Технологическая карта урока русского языка

Рябикова Васима Рависовна

 Технологическая карта урока по теме «Обособление  определений».

 Пояснительная записка

Раздел-«Обособленные члены предложения» (16 ч.)

Блок- «Обособленные определения и приложения» , урок 2 из 6-ти.

Тема: «Обособление согласованных распространенных и нераспространенных определений».

Цели:

Познавательная: - формировать знания основных правил обособления согласованных распространенных и нераспространенных определений, умения находить в предложении, обособлять их.

Развивающая: развивать речь, внимание, логическое мышление, умение сравнивать и делать выводы, продолжать развивать орфографическую и пунктуационную зоркость.

Воспитательная: воспитывать интерес к историческим событиям и к урокам русского языка и литературы.

Общедидактическая цель: создание условий для организации  деятельности обучаемых по формированию основных правил обособления согласованных распространенных и нераспространенных определений, обеспечить применение знаний и способов деятельности в практике. (Интересной типологией уроков по признаку дидактической цели является классификация уроков В.А. Онищука)

Уровневые цели:

Репродуктивный уровень: согласованные определения, распространенные и нераспространенные определения

Конструктивный уровень: составление таблицы по теме ЗП при согласованных распространенных и нераспространенных определений

Творческий уровень: создание текста с использованием пр. с обособленными членами(д/з)

Тип урока: урок усвоения новых знаний (комбинированный)

Методы: проблемно - исследовательский

Формы: работа в парах, индивидуальная

Оборудование:  мультимедийный проектор

Ключевые понятия: Обособление, согласованные распространенные и нераспространенные определения

    Методы:

                Словесные, наглядные

                Проблемно-поисковые

                Взаимоконтроль, самопроверка.

    Приемы: беседа, самостоятельная работа, фронтальный и индивидуальный опрос, дифференцированный подход.

     Оборудование: интерактивная доска, компьютер, презентация.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по теме «Обособление согласованных распространенных и нераспространенных определений»

Этап

УЭ (по модульной технологии)

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Форма работы

1.Организационный момент. Мотивация

деятельности

УЭ-0

Интегрирующая цель:

-определить уровень знаний по теме «Предложения с обособленными определениями и приложениями»; систематизировать знания о согласованных и несогласованных определениях;

Включение в деловой ритм. Приветствует учащихся, создает доброжелательную, рабочую атмосферу, проверяет готовность учащихся к работе.

Приветствуют учителя, настраиваются на работу, проверяют готовность своего рабочего места.

2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

УЭ-1

Входной контроль (повторение изученного)

Цель: определить уровень знаний по теме «Предложения с обособленными определениями».

Добрый день, ребята!

Скажите, пожалуйста, вы любите собирать пазлы?  На партах у вас в конвертике есть детали, из которых нужно создать картину. Что у кого получилось? Правильно, это олимпийские символы. (Сл.2) Сл3.Олимпийские игры в Сочи – событие, которого с нетерпением ждали в нашей стране даже те люди, которые не являются спортивными болельщиками. Сегодня на уроке вы узнаете некоторые интересные факты об Олимпийских играх. Инструктаж. Ребята, сегодня мы будем работать на Маршрутных листах. Подпишите их.

Сл 3 Номер задания 3. Запишите предложение, которое характеризует вашего символа, вставляя пропущенные буквы, поставьте знаки препинания. Объясните. Правильно, обособленное определение, выраженное причастным оборотом. Почему во 2-м предложений нет запятой? (Иглу (ударение ставится на букву и) – это жилище эскимосов в виде купола-полушария, построенное из снежных плит). В третьем предложении определения обособленные, но нераспространенные. Значит, обособленные согласованные определения бывают и распространенные и нераспространенные.

Для раскрепощения учащихся использует прием «Яркого пятна»

Выявляет уровень знаний.

Определяет типичные недостатки. 

Собирают пазлы

Маршрутные листы

 (Лист оценки)

Прием «Яркого пятна» (критического мышления)

Фронтальная работа

.

Самостоятельная работа.

3. Постановка учебной задачи

 и проект выхода из затруднения

УЭ-2

Работа с теоретическим материалом

III. Цель: создать проект выхода из затруднения

А вы знаете, когда и при каких условиях обособляется распространенное или нераспространенное согласованное определение? Нужно ли нам уточнить эти условия, чтобы не допускать ошибок при постановке ЗП? Для чего нам это нужно знать? Правильно, чтобы грамотно, образно выражать свои мысли.

- Чем будет заниматься?

- Сформулируйте цель урока (выяснить условия обособления согласованных распр. и нераспр. определений и научиться ставить ЗП)

Запишите на 2 строчке маршрутного листа, а на первой строчке сформулируйте тему урока. (Обособление согласованных распространенных и нераспространенных определений).

5 сл. Уточним еще раз, чем будем заниматься. Ребята, символы Олимпиады вы знаете, а какие виды спорта включены в Олимпиаду?

Сл.6.Какие буквы пропущены? Какие это слова, да словарные.

Сл.7 Посмотрим, правильно ли поставили ударение.

Сл.8 Проведем наш «Биатлон» в форме игры «Попади в цель». (Оформляем №4) Ваша задача: попасть в цель, т.е. правильно ответить на

Сл.9 следующие вопросы:

  1. Обособляются согласованные определения, если стоят после определяемого существительного.
  2. Не обособляются согласованные распространенные определения, если стоят после существительного.
  3. Обособляются определения, если относятся к имени собственному.
  4. Обособляются определения, если имеют добавочное обстоятельственное значение (причины, уступки).
  5. Обособляются согласованные определения, если относятся к личному местоимению.

Слайд 10 Проверьте и оцените себя.

Сл. 11 почему нужно было поставить ноль?.

Активизирует знания учащихся. Создает проблемную ситуацию.

Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации.

Организовывает самостоятельную работу учащихся

Ставят цели, формулируют

 (уточняют) тему урока.

Составляют план достижения цели и определяют средства

Самостоятельная работа

Самопроверка

Фронтальный опрос.

Диалог

4. Первичное закрепление

УЭ-3

Закрепление теоретического материала

IV. Цель: научить работать с разными источниками информации: перетрансформация теоретического материала

 Работа с теорет. материалом

Сл. 11. Как вы думаете, если у вас была бы таблица с условиями постановки ЗП при обособленных определениях, легче было бы выполнить эту работу? Мы смогли бы на основе данных вопросов создать таблицу «Условия обособления согласованных определений»?  Попробуем? (слайд)

СЛ.12  Вот что получилось. Все условия выявили?

Я раздам готовый материал нашей совместной работы, но вам нужно выявить, все ли условия перечислены.

Сл.13. Учебник стр. 150. Дети на карточках дописывают.

Открывает полный вариант таблицы

Организовывает работу с учебником

 Работают над составлением таблицы

Работают с учебником

Работа совместная с учителем.

Таблица строится на доске 

5. Самостоятельная работа с самопроверкой

УЭ-4

Самопроверка

V.Цель: сделать выводы, определить уровень усвоения материала, с целью планирования дальнейшей работы.

Практическая работа.

Конькобежный старт «Кто быстрее».

СЛ. 14. Расставьте ЗП.

Игра «Кто быстрее»

Задание: расставьте знаки препинания

(1)Гимн Олимпийских игр исполняется при поднятии олимпийского флага во время открытия очередных Игр, а также по их завершении. (2)В 1896 г. был впервые исполнен олимпийский гимн,  написанный греческим композитором Спиросом Самарасом. (3) Стихи Костиса Паламаса, переведенные на многие языки мира,  знали участники и болельщики Олимпиады. (4) На церемонии открытия московской Олимпиады звучала «Праздничная увертюра» Д.Шостаковича, ставшая ее музыкальной эмблемой. (5)А на церемонии закрытия 100-тысячный стадион со слезами на глазах провожал гигантского олимпийского Мишу, улетавшего в ночное московское небо под звуки трогательной песни А.Пахмутовой и Н.Добронравова. (6) Гимн «Сочи-2014» исполняют певцы, представляющие разные музыкальные жанры: София Ротару, Филипп Киркоров, Дима Билан, Валерия, Юлия Савичева и другие.

Сл.15  Проверка

Для того чтобы правильно поставить ЗП или выделить определение, что нам нужно сделать? (создать алгоритм?)

Алгоритм работы:

1. найти определение (распространенное или нераспространенное).

2.Выявить, чем выражено определяемое слово.

3. Определить, где расположено определение относительно определяемого слова.

Организует практическую деятельность по применению усвоенных знаний

Организовывает работу над составлением алгоритма

Самостоятельная работа. Осуществляют взаимопроверку, пользуясь готовым ответом

Составляют алгоритм

Запасной вариант

Работа с упр.:306 (учебник).

6. Рефлексия деятельности (итог урока)

 

УЭ-5

Осмысление

VI. Рефлексия.

 (Возвращаемся к целям и задачам урока)

  • Что повторили сегодня?
  • Чему научились?
  • Какой этап урока показался самым интересным?
  • Что было трудно?

СЛ.16  

СЛ.17 Как бы вы оценили результаты своей работы на уроке:

А) я все понял, могу этот материал объяснить другому;-5

Б) я сам все понял, но объяснить другому не берусь;-4

В) для полного понимания мне нужно повторить тему;-3

Г) я ничего не понял-2.

Есть еще один способ оценивания работы - составление синквейна

Сл. 18 Домашнее задание

Если за урок набрали менее 7 б- повторить параграфы 28-32, упражнение: 306;

если  13 и более- написать сочинение-миниатюру, употребив обособленные согласованные определения. 

СЛ. 19. Можно и я оценю вашу работу.  Синквейна

Сл.20 Напомню, как создается синквейн. (На разд. Есть)

СЛ.21 Допишите слово в синквейне, составленному по нашему уроку. 

Сл. 22. Правильно. 

Организует рефлексию.

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Сл. 23. Ребята, я надеюсь, что после сегодняшнего урока вы станете настоящими болельщиками Олимпийских игр. Все мы знаем, что победители Олимпиады получают медали. Сегодня за хорошую работу вы тоже их заслужили. Спасибо за работу.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Обособление согласованных распространенных и нераспространенных определений ( 8 класс) Рябикова В.Р., учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ №5 г. Когалым

Слайд 2

Талисманы Сочи-2014 Горный спасатель-альпинист Леопард живет в заснеженных горах Кавказа За полярным кругом в ледяном иглу живет белый мишка Зайка – самая активная жительница зимнего леса

Слайд 4

Талисманы Сочи-2014 Леопард – прекрасный сн…убордист, научивший этому виду спорта всех своих друзей и соседей. Воспитывающие Белого мишку п…лярники научили его кататься на лыжах, бегать на коньках и играть в керлинг. Зайка, веселая, активная, участвует в различных сп…ртивных соревнованиях.

Слайд 5

Цель урока: выяснить условия обособления согласованных распространенных и нераспространенных определений, научиться ставить знаки препинания при них Тема урока: обособление согласованных распространенных и нераспространенных определений

Слайд 6

Виды спорта на Олимпиаде в Сочи Биатлон Бобслей: бобслей, скелетон Конькобежный спорт: конькобежный спорт, фигурное катание, шорт-трек Кёрлинг Лыжный спорт: горнолыжный спорт, лыжное двоеборье, лыжные гонки, прыжки на лыжах с трамплина, сноубординг, фристайл Санный спорт Хоккей с шайбой Прыжки на лыжах с трамплина среди женщин Скелетон

Слайд 7

«Попади в цель» 0 – утверждение неверное X – утверждение верное

Слайд 8

«Попади в цель» Обособляются согласованные определения, если стоят после определяемого существительного. Не обособляются согласованные распространенные определения, если стоят после существительного. Обособляются определения, если относятся к имени собственному. Обособляются определения, если имеют добавочное обстоятельственное значение (причины, уступки). Не обособляются согласованные определения, если относятся к личному местоимению.

Слайд 9

«Попади в цель» Обособляются согласованные определения, если стоят после определяемого существительного. Не обособляются согласованные распространенные определения, если стоят после существительного. Обособляются определения, если относятся к имени собственному. Обособляются определения, если имеют добавочное обстоятельственное значение (причины, уступки). Не обособляются согласованные определения, если относятся к личному местоимению.

Слайд 10

«Попади в цель» X 0 X X 0 0 – утверждение неверное X – утверждение верное Критерии оценивания 5 правильных ответов – 5 б. 4 правильных ответов – 4 б. 3 правильных ответов – 3 б. менее 2 – ПОВТОРИ ТЕОРИЮ!!!!

Слайд 11

Согласованные определения обособляются не обособляются если стоят после определяемого существительного если стоят перед определяемым существительным если относятся к имени собственному если имеют добавочное обстоятельственное значение (причины, уступки) если относятся к личному местоимению

Слайд 12

Согласованные определения обособляются не обособляются если стоят после определяемого существительного если стоят перед определяемым существительным если относятся к имени собственному если имеют добавочное обстоятельственное значение (причины, уступки) если относятся к личному местоимению если отделены от определяемого существительного другими членами предложения

Слайд 13

Гимн Олимпийских игр Задание: расставьте знаки препинания (1)Гимн Олимпийских игр исполняется при поднятии олимпийского флага во время открытия очередных Игр, а также по их завершении. (2)В 1896 г. был впервые исполнен олимпийский гимн написанный греческим композитором Спиросом Самарасом. (3) Стихи Костиса Паламаса переведенные на многие языки мира знали участники и болельщики Олимпиады. (4)На церемонии открытия московской Олимпиады звучала «Праздничная увертюра» Д.Шостаковича ставшая ее музыкальной эмблемой. (5)А на церемонии закрытия 100-тысячный стадион со слезами на глазах провожал гигантского олимпийского Мишу улетавшего в ночное московское небо под звуки трогательной песни А.Пахмутовой и Н.Добронравова. (6) Гимн «Сочи-2014» исполняют певцы представляющие разные музыкальные жанры: София Ротару, Филипп Киркоров, Дима Билан, Валерия, Юлия Савичева и другие.

Слайд 14

Гимн Олимпийских игр Задание: расставьте знаки препинания (1)Гимн Олимпийских игр исполняется при поднятии олимпийского флага во время открытия очередных Игр, а также по их завершении. (2)В 1896 г. был впервые исполнен олимпийский гимн , написанный греческим композитором Спиросом Самарасом. (3) Стихи Костиса Паламаса , переведенные на многие языки мира , знали участники и болельщики Олимпиады. (4)На церемонии открытия московской Олимпиады звучала «Праздничная увертюра» Д.Шостаковича , ставшая ее музыкальной эмблемой. (5)А на церемонии закрытия 100-тысячный стадион со слезами на глазах провожал гигантского олимпийского Мишу , улетавшего в ночное московское небо под звуки трогательной песни А.Пахмутовой и Н.Добронравова. (6) Гимн «Сочи-2014» исполняют певцы , представляющие разные музыкальные жанры: София Ротару, Филипп Киркоров, Дима Билан, Валерия, Юлия Савичева и другие.

Слайд 15

Самооценка работы А) я все понял, могу этот материал объяснить другому -5 Б) я сам все понял, но объяснить другому не берусь - 4 В) для полного понимания мне нужно повторить тему -3 Г) я ничего не понял-2.

Слайд 16

Синквейн 1.Ребята, 2. умные, активные, 3. отвечали, рассуждали, выполняли. 4. Главное — хотели научиться ставить ЗП! 5. Молодцы!

Слайд 17

Синквейн Стихотворение из пяти строк: I строка - одно существительное II строка - два прилагательных III строка - три глагола IV строка -предложение, отражающее отношение к теме V строка - это слово-резюме, выражающее личное отношение

Слайд 18

Синквейн 1._________________ 2. распространенные, нераспространенные 3. выделяются, обособляются, не обособляются. 4. Главное - надо знать условия обособления. 5. Правило!



Предварительный просмотр:

Маршрутный лист ученика

ФИ________________________________________________

Номер задания

Содержание деятельности

Условия проверки

Баллы

1

Тема урока

2

Цель

3

Запишите предложение:

4

Игра «Попади в цель»

1

2

3

4

5

Критерии оценивания

5 правильных ответов – 5

4 правильных ответов – 4

3 правильных ответов – 3

менее 2 – ПОВТОРИ ТЕОРИЮ!!!! 

5

Игра «Кто быстрее»

Задание: расставьте знаки препинания

        (1)Гимн Олимпийских игр исполняется при поднятии олимпийского флага во время открытия очередных Игр, а также по их завершении. (2)В 1896 г. был впервые исполнен олимпийский гимн написанный греческим композитором Спиросом Самарасом. (3) Стихи Костиса Паламаса переведенные на многие языки мира знали участники и болельщики Олимпиады. (4)На церемонии открытия московской Олимпиады звучала «Праздничная увертюра» Д.Шостаковича ставшая ее музыкальной эмблемой. (5)А на церемонии закрытия 100-тысячный стадион со слезами на глазах провожал гигантского олимпийского Мишу улетавшего в ночное московское небо под звуки трогательной песни А.Пахмутовой и Н.Добронравова. (6) Гимн «Сочи-2014» исполняют певцы представляющие разные музыкальные жанры: София Ротару, Филипп Киркоров, Дима Билан, Валерия, Юлия Савичева и другие.

Критерии оценивания

Все ЗП-5

1 ош.-4

2 ош-3

Более 3 ош.- ПОВТОРИ ТЕОРИЮ!!!!

6

  • Как бы вы оценили результаты своей работы на уроке:

А) я все понял, могу этот материал объяснить другому;-5

Б) я сам все понял, но объяснить другому не берусь;-4

В) для полного понимания мне нужно повторить тему;-3

Г) я ничего не понял-2.

Домашнее задание

Если за урок набрали менее 7 б- повторить параграфы 28-32, упражнение: 306;

если  13 и более- написать сочинение-миниатюру, употребив обособленные согласованные определения. 

Критерии оценивания

15б.-«5»

12-14-«4»

8-11-«3»

Менее 7б.- выучи теорию-

Итого

:

Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) — пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии. В дальнейшем стала использоваться (в последнее время, с 1997 года, и в России) в дидактических целях, как эффективный метод развития образной речи, который позволяет быстро получить результат[1]. Ряд методистов полагает, что синквейны полезны в качестве инструмента для синтезирования сложной информации, в качестве среза оценки понятийного и словарного багажа учащихся

Синквейн

Стихотворение из пяти строк:

 I строка - одно существительное

II строка - два прилагательных

III строка - три глагола

IV строка -предложение, отражающее отношение к теме

V строка - это слово-резюме, выражающее личное отношение

Образец

1._________________

2. распространенные, нераспространенные

3. выделяются, обособляются, не обособляются.

4.  Главное - надо знать условия обособления.

 5. Правило!

Синквейн

  1. Урок
  2. ______________________________________
  3. _______________________________________
  4. _______________________________________
  5. _______________________________________