Конспекты уроков обществознания. 7 класс

Головко Наталья Николаевна

Конспекты уроков обществознания по учебнику под редакцией Л.Н.Боголюбова. 7 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Диагностическая  контрольная  работа

по обществознанию   7 класс  

Вариант 1

 1.Человек отличается от животных тем, что он

  1. использует природные материалы     2)  нуждается в пище  

3) осуществляет деятельность   4) заботится о потомстве

2. Верны ли следующие суждения о природе и обществе?

А. Природа не оказывает влияние на духовное развитие общества.

Б. Современное общество, благодаря достижениям науки и техники, не зависит от природы.

  1. верно только А        3) верны оба суждения
  2. верно только Б        4) оба суждения неверны

3. К функциям семьи не относится

  1. воспитание  детей    2)  ведение домашнего хозяйства

3)формирование общественного мнения         4) организация досуга

4.  Как называется правовой документ, содержащий обязательные для исполнения правила?

1) норма          2) обычай   3) закон      4) мораль        

5. Найдите в приведённом ниже списке социальные потребности человека и обведите цифры, под которыми они указаны. Обведённые цифры запишите в порядке возрастания.

  1. общение с другими людьми         4)  сбалансированность питания
  2. обеспечение безопасности           5)  самореализация
  3. достижение успеха в жизни

6. Верны ли следующие суждения о личности?

А. Личность формируется в процессе социализации.

Б. Личность формируется только в раннем детстве человека.

  1. верно только А        3) верны оба суждения
  2. верно только Б        4) оба суждения неверны

6 . Золотое правило морали заключается в следующем:

А. Всегда поступай так, как тебе нравиться

Б. Иди к своей цели, не обращая внимания на других

В. Относись к людям так, как ты хочешь, чтобы они относились к тебе

Г. Делай все, чтобы понравиться окружающим

7 . Детство- это период в жизни человека:

А)  с рождения до 11 лет      Б) с 3 до 11 лет    В) с 3 до 14 лет      Г) с рождения до 18 лет

8. Установите соответствия между приведенными понятиями и определениями

А. Страна

1. Социальная организация нации

Б. Государство

2. Территория, которая имеет определенные границы

В. Общество

3. Политическая организация той или иной страны

  9. В каком символе России есть двуглавый орел?

              1) флаг     2) герб     3) гимн    4) знамя

 10. Неповторимость и  своеобразие каждого человека  определяется  понятием:    

              1) талант      2) личность           3)  индивидуальность          4) нравственность

11. Все термины, приведенные ниже, за исключением одного, связаны с понятием «Этапы жизни человека». Укажите термин, не связанный с этим понятием.

1. Детство     2.  Работоспособность       3. Отрочество         4. Старость     5. Зрелость

12.  Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить вместо пропусков.  

" Личность обладает 1)_______. Личностью становится только 2)______. Признак развивающейся личности — отделение своего «я» от других людей. Личность обладает способностью к различной 3)_______, для успеха которой необходимо приобретать 4)_______. Личность должна проявлять такие качества, как целеустремленность, воля, старательность, терпеливость, настойчивость."

А) инстинкты  Б) деятельность   В) человек    Г) умения и навыки

  Д) сознание   Е) индивид   Ж)  детство

13. Как известно, человек – существо биосоциальное. Какие качества человека из нижеперечисленных являются биологическими (природными) – 1, а какие – социальными – 2.

А) способность к продолжению рода      

Б) умение защищаться от врагов

В) умение находить пропитание и обустраивать жилье

Г) умение общаться при помощи членораздельной речи

Д) способность преобразовывать природную среду

Е) способность заботиться о детях

Ж) способность создавать новые предметы, не имеющие природных аналогов.

14. В чем суть золотого правила морали?

Диагностическая  контрольная  работа

по обществознанию   7 класс

 Вариант 2  

1.Люди, родившиеся в один год:

1)Одноклассники          2) сверстники             3) друзья         4) ровесники

2. Верны ли следующие суждения о личности?

А. Личность возникает в результате биологического развития человека.

Б. Огромное влияние на становление личности оказывает общество.

1. верно только а       2. верно только б

3. оба ответа верны     4. нет верного ответа

3. К формальным межличностным отношениям относится:

1) вечеринка друзей   2) переговоры о приеме на работу

3) поездка на пикник    4) туристический поход

4. Какое из приведенных ниже понятий объединяет, обобщает все остальные?

1) Личная встреча       2) Общение  3) Беседа  4)  Телефонный разговор

5. Сергей делится по телефону с Александром впечатлениями о просмотренном кинофильме. Это пример:      

          1) игры            2) общения              3) учения             4) труда

6. Верны ли следующие суждения о межличностных отношениях?

А. Официальные межличностные отношения носят формальный характер.

Б. Неофициальные межличностные отношения определяются чувствами и предпочтениями партнеров.

1) Верно только А                     2) Верно только Б

3) Верны оба суждения        4) Оба суждения неверны

7. Все термины, приведенные ниже, за исключением одного, связаны с понятием «образование». Укажите термин, не связанный с этим понятием.

  1. Школа       2. Религия    3. Урок      4. Знания     5. Умения         

8. Соотнесите виды деятельности и их характерные признаки.

ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИЗНАКИ

1)Труд

А) перенимание опыта жизни предыдущих поколений

2)Общение

Б) извлечение полезных для человека веществ из природы

3)Учение

В) обязательное наличие партнера

4)Игра

Г) осуществление реального действия воображаемыми средствами

9. Назовите правильное чередование цветов на флаге Российской Федерации?

       1) белый, красный, синий                           3) белый,  синий, красный

       2) красный, белый, синий                           4) синий, красный, белый

10. Продукт труда, выставленный на продажу:

  1. Заработная плата       2) товар        3) земля           4) премия

11. Найдите в приведенном списке примеры проявления человеком смелости.

  1. Школьник отказался от сигареты, предложенной старшим
  2. Подросток грубо ответил на замечание мамы
  3. Ученик помог младшему пройти мимо большой собаки
  4. Солдат поднялся в атаку
  5. Ученик обманул родителей, чтобы избежать наказания

12. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предложенного списка слова, которые необходимо вставить вместо пропусков.  

  (1)____ - деятельность человека по производству различных важных и нужных для жизни предметов. (2)____ ремесленника обычно ручной, без использования сложных машин и механизмов. Предметы, сделанные мастером отличаются высочайшим (3)___ , индивидуальностью, красотой. Среди этих изделий встречаются такие, которые могут поразить человека своим неповторимым образом, подчас неуловимыми чертами отличающими руку (4)___ от руки пусть талантливого, но ремесленника.

А) ремесленник    Б) ремесло   В) талант   Г) творец    Д) труд 

Е) качество  Ж) работник         

13. Как известно,  у человек  и у животных есть много общего. Вам необходимо определить, какие качества свойственны только человеку– 1, а какие и животным, и человеку  – 2.

А) словесная речь
Б)  потребность в общении
В) строительства жилища
Г)  обучение потомства
Д) потребность в пище
Е) умение создавать сложные орудия труда
Ж) прямохождение

14. В чем суть золотого правила морали?



Предварительный просмотр:

7 класс     ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ         Уроки №6-7 .  Дата проведения ____________

Тема урока:     Почему важно соблюдать законы.

Цель урока:   Познакомить учащихся с основами научного представления о понятии «закон», характеризовать ряд его социальных функций, роль закона в жизни общества.

Задачи урока:  Способствовать воспитанию уважительного отношения к закону, формированию отношения к праву как высшей ценности.

Последовательно способствовать осознанному выполнению учащимися требований правовых норм, соблюдению порядка, уважению прав другого человека.

     

       План изучения нового материала:

1. Закон устанавливает порядок в обществе.

2. Закон стремится установить справедливость.

3. Закон устанавливает границы свободы поведения.

 

Ход урока.

1. Организационное начало урока.

   Проверка присутствующих на уроке. Подготовка необходимого к уроку.

2. Проверка домашнего задания.

 Урок начинается с беседы по вопросам домашнего задания. Затем учащимся предлагается вспомнить, что они уже знают о социальных нормах и законах. Далее учитель в общих чертах разъясняет такие важные для жизни общества задачи государственных законов, как установление и поддержание порядка, равной для всех справедливости, а также определение и сохранение границ свободы поведения.

 3. Работа по теме урока.

 1. Изучение первого вопроса плана целесообразно начать с раздела «Путешествие в прошлое». Материал о Смутном времени учащиеся читают самостоятельно за исключением  абзаца с выводами. В ходе последующей беседы прежде всего обсуждается вопрос о главных причинах Смуты (они указаны в тексте). Поскольку Смута крайне сложное явление в истории страны и неоднозначно оценивается специалистами, классу потребуется помощь. Учитель направляет мысль учащихся в нужное для данного урока русло — к разговору о состоянии власти, законного порядка и справедливости. Вы воды можно сопоставить с теми, что даны в учебнике.

 Беседа актуализирует одну из центральных проблем урока — почему законы нарушать нельзя. Учащие ся получают самый первый и самый общий ответ на этот вопрос: потому что нарушения порядка и справедливости могут привести к чрезвычайно тяжёлым, даже трагическим последствиям.

На этом фоне уместно предложить школьникам подумать над вопросами: что такое порядок? Зачем он нужен? Выслушав ответы, учитель просит семиклассников прочитать раздел «Закон устанавливает порядок» или сам кратко излагает основную мысль текста. Учитель подчёркивает, что именно Конституция закладывает основу законного порядка в обществе, во всех сферах его жизни.

Идеи, заложенные в Конституции, получают своё развитие в обыкновенных законах. Для примера можно привести конституционное положение «каждый имеет право на образование». Учитель разъясняет, что Конституция РФ в статье 43 устанавливает неотъемлемое право на образование в самом общем виде. Подробности организации и управления системой образования, основные права и обязанности обучающихся прописаны в Законе РФ «Об образовании».

Можно прочитать и разъяснить содержание ряда статей этого Закона, например статью 7 (часть 1) о государственных образовательных стандартах или статью 50 (часть 1) о правах и обязанностях обучающихся.

Закрепить изученное лучше всего путём работы над вопросами рубрики «Проверим себя». В результате учащиеся смогут дать свой ответ на основной вопрос урока:

почему нельзя нарушать законы? (Потому что закон устанавливает порядок в обществе.)

В более подготовленном классе учитель может по-другому организовать работу по этому вопросу плана урока. Для организации работы с текстом учебника классу можно предложить ответить на два основных вопроса: почему обществу нужен порядок? Каков самый надёжный способ установления порядка в обществе? Ответы подготавливаются путём самостоятельного изучения содержания раздела в учебнике.

2.Второй пункт плана затрагивает правовой аспект понятия «справедливость». Учитель акцентирует внимание учащихся на особой роли справедливости: она сближает мораль и законы. Моральные правила и законы существуют именно для того, чтобы утверждать справедливость.

Но они решают эту задачу по-разному. Мораль опирается только на совесть человека и на общественное мнение. Законы же издаёт и защищает государство. Ввести мораль в виде общественного закона государство не может  —  ничего не получится. А вот позаботиться о том, чтобы закон был справедливым, — это уже задача государства. И чем больше справедливости в законах, тем лучше живётся людям.

Далее учитель задаёт школьникам следующие вопросы: что такое справедливость? Может ли она стать основой жизни общества? При подготовке ответа учащимся предлагается прочитать 2, 3 и 4-й абзацы в разделе «Закон стремится установить справедливость».

Завершая изучение раздела, учитель может вновь обратиться к Конституции РФ. Классу предлагается прочитать в учебнике фрагменты конституционных статей и выполнить задание, которое дано к этим статьям. В результате учитель подводит учащихся к выводу о том, что

Конституция РФ утверждает справедливость и конкретно указывает, как её достигнуть: для этого нужно добиваться, чтобы каждый гражданин России обладал все ми правами и вместе с тем выполнял все гражданские обязанности.

3. Изучение третьего пункта плана учитель начинает с предложения семиклассникам самостоятельно поразмышлять над смыслом слова «свобода», дать его краткое определение. Далее можно организовать обсуждение вопросов  4 и 5 рубрики «Проверим себя».

Излагая основные моменты содержания данного раздела, учитель характеризует понятие свободы как возможность делать всё, что не нарушает закона, не приносит вреда другому человеку. Это особенно важно подчеркнуть, чтобы выделить одну из ведущих идей урока: подлинная свобода не может быть безграничной, беспредельной. Учитель просит учащихся привести известные им примеры, когда свобода оборачивается вседозволенностью, а то и беспределом (например, когда обижают младшего или слабого, отнимают  у них деньги или вещи, пытаются решить спор с помощью грубой силы или когда нарушают школьную дисциплину,

мешают проведению занятий, школьных мероприятий, прогуливают, отлынивают, не выполняют заданий и т. д.).

В качестве вывода можно предложить учащимся самостоятельно прочитать выделенный абзац в тексте раздела о важности соблюдения законов (с. 28).Завершая занятие, учитель обращается к рубрике «Учимся читать и уважать закон» и комментирует её содержание. Затем целесообразно предложить учащимся прочитать вслух два основных вывода, завершающие рубрику.

 

   4. Закрепление изученного на уроке. Подведение итогов урока.

 

 5. Домашнее задание.     

 

 7 класс. Урок 6. Домашнее здание. 12 октября 2017 г.

1. Отметьте правильный ответ. Ряд, в котором верно представлены примеры вредных привычек

А) курение, употребление алкоголя и наркотиков, чтение лёжа

Б) разговаривать на улице, опаздывать на встречу, читать лёжа

В) курение, неповиновение старшим, громко разговаривать

Г) употребление алкоголя, громко разговаривать, плохо вести себя на уроке

2. Установи соответствие

1. Привычка

А. Совокупность действий, установленных обычаем или ритуалом

2. Обряд

Б. Стереотип поведения

3. Церемония

В. Правила или образцы действия, одобряемые обществом или передающиеся по наследству

4. Обычаи

Г. Установленный торжественный обряд, порядок совершения чего-нибудь

3.  Мораль – это:

1) система общеобязательных, формально определенных норм, установленных или санкционированных государством

2) мировоззрение, мироощущение и определяемое ими поведение людей на основе веры в существование сверхъестественного

3) теоретически систематизированные взгляды на окружающий мир

4) совокупность правил поведения, обусловленные представлениями людей о добре и зле, справедливости и несправедливости

4. В последние годы резко возросло число пользователей Интернетом, что вызывает интерес у разработчиков сайтов, тематика которых должна отвечать запросам разных групп населения. В связи с этим в 2002 г. было проведено исследование запросов в сети Интернет ученых-обществоведов.

 https://soc-ege.sdamgia.ru/get_file?id=3165Какой вывод можно сделать на основании данных диаграммы?

1) Наибольший интерес у ученых-обществоведов вызывает справочно-библиографическая информация.

2) Наименьший интерес у ученых-обществоведов вызывает новостная информация.

3) Максимальное количество обращений связано с исследовательскими сайтами.

4) Среди интересов ученых-обществоведов сайты, связанные с развлечениями, находятся на третьем месте.

 

  7 класс. Урок 7. Домашнее здание. 19 октября 2017 г.

 

 



Предварительный просмотр:

7 класс     ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ         Урок №10.  Дата проведения ____________

Тема урока:      Для чего нужна дисциплина.

Цель урока:   осознать социальное и личностное значение дисциплины, роль дисциплины в жизни человека.

Задачи урока:  

    Образовательные: дать теоретическое объяснение понятия “дисциплина”, показать привлекательность самодисциплины (внутренней дисциплины), обеспечить мотивацию самовоспитанию.

Развивающие: научить учащихся различать общеобязательную и специальную дисциплину, продолжить развивать навыки работы с учебным текстом.

Воспитательные: учить уважать право, закон, акцентировать внимание учащихся на ответственности за несоблюдение дисциплины.

        План изучения нового материала:

1.Что такое дисциплина.

2.Дисциплина общеобязательная и специальная.

3. Внешняя и внутренняя дисциплина.

 

Ход урока.

1. Организационное начало урока.

   Проверка присутствующих на уроке. Подготовка необходимого к уроку.

2. Проверка домашнего задания.

 Дисциплина - мать победы. А.В. Суворов, русский полководец

Без дисциплины никак нельзя и никакой пользы в делах быть не может. Ф.Ф. Ушаков

« — Вы должны стараться дисциплинировать себя, потому что после определенного возраста никто не будет делать это за вас» Джиа Мари Каранджи, модель

« Главное — самодисциплина: дисциплина мытья посуды, выбрасывания мусора, работы, мысли. » Сергей Юрский

  1. Строгая дисциплина-залог успеха  Ник Перумов, русский писатель-фантаст. Война мага

  2. Дисциплинированность — похвальное качество.   Эрих Мария Ремарк, немецкий писатель

« … дисциплина — штука справедливая, правильная, и от нее так же никуда не денешься, как от кори…»    Джон Стейнбек, американский прозаик

Прочитайте, пожалуйста, цитаты и афоризмы. О чём идёт речь?

Константин Подвербный «Дисциплина»

Вы, говорите, что я строг...

Но, дисциплина - это ведь основа:

Для музыки, для слов, для строк,

Для построения семьи и дома!

Никак нельзя, прожить и дня,

Без дисциплины, на планете!

Пусть побудит она тебя,

К тому, чтоб рады были дети!

Не осуждайте! Я прошу:

Открытым текстом... С глазу на глаз...

Весь мир, картинками брошюр,

Детьми изучен. Вот какая радость!

Пусть дети отдыхают... Да!

Но, так, чтоб в голове осталась,

Дисциплинарная звезда!

Ну, хоть немного. Малость.

Чтоб понимал ребёнок впредь,

простую жизни аксиому:

Вращается Земная твердь,

По дисциплине, а не по-иному!

Так, о чем пойдет речь сегодня на уроке? (Правильно, о дисциплине). Как вы думаете, что же вы узнаете о дисциплине? (Верно, что такое дисциплина, для чего она нужна, что происходит, когда ее нарушают). Запишите тему урока в тетрадь и план, по которому мы будем работать.

 3. Работа по теме урока.

 1.Подберите, пожалуйста, к слову «дисциплина» ассоциации (солнце с лучиками)

(Например, порядок, армия, ответственность, правила, послушание, строгость, казарма, служба, экономика, физика, наука, строгость, учитель, нарушение (нарушитель), соблюдение)

2. Объяснение нового термина «дисциплина».

- А теперь давайте познакомимся с несколькими определениями слова «дисциплина».

1) Значение слова Дисциплина по словарю Ефремовой:
1. Дисциплина - подчинение твердо установленным правилам, обязательное для всех членов данного коллектива. 2. Отрасль научных знаний.
2) Значение слова Дисциплина по словарю Ожегова:
1. Дисциплина - обязательное для всех членов какого-нибудь коллектива подчинение установленному порядку, правилам. 2. Самостоятельная отрасль, раздел какой-нибудь науки.

3) Дисциплина в Энциклопедическом словаре:
1. Дисциплина - (лат. disciplina) - определенный порядок поведения людей, отвечающий сложившимся в обществе нормам права и морали, а также требованиям той или иной организации. 2. Отрасль научного знания, учебный предмет.

4) Значение слова Дисциплина по словарю Ушакова:
1.Дисциплина -  обязательное для всех членов какого-нибудь коллектива подчинение твердо установленному порядку. 2. Выдержанность, привычка к строгому порядку (книжн.).

Выберете определение термина «дисциплина» в широком смысле слова.

Дисциплина – это определенный порядок поведения людей, отвечающий сложившимся в обществе нормам права и морали, а также требованиям той или иной организации.

3.Обязательная дисциплина (Кристина)

      Дисциплина – необходимое условие существования человеческого общества. Она позволяет обеспечить упорядоченный характер жизни человека, даст ему возможность осуществлять контроль над своими поступками, желаниями и чувствами. Соблюдение основных требований дисциплины позволяет человеку отделять свои поступки от правонарушений, тем самым соблюдать общественный порядок.

   В случае соблюдения общественного порядка человек исполняет правила, установленные государством. Таким образом, все его поступки попадают под контроль со стороны государственных органов. В свою очередь, сами государственные органы и должностные лица должны выполнять возложенные на них задачи и обязанности. Такой вид дисциплины, при котором все должны соблюдать правила, установленные государством, называется общеобязательным.

Задание 1-й группе

 При помощи слов составьте  схему.

Дисциплина   Специальная Общеобязательная  Военная  Школьная  Технологическая

Трудовая  Моральная

Задание 2-й группе

Особенности специальных дисциплин      Последствия  нарушения дисциплины

Военная дисциплина

Отличается наибольшей строгостью, четким и точным выполнением требований военной присяги, приказов командиров и начальников, воинских уставов

Снижение боеспособности войск, отсутствие четкости управления ими, угроза жизни многих людей

Трудовая дисциплина

Предусматривает своевременный приход на работу, соблюдение установленной продолжительности рабочего дня, точное исполнение распоряжений администрации, сохранение наиболее высокой производительности труда

Наносит материальный ущерб производству, хозяйству страны в целом

Технологическая дисциплина

Соблюдение правил эксплуатации оборудования, порядка на рабочем месте, последовательности операций в производственном процессе

Ведет к авариям на производстве, в результате которых гибнут люди, возникают

экологические катастрофы, наносится материальный ущерб

Задание 3-й группе Подберите пары по смыслу.

Технологическая дисциплина

Выполнение приказа командира

Общеобязательная дисциплина

Опоздание рабочего на смену

Трудовая дисциплина

Несоблюдение правил пожарной безопасности на борту самолёта

Военная дисциплина

Обязательное начало уроков в 8 часов 20 минут

Школьная дисциплина

Администрация Дубенского района выполняет возложенные на неё обязанности

Задание 4-й группе

  1. Дайте определение внутренней и внешней дисциплины
  2. Соотнесите примеры с разновидностями дисциплин.

Дисциплина

Внешняя дисциплина

Внутренняя дисциплина

Примеры:

А). Контроль со стороны других людей.    Б). Совесть.  В). Желание выиграть приз.

Г). Боязнь получить выговор.  Д).Чувство вины.  Ж). Увольнение с работы.

З). Требование к самому себе.

Дисциплина, воля и самовоспитание.

В чём проявляется дисциплина: в соблюдении определённых правил от случая к случаю или регулярно и неукоснительно. Именно в регулярном и неукоснительном соблюдении правил заключается основной смысл связи дисциплины, воли и самовоспитания. Задуманное получается не сразу, и только воля помогает человеку не опускать руки, а продолжать идти к цели.

Прочитайте фрагмент из книги современного психолога Н. Козлова.

«К Слабым и Несчастным я раньше относился с жалостью — вот, как им плохо, как им не повезло. А потом посмотрел, как они живут, как они делают свою жизнь, — и увидел, что нет в их жизни невезения. В их жизни есть лень и есть нежелание делать свою жизнь счастливой и сильной. Я увидел, как два очень слабых и болезненных мальчика росли рядом. Но вот один из них стал каждое утро делать зарядку — через боль, через „не хочу", через смех сверстников, — а другой каждое утро валялся и очень себя жалел. Лежал и жалел...

И спустя десять лет первый стал стройным и жилистым мужчиной, а второй — болезненным размазней. И если не знать предысторию, то первому хочется завидовать, а второму — сочувствовать».

На кого из этих двух мальчиков вы хотели бы походить? Почему? Кто из мальчиков проявил волю и самовоспитание, а кто — нет? Вызывает ли у вас сочувствие мужчина, который вырос из второго мальчика? Если нет, то почему? Вывод: нужно учиться быть дисциплинированным.

   4. Закрепление изученного на уроке. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Продолжите фразу:

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Я научился…

 5. Домашнее задание.     

 

 



Предварительный просмотр:

7 класс     ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ         Урок №13 .  Дата проведения ____________

Тема урока:      Практикум по теме «Регулирование поведения людей в обществе»

Цель урока:  обобщить и систематизировать знания учащихся в области правового регулирования поведения людей в обществе.

Задачи урока:  

   - научить исследовать и анализировать способы регулирования поведения люде в обществе;  

 -  развивать умения точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии;

 - способствовать   формированию социальных норм, правил поведения, умения нести ответственность за свои  поступки.

   

Ход урока.

1. Организационное начало урока.

   Проверка присутствующих на уроке. Подготовка необходимого к уроку.

2.  Работа по теме урока.

 Мотивационно-целевой этап

  • Послушайте притчу и ответьте на вопросы.

Один стремящийся к знаниям юноша услышал, что на вершине высокой скалы живет самый мудрый человек на земле. Он решил добраться до этой вершины, чего бы это ему ни стоило. Преодолев множество опасностей, юноша достиг своей цели. Истощенный тяжелым путешествием, он подошел к старцу й Сказал:

  • Я потратил много времени на дорогу, истощил все свои силы только для того, чтобы добраться до вас.

Мудрец ответил:

  • Я очень польщен и рад тебя видеть. Но почему ты не воспользовался ступеньками на другой стороне скалы, вырубленными предыдущими посетителями?

Вопросы к классу

  • О чем эта притча?
  • Какие уроки из нее можно извлечь?

(Ответы учеников.)

I. Проведение тематического тестирования

Проверим, насколько хорошо вы усвоили материал главы I «Регулирование повеления людей в обществе». Выполните тестовые задания.

Тест 1. Что значит жить по правилам. Права и обязанности граждан

1. Установленный порядок совершения чего-либо, тесно переплетающийся с особыми действиями, исполняемыми специальными людьми в строгой последовательности:

1) привычка      2)  ритуал       3) церемония      4) образ.

2. Формальные нормы (правила):

  1. нормы, четко зафиксированные в письменной форме;
  2. поведение, которое допустимо, хотя и нежелательно;
  3. нормы, которые обеспечиваются обычаями и привычкой
  4. поведение, которое обязательно для данной группы людей.

З. Система правил поведения, принятая в определенных социальных кругах и составляющая единое целое:

1) этикет     2) церемония    3) норма      4) ритуал.

4. Возможность участия в управлении страной обеспечивают

1) экономические права  2) политические права  3)  культурные права 4) социальные права.

5. Основной закон нашего государства, в котором указаны  права и обязанности граждан:

1)  Уголовный кодекс 2) Хартия вольности  3) Декларация прав человека  4) Конституция

Тест 2. Почему важно соблюдать законы

1. Понятие «закон» наиболее точно характеризует выражение:

1)  образ жизни и действий   2)  традиционно установившиеся правила поведения  3) установленные государством общеобязательные правила   4)  внешние формы поведения человека.

2. Опасный для общества и государства поступок, наказание за который предусмотрено в УК РФ:

1) преступление     2) проступок     3) неправомерное поведение   4) вредная привычка.

З. Из двух утверждений:

а) преступление влечет за собой административную ответственность;

б) преступлением называют противоправное деяние, создающее угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан:

1) верно утверждение А     2) верно утверждение  Б     3)  оба утверждения верны   4) оба утверждения неверны.

4. Возможность каждого члена общества получать то, на что он имеет право:

1) справедливость   2) закон   3) мораль    4) желание.

5. Закон, в отличие от обычая:

1) охраняет порядок       2) является социальной нормой      3)устанавливается государством   4) действует в больших группах людей.

Тест 3. Защита Отечества

1. К внешним угрозам безопасности страны относят:

1) создание незаконных вооруженных формирований   2) торговлю наркотическими веществами на улицах   3)  военный конфликт в соседнем государстве   4)незаконное распространение оружия.

2. Призыву на военную службу в Российскую армию подлежат:

1) граждане РФ      2) граждане РФ, мужского пола с 18 лет  3) мужчины и женщины с 18 лет   4)  лица с высшим образованием.

З. Воинская обязанность распространяется на мужчин в возрасте:

1) от 17 до 60 лет    2) до 27 лет    3) от 18 лет  до 50 лет  4) с16 лет до 60 лет.

4. Срок военной службы по призыву составляет:

1) 2 года               2)1,5 года     3) 12 месяцев  4) не ограничен.

5. За уклонение от призыва на военную службу наступает ответственность:

1) гражданская   2) административная и уголовная   3) только уголовная   4) только административная.

Тест 4. Для чего нужна дисциплина

1. На осознанном решении самого человека основывается дисциплина:

1) общеобязательная      2) внешняя    3) специальная     4) внутренняя.

2. Внешняя дисциплина поддерживается с помощью:

1) санкций    2) силы воли   3)  самовоспитания  4) физических усилий.

З. Внутренняя дисциплина основана на:

1) приказах     2) страхе   3)    Конституции 4) силе воли.

Тест 5. Виновен — отвечай

1. Из двух утверждений:

а) понятие «законопослушное поведение» всегда связано только с совершеннолетними;

 б) законопослушное поведение должно быть полезно обществу:

1) верно утверждение А     2) верно утверждение  Б     3)  оба утверждения верны   4) оба утверждения неверны.

2. Поведение, соответствующее нормам закона:

1) правоверное     2)  законопослушное   3)законодательное  4) законосовещательное.

З. Шестнадцатилетний Николай нарушил правила трудового распорядка на предприятии. Это правонарушение повлечет наступление ответственности:

1) административной       2) дисциплинарной    3) гражданской  4) уголовной.

4. Противозаконное деяние всегда:

1) совершается с умыслом     2)  совершается группой лиц   3)  причиняет вред обществу  4) совершается ночью.

5. Вид наказания, назначаемый несовершеннолетним:

1) штраф    2) лишение права заниматься определенной деятельностью  3) обязательные работы     4) исправительные работы.

Тест б. Кто стоит на страже закона

1. Обеспечивает права подсудимого и защищает его интересы:

1) нотариус       2) адвокат     3) частный детектив 4) прокурор.

2. Задача прокуратуры:

1) охрана общественного порядка     2) защита интересов граждан в суде  3) надзор за соблюдением законности    4) освидетельствование верности копий документов.

З. В Российской Федерации суды подчиняются:

1) закону    2) главе правительства   3) местным органам власти  4) Федеральной службе безопасности.

4. Нарушитель в случае задержания имеет право на:

1)телефонный звонок  2) приглашение адвоката  3) вынесение приговора 4) составление протокола

5. Гражданин К. публична высказывает суждения, порочащие честь и достоинство гражданина М. За защитой гражданин М. должен обратиться в:

1) полицию  2) прокуратуру   3) суд    4) детективное агентство

   4. Закрепление изученного на уроке. Подведение итогов урока.

 Учащиеся прикрепляют фигурки (стикеры) на изображение горы, образно выражая свое отношение к прошедшему уроку. Вершина — урок прошел хорошо, подножие — неудачный урок ит. п.

 5. Домашнее задание.      Повторить § 1—7 учебника.