Конспекты уроков обществознания. 8 класс

Головко Наталья Николаевна

Конспекты уроков обществознания по учебнику под редакцией Л.Н.Боголюбова. 8 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

8 класс     ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ         Урок № 2.  Дата проведения ____________

Тема урока:  Быть личность.  

Цель урока:   раскрыть биосоциальную природу человека.

Задачи урока:  - показать неразрывную связь мышления и речи, деятельности и самореализации человека в жизни;

- содействовать достижению учащимися личностных образовательных результатов: определение своего места в обществе, мотивированность на посильное и созидательное

участие в жизни общества, умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций;

- способствовать развитию у учащихся следующих универсальных учебных действий: анализ объектов с целью выделения их существенных и несущественных признаков;

социальная компетентность и учёт позиций других людей.

            План изучения нового материала:

  1. Человек, индивид, личность.
  2. Жизненные ценности и ориентиры.
  3. Становление личности.

 

Ход урока.

1. Организационное начало урока.

   Проверка присутствующих на уроке. Подготовка необходимого к уроку.

2. Проверка домашнего задания.

 А) Учащимся необходимо было:  Прочитать введение, выбрать незнакомые, непонятные слова.( профиль, рубеж, политика, афоризм)

Б)  Мини-тест

1. Соотнесите правильно

понятие

определение

1. Привычка

А. Совокупность действий, установленных обычаем или ритуалом

2. Обряд

Б. Стереотип поведения

3. Церемония

В. Правила или образцы действия, одобряемые обществом или передающиеся по наследству

4. Обычаи

Г. Установленный торжественный обряд, порядок совершения чего-нибудь

 2. Выберите правильный ответ

Ряд, в котором верно указано о роли правил, регулирующих поведение людей в обществе:

А)  правила мешают людям общаться, не позволяют совершать противоправные действия Б)  правила регулируют отношения между людьми, помогают совершать одобряемые обществом действия

В)  правила придуманы для слабых личностей, человеку от рождения дано чувство воспитанности

Г) правила служат образцом поведения, мешают людям общаться

3. Выберите правильный ответ.

 Обязанности гражданина РФ:   а) охранять природу   б) нести военную службу  в)   Защищать Отечество    г) уметь читать      д) хорошо учиться    е) беречь памятники истории    ж) слушать музыку

Верные ответы    1) 1 – Б    2 – А   3 – Г  4 – В       2) - б      3) -  а, б, в,е

  3. Работа по теме урока.

 А)  Обращение к знаниям учащихся о происхождении человека (из курсов истории, биологии).  

- Как произошёл человек? В учебной литературе широкое распространение получила трудовая теория, согласно которой эволюция человека происходила в процессе практической (трудовой) деятельности.  

- Какие ещё теории происхождения человека вам еще знакомы?

 Обращение к словарным статьям, раскрывающим значение понятий «человек» и «человеческая природа».  Учитель предлагает вспомнить о биологических особенностях человека, его сходстве с животными.

     Социальная, общественная сущность людей раскрывается на основе анализа процесса происхождения человека, неотделимого от становления общества. Человек рождается, не имея ни знаний, ни умений, ни привычек  и т. п. Все эти свойства формируются в общении со старшими, с окружающими людьми, т. е. в обществе.

- Работа с учебником и словарем учебника. Запись в тетради значений понятий: человек, индивид, личность.

 Человек - общественное существо, обладающее разумом и сознанием, а также субъект общественно-исторической деятельности и культуры

Индивид - это отдельная особь, которая сочетает в себе уникальный комплекс врожденных качеств и приобретенных свойств.

Личность - это качество, проявляющее себя в процессах деятельности, творчества, восприятия и общения

Б) Работа по второму пункту плана.

Жизненные ценности и ориентиры.

  1. Личность, как мы уже знаем, формируется только в обществе, по этому надо ответить на вопрос, кто  помогает человеку пройти этот непростой путь социализации? Ученые называют их агентами социализации.  Назовите, кто конкретно может быть назван агеном социализации. По сути, это те люди или организации, с которыми сталкивается человек в процессе своей жизни. У каждого человека есть то, чем он дорожит более всего, то что он ценит или то к чему стремится.  Эти ценности принято называть жизненными ценностями, т.к. они универсальны и для большинства людей являются непререкаемыми. Жизненные ценности одновременно являются и ориентирами для человека. В трудную минуту они помогают принять важные решения, а в минуты радости  полнее ощутить движение жизни. Какие же жизненные ценности есть у человека?
  2.  Работа с текстом учебника на стр. 11 и запись в тетради. Учитель предлагает ученикам самостоятельно  назвать  жизненные ценности, а потом сравнивает с перечнем предложенным в учебнике:
  1. Я-сам (внешний вид, поведение, способности, перспективы);
  2. Поиск смысла жизни;
  3. Счастье;
  4. Профессиональный выбор;
  5. Семья.

В) Работа по третьему пункту плана.  

Процесс становления личности называют - социализацией. Он включает три фазы.( работа с учебником записи в тетради. )

Этапы становления личности.

Этапы становления личности

Примеры, иллюстрирующие процесс

Адаптация

Индивидуализация

Интеграция

Ребенок, познавая мир, осваивает его, приспосабливается к нему.

Подросток переосмысливает полученные знания и опыт, формирует свои принципы и убеждения.

Человек находит своих единомышленников по взглядам, увлечениям, объединяется с ними.

  4. Закрепление изученного на уроке. Подведение итогов урока.

 - Какие признаки человека характеризуют его как индивидуальность, а какие-  как личность?

- Может ли проявить себя человек как личность вне общества?

 5. Домашнее задание.      §1 с. 6-13 письменное д/з

8 класс. Домашнее  задание. Урок 2.  Дата _______________

  1. О человеке говорят: «Он – яркая личность». Назовите, какие признаки могут послужить основанием для такой оценки.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Продолжить перечень.   Качества личности принципиальность, ответственность, _________________________, _______________________, ___________________.
  2. Заполните схему «Агенты социализации».

Агенты социализации – люди, ответственные за ______________________________

_______________________________________________________________________

первичная социализация

вторичная социализация

родители

должностные лица

  1. Дать определение следующих понятий:

Адаптация - ……      интеграция - ……    социализация -……  

 

 

 

 



Предварительный просмотр:

Диагностическая работа по обществознанию. 8 класс

 Вариант 1.

1.  Верны ли суждения о воинской службе?

А.  Военнослужащего, впервые поступившего на военную службу, приводят к присяге

Б.  После принятия Военной присяги военнослужащий уходит в запас

1) верно только А 2) верно только Б 3) оба ответа верны 4) оба ответа неверны

 2. Верны ли суждения о семейном бюджете?

А. Семейный бюджет – это предварительная роспись доходов и расходов

Б.  К расходам можно отнести – зарплату, пенсию, пособие и т.д.

1) верно только А 2) верно только Б 3) оба ответа верны 4) оба ответа неверны

3. Верны ли суждения о  доходе семьи?

А. Доход семьи – это все денежные средства, получаемы ее членами из разных источников.

Б.  Доход семьи бывает фиксированным и переменным.

1) верно только А 2) верно только Б 3) оба ответа верны 4) оба ответа неверны

4. Все термины, приведённые ниже, за исключением одного, связаны с понятием «торговля». Укажите термин, не связанный с данным понятием.

1)  оптовая  2) розничная 3) внешняя  4) зарубежная

5.  Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к правам человека.

1) гражданские           2) межличностные              3) экономические 4) культурные

6.  К основным проявлением экономики, отражающим стадию движения продукта не  относится?

1)  производство    2)  предпринимательство

3) распределение        4)  обмен  5) потребление

7. Система взглядов на мир, на место человека в нём и на его смысл жизни и деятельности:

1) консультация 2) быт 3) мировоззрение 4) индивидуализация

8.  Обязанностью каждого гражданина Российской Федерации является  

1)  охрана природы    2)  посещение театра     3) получение высшего образования        4)  поддержание правопорядка

9. Установите соответствие между терминами и определениями:

1) налоги

2) бизнес

3) бюджет

А)   план доходов и расходов  на определенный период

Б)  обязательные платежи граждан и предприятий государству

В)  деятельность, направленная на получение прибыли

10.   К правоохранительным органам относится нотариат и  полиция. В списке указаны черты сходства и отличия этих органов. Выберите и запишите в первую колонку   порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт отличия.

1)  Расследует правонарушения

2)  Осуществляет государственную деятельность

3) Придает юридическую силу различным документам

4) Обеспечивает защиту законных интересов граждан

11. Прочтите текст и выполните задания.

     Дистанционная торговля прочно вошла в нашу повседневную жизнь и с каждым годом завоёвывает всё большую популярность. Как удобно, не покидая дома или своего рабочего места, получить искомый товар непосредственно по месту своего нахождения.  

      Продажа товаров дистанционным способом подразумевает, что у потребителя нет возможности ознакомиться ни с самим товаром, ни с образцом товара до момента его получения. А ознакомление происходит исключительно при помощи коммуникативных средств, таких как каталоги, почтовые рассылки, рекламные объявления, телефон, телевидение и т.п. Также при совершении сделки обе стороны не встречаются лицом к лицу. Любая продажа, осуществлённая без непосредственного присутствия продавца, на основании информации, взятой из каталогов, телевидения, радио, интернет-ресурсов, рекламных буклетов, будет причислена к разряду дистанционных продаж.

  1. Озаглавьте каждый абзац.
  2. Объясните, что означает «дистанционная торговля»?
  3. Перечислите коммуникативные средства, упомянутые в тексте.

 Диагностическая работа по обществознанию. 8 класс

 Вариант 2.

1. Верны ли суждения о роли денег?

А.  Деньги усложняют обмен.

Б.  Деньги облегчают обмен.

1) верно только А 2) верно только Б 3) оба ответа верны 4) оба ответа неверны

2. Верны ли суждения о дисциплине?

А. Внутренняя дисциплина – результат понимания того, что, как и почему надо делать.

Б.  Внешняя дисциплина часто основа на страхе.

1) верно только А 2) верно только Б 3) оба ответа верны 4) оба ответа неверны

3. Верны ли суждения о военной службе?

А.  Гражданин обязан встать на воинский учет в возрасте 17 лет.

Б.  Гражданин обязан встать на воинский учет в Прокуратуре, по месту жительства.

1) верно только А 2) верно только Б 3) оба ответа верны 4) оба ответа неверны

4. Все термины, приведённые ниже, за исключением одного, связаны с понятием «обмен». Укажите термин, не связанный с данным понятием.

1) торговля 2) реклама  3) налог  4) бартер 5) деньги  6) товар

5. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к образованию.

1)Колледж  2)знание  3)вера  4)кружок  5)спортивная секция 6)университет.

6. Обязанностью каждого гражданина Российской Федерации является

1) получение высшего образования   2) уплата налогов  3)участие в субботнике   4) охрана общественного порядка

7.  С какого возраста наступает уголовная ответственность за все виды нарушений?

  1. с 12 лет      2) с 14 лет          3) с 16 лет          4)  с 18 лет

8. Укажите основные принципы деятельности полиции

1)  законность    2) беспринципность   3) публичность     4) выносливость

9. Установите соответствие между терминами и определениями:

1) капитал  

2) бартер

3)  деньги

А) особый товар, выполняющий роль всеобщего эквивалента при обмене товаров

Б)  имущество, способное приносить доход

В) натуральный обмен одного товара на другой 

 10.  К правоохранительным органам относится прокуратура и  полиция. В списке указаны черты сходства и отличия этих органов. Выберите и запишите в первую колонку   порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт отличия.

1)   Надзирает за соблюдением законов

2)  Осуществляет  защиту правопорядка

3)  Обеспечивает общественную безопасность

4)  Пресекает противоправную деятельность

 11. Прочтите текст и выполните задания.

       Культуру часто определяют как «вторую природу». Культуроведы обычно относят к культуре всё рукотворное. Природа создана для человека; он же, неустанно трудясь, сотворил «вторую природу», то есть пространство культуры. Однако в таком подходе к проблеме присутствует некий изъян. Получается, будто природа не так важна для человека, как культура, в которой он сам себя выражает.

       Культура, прежде всего, природный феномен, хотя бы потому, что её творец — человек — биологическое создание. Без природы не было бы культуры, потому что человек творит на природном ландшафте. Он пользуется ресурсами природы, раскрывает собственный природный потенциал. Но если бы человек не переступил пределов природы, он остался бы без культуры. Культура, следовательно, есть акт преодоления природы, выхода за границы инстинкта, сотворение того, что может надстроиться над природой.

  1. Озаглавьте каждый абзац.
  2. Что следует относить к понятию «культура»?
  3. Объясните, почему без природы не было бы культуры?

 

 

 

 



Предварительный просмотр:

8 класс     ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ         Урок №.4  Дата проведения ____________

Тема урока:     Общество как форма жизнедеятельности людей .  

Цель урока:   дать целостное представление об обществе и его структуре.

Задачи урока:  способствовать развитию интеллектуальных способностей учащихся;

развитее умения применять полученные знания в новой коммуникативной ситуации;

развитие умения работать в команде.

     

       План изучения нового материала:

  1. Что мы называем обществом?
  2. Основные сферы жизни общества.
  3. Ступени развития общества.

Ход урока.

1. Организационное начало урока.

   Проверка присутствующих на уроке. Подготовка необходимого к уроку.

2. Проверка домашнего задания.

 А) Устный опрос

Б) Проверка письменного задания

В) Фронтальная беседа

- Как история объясняет происхождение человека и общества?

-  Какие аспекты жизни общества (вариант: какие общественные явления) были рассмотрены в курсе обществознания в предшествующих классах?

 3. Работа по теме урока.

  

  1. Что такое общество?

Общество — это система связанных друг с другом каким-либо образом людей. Связью общества может служить социальное происхождение индивидов, их интересы, общая работа, выполнение каких-либо схожих обязанностей, работ и просто территориально близкое местонахождение, обязывающее и располагающее к общению.

Общество – это часть материального мира, неразрывно связанное с природой, включающее в себя формы и способы взаимодействия людей.

Первое и, пожалуй, самое важное для историка и этнолога значение термина «общество» — отдельное, конкретное общество, являющееся относительно самостоятельной единицей исторического развития. Этот смысл слова «общество» очень часто не отличают от другого его значения — общества вообще, в котором выражается то общее, что присуще всем конкретным отдельным обществам, независимо от их типа, индивидуальных особенностей, времени существования и т.п. А отличать эти два смысла слова «общество» крайне необходимо для любого обществоведа, историка прежде всего.

Учитель предлагает вопросы:

- Что такое потребности?

- Почему для их удовлетворения исторически складываются различные формы взаимодействия людей?

-  В какой форме осуществлялось взаимодействие людей в первобытном обществе (например, при охоте на мамонта)?

-  Назовите формы взаимодействия людей в Средние века (между феодалами, между феодалами и крестьянами, между жителями города и деревни, между ремесленниками и т. п.).Между людьми в результате взаимодействия возникают определённые отношения. Это могут быть отношения сотрудничества, союза, эксплуатации, конфликта, противостояния и т. п. Поэтому социологи определяют понятие «общество» как исторически развивающуюся совокупность отношений между людьми, складывающуюся в процессе их совместной деятельности.

2.Следующий шаг в изучении понятия «общество» — выделение в нём сфер, или областей, каждая из которых имеет свои особенности. Учитель, опираясь на схему и текст в учебнике, перечисляет характерные элементы каждой области. Необходимо отметить, что в каждой сфере можно обнаружить определённые отношения между людьми (например, экономические, национальные, семейные, политические и т. п.), свойственные данной сфере виды человеческой деятельности (например, производственная, коммерческая или социально-педагогическая, духовнаяи т. п.), соответствующие этим отношениям организации, учреждения (например, промышленные предприятия, клиники, партии, театры и т. п.).

Все сферы взаимодействуют между собой. Можно предложить учащимся самим показать на примерах связь между экономикой и государством, социальной сферой и духовной культурой. Взаимодействуют не только сферы, но и элементы, которые входят в каждую из них. Эти многообразные связи и есть общество. Благодаря этим связям все составные части общества существуют не сами по себе, а как элементы целого. Полезно вместе с учащимися проделать такую работу: проанализировать тот тип общества, который в данное время изучается в курсе истории (на примере конкретной исторической эпохи), его характерные особенности.

Как «выглядит» экономика? Что представляет собой социальная сфера? Какую роль в жизни общества играет политика? Каковы основные элементы духовной сферы?

Вопрос «Основные сферы жизни общества» целесообразно изучать с использованием наглядной схемы, отражающей взаимосвязи различных сфер, и таблицы, в которой

учащимся предлагается расписать по сферам различные явления жизни общества.

Роль социальных норм можно показать, используя в рассуждениях доказательство от противного: учащимся предлагается высказать свои мнения о том, что было бы, если бы в обществе не существовали правила поведения, обязательные для всех людей. Подводя итог высказываниям учащихся, можно познакомить их с характеристикой подобного общества, которую дал английский философ Томас Гоббс: «Пусть имеется какое угодно множество людей, однако если каждый будет руководствоваться в своих действиях лишь частными суждениями и стремлениями, они не могут ожидать защиты и покровительства ни от общего врага, ни от несправедливостей, причинённых друг другу. Ибо, будучи несогласными во мнениях относительно лучшего использования и применения своих сил, они не помогают, а мешают друг другу и взаимным противодействием сводят свои силы к нулю, вследствие чего они не только легко покоряются немногочисленным, но более сплочённым врагам, но и при отсутствии общего врага ведут друг с другом войну за свои частные интересы».

Конкретные формы социальных норм требуют соответствующих пояснений учителя. Желательно предложить школьникам привести примеры каждой из форм, а если они не смогут ответить, предложить свои примеры.

3.Важнейшая характерная черта общества, которую нужно раскрыть на уроке, — непрерывное изменение, развитие как следствие многообразной деятельности людей. Общество как целостный организм характеризуется

самоорганизацией и саморазвитием. Учитель может предложить учащимся привести примеры незначительных, малозаметных изменений в обществе и примеры глубоких,

коренных изменений, влияющих на облик общества, создающих новое общественное устройство.

Рассматривая ступени развития общества, учитель обращает особое внимание на характеристику индустриального и постиндустриального общества.

Чем отличается жизнь современного общества от той, какой она была, когда наши отцы заканчивали школу?  

Как изменился образ жизни за два десятилетия? Можно предложить школьникам обсудить эти вопросы с родителями и вернуться к ним на следующем уроке.

Обсуждение проблемы позволяет сделать вывод о том, что общество меняется не только при переходе от одной эпохи к другой, но и в течение жизни одного поколения.

В этом отличие современного общества от общества далёкого прошлого, когда условия и образ жизни людей существенно не менялись столетиями. В заключительной части урока учитель называет основные характерные черты российского общества.

Можно отметить, что сегодня общество в нашей стране имеет более сложную структуру, чем два-три десятилетия назад. Возникли социальные группы, связанные с частной собственностью, углубились различия по источникам и размерам доходов, уровню жизни. Государственная политика направлена на то, чтобы постепенно уменьшать численность социальных групп, находящихся за чертой бедности.

В учебнике сказано, что российское общество пока является индустриальным, но ставится задача развития тех отраслей экономики, которые основаны на современных научных знаниях. Создание таких отраслей, внедрение информационных технологий в различные сферы деятельности будут способствовать переходу к информационному, постиндустриальному обществу. В документе «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации», утверждённом в феврале 2008 г., говорится: «Целью формирования и развития информационного общества в Российской Федерации является повышение качества жизни граждан, обеспечение конкурентоспособности России, развитие экономической, социально-политической, культурной и духовной сфер жизни общества, совершенствование системы государственного управления на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий» (Российская газета. — 2008. — 16 февраля).

Важной чертой российского общества является способность органично сочетать обычаи и культуры многочисленных народов, входящих в его состав. Политика российского государства направлена на укрепление единства народов, на противодействие попыткам разрушения России как единого многонационального общества.

 

   4. Закрепление изученного на уроке. Подведение итогов урока.

 

 5. Домашнее задание.      § 3 учебника; задания в рабочей тетради, вопросы и задания рубрик «Проверим себя» и«В классе и дома»

 

 

 

 

8 класс  Домашнее задание Урок №4.  Дата ___________________

  1. Дать определение понятий.

Социальная стратификация - …….   Гражданин - …… Подданный - ……..  Нация - …..

  1. На рубеже XX и  XXI вв. наиболее развитые страны мира вступил

 а) традиционное общество       б) индустриальное общество

в) информационное общество   г) аграрное общество

  1.  Первой ступенью в развитии общества было  

а) индустриальное общество                   б) информационное общество  

 в) земледельческое общество                г) общество охотников и собирателей

  1. Верны ли следующие суждения о формировании личности?

 А. Личность формируется во взаимодействии с окружающими.

Б. Формирование личности не прекращается на протяжении всей жизни человека.

 1) верно только А  2) верно только Б 3) верны оба суждения  4) оба суждения неверны

  1. Верны ли следующие суждения о деятельности?

 А. Деятельностью называют целенаправленную активность животных.

Б. Деятельность человека направлена на удовлетворение его потребностей.

 1) верно только А2) верно только Б3) верны оба суждения4) оба суждения неверны

  1. Какой из примеров иллюстрирует влияние природы на развитие общества?

 1) сельскохозяйственная специализация отдельных регионов  2) принятие закона об охране природы    3) организация биосферного заповедника  4) повышение квалификации работников лесного хозяйства

  1. Леонид занимается в секции фигурного катания, художественной школе, много читает и очень любит играть с младшими братом и сестрой. Обогащая таким образом собственный социальный опыт, Леонид становится

 1) гражданином   2) личностью  3) работником   4) индивидом

 

8 класс  Домашнее задание Урок №4.    Ключ к проверке.

  1. Дать определение понятий.

Социа́льная стратифика́ция (от лат. stratum — слой и facio — делаю) — одно из основных понятий социологии, обозначающее систему признаков и критериев социального расслоения, положения в обществе;

Гражданин — лицо, принадлежащее к постоянному населению определённого государства, пользующееся его защитой и наделенное совокупностью политических и иных прав и обязанностей.      

Подданный - Лицо, состоящее в подданстве какого-л. государства.
2. устар.
Лицо, находящееся в личной экономической зависимости от кого- либо  Нация - Исторически сложившаяся часть человечества, объединенная устойчивой общностью языка, территории, экономической жизни и культуры.

2. На рубеже XX и  XXI вв. наиболее развитые страны мира вступил

 а) традиционное общество       б) индустриальное общество

в) информационное общество   г) аграрное общество

3.  Первой ступенью в развитии общества было  

а) индустриальное общество                   б) информационное общество  

 в) земледельческое общество                г) общество охотников и собирателей

  1. Верны ли следующие суждения о формировании личности?

 А. Личность формируется во взаимодействии с окружающими.

Б. Формирование личности не прекращается на протяжении всей жизни человека.

 1) верно только А  2) верно только Б 3) верны оба суждения  4) оба суждения неверны

Пояснение.

Личность, как и все специфически человеческое в психике, формируется и раскрывается в ходе активного взаимодействия со средой внешней и предметной, путем усвоения или присвоения индивидом общественно выработанного опыта. 

Правильный ответ указан под номером 3.

  1. Верны ли следующие суждения о деятельности?

 А. Деятельностью называют целенаправленную активность животных.

Б. Деятельность человека направлена на удовлетворение его потребностей.

 1) верно только А2) верно только Б3) верны оба суждения4) оба суждения неверны

Пояснение.У животных отсутствует целеполагание, так как у них нет сознания, соответственно, деятельностью они не владеют.

деятельность — целеустремленная активность, реализующая потребности субъекта. 

Правильный ответ указан под номером 2.

  1. Какой из примеров иллюстрирует влияние природы на развитие общества?

 1) сельскохозяйственная специализация отдельных регионов

2) принятие закона об охране природы

3) организация биосферного заповедника

4) повышение квалификации работников лесного хозяйства

Пояснение.

Природные условия определяют сельскохозяйственную специализацию отдельных регионов, например, занятие оленеводством в районах Крайнего Севера.

 Правильный ответ указан под номером 1.

  1. Леонид занимается в секции фигурного катания, художественной школе, много читает и очень любит играть с младшими братом и сестрой. Обогащая таким образом собственный социальный опыт, Леонид становится

 1) гражданином   2) личностью  3) работником   4) индивидом

Пояснение.

Личность — понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контекстах социальных отношений, общения и предметной деятельности.

Индивид — отдельный человек как социальное существо, являющееся чем-то большим, чем сочетание врождённых качеств.

Работник — лицо, работающее по трудовому договору (контракту), подчиняющееся внутреннему трудовому распорядку предприятия (учреждения).

Гражданин — индивид, на политико-правовой основе связанный с определенным государством, что позволяет правоспособному гражданину, по отношению к другим гражданам и обществу (государству), иметь взаимные права, обязанности и, в их рамках, свободы.

 Правильный ответ указан под номером 2.



Предварительный просмотр:

8 класс     ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ         Урок №9.  Дата проведения ____________

Тема урока:     «Долг и совесть». .  

Цель урока:   формировать у учащихся мотивацию к осознанному нравственному поведению через знакомство с понятиями «долг» и «совесть»

Задачи урока:  

     1.Способствовать углублению знаний обучающихся об основных нравственных категориях – мораль, долг, совесть.

2. Создать условия для развития у обучающихся следующих универсальных учебных действий: выбор ценностных ориентиров; смысловое чтение, восприятие учебного текста; умение участвовать в коллективном обсуждении проблем.

3. Создать условия для формирования этических норм поведения в обществе и общения друг с другом, развивать нравственные ценности учащихся.

4. Развивающая:

способствовать развитию мышления и грамотной речи учащихся. Развивать умения анализировать собственные поступки и признавать собственные ошибки, уметь отличать их ложные проявления.

5. Воспитывать уважительное отношение к окружающим.

       План изучения нового материала:

  1. Что такое долг.
  2. Долг общественный и моральный.
  3. Совесть.

Ход урока.

1. Организационное начало урока.

   Проверка присутствующих на уроке. Подготовка необходимого к уроку.

2. Проверка домашнего задания.

1)тест-взаимопроверка.

1.Мораль относится к……………..сфере

а) политической; б) экономической; в) духовной; г)социальной.

2. Духовная культура – это…

а) предметы материального мира;

б) природа;

в) здание музея;

д) традиции и обычаи.

3. Правила поведения человека в обществе определяют …

а) моральные нормы; б) законы природы; в) технические нормы; д) правила гигиены.

4. Выберите из предложенного списка те поступки, которые общество одобряет с точки зрения добра и зла:

а) неопрятность; б) нежелание выполнять домашнюю работу;

в) умение говорить правду; д) уважение к родителям.

5.Выберите признаки, характерные для морали:

а) общеобязательность; б) формальное оформление;

в) общественное осуждение; г) государственное принуждение; д) неформальность; е)связь с религиозными нормами.

2) Беседа по вопросам домашнего материала:

- Что такое мораль? Зачем она нужна людям?

- По какому признаку мы узнаём мораль? Почему её называют общечеловеческой ценностью?

- Почему гуманизм считается высшей моральной ценностью?

- В каких поступках проявляется любовь к ближнему?

- Как связаны между собой патриотизм и гражданственность?

- Какой смысл вкладывается в понятие «добро»?

- Что означает понятие «зло»? Почему его называют многоликим и коварным?

- У мудреца спросили: «Какая жизнь самая лучшая?» Он ответил: «Когда мы не делаем того, что осуждаем в других». Объясните это высказывание с точки зрения морали. Какое моральное правило содержится в этом высказывании?

- Один мудрый человек сказал: «Если я не за себя, то кто за меня? Но если я только для себя, то зачем я?» Раскройте смысл этой моральной позиции? Выскажите свою точку зрения к ней?

- Академик Д.С.Лихачёв говорил, что о добрых людях очень легко, интересно говорить и писать. Потому что добрые люди очень разные и интересные. А плохие – все одинаковые и малоинтересные. А что вы думаете по этому поводу? Что вам подсказывает ваш личный опыт? Приведите примеры.

- Психологический тест (ответьте «да» или «нет» на каждую позицию, если ответите «да» три раза, вы – приличный человек; если пять – вы очень приличный человек; если семь – вы ангел! – условия оглашаются после тестирования).

Сумеете ли вы:

1)пожертвовать своим временем, чтобы помочь тому, кто нуждается в помощи;

2)честно признаться и извиниться, если совершил дурной поступок;

3)простить своего обидчика;

4)оторваться от телевизора, если нужно заняться делом;

5)защитить несправедливо обиженного или более слабого;

6)сдержать слово, если обещали;

7)выполнить поручение, если даже столкнулся с трудностями?

3) Устный опрос

- Мораль и нравственность.

- Добро и зло.

Подведение итогов…..

 3. Работа по теме урока.

 Создание проблемной ситуации. Предложить прослушать учащимся притчу и определить тему урока и самостоятельно сформулировать его цели:

«Прости меня…»
Однажды человек пришел к Будде, который занимался с учеником, и плюнул ему в лицо. Будда вытер лицо и спросил: - Это все или ты хочешь чего-нибудь еще? Ученик Ананда все видел и, естественно, пришел в ярость. Он вскочил и, кипя злостью, воскликнул:
- Учитель, только позволь мне, и я покажу ему! Его нужно наказать!
- Ананда, - ответил Будда. Этот бедняга и так слишком много страдал. Ты только посмотри на его лицо, на его глаза, налитые кровью! Наверняка он не спал всю ночь и терзался, прежде чем решиться на такой поступок. Плевок в меня – это исход этого безумия. Это может стать освобождением! Будь сострадательным к нему. Ты можешь убить его и стать таким же безумным, как и он!

Человек слышал весь диалог. Он был смущен и озадачен. Реакция Будды была полной неожиданностью для него. Он хотел унизить, оскорбить Будду, но, потерпев неудачу, почувствовал себя униженным. Это было так неожиданно – любовь и сострадание, проявленные Буддой!
Будда сказал ему:
- Пойди домой и отдохни. Ты плохо выглядишь. Ты уже достаточно наказал себя. Забудь об этом происшествии; оно не причинило мне вреда. Это тело состоит из пыли. Рано или поздно оно превратится в пыль, и по нему будут ходить люди. Они будут плевать на него; с ним произойдет множество превращений.

Человек заплакал, устало поднялся и ушел. Вечером он пришел обратно, припал к ногам Будды и сказал:
- Прости меня!

Будда произнес:
- Нет вопроса о том, чтобы я прощал тебя, потому что я не был рассержен. Я тебя не осудил. Но я счастлив, безмерно счастлив видеть, что ты пришел в себя и что прекратился в тот ад, в котором ты пребывал. Иди с миром и никогда больше не погружайся в такое состояние!

- Ребята, наш урок мы начали с притчи не случайно. В ней то, о чем мы сегодня будем говорить.

- Почему человек сначала был смущен и озадачен, а потом заплакал и ушел?

( Ему стало стыдно)

- Что проснулось в душе человека? (совесть)

IV. Определение обучающими темы урока.

Именно «Совесть и долг» и будет темой нашего урока.

Запись темы урока в тетради. И формулирование обучающимися целей урока.

Основное содержание темы: долг и совесть; объективные обязанности и моральная ответственность; долг общественный и моральный; совесть – внутренний самоконтроль человека.

V. Изучение нового материала. Получение новой информации.

Благодаря осознанию своего долга перед окружающими и голосу внутреннего самоконтроля – совести – человек познаёт самого себя и свою связь с другими людьми, свою ответственность.

Попробуйте дать определение термину «совесть». Обратимся к этимологическому словарю.

Совесть – 1)от греч. «сознание, совесть»; 2) от ст.-слав. – «весть,

Запись определения «совесть».

Как отмечают мыслители, в человеке борются две разнонаправленные силы – эгоизм и альтруизм (бескорыстие, гуманизм). Между ними идёт вечная борьба. Полем битвы служит человеческая душа. Уровень душевного развития показывает, насколько человек преодолел в себе эгоистическое начало и приблизился к духовному. Степень продвижения находит своё выражение в наличии у человека совести и нравственности в поведении. Поэтому и говорят, что мораль есть анатомия души.

Практическая работа №5 (работа с заданиями на протяжении урока)

В русском языке существует много пословиц о совести. Работа с приложением 1( в учебнике)

- Слово «совесть» часто встречается в оборотах речи. Работа с приложением 2 в учебнике.

Афоризмы о совести. Работа с приложением 3. Составляем схему…

- Как вы думаете, слова «стыд» и «совесть» близкие по своему значению?

- А есть ли в их значении какое-то различие?

(Стыд – тяжёлое переживание позора перед людьми за свое поведение, а совесть – это стыд перед самим собой, даже если люди тебя не осудили).

Обратимся снова к термину «совесть». Что проверяет совесть? (как мы выполняем долг).

Работа с текстом учебника (стр. 46-47, разбор ситуаций).

Какое слово вы бы взяли синонимом к слову «долг»? ( ответственность).

В тексте на стр. 47 найдите два вида долга. Прочитайте 1-й абзац. Как вы поняли суть общественного долга? Приведите примеры.

А теперь прочтём текст на стр. 49, раздел «Факты». Причина поступка Корчака – общественный долг? (моральный долг).

Моральный долг – выполнение моральных требований по внутреннему побуждению.

Общественный долг – это объективные обязанности, которые человеку необходимо выполнять в обществе и ответственность за их выполнением, т.е. предъявление моральных требований к самому себе.

Определите разницу. Задание: 1) какие существуют взгляды на происхождение морального долга? ( религиозный, атеистический, биологический); 2) каковы могут быть последствия нарушения долга?; 3) почему возникла идея выделения двух сторон долга?

   4. Закрепление изученного на уроке. Подведение итогов урока.

Составьте синквейн на слово «совесть» и «долг».

Притча

Я беден и слаб, — сказал как-то учитель своим ученикам, — но вы молоды. Я учу вас, и ваш долг — найти деньги, на которые мог бы жить ваш старый учитель.
— Что делать нам? — спросили ученики. — Ведь жители этого города очень скупы, и напрасно будет просить у них помощи!
— Дети мои, — сказал учитель, — есть способ добыть деньги без лишних просьб, просто взяв их. Не будет для нас грехом украсть, ибо мы заслуживаем денег больше других. Но, увы, я слишком стар и слаб, чтобы стать вором!
— Мы молоды, — ответили ученики, — мы справимся! Нет ничего, что бы мы не совершили ради тебя, учитель! Скажи же, как нам поступать, а мы будем повиноваться тебе.
— Вы сильны, — ответил учитель, — для вас ничего не стоит отнять кошелёк у богатея. Поступите так: выберите укромное место, где вас никто не увидит, потом схватите прохожего и отберите деньги, но не причиняйте ему вреда.
— Отправимся прямо сейчас! — загалдели ученики. Только один из них, опустив глаза, хранил молчание. Учитель взглянул на юношу и сказал:
— Другие мои ученики исполнены отваги и горят желанием помочь, а тебе нипочем страдания учителя.
— Прости, учитель! — ответил юноша. — Но твое предложение невыполнимо! Вот причина моего молчания.
— Почему невыполнимо?
— Да ведь нет такого места, где никто не увидит, — ответил ученик. —Даже когда я совсем один, я сам вижу. Да я лучше с нищенской сумой пойду подаяние просить, чем позволю самому себе увидеть себя крадущим.
От этих слов лицо учителя просияло, и он обнял своего ученика.

 5. Домашнее задание.        п. 8, проработать вопросы и задания на с. 51-52 из рубрик «Проверим себя» , «В классе и дома», «Говорят мудрые» и определить свою позицию.

Задание 3 стр. 70 (письменно)