"Развитие оптико- пространственных представлений у дошкольников"

Солоцкая Ольга Николаевна

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РАЗВИТИЯ ОПТИКО-ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ ОПТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

"Развитие оптико- пространственных представлений у дошкольников"

Дети дошкольного возраста зачастую не ориентируются в пространстве, не могут назвать предметы, находящиеся вверху-внизу, справа-слева, спереди-сзади. Казалось бы, что несформированность пространственных представлений малозначительна, но как показывает практика это мнение ошибочно. Подтверждением тому является оптическая дисграфия и дислексия, отражающая нарушение оптико-пространственных представлений на письме.

Как же помочь ребёнку в дошкольном возрасте избежать возможных проблем.

 Для профилактики оптической дисграфии и дислексии необходимо действовать в следующих направлениях:

I. Формировать  узнавание букв;

II.Уточнять и расширять объём зрительной памяти;

III. Формировать пространственное восприятие и оптико- пространственных представлений;

IV. Различать смешиваемые буквы отдельно, в слогах, в словах, предложениях и текстах.

  Прежде, чем приступить к узнаванию букв, предложите ребёнку следующие игры для узнавания предметов:

назвать предмет по контуру;

узнать недорисованный предмет;

определить,что неправильно нарисовал художник;

собрать пирамидку;Далее после проведённых игр приступить

к развитию узнавания  цветов:

Предлагаются следующие игры:

подобрать картинки к заданному цветовому фону ( по принципу домино);

игры Воскобовича;

Арифметические действия с геометрически-ми  фигурами;

подбор парных карточек с геометрическими

фигурами;

Узнавание геометрических фигур в рисунках;

Найти полоску по просьбе: покажи полоску, где синий цвет- слева, а красный-справа;  

Найти заданную фигуру среди других;

Узнать правильное изображение среди «зеркальных»;

Дорисовывание незаконченных контуров фигур;

Составление картинок, разрезанных на 2, 3,4,5 ,6,8 частей по горизонтали или по вертикали, или по диагонали по образцу;

конструирование фигур по образцу из спичек палочек, макарон;

Рассмотреть нелепые картинки;

Игра- «Заплатки»

 

Конструирование из кубиков Кооса

 

 Никитина по образцу

 

Далее только после(!) формирования пространственных представлений по предыдущим направлениям можно приступать к формированию узнавания букв.

предлагаются следующие виды игр:

найти букву среди ряда других букв после длительного и кратковременного ( 1 секунда) показа;

найти одну и ту же букву, написанную разным шрифтом и размером:

 АБМОКОАУАФЯФЫВАМВ

Назвать или напечатать буквы, находящиеся в перевёрнутом изображении;

Обвести контуры букв;

Дописать букву ;

Конструирование печатных букв, выложить их из отдельных элементов;

Добавить элемент ил убрать, чтобы получить новую букву

Р-Ф, Р-В, Ж-К, О-С, Щ-Ц

Изменить пространственное положение буквы

Р-Ь, Е-Ш

Следующие игры направлены на улучшение зрительной памяти:

Запомни 4-5 фигур и найди их среди 8-10;

Игра «Чего не стало?», «Парочки»,

«Что изменилось?».

Можно использовать игрушки, картинки, буквы, цифры.

Ориентировка в схеме тела:

«Покажи правую-левую руку», «Покажи правой рукой левое ухо (и наоборот)»,

«Закрой левой рукой правый глаз

(и наоборот)»; Постепенно усложняя задания , необходимо добиваться показа на себе, у сидящего рядом, у сидящего напротив.

Ориентировка в окружающем пространстве:

Показ предмета, находящегося справа или слева от ребёнка,

«Что находится между 2 предметами?»

 

Изучение предлогов и действие по инструкции: «Положи книгу на стол, перед собой, слева от неё положи тетрадь, справа ручку»;

Ориентировка на листе бумаги:

Л                    Верх                                            

 

                                                                         Л                      Низ                                    

                                                                    П                                          

Далее ребёнок слушает и выполняет ваши инструкции «Нарисуй треугольник в нижнем правом углу» и т.д.

И на последнем этапе ребёнок старается отличать буквы, складывать из элементов по образцу, а затем и «в уме».

Желаю терпения и последовательности Вам и вашему малышу!!!!

                                                                                                 Солоцкая Ольга Николаевна