Конспекты уроков обществознания. 6 класс

Головко Наталья Николаевна

Конспектыуроков обществознания по учебнику под редакцией Л.Н.Боголюбова. 6 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Диагностическая контрольная работа

по обществознанию 6 класс  

Вариант 1.

Часть 1. Выбери один правильный ответ

  1. Период жизни, связанный с возникновением новых чувств, переживаний, со сменой настроения:

1) детство  2)  юность   3) отрочество   4) старость

  1. Что отличает человека от животных?

1)  воспитание потомства         2) объединение в группы

3) способность к творчеству   4) использование природных материалов

  1. Люди, близкие по возрасту:

1) друзья   2) родственники  3) однофамильцы     4) сверстники

  1. Что из перечисленного является субъектом Российской Федерации?

1) штат  2) департамент  3) край  4) муниципалитет

  1. Врожденным умением человека является:

1) говорить   2) дышать 3) трудиться  4) творить

  1. К социальным потребностям человека относится:

1) потребность в отдыхе  2) стремление познать окружающий мир

3) потребность в общении  4) необходимость в воде и пище

Часть 2.

1. Что из перечисленного ниже может составлять доходы семьи? Ответ запиши в виде комбинации цифр.

  1. Заработная плата родителей.
  2. Стипендия старших детей.
  3. Плата за пребывание детей в детском саду.
  4. Пособие на младших детей.
  5. Пенсия бабушки и дедушки.
  6. Оплата телефонных разговоров.

2. Все термины, приведенные ниже, за исключением одного, связаны с понятием «образование». Укажите термин, не связанный с этим понятием.

1.Школа  2. Религия  3. Урок  4. Знания  5. Умения

3. Соотнесите правильно термин и определение:

1) Игра

А) Вид деятельности, направленный на достижение практически полезного результата

2) Общение

Б) Особый вид деятельности, целью которого является развлечение, отдых

3) Учение

В) Вид деятельности, при котором происходит обмен информацией, идеями, оценками, чувствами, конкретными действиям

4) Труд

Г) Вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний и умений

4.  Флаг Росси́и   — её официальный государственный символ, наряду с гербом и гимном. Представляет собой прямоугольное полотнище из трёх равновеликих горизонтальных полос: верхней — белого, средней — синего и нижней — красного цвета. Официального толкования значения цветов Государственного флага Российской Федерации не существует. Неофициально, каждый цвет имеет свой символ. Ответьте на вопросы. 

4.1. Какой цвет Российского флага символизирует мужество, смелость, великодушие ?  

4.2. Какой цвет означает мир, чистоту, благородство?  

4.3. Какой цвет означает цвет верность, честность?

 

Часть 3.

  1. Кого можно назвать  патриотом?  Сформулируйте ответ в трѐх предложениях.
  2. Назови субъект и столицу субъекта Российской Федерации, в котором мы живём.

Диагностическая контрольная работа

по обществознанию 6 класс  

Вариант 2.

Часть 1. Выбери один правильный ответ

  1. Люди, родившиеся в один год:

       1) одноклассники   2) родственники   3) друзья     4) ровесники.

  1. Субъектом Российской Федерации является:

             1) штат   2) федеральная земля        3) автономная область

        4) департамент

  1. Качества, данные ребенку уже при рождении:

          1) инстинкт    2) воспитанность     3) речь    4) гуманность

  1. Социальная группа, основанная на родственных связях:

            1) класс      2) семья      3) сословие         4) нация

  1. Особенностью российского народа является:

1) многонациональность     2) многочисленность

3)  внешнее сходство       4) общая культура

  1. Для государства и общества  главной обязанностью семьи является:

1) совместный труд   2) объединение доходов

3) проживание в одном городе    4) воспитание детей

 Часть 2.

1.   Найдите в приведенном ниже списке обязанности гражданина. Ответ запиши в виде комбинации цифр.

1.Платить налоги

2.Защищать Родину

3.Посещать театры и музеи

4.Участвовать в митингах и демонстрациях

5.Беречь природу

6.Заниматься благотворительностью

2. Все термины, приведенные ниже, за исключением одного, связаны с понятием «сознание». Укажите термин, не связанный с этим понятием.

  1. Эмоция  2. Рассуждение   3.Разум  4. Интеллект  5.Мышление

  1. Соотнесите правильно термин и определение:

1) Труд

А) Деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей

2) Творчество

Б) Высокое природное дарование, выдающиеся способности к деятельности в какой-либо области –научной, художественной, практической

3) Мастер

В)  Деятельность человека, в процессе которой он создает предметы, необходимые для удовлетворения своих потребностей

4) Талант

Г) Человек, достигший высокого мастерства в своем деле, вкладывающий в свой труд смекалку, творчество

4.  Флаг Росси́и   — её официальный государственный символ, наряду с гербом и гимном. Представляет собой прямоугольное полотнище из трёх равновеликих горизонтальных полос: верхней — белого, средней — синего и нижней — красного цвета. Официального толкования значения цветов Государственного флага Российской Федерации не существует. Неофициально, каждый цвет имеет свой символ. Ответьте на вопросы. 

4.1. Какой цвет Российского флага символизирует мужество, смелость, великодушие ?  

4.2. Какой цвет означает мир, чистоту, благородство?  

4.3. Какой цвет означает цвет верность, честность?

Часть 3.

  1.  Кого можно назвать патриотом?  Сформулируйте ответ в трѐх предложениях.
  2. Назови субъект и столицу субъекта Российской Федерации, в котором мы живём.

Рекомендации по проверке и оценке выполнения заданий работы.

1ВАРИАНТ

№ задания

Ответ

Балл

Часть 1

6 б.

1

 3) отрочество  

1

2

 3) способность к творчеству  

1

3

 4) сверстники

1

4

 3) край  

1

5

 2) дышать

1

6

 3) потребность в общении  

1

Часть 2

 

8 б.

1

 1 2 4 5

2

2

 2

1

3

 Б В Г А

2

4

 Красный, белый, синий

3

 Часть 3

 

6 б.

1

 Со словом "патриот" можно составить такие предложения

  • Патриот – это человек, который  ставит интересы своей Родины выше собственных интересов.
  • Настоящий патриот не кричит о том, что он патриот.
  •  Школа должна воспитывать патриотов и патриотический дух в детях

 4

2

 Ставропольский край, г. Ставрополь

2

 

 ИТОГО

20 б.

2 ВАРИАНТ

№ задания

Ответ

Балл

Часть 1

6 б.

1

 4) ровесники

1

2

 3) автономная область

1

3

 1) инстинкт    

1

4

 2) семья      

1

5

 1) многонациональность    

1

6

 4) воспитание детей

1

Часть 2

 

8 б.

1

 1 2 5

2

2

 1

1

3

 В А Г Б

2

4

 Красный, белый, синий

3

 Часть 3

 

6 б.

1

 Со словом "патриот" можно составить такие предложения

  • Патриот – это человек, который  ставит интересы своей Родины выше собственных интересов.
  • Настоящий патриот не кричит о том, что он патриот.

 Школа должна воспитывать патриотов и патриотический дух в детях

 4

2

 Ставропольский край, г. Ставрополь

2

 

 

20 б.

18 – 20 баллов – «5»

15 -17  баллов – «4»

14 - 10 баллов – «3»

9  и менее баллов – «2»



Предварительный просмотр:

6  класс     ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ         Уроки № 5-6 .  Дата проведения ____________

Тема урока:    Познай самого себя.  

Цель урока:   способствовать изучению учащимися себя как части природы и общества, выявлению своих биологических особенностей и потребностей; раскрыть  роль знаний о собственных способностях и возможностях, их правильной оценки для успешной самореализации личности

Задачи урока:  научить  учащихся характеризовать свои потребности и способности; проявлять личностные свойства в основных видах деятельности;

- развивать умение  работать с текстом учебника; анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения;

 - воспитывать у  учащихся  взаимопонимание и стремление решать вопросы путем согласования  действий с партнером.

       План изучения нового материала:

  1. Познание мира и себя.
  2. Что такое самосознание.
  3. На что ты способен.

Ход урока.

1. Организационное начало урока.

   Проверка присутствующих на уроке. Подготовка необходимого к уроку.

2. Проверка домашнего задания.

 А) Проверка письменного домашнего задания

Б) Устный опрос

- Что такое личность?

- Сильная личность – какая она?

В) Тестовые задания

1. Из двух суждений о личности: А) личность возникает в результате биологического развития человека; Б) огромное влияние на становление личности оказывает общество.

1) верно только А 2) верно только Б  3) верны оба суждения   4) оба суждения неверны

2. Установите соответствие между понятиями и их определениями.

Понятие

Определение

А. индивидуальность

1. Отношение человека к миру, понимание того, что он делает, как живет, о чем мечтает

Б. Сознание

2. Совокупность качеств человека, которые приобретаются им в процессе жизни в  обществе, в деятельности и общении в другими людьми.

В. Личность

3. Совокупность характерных особенностей и свойств, отличающих одного индивида от другого.

3. Из двух суждений: А) Личность формируется во взаимодействии с другими людьми;  Б) личность формируется на протяжении всей своей жизни.

1) верно только А 2) верно только Б  3) верны оба суждения   4) оба суждения неверны

4. Заполните таблицу

Возрастной период

Основная деятельность

Детство

Игровая деятельность

Подростковый возраст

Взрослость

 3. Работа по теме урока.

 А) Актуализация знаний

–  Что значит «найти себя»?

-   Как вы понимаете выражение «зарыть свой талант»?

- Можно ли достичь желаемого, если мобилизовать все свои возможности?

-  Нужно ли торопиться  стать взрослым?

Работа в соответствии с планом урока.

Первый вопрос.  

- С какой целью люди изучают  стремятся познать мир?

-  Каким образом дети получаются знания об окружающем мире?

– Почему человеку так важно осознавать свое «Я»?

– Почему важно осознавать, чем человек отличается от других?

Заполнить схему

Самопознание

размышление о себе        исследование своих способностей        поиск своего вида деятельности

Второй вопрос. 

- Чтение материала учебника «Что такое самосознание» и работа по рисункам на стр. 19.

Самосознание – сложный психический процесс на правленый на познание себя.  

Самооценка – это оценка человеком самого себя своих качеств, возможностей, способностей.

- Нам действительно нужно знать свои сильные и слабые стороны?

- Почему так важна для человека самооценка?  Может пусть нас оценивают другие?

 Далее  обсуждение картины А. А. Дейнеки «Будущие летчики» (1938).

 – Почему художник дал такое название картине?

– О чем мечтают друзья, глядя на небо?

– Может ли их мечта осуществиться?

– Что необходимо для того, чтобы мечта стала реальностью?

Третий вопрос.  

 Рассказ учителя о возможностях людей, о том что талант в себе можно и нужно развивать.

Знакомство с материалом учебника на стр. 21 и составление простого плана.

План.

  1. Заниматься нужно своим делом.
  2. Нужно найти свое призвание.
  3. Поиск себя и своего дела.

   4. Закрепление изученного на уроке. Подведение итогов урока.

 Учитель проводит беседу по вопросам:

– Зачем человек познает себя?

– Влияет ли самооценка на поведение человека?

– Нужно ли сравнивать себя с другими?

 5. Домашнее задание.    §2 с.17-25

6  класс.     Домашнее задание урок №5     Дата _____________

  1. Назовите основные каналы знаний об окружающем мире для подростков _______________________

______________________________________________________________________________________

  1. Заполните  пропуски

Познание самого___________ предполагает исследование своих ________________и возможностей; поиск того вида деятельности, который в наибольшей мере будет им соответствовать. Осознавая свои особенности, качества своей _______________________, человек стремится изменить свои __________________с окружающими.

А)   способностей Б)   личности В)  отношения Г) себя

  1. Выберите верное суждение

А) Самопознание позволяет выявить в человеке его важнейшие особенности, сущность его «Я».

Б) Познавая себя, мы познаем мир, а узнавая мир ближе подходим к самим себе.

1) только А     2) только Б    3) верны оба суждения       4) верных нет

  1. Соотнесите правильно

Понятие

Определение

А) общение

1)  высказывание, содержащее определенную мысль

Б)  суждение

2) сложившийся способ поведения в определенных ситуациях

В) привычка

3) взаимные деловые или дружеские отношения людей

  1. Закончите предложения

Мне нравится, когда я __________________________________________________________________

Мне не нравится, когда я ________________________________________________________________

6  класс.     Домашнее задание урок  №6     Дата _____________

  1. Что приносит выбранное человеком   дело по душе? ________________________________________

______________________________________________________________________________________

  1. Заполните  пропуски

Каждому ______________ необходимо определить свое место в жизни. Наши _______________ проявляются не сразу. Ученые утверждают , что бесталанных людей нет. Необходимо проявить _______________ и очень много трудиться. Человек обладает огромными способностями, главное –________________  ими воспользоваться и развивать их.

А) терпение    Б) уметь   В) человеку   Г)  способности

  1. Выберите верное суждение

А)  Если я оцениваю себя ( свои поступки, свой характер и т.п.), то это самооценка.

Б)  Можно верно оценивать любого человека с первого взгляда. Ведь встречают «»по одежке».

1) только А     2) только Б    3) верны оба суждения       4) верных нет

  1. Соотнесите правильно

Понятие

Определение

А) личность

1)    это отдельная особь, которая сочетает в себе уникальный комплекс врожденных качеств и приобретенных свойств.

Б)  индивид

2)   совокупность качеств человека, которые приобретаются им в процессе жизни в обществе, в деятельности и общении с другими людьми.

В) индивидуальность

3)   неповторимость, уникальность человека, часто зависящие от окружающих  

  1. Закончите предложения

Я могу делать_______________________________________________________________________

У меня не получается ________________________________________________________________

Приложение

Тест «Какой у тебя характер?»

Ответь «да» или «нет».

1. Уважаешь ли ты дружбу? («Да» – 1, «нет» – 0.)

2. Привлекает ли тебя все новое? («Да» – 0, «нет» – 1.)

3. Предпочитаешь ли ты старую одежду новой? («Да» – 1, «нет» – 0.)

4. Притворяешься ли ты довольным безо всякой на то причины? («Да» – 0, «нет» – 1.)

5. Менял ли в детстве более трех раз выбор своей будущей профессии? («Да» – 0, «нет» – 1.)

6. Лишаешься ли ты уверенности в себе, когда предстоит решить трудное задание? («Да» – 0, «нет» – 1.)

7. Коллекционируешь ли ты что-нибудь? («Да» – 1, «нет» – 0.)

8. Часто ли ты меняешь свои планы в последний момент? («Да» – 0, «нет» – 1.)

Результаты:

свыше 6 очков – ты уравновешенный человек, редко создаешь хлопоты родителям, педагогам, друзьям;

от 3 до 6 очков – у тебя изменчивое настроение и характер; не забывай, что, проявляя постоянство и настойчивость, ты будешь преуспевать в жизни;

менее 3 очков – внимание! Почему ты не веришь в свои силы? Нужно больше доверять своим родителям и поискать себе друзей среди одноклассников.



Предварительный просмотр:

Обществознание   6 класс Дата _________________________________

Тема урока: Потребности человека.

Цель урока:

 Познакомить учащихся с понятием «духовный мир человека», а также развить представление о потребностях человека как источнике его активности.

Характеристика основных видов деятельности ученика

  • Характеризовать и иллюстрировать примерами основные потребности человека; показывать их индивидуальный характер
  • Описывать особые потребности людей с ограниченными возможностями.
  • Исследовать несложные практические ситуации, связанные с проявлениями негативного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья

План изучения нового материала

  1. Потребности человека – биологические, социальные, духовные.
  2.  Духовный мир человека.
  3. Мнимые (ложные) потребности.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний.

А) Работа по вопросам на стр. 31

Б) Живет на свете человек. Все у него есть. Все его устраивает, он ни о чем не мечтает, ни к чему не стремится. Он просто живет и ничего не делает. Такая ситуация выглядит почти фантастически. Почему?

 III .Объяснение нового материала.

1. Вопрос учащимся: Что же такое потребности? (ответы учащихся)

 Потребности – это осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания организма и развития личности(делается запись в тетради).

Общество порождает определенные потребности человека, которые в свою очередь оказывают влияние на развитие самого общества.

Виды потребностей

Потребности

Характеристика

Биологические (материальные)

 

Социальные

 

Духовные

 

Работа в группах. Прочитать 1 раздел,стр.34,выделить основные группы потребностей, охарактеризовать их примерами.

1.группа-характеризует биологические потребности( вода, еда, сон, продолжение рода)

2.группа- характеризует социальные потребности (труд, общение, уважение, дружба, карьера и т.д.)

3.группа- характеризует духовные потребности(достижение гармонии, красоты, познание окружающего мира, получение знаний и умений).

По завершению работы в группах заполняется таблица.

2. Духовный мир человека.

Вопрос учащимся: Скажите, а у всех людей потребности одинаковые? Потребности человека индивидуальны. Ещё Сократ говорил: «Я ем, чтобы жить. А некоторые люди живут, чтобы есть».

Давайте прочитаем рассказ о царе Крезе. Учебник стр. 39, вопрос № 3.

Социальная значимость личности во многом определяется тем, какие потребности у нее преобладают. По-разному ценится человек, который стремится только к личному обогащению, человек, для которого самое важное в жизни — удовлетворение потребности в модной одежде или изысканных блюдах, и человек, для которого главная потребность — творческий труд.

Духовный мир – внутренний мир человека, мир его мыслей и чувств.

Он формируется в процессе познания (приобретения знаний). Духовный мир каждого человека уникален. Духовно богатый человек стремится к новым знаниям.

4.Физкультминутка (учитель предлагает удовлетворить потребность в отдыхе).

5.Мнимые потребности. Сообщения учащихся о ложных потребностях

( Табакокурение, Алкоголизм, Наркомания).

После прослушивания учащиеся должны прийти к выводу: Вредные привычки наносят человеку вред – вред его здоровью, силам, положению в обществе. Эти и другие привычки тормозят развитие личности, останавливают человека на полпути и он может легко попасть в беду.

 6.Закрепления нового материала. Проверка и коррекция полученных результатов.

Закрепление у учащихся знаний и УУД, необходимых для самостоятельной работы по новому материалу.

1.Составьте перечень своих потребностей, определите их виды, проранжируйте их,

свой ответ обоснуйте.

2.Изобразите свои потребности на рисунке.

3.Решение проблемного вопроса. (Возможно удовлетворить все свои потребности?)

Вывод: Не возможно, так как наши потребности не всегда соответствуют нашим возможностям. Характер потребностей индивидуален.

7.Подведение итогов урока.

А).Инструктаж по выполнению домашнего задания. Параграф №4,? 5-6(письменно).

Б)Оценки и отметки(учитель  предлагает учащимся  оценить себя, заполнить листы  самооценки, проставить отметки).

.Рефлексия.

Учитель предлагает учащимся дополнить предложения: 

Сегодня на уроке я узнал(а)…      Я научился(ась)….

Мне понравилось…    Мне было интересно …

Мне не понравилось…      Я не понял(а)…

 



Предварительный просмотр:

Обществознание.                      6класс                       Дата ___________________

Тема урока: « Межличностные отношения».
 Цель урока: знать условия формирования межличностных отношений, определять виды межличностных отношений, найти отличия между видами межличностных отношений.  

Задачи урока:

  1. Формирование умений анализировать  полученные ранее знания, сопоставлять их с новым материалом урока.
  2. Закрепления навыка работы в группах.
  3. Формирование умения налаживать коммуникацию с товарищами и друзьями.

План.

1. Виды межличностных отношений.

2. Дружба и любовь.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Здравствуйте те, у кого сегодня хорошее настроение и те, кому сегодня грустно.

Здравствуйте те, кто любит проводить время в общении с друзьями.

Здравствуйте те, кто готов вступать в отношения с новыми людьми.

Надеюсь, что наше сегодняшнее общение доставит нам взаимное удовольствие. А что для этого нужно?  

Ответим на этот вопрос в конце урока

2. Актуализация.

Опрос по домашнему заданию:

-Вспомните, о чём мы с вами вели разговор на прошлом уроке?

- Назовите чувства, которые сближают и которые разъединяют людей.(примеры из литературы, кино, мультипликации)  

-Сегодня мы продолжим разговор об отношениях между людьми, но о чём пойдёт наша беседа, попробуйте узнать сами.

-учитель зачитывает ситуации, дети должны назвать тему урока

- Вы только что познакомились с человеком. Он вам стал привлекателен, вы здороваетесь при последующих встречах. (знакомство)

Вы не только здороваетесь, но при встрече с удовольствием вступаете в непродолжительный разговор. Теперь вы…?Приятели.( приятельство)

В классе обучаются 25 учащихся. ( товарищество)

Дружба объединяет людей надолго, иногда на всю жизнь. Проверяется не только временем, но и различными испытаниями

Тема нашего урока « Виды межличностных отношений»  

3. Формулируем цель урока.

-Что же сегодня мы должны с вами узнать?

-О чем мы будем говорить?

Должны узнать: определять виды межличностных отношений, найти отличия между видами межличностных отношений

4. Изучение нового материала.

Предлагаю вам выяснить: С чего же начинаются отношения между людьми?

А поможет это нам сделать эпиграф нашего урока

***

Близкое общение - вот откуда берут начало нежнейшая дружба и сильнейшая ненависть.

А. Ривароль

***

О чем говорится в эпиграфе?

Межличностные отношения бывают разными.  

-Работа с учебником стр.52-53. (обсуждение, запись в тетрадь)

Виды межличностных отношений

Знакомство     Приятельские отношения       Товарищество      Дружба       Любовь

- Класс делится на группы, придумывают и разыгрывают ситуацию с разными видами отношений, а другие группы пытаются угадать её.

-Чем отличается дружба и любовь от других видов отношений? (Работа с учебником стр.54-55)  

- Учащимся было дано опережающие задание – подготовить стихотворения о дружбе и любви. Они их представляют и отвечают на поставленный вопрос.

5.Рефлексия.  

Вернёмся к вопросу , который был поставлен в начале урока – что необходимо для успешного взаимодействия?

Что из того что вы узнали на уроке запомнили сразу, а что нет?

Что вызвало трудности в работе на уроке?

Понравился ли вам урок, принес ли он вам новы знания, эмоции. Я предлагаю ответить на вопрос необычным способом, составить синквейн. Вы знаете что такое синквейн?

По группам составить синквейн по темам «Дружба», «Любовь».  

Справка .Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) — пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии. В дальнейшем стала использоваться (в последнее время, с 1997 года, и в России) в дидактических целях, как эффективный метод развития образной речи,

Дидактический синквейн развился в практике американской школы. В этом жанре текст основывается не на слоговой зависимости, а на содержательной и синтаксической заданности каждой строки.

  • Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.
  • Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
  • Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.
  • Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.

Пятая строка — одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта

(примерные ответы)

Синквейн на тему Дружба

дружба
искренняя мужская
уважать, доверять, помогать
бескорыстная, позитивная связь между людьми
межличностные отношения

 Синквейн на тему любовь

Любовь
нежная страстная
переживается чувствуется ощущается
возможна с любимым человеком и в семье
чувство

 Выставление оценок.

6. Домашнее задание.  

П.6 до конца, рабочая тетрадь №6,7. Советы психолога стр.58.

Вы большие молодцы, спасибо за работу на уроке .Урок окончен!