Доклады
доклады, сообщения , выступления на педсовете
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_sovershenstvovanie_profkompetentsiy.docx | 35.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования,
науки и молодежной политики Забайкальского края
ГПОУ «Первомайское многопрофильное училище»
Д О К Л А Д
Тема: Совершенствование профессиональных компетенций педагогических работников в условиях училища.
Подготовил: преподаватель истории
Парфенов Иван Витальевич
п.Первомайский, 2010
Оглавление
- Введение.
- Совершенствование профессиональных компетенций
педагогических работников в условиях училища 4-12 стр
2.1 Компетентностный подход в образовании 4-6 стр
2.2 Система компетенций преподавателя 6-12 стр
- Заключение 12-14 стр
Список литературы 15-16 стр
Введение
Главной сегодняшней задачей образования
взрослых является производство компетентных
людей - людей, которые были бы способных
применять свои знания в изменяющихся условиях,
и ...чья основная компетенция
заключалась бы в умении включаться
в постоянное самообучении всей своей жизни.
М.Ноулз
Вхождение в компетентностное образование предполагает выполнение ряда последовательных действий со стороны всех субъектов образовательного процесса и прежде всего педагогов.
Цель: развитие и совершенствование профессиональных компетенций педагогических работников.
В докладе попытаемся ответить на следующие вопросы:
Какими методиками и технологиями необходимо владеть современному преподавателю и мастеру п/о, чтобы развивать у учащихся способность брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, уметь извлекать пользу из опыта, критически относиться к явлениям природы и общества, т.е. реализовать ключевые компетенции? Какими профессионально-педагогическими компетенциями необходимо владеть самому преподавателю и мастеру п\о для того, чтобы обеспечивать собственное профессиональное продвижение и развитие? При каких условиях компетенции перейдут на уровень профессиональной компетентности? Проблема определения профессиональной компетентности и ее соотношения с понятием компетенции с недавних пор стала предметом обсуждений в научной педагогической среде и среди педагогов - практиков.
2. Совершенствование профессиональных компетенций педагогических работников в условиях училища
2.1 Компетентностный подход в образовании.
Мало быть хорошим специалистом, надо еще быть хорошим сотрудником. Место исполнительного и эффективно справляющегося со своими обязанностями сотрудника занял образ сотрудника инициативного, умеющего брать на себя ответственность и принимать решения в неопределенных ситуациях, умеющего эффективно работать в группе на общий результат, самостоятельно учиться, восполняя недостаток профессиональных знаний, необходимых для решения конкретной проблемы - работника компетентного.
Другими словами, каков идеальный тип человека современности и ближайшего будущего? Это самостоятельный, предприимчивый, ответственный, коммуникабельный, толерантный, способный видеть и решать проблемы автономно, а также в группах, готовый и способный постоянно учиться новому в жизни и на рабочем месте, самостоятельно и при помощи других находить и применять нужную информацию, работать в команде и т.д. Все перечисленные выше свойства и качества универсальны и необходимы любому человеку в любой профессиональной деятельности.
Необходимо обучение подобны качествам (компетенциям) по существу и является ответом образования на вызовы современного общества, которое характеризуется все возрастающей сложностью и динамизмом. Отсюда и компетентностный подход в обучении сосредотачивается на том, чтобы не увеличивать объем информированности человека в различных предметных областях, а помочь людям самостоятельно решать проблемы в незнакомых ситуациях. Те же умения, которые помогают человеку ориентироваться в новых ситуациях своей профессиональной, личной и общественной жизни, достигая поставленных целей, стали называться компетенциями или ключевыми компетенциями.
В наиболее общем понимании «компетентность» означает соответствие предъявляемым требованиям, установленным критериям и стандартам в соответствующих областях деятельности и при решении определенного типа задач, обладание необходимыми активными знаниями, способность уверенно добиваться результатов и владеть ситуацией. Понятие «компетенция» впервые стало употребляться в США в 60-е годы в контексте деятельностного образования, целью которого было готовить специалистов, способных успешно конкурировать на рынке труда. Компетентность, таким образом, может рассматриваться как личностная категория; компетенции же - как «анатомия» компетентности.
Тем не менее, компетентность остается характеристикой человека, а компетенция - тем, что он уже владеет (способность, умение).
Компетенция определяется, как способность удовлетворять требованиям или успешно выполнять задание и имеет как когнитивные, так и не когнитивные составляющие.
Компетенция-это способность успешно отвечать на индивидуальные или общественные требования или выполнять задание (вести деятельность).
Давайте рассмотрим несколько определений понятие
профессиональной компетентности педагогического работника:
1. Компетентность-это знания, умение, навыки, а также способы и приемы их реализации в деятельности, общении, развитии (саморазвитии) личности. (Митина. Л.М.)
2. Компетентным считается такой труд преподавателя, мастера п/о, в котором на достаточном высоком уровне осуществляется педагогическая деятельность, педагогическое общение, реализуется личность педагогического работника, достигаются хорошие результаты в обученности и воспитанности учащихся. При это компетентность преподавателя, мастера п/о, определяется также соотношением его профессиональных знаний и умений, с одной стороны, и профессиональных позиций, психологических качеств -с другой стороны (Маркова А.К.).
3. Компетентность - это способность работника качественно и безошибочно выполнять свои функции, как в обычных, так и в экстремальных условиях, успешно осваивать новое и быстро адаптироваться к изменяющимся условиям (Веснин В.Р.).
Таким образом, компетентность преподавателя и мастера п\о - это синтез профессионализма (специальная, методическая, психолого- педагогическая подготовка), творчества (творчество отношений, самого процесса обучения, оптимальное использование средств, приемов, методов обучения) и искусства (актерство и ораторство). И на сегодняшний день становиться очевидным, что из простой суммы знаний "сложить" компетентного профессионала невозможно, огромным чувством ответственности должен обладать педагогический работник, обучая нынешнее поколение.
Профессиональная компетентность - качество, свойство или состояние специалиста, обеспечивающее вместе или в отдельности его физическое, психическое и духовное соответствие необходимости, потребности, требованиям определенной профессии, специальности, специализации, стандартам квалификации, занимаемой или исполняемой служебной должности.)
2.2 Система компетенций преподавателя
1. Предметно-методологическая
Знания в области преподаваемого предмета. Ориентация в современных исследованиях по предмету. Владение методиками преподавания предмета.
2. Психолого-педагогическая
Теоретические знания в области индивидуальных особенностей психологии и психофизиологии познавательных процессов ученика, умение использовать эти знания в конструировании реального образовательного процесса. Умение педагогическими способами определить уровень развития познавательных процессов.
3. Компетенция в области валеологии образовательного процесса Теоретические знания в области валеологии и умения проектировать
здоровьесберегающую образовательную среду. Владение навыками использования здоровьесберегающих технологий. Теоретические знания и практические умения по организации учебно-воспитательного процесса для детей с ОВЗ.
4. Информационная компетентность и умение проектировать дидактическое оснащение образовательного процесса
Практическое владение методиками, приёмами, технологиями, развивающими и социализирующими учащихся средствами предмета. Умение спроектировать и реализовать программу индивидуальной траектории обучения ученика.
5. Коммуникативная
Практическое владение приёмами общения, позволяющими осуществлять направленное результативное неразрушающее взаимодействие в системе Способность анализировать и корректировать различные виды педагогического взаимодействия между всеми участниками
образовательного процесса
6. Управленческая
Владение управленческими технологиями (педагогический анализ ресурсов, умение проектировать цели, планировать, организовывать, корректировать и анализировать результаты учебно-воспитательного процесса).
7. Компетенция в сфере трансляции собственного опыта Способность транслировать собственный положительный опыт в
педагогическое сообщество (статьи, выступления, участие в конкурсах)
8. Исследовательская
Умение спланировать, организовать, провести и проанализировать опытно-экспериментальную исследовательскую деятельность.
9. Акмеологическая(АКМЕОЛОГИЯ - [от греч. акте — высший степень new — либо +логия, букв, наука о вершинах/ — совокупность наук, изучающих вершины в развитии отдельного человека и общности людей и условия их достижения;)
Способность к постоянному профессиональному
самосовершенствованию. Умение выбрать необходимое направление и формы деятельности для профессионального роста.
«Как учить учащихся?» - «Как развивать у учащихся внутреннюю мотивацию к обучению?»
- «Каким способам деятельности обучать учащихся?»
Ответы на эти вопросы даёт компетентностный подход в обучении.
Актуальность темы в том, что и Государственный стандарт образования и Концепция модернизации образования выделяют компетентностный подход в обучении как один из значимых.
Что такое компетентностный подход?
Компетентностный подход в образовании в противоположность концепции «усвоения знаний» (а на самом деле суммы сведений) предполагает освоение учащимися умений, позволяющим действовать в новых, неопределённых, проблемных ситуациях, для которых заранее нельзя наработать соответствующих средств. Их нужно находить в процессе разрешения подобных ситуаций и достигать требуемых результатов.
Компетентностный подход является усилением прикладного, практического характера всего училищного образования (в том числе и предметного обучения). Это направление возникло из простых вопросов о том, какими результатами образования учащийся может воспользоваться вне училища. Ключевая мысль этого направления состоит в том, что для обеспечения «отдалённого эффекта» образования всё, что изучается, должно быть включено в процесс употребления, использования. Особенно это касается теоретических знаний, которые должны перестать быть мёртвым багажом и стать практическим средством объяснения явлений и решения практических ситуаций и проблем.
Основной ценностью становится не усвоение суммы сведений, а освоение учащимися таких умений, которые позволяли бы им определять свои цели, принимать решения и действовать в типичных и нестандартных ситуациях.
Вопрос традиционного обучения - «Чему учить?», становится менее актуальным. Компетентностный подход делает акцент на деятельностном содержании образования, что требует другой постановки вопроса, а именно «Каким способам деятельности обучать?» В этом случае основным содержанием обучения являются действия, операции, соотносящиеся не столько с объектом приложения усилий, сколько с проблемой, которую нужно разрешить. Не привычные «должен знать», «должен уметь», а «может».
В учебных программах деятельностное содержание образования отражается в акценте на способах деятельности, умениях, навыках, которые необходимо сформировать, на опыте деятельности, который должен быть накоплен и осмыслен учащимися, и на учебных достижениях, которые учащиеся должны продемонстрировать.
Важнейшим признаком компетентностного подхода является способность обучающегося к самообучению в дальнейшем, а это невозможно без получения глубоких знаний.
Однако роль знаний меняется. Знания полностью подчиняются умениям. В содержание обучения включаются только те знания, которые необходимы для формирования умений. Все остальные знания рассматриваются как справочные, они хранятся в справочниках, энциклопедиях, Интернете, а не в головах учащихся. В то же время, учащийся должен при необходимости уметь быстро и безошибочно воспользоваться всеми этими источниками информации для разрешения тех или иных проблем.
Зуновский и компетентностный подходы в этом близки друг к другу, но первый ограничивается рамками предметных умений и навыков, тогда как второй делает акцент на применение знаний и умений во внеучебных, жизненных ситуациях.
Подход | Основной результат обучения | Примеры типичных форм контроля результатов обучения | Пример контролирующего задания |
Знаниевый | Владение знаниями | Экзамены по билетам. Тест | Дать развёрнутый ответ на вопрос: «Жёсткость воды и пути её устранения» |
Зуновский | Владение умениями | Изложение. Сочинение. Типовая расчётная задача. Демонстрация опыта | Продемонстри ровать опыт, иллюстрирующий взаимодействия жёсткой воды с моющими средствами. |
Компетентности ый | Готовность использовать полученные знания и умения в незнакомой жизненной ситуации | Ранее не встречавшаяся задача. Выполнение и защита исследовательского или практико-ориентироваиного проекта. | Предположить и продемонстрировать на практике несколько альтернативных способов решения проблемы стирки белья в условиях местности с очень высокой степенью жёсткости воды. |
Чтобы успешно реализовать компетентностный и подход, педагог должен уметь:
- Успешно решать свои собственные жизненные проблемы, проявляя инициативу, самостоятельность и ответственность;
- Видеть и понимать действительные жизненные интересы своих учащихся;
- Проявлять уважение к своим учащимся, к их суждениям и вопросам, даже если те кажутся на первый взгляд трудными и провокационными, а также к их самостоятельным пробам и ошибкам;
- Чувствовать проблемность изучаемых ситуаций;
- Связывать изучаемый материал с повседневной жизнью и интересами учащихся, характерными для их возраста;
- Закреплять знания и умения в учебной и во внеучебной
практике;
- Планировать урок с использованием всего разнообразия форм и
методов учебной работы, и, прежде всего, всех видов
самостоятельной работы (групповой и индивидуальной),
диалогических и проектно-исследовательских методов;
- Ставить цели и оценивать степень их достижения совместно с
учащимися;
- В совершенстве использовать метод «Создание ситуации
успеха»;
- Привлекать для обсуждения прошлый опыт учащихся, создавать
новый опыт деятельности и организовывать его обсуждение без
излишних затрат времени;
- Оценивать достижения учащихся не только отметкой-баллом, но
и содержательной характеристикой; S Оценивать продвижение группы в целом и отдельных учащихся не только по предмету, но и в развитии тех или иных жизненно важных качеств;
- Видеть пробелы не только в знаниях, но и в готовности к жизни.
Заключение
Чтобы реализуемый педагогом подход в обучении был действительно компетентностиым, педагог должен остерегаться:
- Привычки считать себя главным и единственным источником
знаний для своих учащихся;
- Передавать учащимся свой опыт жизни и воспитывать их исходя
из того, как был воспитан сам;
- Представлений о том, что существуют раз и навсегда заданные способы «правильного» и «неправильного» решения житейских и профессиональных проблем;
- Бездоказательно-нормативных высказываний «надо», «должен», «так принято», которые не сопровождаются дальнейшими пояснениями.
Формирование компетентностей - сложный, целенаправленный процесс. Основу его составляет умение преподавателя и мастера п\о организовывать самостоятельную познавательную деятельность учащихся и грамотно управлять ею.
В связи с переменами, произошедшими в последние годы в жизни нашего общества, перед всеми работниками профессионального образования сейчас встали новые, подчас трудновыполнимые задачи: в условиях социального, психологического, морального расслоения, материального упадка, неполноценного государственного регулирования процессов обучения, отсутствия необходимой учебно-программной документации выполнить государственный заказ - обучение и воспитание грамотного специалиста, способного адаптироваться в этом непростом мире и выдержать конкуренцию на современном рынке труда.
Социологические исследования последних лет показывают, что для большинства молодежи работа не становится главным делом в жизни, а факторы, повлиявшие на выбор профессии, носят социальный характер и не имеют выраженного профессионального мотива. Поэтому на первый план должны выступать ценностные ориентации, направленные не только на мотивы экономического характера (доходы, прибыль, уровень собственного благополучия и т.д.), но и учитывающие в качестве приоритетных мотивы гуманистического характера (моральные установки, профессиональные ценности, творческая самореализация и т.д.). В настоящее время предприятия трудоустраивают молодежь осторожно, и часто молодые люди оказываются невостребованными на рынке труда, поскольку развитие производства, новых технологий предъявляет особые требования к современному специалисту, работодатели все больше заинтересованы в гибких высококвалифицированных кадрах, для которых характерна трудовая мобильность, профессиональная самостоятельность и высокий уровень владения ключевыми профессиональными компетенциями.
Соответствие человека требованиям профессии является гарантией эффективности и успешности производительности труда, одновременно это залог профессионального и личностного благополучия.
Каким же сегодня должен быть наш выпускник? В первую очередь -это человек конкурентоспособный, готовый к полноценной деятельности и саморазвитию в профессиональной и социальной сферах. Для достижения этой цели должны приложить все без исключения работники НПО. Но первоочередная роль в этом процессе отведена мастеру производственного обучения.
Что следует помнить преподавателю, мастеру п/о.
• Конструктивное решение конфликтных ситуаций необходимый элемент. профессиональной педагогической подготовки преподавателя, мастера п/о.
• Всякие негуманные действия преподавателя, мастера п/о вызывают противодействие.
• Если ученик бросил вызов преподавателю, мастеру п/о, значит, у него есть на это причина.
• Каждая конфликтная ситуация острый сигнал о неблагополучии в развитый ребенка или целого коллектива.
• Разумнее провести глубокое размышление при первых симптомах неблагополучия, чем начать это после серьезных проявлений конфликта.
• Положительные находки в работе зачастую забываются, промахи же помнятся долго, иногда всю жизнь.
• Конфликт легче предотвратить, чем разрешить!
Целесообразно соблюдать следующие правила педагогического
общения
• Не следует за каждым отрицательным поступком! учащегося видеть только отрицательные мотивы.
• Необходимо тщательно готовиться к уроку, чтобы не допустить далее малейшей некомпетентности в преподавании своего предмета.
• Учащиеся склонны охотнее выполнять распоряжения преподавателя, мастера п/о при опосредованном способе воздействия.
• Учащегося можно изменить к лучшему с помощью специальных приемов оценки его личности.
• Хорошо организованная совместная деятельность сближает людей и повышает их авторитет.
• Предупредительность и корректность поведения преподавателя, мастера, п/о снижает напряжение в общении.
Список литературы
1. Белкина В.Н., Карпов А.В., Ревякина И.И. Теория и практика развития
профессиональной педагогической рефлексии. Ярославль, 2006
2. Гаргай В.Г. Повышение квалификации учителей на Западе: рефлексивная модель обучения. // Педагогика, 2004. - № 2. с. 72-79
3. Гузеев В.В., Сидоренко А.С. Проблемы, особенности и процедуры освоения новых образовательных технологий в педагогических коллективах / // Школьные технологии. 2000. -№ 1.- С. 169-181.
4. Дюков, В.М. Рефлексивно-деятельностная педагогика: учитель для «Новой школы»/ В.М. Дюков, И.Н.Семенов, Р.В. Шайхутдинова// Эксперимент и инновации в школе. – 2011. - №1. –С.2-8.
5. Емельянова, Е. Тренинг профессионального роста: развитие ключевых компетентностей у сотрудников ОУ в системе непрерывного образования/ Е. Емельянова// Школьный психолог: прил. к газете «Первое сентября». – 2010. - №22. – Книга в газете.
6. Карпов А.В. Рефлексивность как психическое свойство и методика ее диагностики. -
Психологический журнал. - 2003. - № 5. - с.45-56.9. Кашлев, С.С. Интерактивные методы обучения педагогике / С.С. Кашлев. – Минск :
Вышэйшая школа, 2004. – 176 с.
7. Коптяева, О.Н. Мотивационная готовность педагогов к инновационной деятельности
[Текст]: дис. …канд. психол. наук / О.Н. Коптяева. – Ярославль: [б. и.], 2009. – 176 с.
8. Кульневич С.В. Анализ современного учителя (С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина -Ростов н/Дону: Учитель, 2003.
9. Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Л.М, Митина. - М.: Академия, 2004.
11. Орлова И.В. Тренинг профессионального самопознания: теория, диагностика и практика
педагогической рефлексии. СПб, «Речь», 2006