Советы родителям.

Быкова Лариса Викторовна

Нужно ли учить ребёнка рисовать?

Рисование – это не только творчество, но и определённые умения. Как рисовать, если не умеешь? Нужно ли развивать эти умения, учить рисовать? Или пусть ребёнок рисует, как хочет? И как именно учить?

Многие родители детей, ходящих в детский сад, замечали, что рисунки малышей в одной группе похожи. Ребёнок, которого в детском саду научили рисовать конкретные предметы, замыкается в рамках именно тех изображений, которым его научили. Остальные предметы он рисовать отказывается, не хочет, говоря, что не умеет. А малыш, которого не учили, будет рисовать всё, что вздумается.

Рисуя, ребёнок осмысливает реальность. Внимательным родителям рисунок показывает, как малыш видит мир и что он понимает в жизни на данный момент. Поэтому копирование схем учит повторять в меру способностей моторики нарисованное кем-то, но при этом себя ребёнок ни как не выражает. В отличие от творчества, рисование по схеме лишь развивает ещё один моторный навык (как чистка зубов или обращение с ложкой).

Рисование, лепка, вышивание, пришивание пуговиц, нанизывание бусин, вырезание и составление аппликаций – все эти занятия будут очень полезны для  развития ручек вашего дошкольника. Взрослым, кстати, совместные занятия тоже не повредят, тем более, что 6летнего ребёнка, в отличие от малыша не так-то просто увлечь.

УЧИМ НАВЫКАМ

Задача педагога-художника – научить ребёнка навыкам: как держать кисточку, как её мыть, как убрать  случайную капельку, как потом продолжить работу. При этом ребёнок свободен в выборе, что рисовать.

ЦВЕТОВЫЕ ИГРЫ

С детьми младше 5 лет вначале поиграем с цветом. Здесь главное – не нарисовать форму, а выразить чувства, настроение при помощи цвета. Пройдя этап игр с цветом, ребёнок сам захочет нарисовать что-то конкретное.

КАЛЯКИ – МАЛЯКИ

Взрослые часто навязывают детям некое видение мира, хотя, возможно, дети видят что-то, чего не видим или не замечаем мы. Но как же…мы же взрослые, а значит, лучше знаем, как и что надо рисовать. А то будут «каляки-маляки». На самом деле, «каляки» -это этап в развитии детского творчества. Возможно, «недокалякав» в детстве, потомребёнок будет рисовать хуже. Или будет чувствовать без директив «умных» взрослых. Привыкнув, что им покажут «как надо», дети постоянно спрашивают: «а как это нарисовать?». Но ведь это взрослое «надо», а не детское…

Детям важно фантазировать! Даже если чего-то не существует, а ребёнок себе это представляет, то пусть рисует.

Какую цель ставят перед собой родители и педагоги? Научить правильно рисовать или научить любить рисовать? Нужно учить видеть окружающее, учить пользоваться материалами. Но не давить. Хочет малыш фиолетовую собаку – пусть так и будет! Можно ещё историю сочинить – почему собака стала фиолетовой.

Если вы видите, что у юного художника что-то не получается нарисовать, покажите в природе и в жизни эти объекты и постарайтесь, что бы ребёнок увидел детали. А совершенствоваться в рисовании малыш будет сам.

ИСПОЛЬЗОВАТЬ ЛИ РАСКРАСКИ?

Дети любят раскраски. Однако, для развития творческих навыков не нужно часто  давать готовые образы. Лучше использовать чистый лист.

Если вы много разговариваете с ребёнком, читаете, обсуждаете книжки, наблюдаете природу, раскраски не помешают развитию воображения. Для 5- леток подходят сказки-раскраски: когда вы читаете сказку, у ребёнка формируются образы, к которым он добавит что-то своё: цвет. Не случайно ведь дети любят рисовать в книжках!

После 5 лет раскраски полезны детям тем, что помогают приучить к аккуратности и порядку на листе: нужно стараться не заходить за контур, а внутри раскрашивать так, чтобы не видно было белых пятнышек бумаги. Эта работа готовит руку к письму – учит умению рисовать, а  потом писать, что-то мелкое.

АЛЬТЕРНАТИВА БУМАГЕ И КРАСКАМ

Предложите ребёнку рисовать палочкой на песке и пальчиком по пыли или замёрзшему стеклу. Специальными красками можно рисовать на своём теле и на стенках ванны. Раскрасьте привезённые с моря голышики, большие пластиковые тарелки, корудеревьев. Рисуйте на ткани и мелками на асфальте. Взбейте в пену любое моющее средство, налейте в плоскую тарелку и раскрасьте пену красками. Зимой украсьте окна рождественскими сюжетами. Рисуйте варёными овощами – свёклой, морковью, ягодным киселём.

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ

Творчество – это создание нового на основе полученного ранее опыта. Цель обучения рисованию – научить творчеству.

До 2х лет ребёнок получает удовольствие от каракулей, но потом ему нужно больше. Покажите детям, как нарисовать человечка – самую простую схему, а потом они эту схему превратят то в маму, то в папу, и т.п. С возрастом схема усложняется (самим ребёнком) – и это уже элементы творчества! То же касается зверюшек, домиков, машинок, деревьев и т.д.

Если ребёнку стало скучно рисовать, значит, нужна помощь взрослого. Дайте малышу новую схему и много нового опыта. Рассматривайте картинки, игрушки, людей, животных и обсуждайте увиденное.

Всё, что ребёнок хочет сделать сам –приветствуйте! Любой цвет и форма! Объясняем просто: в жизни такого нет, но кисточка – это королева страны Вообразилии, а там есть всё!

Не стремитесь к конкретному результату. В рисовании малышей главное – процесс, познание материала, творчество.