8. … 11. … 12. … 16. … 17. … 19. … 20. … 22. … 23. … | 2. … 4. … 5. … 9. … 10. … 13. … 14…. 15. … 18. … 21. … 24. … |
Подсчитайте в первом столбце сумму ответов «да», во втором - сумму ответов «нет». Сложите полученные суммы и определите уровень готовности школьников к выбору профессии по следующей шкале: 0-6 баллов - неготовность; 7-12 баллов - низкая готовность; 13-18 баллов - средняя готовность; 19--24 балла - высокая готовность.
ОПРОСНИК "ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ"
ИНСТРУКЦИЯ: Напротив каждого высказывания зачеркните цифру, соответствующую степени вашего желания заниматься этим видом деятельности (0 - вовсе нет, 1 - пожалуй, так, 2 - верно, 3 - совершенно верно)
Я ХОЧУ
мне нравится, меня привлекает, я предпочитаю):
1 | Обслуживать людей…………………………………………………………… | 0 1 2 3 | |
Заниматься лечением…………………………………………………………. | 0 1 2 3 | ||
Обучать, воспитывать…………………………………………………………. | 0 1 2 3 | ||
Защищать права и безопасность……………………………………………… | 0 1 2 3 | ||
Управлять людьми…………………………………………………………….. | 0 1 2 3 | ||
2 | Управлять машинами…………………………………………………………. | 0 1 2 3 | |
Ремонтировать оборудование…………………………………………………. | 0 1 2 3 | ||
Собирать и налаживать технику………………………………………………. | 0 1 2 3 | ||
Обрабатывать материалы, изготавливать различные предметы и вещи……. | 0 1 2 3 | ||
Заниматься строительством…………………………………………………... | 0 1 2 3 | ||
3 | Обрабатывать тексты и таблицы……………………………………………... | 0 1 2 3 | |
Производить расчеты и вычисления…………………………………………. | 0 1 2 3 | ||
Перерабатывать информацию………………………………………………... | 0 1 2 3 | ||
Работать с чертежами, картами и схемами…………………………………... | 0 1 2 3 | ||
Принимать и передавать сигналы и сообщения……………………………… | 0 1 2 3 | ||
4 | Заниматься художественным оформлением………………………………….. | 0 1 2 3 | |
Рисовать, фотографировать…………………………………………………... | 0 1 2 3 | ||
Создавать произведения искусства………………………………………….. | 0 1 2 3 | ||
Выступать на сцене…………………………………………………………… | 0 1 2 3 | ||
Шить, вышивать, вязать………………………………………………………. | 0 1 2 3 | ||
5 | Ухаживать за животными…………………………………………………….. | 0 1 2 3 | |
Заготавливать продукты………………………………………………………. | 0 1 2 3 | ||
Работать на открытом воздухе………………………………………………... | 0 1 2 3 | ||
Выращивать овощи и фрукты………………………………………………….. | 0 1 2 3 | ||
Иметь дело с природой………………………………………………………... | 0 1 2 3 | ||
А | Работать руками………………………………………………………………... | 0 1 2 3 | |
Выполнять решения…………………………………………………………… | 0 1 2 3 | ||
Воспроизводить имеющиеся образцы, размножать, Копировать………………………………………………………………………. | 0 1 2 3 | ||
Получать конкретный практический результат | 0 1 2 3 | ||
Воплощать идеи в жизнь……………………………………………………… | 0 1 2 3 | ||
Б | Работать головой………………………………………………………………... | 0 1 2 3 | |
Принимать решения…………………………………………………………… | 0 1 2 3 | ||
Создавать новые образцы……………………………………………………... | 0 1 2 3 | ||
Анализировать, изучать, исследовать, наблюдать, измерять, испытывать, контролировать……………………………………… | 0 1 2 3 | ||
Планировать, конструировать, проектировать, разрабатывать, моделировать…………………………………………………………………... | 0 1 2 3 |
ИНСТРУКЦИЯ: Напротив каждого высказывания зачеркните цифру, соответствующую степени вашей способности к этому виду деятельности (0 - вовсе нет, 1 - пожалуй, так, 2 - верно, 3 - совершенно верно)
Я МОГУ
(способен, умею, обладаю навыками):
1 | Знакомиться с новыми людьми……………………………………………... | 0 1 2 3 | |
Быть чутким и доброжелательным………………………………………….. | 0 1 2 3 | ||
Выслушивать людей…………………………………………………………. | 0 1 2 3 | ||
Разбираться в людях………………………………………………………… | 0 1 2 3 | ||
Хорошо говорить и выступать публично…………………………………… | 0 1 2 3 | ||
2 | Искать и устранять неисправности…………………………………………. | 0 1 2 3 | |
Использовать приборы, машины, механизмы……………………………... | 0 1 2 3 | ||
Разбираться в технических устройствах…………………………………… | 0 1 2 3 | ||
Ловко обращаться с инструментами……………………………………….. | 0 1 2 3 | ||
Хорошо ориентироваться в пространстве…………………………………... | 0 1 2 3 | ||
3 | Быть сосредоточенным и усидчивым………………………………………. | 0 1 2 3 | |
Хорошо считать в уме……………………………………………………….. | 0 1 2 3 | ||
Преобразовывать информацию…………………………………………….. | 0 1 2 3 | ||
Оперировать знаками и символами………………………………………… | 0 1 2 3 | ||
Искать и исправлять ошибки……………………………………………….. | 0 1 2 3 | ||
4 | Создавать красивые со вкусом сделанные вещи……………………………. | 0 1 2 3 | |
Разбираться в литературе и искусстве………………………………………. | 0 1 2 3 | ||
Петь, играть на музыкальных инструментах………………………………... | 0 1 2 3 | ||
Сочинять стихи, писать рассказы…………………………………………... | 0 1 2 3 | ||
Рисовать……………………………………………………………………….. | 0 1 2 3 | ||
5 | Разбираться в животных или растениях……………………………………. | 0 1 2 3 | |
Разводить растения или животных…………………………………………. | 0 1 2 3 | ||
Бороться с болезнями, вредителями………………………………………... | 0 1 2 3 | ||
Ориентироваться в природных явлениях…………………………………... | 0 1 2 3 | ||
Работать на земле……………………………………………………………. | 0 1 2 3 | ||
А | Быстро выполнять указания………………………………………………... | 0 1 2 3 | |
Точно следовать инструкциям……………………………………………… | 0 1 2 3 | ||
Работать по заданному алгоритму…………………………………………… | 0 1 2 3 | ||
Выполнять однообразную работу…………………………………………... | 0 1 2 3 | ||
Соблюдать правила и нормативы…………………………………………... | 0 1 2 3 | ||
Б | Создавать новые инструкции и давать указания…………………………... | 0 1 2 3 | |
Принимать нестандартные решения………………………………………... | 0 1 2 3 | ||
Легко придумывать новые способы деятельности………………………….. | 0 1 2 3 | ||
Брать на себя ответственность……………………………………………… | 0 1 2 3 | ||
Самостоятельно организовывать свою работу……………………………… | 0 1 2 3 |