Речевое развитие дошкольника

Солоцкая Ольга Николаевна

Речевое развитие дошкольника происходит естественным образом, по подражанию, но при условии полноценного речевого общения его со взрослым. Прежде чем сказать о задержке речевого развития у ребёнка, родителям необходимо задуматься, нет ли дефицита общения с ребёнком. Малышу необходима совместная деятельность со взрослым,чтобы именно таким образом познавать и называть то НОВОЕ, что удалось увидеть,услышать, ощутить. Иначе говоря, накопление речевого опыта малыша осознанно происходит вместе с накоплением различного опыта в игровой,трудовой, экспериментальной деятельности. Ребёнку вслед за вами необходимо оречевлять всё то, что он делает, то есть всю последовательность выполнения какого-то эксперимента, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.
Старайтесь давать малышу полные интересные ответы на бесконечные "Почему?". Развивайте познавательную активность ребёнка, расширяйте его кругозор, так как именно в деятельности развивается словесно-логическое мышление. Если до 6 лет мышление ребёнка является наглядно-образным и наглядно -действенным, то уже в 6 лет дошкольник способен к абстракции.Выслушивайте все его суждения, вместе разбирайте ситуации, которые произошли ранее. Предложите порассуждать над проблемной ситуацией, задавая ребёнку наводящие вопросы.Вместе придумайте небольшой рассказ из собственного опыта, сказку, стихотворение. Заучивание стихотворений приучает ребёнка к определённому ритму речи, задаваемому рифмой. 
Пополнять лексический запас необходимо в системе, формируя конкретные и обобщённые понятия. Например, ромашка, гладиолус, бегония -это цветы. Но ромашка - полевой цветок, гладиолус-садовый цветок, а бегония-комнатный. Но все они цветы, потому что у них есть корень, стебель, листья. 
Для развития речи в системе необходимо накапливать словарь не только названий предметов, но и действий, признаков предметов. При общем недоразвитии речи страдает именно словарь признаков предметов, так называемый атрибутивный словарь. Дети затрудняются ответить на вопросы "Какой?Какая? Какое? Какие?". Рассматривайте натуральные предметы, определяя свойственные им признаки, называйте слова наоборот к уже известным. Например, лист (какой?) узкий, зелёный, гладкий, сухой. А другой лист широкий, оранжевый, шероховатый, мокрый. 
Особое внимание обратите на развитие словаря действий. Объясню почему. Именно глаголами мы мыслим, планируем свою деятельность. Основу любой фразы составляет именно глагол. В русском языке большинство глаголов многозначны, что позволяет нам использовать один и тот же глагол в различных ситуациях. Например, идёт человек, дождь, время, жизнь. Зная множество глаголов, ребёнок может составить множество предложений, спланировать "в уме" свои действия, тем самым развивая словесно- логическое мышление. Возвращаясь к нашему примеру с цветами, расскажите как надо ухаживать за цветами( что делать?), что происходит с ними в различные времена суток, года. Спросите у ребёнка, а что будет, если не поливать цветок? Лишить его света? Или удобрять, поливать?" 
Искренне надеюсь, что мои рекомендации помогут вам, родителям, понять всю важность полноценного общения с детьми, всю перспективу речевого и неречевого развития малыша.