Моя педагогическая философия

 Устинова Ирина Викторовна

  Статья-размышление о педагогике.               

                                                                                                           Зажечь своих учеников….        

 

                                                                                               (  Моя педагогическая философия)

 

                                                                  Как мозаику жизнь из кусочков сложу,
                                                                 Каждый в памяти я, не в руках, удержу.
                                                               Вот кусочек любви... Жаль, что крохотен он,
                                                                               Но звездою горит среди серых времен!
                                                                         Вот удачи момент, рядом – счастья туман...
                                                             И его отпущу в прошлых дней океан.
                                                                         Сколько жить?
                                                         Как проплыть между рифов и скал?
                                                                Свет в душе сохранить и найти, что искал?



Каждый человек ищет свой путь в бурных потоках времен. Говорят, нас по жизни ведет незримый ангел. Мы выбираем друзей, профессию; испытывая желание чего-то добиться, накладываем на нить провидения собственную волю. Итог наложения, переплетения этих путеводных нитей – жизненный путь человека. Мой жизненный путь   в далеких  90-х г.  ХХ века привел меня в школу, о чем я нисколько и никогда не жалела. Единственный вопрос, который я задавала себе: «Как же мне стать настоящим учителем? Как сделать так, чтобы ребятам на моих уроках было интересно, чтобы моё стремление дать им частичку знаний, отзывалось в их душах желанием эти знания получить, применить их в жизни. А еще, что немаловажно, как сделать так, чтобы ребята росли добрыми, отзывчивыми, порядочными людьми. Как воспитать их настоящими людьми?» Ведь обучение без воспитания немыслимо.

 «Воспитывать -  значит любить». Любить свой предмет, работу, детей  - все, что и кто тебя окружает. Я поняла простую истину, что надо чаще прислушиваться к голосу своего сердца. Потому что только оно зорко, руководствоваться только любовью к детям, потому что это огонь, мерцающий в ночи. Если его нет, то везде мрак, жутко и холодно. Но когда он с нами, то способен отогреть всех, его тепла  и света хватит на долгие годы. И так было и будет всегда, потому что   на любви держится мир!

 Я знаю, любви настоящего педагога хватает на всех: умных и ленивых, пытливых и невнимательных, грустных и веселых — таких разных детей. Дети смотрят на нас доверчиво и беззащитно, с надеждой на поддержку и понимание. Очень часто только нам, а не друзьям или родителям могут они доверить свою тревогу и боль. Мы для них именно те люди, которые способны вопреки действительности указать путь к Синей птице, той мечте, которая есть у каждого ребенка.

 Я знаю, что в руках педагога  сделать ребенка хоть чуточку счастливее. А что же такое счастье? Счастье... Оно многогранно. Оно и в том, чтобы человек сумел раскрыться как личность, чтобы не зарыл талант (а он есть у каждого!), а стал творцом. Счастье в умении наслаждаться красотой окружающего мира — и создавать красоту для других. И на уроках я учу  этому ребенка! Но самое главное - научить его любить и — что не менее важно — принимать любовь окружающих его людей. Поэтому современному учителю надо бытьмудрым, но не скучным, открытым, но не назойливым, уверенным в себе при любых обстоятельствах, но не напористым. Мудрая заповедь гласит: «Не будь господином своим детям - будь им другом». Поэтому я считаю, что надо уважать в ребенке человека! « Ведь человек – это звучит гордо!»

Я считаю, чтобы помочь детям стать взрослыми, надо видеть себя в детях, надо принимать их, как повторение своего детства:

Существовала некогда пословица,

 Что дети не живут, а жить готовятся.

Но вряд ли в жизни пригодится тот,

 Кто, жить готовясь, в детстве не живет!

Поэтому я, дорогие коллеги,  чаще ставлю  себя на место учеников, чтобы с годами лишь лучше понимать, что их интересует, что обижает, что делает счастливыми.

Но все, что я говорила выше, может разбиться об один-единственный, но очень большой камень преткновения - полное отсутствие у ученика желания учиться.  Желание учиться!

Можно заучить правила и стихотворения  наизусть, можно научить учиться, но как добиться того, чтобы каждый хотел этим заниматься? Низкий уровень познавательного интереса учащихся – это серьезная проблема, которую учитель пытается решить в меру сил и способностей. Нетрадиционные уроки и активные формы обучения – не панацея, а способ разбудить «болото», заставить «камчатку» перестать быть периферией и переместиться поближе к «центру». И, когда мне это удается, я вижу блестящие глаза того, кто смог одержать победу над собой, над своей ленью или над сложной темой.

Да это и неважно, над чем или кем одержана победа, главное в другом – «дорогу осилит идущий…».

А победа приходит к тому, кто не поленился за ней сходить. Я согласна с высказыванием Теодора Рузвельта: Пожалуй, не существует более важной черты характера, чем твердая решимость. Юноша, который хочет стать великим человеком или так или иначе оставить след в этой жизни, должен решиться не только преодолевать тысячу препятствий, но и побеждать, несмотря на тысячу неудач и поражений. Когда сам педагог горит, только тогда он может зажечь своих учеников. Одних абсолютных знаний для этого мало. Нужно именно гореть! Ведь педагогика — это тоже искусство. А искусство, если оно настоящее, всегда покоряет людей.

Ученье – не нравоученье,
Ребёнок, словно пилигрим:
Он странник в мире слов и знаний,
Мы вместе этот мир творим!

Время пролетает неумолимо быстро, и вот уже  за плечами опыт  работы, два выпуска … Но желание давать знания, гореть,  дарить тепло души не прошло, а значит,  я выбрала верный путь.