Открытые уроки

Парфенов Иван Витальевич

Мои открытые уроки по предмету история

Скачать:


Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ИСТОРИИ

(урок с использованием элементов имитационного моделирования – 45 мин)

Автор: учитель истории второй квалификационной категории

 Парфенов Иван Витальевич.

Тема урока: Русско-турецкая война 1877 – 78 гг.

Образовательная цель: создание условий для осмысления новой учебной информации о русско-турецкой войне 1877-78 гг., изучения причин, хода и итогов войны.

Воспитывающая цель: воспитывать у учащихся уважительное отношение к памяти предков, чувства патриотизма.

Развивающая цель: развивать умения рассуждать, высказывать свое мнение, аргументации, умению сопоставлять факты, логическому мышлению.

Методическая цель: развитие позновательной активности учащихся через  имитационное моделирование.

Тип урока: формирование новых знаний.

Вид урока: урок с использованием с элементами имитационного моделирования.

Межпредметные связи: обществознание, география.

Средства обучения: учебник, мультимедиа, контурная карта, карточки – задания.

Методы обучения: словесный, наглядный, практический, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный.

Формируемые УУД:

Познавательные УУД: составлять и отбирать информацию полученную из различных источников; ставить личностно-необходимые учебные задачи; перерабатывать информацию для получения необходимого результата; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.

Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности . составлять план действий по решению проблемы; выдвигать версии решения проблемы; осозновать конечный результат, искать самостоятельно средства достижения цели.

Коммуникативные УУД: уметь слушать, вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблемы; строить продуктивное сотрудничество и взаимодействие со сверстниками.

Личностные УУД: уметь выбирать  целевые и смысловые установки для своих действий, принимать решения; развивать мировоззрения связанные с ценностными ориентирами студента.

План урока:

  1. Организационный этап.
  2. Мотивация учебной деятельности, постановка целей и задач урока.
  3. Актуализация опорных знаний.
  4. Формирование новых знаний.
  5. Закрепление новых знаний.
  6. Подведение итога урока, выставление оценок. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
  7. Рефлексия.

Этап урока

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов

Время

1.

Организационный этап

Подготовка к уроку

2 мин

2.

Мотивация учебной деятельности, постановка целей и задач урока

«Война… самое гадкое дело в жизни»

                                               Л.Н. Толстой

О войнах написано много и разно, но эпиграфом к сегодняшнему занятию я взял слова великого русского писателя. Слова эти заставляют задуматься о смысле войн, а их история знает немало.

28 ноября 1887 года в Москве, в сквере на площади у Ильинских ворот, в день10-летия освобождения Плевны был открыт памятник-часовня. Скромная надпись на нем гласит: «Гренадеры своим товарищам, павшим в славном бою под Плевной. В память войны с Турцией 1877 – 1878 гг.».

 Многие люди проходят мимо ничего не зная ни о войне, ни о событиях под Плевной, ни о тех, в честь кого воздвигнут этот памятник.

Давно ушедшие люди с их страстями, помыслами и поступками, море их крови и слез, пестрые факты, широкие обобщения, разноречивые выводы – в этой бездне минувшего очень легко потеряться. Того, что было, больше никогда не будет. И потому кажется, что без всего этого можно обойтись, найдя радость в честном заработке на кусок хлеба.

Однако память – это ничем не заменимый хлеб насущный, без которого невозможно достойно, мужественно встретить будущее.

Вопрос: Как вы думаете о каком событии пойдет речь на нашем уроке?

К середине 70-х годов XIX века международный авторитет Российской империи заметно укрепился. Но претендовать на роль ведущей державы и уклоняться при этом от участия в разрешении европейских конфликтов становилось затруднительно. Летом 1875 года в Болгарии вспыхнуло восстание против Османского Ига. На помощь болгарам пришли армии Сербии и Черногории, но они были плохо вооружены и поэтому быстро были разгромлены турецкими войсками. На Балканах началась кровавая расправа с восставшими. Более 30000 болгар было убито турецкими бандитами – башибузуками (слайд башибузуки).

В России ширилось движение в защиту южнославянских народов, вопреки официальному запрету. Тысячи волонтеров отправлялись на защиту Балканских народов. По инициативе министра иностранных дел Горчакова Россия, Германия и Австрия пытались разрешить конфликт мирными способами, но Турция ободренная поддержкой Англии, отвечала отказом.

Внимательно слушают преподавателя

Предполагаемый ответ студентов: О русско-турецкой войне.

Студенты внимательно слушают.

2 мин

3.

Актуализация опорных знаний.

Предлагается студентам вспомнить и сформулировать следующие исторические термины и понятия:

- Османское иго;

- Балканы;

- Южно-славянские народы;

- башибузуки;

- ультиматум;

- кампания.

Студенты дают аргументированные ответы.

2 мин

4.1

Моделирование ситуации обсуждения общественностью вопроса о русско – турецкой войне 1877-78 гг.

Вопросы:

1.Как вы думаете, с какими трудностями пришлось столкнуться царю при решении вопроса о начале военных действий?

2.Что могло бы заставить царя в таких невыгодных для России условиях объявить Турции войну?

Преподаватель подводит итог:

12 апреля 1877 года получив отказ Турции принять русский ультиматум, Александр II объявил ей войну.

Студенты заранее были разделены на три группы и получили опережающее задание : группа Министерства иностранных дел, группа военного Министерства, группа представителей  общественности.

Студенты отвечают на вопросы с точки зрения Министерства иностранных дел, военного Министерства и представителей общественности.

Записывают итог в тетрадь

3 мин

4.2

Установка преподавателя на работу с учащимися.

А теперь мы с вами рассмотрим ход основных военных действий русско-турецкой кампании, выявим основные трудности, с которыми столкнулись русские войска, и постараемся выявить просчеты русского командования.

Заслушаем выступления от групп, запишем факты в тетрадь, заполним контурную карту.

Студенты готовят сообщения по предложенным темам, используя информацию учебника.

Выступления студентов от групп : группа 1: Начало военных действий, группа 2: Осада Плевны

группа 3: Падение Плевны и перелом в ходе войны.

Остальные учащиеся записывают необходимые даты, факты в тетрадь и выполняют задания контурной карты

19 мин

4.3

Информация о Сан-Стефанском мирном  договоре.

Вскоре после этих событий  турецкий султан запросил мира и 19 февраля 1878 года в местечке Сан-Стефано был подписан мирный договор.

Но ряд европейских стран отказались признать условия Сан-Стефанского мирного договора. По их требованию летом 1878 года состоялся Берлинский конгресс с участием шести европейских стран: Англии, Франции, Австро-Венгрии. России и Турции, где были пересмотрены условия Сан-Стефанского мирного договора. Россия оказалась в изоляции и пошла на уступки.

Установка:

Вы получили карточки с заданиями. Прочитайте внимательно задание. Вы должны сравнить условия Сан-Стефанского мирного  договора и решения Берлинского конгресса.

Студенты записывают дату  в словарь и тетрадь.

Работают с карточками и заполняют таблицу

Итоги

русско-турецкой войны

1877-78 гг.

Условия Сан-Стефанского мирного договора

Условия Берлинского конгресса

6 мин

5

Так чем же явилась для России руско-турецкая война 1877-78 гг : победой или поражением?

Аргументированные ответы студентов

6 мин

6

Комментирование оценок за урок.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

  1. п.54, вопросы 1-5 (на выбор),
  2. написать письмо или газетную статью участника войны.

Записываю информацию о д/з

2 мин

7

Война 1877-78 гг. – одно из главных событий в истории Балканского полуострова. Она принесла радость победы и горечь поражения. Но освобождение христианских народов Юго-Восточной Европы было исторической миссией России, и эту миссию она выполнила. И произошло это благодаря простому русскому солдату, который проявил мужество и удивительную стойкость. В Болгарии и России построено немало памятников воинской славы. Среди них небольшая часовня на площади у Ильинских ворот «Гренадеры своим товарищам…». И если вам когда-нибудь придется увидеть этот памятник воинской славы, я надеюсь, вы вспомните и о той исторической миссии, которую Россия выполнила с честью, и о том, какой ценой была достигнута эта победа.

Студенты внимательно слушают, задают возникшие вопросы.

3 мин



Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ИСТОРИИ

(урок с использованием элементов проблемного метода – 90 мин)

Автор: учитель истории второй квалификационной категории

 Парфенов Иван Витальевич.

Тема : Россия - многонациональная империя

Цель урока: Проследить этапы превращения Российской империи в многонациональное государство.

Задачи:

Образовательные: Характеристика путей создания Российской империи: основные направления и методы экспансии России в XVI – XIX веках, сущность политики самодержавия в национальном вопросе.

Развивающие: Продолжать формировать у обучающихся умение работать с исторической картой, историческими документами, таблицами, проводить сравнительный анализ разных источников, точек зрения.

Воспитательные: Способствовать воспитанию у обучающихся чувства патриотизма, уважения, толерантности и гордости за историческое прошлое Российского государства.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Вид урока : исследования.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, работа в парах. 

Методы обучения: иллюстративно-словесный, проблемно – поисковый, работа с таблицей и контурной картой.

Средства обучения: компьютер, презентация, проектор. Контурная карта: «Россия в XIX веке», карта «Россия в XIX веке».

Основные понятия: имамат, газават, ссыльнопоселенцы.

Формируемые УУД:

Познавательные УУД: составлять и отбирать информацию, полученную из различных источников; ставить личностно-необходимые учебные задачи; перерабатывать информацию для получения необходимого результата; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.

Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности; выдвигать версии решения проблемы; осозновать конечный результат, искать самостоятельно средства достижения цели.

Коммуникативные УУД: уметь слушать, вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблемы; строить продуктивное сотрудничество и взаимодействие со сверстниками.

Личностные УУД: уметь выбирать  целевые и смысловые установки для своих действий, принимать решения; развивать мировоззрения связанные с ценностными ориентирами студента.

План занятия

Осознанная любовь к своему народу

 не соединима с ненавистью к другим.

Д.С.Лихачев

  1. Организационный этап.
  2. Мотивация учебной деятельности, постановка целей и задач урока.
  3. Формирование новых знаний.
  4. Закрепление новых знаний.
  5. Подведение итога урока, выставление оценок. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
  6. Рефлексия.

Организационный момент:

•    Доведение до учащихся темы и цели урока, его патриотическую значимость.

•    Обеспечение мотивационного настроя учащихся.

Преподаватель:

Живут в России разные
Народы с давних пор.
Одним тайга по нраву,
Другим - степной простор.
У каждого народа
Язык свой и наряд.
Один черкеску носит,
Другой надел халат.
Один - рыбак с рожденья,
Другой - оленевод,
Один кумыс готовит,
Другой готовит мед.
Одним милее осень,
Другим милей весна.
А Родина Россия,
У нас у всех одна.

        стихотворение В.Степанова:

Вопрос: Ребята как вы думаете о чем мы с вами будем говорить на уроке, кто мне может назвать тему нашего урока.

Ответы студентов : народы России, многонациональная Россия.

Преподаватель: Да. совершенно верно, тема нашего урока «Россия - многонациональная империя»                      

                  запишем ее в тетради..

Преподаватель: А как вы понимаете термин многонациональная империя?

Ответы студентов: Колониальная держава (Британия), могущественное монархическое государство во главе которого стоит император.

Определение империи (учащиеся записывают определение в тетрадь)

Преподаватель: в течение всего 19 века шло расширение территории Российской империи , особенно в южном направлении. По своим размерам и численности населения она стала крупнейшей державой.

1. «Расширение территории в первой трети XIX ».

Преподаватель : Следующий этап нашего урока «Расширение территории в первой трети XIX ». У вас на столах имеются рабочая карточка задание 1 и контурная карта. Внимательно прочитайте задание и выполните его. После того как вы его выполните мы его вместе обсудим. Время для выполнения___(мин).

Студенты: выполняют задания карточки

Преподаватель: Давайте обсудим задания, (обсуждение - ответы учащихся).

А теперь проверим правильность выполнения задания в контурной карте(самопроверка). Учащиеся отмечают на общей контурной карте присоединенные к России земли.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

2. Кавказская война

Преподаватель: Следующий этап нашего урока «Кавказская война». У вас на столах имеются технологическая карточка задание 2 и контурная карта. Внимательно прочитайте задание и выполните его. После того как вы его выполните мы его вместе обсудим. Время для выполнения___(мин).

Студенты: выполняют задания карточки

Преподаватель: Давайте обсудим задания, (обсуждение - ответы учащихся). Выступление учащегося сообщение о имаме Шамиле и генерале Ермолове (опреж.поиск задан. Атавина Татьяна, Пляскина Аня). А теперь проверим правильность выполнения задания в контурной карте(самопроверка). Учащиеся отмечают на общей контурной карте направление походов русских армий на Кавказе, укрепленные линии.

3.Присоединение Казахстана и Средней Азии.

Преподаватель: Следующий этап нашего урока «Присоединение Казахстана и Средней Азии». У вас на столах имеются технологическая карточка задание 3 и контурная карта. Внимательно прочитайте задание и выполните его. После того как вы его выполните мы его вместе обсудим. Время для выполнения___(мин).

Студенты: выполняют задания карточки

Преподаватель: Давайте обсудим задания, (обсуждение - ответы учащихся).

4.Пути создания империи.

Преподаватель: Следующий этап нашего урока «Пути создания империи». Сейчас на данном этапе мы с вами должны выполнить задание 3. Внимательно прочитайте документ и ответьте на вопросы. После того как вы их выполните мы его вместе обсудим. Время для выполнения___(мин).

Студенты: выполняют задания к документу

Преподаватель: Давайте обсудим задания, (обсуждение - ответы учащихся).

Рефлексия:

1.   Какие территории вошли в состав Российской империи?

2.   Укажите какие отношения связывали народы России и Казахстана?

3.   Как вы думаете чем объясняется, что одни народы добровольно входили в состав России, а другие (например, горцы северного Кавказа) оказывали яростное сопротивление?

Домашнее задание: п. 46-47 Задание : заполнить таблицу «Пути присоединения к Российской империи новых территорий в XIX веке».

Тема «Россия – многонациональная империя.

  1. Расширение территории в первой трети XIX веке.

Какие территории вошли в состав Российской империи в XIX веке.

Государство

Дата присоединения

Условия присоединения

Какие отношения стремились установить русские власти с местным населением:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Кавказская война.

Укажите годы кавказской войны : _______________

Какие народы проживали на Кавказе:

Чем занимались жители Кавказа в течении веков : __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Чему способствовало сближение горских народов с русскими : ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Присоединение Казахстана и Средней Азии.

На какие части делился Казахстан: _______________   _______________   _______________

Укажите какие отношения связывали народы России и Казахстана

Россия                                                                                                               Казахстан                                  

Какие государства находились в Средней Азии:

  1. Пути создания империи.

Перепись зарегистрировала[6] в Российской империи 125 640 021 жителя, из них в городах проживало 16 828 395 человек (13,4 %). В числе городов имелось два города-миллионера и один город с численностью населения более пол-миллиона. Крупнейшим городом был столичный Санкт-Петербург. Из 5 крупнейших городов два (третий и пятый по размеру) располагались в Царстве Польском.

Уровень грамотности составил 21,1 %, причем среди мужчин он был существенно выше чем среди женщин (29,3 % и 13,1 %, соответственно).

По вероисповеданию, крупнейшие конфессии, в порядке убывания, составили православные — 69,3 %, магометане (мусульмане) — 11,1 %,  римо-католики — 9,1 % и иудеи — 4,2 %.

По родному языку, крупнейшие языковые группы, в порядке убывания, великороссы (русские) — 44,3 %, малороссы (украинцы) — 17,8 %, поляки — 6,3 %, белороссы (белорусы) — 4,3 %, евреи — 4,0 %.

Крупнейшие сословия, в порядке убывания: крестьянство — 77,5 %, мещане — 10,7 %, инородцы — 6,6 %, казаки — 2,3 %, дворяне (потомственные и личные) — 1,5 %, духовенство — 0,5 %, почетные граждане (потомственные и личные) — 0,3 %, купцы — 0,2 %, прочие — 0,4 %.

Какой итог вы можете подвести анализируя данные переписи 1897 г

Тест

  1. С каким государством Россия воевала в 1804-1813 гг

А) Турцией    Б) Польшей   В) Францией   Г) Ираном.

  1. В 1808-1809 гг произошла война России

А)  с Францией Б)  с Ираном В)  с Турцией Г) со Швецией.

  1. Имя генерала Ермолова связано с

А) русско-шведской войной  Б) присоединением Казахских земель

В) с кавказской войной          Г) русско-турецкой войной

4. Территориальный рост Российской империи в XIX веке стал фактором, который

  1. способствовал развитию страны
  2. привел к резкому сокращению армии и флота
  3. тормозил экономическое и социально-политическое развитие империи.

   5. Самая длительная и кровопролитная война, которую вела Россия в XIX веке, была

  1. Крымская война
  2. Покорение Казахстана и Средней Азии
  3. Кавказская война.

  6. Понятия «мюриды», «имамат», «газават» относятся к

  1. Русско-турецкой войне 1877-1878 гг.
  2. Кавказской войне.
  3. Русско-иранской войне 1826-1828 гг

Д/З

Пути присоединения к Российской империи новых территорий в XIX веке

Дата присоединения

Территория

В результате каких событий присоединена

Положение в составе Империи

Путь присоединения

1808-1809 гг.

Финляндия

Русско-шведская война

Автономия в рамках Российской империи

Присоединение в результате войн с другими государствами  

1814 г.

Царство Польское

Поражение наполеоновской Франции

После антирусского восстания 1830-1831 гг. Николай I упразднил конституцию и сейм.

Завоевание

1806-1812 гг.

Бессарабия

Русско-турецкая война (Бухарестский мир)

Элементы автономии, при Николае I – общеимперское управление

Присоединение в результате войн с другими государствами

1804-1813 гг.

Дагестан, северный Азербайджан, восточная Грузия

Русско-иранская война (Гюлистанский мир)

Присоединение к России избавило эти народы от нашествий иранских и турецких войск

Добровольное вхождение

1826-1828 гг.

Ереванское (восточная Армения) и Нахичеванское ханства

Русско-иранская война (Туркманчайский договор)

Присоединение к России избавило эти народы от нашествий иранских и турецких войск

Присоединение в результате войн с другими государствами

1828-1829 гг.

Черноморское побережье Кавказа, южные грузинские земли, дельта Дуная

Русско-турецкая война (Адрианопольский мир)

Присоединение к России избавило эти народы от нашествий иранских и турецких войск

Присоединение в результате войн с другими государствами

1817-1864 гг.

Северный Кавказ

Кавказская война

Способствовало развитию культуры и экономики этих народов

Завоевание

Первая четверть XIX в.

Казахское ханство

Постепенный процесс

Колониальный характер

Добровольное вхождение

1860-1870-е гг.

Бухарский эмират, Кокандское и Хивинское ханства

Завоевание Средней Азии

Колониальный характер

Завоевание

1860 г.

Приморский край на Дальнем Востоке

Пекинский договор

Освоение

В результате мирного договора

Учитель: Итак ребята мы с вами сегодня изучили тему «Россия многонациональное государство»  давайте подведем итоги урока

Ученики:

  1. К концу 19 века Россия стала крупнейшей державой, если не считать Британии с ее колониями.
  2. На присоединенных территориях возводились города, строились дороги, развивалась промышленность.
  3. Выросло население Сибири и Дальнего Востока.
  4. Окраины империи втягивались во всероссийский рынок.
  5. Я считаю, что Россия не была тюрьмой народов, как ее назвал французский журналист. Ведь присоединение той же Грузии дало ей защиту России. Экономика ее стала развиваться. Население перестало боятся набегов иранских шахов. На Кавказе принимались российские законы, простые люди были более защищены царской администрацией от своеволия местных беков и имамов.