Областной конкурс "Педагог года Тюменской области - 2016"
Предварительный просмотр:
Областной конкурс профессионального мастерства
«Педагог года Тюменской области – 2016»
Номинация «Учитель года»
КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «ЭССЕ»
Булгакова О.В.,
учитель начальных классов,
Филиал МАОУ «СОШ № 4» Падунская СОШ
Я – УЧИТЕЛЬ
Все, что изменяет нашу жизнь, - не случайность. Оно в нас самих и ждет лишь внешнего повода для выражения действием.
Александр Сергеевич Грин
В начале был поиск...
С детства меня окружал мир тысячи различных профессий. Они, как звезды в небе, манили меня, каждая своим светом. А мне надо было сделать выбор, правильный выбор: найти дело своей жизни. Буду искать...
И вот мой школьный выпускной. Держу в руках аттестат. Одна звезда засветила ярче других - я студентка юридического колледжа.
Выпускной в колледже, держу в руках диплом. Предложили работу, попробовала — нет, не мое!
И снова я перед выбором. Наверное, надо вернуться назад, чтобы вспомнить что-то важное, то, что я упустила, просмотрела в себе самой. ...В школе я влюблена в математику - «царицу всех наук» и царицу моего сердца, с нетерпением жду каждого урока русского языка и литературы, биологии и химии. …Моя близкая подруга-одноклассница просит меня объяснить решение интеграла простым, понятным языком. ...Я в роли учителя для младших брата и сестры - двойняшек - Юры и Юли. Вспомнила! Учитель начальных классов, учитель всех любимых моих наук!!!
И я снова пробую. Выпускной в университете, держу в руках Диплом. Работаю в школе, каждый день вижу умные глаза детей, отвечаю на их непростые вопросы, легко дышится - живу! Значит получилось! Звезда по имени Учитель оказалась счастливой, поиски себя в этой жизни удачно завершились, этап взросления пройден. Я нашла своё «место под Солнцем». Я стала учителем! Но это не случайность!
- Каким должен быть настоящий учитель? Какой учитель я? - теперь спрашиваю я себя.
И сразу на ум приходит: у учителя должна быть «холодная голова, горячее сердце и умелые руки». Холодная голова, чтобы быть человеком своего времени. Горячее сердце, чтобы любить своих учеников и то, что ты делаешь. Умелые руки, чтобы суметь воспитать человека времени будущего.
Я - первый учитель! Первые детские воспоминания, первая любовь, первый велосипед и первый... учитель. Не по счету - по уважению! Первый «проводник» к источнику знаний.
Я - любимый учитель! На страничку в социальной сети сквозь Интернет летит сообщение - счастливый смайлик от Киры, значит, у нее все хорошо! Для меня важно знать, что в «большой» жизни у них все хорошо. И я в ответ, за сотни километров, - улыбку - у меня тоже все хорошо.
Нынешние мои ученики каждое утро с громким криком встречают меня на пороге школы, от их светлых улыбок и искренней радости на душе становится тепло. Значит, между нами нет показных чувств, нет фальши, обмануть ребенка нельзя, не получится.
Я - ученик! Давным-давно Конфуций сказал: «Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем». Я не только учу, я и сама учусь у своих учеников, у жизни. Решая каждый день учебные, методические, технические, психологические, организационные и другие задачи, я совершенствуюсь.
Жизнь не стоит на месте - все меняется. Сегодня образование - это уже не вчера, а почти завтра. Поэтому все чаще я спрашиваю себя: «Выдержишь? Сможешь сама измениться, чтобы учить других по-новому?» И надеюсь: «Справлюсь! Должна справиться!»
Я счастлива, что нахожу поддержку среди своих коллег, что в трудную минуту могу рассчитывать на их помощь. И наше учительское братство крепнет, слабые уходят, а сильные духом остаются, остаются энтузиасты своего дела.
Я - патриот... учительской профессии! Я люблю свою работу, защищаю ее от злых, некомпетентных высказываний, своим каждодневным трудом доказываю ее важность.
Я рада, что родители моих учеников помогают мне, откликаются на мои просьбы, выполняют рекомендации, рядом с детьми в их школьной жизни, стараются понять мою учительскую позицию. Стараются, это уже значимо для меня.
Как-то у меня все гладко получилось. Вам не кажется? Возможно, кто-то из Вас подумал о том, что я являюсь ярким примером человека и учителя, смотрящего на мир сквозь «розовые очки», на грани наивности. Возможно, но это правда мой жизни. Одна сторона правды.
Конечно, я смотрю на свою работу, бесспорно любимую, максимально правдиво. Вот другая сторона правды моей учительской жизни: в бочке - под название «Работа учителя» - есть все же ложка своего «дегтя». А может даже и не одна.
Мне очень грустно от того, что из-за ежедневной рутины все меньше времени получается уделять самому главному, на мой взгляд, в нашей работе - общению с учениками. Нахожу выход - количество плавно перерастает в качество. Не слово, а личный пример, не наставник, а «катализатор». Да-да, катализатор их развития.
Мне больно поставить за четверть «двойку». «Ты ставишь эту отметку себе!»- эта фраза звучит у меня в голове как библейская истина. Но, ставлю. Себе, родителям этого ребенка, недостаткам нашей образовательной системы в некоторых ее проявлениях. Ставлю как призыв о помощи: «Помогите!», ставлю как ориентир, куда нам с Валей (Колей, Олей...) двигаться дальше.
Я против того, чтобы все дети начинали школьное обучение в одном и том же возрасте. Много приходит в 1 класс детей, не готовых к школьному обучению. И потом на протяжении всей школьной жизни - неуспех. Готовность быть учеником – это ключ к тому, чтобы быть успешным учеником! Многие дети даже в семь лет еще не готовы открыть дверь в «страну знаний», поэтому не ребенку «двойка» за четверть, а взрослым «двойка» за слепоту.
Не приемлю, когда на открытом уроке с секундомером засекают продолжительность каждого этапа. Есть для этого стандарты?! Стандарты для непредсказуемого, творческого действа? Я не спортсмен, который бежит длинную дистанцию на время, я за 45 минут должна прожить с ними маленькую жизнь!
Называю своих учеников ласкательными именами, получаю очередное замечание после открытого урока. Называю. Соня, а не Софья!
Многое другое, кажущееся, на первый взгляд, вредным и ненужным, вызывающее множество споров и негатива в обществе вокруг профессии учителя, по-моему, сама «соль» нашей работы. Обсуждаем, ищем новые пути развития системы - значит пытаемся идти в ногу со временем, живем!
Но все-таки в моей бочке больше мёда!
…На 8 Марта приходит одно «смс» с поздравлением от Вики, все слова не поместились в одном сообщении, поэтому приходит другое, а в третьем: «Ольга Валерьевна, я забыла сказать здравствуйте...».
…Смотр строя и песни. Я с мальчишками, строимся, приводим в порядок форму - мы летчики. Три девочки отпросились в класс на минутку, приходят через десять, к началу успевают. Выступает наш отряд. Среди зрителей появляются альбомные листы - транспаранты, а на них: российский флаг, салют, шары, надписи, сделанные разноцветными маркерами в спешке: «2 класс — вперед! Ура!». Мои ученики! Сами решили!
Поэтому, как у Александра Твардовского:
К обидам горьким собственной персоны
Не призывать участье добрых душ.
Жить, как живёшь, своей страдой бессонной,-
Взялся за гуж - не говори: не дюж.
С тропы своей ни в чём не соступая,
Не отступая – быть самим собой.
Так со своей управиться судьбой,
Чтоб в ней себя нашла судьба любая
И чью-то душу отпустила боль.
Вот две стороны правды моей души: для всех и для себя, оптимизм и боль за свои педагогические ошибки, счастливые мгновения общения с детством и трудности, поиск и неслучайные случайности.
Свою работу я не променяла бы ни на какую другую, поэтому каждый день с улыбкой вхожу в свой любимый класс:
- Здравствуйте!