Проектная деятельность

Рябикова Васима Рависовна

Проектная деятельность является одной из форм организации учебного процесса, она способствует повышению качества образования, демократизации стиля общения учителей и учащихся, эффективному использованию новых умений и подходов в педагогической деятельности. Работа над проектом — это самостоятельная деятельность обучающихся: индивидуальная, парная, групповая.
Задачи проектной деятельности: -        формирование компетентности учащихся в организации проектной деятельности; -        умение планировать проект в соответствие с поставленными целями; -        развитие умений работать в команде; -        формирование навыков публичного выступления.
 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Подготовка к сочинению по картине

Ф.П.Решетникова «Мальчишки», 5 класс

учитель Рябикова В.Р.

Цель урока:

Подготовка к написанию сочинения по картине Ф.П.Решетникова «Мальчишки».

Задачи:

Задачи:

1. Формировать умение находить нужную информацию в разных источниках, анализировать ее и делать выводы.

2. Формировать навыки работы с ресурсами веб 2.0.

3. Формировать умение работать в группе.

4. Заинтересовать учащихся в более глубоком изучении литературы.

5. Развивать творческие способности учащихся.

6. Развивать познавательный интерес.

Обучающие: совершенствование навыков грамотного письма и связной речи обучающихся; обогащение словарного запаса школьников; совершенствование умения отбирать языковые средства, характерные для текста повествования.

Развивающие: развитие воображения, образного мышления, эстетического вкуса.

Воспитательные: воспитание чувства прекрасного, чувства любви к миру, интереса к искусству.

Результаты обучения:

Личностные: интерес к созданию собственных текстов; стремление к речевому совершенствованию; достаточный объём словарного запаса и грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств при создании текста сочинения в письменной форме.

Метапредметные: способность преобразовывать визуальную информацию в текстовую; способность адекватно выражать своё отношение к изображённому на картине; создавать письменный текст, соблюдая нормы его построения, свободно, правильно излагая свои мысли; соблюдать в процессе создания текста основные нормы русского литературного языка и правила правописания.

Предметные: усвоить понятие основной мысли высказывания; знать, что рассказ по картине - один из видов повествования (или описания); иметь представление о замысле художника; знать способы раскрытия основной мысли в сочинении по картине; уметь составлять рассказ-повествование (или текст-описание) на основе жанровой картины, раскрывать основную мысль текста.

Формирование  универсальных   учебных  действий

Познавательные УУД

1.Точность понимания цели работы.

2.Отбор информации (основная, второстепенная; существенная – несущественная), применение различных методов поиска информации.

3.Построение и коррекция плана работы.

4.Построение речевого высказывания (текста).

Регулятивные УУД

1. Осознание задачи  преобразовать визуальную информацию в текстовую с учётом полученных знаний по теме «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи», понимание нового уровня возможностей выражения собственных мыслей.

2. Планирование работы с учётом её этапов: коллективная (подготовка к сочинению в классе, сбор материала, усвоение задачи, обсуждение черновых вариантов), самостоятельная (создание собственного текста), редактирование (корректировка, правка, исправление ошибок и недочётов), оформление работы (аккуратность, точность).

3.Способность преодолевать трудности, возникающие в процессе работы над сочинением, поиск решений.

4. Адекватность самооценки, рефлексия, постановка новых задач.

Коммуникативные УУД

1. С достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

2. Слушать и вступать в диалог при обсуждении проблемы (вопроса).

3. Ставить вопрос  в процессе поиска информации.

4. Оформление мысли в устной и письменной  речи в соответствии с нормами русского литературного языка.

Оборудование урока:

  Презентации, картины, рисунки.

Предварительная работа: проектная деятельность (групповая)

Биографы: сообщение о жизни и творчестве Ф.П.Решетникова

Искусствоведы: рассказ об одной картине (учитель может предложить рассказать об одной из картин художника Ф.П.Решетникова.  Желательно построить работу так, чтобы были отражены различные направления в творчестве художника: картины, посвящённые покорителям севера, дружеские шаржи, рисунки, рассказывающие о героизме моряков-черноморцев, картины на детскую тему, жанровые композиции).

Языковеды: составление словарика по картине «Мальчишки»

Творческое сообщество: артисты с диалогом, рисунки по данной теме, стихи

Ход урока

  1. Определение темы. Постановка цели урока.

Учитель.  Ребята, какие виды искусства Вам известны? (Учащиеся  слушают, отвечают). Да, способов выражения чувств, эмоций, мыслей существует много, средства для этого тоже разные: у артистов балета – движение, у музыканта – звуки… Но есть ещё слово, с помощью которого можно рассказать обо всём, в том числе и о замысле музыканта, художника, об их чувствах, о своих впечатлениях от произведения искусства.  

Слайд 2.Очень точно об этом сказал К.Г.Паустовский «С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом». Попробуем в этом убедиться.

Слайд 3. Учитель. Итак, сегодня мы готовимся к сочинению  по картине Ф.П.Решетникова «Мальчишки». Уточним наши цели.

Как вы думаете, … ( Учащиеся делают  выводы).

Мы должны описать картину или придумать на основе картины рассказ на одну из предложенных тем.

  1. Работа по картине. Подготовка к написанию сочинения.

Учитель. Ребята, а как вы думаете, одинаково ли будут построены тексты, если мы напишем описание картины и рассказ по картине?

Выводы учащихся: тексты будут разные: в описании мы опишем место действия, расскажем, кто изображён, как размещены фигуры, какие краски предпочёл художник, какие мысли выразил, каково наше впечатление о картине; а в рассказе по картине мы придумаем сюжет, скажем, что было до того момента, который изобразил художник, расскажем, что происходит на картине в данный момент, придумаем реплики героев, опишем выражение их лиц, а возможно, скажем о дальнейшей судьбе ребят.  (Учителю: можно пояснить следующее: описание – это одна картина (один кадр) с подробным изображением всего, что видишь. Повествование – это ряд кадров, каждый из которых сообщает о новом действии, о новой сцене действия.

 А)Учитель: чтобы лучше понять содержание нашей картины, познакомимся с художником поближе. Слово дается группе «БИОГРАФОВ» (руководитель группы говорит о целях, задачах проекта, собирании материала и конечном продукте)  

 Приложения для БИОГРАФОВ (слайды не все анализируются!!!)

Слайд 4. 

Федор Павлович Решетников - русский художник.

Слайд 5. 

Он родился в селе, рано осиротел и должен был с юных лет думать о заработке. Сначала он помогал старшему брату, занимавшемуся иконописью, а с четырнадцати лет начал самостоятельную трудовую жизнь. Юноша брался за любую работу в жестяных, плотницких, малярных мастерских. Несмотря на все трудности жизни, стремление к искусству, проявившееся у него с детства, не уходило. Он работал на шахтах, рисовал, оформлял праздничные демонстрации, газеты, спектакли, расписывал стены клубов. В 1926 году рудничный комитет командировал Федора Решетникова в Москву на учебу. Начались годы освоения мастерства художника

Слайд 6. 

Стремление быть полезным народу, родине привело  его в самую гущу жизни. Это было время новых открытий и романтики. В 1932 году Решетников отправляется с экспедицией ледокола «Сибиряков» в арктический поход. Впервые за одну навигацию ледокол прошел Великий Северный морской путь с Запада на Восток. Суровые условия похода, общение с его участниками оказали громадное воздействие на художника. «В этой экспедиции я понял, что мне предстоит серьезный экзамен перед народом, — писал Решетников, — я должен был отчитаться своим искусством в том, что видел. А видел я настоящих людей, преданных своей Родине». Таким отчетом художника оказались его портреты полярников и картины, посвященные историческому рейсу «Сибирякова». Многие зарисовки он делал с натуры.

Через год, в 1933 году, Решетников принял участие в экспедиции ледокола «Челюскин». В сложнейших условиях работы на «Челюскине», а затем во время дрейфа на льдине, после гибели ледокола, проявились замечательные качества всех участников экспедиции. Решетников нес службу простого матроса, и вместе с тем он продолжал работать как художник. Он оформлял стенгазету «Не сдадимся», живыми юмористическими рисунками поддерживал своих товарищей.

Слайд 7.

Когда началась война, художник с первых же дней ушел в армию. Получив направление в Севастополь в качестве военного корреспондента газеты «Красный черноморец», он делал рисунки, рассказывающие о героизме моряков-черноморцев, защитников Севастополя, создавал плакаты, призывающие к борьбе с врагом, рисовал карикатуры на врагов.

Слайд 8

В конце войны по впечатлениям от увиденных событий Ф.П.Решетников написал жанровую картину «Достали языка» (1943).  Эта картина открыла ряд картин на детскую тему, которая стала одной из основных в творчестве художника. Глядя на эту картину, мы понимаем, что художник очень наблюдателен. Он  сумел передать желание ребят быть похожими на взрослых бойцов. В своей игре мальчишки передают желание быть причастными к борьбе с врагом. На картине изображены ребята военной поры, но мы так хорошо понимаем их: они увлечены игрой, у каждого в ней своя роль, чувства и эмоции ребят художник отразил в их лицах. Посмотрите, как решителен и твёрд «командир», горды своим успехом «разведчики», ответственны «часовой» и другие «бойцы». Эта картина помогает нам понять, что во время войны и ребята жили одной мыслью со взрослыми – мыслью о победе над врагом.

Слайд 9.

Позже художник создал другие картины, посвященные детям: «За мир» (1950), где он также показал желание ребят помочь взрослым в борьбе за мир. Смотрим на картину и понимаем, что в любой стране взрослые и дети мечтают о мирной жизни.

Слайд 10.

Картина «Голуби мира» (1956) отражает радость ребят от причастности к празднику. Кажется, что художник сфотографировал момент праздника, ведь движения ребят, их улыбки  написаны им так просто и точно.

Слайд 11.

А вот картина «Прибыл на каникулы» (1948), на которой изображён юный суворовец, достойно продолжающий военные традиции своей семьи. Наверное, его отец погиб на фронте, теперь мальчика воспитывает дедушка. Видно, что мальчик очень ответственный и аккуратный. Его глаза сияют от радости: у него отличные успехи в учёбе, он встретился с дедушкой и сестрёнкой, скоро праздник. Очень удалось художнику передать радостное настроение героев картины. Мне кажется, я понимаю, почему так радостны лица людей на  картинах Решетникова, написанных после войны: страшное закончилось, жизнь налаживалась, каждый получил возможность учиться и работать. Художник на своих картинах показал своё время, свою эпоху. Это отражено в одежде, в событиях.

Слайд 12.

Наверное,  самая популярная картина Решетникова -  «Опять двойка» (1952). Это целый рассказ о незадачливом ученике, получившем двойку. Коньки в его раздувшемся потрёпанном портфельчике, весь его смущенно растрепанный вид явно объясняют причину плохой отметки. Мама смотрит на него укоризненным, сожалеющим взглядом, сестра - строго, младший братишка – озорно. Зато как радуется верная и преданная Жучка, встречающая хозяина! Смотришь на картину и словно читаешь рассказ, представляешь, что было с героем до его возвращения домой, понимаешь, что он не приготовил урока, потом оправдывался перед учителем, наверное, обещал исправиться, а после урока не смог собрать свою волю и выполнить обещание: снова побежал на каток. По картине можно воссоздать характер каждого героя, потому что художник мастерски изобразил их.

Слайд 13.

Сходна по тематике и картина «Переэкзаменовка» (1954). Это словно продолжение истории: наступило лето, вот чем закончилось неумение трудиться над уроками каждый день. Не случайно художник поместил в уголке картины «Переэкзаменовка» своего героя  с полотна «Опять двойка».

Живой мир детства запечатлён на картинах Решетникова. Посмотрите, как любуется художник занятиями детей, как радуется их открытиям, мечтам, интересам. Слайды 14,15,16. Мне очень нравится рассматривать картины Решетникова, потому что это похоже на чтение небольших увлекательных историй.

Учитель. Да, это особенность жанровой картины. Сам художник говорил так:

«Жанровую картину можно сравнить с коротким рассказом. Художник захватывает зрителя, так же как писатель делает это с читателем. ...Картина дает лишь один конкретный момент из жизни героев. Все остальное дано домыслить самому зрителю».

 А теперь давайте внимательно рассмотрим картину Ф.П.Решетникова «Мальчишки».

 Б) Выступление проектной группы  «Искусствоведы» …(руководитель группы говорит о целях, задачах проекта, собирании материала и конечном продукте)  

Продукт- вопросы (распечатаны для каждого и в слайдах) В таблице предположительные ответы учащихся.

Беседа по картине по плану. Собирание материала к сочинению. Слайд 19. Составление плана.

I.  

Где происходит действие? Кто герои картины?

На крыше многоэтажного дома, высоко над городом, собрались друзья, мальчики лет 11-12, вглядываются в ночное небо, летнее ночное небо, яркие звёзды, ярко светит луна, падают тени; на фоне тёмного ночного неба; внизу  сияет огнями огромный ночной город, его очертания теряются в темноте; город сейчас не важен для ребят. Главное  - небо, поэтому оно занимает большую часть картины.

II.

Описание героев.

Два мальчика и девочка; два друга забрались в очередной раз на крышу; девчонка-соседка напросилась с ними.

1). Почему мальчишки оказались на крыше?

Любят смотреть на звёзды, много о них читают; интересуются звёздами и космическими полётами; время космических полётов; внимание ребят привлекла самая яркая звезда (падающая звезда; звезда, о которой они прочитали в астрономическом атласе); привлёк пролетающий высоко в небе спутник; мечтают увидеть пролетающую космическую станцию, о которой прочитали в газете и др.

2). О чём они говорят? О чём они мечтают?

Мечтают о полётах в космос; мечтают открыть новые звёзды; картина написана в 1971 году, в эпоху активного освоения космоса,  тогда все мальчишки мечтали быть космонавтами; рассматривая звёзды, они говорят об их величине, температуре, удалённости от земли.

3). Интересно ли им наблюдать за небом, за

звёздами?  

С интересом наблюдают; подняв голову, каждый пытается рассмотреть; хочет рассказать о положении звёзд, о том, какие звёзды расположены ближе всего к Земле. Девчонка-соседка внимательно слушает, она обещала не мешать расспросами; она вглядывается в звезду, о которой говорят мальчики; девочка внимательно, будто  заворожённая,  смотрит вверх; слушает увлекательный  рассказ о загадочных звёздах;

4). Опишите выражение лиц детей.

Удалось ли художнику передать заинтересованность  мальчиков?

Ярко освещённые лунным светом лица; сосредоточенно смотрят, пристально вглядываются, с интересом смотрят, пытаются рассмотреть, отыскать в ночном небе; глаза широко раскрыты, внимательны; они не просто смотрят в небо, а отыскивают именно ту звезду, о которой прочитали (узнали на уроке, услышали по телевизору, по радио). Ребята словно забыли и о городе, и о позднем времени, они поглощены небом и звёздами: замерли, рассматривая Большую Медведицу; отыскал на небе созвездие Лебедя и показывает другу, где оно располагается.

III.

В чём, по-вашему, особенно проявилось мастерство художника?

Кратко расскажите о своих впечатлениях от картины.

Какие чувства, эмоции вызвала картина?

Художнику удалось показать увлечённость ребят звёздами, их интерес к космическим полётам. Как и в других картинах, автор проявил мастерство изображения детей, их поз, лиц. настроения. Автор выбрал краски, позволившие точно передать на картине летнее ночное небо, городские огни: здесь разные оттенки синего и фиолетового,  лилового и розового,  жёлтого, коричневого. Ощущение мира и покоя. Хочется, чтобы мечты ребят обязательно сбылись. Желание тоже дождаться появления звёзд и рассмотреть их внимательно, ведь, наверное, это очень интересно.

Я подумал, что никогда не рассматривал ночное небо, мне захотелось его рассмотреть.

В тетрадях у детей план, записанный в процессе беседы.

I.  Где происходит действие? Кто герои картины?

II. Герои картины.

1). Почему мальчишки оказались на крыше?

2). О чём они говорят? О чём они мечтают?

3). Интересно ли им наблюдать за небом, за звёздами?  

4). Опишите выражение лиц детей.  Удалось ли художнику передать заинтересованность   мальчиков?

III. Впечатления от картины.

В чём, по-вашему, особенно проявилось мастерство художника?

Кратко расскажите о своих впечатлениях от картины.

Какие чувства, эмоции вызвала картина?

В) Учитель: проектная группа «Языковедов» работала над словарным составом …(руководитель группы говорит о целях, задачах проекта, собирании материала и конечном продукте)  

Учащимся  предлагаются словарный диктант + задание на подбор синонимов.(Смотреть в слайдах)

Учитель. На основе этих материалов мы можем написать сочинение-описание картины. А что нужно, чтобы получился рассказ  на основе этой картины?

Учащиеся  предлагают свои решения. Вывод: нужно дать детям имена, определить, что было до момента, изображённого на картине, составить диалоги ребят, подумать, что будет после этого момента.

Слайд 20. Составим план:

Рассказ на основе картины Ф.П.Решетникова «Мальчишки»

План.

I

Мальчики  мечтают стать космонавтами.

II

Звёзды перед нами!

1.Забрались на крышу многоэтажного дома.

2.Огромный город внизу.

3.Загадочное ночное небо открывает свои тайны.

а) рассказ о Большой Медведице произвёл впечатление;

б)  созвездия! Сколько же их!

4.Как же интересно отыскивать звёзды! Как здорово их открывать!

III

Мальчики пойдут в библиотеку за новой книгой о звёздах.

 Каждый может составить свой. Главное, чтобы в рассказе присутствовал сюжет.

 - перечислить сцены, которые войдут в сюжет рассказа. Слайд 21.

Д) Выразительное чтение стих Л.Татьяничевой «Мальчишка»

В конце: мы с вами убедились, что, действительно, словом можно выразить всё: и замысел художника, и свои впечатления. Ведь «словарь - это вся вселенная в алфавитном порядке» (Анатоль Франс).

Г)Творческое сообщество:  А теперь представим, о чем бы могли говорить мальчишки…Выступление артистов.

-Ребята, как вы думаете, участникам творческой группы удалось воссоздать диалог, который мог происходить там? (Ответы учащихся)

-А учит ли нас картина чему-нибудь? (ответы учащихся)

  1. Рефлексия. Продолжите предложение: «Сегодня я узнал…»

  1. Домашнее задание. Написать черновой вариант сочинения (описание или рассказ). В случае затруднений при написании обращаться к орфографическому словарю.

На следующем уроке работы выборочно зачитываются,  редактируются, оформляются.

Ресурсы:

  1. Иллюстрация «Обложка учебника» http://poznaumir.su/4833-14324-thickbox/ladyijenskaya-russkiy-yazyik-5-klass-uchebnik-v-2h-chastyah-.jpg
  2. Краски http://s46.radikal.ru/i114/0809/ed/f6f7efaa1164.png
  3. Ручка http://i015.radikal.ru/0805/1e/defc67278b36.png
  4. Ручка http://s60.radikal.ru/i168/0907/62/ce08347b747b.png
  5. Перо, бумага http://i041.radikal.ru/0908/de/28a0b725b345.png
  6. Ноутбук http://www.respect.ykt.ru/upload/products/pics2/asuseeepadtransformertf101gdock10.1touchtegra2501000102432ssdeelmgeforceulpeye128eegesepeepebtwifiandroid3-l1329979555.jpg
  7. Мальчик http://www.coloring-pages-and-more.com/images/boyatdesk.gif
  8. Мальчик http://www.librius.net/i/22/65422/i_111.jpg
  9. Мальчик http://warrensburg.k12.mo.us/iadventure/4320spring07/edonnell/Billy.jpg
  10. Девочка http://warrensburg.k12.mo.us/iadventure/4320spring07/edonnell/susan2.jpg
  11. Мальчик http://www.teacherweb.com/images/BoyAtDesk.jpg
  12. Небо http://ch.proplay.ru/images/users/gallery/31968/148775_m.jpg
  13. Город http://gorod.dp.ua/photo/usergorod/2009/12/02/49103.JPG
  14. Звёзды http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/1/57/602/57602133_00000048.JPG
  15. Книги http://orion3000.ru/uploads/posts/2010-07/1280084448_6qbvyxxnsgzap0f.jpeg
  16. http://www.maslovka.org/images/555/RES-113.jpg
  17. Достали "языка". 1945. К.М. 74х91,5 см. Брянский художественный музей  http://www.ljplus.ru/img4/m/e/mehanik_kb/detstvowirhova.jpg
  18. Прибыл на каникулы. 1948  http://mnsvu.org/gal/5/data/media/10/pribylnakanikuly.jpg

  1. Решетников Фёдор Павлович "Рисование с натуры" http://s017.radikal.ru/i443/1202/f2/086d651fad2c.jpg
  2. Мальчишки http://www.maslovka.info/images/555/RES-113.jpg
  3. Ф.П. Решетников в в мастерской. 1980  http://www.maslovka.info/images/555/RES-23.jpg
  4. Голуби мира. 1956 http://www.maslovka.info/images/555/RES-102.jpg
  5. Опять двойка! 1952 http://1.bp.blogspot.com/_vYPIDwOMhm4/SJn4WIRpO_I/AAAAAAAAN_A/bmiu1iQi0R8/s1600-h/Reshetnikov%2B%2B%2B.jpg

   10 а http://dlm4.meta.ua/pic/0/65/215/6xF0_rtFae.jpg

  1. Опять двойка! Фрагмент. 1952 http://maslovka.info/images/555/RES-93.jpg
  2. "За мир!" 1950 http://maslovka.info/images/555/RES-3.jpg
  3. Письмо в дальние края. 1952 http://www.maslovka.info/images/555/RES-89.jpg
  4. Прибыл на каникулы. Фрагмент. 1948  http://maslovka.info/images/555/RES-90.jpg
  5. Решетнитков http://reshetnikov.at.ua/reshet.jpg
  6. Решетников Ф. П. Переэкзаменовка. 1954    http://artclassic.edu.ru/attach.asp?a_no=17249


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Биографы Биограф должен найти и собрать много информации о том человеке, о котором он пишет.

Слайд 2

Решетников, Федор Павлович родился в семье потомственных иконописцев. Стал сиротой в 3 года. Воспитывал его старший брат, студент Киевского художественного училища, который оставил учебу, чтобы прокормить семью, и начал подрабатывать росписью церквей, а дома писал иконы на холсте. .

Слайд 3

Федор понимал, что без образования достичь успеха невозможно. Учиться решил в Москве. По прибытии в стольный град поступил на рабфак, а затем стал студентом Высшего художественно-технического института . Федор Решетников, будучи еще мальчиком, помогал брату растирать краски, готовить холсты — был своеобразным подмастерьем. В юношеские годы начались странствия в поисках заработка. Свои «живописные опыты» Решетников применял в оформлении клубов, провинциальных театров; совмещал «художество» с работой руководителя хора, артиста, спортивного инструктора, но его не покидало желание учиться.

Слайд 4

В качестве художника-репортера Ф.Решетников был участником заполярных экспедиций на ледоколах «Сибиряков» (1932) и «Челюскин» (1933—1934). Гибель "Челюскина". 1934

Слайд 5

Во время Великой Отечественной войны стал военным корреспондентом. Делал рисунки, рассказывающие о героизме моряков-черноморцев, защитников Севастополя, создавал плакаты, рисовал карикатуры на врагов . В отряде морской пехоты. Севастополь, 1942 год

Слайд 6

Творческое кредо художника « Достали „языка“» 1943 г. «Прибыл на каникулы» 1948 г. «За мир!» 1950 г. Я искренне желал, чтобы мои произведения были интересны народу. Любимая тема – дети и детство. Ф.Решетников


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовка к сочинению по картине Ф.П.Решетникова «Мальчишки» УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ

Слайд 2

Цель урока: развивать художественную речь ; учить описывать изображённое на картине; активизировать лексику по данной теме; расширить кругозор учащихся – познакомить с жизнью и творчеством Ф.П.Решетникова

Слайд 3

«Мальчишки» (1971 г.)

Слайд 4

Рассмотрите картину Ф.П.Решетникова «Мальчишки» Над Землёю ночью поздней, Только руку протяни, Ты ухватишься за звёзды: Рядом кажутся они. Можно взять перо Павлина, Тронуть стрелки на Часах, Покататься на Дельфине, Покачаться на Весах. Над Землёю ночью поздней, Если бросить в небо взгляд, Ты увидишь, словно гроздья, Там созвездия висят. А.Хайт

Слайд 5

Рассмотрим картину Какое время суток изображено на картине? На какие части можно разделить картину? Какие краски и тона на полотне преобладают? Кто герои картины? Где мы их видим? Как они там оказались? поздний вечер, тёмно-синее небо, огни вечернего города, освещённые окна домов, тени на крыше… небо, город, мальчики на крыше тёмные, приглушённые; неясные, размытые контуры… три друга, одного возраста, наверное, одноклассники, соседи… на крыше дома, внимательно всматриваются в ночное небо, наблюдают за звёздами…

Слайд 6

Рассмотрим героев картины Кто из мальчиков более других привлекает внимание зрителя? Чем он отличается от своих товарищей? Что свидетельствует о том, что он хороший рассказчик? Опишите выражение лиц других героев картины? Что можно сказать о характере каждого мальчика? мальчик, который находится в центре группы, является центром картины он указывает на что-то в звёздном небе, делится услышанным или прочитанным он сумел заинтересовать друзей, которые внимательно слушают его рассказ один мальчик увлечён увиденным и услышанным, застыл от восхищения второй не отрываясь смотрит на небо задумчивым, мечтательным взглядом серьёзный, целеустремлённый; очень впечатлительный; романтик, мечтатель

Слайд 7

Как вы считаете, что привлекло внимание школьников? О чём они мечтают? В космосе так здорово! Звёзды и планеты В чёрной невесомости Медленно плывут! В космосе так здорово! Острые ракеты На огромной скорости Мчатся там и тут! Так чудесно в космосе! Так волшебно в космосе, В настоящем космосе Побывать однажды!

Слайд 8

Как вы думаете, какое настроение было у художника, когда он работал над картиной? Выберите точные слова для определения настроения автора светлое, радостное, лёгкое, восхищённое, восторженное, задушевное, жизнерадостное, лирическое, вдохновенное, прекрасное, творческое, праздничное, мечтательное.

Слайд 9

Словарная работа Поз…ний вечер, тёмно-син…е небо, огни в…чернего гор…да, осв…щённые окна д…мов, тени на крыш…, ноч…ной горо…, мал..чики вн…мательно всматривают…ся в н…чное небо, н…блюдают за звёздами.

Слайд 10

Проверьте себя Поз д ний вечер, тёмно-син е е небо, огни в е чернего гор о да, осв е щённые окна д о мов, тени на крыш е , но чн ой горо д , мал ь чики вн и мательно всматриваю тс я в н о чное небо, н а блюдают за звёздами.

Слайд 11

Подберите синонимы ХУДОЖНИК — живописец, автор картины, мастер живописи, создатель полотна; КАРТИНА — полотно, произведение живописи, шедевр мастера, репродукция; ИЗОБРАЗИЛ — запечатлел, создал, воплотил свой замысел, нарисовал, показал, передал; МАЛЬЧИКИ — ребята, герои картины

Слайд 12

Составим план сочинения Несколько слов об авторе картины. Кто герои картины? Где мы их видим? Как они там оказались? Для чего они туда пришли? Как они изображены? Опишите каждого: а) роль б)внешность в)поза г)выражение лица 7.Что можно сказать о характере каждого? 8. Какую мысль пытается донести художник до зрителей?

Слайд 13

есть ли в предложении подлежащее и сказуемое (главные члены предложения); правилен ли порядок слов; правильно ли связаны слова по смыслу; не повторяются ли одинаковые слова и выражения; правильно ли написаны слова и поставлены знаки препинания. Закончив работу над сочинением в черновике, проверьте: Приступайте к работе в чистовике. Удачи!

Слайд 14

Всем спасибо за работу!

Слайд 15

Алпатов М.В., Ростовцев Н.Н. Искусство. Живопись. Графика. М.: Просвещение, 1989 г. Карасёва И.В. Поурочные аланы по учебнику «Русский язык: 5 класс». - Волгоград: Учитель, 2010 г. Романова С.А. Тематическая разработка уроков русского языка в 5 классе. - М.: Школьная пресса, 2010 г. Википедия – свободная энциклопедия http://ru.wikipedia Репродукции картин Ф.П.Решетникова: http://ru.wikipedia Использованный материал:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

игра в войну Красноармеец Командир Защита родины ребята входили в роль роль «фашиста » Мечтали о победе «Достали языка» (1943),

Слайд 2

«бывалый» портфель Сестра Братишка Расстроенная мама выглядывают коньки Верный друг Картина Решетникова «Опять двойка» . 1952 г.

Слайд 3

новогодние каникулы рапорт дедушке праздничная атмосфера на стене фотография Суворовец будущий защитник Родины « Прибыл на каникулы» 1948г

Слайд 4

Мечта космос полёт Гагарина восхищение и удивление дума о будущем и о своей мечте. «Мальчишки» 1971г.

Слайд 5

Впечатления от картины. В чём, по-вашему, особенно проявилось мастерство художника? Кратко расскажите о своих впечатлениях от картин. Какие чувства, эмоции вызвали картины?