Готовимся к ЕГЭ

 Устинова Ирина Викторовна

 

imageЛюбой вариант ЕГЭ по русскому языку состоит из 3-х частей:

 

ЕГЭ по русскому языку. Часть АЧасть "А". Каждое задание сопровождается ЧЕТЫРЬМЯ вариантами ответа, из которых только ОДИН правильный, а остальные - правдоподобные, но неверные.

ЕГЭ по русскому языку. Часть ВЧасть "B". Краткий ответ формулируется самостоятельно и записывается в бланк ответов словами или числами в17клеточек, при этом:

  • каждый символ (буква или цифра) записывается в ОТДЕЛЬНУЮ клеточку;
  • начертание символов ДОЛЖНО СООТВЕТСТВОВАТЬ ОБРАЗЦАМ;
  • многословный ответ в части "В" должен записываться СЛИТНО;
  • слова (при перечислении) и числа РАЗДЕЛЯЮТСЯ ЗАПЯТОЙ;
  • запятая записывается в ОТДЕЛЬНУЮ клеточку;
  • ответ следует вводить НАЧИНАЯ С ПЕРВОЙ клеточки.

Нарушение ВЫДЕЛЕННЫХ требований приводит к фатальным ошибкам и к значительному снижению тестового балла.

ЕГЭ. СочинениеЧасть "С"– задание с развернутым ответом. Выполняется по исходному тексту и проверяется экспертами. При выполнении на ЕГЭ по русскому языкузадания части "С":

  • создавать литературный шедевр не требуется, равно как и проводить подробный лингвистический анализ исходного текста;
  • рекомендуемый объем письменной работы - не менее 150 слов;
  • 75 слов и менее - это НОЛЬ баллов;
  • более 300 слов испортят настроение эксперту, а уж он-то в долгу не останется.

Залог успеха при выполнении на ЕГЭ по русскому языку части "С" –соблюдение всех формальных критериев, которыми руководствуются эксперты при выставлении оценок.
Вот они, эти критерии (в скобках - максимальное значение первичного балла):

  1. Формулировка проблем исходного текста(1)
  2. Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста(2)
  3. Отражение позиции автора исходного текста(1)
  4. Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме(3)
  5. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения(2)
  6. Точность и выразительность речи(2)
  7. Соблюдение орфографических норм(3)
  8. Соблюдение пунктуационных норм(3)
  9. Соблюдение языковых норм(2)
  10. Соблюдение речевых норм(2)
  11. Соблюдение этических норм(1)
  12. Соблюдение фактологической точности в фоновом материале(1)
    Итого: (23)первичных балла по всем критериям проверки.

По критериям 5, 6, 9 и 10 даже у экспертов ЕГЭ нет единого мнения, авторы ЕГЭ-шных пособий стараются обходить их стороной, а выпускники могут только догадываться, о чем идет речь.

«Первичные и тестовые баллы ЕГЭ-2012»

Забудьте про школьные оценки. Наша с вами задача - заработать на ЕГЭ по русскому языку МАКСИМАЛЬНЫЙ тестовый балл по 100-балльной шкале. Именно ЭТОТ тестовый балл будет учитываться приемными комиссиями вузов.

  • КАЖДЫЙ правильный ответ в заданиях А1-А30 и В1-В7 приносит ОДИН первичный балл ЕГЭ.
  • Задание В8 -до 4-х первичных баллов(по 1 баллу за каждый правильно указанный во фрагменте рецензии термин );
  • Первичные баллы ЕГЭ за выполнение части "С" выставляются экспертами.
  • Максимальное количество первичных баллов за все части теста ЕГЭ -64;
  • Результаты ВСЕХ участников ЕГЭ проходят статистическую обработку в Центре Тестирования (шкалирование) и преобразуются  в  ТЕСТОВЫЙ БАЛЛ  ЕГЭ;
  • "64"первичных балла ОДНОЗНАЧНО соответствуют тестовому баллу "100".            imagewww.ege.edu.ru/ru/classes-11/egerus/       ссылка 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sredstva_vyrazitelnosti.docx15.37 КБ
Файл microsoft_word_document_2.docx25.27 КБ

Предварительный просмотр:

  Тест по теме: «Средства выразительности»

1. Какой термин обозначает «повторение отдельных слов или оборотов в начале предложений, из которых состоит высказывание»?

1) антитеза
2) анафора
3) эпифора
4) лексический повтор

2. Какой термин обозначает стилистический контраст, противопоставление разных явлений и понятий?

1) оксюморон
2) антитеза
3) антонимы
4) анафора

3. Какое средство выразительности не относится к лексическим средствам?

1) фразеологизмы
2) эллипсис
3) индивидуально-авторские слова
4) антонимы

4. По какому принципу объединены в пары слова? Найдите «четвёртое лишнее»:

1) гипербола, литота
2) анафора, эпифора
3) антонимы, синонимы
4) метонимия, синекдоха

5. Обращение, призванное выражать отношение автора к тому или иному объекту:

1) риторический вопрос
2) риторическое обращение
3) олицетворение
4) эпитет

6. Дословная выдержка из какого-либо текста, сочинения, приводимая для подтверждения своей мысли - это ...

1) пословица
2) цитата
3) поговорка
4) афоризм

7. Необычное соединение слов, противоречащих друг другу, логически исключающих друг друга:

1) антитеза
2) антонимы
3) оксюморон
4) зевгма

8. Новые и необычные слова, создаваемые авторами для определённых художественных целей, являющиеся принадлежностью индивидуального стиля:

1) неологизмы
2) разговорная лексика
3) индивидуально-авторские слова
4) термины

9. Укажите неверное утверждение:

1) перифраза – троп, состоящий в употреблении вместо слова или имени описательного сочетания
2) оксюморон – замена множественного числа единственным, употребление названия целого вместо части или части вместо целого
3) градация – стилистическая фигура, состоящая в расположении ряда слов в порядке нарастания или ослабления их смыслового и эмоционального значения
4) омонимы – разные по значению, но одинаковые по написанию и звучанию единицы языка.

10. Художественный прием (троп), при котором образ создается посредством сравнения одного объекта с другим:

1) сравнение
2) синекдоха
3) метонимия
4) метафора



Предварительный просмотр:

 Проверь себя

Морфологические способы  образования слов в русском языке

  1. Укажите ряд, в котором все слова образованы приставочным способом
  1. Неисправный, предыстория, завить
  2. Взвивать, вгрызаться, изжевать
  3. Воистину, преискусный, кое – где
  4. Разметить, помесячный, намешать
  1. Укажите ряд, в котором все слова образованы суффиксальным  способом
  1. Домешивать, обособить, отважный
  2. Приотворить, осязательный, пионерка
  3. Надписывать, описка, секретничать
  4. Бессемейный, неустанный, усач
  1. Укажите ряд, в котором все слова образованы приставочно - суффиксальным  способом
  1. Помахать, внутриматериковый, перековывать
  2. Незнайка, обездолить, подготовить
  3. Разветвить, оповестить, развалить
  4. Набедренный, сбежаться, наручник
  1. Укажите ряд, в котором все слова образованы бессуффиксным  способом
  1. Пробег, блеск, загон
  2. Кожица, синь, зелень
  3. Взрыв, вход, мужик
  4. Посудина, практик, сход
  1. Укажите ряд, в котором все слова образованы путём сложения
  1. Предпраздничный, сверхсложный, суперинтересный
  2. Многослойность, лётчик – космонавт, товарооборот
  3. Овощехранилище, трёхметровый, контригра
  4. Орденоносец, грязелечебница, светостойкий

Ответы

  1. А
  2. В
  3. Г
  4. А
  5. Г

1. Какое слово образовано приставочным способом?
      а) сдержанный
      б) подоконник
      в) засушливый
      г) безопасный

2. Какое слово образовано приставочным способом?
      а) правнук
      б) всмотреться
      в) безвкусица
      г) по-русски

3. Какое слово образовано суффиксальным способом?
      а) рыбачий
      б) перечитать
      в) созвездие
      г) обезболить

4. Какое слово образовано бессуффиксным способом?
      а) упрек 
      б) ручей
      в) окружность
      г) жадина

5. Какое слово образовано приставочно-суффиксальным способом?
      а) восход
      б) заповедник
      в) выполнение
      г) насухо

6. Какое слово образовано способом слияния (сращения)?
      а) трехпроцентный
      б) быстроходный
      в) скоропортящийся
      г) лесопарк

7. Какое слово образовано способом сложения?
      а) международный
      б) обороноспособный
      в) перекресток
      г) сверхъестественный

Проверь себя

Неморфологические способы образования слов в русском языке

  1. Укажите номера предложений, в которых есть слова других частей речи, употреблённых в роли сущ-х

     

  1. Будущее состояние деревни мало интересовало Ивана Кузьмича.
  2. Моё будущее обещало быть безоблачным.
  3. Настоящее нас мало радует.
  4. Тополя, окружающие дом, облетели и выглядели очень уныло.
  5. Окружающие недоверчиво выслушали своего попутчика.
  6. Младший был очень похож на своего отца.
  7. Семеро одного не ждут.
  8. Отдыхающие в тени деревьев курортники наслаждались запахами моря.
  9. Твой вчера на школьной спартакиаде чемпионом стал.
  10. По дороге они встретили пьяного, который, пошатываясь, что-то пробормотал.
  11. Приговорённых к расстрелу выстроили в колонну.
  12. Успокой плачущих, согрей обиженных – и твоя душа наполнится радостью.
  13. Прошлые беды тревожили её душу.
  14. К новенькому в классе быстро привыкли и полюбили за доброту и чувство юмора.
  15. Плавающие у берега лебеди совершенно не боялись людей.
  16. Я не мог скрыть своего горестного разочарования.
  17. К тонущему кораблю со всех сторон спешили на помощь суда.
  18. У тонущего оставалась одна надежда: его несло течением на отмель.
  19. В лесу девчушки долго не могли найти трёх телят.
  20. Один пашет, а трое руками машут.

Ответы

2,3,5,6,9,10,11,12,14,18,20

 (1)В эту ночь Ягнич впервые получил травму. (2) Ударом волны его бросило на палубу и прижало к тросам, и, когда к нему подбежали молодые моряки, он без их помощи даже не мог подняться. (3) Схватив под руки, оттащили его в лазарет, но и там старику не стало легче. (4) Стонал, чего от Ягнича никто ещё никогда не слышал. (5) То была недобрая примета. (6) В ночь тяжкого испытания выведен из строя надёжнейший мастер, единственный и незаменимый знаток парусного дела, тот, кто всех их, курсантов, обучает в рейсе, без кого они были бы просто беспомощны. (7) Промокший до последней нитки, корчился он от боли, хватался за живот. (8) Ягнич погибал. (9) Умирал мастер!

(10) Приступ ли аппендицита или  что-то там ещё приключилось, но только старика скрутило так, что кое – кто из курсантов совсем упал духом: крышка деду. (11) Смерть человека всегда пугает, а сейчас это было вовсе ужасно, ведь она подкрадывалась к Ягничу, который для юных мореходов был и наставником и отцом, воплощением незыблемости и главной духовной опорой; с его уходом парусник как бы лишался души. (12) Да ещё в такой грозный час, в такую ревущую ночь!..

(13) А Ягнич, их мудрый наставник – психолог, даже мучаясь, думал о том, что могло происходить сейчас в неокрепших курсантских душах, что сталось бы с ними, ежели бы он вдруг так вот, по-глупому, взял да и отдал бы концы. (14) Нет, старый, ты не должен, не имеешь права покинуть сейчас свою вахту, оставить хлопцев на произвол судьбы!..

(15) И, когда судовой врач предложил немедленную операцию, Ягнич торопливо прохрипел:

(16) – Да, согласен!

(17) Ягнич, который всю медицину считал сплошным обманом, сейчас добровольно и безропотно подставлял себя под нож. (18) Сначала врач велел привязать больного к койке, велел привязать и себя, иначе шторм помешал бы операции. (19) В другой раз Ягнич, конечно, ни за что не согласился бы на вмешательство в его могучее тело. (20) Но сейчас с покорностью ягнёнка лёг под нож без всякого сопротивления, ибо так нужно было товариществу. (21) Речь шла не только ведь о его спасении…

(22) Под утро шквал пронесло, успокоившееся море осветилось солнцем. (23) Капитан снова облегчённо вздохнул: люди живы, судно держится на воде, хотя и жалкий имеет вид после такой трёпки… (24) Курсанты, когда врач  наконец – то разрешил навестить им Ягнича, застали старика измождённым, но в умеренном состоянии духа.

(25)  - Теперь ещё поживу, - сказал он.

(26) Сами исхудавшие, измученные, измордованные схватками со стихией, ребята пытались шутить. (27) Но его занимало другое: (28) – Как там наверху? (29) Как бизань? (30) А грот? (31) А фок? (32) Не разнесло?

(33) –Там порядок. (34) Ну ты, дед,  даёшь! (35) Из потустороннего рейса вернулся. (36) Вот за это любим и поздравляем!

(37) И пытались уточнить:

(38) –Откуда такая феноменальная жизнестойкость организма?

(39) Ягнич, кажется, и сам не мог этого до конца объяснить.

(40) –Сердце, видать, оказалось живучее, двужильное.

(41) Ягнич признавался в этом смущённо, с виноватой улыбкой, будто испытывал неловкость, что такого переполоху наделал. (42) Сердце сердцем, но было ведь и другое! (43) Но не сознаваться же ему, что не мог оставить их, желторотых, в такую тяжкую минуту.

(44) А сердце… (45) Оно знает, когда ему нужно быть неумирающим, двужильным!

Задания

  1. Из предложений 1-4 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом
  2. Из предложений 2-4 выпишите слово, образованное бессуффиксным способом
  3. Из предложений 3-4 выпишите слово(а), образованное(ые) приставочным способом
  4.  Укажите способ образования слова ИСПЫТАНИЕ из предл. 6

Ответы: 1.впервые, 2.ударом, 3.оттащили, никто, никогда, 4.суффиксальный

ПРОВЕРЬ СЕБЯ

  1. Из 1-2 выпишите слово(а), образованное(ые) приставочным способом
  2. Из 4-5 выпишите слово, образованное бессуффиксным способом
  3. Из 10-11 выпишите слово, образованное путём сложения
  4. Из 11-12 выпишите слово(а), образованное(ые) бессуффиксным способом
  5. Из 13-14 выпишите слово, образованное приставочно-суффикс. способом
  6. Из 13 выпишите слово(а), образованное(ые) приставочным способом
  7. Из 15-18 выпишите слово(а), образованное(ые) бессуффиксным способом
  8. Из 17-19 выпишите слово, образованное приставочно-суффикс. способом
  9. Из 18 выпишите слово(а), образованное(ые) приставочным способом
  10. Укажите способ образования слова ТОВАРИЩЕСТВА из 20
  11. Из 23-24 выпишите слово, образованное приставочно-суффикс. способом
  12. Из 37-40 выпишите слово(а), образованное(ые) путём сложения
  13. Из 41-43 выпишите слово(а), образованное(ые) бессуффиксным способом
  14. Укажите способ образования слова ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬ из 38

Ответы

  1. Прижало, подбежали
  2. Примета
  3. Мореходов
  4. Опорой, уходом
  5. По-глупому
  6. Происходить, неокрепших
  7. Обманом
  8. Сначала
  9. Привязать, помешал
  10. Суффиксальный
  11. Снова
  12. Двужильное
  13. Переполох
  14. суффиксальный

B каком предложении есть слово, образованное путем перехода из одной части речи в другую?
      а) Я композитор, но сейчас выступаю как пианист.
      б) Когда я вошёл в переднюю и заглянул в залу, я увидел умилительную картину.
      в) Вытряхнули из шкафа остатки хлеба, муки и крупы, чтобы не развелись мыши.
      г) Потом она надела очки и прочитала несколько слов пришедшей накануне телеграммы.