"Развитие оптико- пространственных представлений у дошкольников"
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РАЗВИТИЯ ОПТИКО-ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ ОПТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_optiko-prostranstvennyh_predstavleniy_u_doshkolnikov.doc | 26 КБ |
Предварительный просмотр:
"Развитие оптико- пространственных представлений у дошкольников"
Дети дошкольного возраста зачастую не ориентируются в пространстве, не могут назвать предметы, находящиеся вверху-внизу, справа-слева, спереди-сзади. Казалось бы, что несформированность пространственных представлений малозначительна, но как показывает практика это мнение ошибочно. Подтверждением тому является оптическая дисграфия и дислексия, отражающая нарушение оптико-пространственных представлений на письме.
Как же помочь ребёнку в дошкольном возрасте избежать возможных проблем.
Для профилактики оптической дисграфии и дислексии необходимо действовать в следующих направлениях:
I. Формировать узнавание букв;
II.Уточнять и расширять объём зрительной памяти;
III. Формировать пространственное восприятие и оптико- пространственных представлений;
IV. Различать смешиваемые буквы отдельно, в слогах, в словах, предложениях и текстах.
Прежде, чем приступить к узнаванию букв, предложите ребёнку следующие игры для узнавания предметов:
назвать предмет по контуру;
узнать недорисованный предмет;
определить,что неправильно нарисовал художник;
собрать пирамидку;Далее после проведённых игр приступить
к развитию узнавания цветов:
Предлагаются следующие игры:
подобрать картинки к заданному цветовому фону ( по принципу домино);
игры Воскобовича;
Арифметические действия с геометрически-ми фигурами;
подбор парных карточек с геометрическими
фигурами;
Узнавание геометрических фигур в рисунках;
Найти полоску по просьбе: покажи полоску, где синий цвет- слева, а красный-справа;
Найти заданную фигуру среди других;
Узнать правильное изображение среди «зеркальных»;
Дорисовывание незаконченных контуров фигур;
Составление картинок, разрезанных на 2, 3,4,5 ,6,8 частей по горизонтали или по вертикали, или по диагонали по образцу;
конструирование фигур по образцу из спичек палочек, макарон;
Рассмотреть нелепые картинки;
Игра- «Заплатки»
Конструирование из кубиков Кооса
Никитина по образцу
Далее только после(!) формирования пространственных представлений по предыдущим направлениям можно приступать к формированию узнавания букв.
предлагаются следующие виды игр:
найти букву среди ряда других букв после длительного и кратковременного ( 1 секунда) показа;
найти одну и ту же букву, написанную разным шрифтом и размером:
АБМОКОАУАФЯФЫВАМВ
Назвать или напечатать буквы, находящиеся в перевёрнутом изображении;
Обвести контуры букв;
Дописать букву ;
Конструирование печатных букв, выложить их из отдельных элементов;
Добавить элемент ил убрать, чтобы получить новую букву
Р-Ф, Р-В, Ж-К, О-С, Щ-Ц
Изменить пространственное положение буквы
Р-Ь, Е-Ш
Следующие игры направлены на улучшение зрительной памяти:
Запомни 4-5 фигур и найди их среди 8-10;
Игра «Чего не стало?», «Парочки»,
«Что изменилось?».
Можно использовать игрушки, картинки, буквы, цифры.
Ориентировка в схеме тела:
«Покажи правую-левую руку», «Покажи правой рукой левое ухо (и наоборот)»,
«Закрой левой рукой правый глаз
(и наоборот)»; Постепенно усложняя задания , необходимо добиваться показа на себе, у сидящего рядом, у сидящего напротив.
Ориентировка в окружающем пространстве:
Показ предмета, находящегося справа или слева от ребёнка,
«Что находится между 2 предметами?»