Нацентова Екатерина Викторовна

Нацентова Екатерина Викторовна

Федеральный государственный образовательный стандарт в начальном общем образовании для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и умственной отсталостью (УО) был введен 1 сентября 2016 года. Учащиеся с тяжелыми множественными нарушениями в развитии (ТМНР), а также с интеллектуальными нарушениями в умеренной, тяжелой или глубокой степени, которые не могут пройти общую учебную программу или испытывают большие трудности в ее освоении, получают образование на основании адаптированной основной образовательной программы. На основании АООП учебное заведение разрабатывает специальную индивидуальную программу развития (СИПР), которая должна учитывать особенности конкретного ученика с УО и его образовательные потребности. Цель создания и реализации данной программы заключается в приобретении учащимся максимально возможной самостоятельности в решении ежедневных задач; обеспечении включения учащегося в общество на основании поэтапного индивидуального планомерного расширения опыта;Специальную индивидуальную программу развития (СИПР) разрабатывают сроком на один год, в процессе создания участвуют специалисты, которые занимаются с ребенком, а также его родители. Группы детей, которым требуется СИПР В 1991 году появилась классификация детей, которые нуждаются в индивидуальной программе (предложена В.А. Лапшиным и Б. П. Пузановым). Согласно ей, выделяют группы детей со следующими нарушениями: зрения (слабовидящие или слепые); слуха (слабослышащие, глухие, позднооглохшие); речи (т.н. логопаты); опорно-двигательного аппарата; психического развития; поведения и общения; с умственной отсталостью. Наличие у ребенка ТМНР подразумевает сочетание нескольких видов отклонений (слепоглухонемые, слепые с УО, глухие с УО и т.д.). Часто в таком случае СИПР для детей с тяжелой умственной отсталостью предполагает обучение на дому.
Источник: https://www.menobr.ru/article/65361-qqq-17-m11-sipr-dlya-detey-s-umerenn...

Вадим В

Знакома ли Вам структура СИПР для детей с умеренной умственной отсталостью.

Гриднев Ю.А.

Мир Вам, уважаемая Екатерина! Вы единственная, через кого я имею возможность связаться со своей школой. Дело в том, что у меня имеются небольшие заметки, касающиеся учителей моей и Вашей школы №53. Просьба посмотреть. Мне подумалось, что эти заметки моли бы сгодиться коллективу школы в воспитании у ребят уважительно отношения к учителям. Многая Вам, благая и плодотворная лета. С уважением Гриднев Ю.А. выпускник КССШ №53 1965 года.

Уважаемые учителя моей родной Каменно – Степной средней школы №53!
Практически в каждой школе имеются стенды, посвященные лучшим своим ученикам, их успехам и достижениям после получения аттестата зрелости. За многие, многие годы. Но редко встретишь школу, где наглядно, без ложной скромности было бы рассказано об учителях, научивших и воспитавших тех успешных учеников (успехи нашего, 1965 года выпуска состоят в том, что около 70% ребят поступили в ВУЗы от МИФИ до СХИ и ЛТИ). Предлагаю восполнить этот досадный, неблагодарный пробел, воздать должное нашим учителям. Вот мои учителя, которые 11 лет учили и воспитывали меня более 50-ти лет назад:
- Щукина Фаина Дмитриевна – первая учительница
- Иванов Алексей Михайлович – директор школы, литература
- Коробов Петр Андреевич – завуч, география
- Ускова Эмма Дмитриевна – русский, литература
- Алексеева Мария Николаевна – русский, литература
- Борисова Александра Михайловна – математика
- Гапонов Иван Федорович – физика
- Гапонова Матрена Петровна – химия
- Винокурова Мария Корнеевна – ботаника, классный руководитель в 5-7 классах
- Коммодова Вера Алексеевна – рисование, черчение
- Пискунов Алексей Григорьевич – математика, классный руководитель в 8-11 классах
- Кипер Софья Соломоновна – литература
- Морозов Василий Дмитриевич – история
- Калинина Нина Ивановна – немецкий язык
- Мыльцин Валентин Михайлович - физкультура
1954 год. Каменно-степная средняя школа № 53. И первая учительница –
Щукина Фаина Дмитриевна. Фаина Дмитриевна, «с седыми прядками над нашими тетрадками», «ставила» нам руку, мы учились складывать слоги, из слогов – слова, а потом и предложения. Учились читать и писать. Она дала нам первичные знания не только по русскому языку, но и по литературе, математике, естествознанию в самом широком смысле этого понятия, музыке, рисованию, немалому числу различных рукоделий и много-много еще чему. Честь и хвала Фаине Дмитриевне за полученное нами начальное ускорение в познании мира, за все, что она для нас сделала, чему научила, низкий поклон и сердечная благодарность!
А в пятом классе «пошли мы по рукам». По каждому предмету – отдельный учитель. Те же буквы – да не те. Те же цифры – да не те. Как по спирали мы все выше и выше поднимались по лестнице знаний, все глубже вгрызались в их недра.
Ускова Эмма Дмитриевна, Алексеева Мария Николаевна. Русский язык и литература. Подлежащее и сказуемое, прилагательное и деепричастие, корни, приставки, суффиксы и окончания, падежи, склонения и спряжения – все это мы узнали от Эммы Дмитриевны и Марии Николаевны, они научила нас, как с помощью этих определений грамотно строить слова и предложения, писать диктанты, составлять изложения и сочинения. «Буря мглою небо кроет…», «…люблю я пышное природы увяданье…», «…а Васька слушает, да ест…» - все эти прекрасные строки мы узнали от Эммы Дмитриевны и Марии Николаевны. То, что я до сих пор пишу почти без ошибок – плод их трудов и их заслуга. По сей день благодарен я им за такую науку.
Борисова Александра Михайловна. Алгебра. Абстрактное мышление начинается с алгебры: как это вместо конкретных цифр стоят какие-то отвлеченные буквы? Сразу и не сообразишь. А Александра Михайловна объяснила и научила вместо цифр использовать буквы, составлять и решать уравнения, извлекать корни и делать все это быстро. Ее любимым выражением было: «Мне нужны темпы. Темпы! Темпы!!!!». А дроби? Правильные и неправильные, простые и сложные, обыкновенные и десятичные… Заплутаешь! Александра Михайловна все разъяснила, все разложила по полочкам так, что всем всё стало ясно и никто больше не плутал. Глубина и прочность знаний, вложенных в наши головы Александрой Михайловной таковы, что я и сейчас моему внуку – девятикласснику правлю домашние задания. Вот за это ей большое спасибо.
Гапонов Иван Федорович. Физика. Если сказать, что Иван Федорович – автор наших знаний по статике, динамике, механике, электрике и другим разделам физики – значит ничего не сказать об Иване Федоровиче. Учитель от Бога! Заслуженный Учитель СССР. Оригинально, по-своему объяснял почти каждую тему так, что каждый ученик запоминал надолго, если не навсегда. Этому способствовали и его бесподобные рисунки (Бидструп отдыхает), и его комментарии опытов (из гидравлики: «…поршень давит на жидкость, ей деваться некуда и она течет куда надо…», сила трения: «тянет-потянет, а вытащить никак; пока не преодолеет силу трения…»), и его самодельные (в большинстве изготовленные самостоятельно) наглядные пособия: действующий макет парового отопления многоэтажного дома с подкрашенной жидкостью, примитивный, но действующий макет электродвигателя постоянного тока, модель самолета АН-2 с электроприводом: не летал, но гонял по классу очень резво. Все лабораторные столы оборудовал электропитанием и физико-механическими приспособлениями. Светонепроницаемые шторы с дистанционным управлением. Вдоль двух стен класса стояли стеклянные витражи с приборами, макетами и наглядными пособиями, глазеть на которые мы ходили как в музей. Экскурсии Ивана Федоровича в гидрометобсерваторию с запуском резинового зонда, на сельскую электростанцию с тепловозными дизелями и полуметровыми поршнями произвели на деревенских ребятишек, особенно парней, неизгладимое впечатление и помнятся до сих пор. Школьный радиоузел – тоже детище Ивана Федоровича, работа которого требует отдельного повествования. В знак уважения к Ивану Федоровичу дисциплина на уроках физики была весьма отменной и даже легенда класса Сорокин Толя, о котором Иван Федорович, увидев его как-то в сельском клубе, сказал: «Стоит у стены, воротник поднят, шапка на глазах, руки в карманах – того и гляди кинджял вытащит.», Сорокин Толя на физике сидел как первоклассник со сложенными перед собой руками. А внеклассные занятия? Сборка детекторного приемника, демонстрация фильмов на киноаппарате «Украина» (до сих пор могу), проведение школьных олимпиад по физике с решением заковыристых задач повышенной сложности (типа сопротивление куба между противолежащими вершинами) и многое другое – всем этим Иван Федорович щедро и плодотворно делился с нами, в том числе и в свое личное время. Низкий поклон и сердечная благодарность Ивану Федоровичу за такую школу.
Гапонова Матрена Петровна. Химия. В отличие от физики, химия – это дисциплина, проявление которой в жизни не так заметно, не так наглядно. Химия – это внутреннее строение веществ и различные их свойства в зависимости от этого строения. В этом – главная сложность в постижении этой мудрёной науки. И особое умение учителя, чтобы растолковать школярам эту мудрёность. Матрёна Петровна обладала такой способностью в полной мере. Она объяснила нам строение атомов веществ, какие там протоны и нейтроны, вокруг которых с бешеной скоростью скачут электроны. И как зависят свойства веществ в зависимости от наличия этих трёх частиц – и изменение активности по группам и периодам, и валентность, и способность образовывать те или другие химические соединения. А какие химические опыты она научила нас проводить! И возгонка йода, и получение из марганцовки кислорода и горение в нём стальной проволоки, и «лисий хвост» при травлении азотной кислотой, и «бегающий» по воде натрий и много-много ещё чего интересного и познавательного, что до сих пор держится в памяти. Честь и хвала Матрёне Петровне за такую крепкую науку с нашим низким поклоном!
Винокурова Мария Корнеевна – ботаника. Наш классный руководитель с 5 по 7 классы. Мария Корнеевна – это первое, близкое знакомство с флорой, с миром растений. И не только знакомство, но и непринуждённое приобщение, привитие любви к живой природе. Помимо изучения материала в учебнике – сборы гербариев местных растений, выращивание рассады дома и в классе, посадка овощей, ягод, фруктов и уход за грядками на пришкольном участке, озеленение класса геранью, комнатными розами, фикусами, алоэ и много ещё какими красотами. Это приобщение и любовь к растениям нашли своё продолжение в настоящее время на нашем дачном участке.
Пискунов Алексей Григорьевич – математика, классный руководитель в 8-11 классах. Алексей Григорьевич продолжил, развил и приумножил наши познания в математике, заложенные Борисовой Александрой Михайловной. Мы углубились в корни разных степеней, системы уравнений, логарифмы алгебры, познали параллелепипеды, пирамиды, конусы, биссектрисы, медианы, катеты геометрии и синусы, косинусы, тангенсы, котангенсы тригонометрии. Был заложен крепкий, надёжный фундамент познаний, позволивших нам поступить и продолжить обучение в институтах и университетах. Наша искренняя благодарность Алексею Григорьевичу за полученные глубокие и прочные знания.
Иванов Алексей Михайлович – директор школы, литература. Заслуженный Учитель СССР. Суров, но справедлив. Когда на перемене Алексей Михайлович выходил в зал – вся ребятня с 1-го по 11-й класс замирала и смирнёхонько распределялась вдоль стеночки. В 8-м классе познакомил нас с замечательной, романтичной литературой России Х1Х века. Пушкин, Толстой, Лермонтов, Тургенев, Достоевский… Обладал способностью определять: выучил ты урок или нет. Я единожды не прочитал отрывок из «Пугачёва» А.С.Пушкина – и «1» уверенно обосновалась в дневнике. Правда, на следующем уроке исправил на «4». Вместе с тем Алексей Михайлович был заядлым театралом и нам прививал любовь к постановкам. Организовал драматический кружок и мы под его руководством играли «Цыган» А.С.Пушкина. Мне почему-то досталась роль молодого цыгана. Помнится до сих пор.
Кипер Софья Соломоновна – литература. То, что мы основательно в течение 9 – 11 классов изучили произведения русской советской литературы ХХ века – заслуга Софьи Соломоновны. Горький, Фурманов, Шолохов, Маяковский, Твардовский… Для лучшего усвоения материала она для нас, сельских школьников, организовала поездку в Воронеж на спектакль «Поднятая Целина» в областной драмтеатр им. А.Кольцова. И по возвращении целый урок делились мнениями и впечатлениями об увиденном, услышанном, почувствованном.
Вот вспоминаю наших учителей и у каждого: «оригинально объяснял…», «умело растолковывал…», «обладал способностью донести…», «прививал любовь к…»… Складывается впечатление, что все они в своих пединститутах изучали дисциплину «Любовь к знаниям». По сути дела, как мне представляется, главная задача школьного учителя – не дать знания, а научить, привить ученикам потребность, любовь к знаниям, любовь к поиску знаний и овладению ими. Наши учителя с этой задачей блестяще справились!
Коммодова Вера Алексеевна – рисование, черчение. Познание, понимание и, если хотите – любовь к живописи, в первую очередь к русской – вот это, без преувеличение, Вера Алексеевна в нас вложила, показывая репродукции и рассказывая о Сурикове, Репине, Левитане, Васнецове, Перове…. С благодарностью её вспоминал, когда выдавалась возможность побывать в Третьяковке, Эрмитаже, провинциальных наших музеях и полюбоваться шедеврами живописи. Ну и, конечно, азы, основы черчения – этого языка всякой техники, глубоко заложенные в наши головы, которые я потом успешно применял в политехническом институте, да нередко и сейчас в повседневных домашних делах.
Коробов Петр Андреевич – завуч, география. Континенты, моря и океаны, горы и равнины, народы, города и страны, полезные ископаемые, пассаты и муссоны – обо всём этом интересно и захватывающе поведал нам Пётр Андреевич, щедро обвешивая классную доску и стены географическими картами. И гордость Петра Андреевича – географическая площадка! С реками, горами, действующим вулканом, гидрометеооборудованием и прочими прибамбасами рельефа Земли. А потом оказалось, что всё это – не только география, но и, оказывается, тяга, стремление, любовь к странствиям, путешествиям, которые потом, в студенчестве, проявились и вылились в турпоходы и поездки по лесам и весям Воронежского края, рекам Воронеж и Дон. Вот такая география!
Морозов Василий Дмитриевич – история. Историю – прошлое – надо знать, чтобы понять настоящее и подготовиться к будущему. Так Василий Дмитриевич обосновывал необходимость и потребность в своём предмете, подводя, так сказать теоретическую базу под это. И потом от Египетских пирамид, через завоевательные походы средневековья, до политики по переделу мира показывал жизнеспособность такой базы. Так мы постигали историю.
Калинина Нина Ивановна – немецкий язык. Начиная с азов – алфавита, грамматики, прошедшего, давно прошедшего, настоящего и будущего – Нина Ивановна вводила нас в незнакомый мир немецкого языка. Постепенно, понемногу, к аттестату зрелости мы могли достаточно понятно изъяснять свои мысли на немецком языке. В этом главная заслуга Нины Ивановны.
Мыльцин Валентин Михайлович – физкультура. В здоровом теле – здоровый дух. С этим не поспоришь. Да и кто из 16-17 летних не желает иметь и здоровое тело и здоровый дух. Сам обладая недюжинными физическими способностями, Валентин Михайлович с удовольствием и азартом развивал то же и у нас. Козла в спортзале освоили все. К кольцам, висевшим в коридоре, на переменах не пробьёшься. Половина мальчишек из класса с гирями были на «ты». На спор на переменках приседали по 250-300 раз. Многие из нас на лыжах бегали по 2-3 разряду. Прыжки в длину и в высоту. И, конечно же, футбол и хоккей – эпидемия мальчишек всех времён и народов. Вот таким образом стараниями Валентина Михайловича наш здоровый дух был обеспечен здоровыми телами.

Иван Харлампиевич – учитель по труду (как это тогда называлось) в 5-6 классах моего обучения. К стыду своему – фамилию не припомню. Но руки мои, наученные Иваном Харлампиевичем, помнят столярную и слесарную науку и по сей день. «Золотые руки» - это про него. Но главное – эти «золотые руки» удачно и успешно сотрудничали с талантом педагога. Неторопливый, рассудительный, терпеливый – таким он мне помнится и сейчас. Пилить, строгать, точить, сверлить Иван Харлампиевич почти всех нас, в особенности мальчишек, научил в совершенстве. Результат – мой дом, дача уставлены изделиями собственного изготовления. Да и дом на участке поставлен в основном своими руками. Учитель от Бога – не преувеличение, а самое достойное звание для Ивана Харлампиевича – учителя по труду.
Вот что мне сподобилось вспомнить о моих учителях, вводивших меня в интересный и удивительный круг знаний в славные школьные годы. Буду весьма рад, если мои воспоминания хотя бы в какой-то степени помогут рассказать о наших славных учителях Каменно – Степной средней школы №53. Теперь имени заслуженного учителя России Иванова Алексея Михайловича

Добавить запись

Защита от спам-роботов